Что посмотреть в театре подросткам
8 необычных и смелых спектаклей для подростков
Они очень молоды, носят джинсы и свитера с оленями, их зовут Маша, Андрей, Наташа. Только фамилии у них — Болконские и Ростовы, и говорят они словами Льва Толстого. Это спектакль рассказывает подробно об одном персонаже «Войны и мира», княжне Марье Болконской, героине второго плана. Все остальные предстанут через призму ее наблюдательного взгляда. В таком прочтении актеры могут позволить себе быть нелепыми и смешными, сентиментальными и пафосными и делают это с тактом и вниманием к великому тексту.
Спектакль по мотивам философских сказок Сергея Козлова можно смотреть как с открытыми, так и с закрытыми глазами — вслушиваться в звуки и запахи леса, ощущать влажный туман и коснуться запыхавшегося зайца.
Стремительный спектакль по пьесе Лермонтова в современной редакции Михаила Угарова. Свои отношения семья Арбениных выясняет в просторном холле, окруженном с трех сторон зеркальными дверями лифтов: здесь кажущееся одиночество легко может нарушить толпа, сделавшая остановку на этаже, где может находиться респектабельная квартира, а может — и светское казино с маскарадом.
Одновременно беззащитный и агрессивный пафос персонажей и заветное желание одного из них полететь в космос, обаятельная самоирония и бесстрашная работа актеров в эстетике комикса — все это компоненты спектакля Филиппа Авдеева по пьесе Любы Стрижак о приключениях подростков в воображаемом мире.
Как в кино: 13 спектаклей для детей и подростков
«Ах, если бы сбылась моя мечта!» — один из важных лейтмотивов спектакля Терезы Дуровой, который, по сравнению со знаменитым мультфильмом Гарри Бардина, стал объемнее и продолжительнее. Радуясь за любовь и счастье Ивана и Забавы, все равно сочувствуешь интригану Полкану и одинокому Водяному — в театре важно понять каждого персонажа, даже в ярком масштабном мюзикле.
Книга эстонского писателя Эно Рауда называется «Сипсик», и Сипсик остается главным героем спектакля, несмотря на смену названия. Светлана Разгуляева — известный художник-аниматор — нарисовала и оживила большую часть действия. Мальчик Март подарил сестре Ану на день рождения самодельную куклу — наивно нелепую, но чрезвычайно обаятельную и сообразительную, с мешковатым телом и пуговицами-глазами. Втроем они могут не просто играть, но и проводить время с пользой: собирать сливы, читать научную книгу о китайской культуре и даже отправиться в ракете на Луну.
Трогательный рассказ Куприна стал поводом для спектакля в эстетике немого кино, где нет прямой речи, а только изредка звучат слова от автора. Здесь куклы и актеры в масках представят не только историю всемогущей отцовской любви, но и признаются в своих самых искренних чувствах Петербургу начала прошлого века, где в любую секунду могут ожить сфинксы и львы. Важным местом действия станет старый цирк Чинизелли, в котором выступал сам Гудини с удивительными фокусами, в том числе с исчезновением слона в натуральную величину.
Обычно постановщики переносят действие классических произведений в наши дни — Ольга Лапина, напротив, помещает современную сказку, речь в которой идет о стране, где каждое слово, прежде чем произнести, надо купить по немалой цене, в атмосферу 20-х годов прошлого века. Интонация зачастую важнее прямого значения сказанного, и поэтому актеры играют кого-то среднего между клоунами и мимами: с набеленными лицами, характерными деталями костюмов и причесок, эксцентричной пластикой.
Имя заглавной героини не случайно написано с удвоенной С. Она не Прекрасная и не Премудрая, она лишь подросток, которому предстоит совершить «роуд-муви по русскому фольклору» — чисто киношный жанр, но так режиссер Филипп Гуревич определил жанр своего спектакля по написанной в 2020 году пьесе Марии Малухиной. Балибошка, Лихо, Летавец, Белояр — персонажи странные, страшные, мрачные, почти забытые в современном мире, но придуманные в спектакле о познании себя и другого смешно, потому что в них легко угадываются современные отнюдь не сказочные типажи.
Режиссер Тимур Бекмамбетов, дебютирующий этой работой в театре, умеет создавать по-настоящему семейное искусство. В спектакле, в отличие от кино, нет шумных эффектов, но есть марионетки, которые говорят голосами Константина Хабенского, Евгения Миронова и Чулпан Хаматовой. К ним прислушиваешься, потому что диалоги о свободе важны не только для сюжета, но и для понимания смысла истории. За кукол отвечает Анна Викторова из питерского «Кукольного формата», и, сочиненные ей, они точны в жестах и проворны в передвижениях.
Редкий для российского контекста спектакль театра предмета, в котором все роли исполняют вещи: мотки ниток, игольница, игрушки, куски ткани, швейная машинка. Камера и большой экран позволяют увидеть их действия в мельчайших подробностях. Присутствие человека, а именно ребенка, только угадывается, что подчеркивает драматизм спектакля, действие которого происходит так или иначе в лагере смерти.
Хичкок, Тим Бертон и даже Белоснежка стали отправными точками в фантазии театра, запустил которую, конечно, известный страшно смешной нуар-фильм про эксцентричную семейку, хотя здесь на сцену выйдут другие действующие лица, в числе которых приведения, совы и многочисленные бывшие мужья Аделаиды Адамс.
Пандемия помешала выпустить премьеру к юбилею победы. Спектакль режиссера Валерия Меркулова — не копия известной кинокартины Ивана Пырьева, а спектакль об этом фильме — как он снимался, — и главная роль все равно будет у музыки Тихона Хренникова.
После успеха спектакля «Эраст Фандорин» Борис Акунин написал специально для режиссера Алексея Бородина две новые пьесы. Они только на первый взгляд похожи японским колоритом, списком действующих лиц и сюжетом, отличаются же они не только привычно непредсказуемым для жанра финалом (убийцы в обеих частях разные), но и некоторыми остроумными деталями. Например, в «Белой версии» Эраст Петрович является в благородную семью с загипсованной рукой, а в «Черной» — в подвижном кресле, у него сломана нога. Но в любой ситуации он остается настоящим романтическим героем, с которым подростку соблазнительно себя соотносить. Как оказалось, сериал на сцене — к тому же детективный — смотрится не менее убедительно и увлекательно, чем на экране.
Еще один детективный театральный сериал. Задуманный «Театром теней», он в этом спектакле представлен двумя сюжетами: «Вампиром из Сассекса» и «Пестрой лентой». Заглавный герой и его верный помощник доктор Ватсон известны как мастера конспирации, а средства театра кукол позволят им предстать в нескольких ипостасях — их роли исполнят актеры, куклы и, конечно, тени, которым, как никому другому, под силу передать туманную английскую таинственность новелл Артура Конана Дойла.
Современные спектакли для современных детей
Современные режиссёры знают, о чём и какими средствами говорить с подрастающим поколением. Не пропустите спектакли, которые станут открытием для ребёнка и произведут большое впечатление даже на взрослых.
Спектакль «Питер Пэн» в Театре им. Вахтангова 6+
Постановка режиссёра Александра Коручекова по волшебной пьесе Джеймса Барри.
Спектакль «Алиса в Зазеркалье» в Театре «Мастерская П. Н. Фоменко» 6+
Классическое фэнтази для всей семьи
На сцене «Мастерской Петра Фоменко» Иван Поповски поставил свой первый спектакль для детей: настоящую сказочную феерию по мотивам книги Льюиса Кэрролла.
Мюзикл «Рождество О. Генри» в Театре имени А. С. Пушкина 12+
Театр имени А. С. Пушкина и компания «Samuel French Company» представляют камерный мюзикл Питера Экстрома с живым оркестром и меняющимися на глазах декорациями. Спектакль — праздничная постановка о дружбе и любви для всей семьи.
Спектакль «Фабрика слов» в Театре им. Вл. Маяковского 6+
Игра со словами и смыслами, облаченная в форму трогательного и проникновенного представления, — второй по счету детский спектакль, появившийся в репертуаре Театра имени Вл. Маяковского.
Спектакль «Не покидай свою планету» в постановке Театра «Современник» 12+
Театр представляет новейшую трактовку знаменитой сказки Экзюпери о Маленьком принце. Авторами сценической интерпретации стали актер Константин Хабенский и дирижер Юрий Башмет.
Спектакль «Пингвины» в Московском театре юного зрителя 12+
Пинг-ВИА «У ковчега в восемь»
Путешествие сквозь время и пространство в компании несуразных, но милых и трогательных пингвинов, под аккомпанемент бесподобного пингвиньего блюза — спектакль Жени Беркович, основанный на пьесы Ульриха Хуба.
Спектакль «Леля и Минька в Школе клоунов» в постановке Театра «Эрмитаж» 12+
Представление для детей и так называемых «взрослых»
Любимые с детства персонажи стали героями театрального дебюта молодого кинорежиссера Михаила Левитина-младшего.
Спектакль «Сказка о попе и о работнике его Балде» в Арт-кафе Театра Вахтангова 6+
Сказка, где рассказчик задаёт вопросы зрителям, а зрители участвуют в сюжете.
Спектакль «Солнечный луч» в Театре кукол имени С. В. Образцова 6+
История о дружбе, принятии и о том, что самая тёмная ночь — перед рассветом.
Спектакль «В гостях у барона Мюнхгаузена» в Театре «Мастерская Петра Фоменко» 6+
Подлинная история барона Мюнхгаузена
Мультимедийный спектакль переместился из Башмет-центра на сцену «Мастерской». Эта история открывает новые, неизвестные моменты биографии знаменитого любителя приключений.
Спектакль «Ночь перед Рождеством» в Театре кукол им. С. В. Образцова 6+
По одноимённой повести Н. В. Гоголя из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Прошел последний день перед большим праздником, и в зимнюю ночь ярко загорелись звезды: именно с этого момента, который наполнен предвкушением сказки, начинаются неведомые приключения.
Концерт «Путеводитель по оркестру. Карнавал животных» в Большом театре 6+
Театрализованное путешествие по симфоническому оркестру для юных слушателей объединит «зоологическую фантазию» Камиля Сен-Санса и «Путеводитель» Бенджамина Бриттена.
Спектакль «Цветик-семицветик» в постановке Театра «Эрмитаж» 6+
Спектакль-феерия по мотивам знаменитой сказки Валентина Катаева — шесть фантастических картин, объединенных в целостном представлении.
Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl + ↵
Что посмотреть в театре подросткам
Прекрасно ведь, что в нашей жизни – реалистичной, эгоистичной и все больше виртульной — есть место романтизму. И не беда, что только в театре. Постановка по одной из самых лучших книг в жанре «плаща и шпаги» французского классика Теофиля Готье – большая удача. Скорее всего, современный подросток в лучшем случае имеет представление об этом направлении в искусстве по фильму о «Трех Мушкетерах». Роман же Готье не так популярен — и это обидно! Ведь именно он и представляет собой жемчужину приключенческо-романтического стиля.
Здесь есть все: интриги, бандиты, поединки, переодевания, похищения, злодеи и влюбленные. Согласитесь, что такой набор способен привлечь даже скептически настроенного зрителя в непростом переходном возрасте. Но главным действующим лицом в спектакле Мастерской становится все-таки театр : театр по Шекспиру, который, как известно, – весь мир, а люди в нем актеры.
Иногда надо не бояться «покинуть комнату», отправиться в путь и найти себя, примерив на себя другую роль. Именно такой поступок и совершает главный герой – молодой, бедный барон де Сигоньяк, отправившись вместе в труппой бродячих артистов в путешествие. В след за своей возлюбленной — актрисой театра — он становится маской: Капитаном Фракассом.
Роли все яркие, характерные. Особенно прекрасен главный злодей – соперник барона. Будете умирать со смеху. В романе у Готье, он после того, как был на волосок от смерти, вдруг (по всем законам жанра) осознает свои злодеяния и становится благородным героем. В спектакле же он словно немного трогается умом и вытворяет страшно забавные вещи.
Спектакль «Руслан и Людмила» придуман в ироничном, колком стиле. Ведь сама поэма изначально задумывалась с элементами пародии (на балладу Жуковского «Двенадцать спящих дев»). Пушкин намеренно иронически принижал благородные образы Жуковского, вставлял в повествование шуточные, гротескные детали. В спектакле образ Пушкина – балагурный, хулиганистый, насмешливый, но очень чувственный.
Здесь бесстрашные богатыри и Руслан седлают швабры и метлы вместо коней, на головы надевают помятые ведра и сражаются игрушечными мечами. Упитанный же Фарлаф с большими рыжими усами страшно напоминает не то Бармалея, не то Жерара Депардье в роли Обеликса. Борода Черномора больше похожа на длинную новогоднюю гирлянду, а «заветное кольцо» для Людмилы хранится в киндер — сюрпризе.
Спектакль играется на малой сцене в новом здании Мастерской, которая, как известно, имеет секрет. Зрителям в зале открывается перспектива нижнего театрального фойе с его объемной геометрической архитектурой: ступеньками, балконом, колоннами, проемами, перекрытиями. Кроме архитектуры фойе, на сцене растет дерево-колонна с цепью – «дуб зеленый» и сучками-ступеньками, а также деревянный наклонный помост, выполняющий роль своеобразного укрытия. И это все! Остальное – игра воображения. Если это встреча Руслана со старым Финном, то надо просто прислушаться, а легкое эхо и звук капающей воды перенесут вас в глухую пещеру старца. Если это владения Черномора с прекрасными водопадами и садами, то это — струящиеся ткани и настоящие апельсины, россыпью по сцене. А если это княжество Владимира, то это — обыкновенный длинный пиршественный стол, который при желании делится на две половинки (обещанное «полцарства прадедов»).
Здесь всё словно не всерьёз. Это своеобразный комикс на классическую тему, который абсолютно точно придется по вкусу капризному подростку: и с бессмертным сюжетом познакомится, и школьную программу по литературе усвоит, и удовольствие получит.
«Людоедик» поставлен по одноименной пьесе современного канадского драматурга Сюзанн Лебо. Сюжет не уступает триллеру: здесь и странная тайна, и возрастающее напряжение, и неожиданная развязка. Вдалеке от людей, в лесу живут мать с сыном. Он – огромного роста в свои 6 лет, и откликается на необычное, домашнее прозвище — Людоедик. Она — растворившаяся в любви к единственному ребенку, запуганная агрессивным миром, но гордая женщина с загадочным прошлым.
Вот в такой истории спрятаны смыслы, адресованные сегодняшнему подрастающему поколению и их родителям. Здесь и гиперопека над ребенком – страхи, которые пожирают взрослых; и борьба со страстями и желаниями у внезапно повзрослевших детей. Спектакль играется на малой сцене театра: все очень близко (действие разворачивается на расстоянии вытянутой руки) и очень правдиво, местами до кома в горле, до слез. Почти всегда темно и немного страшно.
Спектакль поставлен по пьесе «У ковчега в восемь» известного немецкого драматурга, режиссера и актера Ульриха Хуба. Хуб написал ее в 2006 году после того, как одно из немецких издательств предложило нескольким театрам затронуть вопрос религии в детских спектаклях. Согласитесь, что тема очень щекотливая, непростая для театра, но, мне кажется, безусловно, важная и нужная для разговора с подростком. И это тот редкий случай, когда автор сумел удачно соединить уместный здесь пафос с легкостью повествования и доброй иронией.
Сюжет прост: Бог разгневался на людей и зверей за их жесткость, неблагодарность, безверие и устраивает всемирный потоп. Как известно, в Ноевом ковчеге могут спастись только «твари по паре». Но пингвинов оказывается трое. Одному из них (по воле друзей) приходится плыть на ковчеге «зайцем». Как научиться жертвовать собой ради другого? Как видеть и уметь признавать свои ошибки? Как прощать ближнему и не роптать на Бога? На эти «неподъемные» вопросы просто, а главное — с тонким юмором и любовью за полтора часа рождаются очевидные ответы. Пингвины в спектакле – это трое смешных горе-музыкантов.
Никаких клювов, хвостов и других глупостей. Пингвины тоже люди. Они ссорятся, мирятся, боятся, радуются, грустят, много поют и играют: то на гигантской балалайке, то на унылой гармошке, то на барабанах. Кстати, для пап и мам есть в спектакле «взрослые» приветы от режиссера спектакля: пингвины время от времени начинают говорить фразами Чеховских персонажей или стихами Бродского. Очень забавно и до удивления точно.
Мои дети всегда с удовольствием слушают истории из моего детства. Мне кажется, что все дети это любят. Спектакль в театре «А-Я» – это живые картинки из прошлого: смешные до слез, отчаянно грустные, знакомые до щемящей боли в области солнечного сплетения и все без исключения музыкальные. Это постановка, которая способна подарить взрослым кусочек безвозвратно ушедшего, ничем незамутненного счастья, а повзрослевшим детям приоткрыть заветную дверцу в такое странное советское детство родителей, бабушек и дедушек.
Спектакль построен на воспоминаниях реальных людей, чье детство приходилось на 40-80 годы прошлого столетия. Хронологии нет – все вперемешку. Здесь и война с эвакуацией, и истории про пионеров с хулиганами, и житье-бытье в коммуналке. Музыкальные пластинки, вожделенные велосипеды, первый телевизор, черный хлеб с зубной пастой вместо пирожных…Ты внимаешь каждой примете времени, прикидываешь, когда торт мог стоить 25 рублей и потихоньку шепчешь на ухо сыну о том, что картавит этот замечательный актер специально: он — Володя Ульянов.
Все актеры, занятые в спектакле запросто перевоплощаются в музыкантов: саксофон, электрогитары, ударные. Музыка – барометр времени: Хиль, Зыкина, Цой, Бутусов.
Каждое воспоминание уникально. И оно не просто сыграно, оно прожито: здесь и сейчас. С огромной любовью, без пафоса и псевдоностальгии по прошлому. И вы не представляете, какое количество вопросов рождается в голове у подростка после просмотра спектакля. Не это ли самое прекрасное: поговорить по душам после совместно увиденного в театре?
Еще одно произведение из школьной программы по литературе, которое почему-то негласно принято смотреть в Малом театре. Не умаляя достоинств этой постановки, хотела бы посоветовать «Недоросля» в Чихачевке (так поклонники театра ласково называют этот театр.) Пьесу Фонвизина здесь удачно превратили в опперету-водевиль. Музыку написал известный композитор Андрей Журбин, автор не одного десятка опер, балетов и сочинивший сотни музыкальных хитов для эстрады и кино (чего только стоят песни из кинофильма «Эскадрон гусар летучих»).
И «Недоросль» не исключение: музыкой в спектакле проникнутся не только истинные ценители музыкального театра, но даже те, кто с этим жанром столкнется впервые. Впрочем, здесь все на высоте: и оригинальные костюмы, и прекрасные голоса артистов. Есть и небольшое отступление от классического сюжета, которое, становится пружиной всего действия: в спектакле одним из главных действующих лиц является сама императрица Екатерина II. Именно при ее правлении состоялась в театре премьера комедии Фонвизина. Ее образ создает исторический контекст, расширяет границы пьесы, что, безусловно, только на пользу современному подростку. Два в одном: и урок литературы, и урок истории.
Рассказы про Шерлока Холмса словно созданы для того, чтобы воплотиться в теневом театре. Где, как не здесь, создается неповторимая атмосфера загадочности: для детективных историй точнее места не найти.
Мы уже писали о том, что театр задумал интереснейший проект: театральный сериал по знаменитым историям Конан Дойла о Шерлоке Холмсе. Первые два спектакля были по рассказам «Собака Баскервилей» и «Вампир из Сассекса». И вот следующая серия! На этот раз — один из самых популярных сюжетов об английском сыщике: «Пестрая лента». Мы смотрели все серии и после каждой дети только выдыхали: «Вау!»
Каждый спектакль – это удивительно гармоничный синтез драматического, кукольного и теневого театра: все приемы сочетаются и переплетаются между собой. Вот за ширмой, в полной темноте возникают тени экзотических животных –павиана и гепарда, разгуливающих по поместью жестокого Ройлотта; а вот на сцене появляются изящные тростевые куклы сестер-близнецов, а на руках актеров вдруг оказываются перчаточные куклы – смешные уменьшенные копии знаменитого сыщика и его помощника.
Дуэт двух драматических актеров, исполняющих роли Холмса и Ватсона (и это при бешенной конкуренции с кинематографом, где в разное время были созданы культовые образы Конан Дойла), безусловно, успех постановки. Шерлок – молодой, импульсивный и ироничный. Ватсон – забавный, неуклюжий, но страшно обаятельный. Главной фишкой в их общении становится (выражаясь понятным для сегодняшних подростков языком) добрый троллинг друг друга. И вообще вся постановка выдержана по сути в этом ключе. Чего только стоит Цыганочка под живую скрипку в исполнении Ватсона на русско-английском языке: one, one, да еще one ( помните, в поместье Ройлотта жили цыгане?). Скучать точно не придется.
***
Светлана Бердичевская