Что посмотреть в строгановском дворце
Строгановский дворец
Строгановский дворец в Санкт-Петербурге — один из узнаваемых символов Северной столицы и настоящее украшение Невского проспекта. Дворянская резиденция стала революционным инженерным сооружением своего времени, продолжив традиции стиля «русское барокко». Сегодня это не просто памятник архитектуры и музей, а полноценный культурный комплекс мирового значения, где проводятся театральные, музыкальные фестивали и выставки выдающихся художников.
Цены и режим работы Строгановского дворца
Стоимость билетов в Строгановский дворец в 2021 году:
Право на бесплатное посещение имеют:
Дни открытых дверей:
График работы Строгановского дворца зависит от дня недели — с пятницы по понедельник и в среду двери открываются в 10:00 до 18:00, в четверг расписание смещается на 3 часа — с 13:00 до 21:00. Вторник — выходной день, часы работы в праздники и каникулы объявляются заранее.
История
Дворец в дошедшем до нас виде — это перестройка 1754-го года, когда по приказу барона Сергея Строганова одноэтажный особняк на Невском проспекте начали расширять до полноценного дворца. Ответственным инженером за возведение назначили Франческо Растрелли, который до того момента не соглашался работать по частным заказам, но авторитет будущего хозяина и солидное финансирование сделали своё дело — к стройке присоединились лучшие зодчие страны.
Буквально за два года скромный по дворянским меркам дом превратили в роскошную резиденцию, отделанную мрамором и золотом. Уже при жизни первых владельцев оформились гостиные, бальные залы, рабочие кабинеты и богатейшая картинная галерея. В росписи потолочных плафонов, стен и оформлении мебели принимали участие видные итальянские живописцы и скульпторы, специально приглашённые в Россию для украшения дворянского гнезда.
Конец XVIII века стал для дворца временем большой перестройки, занимался ей небезызвестный Андрей Воронихин, бывший крепостной крестьянин, выучившийся на зодчего и получивший вольную грамоту. Именно он придумал Минералогический кабинет — двухуровневую залу с купольным парапетом по центру. Позже её превратят в бильярдную комнату, а купол закроют прозрачным стеклом, сейчас вместо него пролёт на два этажа украшает огромная хрустальная люстра.
Первая публичная выставка прошла во дворце в 1897-м году, а после революционных событий фамильное имение добровольно передали в народную собственность. Консервация интерьеров для будущего музея заняла два года, и уже в 1919-м здесь открылась полноценная экспозиция. Спустя 15 лет произошёл спорный эпизод реставрации — кремово-розовый фасад стал пастельно-зелёным, и весь советский период ленинградцы знали только такой оттенок здания.
За войну и блокаду дворец чудом не был разрушен бомбёжками и обстрелами, с 1937-го внутри размещалось военное ведомство, которое не слишком церемонилось с дореволюционными интерьерами. К концу 1980-х состояние здания было плачевным — его погубило время, а не вражеские пули. Перекрытия сильно обветшали, особенно пострадала библиотека, где вся декоративная отделка была из ценных пород дерева, не пережившего 200 лет.
После передачи помещения Русскому музею начались масштабные реставрации. Фасаду наконец-то вернули первоначальный цвет, буквально вручную восстанавливалась антикварная мебель и отделка залов. К 300-летию Санкт-Петербурга Строгановский дворец снова распахнул двери для посетителей. В пустовавшем крыле открылся Музей шоколада, остальные залы максимально приближены к историческим интерьерам — от екатерининской эпохи до начала XX века.
Экскурсии по Строгановскому дворцу
В настоящее время для осмотра открыты 25 помещений, включая две парадные лестницы, картинную галерею и Минералогический кабинет. Большая часть постоянной экспозиции находится на втором этаже — сразу после входа гостей ждут галереи с временными выставками, сувенирный магазин и два вестибюля. Один из них сохранился практически в неизменном виде — за него и отвечал зодчий Воронихин, работу которого высоко ценили даже гости из Европы.
Печальнее судьба сложилась у главного зала и гостиной — их пришлось восстанавливать по обрывочным фотографиям и акварельным рисункам. Частично сохранился паркет — разные цвета узора в нём соответствуют породам дерева, включая царский самшит и сандал. Оттуда ведут двери в парадную или зеркальную столовую — она украшена роскошными мраморными колоннами, а выставленные напротив окон зеркала визуально увеличивают помещение, делая его очень светлым.
Другая часть постоянной экспозиции посвящена русскому ампиру XIX века, а именно — периоду правления Александра I. В нескольких залах собраны уникальные коллекции императорского фарфора и подлинных предметов быта той поры. Два не менее интересных зала — два кабинета графини Софьи — наследница рода Строгановых работала в них над картинами, писала стихи и очерки о петербургской жизни. Трудно поверить, что в таких суровых интерьерах могла жить благородная дама.
Завершить осмотр дворца советуют в картинной галерее или Арабесковой гостиной. Второй вариант интереснее, ведь каждый рисунок здесь со своей историей. По сути — вся комната это один большой комплимент классическому искусству Италии. Роспись на стенах повторяет фрески из лоджий Ватикана, мозаики Помпей и другие значимые образы Античности и Ренессанса — графика сплетается в единый сюжет о гармонии и неотделимости человеческой красоты от природы.
Интересные факты
Знаменитый мясной деликатес бефстроганов, по одной из версий, был придуман в стенах дворца придворным поваром Андре Дюпоном. Говядина в горчично-сметанной подливке настолько полюбилась гостям дворянского гнезда, что ещё в XIX веке вошла в европейский стандарт ресторанного дела как «исконно-русское» блюдо. Для широкой публики рецепт впервые опубликовали в 1861-м году в нашумевшем кулинарном сборнике Елены Молоховец «Подарок молодым хозяйкам».
Возведение дворца сопровождалось нелестными слухами о его первом владельце. На месте будущей резиденции стоял доходный дом, треть которого принадлежала несговорчивым хозяевам, никак не желавшим уезжать с Невского проспекта. Стройка началась только после большого пожара по соседству, который вынудил собственника принять условия Строгановых. Была ли это трагическая случайность или умышленный поджог — загадка до сих пор.
Парадный фасад Строгановского дворца выходит на «красную линию» Санкт-Петербурга — маршрут, который по дореволюционному закону можно было застраивать только богато украшенными домами в едином стиле, чтобы не портить облик города. Если зайти со стороны набережной реки Мойки, то можно увидеть, насколько отличается вид здания — оно оформлено скромнее, без обилия золотой лепнины вокруг окон и мраморных скульптур, присущих вычурному барокко.
Вплоть до Октябрьской революции дворец оставался так называемым «открытым домом». По милости хозяев, сюда мог зайти совершенно любой человек, если он «одет прилично, умысла злого не имеет и с правилами этикета знакомый». Так в дворянском гнезде периодически появлялись разночинцы, купцы и зажиточные крестьяне — им разрешалось приходить на торжественные обеды, участвовать в литературных вечерах и даже появляться на балах.
Изначально во дворце не предусматривалось ни одной спальни. Династия Строгановых отличалась известной любовью к долгим путешествиям, и огромный особняк чаще всего использовался для балов, официальных встреч и работы, но не как место ночлега. Другой любопытный факт — страшное суеверие семейства — каждое воскресенье, ровно в полночь в комнатах зажигали по канделябру с церковными свечами, чтобы тёмные силы не искушали представителей рода.
Сфинксы Строгановского дворца — местный талисман и персонажи городских легенд. Считается, что они первые «каменные звери» Санкт-Петербурга, созданные неизвестным скульптором, но это не так. Египетские стражи — всего лишь копия утраченных ещё до революции сфинксов, их высекли заново в 1950-х и поставили к бывшему парадному крыльцу. Суровые львы с человеческими головами до сих пор охраняют внутренний дворик от непрошеных гостей и пользуются неизменным успехом у туристов.
Как добраться
Достопримечательность расположена в историческом центре Санкт-Петербурга, ближайшая станция метро — «Невский проспект». Выходить из зала нужно на нечётную сторону, чтобы Казанский собор был по левую руку. Дальше — прямо, никуда не сворачивая, через набережную Грибоедова 400 метров, розово-белое здание дворца будет хорошо видно издалека.
Наземным транспортом туристам будет добираться ещё проще и быстрее, автобусная и троллейбусная остановка «Большая Конюшенная» находится прямо напротив парадного входа во дворец. Останется только перейти дорогу на ближайшем светофоре.
С такси в Санкт-Петербурге дефицита нет. Популярные мобильные приложения Uber, Maxim и Яндекс работают без перебоев. Единственная сложность — постоянные пробки Невского проспекта, поэтому машину лучше бронировать хотя бы за 12 часов до поездки. С уличными таксистами связываться не рекомендуют никому — тарифы будут такие, что проще пойти пешком.
Путешественникам на своём автомобиле повезло меньше — ближайшая бесплатная парковка находится за Казанским собором (59.933679, 30.325089), откуда идти дальше, чем от станции метро. Вдоль набережной Мойки стоянка разрешена, но найти там свободное место — большая удача даже зимой, поэтому стоит задуматься об общественном транспорте.
Увлекательная история Строгановского дворца и обзор дворцовых интерьеров
Строгановский дворец
Строгановский дворец – творение Бартоломео Растрелли, великолепное здание розового цвета, выполненное в стиле барокко. Находится в Санкт-Петербурге на углу Невского проспекта с Мойкой.
О владельцах дворца
Дворец интересен тем, что принадлежал одному роду, семейству Строгановых. Семь поколений баронов и графов Строгановых сменились в доме – родовом гнезде. Выходцы из крестьян Вологодской области, купцы и промышленники Строгановы славились сказочным богатством. Они владели заводами, землями, тысячами крепостных, занимались пушным и рыбным промыслом, горнорудной добычей.
В 1558 году царь Иоанн Грозный выдал семье грамоту на освоение территории Предуралья. Строгановы снарядили поход Ермака в Сибирь отвоевывать для России новые земли. В Смутное время семья помогала царю Василию Шуйскому, за что получила дворянское звание.
Во времена Петра I Строгановы щедрыми денежными пожертвованиями помогли царю завершить войну со шведами. Во время Северной войны Григорий Дмитриевич Строганов подарил царю два боевых фрегата. Неподдельная радость и искренняя благодарность государя так вдохновили дарителя, что он построил и вооружил пушками еще два военных корабля.
Легенда сохранила эпизод из жизни Строгановых. Угощая Петра I обедом, хозяин громадных солеварен и горных разработок Строганов, преподнес царю на десерт бочонок с золотом, прося коленопреклоненно принять угощение.
Заслуги Строгановых перед престолом Петр I отметил указом в 1722 году, даровавшим сыновьям Григория Дмитриевича Строганова баронский титул. Поэтому младший сын сподвижника российского императора Сергей Григорьевич Строганов позволил себе строительство дома в центре Санкт-Петербурга, пригласив любимого архитектора императрицы Елизаветы Петровны Бартоломео Растрелли.
Придворный архитектор не брал частных заказов, но для барона Сергея Григорьевича Строганова сделал исключение, причем с согласия императрицы.
Интересные факты о строительстве
Создание дворца Строгановых – единственный случай в России, когда придворный архитектор разработал здание для частного заказчика. Строительство велось небывалыми темпами с 1753 по 1754 годы.
Заказчик пребывал в восторге от построенного дома и воздал должное архитектору. Употребив свое влияние и заплатив бешеные деньги, Сергей Григорьевич Строганов добился того, чтобы прославленный итальянский живописец Ротари, приглашенный в Россию императрицей, написал также и портрет Растрелли. Получив портрет, Строганов повесил его в самом нарядном зале дворца.
Создавая дом Строгановых, архитектор работал самозабвенно. Капризная императрица Елизавета постоянно смиряла полет фантазии зодчего. Здесь же, не стесненный никем, Растрелли создает бесподобное здание в стиле барокко. Богатство и пышность просматривается во всем: в фасаде, щедро украшенном лепниной, нарядных колоннах, скульптурах, родовом гербе Строгановых в виде двух соболей.
Императрица, посетив шикарный бал Строгановых, устроенный в честь открытия дворца, восхищенная красотой и пышностью убранства, распорядилась свои именины праздновать в доме Строгановых.
Архитектура здания
Дворец построен «глаголем» – в плане трехэтажное здание имеет форму буквы Г. Дома Строгановых, расположенные на пересечении реки Мойки с Невским проспектом, архитектор объединил общим фасадом в стиле барокко. Этим и объясняются небывалые темпы строительства: Растрелли создавал дворец на готовых фундаментах с использованием стен и сводов нижних этажей.
Фасады, выходящие на Мойку и Невский проспект, украшены изысканной архитектурой в итальянском стиле с аналогичной композицией. В центре – портик, на фронтоне которого герб Строгановых, (два соболя, держащие в передних лапах щит с медвежьей головой), увенчанный баронской короной.
Соболи и медвежья голова – символ Сибири, в покорении которой участвовали предки Строгановых, снарядив туда поход Ермака.
Каждая деталь в архитектурном облике дворца свидетельствуют о богатстве и знатности рода Строгановых. Торжественный облик здания в изысканном светло-розовом цвете манит величием. Фасад впечатляет утонченностью и самобытностью. В простенках между окнами – медальоны с мужским профилем, придающие фасаду неповторимый вид – рельефное изображение графа Сергея Строганова. Со стороны Невского проспекта фасад украшают фигуры кариатид.
Дворцовые интерьеры
У входа – строгановские гранитные сфинксы, стражи дворца, в котором 50 просторных искусно украшенных лепниной залов и парадных комнат. Нижний этаж отведен для прислуги, на втором и третьем этажах – парадные и жилые апартаменты хозяев.
Дух захватывает от красоты и роскоши: золото, зеркала, лепнина, наборный паркет, каждая комната неповторима. Танцевальный зал, столовые, библиотека, музыкальные гостиные, комнаты для игр отделывались с помощью Растрелли.
В 1790 году пожар уничтожил внутреннее убранство дворца. Чудом уцелел танцевальный зал, отделанный Растрелли. Остальные комнаты восстановлены по рисункам и планам зодчего.
Дворец после пожара перестроил архитектор Андрей Воронихин, бывший крепостной Строгановых, выкупленный ими на волю и отправленный учиться за границу, где и получил образование. Пристроенные архитектором флигели превратили дворец в четырехугольное здание.
Обзор залов и помещений
Со временем интерьеры переделывали с требованием меняющейся моды и потребностями владельцев. Над внутренним убранством дворца работали 20 архитекторов, в том числе Растрелли, Воронихин, Садовников, Иван Колодин, Карл Росси.
Большой двусветный зал – для проведения балов и концертов. Зал площадью 128 квадратных метров с высоким потолком и хорами для оркестра, огромными зеркалами, украшенными лепным растительным орнаментом, кажется воздушным. Большие декорированные окна, расположенные в два яруса по пять в каждом, занимают стену.
Фигуры атлантов и кариатид поддерживают карниз, опоясывающий зал по периметру. Возле балконов – амуры с гирляндами белых цветов. Потолок покрывает живописный плафон «Триумф героя» площадью 125 квадратных метров. Выполнен итальянским художником Джузеппе Валериани на 13 отдельных холстах, обрамлен роскошной колоннадой с нишами и скульптурами. Стены оформлены лепкой по рисункам Растрелли. Убранство зала дополняет наборный паркет из экзотических пород дерева.
Парадная лестница украшена лепниной и железными вызолоченными перилами.
Картинная галерея создана скульптором Воронихиным. Помещение протяженностью 28 метров делится на три части – центральную и две лоджии, расположенные в начале и в конце галереи.
Центральная часть выделена колоннами из искусственного мрамора, на барельефах – аллегории Живописи и Скульптуры. Стены, обитые шелком, занимают картины, обрамленные золоченым багетом. Для удобства гостей расставлена дорогая резная мебель: 6 диванов и 14 кресел, обитых зеленым шелком. Украшает Галерею малахитовая ваза высотой 134 см и диаметром 107 см.
Искусствовед и критик Александр Бенуа называл Картинную галерею «душой» строгановского дворца. Здесь знаменитая коллекция живописи, которую Александр Сергеевич Строганов собирал 40 лет. Президент Академии художеств, он использовал коллекцию как учебный класс. По воскресеньям Галерея с картинами прославленных художников Рембрандта, Боттичелли, Ван Дейка, Пуссена, открывалась для любителей искусства Санкт-Петербурга.
Жемчужина парадного интерьера – Минералогический кабинет, который первоначально предназначался для экспонирования коллекции минералов, собранных Строгановыми, но затем их вытеснили книги. Поэтому Минералогический кабинет двухъярусный, в первом – огромное собрание книг, во втором – минералов.
Первый ярус декорирован в античном стиле барельефами четырех стихий: Земли, Воздуха, Огня и Воды. Потолок оформлен плафоном, пол – из редких видов дерева. Своды, на которые упирается второй ярус, поддерживают мраморные колонны.
Арабесковая гостиная украшена живописными панно с гротескными изображениями животного мира – копиями ватиканских фресок Рафаэля. Над входом в гостиную – копии изображений, украшавших виллу Цицерона.
Парадная столовая, небольшая по площади, выглядит просторно, благодаря огромным зеркалам, помещенным в простенки между полуколоннами.
Чем прославился Строгановский дворец
После окончания строительства барон Сергей Григорьевич Строганов поселился в новом дворце с супругой Софьей Кирилловной и сыном Александром, который стал владельцем имения (отец умер через 2 года) и знаменитым представителем строгановского рода.
В строгановском доме собиралась верхушка общества. Во резиденции устраивались шумные балы и маскарады. Здесь блистали красавицы Петербурга, проходили музыкальные и поэтические вечера, демонстрировались театральные постановки, балет и опера. Здесь спорили о науке и литературе образованные представители русской культуры: Крылов, Фонвизин, Державин, Карамзин.
Александр Сергеевич – образованный человек и искусствовед, собирал коллекции картин и скульптур, владелец минералогических и нумизматических коллекций. В Большом зале собирались инициаторы создания в Петербурге Публичной библиотеки, директором которой стал граф Строганов.
Известный меценат, президент Академии художеств, помогал художникам, скульпторам, выкупил из крепостной неволи Андрея Воронихина и отправил учиться за границу. Граф поощрял театральное искусство, его дом называли «приютом муз».
В 1766 году в присутствии Екатерины II во дворце Строганова прошли выборы депутатов комиссии по составлению Нового Уложения. Десять лет жизни граф Александр Сергеевич Строганов посвятил строительству Казанского собора на Невском проспекте. По его представлению утвержден проект собора, строительство которого граф спонсировал.
Гостеприимство в доме Строгановых
Строгановы жили с царским размахом, содержали 600 слуг и славились щедростью, хлебосольством и гостеприимством. В доме регулярно устраивали «открытые» бесплатные обеды. Во внутреннем дворе, украшенном скульптурами, накрывали столы, которые «ломились» от всевозможных русских угощений. Обедали все желающие.
Легенда рассказывает о том, что на обед много лет каждый день приходил скромный петербуржец. Однажды он не пришел, решили, что человек умер, но никто не мог вспомнить имя: люди приходили сюда свободно, независимо от социального положения.
Восстановление дворца
Дворец передан в управление Русскому музею 4 апреля 1988 года. Зданию присвоен статус объекта культурного наследия.
В 1992 году Россию посетила баронесса Элен де Людингаузен, внучатая племянница графа Сергея Александровича Строганова, живущая в США. Наследница Строгановых, видя увядающие храмы и дворец, учредила Благотворительный строгановский фонд для финансовой поддержки реставрационных проектов Строгановского дворца и воссоздание храмов России.
К 2003 году восстановлен торжественный облик здания. Дворец манит своим величием туристов со всего мира. Реставрация продолжается.
Строгановский дворец в Санкт-Петербурге — фото, адрес, история
Санкт-Петербург бога своей историей и славится своей величественной архитектурой. Одним из достояний города является Строгановский дворец. Уникальное здание, построенное в ХVIII веке неизменно продолжает привлекать к себе многочисленных туристов.
Этим старинным домом владела купеческая семья Строгановых. Сегодня, в нем расположился филиал Русского музея, который, гостеприимно открывает свои двери для многочисленных туристов.
Стоимость билетов
Цена входного билета колеблется в зависимости от возраста посетителя
График работы
Как добраться
Дворец находится в пешей доступности от станции метро «Невский проспект», на автобусах №3, 7, 22, 27 или троллейбусах №1, 5, 7, 10, 11, 22 можно доехать до остановки «Большая Конюшенная улица». Поскольку это центр города, то парковок рядом нет. Если не любите общественный транспорт, то лучше доехать на такси.
Строгановский дворец: история создания
Из исторических фактов известно, что участок на Невском проспекте, под строительство будущего дворца, изначально принадлежал портному Иоганну Нейману. Он то и начал отстраивать дом из камня, к которому примыкали строения жилищ придворного повара Шестакова и адъютанта генерала Салтыкова – Янкова.
Недостроенный дом Неймана и был куплен братьями Строгановыми, примерно в 1942 году. Так как изначально он был единым комплексом для трех семей, Неймана, Шестакова и Янкова, то фасады спроектировали в едином стиле, что немало огорчало барона Строганова, который хотел все переделать по своему вкусу.
Но в то время существовала строгая дисциплина по градостроению в центре города. Известный факт, что Барон никак не мог договориться с соседом поваром о выкупе его части дома. Шестаков не желал расставаться с ним, по причине того, что дом находился в сердце Санкт-Петербурга.
Строительство было начато в 1753 году и окончено в 1754. В некоторых источниках указывается, что дворец был возведен за 6 недель. Это строительство назвали стремительным. Оно облегчалось тем, что строилось на конструкциях предыдущих домов.
В средине ХVIII Невский проспект активно застраивался дворянскими домами. И после окончания строительства, Сергей Григорьевич Строганов, принадлежавший к роду Новгородских купцов, разбогатевших за счет Уральских солеварен, поселился в своем новом дворце вместе с супругой Софьей Кирилловной и сыном Александром. Последний и стал самым знаменитым представителем строгановского рода и владельцем родового гнезда.
Строгановский дом стал чрезвычайно популярен. В нем собиралась вся блистательная верхушка общества, проводились шумные балы и маскарады, театральные постановки, балет и опера.
Были вхожи Фонвизин, Державин, композитор Бортнянский. Сама императрица Елизавета Петровна, почтила честью Строгановых церемонией празднования своего дня рождения. Александр был образованным человеком и искусствоведом.
После смерти отца, продолжил собирать коллекцию произведений искусства: картин, скульптур. Так же во дворце была обширная минералогическая и нумизматическая коллекция.
Семья Строгановых слыла богатейшими людьми. Они часто устраивали благотворительные обеды во внутреннем дворе, на которые могли прийти все желающие горожане. Строгановы держали приличный штат прислуги, в исторических документах упоминается о более 600 человек обслуживающего персонала.
Строгановский дворец: залы
Дворец включил в себя полсотни просторных искусно украшенных лепниной залов.
Так же как и дворец, все интерьеры выполнены были в стиле барокко. Высокие потолки, главный зал с огромными зеркалами и скульптурами, кажется огромным и воздушным.
Главная его достопримечательность – это необыкновенной красоты плафон, созданный знаменитым итальянским живописцем Джузеппе Валериане из тринадцати холстов, которые обрамляют необыкновенной архитектурной красоты колоннада и балюстрады.
Это единственное помещение, которое сохранилось в барочном стиле и не было перестроено. Все остальные помещения получили новое оформление уже к концу ХVIII века, автором проекта был архитектор Деменцов.
Обеденные залы Строгановского дворца
Строгановский дворец выполнен в лучших канонах стиля барокко. В обеденных залах дворца полсетите получит возможность увидеть места, где обедали представители высших слоев того времени. Перед посетителем предстанет четыре зала, выполненных в разных стилях: классицизм, барокко и рококо.
Доступ в залы («Орденский», «Гербовый», «Тронный» залы и «Аванзал» ) является свободным для всех. На данном этапе там был открыт ресторан «Русский Ампир». Это место станет настоящей находкой для желающих почувствовать себя императором. Рецепты тщательно восстанавливались из книг времен Российской империи.
Каждый зал снабжен разной посудой, выполненной из фарфора. Стол сервируется в лучших традициях барокко с помощью позалоченных приборов и хрусталя.
Просторная галерея вмещала в себя большое количество картин прославленных художников Рембрандта, Боттичелли, Ван Дейка, Пуссена и многих других. Были отдельно оформлены залы Публичной библиотеки и минералогического кабинета.
Минералогический кабинет строгановского дворца
Кабинет спроектировал А.Воронихин, сейчас он считается архитектурным шедевром. Известно, что граф Строганов был любителем книг и коллекционировал минералы. С учетом таких увлечений Ворохин выделил первый ярус под огромное собрание книг, а второй для минералов.
Потолок кабинета был украшен плафоном, а пол выполнен из редких видов дерева.
Время жестоко обходилось в миниралогическим кабинетом, в 19 веке из него даже сделали бильярдную. Однако к настоящему моменту кабинету полностью вернули первозданный вид. И он продолжает восхищать посетителей своим величием.
Строгановский дворец внутри: интерьеры
Ближе к концу 18 века, дворец начали перестраивать, менять некоторые интерьеры следуя новым модным веяниям в архитектурной моде. Уменьшалась барочная пышность и вычурность форм. Зеркальную Галерею заменили на Парадную Столовую. Интерьер стал выглядеть более просторно благодаря зеркальным панелям, которые разместили между полуколоннами ионического ордера.
Мы переехали в Анталию. Все подробно рассказываем в нашей группе в контакте: https://vk.com/antalya2. Также смотрите наши видео на YouTube: https://youtu.be/Ox-vg2P2kJo
Минералогический кабинет, является завершающим звеном Невской анфилады. Он считался шедевром русской архитектуры того времени. Сначала в нем экспонировались исключительно минералы. Потом его дополнила и огромная коллекция книг. Кабинет был выполнен в двух ярусной технике.
Первый был украшен барельефами четырех стихий в античном стиле, второй ярус поддерживался колоннами выполненными из искусственного мрамора. Купол был расписан перспективной живописью, которая была выполнена предположительно П.Гонзаго.
К сожалению, многочисленные протечки из – за последующих переделок повредили эту роспись. Одно из лучших творений Воронихина располагается в восточном крыле корпуса. Картинная галерея изящно и деликатно отделанная, вмещала огромное количество картин, которые занимали все плоскости стен.
Картины собирались более 40 лет и обрамлялись резными золочёными багетами. Стены были обиты шелком, колонны из искусственного мрамора, для удобства гостей расставлялась дорогая резная мебель.
Некоторые кресла восстановлены и выставлены на экспозиции в наше время. Так же в залах дворца представлена коллекция восковых фигур, в которой представлено семейство Строгановых, известных людей того времени, которые принимали участие в строительстве и обустройстве дворца, а так же члены царской фамилии.
Сфинксы строгановского дворца
Одна из визитных карточек Санкт-Петербурга — это сфинксы. Строгановские были самыми первыми из установленных. Их разместили у парадного входа.
Хотя вначале они украшали спуски к воде на Строгановской даче построенной по проекту А.Н. Воронихина на берегу реки Большая Невка.
О том, что они действительно украшали эту лестницу, ведущую к воде свидетельствует, картина Воронихина написанная маслом «Вид Строгановской дачи», их можно отчетливо там разглядеть.
В 1908 году дача была перестроена, а гранитные сфинксы переехали и украсили дворец. Автор их неизвестен и выглядят они довольно наивно, но именно после их появления, гранитные стражи стали появляться по всему городу.
Архитектура здания
Проектирование и возведение дворца, Сергей Григорьевич Строганов доверил Франческо Бартоломео Растрелли. Который, уже на тот момент был прославленным придворным архитектором.
Хотя он никогда не брался за строительство частных домов, для барона было сделано исключение. Богатство и пышность стиля барокко просматривалось во всем от фасада, щедро украшенными лепниной, нарядных колонн, скульптур, до родового герба Строгановых в виде двух соболей до внутреннего убранства.
Сторона, обращенная на Мойку, была не такая нарядная, но выглядела изящно. Над окнами первого этажа архитектор расположил медальоны с античными неизвестными профилями. Кто это, до сих пор не выяснено. Существует гипотеза, что это сам Растрелли увековечил себя таким образом.