Что построил в лондоне кристофер врен
что построил кристофор рен.
Чтобы поставить точку в пожарном бедствии, в конце 1666 года власти во всем обвинили, как полагается, чужака – француза по имени Робер Юбер. Юбер, скорее всего виновный в пожаре не более чем московские поджигатели 1812 года, был казнен.
Собственно, для великой трагедии «Нерон XVII века, или Рен – поджигатель Лондона» недостает только драматурга. Завязка есть, герой есть.
Биография Рена известна в подробностях, и причин для великого злодейства в ней не обнаруживается.
Родился 20 октября 1632 в городке Ист-Нойл, в Уилтшире. Хорошо учился: школа св. Павла в Лондоне, Оксфорд. Профессор астрономии. Знаком с другим великим англичанином, Исааком Ньютоном. Оба – члены Королевского научного общества. Оба становились его президентами.
Чтобы поставить точку в пожарном бедствии, в конце 1666 года власти во всем обвинили, как полагается, чужака – француза по имени Робер Юбер. Юбер, скорее всего виновный в пожаре не более чем московские поджигатели 1812 года, был казнен.
Собственно, для великой трагедии «Нерон XVII века, или Рен – поджигатель Лондона» недостает только драматурга. Завязка есть, герой есть.
Биография Рена известна в подробностях, и причин для великого злодейства в ней не обнаруживается.
Родился 20 октября 1632 в городке Ист-Нойл, в Уилтшире. Хорошо учился: школа св. Павла в Лондоне, Оксфорд. Профессор астрономии. Знаком с другим великим англичанином, Исааком Ньютоном. Оба – члены Королевского научного общества. Оба становились его президентами.
Кристофер Рен
Самый знаменитый из британских архитекторов сэр Кристофер Рен (1632-1723) был математиком, физиком, изобретателем и астрономом. Единственное его путешествие на континент — это поездка в Париж, где он познакомился с Бернини. После пожара в Лондоне в 1666 г. Рену было поручено заняться восстановлением небольших церквей, погибших в огне, и старого готического собора Св. Павла. В 1669 г. он был назначен главным смотрителем работ и стал отвечать за планировку Лондона и многие важные объекты. Научные и математические изыскания Рена придавали его работам логическую завершенность; он интересовался французским и итальянским барокко, в результате возник особый, ни на что не похожий стиль. Несмотря на то что стиль, созданный Реном, часто относят к барокко, в нем всегда присутствуют порядок и дисциплина, что отличает его от барокко Северной Италии, Южной Германии и Австрии.
Архитектурные планы церквей Рена молено рассматривать как упражнения по геометрии. Основу планировки составляют квадраты, прямоугольники и другие фигуры, в том числе многоугольники и эллипсы. Каждая башня имеет уникальную форму. Многие церкви совсем маленькие, некоторые буквально втиснуты между домами, так что необходимость украшать их фасады отпадает. Например, церковь Св. Стефана в Уолбруке (1672-1679) расположена таким образом, что с улицы видна только ее задняя стена. Узкий вход в храм и башня выходят на соседнюю улицу. Ее интерьер можно назвать одной из величайших удач Рена. Это простое прямоугольное пространство кажется сложно организованным благодаря шестнадцати колоннам, которые образуют греческий крест, квадрат и восьмиугольник. Этот восьмиугольник подчеркнут восьмью арками, на которые опирается кес- сонированный купол со световым фонарем. Исключительно красивый интерьер освещается овальными и полуциркульными окнами.
Другие лондонские церкви, построенные Реном, например, Сент Джеймс на Пикадилли и Сент Брайдс на Флит- стрит, послужили образцом для многих более поздних церквей Англии и Америки. Церкви Рена украшены изысканными заалтарными перегородками, резными кафедрами и органами, созданные такими талантливыми резчиками, как Гринлинг Гиббонс (1648-1720). Барочный собор Св. Павла в Лондоне (1675-1710) — самое известное творение Рена. Это настоящий вызов собору Св. Петра в Риме. Плоские купола над центральным нефом, хором и трансептом, гигантский купол над средокрестием и фасад с двумя башнями напоминают об итальянском барокко. Своды укреплены контрфорсами, которые скрыты за высокими стенами, поэтому снаружи собор кажется монолитом. Купол также имеет оригинальную конструкцию. Внутренняя оболочка купола идеально соотносится с интерьером собора. Внешний купол, представляющий собой простую свинцовую оболочку на деревянном каркасе, завершает силуэт здания. Между внешней и внутренней оболочками купола находится кирпичный конус, невидимый снаружи и поддерживающий внешний купол и венчающий его каменный фонарь. Круглое отверстие во внутренней оболочке купола позволяет увидеть конус (освещаемый скрытыми окнами) и световой фонарь. Скрытые контрфорсы и железная цепь гасят распор внутреннего купола и расположенного над ним конуса.
Барочный собор Св. Павла в Лондоне
Барочный собор Св. Павла в Лондоне
Этот грандиозный собор напоминает собор Св. Петра в Риме. Огромный купол, опоясанный окнами, состоит из трех оболочек: нижний купол, перекрывающий пространство над средокрестием, над ним кирпичный конус и, наконец, поддерживаемый деревянными конструкциями верхний купол, который виден снаружи и является важной городской доминантой.
Говорят, что «салон», или столовая, одна из главных комнат в доме, был спроектирован К. Реном, но, вероятней всего, его автором был Уильям Винд (ум. 1 722). Резные деревянные панели, возможно, — работа Гринлинга Гиббонса, хотя есть записи о суммах, выплаченных Эдмунду Карпентеру.
Отделка потолка типична для аристократических интерьеров XVII в.
Нет ни одного дома, о котором с уверенностью можно было бы сказать, что он спроектирован Кристофером Реном, хотя, вероятно, он проектировал Белтон-хаус (1685-1688), очаровательный особняк в окрестностях Линкольна. Это симметричное Н-образное здание из серого камня, двухэтажное, с простыми окнами, портиками на фасадах и черепичной крышей со слуховыми окнами, множеством печных труб и небольшим куполом. Конюшни, кухни и другие службы располагались в отдельно стоящих постройках. Передняя и задняя двери ведут в «зал» с мраморным полом и расположенную за ним столовую, или «салон».
Комнаты отделаны деревянными панелями с резьбой, вероятно, работы Гринлинга Гиббонса. Стоит отметить, что план дома не предусматривает коридоров или вестибюлей, поэтому все комнаты оказываются смежными. Поскольку кухня располагалась в отдельно стоящем здании, слуги должны были носить блюда в столовую через двор. Такое неудобное решение было распространено вплоть до XVIII в.
Рен, Кристофер
Сэр Кри́стофер Рен (англ. Christopher Wren ; 20 октября 1632 — 25 февраля 1723) — английский архитектор и математик, который перестроил центр Лондона после великого пожара 1666 года. Создатель национального стиля английской архитектуры — т. н. реновского классицизма. По оценке словаря Брокгауза и Ефрона, «в своих произведениях Рен держался предпочтительно римского стиля, строго соблюдая правила Палладио, но применяя их с холодным расчетом ученого техника».
Содержание
Биография
Профессор математики в Оксфорде и один из деятельных членов Лондонского королевского общества, занимался исследованиями и решениями многих вопросов математики и механики, которыми интересовались современные ему ученые (Гюйгенс, Паскаль и др.); таковы вопросы о спрямлении дуги циклоиды, квадратура и кубатура образуемых ею площадей и тел вращения, вопросы о качании маятника, о силах, удерживающих планеты в их орбитах. Одновременно с Валлисом и Гюйгенсом он представил решение вопроса о соударении вполне упругих шаров, центры которых движутся по одной прямой. Кроме того, он занимался вопросами кораблестроения, сопротивления жидкости движению плавающего в ней тела, механикой весел и парусов.
Занятия математическими науками шли у него рука об руку с трудами по естествознанию, по части которого изданы им, между прочим, рисунки к сочинению Валлиса об анатомии мозга. Независимо от этого, он изучал архитектуру, не замедлил приобрести в ней солидные познания, и, выступив в роли зодчего, реставрировал старый лондонский собор св. Павла (1663), построил Чельдонский театр в Оксфорде и Пемброкский колледж в Лондоне. После опустошительного пожара, постигшего Лондон в 1666 году, Рену было поручено составить проект новой планировки и отстройки города; но этот проект, вследствие разных обстоятельств, осуществлен только отчасти.
Кроме Павловского собора и вышеупомянутых зданий, к числу сооружений Рена принадлежат так называемый «Лондонский монумент» (колонна высотой в 202 фута (ок. 62 м), воздвигнутая в память пожара 1666 г.), церковь св. Стефана в Уолбруке, в Лондоне, Мальборо-хаус, королевский и епископский дворцы в Винчестере, госпитали (военный в Челси и морской в Гринвиче), библиотека Тринити-колледжа в Кембридже и многие другие здания в разных местах Англии.
Похоронен внутри Собора Святого Павла. Надпись на его надгробии гласит: «Если ищешь памятник — оглянись вокруг».
Память о Рене
Примечания
Ссылки
Роберт Морэй (1660) · Уильям Браункер (1662) · Джозеф Уильямсон (1677) · Кристофер Рен (1680) · Джон Хоскинс (1682) · Сирил Вич (1683) · Сэмюэл Пипс (1684) · Джон Вон (1686) · Томас Пемброк (1689) · Роберт Саусвелл (1690) · Чарльз Монтегю (1695) · Джон Сомерс (1698)
Полный список: 1600-х · 1700-х · 1800-х · 1900-х · 2000-х
Полезное
Смотреть что такое «Рен, Кристофер» в других словарях:
Рен Кристофер — (Wren) (1632 1723), английский архитектор, математик и астроном. Представитель классицизма. Гармонично связывал разнообразные по формам здания с пейзажем и городской средой (план реконструкции Лондона, 1666; собор св. Павла, 1675 1710, в Лондоне) … Энциклопедический словарь
Рен Кристофер — (Wren) (1632 1723), английский архитектор и математик. Крупнейший представитель английского классицизма. Между 1649 53 учился в Оксфордском университете. С 1657 профессор астрономии в Лондоне, с 1661 в Оксфорде. В 1681 83 президент… … Художественная энциклопедия
Рен Кристофер — Рен (Wren) Кристофер (20.10.1632, Ист Нойл, Уилтшир, ‒ 25.2.1723, Хэмптон корт), английский архитектор и учёный. Между 1649 и 1653 изучал математику в Оксфордском университете. С 1657 профессор астрономии в Лондоне, с 1661 в Оксфорде. В 1681‒83… … Большая советская энциклопедия
Рен Кристофер — Портрет Кристофера Рена работы Г. Кнеллера, 1711. Собор святого Павла в Лондоне … Википедия
РЕН Кристофер — (Wren, Christopher) (1632 1723), крупнейший английский архитектор и математик, автор проекта нового собора св. Павла в Лондоне и многих других церквей. Родился 20 октября 1632 в городке Ист Нойл, в Уилтшире, в семье священника. учился в школе св … Энциклопедия Кольера
Рен Кристофер — (сэр Кристофер Wren, 1632 1723) английский архитектор, в молодости выказал способности к математике. В 1652 г. поступил преподавателем астрономии в Гречемскую коллегию, в Лондоне, откуда, в 1659 г., перешел на такую же должность в оксфордский… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Рен, Кристофер — (сэр Кристофер Wren, 1632 1723) английский архитектор, в молодости выказал способности к математике. В 1652 г. поступил преподавателем астрономии в Гречемскую коллегию, в Лондоне, откуда, в 1659 г., перешел на такую же должность в оксфордский… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Рен, Кристофер — (1632 1723) выдающийся английский архитектор, ученый, профессор Оксфордского университета, член парламента. В 1665 1666 гг. встречался в Париже с Бернини, Мансаром, Лево; в 1667 г. руководил восстановлением Лондона после Великого пожара 1666 г … Архитектурный словарь
Рен — Рен: Ренн (фр. Rennes) город во Франции, столица Бретани Рен (Wren) английская фамилия Рен, Кристофер (англ. Christopher Wren, 1632 1723) английский математик и архитектор. Рен (Rehn) скандинавская фамилия Рен, Олли… … Википедия
РЕН (Wren) Кристофер — (1632 1723) английский архитектор, математик и астроном. Представитель классицизма. Гармонично связывал разнообразные по формам здания с пейзажем и городской средой (план реконструкции Лондона, 1666; собор св. Павла, 1675 1710, в Лондоне) … Большой Энциклопедический словарь
Человек, который перестроил Лондон. Как Кристофер Рен изменил британскую столицу
Имя Кристофера Рена — автора проектов Собора Святого Павла, Обсерватории в Гринвиче и Военного госпиталя в Челси — знакомо практически каждому лондонцу. В день рождения великого архитектора разбираемся, как ему удалось изменить средневековый облик британской столицы и какое наследие он оставил после себя.
В день, когда в Лондоне вспыхнул Великий пожар, английский чиновник Сэмюэль Пипс, наблюдая за тем, как пламя постепенно поглощает средневековый город, написал в своем «Дневнике»: «Над колокольнями и крышами домов рвутся в небо зловещие кровавые языки, ничего общего с покойной красотой пылающего в камине огня. Гигантская огневая дуга с милю длиной перекинулась с одного конца моста на другой, вбежала на холм и выгнулась, точно лук. Зрелище это повергло меня в глубочайшее уныние; я не мог сдержать слез, глядя на объятые пламенем церкви и дома, слыша неумолчный шум всепожирающего огня и жалобный треск рушащихся домов».
Однако не все оплакивали утраченный облик средневекового города также, как Пипс. Когда пожар закончился, лондонская элита почти не сомневалась, что вскоре столица будет выглядеть совершенно иначе. Королевский двор мгновенно увидел в катастрофе долгожданную возможность преобразить город — очистить его от узких мощеных улиц и старых деревянных зданий. К тому же, пять шестых площади Лондона, обнесенного каменной стеной, уже были полностью уничтожены пламенем.
Архитектор Кристофер Рен
Для того, чтобы преобразовать столицу после пожара, королю Карлу II было необходимо утвердить новый градостроительный план. Объявив начало работы, монарх собрал экспертный совет, куда вошли известные ученые, инженеры, физики и математики. Одним из членов совета по восстановлению Лондона стал сэр Кристофер Рен — оксфордский профессор математики, ученый и архитектор, который ранее уже принимал участие в реставрации деревянного Собора Святого Павла.
Широкие бульвары вместо темных переулков
Всего через неделю после того, как пожар потушили, Карл II издал указ, в котором сообщил, что в будущем «столица станет гораздо красивее, чем в настоящее время». Тогда же архитектор Кристофер Рен представил монарху свое амбициозное видение нового Лондона, который мог бы соперничать по великолепию с Парижем — городом широких бульваров и величественных зданий.
По замыслу Рена, Лондон должен был состоять из нескольких больших площадей, геометрически связанных между собой длинными бульварами. Для этого ему требовалось полностью перестроить территорию вокруг Флит-стрит и Королевской биржи, а также облагородить землю вдоль Темзы, чтобы превратить ее в общественную набережную. Кроме того, Рен определил и распланировал пространство для некоторых важнейших учреждений того времени. Золотая кузница, Королевский монетный двор и Главное почтовое отделение были сосредоточены вокруг одной площади, а Таможенный дом располагался рядом с Тауэром, недалеко от того места, где его здание расположено сегодня.
План Кристофера Рена по преобразованию лондонского Сити. Источник: RIBA
Карл II восхищался идеями Рена и назначил его одним из шести комиссаров по надзору за восстановительными работами. Но несмотря на явное желание короля изменить Лондон, возможности предоставить архитектору полную свободу действий у него не было. Вскоре после пожара владельцы недвижимости вспомнили о своих правах и начали перестраивать дома на участках в соответствии с прежней средневековой схемой улиц. В надежде избежать судебных тяжб с купцами, Карл лишь настаивал на том, чтобы старые дороги были расширены, а строительные стандарты улучшены. Из-за этого многие идеи Рена сохранились лишь в виде проектов, тщательно проработанных на бумаге.
Церковные площади и магистрали: каким мог стать Лондон
Другие проекты по преобразованию британской столицы были представлены картографом Ричардом Ньюкортом, писателем Джоном Ивлином, ученым Робертом Гуком, офицером Валентином Найтом и другими членами экспертного совета. Практически все эти планы были разными вариациями на тему устройства городской системы, которая позже стала использоваться при строительстве городов в США. Например, в плане Ньюкорта присутствовали строгие ряды церковных площадей на прямоугольных участках. Именно такая схема была взята за основу строительства Филадельфии в 1680-х годах.
План Валентина Найта по преобразованию лондонского Сити. Источник: RIBA
Джон Ивлин предлагал превратить Лондон в столицу барочной архитектуры, но на реализацию его идей в казне не хватало средств. А Валентин Найт со своим проектом потерпел полное фиаско. Офицер предложил создать две главные магистрали и построить длинные ряды домов между ними, заявив, что в таком случае королю удастся собрать неплохую сумму за счет арендной платы и сборов за пользование каналом. Карла его идея очень оскорбила. Монарх мгновенно заявил, что не пытается «извлечь выгоду для себя из столь публичного бедствия своего народа», и приговорил Найта к тюремному заключению.
Ни один из планов, в том числе предоставленный Кристофером Реном, не был осуществлен полностью. Однако некоторые кардинальные изменения в строительных стандартах того времени все же произошли: в 1667 году суд принял закон, согласно которому в городе не разрешалось строить высотные жилые здания, а также запрещалось использовать в отделке деревянные материалы. Кроме того, некоторые улицы Лондона действительно стали шире, а открытые причалы и набережная у Темзы облегчили доступ к реке на случай возможных пожаров в будущем.
Что Кристофер Рен оставил после себя
Со временем в руки Кристофера Рена был передан еще один важный проект, на этот раз — по восстановлению пятидесяти одной приходской церкви Лондона после пожара. По его чертежам были построены St Benet Paul’s Wharf, St Margaret Lothbury, St Mary Abchurch, St Bride’s Church, St Michael’s Church. В процессе работы над церквями Рен создал и свой главный шедевр — новый Собор Святого Павла, строительство которого было завершено в 1711 году. Собор сохранился на протяжении веков и смог пережить немецкие бомбежки времен Второй мировой войны.
Другим проектом Рена (в сотрудничестве с Робертом Гуком), который был успешно реализован, стал «Монумент» — 62-метровая дорическая колонна с золотыми языками пламени на вершине, установленная по приказу короля. Высота памятника была выбрана не случайно: расстояние между ним и домом пекаря на Пудинг-лейн, где начался Великий пожар, составляет ровно 62 метра. Сегодня на колонну можно подняться (правда, для этого нужно преодолеть больше трехсот ступеней). С нее открывается потрясающий вид на лондонский Сити, который, к слову, спустя 355 лет после пожара выглядит совершенно не таким, каким его когда-то задумывал сэр Кристофер Рен.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Продолжаю знакомиться сам и вас знакомить с тем, что интересует моих френдов в ноябрьском столе заказов. На очереди uuproschu и его тема:
«Можно про собор Св.Павла в Лондоне? И вообще про соборы Павла.«
На счет «вообще» наверное навряд ли получиться, так как соборов святого Павла в мире очень много. И в России есть и в Мельбурне (Австралия) и в Риме, и думаю еще много много где. Давайте все таки подробно остановимся на Лондонском.
Собор Святого Павла в Лондоне является государственной церковью Англии и резиденцией Епископа Лондонского. Посвящение ее Апостолу Павлу происходит одновременно с построением церкви, произошедшим в 604 году. Церковь расположена на вершине холма Ладгейт Хилл, который является самой высокой точкой Лондона. Собор Святого Павла является церковью–матерью (церковью, от которой впоследствии отделились другие церкви) Епархии Лондона. Возведение нынешней церкви относят к концу XVII века. Она была построена в стиле английского барокко, дизайн которого разработал сэр Кристофер Рэн, как часть главной реконструктивной работы, которая проводилась в городе после Великого пожара в Лондоне.
Собор Святого Павла является одним из самых известных и самых узнаваемых достопримечательностей Лондона, в том числе и из-за его купола, обрамленного шпилями, который возвышается над горизонтом на протяжении трехсот лет. Имея высоту в 365 футов (111 метров), оно являлось самым высоким зданием в Лондоне с 1710 по 1962 год, а его купол до сих пор считается одним из самых высоких куполов мира. По площади Собор Святого Павла является второй по величине церковью Великобритании, уступая лишь Ливерпульскому собору.
Собор занимает значительное место в сознании британцев, которые относят этот собор к национальной принадлежности. Также он является центральным предметом, изображаемым на многочисленных рекламных материалах, например, таких как почтовые открытки, на которых изображен возвышающийся купол, окруженный смогом и огнем, которые являются результатом проведения немецкой операции «Блиц». В число важных служб, которые проводились в Соборе Святого Павла, входили: похороны лорда Нельсона, герцога Веллингтона, а также сэра Уинстона Черчилля; торжества, проходящие по случаю юбилея королевы Виктории; службы во имя мира, проведенные по случаю окончания Первой и Второй мировых войн; брак Чарльза, принца Уэльского и леди Дианы Спенсер, начало Фестиваля Великобритании и благодарственные молебны по случаю Золотого Юбилея и в честь восьмидесятилетия королевы Елизаветы II. Собор Святого Павла является очень деятельной церковью, чья повседневная жизнь наполнена почасовыми молитвами и ежедневными службами.
В Лондоне в позднероманский период здесь находился епископский престол. Согласно преданию первый саксонский собор был построен Меллитусом в 604 году после Рождества Христова в Лонденвике. Также существуют недоказанные гипотезы, в соответствии с которыми этот собор занимал ту территорию, на которой сейчас располагается кафедраль. Данное предположение подтверждается тем фактом, что, как и в континентальной Европе, строить храмы в римских городах входило в привычку миссионеров. Тем не менее, римский город Лондиниум, который тогда назывался Ланденбер, в то время был незанятым, что не было похожим на состояние территорий континентальной Европы, где прослеживалась непрерывность заселения городских территорий, и обычными жителями, и духовными лицами.
Джеффри Монмутский утверждал, что собор был построен на месте храма, посвященного богине Диане, возведенного в соответствии с храмом Аполлона, который он представлял, когда-то стоявшим на месте Вестминстера, хотя никаких доказательств этого Кристофер Рен не обнаружил. Современники сомневались в правоте Джеффри, так как не было никаких свидетельств о том, что в римский период была занята территория нынешнего Вестминстерского Аббатства. Если какое-либо церковное здание и было на этом месте, то повторно использованная архитектурная конструкция, скорее всего, была бы только скромной часовенкой.
Также возможно, что здание было уничтожено после того, как Меллитуса изгнали из города языческие последователи Сэберта. Где бы предшественник здания не был бы возведен, собор во вновь занятом городе был разрушен в 962 году благодаря «смертоносного огня», как было указано в англо-саксонской хронике. Предположительно, это здание было сделано из древесины. Строительство третьего собора, который предположительно был выполнен из камня, началось в 962 году. Там был похоронен Ательред Неразумный. Он сгорел вместе с городом в результате пожара 1087 года, как отмечено в англо-саксонской хронике.
Старый Собор Святого Павла. Четвертый Собор Святого Павла был построен норманнами после пожара 1087 года. Когда архитектурная история Англии стала больше исследоваться в XIX веке, он получил название Старый Собор Святого Павла. Работы по сооружению здания заняли более двухсот лет, и большая его часть была потеряна во время пожара 1136 года. Крыша была еще раз построена из дерева, что в конечном итоге, предопределило судьбу постройки.
Церковь была освящена в 1240 году, но перемена решения привела к началу расширения собора в 1256 году. Когда эта «Новая работа» была завершена в 1314 году (собор снова освятили в 1300-м) сооружение считалось третьей по высоте церковью в Европе, а также имело самые длинные в Европе шпили (длина некоторых составляет некоторых 489 футов или 149 метров). Раскопки, проведенные в 1878 году Френсисом Пенроузом, показали, что эта церковь имела длину порядка 585 футов (178 метров), а ширина ее составляла 100 футов (30 метров).
К XVI столетию здание находилось в упадке. В правление Генриха VIII и Эдварда VI реформы Роспуск монастырей и Акты о Пожертвовании привели к разрушению находящихся внутри собора украшений, а также клоистеров, склепов, подземных усыпальниц, капелл, рак (ковчег с мощами святых, изготавливаемый обычно в форме гроба), часовен построенных на пожертвование и других зданий расположенных на монастырском дворе. Многие из этих бывших религиозных объектов, находившихся на монастырском дворе, были конфискованы королем, а затем проданы как магазинные и арендуемые собственности. В особенности, они продавались типографщикам и книготорговцам, которые чаще всего были пуританами.
Первый архитектор, работающий в классическом стиле, Иниго Джоунс, добавил к тогда уже существующему Собору Святого Павла западный фасад в 1630-х годах, но во время гражданской войны парламентерские силы плохо обращались со зданием, что привело к его порче. Тогда же все старые документы и хартии были уничтожены. «Старый Святой Павел» был разрушен во время Великого Лондонского пожара 1666 года. Прежнюю постройку еще можно было спасти, хотя пришлось бы сделать почти полную ее реконструкцию, однако было принято решение вместо старой конструкции построить новый собор в современном стиле. Впрочем, работы по возведению нового здания городские власти Лондона намеревались начать еще до пожара.
Заниматься проектированием нового здания было официально поручено сэру Кристоферу Рену 30 июля 1669 года. Ранее он был назначен ответственным за проектирование более 50 городских церквей. На протяжении длительного периода разработки и рационализации плана постройки Рен нанял на должность главного помощника Николоса Хоуксмура. Одновременно с проектированием Собора Святого Павла, Хоуксмур также работал и над выпуском своих «Пяти трактатов об архитектуре». Рен советовал начать работы по восстановлению собора в 1661 году, еще до Великого Лондонского пожара 1666 года. В число этих работ входило выполнение чертежей для присоединения купола к уже существующему зданию, который заменил бы ветхий шпиль, а также реставрация внутренней части собора, которая дополнила бы спроектированный в 1630 году Иниго Джоунсом фасад.
После пожара развалины здания все еще поддавались обработке, но, в конце концов, вся конструкция была разрушена в начале 1670-х для того, чтобы освободить место для возведения новой. Собор Святого Петра прошел пять стадий проектирования. Первая сохранилась только в форме единственного чертежа и части модели. Схема (которая чаще именуется Первым Планом), похоже, состояла из чертежа куполообразного входа вестибюля (возможно, такой план входа был спроектирован на основе римского храма Парфенона) и расположенной за ним прямоугольной базилики, включающей в себя место для хора. Но этот проект был отклонен, так как был признан «недостаточно величественным».
Второй разработкой Рена было проектирование собора в форме греческого креста, который критики признали слишком радикальным. В третьем предложенном Реном проекте для собора Святого Павла использовалось много одинаковых дизайнерских концепций, примененных в плане собора в форме греческого креста, хотя в этом плане церкви неф был расширен. Этот проект был воплощен в его творении 1673 года «Великая Модель». Данный макет был выполнен из древесины дуба и штукатурки и стоил более 500 фунтов (приблизительно эквивалентно нынешним 32 тысячам фунтов стерлингов). Он имел высоту более 13 футов (4 метров), а в длину составлял 21 фут (6 метров).
Его критики, члены комиссии, поручили архитектору перестроить здание, в то время как члены духовенства осудили его дизайн, ибо он слишком отличался от дизайна уже существующих в то время в Англии церквей, что не наводило на мысль о неразрывности церквей во всей стране. Священнослужители также больше предпочли план латинского креста для служб. Рен считал «Великую Модель» своим любимым проектом, отражающим красоту Ренессанса. После этого плана Рен решил больше не делать каких-либо моделей или представлять на обсуждение публике его чертежи, так как считал это «ничем кроме как потерей времени и подвержением множество раз своих проектов критике некомпетентных судей».
Четвертый план Рена, Приказной проект, стремился помирить готическую архитектуру, которая преобладала в дизайне всех английских церквей с «наилучшим методом построения церквей». Рен стремился привнести черты присущей Ренессансу гармоничности в готическую традицию архитектуры – как бы то ни было, Вогэн Харт распознал, что за шпилем, похожим на пагоду, скрывалось своеобразное экзотическое вдохновение Рена. По проекту здание было немного развернуто, и поэтому церковь не смотрела прямо на восток.
Окончательный проект здания в значительной степени основывался на плане построения Собора Святого Петра в Риме. На постройку куполов в форме блюдца, которые окончательно были присоединены к проекту собора, архитектора вдохновил госпиталь Валь-де-Грас, спроектированный Франсуа Мансаром, который Рен видел в течение своей поездки в Париж в 1665 году. Дата закладки первого камня собора является спорной. Одни утверждают на этот счет, что датой закладки является 21 июня 1675 года, другие – 25 июня, а третьи – 28 июня. Однако, по общему мнению, он был заложен в июне 1675 года. Позже Эдвард Сильный утверждал, что первый камень в основание собора был заложен его старшим братом, Томасом Сильным, который являлся одним из двух мастеров каменщиков, назначенных Реном в самом начале работы.
2 декабря 1697 года, тридцать два года и три месяца спустя, после того, как искра из пекарни «Фарринерз» вызвала Великий пожар в Лондоне, собор Святого Павла открыл свои двери. Планировалось, что вдовец король Вильгельм III появится перед народом, однако чувствуя себя некомфортно в толпе, в общественных местах, в самый последний момент он отказался. Большая толпа народа, находившаяся там, состояла как из привилегированных жителей, а их отношение к Вильгельму было настолько безразлично, что его отсутствие едва ли было замечено. Преосвященный Генри Комптон, епископ Лондонский, вел проповедь. Она основывалась на тексте псалма 122: «Я был рад, когда они сказали мне: Пойдем в дом Господень». Первая проповедь, с которой начались регулярные службы, состоялось в следующее воскресенье.
Завершение строительства верхушки собора (когда последний камень был заложен в каркас фонаря) происходило в октябре 1708 года и немного времени спустя, 25 декабря 1711 года (на Рождество), Парламент признал церковь официально законченной. На самом деле, строительство собора продолжалось в течение еще нескольких лет после этого, а статуи на крыше были установлены только в 1720-х годах. В 1716 году общий объем расходов составил 1.095.556 фунтов (что эквивалентно 147 млн. фунтов стерлингов по курсу 2012 года).
Задачей Рена было сконструировать большой собор в классическом стиле на относительно зыбкой глинистой почве Лондона. Закладка основания повлекла за собой серьезные проблемы, заставив Рена изменить первоначальную конструкцию его купола в процессе работы. В Приказном проекте все внешние опоры располагались на уровне первого этажа, что не являлось особенностью классического дизайна. Они и стали одними из первых деталей, которые поменял Рен. Вместо этого он сделал стены собора особенно толстыми, чтобы всецело избежать необходимости использования внешних опор. В верхних частях собора стены усилены маленькими контрфорсными арками, которые были присоединены к проекту на относительно поздней стадии, чтобы упрочнить стены здания. Они скрыты за большими стенами шармами, которые были пристроены специально для того, чтобы сохранить классический стиль здания.
The River Thames with St. Paul’s Cathedral on Lord Mayor’s Day, 1746 год
Большой пересекающийся купол состоит из трех слоев – он является первым куполом с такой конструкцией. Внешний и внутренний слой изгибаются друг за другом, но структурная целостность обеспечивает поддержку тяжелой каменной конструкции, а вершина купола удерживается за счет промежуточного слоя, который находится намного выше и имеет ещё более коническую форму. Купол удерживается по всей окружности своего основания кованой цепью, которая защищает купол от расползания и растрескивания. Дальше эти кованые цепи в кирпичном конусе на интервалах сцепляются камнем и затем огибают карниз перистиля.
Собор построен из портлендского камня в стиле позднего Ренесанса, который представляет собой, с точки зрения Рена, рационализированное английское барокко. На постройку впечатляющего купола собора архитектора вдохновила базилика церкви Святого Петра в Риме и построенная Мансартом церковь Валь-де-Грас, которую до этого посетил Рен. В высоту (от основания и до креста на верхушке купола) собор составляет 365 футов (108 метров), таким образом сразу господствуя и над исторической, и над современной частью Лондона.
Рен достиг баланса между внутренним наполнением собора и внешним его проявлением за счет конструирования трех куполов, вложенных как бы один в другой: высокий внешний купол не является структурным и возвышается над грандиозной массой собора, чтобы притягивать взгляды людей на расстоянии; нижний внутренний купол обеспечивает гармонично сбалансированную внутреннюю часть собора; между двумя этими куполами структурный конус поддерживает фонарь, располагающийся на вершине, и внешний купол. Рену было сказано, чтобы на последней стадии постройки здания его дотянули в корзине вплоть до самых стропил, чтобы таким образом проинспектировать ход работы.
Основа внутреннего купола располагается на высоте 173 футов или (53,4 метра), а его вершина возвышается над полом на 65 метров, таким образом, делая высоту в закрытом помещении самой большой. Собор составляет в длину около 574 футов (175 метров), включая портик Большой Западной Двери, 223 фута (68 метров) из которых приходится на неф и 167 футов (51 метр) на клирос (место для хора). Ширина нефа составляет 121 фут (75 метров), таким образом, собор немного короче, но в то же время несколько шире, чем Старый Святой Павел. Клирос тянется к востоку от купола и заключает в себе сиденья для духовенства и хористов и орган. К югу и северу от купола находятся трансепты, которые здесь называются Северный Хор и Южный Хор.
Детали башен, располагающихся в западном конце собора, и их темные пустоты дерзко воспроизведены в заданном масштабе, дабы человек, находясь ниже на улице или на расстоянии, мог хорошо рассмотреть циферблат на башнях, которые всегда выделялись на линии городского горизонта. Они состоят из двух дополнительных элементов, которыми являются центральный цилиндр, возвышающийся над серией многоярусных барабанов купола и спаренных Коринфских колонн, расположенных по углам, над которыми находится контрофорсы, служащие для соединения барабанной формы с квадратным плинтусом, содержащим часы. Главный антаблемент залезает вперед на парные колонны для того, чтобы отобразить оба элемента, тем самым, связывая их вместе в единую горизонтальную полосу.
Крыша, похожая на миниатюрный колоколообразный купол, поддерживает золоченый фиал (завершающее украшение шпиля), а ананас держится на четырех завивающихся угловых консолях, самое важное отображение соответствующей темы. Часовой механизм был сконструирован в 1893 году Смитом Дерби, а над его дизайном анкерного механизма работал Эдмунд Дэнисон Бекетт, аналогичного тому механизму, который использовал Эдвард Дэнт для конструирования часов Биг-Бена. Часовой механизм составляет 5,8 метров в длину и на протяжении столетий является самым последним часовым механизмом, предоставленным Собору Святого Павла. С 1969 года часы электрически заводятся оборудованием, разработанным и установленным Смитом Дербским, которые облегчают работу хранителя часов по заведению при помощи ручного управления тяжелых заводных гирь часов.
В 1717 году Ричард Фэлпс отлил еще два колокола, которые были присоединены к группе колоколов. Тем не менее, они используются и сегодня. Так, первый весит 660 килограммов, а в диаметре он составляет 41 дюйм или 1000 миллиметров и он настроен на ля-бемоль. Второй колокол весит 1800 килограммов, а его диаметр равен 58 дюймам (1500 миллиметров) и он настроен на ми-бемоль.
В соборе есть достаточно внушительная подземная усыпальница (крипта), которая содержит около 200 памятников. Она служит как часовней Превосходнейшего ордена Британской империи, так и сокровищницей. У самого собора очень мало сокровищ: большинство из них было потеряно, а при главном ограблении, произошедшем в 1810 году, были украдены почти все оставшиеся драгоценные артифакты. Кристофер Рен стал первым, кто был здесь похоронен, в 1723 году: на стене над его могилой в склепе виднеется надпись на латыни: «Lector, si monumentum requiris, circumspice» («Читатель, если ты ищешь его памятник – оглянись вокруг»).
Собор Святого Павла является домом также и для других мемориальных табличек, высеченных фигур, статуй, церковных монументов и гробниц таких знаменитых британцев как: генерал сэр Айзек Брок, Чарльз Роберт Кокерелл, сэр Эдвин Лаченс, Джон Донн (в соборе сохранилось его объемное изображение на склепе, но не сама могила), лорд Китченер, граф Веллингтонский, лорд Нельсон, Генри Мур, Катберт Коллингвуд, барон Коллингвуд, сэр Уильям Александер Смит, сэр Уинстон Черчиль, сэр Александар Флеминг, Вулзли Гарнет, сэр Филип Виан, Джон Джеллико, Дэвид Битти, сэр Артур Салливан, сэр Лоуренс Альма-Тадема, Хьюберт Пэрри, Флоренс Найтингейл, сэр Джошуа Рейнольдс, Доктор Самкэль Джонсон, Айвор Ноэлло, Чарльз Корнуоллис, Фредерик Джордж Джексон, Манделль Крейтон и Луиз Крейтон, Рой Герберт Томсон.
Многие из этих памятников посвящены британским военным. В число солдат включены несколько списков тех военнослужащих, которые погибли в бою, последним из которых является война в Персидском заливе. Также в южном трансепте располагаются специальные монументы, посвященные лорду Нельсону, а также графу Веллингтонскому в северном проходе; они оба похоронены здесь. Также здесь хранится память о поэтах, художниках, священнослужителях и жителях местного прихода. За последнюю тысячу лет накопился целый список епископов и церковных деканов, о которых здесь хранится память. Собор являлся тем местом, где проводилось множество знаменитых похорон, включая похороны Горация Нельсона герцога Веллингтона, сэра Уинстона Черчилля и Джорджа Мэллори. Было решено, что после смерти бывшего премьер-министра Маргарет Тетчер ее государственные похороны также состоятся здесь.
После обширной программы по очистке и ремонту внутренней отделки Святого Павла, законченной в 2005 году, Биллу Виолле было доверено создание двух запрестольных образов Мучеников и Марии. Эти две мульти-экранных видео-инсталляции будут на время размещены в конце Хорового прохода, находясь сбоку от главного алтаря собора и от Американской мемориальной часовни, где захоронены военнослужащие США, погибшие в течение Второй Мировой войны. Каждая такая работа будет использовать разрешение несколько плазменных экранов, настроенных на изображение, идентичное историческому запрестольному образу. Эти экраны будут установлены на навесных панелях, что позволит им быть закрытыми.
This painting depicts the scene as Queen Victoria arrived at St. Paul’s Cathedral in London during the Diamond Jubilee celebration of June 22, 1897.
Люди, работающие в соборе Святого Павла, рассказывают, что получают очень маленькое регулярное финансирование от королевы, церкви и государства, поэтому полагаются только на доходы от туризма, чтобы с помощью этих собранных денег позволить памятнику архитектуры и дальше функционировать в качестве центра христианского вероисповедания, а также для того, чтобы покрыть расходы на техническое обслуживание и ремонтные работы.