Что построил ле корбюзье
Ле Корбюзье — смелый новатор и непревзойденный гений архитектурной мысли ХХ века
Ле Корбюзье́ (Le Corbusier; 6 октября 1887 — 27 августа 1965 гг.) — гениальный французский зодчий, последователь модернистского и функционалистского стилей в архитектуре ХХ века, дизайнер, публицист и живописец, основоположник пуризма. Биография Ле Корбюзье представляет собой выдающийся пример воплощения в жизнь самых смелых проектов и популяризации новаторских идей. Уникальные образцы архитектурного творчества великого мастера сегодня можно встретить в разных уголках нашей планеты.
Ле Корбюзье был сложной и неординарной личностью, он выступал категорически против любого украшательства зданий и был ярым приверженцем функционального жилья. Его радикальные идеи часто подвергались острой критике, но они оказали огромное влияние на развитие архитектурной науки и стали важной частью планировки многих современных городов.
Биография Ле Корбюзье
Ле Корбюзье (подлинное имя — Шарль-Эдуар Жаннере-Гри (Charles-Edouard Jeanneret-Gris)) появился на свет в семье часовщика во франкоязычном городке Ла-Шо-де-фон на западе Швейцарии 6 октября 1887 года. Уже в 13 лет родители отдали мальчика на учебу в местную художественную школу, в которой будущему архитектору преподаватели сумели привить любовь к модному стилю ар-нуво. Одновременно с учебой Шарль-Эдуар начал постигать азы ювелирного дела, помогая отцу в часовой мастерской.
Через 3 года юного художника приняли на высшие курсы декора, где его учителем был видный швейцарский модернист Шарль л’Эплатенье (Charles L’Éplattenier). Именно он посоветовал юноше стать архитектором, разглядев в том несомненный талант к зодчеству. Жаннере-Гри прислушался к совету учителя и сделал выбор в пользу профессии, которая впоследствии принесет ему всемирную славу.
Курсы декора стали последним учебным заведением для молодого Шарля-Эдуара, уже вскоре после их окончания он спроектировал свой пилотный архитектурный объект — «дом Фалле», а потом отправился в длительную поездку по Европе, чтобы ознакомиться со старинными памятниками и традициями зодчества. Жаннере-Гри побывал в Италии, Австрии, Греции и Турции, а, вернувшись домой, устроился учителем в художественную школу.
В 1914 году молодой архитектор открыл собственное архбюро, а вскоре воплотил в жизнь ряд проектов интересных зданий по заказам местных богачей. Тогда же он разработал и запатентовал модульную конструкцию «Дом-Ино», которую на протяжении многих лет затем использовал в своих проектах.
В 1917 году Жаннере-Гри покинул родной городок и отправился в Париж, где по приезду устроился на работу архитектором-консультантом в местное бюро. Разработку проектов Шарль-Эдуар совмещал с преподаванием в школе искусств, но вскоре встретился с Амеде Озанфаном (Amédée Ozenfant) и увлекся живописью.
Знакомство с Озанфаном стало знаковым событием в жизни молодого художника, вместе они основали новое течение в искусстве — пуризм и журнал L’Esprit Nouveau, в котором популяризировали свои новаторские идеи. На 4 года Шарль-Эдуар совершенно охладел к архитектуре, он подобрал себе творческий псевдоним Ле Корбюзье, с увлечением писал картины и организовывал выставки.
Но уже в 1922 году художник вернулся к зодчеству, вместе с кузеном Пьером Жаннере (Pierre Jeanneret) они создали небольшую мастерскую, которая приобрела широкую известность в Париже. Одновременно Ле Корбюзье показал себя талантливым публицистом и теоретиком зодчества. В научном труде «5 исходных точек современной архитектуры» он сформулировал основные принципы своего стиля, а на Интернациональной выставке 1925 года его работа «Эспри Нуво» получила заслуженную награду.
Этот период творчества мастера чрезвычайно насыщен разнообразными событиями. Ле Корбюзье становится учредителем CIAM — Международного сообщества архитекторов, отправляется в длительную поездку по крупнейшим мегаполисам и университетам США, а затем и в Бразилию. В его парижской мастерской набираются опыта и знаний десятки учеников, многие из которых впоследствии станут знаменитыми мастерами.
Но в 1940 году привычный мир архитектора рушится в результате капитуляции Франции после кратковременного блиц-крига с Германией. Ле Корбюзье закрывает свою парижскую мастерскую, а талант надолго остается невостребованным вплоть до 1947 года, когда он получает первый крупный послевоенный заказ на строительство многоэтажного жилого здания — «Марсельской жилой единицы».
В 1950 году Ле Корбюзье приступает к реализации крупнейшего проекта своей жизни — строительству города Чандигарха в Индии. Идея создания крупного современного мегаполиса на пустом месте очень понравилась опытному архитектору, и он увлеченно занялся ее реализацией. В течение 10 последующих лет город был построен, в том числе и здания, спроектированные лично мэтром зодчества.
Последние 15 лет жизни Ле Корбюзье — период всеобщего признания его заслуг мировым сообществом. Мастер становится обладателем самых престижных наград в сфере искусств, а любой его проект восторженно принимается критиками.
Смерть настигла Ле Корбюзье во время отдыха на Лазурном побережье Франции 27 августа 1965 года. В этот день великого зодчего сразил сердечный приступ во время плавания, в результате которого он утонул. Недалеко от места своей гибели великий архитектор был похоронен, его могила и сейчас находится на скромном кладбище между городами Кап-Мартен и Ментон.
Самые известные работы Ле Корбюзье
Творческое наследие гения зодчества поистине огромно. 17 уникальных шедевров, возведенных в семи разных государствах, даже включены в перечень наследия ЮНЕСКО. И все же, к числу самых известных работ Ле Корбюзье можно причислить:
Ле Корбюзье навсегда останется в памяти потомков гением архитектуры ХХ века и одним из величайших зодчих всех времен. Он подарил человечеству множество прекрасных шедевров и навеки вписал свое имя в историю мировой культуры.
Московские проекты великого архитектора Ле Корбюзье
В этом году архитектурное сообщество отмечает 125-летний юбилей великого Ле Корбюзье (Шарля-Эдуара Жаннере-Гри), оказавшего колоссальное влияние на архитектуру XX века. К этой дате в Москве был приурочен ряд событий, в том числе выставка в ГМИИ имени Пушкина, переиздание книги «Ле Корбюзье и мистика СССР» и другие.
Выставка работ Ле Корбюзье в ГМИИ им. Пушкина. Фото: Москва 24
Имя Ле Корбюзье ассоциируется в первую очередь с известной капеллой в Роншане и виллой Савой. Но архитектор является и автором нескольких проектов для Москвы – Дворца Советов, Центросоюза и проекта развития города «Ответ Москве», известного под названием «Лучезарный город». Ле Корбюзье приезжал в Москву три раза – в 1928, 1929 и 1930 годы. Его привлекала новая страна и новые возможности Страны Советов.
В 1931-32 годы в Москве проходил конкурс на здание Дворца Советов. Дворец планировалось разместить на месте взорванного храма Христа Спасителя. Архитектор предложил смелое решение – он подвесил главный зал на параболической арке. Но новаторские идеи Ле Корбюзье не были воплощены – в это время авангард в России уже уступал место советской неоклассике.
Ле Корбюзье работает над проектом Дворца Советов. Фото: ГМИИ им. Пушкина
А дом Центросоюза (Наркомлегпрома) в Москве по проекту Ле Корбюзье был построен. Конкурс на проект здания был объявлен в 1928 году. В нем участвовали русские архитекторы-конструктивисты братья Александр и Виктор Веснины, Борис Великовский, Иван Леонидов и другие. Все они попросили председателя Центросоюза Исидора Любимова, чтобы проектирование было отдано Ле Корбюзье.
Здание Центросоюза. Фото: Софья Кондрашина
Ле Корбюзье, проектируя здание, воплотил в жизнь основные свои постулаты: гигантские поверхности стекла на фасадах, открытые стойки-опоры, поддерживающие блоки офисов, свободные пространства первого этажа и горизонтальные крыши. Проект Центросоюза Ле Корбюзье был крайне новаторским, опережающим время. Это касается и примененных материалов, и конструкций, и архитектурного облика. Здание известно своими уникальными внутренними пандусами. Дом Центросоюза был построен в 1936 году при участии архитектора Николая Колли. Он стал одним из первых в Европе больших офисных комплексов со сплошным остеклением. Здание расположено на Мясницкой улице, 39. В настоящее время в нем находится Росстат.
Здание Центросоюза. Фото: Софья Кондрашина
В 1930-е годы в Москве архитекторы разрабатывали «Зеленый город», который планировалось построить на северо-востоке Москвы. Ле Корбюзье пригласили прокомментировать проект. Он предложил архитекторам отказаться от идей дезурбанизации и разработал для города новый проект «Ответ Москве», который известен под названием «Лучезарный город». Ле Корбюзье хотел радикально изменить облик Москвы, застроив почти весь центр Москвы. Не удивительно, что предложение архитектора принято не было.
Во время своих приездов в Москву Ле Корбюзье подружился со многими архитекторами-авангардистами того времени, в том числе с Моисеем Гинзбургом и Александром Весниным. Ле Корбюзье даже использовал наработки Гинзбурга, его чертежи дома Наркомфина, работая над своей «жилой единицей» в Марселе.
Дом Наркомфина. Архитектор Моисей Гинзбург. Фото: ИТАР-ТАСС
Ле Корбюзье — французский архитектор швейцарского происхождения, пионер модернизма, представитель архитектуры интернационального стиля. Здания по его проектам построены по всеми миру – в Швейцарии, Франции, Германии, США, Аргентине, Японии, России, Индии и Бразилии. Характерные признаки архитектуры Ле Корбюзье — объемы-блоки, поднятые над землей; свободно стоящие колонны под ними; плоские используемые крыши-террасы («сады на крыше»); «прозрачные», просматриваемые фасады и свободные пространства этажей («свободный план»). Со временем постулаты Ле Корбюзье стали привычными чертами современной архитектуры.
Ле Корбюзье. Эстетика стиля
Ле Корбюзье родился 6 октября 1887 года в городе Невшатель во франкоязычном кантоне Швейцарии, маленьком городке в северо-западной части страны, в 5 километрах от границы с Францией. Полное имя Ле Корбюзье — Шарль-Эдуар Жаннере-Гри.
Ле Корбюзье. Эстетика стиля
Биография Ле Корбюзье
Его отец был художником, он расписывал циферблаты в местной знаменитой часовой компании. Его мать была учителем фортепиано и музыки. В 13 лет Ле Корбюзье бросил школу и поступил в Arts Decoratifs в Ла-Шо-де-Фон.
л’Эплатенье обучал Ле Корбюзье таким предметам, как рисование, история искусства и натуралистическая эстетика арт-нуво. Вскоре уроки изготовления часов были оставлены и Ле Корбюзье сфокусировался на уроках искусства и декорации, планируя стать художником; тем не менее, л’Эплатенье убедил его учиться архитектуре и принял меры для того, чтобы свой первый заработок он получил именно здесь.
Между 1906 и 1914 годами Ле Корбюзье много путешествовал по Европе, изучая архитектуру. Он посетил Италию, Францию, Австрию, Германию, Болгарию, Грецию и Турцию.
Ле Корбюзье. Начало карьеры
Ле Корбюзье переехал в Париж в 1917 году, когда ему было 30 лет, и в 1920 он официально поменял свое имя на Ле Корбюзье.
Вплоть до этого времени он работал под своим настоящим именем. В то время среди художников было популярно менять имя и фамилию на короткий псевдоним или оставлять одно имя, особенно модно это было в Париже. Этот псевдоним был образован от фамилии его отца по материнской линии и выражал его идею о том, что людям никогда не поздно заново открыть себя.
Большую часть своей ранней карьеры Ле Корбюзье работал архитектором в Париже, по большей части по государственным заказам. Одним из проектов, выполенных по заказу города стал план «Вуазен» (Plan Voisin). Проект реконструкции центра Парижа. 1925
Он также уделял значительную часть своего времени рисованию, так как это было более выгодно и востребовано. Весной 1922 года он со своим двоюродным братом Пьером Жаннеретом открыл студию в Париже. В 1928 архитектор Шарлотта Перьен присоединилась к ним в этом проекте.
Тотем 3. Ле Корбюзье 1961 г.
Открытая рука
Ле Корбюзье 1954 г.
До этого времени Ле Корбюзье обставлял свои объекты очень простой готовой мебелью. Вместе с Перьен они стали разделять мебель на три категории: по виду, по функциональности и по типу взаимодействия с человеком. Разделение на типы взаимодействия были преложены Ле Корбюзье по принципу:
Мебель адаптируется к форме человека и его функциям – это тип потребности, тип функции, следовательно, тип объекта и тип мебели. Объект человеческих потребностей это слуга. Хороший слуга – тактичный и незаметный для своего хозяина. Безусловно, произведения искусства – это инструменты, великолепные инструменты. И да здравствует хороший вкус, проявляющийся в выборе, утонченности, пропорциях и гармонии».
Ле Корбюзье. Вклад в развитие соврменной архитектуры
Также известный многим, как «Корбю», он стал одним из архитекторов, оказавших наибольшее влияние на развитие современной архитектуры.
Развитие. Баухаус и Ле Корбюзье.
Двумя годами позже в поселке Вокрессон недалеко от Парижа, было возведено первое строение (вилла), воплощающее его принципы.
Он также внес весомый вклад в историю в виде статей в журнале-обозревателе «Esprit nouveau», который он основал в 1920 году с художником Амеди Озенфантом. Выпущенные под заголовком «Vers une architecture» журналы достигли международного тиража. Будучи весьма плодотворным писателем, он также стал автором более 50 других книг и брошюр.
Знаковые работы Ле Корбюзье.
Среди наиболее известных строений Ле Корбюзье проект рабочего жилья в Пессаке возле Бордо, Вилла Савой в Пуасси, и павильон для швейцарских и бразильских студентов в университетского городка в Париже. Его проект дворца лиги наций, победивший в конкурсе в 1927 году, позднее был отклонен из-за несостоятельности с технической стороны. В 1946 Ле Корбюзье был приглашен в международную группу архитекторов для разработки дизайна штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке.
После второй мировой войны его план «вертикального города» частично был реализован в Unité d’Habitation в Марселе (1946-52).
Его наиболее амбициозной работой была разработка дизайна главного здания новой столицы Пенджаб, г. Чандигарх (начало в 1951).
Другие главные работы – массивные скульптурные формы Notre Dame du Haut chapel (или капелла Роншан) — бетонная паломническая церковь в Роншане (1950-55);
Монастырь La Tourette возле Лиона (1955-60); и Visual Arts Center в Гарварде (1961-62). После 1940 Ле Корбюзье разработал систему modulor, гармоничных, но не идентичных пропорций — основано на пропорциях человеческого тела; система была разработана с целью предложить архитектурную индивидуальность и удовлетворять нуждам современного массового производства.