Что построила россия в крыму
Что построили в Крыму на триллион рублей за семь лет
Тавриду приводят в чувство после 23 лет разрухи
Семилетие возвращения Крыма в Россию было отмечено торжественным вводом в эксплуатацию Бештерек-Зайский водоканал, который обеспечит жителей Симферополя дополнительными 22 тыс. куб.метров воды в сутки. Объект был построен в рекордные сроки и обошелся бюджету в 1 млрд 557 млн рублей. Всего же за минувшие годы в составе России в республике суммарно были построены тысячи новых объектов различного назначения — от больниц и детских садов до трасс и аэропортов.
Запуск Бештерек-Зуйского водовода. Фото: Кадр из видео
Федеральная целевая программа развития Крыма, принятая в 2014 году и уже не раз пересмотренная, предполагает строительство 623 объектов на полуострове на общую сумму 643 млрд рублей, сообщили «МК» в пресс-службе министерства строительства и архитектуры Крыма. Из них уже завершено строительство 308 проектов. По данным из открытых источников, по Федеральной целевой программе до 2020 в Крыму уже проведено работ на 700 млрд.рублей, а с 2021 по 2025 планируется вложить еще около 600 млрд.
Важнейший проект, который вдобавок породил новый виток археологических исследований — строительство трассы «Таврида», которая тянется от Керчи до Севастополя. Добраться из одного города в другой можно всего за три часа. В 2016 году общую стоимость проекта оценивали в 139 млрд рублей, но к окончанию строительства сумма увеличилась еще минимум на 27 млрд рублей.
Среди важных социальных проектов — построенный в Симферополе крупнейший на юге России многопрофильный медицинский центр — больница им. Семашко. Строительство началось в 2017 году, а уже осенью 2020 года туда пришли первые пациенты. Общая стоимость составила более 9 млрд рублей.
Отдельно стоит упомянуть строительство современного комплекса международного аэропорта в Симферополе. Он был возведен в рекордные сроки — всего за 22 месяца и начал работу в апреле 2018 года. Новый терминал обошелся в 30 млрд рублей, а еще 13 млрд потратили на реконструкцию взлетно-посадочной полосы.
Топ-10 строек Крымской весны
«Крымская газета» собрала список самых впечатляющих объектов, которые появились благодаря историческим событиям Крымской весны. Строительство каждого из них направлено на повышение качества жизни крымчан, восстановление социальной инфраструктуры и процветание полуострова.
В 2019 году с территории Крыма на материк по энергомосту впервые было поставлено около 300 мегаватт мощности. Впервые избыток собственной генерации образовался в энергосистеме республики после запуска новых теплоэлектростанций. Благодаря Таврической ТЭС (в Симферополе) и Балаклавской ТЭС (в Севастополе), а также новой генерации Сакской ТЭЦ Крым получил полную энергетическую независимость.
Сакская ТЭЦ генерируент не только электрическую, но и тепловую энергию. Фото: Наталья СОМОВА Аэропорт мечты
Крупнейшим инвестиционным проектом Крыма стоимостью 32 миллиарда рублей стал новый терминал аэропорта Симферополь. Терминал «Крымская волна» способен обслужить 6,5 миллиона пассажиров в год. Здание аэровокзала украшает самая большая в России и Европе «зелёная стена» площадью 1,6 тысячи кв. м.
Кстати, новый симферопольский аэропорт единственный в России среди региональных аэропортов (исключая аэропорты Москвы и Санкт-Петербурга), имеющий самую широкую сеть внутрироссийских направлений – более 60.
16 марта 2020 года, в день годовщины общекрымского референдума, новый терминал. Международного аэропорта Симферополь обслужил десятимиллионного пассажира. Фото: Лидия ВЕТХОВА Артерия курорта
В мае 2017 года стартовало строительство четырёхполосной скоростной трассы «Таврида», общая протяжённость которой – 250,7 км. Примерно половина автодороги проложена заново, вторая идёт по существующим дорогам, где предусмотрена реконструкция. Этот грандиозный транспортный проект помог перераспределить транспортные потоки и связать Крымский мост с основными городами республики. Расчётная скорость движения по трассе, предусмотренная проектом, – 120 км/ч. Уже сегодня главная транспортная артерия курорта почти готова – она построена на 85%. Все работы на «Тавриде» планируется завершить в сентябре этого года. Но уже сегодня добраться из Керчи до Симферополя по магистрали можно за два часа, а не за три-четыре, как это было ранее.
Кстати, «Таврида» может стать отдельной достопримечательностью для туристов – вдоль главной трассы республики высадят «лавандовый пояс».
В 2019 году один из лучших в России образовательных комплексов построили в Крыму в селе Мирном Симферопольского района на федеральные средства. Он совмещает школу и детский сад. Особенность объектов – полное оснащение всеми современными техсредствами, интерактивным оборудованием для занятий. Комплекс, где в одну смену смогут обучаться одновременно 1100 детей, возвели за два года. Здесь предусмотрели автономную систему тепло- и электроснабжения, два актовых зала на 700 человек, три спортивных зала и многое другое. Планируется, что учебно-воспитательный процесс начнется с 1 сентября 2020 года, однако сейчас на базе школы будут функционировать различные секции и кружки. Детский сад на 280 мест также полностью укомплектован всем необходимым оборудованием и должен начать работу с апреля 2020 года.
Медицина на новом уровне
Большие надежды возлагают крымчане на строительство масштабнейшего в республике многопрофильного республиканского медицинского центра «Крымская республиканская клиническая больница имени Н. А. Семашко» под Симферополем. Оно стартовало в сентябре 2017 года. Один из самых современных в России, 13-этажный центр будет включать в себя приёмное отделение, поликлинику, 16 операционных, кабинеты врачей, диагностические центры и палатные отделения на 734 койки, кислородную станцию, вертолётную площадку. Уже в ноябре 2019 года объект был готов на 98%, тем не менее открытие центра перенесли на 2020 год. На его строительство изначально выделили 9 млрд рублей, однако стоимость строительства объекта подорожала на 450 млн рублей, поскольку было принято решение о закупке более совершенного оборудования, отвечающего требованиям современной медицины.
Одним из главных событий стало строительство соборной мечети на южной возвышенности Симферополя, в районе Симферопольского водохранилища. Главная мечеть Крыма сможет вместить более 2500 мусульман. Культовый объект включает в себя две части: основное здание с куполом высотой 28 метров и внутренний двор с колоннадами и шадирваном (местом для омовения перед намазом). У мечети четыре минарета, каждый высотой 50 метров. В начале года для росписи внутренней части мечети, призванной стать главным культовым сооружением мусульман Крыма, приехали художники из Турции.
Миллиард на искусство
Предметом гордости крымской столицы станет здание Крымского государственного центра детского театрального искусства на месте снесённого театра кукол. Новый центр стоимостью почти в миллиард рублей предусматривает залы на 300 и 100 мест, а кроме этого – большой комплекс репетиционных, складских и производственных помещений. Проект строительства центра также решили изменить, чтобы откорректировать отдельные виды материалов и техническое оснащение. Поэтому его открытие также перенесено с 2019 года на более поздний срок.
Реконструкция тоннельного водовода Южного берега Крыма за 8,5 млрд рублей в скором времени будет гарантировать бесперебойное водоснабжение побережья, популярного у туристов. Тоннель пройдёт через Ялтинский горный массив, от посёлка Васильевка в Ялте до села Счастливого в Бахчисарайском районе. Участок строительства располагается у основания Ялтинского горного массива на глубине 200-900 метров.
Планируется реконструкция существующего участка тоннеля протяжённостью более 1,5 км, а также строительство более 5,6 км нового участка для обеспечения ЮБК пресной водой в объёме 100 тысяч кубометров в сутки, которое осуществляется через Ялтинский гидротоннель. Он соединяет водохранилища, расположенные на северном склоне Главной гряды Ялтинского горного массива с Южным берегом Крыма. Строителям предстоит вести проходку в сложных геологических условиях горного района, да ещё и с высокой сейсмической активностью в 8-9 баллов. Им придётся использовать тоннелепроходческий комплекс, который способен обеспечить проходку на расстояние до 6 км.
Семь лет вместе. Что изменилось в Крыму после воссоединения с Россией
Вот уже седьмой год 18 марта в самом «молодом» российском регионе отмечается День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. 16 марта 2014 года на полуострове прошел референдум, где большинство крымчан проголосовало за будущее в составе РФ.
Как отметил республиканский глава Сергей Аксенов, за это время Крым получил больше, чем за 25 лет в составе Украины. Некоторые украинские СМИ, напротив, пишут об «упадке» буквально во всех сферах жизни полуострова. Но было ли куда падать — большой вопрос: Крым и Севастополь вернулись к России с изношенной транспортной и водопроводной сетью, а бедственное положение всей социальной инфраструктуры поставило на повестку дня федеральных властей срочное развитие «запоздавшего» региона ценой немалых бюджетных средств.
«Политика Сегодня» решила проверить, как на самом деле обстоит дело в Крыму: разобраться в итогах «первой семилетки» помогут не политизированные мнения, а конкретные факты и цифры.
Экономика
Министр экономического развития Максим Решетников 14 марта заявил, что федеральная целевая программа в Крыму реализуется успешно. За 2020 год в регионе освоено более 87 миллиардов рублей, выделенных правительством, а в эксплуатацию введено 67 объектов. Еще 80 миллиардов рублей запланировано отправить в текущем году на крымские нужны — это водоснабжение, дороги, линии связи, социальные учреждения.
«За последние шесть лет экономика Крыма выросла в 2,2 раза, Севастополя — в 2,7», — заявил министр.
Несмотря на сложную политическую обстановку в мире вокруг крымского вопроса, Минэкономразвития России в феврале предложило привлечь инвестиции в Крым с помощью «особых административных районов» в дополнение к свободной экономической зоне (СЭЗ) на полуострове. Зона настолько свободная, что к 2024 году в Крыму планируется открыть казино (если верить Аксенову), строительные работы уже начались.
«В первом квартале [2021 года] коллеги, знаю, приступают уже к работам на объекте», — цитировало Аксенова ТАСС в конце декабря.
По замыслу ялтинских властей, игорная зона в несколько раз увеличит налоговые и социальные поступления в бюджет республики и обеспечит новые рабочие места.
Успешным проект СЭЗ стал не только из-за будущих «азартных» планов: сейчас участниками свободной экономической зоны в Крыму и Севастополе являются почти 1700 частных компаний и предпринимателей. Они платят пониженные налоги вплоть до нулевой суммы, а тарифы страховых взносов для них уменьшены. Крымские резиденты с 2015 по 2019 год инвестировали в местные проекты 157 миллиардов рублей.
Так или иначе, зарабатывать в Крыму и Севастополе удается, отмечает сенатор Сергей Колбин. По его словам, федеральные целевые программы в регионе выполняются на 93%.
«На сегодняшний момент по федеральной целевой программе возводятся современные школы, детские сады, строятся аэропорты, медицинские центры, возрождается промышленное и сельское хозяйство. То, как развивается сегодня Крым и Севастополь, вызывает уверенность в том, что все те препятствия стоят на сегодняшний день перед нами, будут преодолены. Мы живем в своей стране, говорим на своем родном языке. Кстати, в Крыму три государственных языка — русский, украинский и татарский», — рассказал сенатор в интервью Медиагруппе «Патриот».
Несмотря на трудности, республике удается увеличивать свои доходы — одними дотациями сыт не будешь. Правда, саботаж по инициативе киевских «активистов» и некоторых украинских политиков подрывал стабильную работу крымских предприятий, отмечает Колбин, напоминая об уничтожении линий электропередач в 2015 году и водной блокаде.
«На верфях уже строятся и спускаются на воду военные корабли Министерства обороны РФ, мы решаем вопросы с сельским хозяйством. Конечно, «помощники» подрывают немного данную ситуацию: то свет нам отключат, то воду перекроют. Но, тем не менее, сообща проблемы мы преодолеваем. Транспортная, энергетическая, водная блокада — мы ее преодолели», — заявил сенатор.
Зарплаты
Средняя зарплата крымчан тоже не намекает на «упадок» уровня жизни в теперь уже российском регионе. В марте 2014 года средний заработок жителей республики составлял 11,45 тысячи рублей в месяц. В декабре 2020 года — уже 41,84 тысячи рублей (согласно данным Крымстата).
Министр промышленности Крыма Александр Трянов называет чуть менее оптимистичные цифры. По крайней мере, в промышленной отрасли: средняя зарплата там составляет 36,7 тысячи рублей.
«Полностью погашена задолженность по выплате заработной платы на курируемых министерством промышленных предприятиях. Уровень заработных плат в промышленной отрасли в 2020 году составил 36,7 тысячи рублей, что превышает среднекрымский уровень (33,6 тысячи рублей). За период с 2014 года рост составил более чем 2,8 раза», — рассказал чиновник в интервью Федеральному агентству новостей.
Водоснабжение
Проблему водоснабжения, перекрытого Киевом после воссоединения засушливого региона с РФ, удалось частично решить. Накануне вице-премьер Марат Хуснуллин заявил о двух новых водоводах в Крыму. Один уже запустили под Севастополем, второй — для подачи воды в Симферополь — на заключительной стадии работ.
Впрочем, это только начало: на реализацию «водной» стратегии с 2020 по 2024 годы правительство направило около 50 миллиардов рублей. Ведется освоение артезианских скважин и очищение речной и озерной воды. Уже шесть лет прокладываются новые трубы, меняются старые. Ведь, как сообщал представитель Республики Крым в Совете Федерации Сергей Цеков, в украинские времена водопроводы в регионе не ремонтировались.
«И северный, и западный Крым долгие годы нахождения на Украине оставались без воды. В населенные пункты вода подавалась плохо. Сейчас в тех регионах вода подается практически круглосуточно, а где-то по графику — в любом случае, ситуация значительно улучшилась», — рассказывал сенатор в комментарии «Политике Сегодня».
А вот политическое положение Украины на международной арене водная блокада Крыма совсем не улучшила, а даже наоборот. Когда украинские власти вернут на полуостров воду, в ООН вопрошали еще в сентябре прошлого года.
Транспорт
Новые транспортные объекты — Крымский мост, трасса «Таврида», симферопольский аэропорт — буквально прорвали транспортную блокаду Крыма, организованную с украинской стороны. Помимо этого была построена трасса Симферополь — Алушта — Ялта и расширены маршруты поездов «Таврида» на 5 направлениях.
«То, что построено сейчас в Севастополе, никогда даже не входило в планы украинских властей. Например, такие знаковые объекты как Крымский мост, трасса «Таврида». Мы открыли железнодорожное сообщение на полуостров, разгрузили паромную переправу, были построены новые электростанции», — отметил сенатор от Севастополя Колбин.
Любопытно, что конкурс на проектирование нового здания терминала симферопольского аэропорта, не реставрируемого с 1957 года, выиграло архитектурное бюро из Южной Кореи в составе корпорации Samsung.
Тем временем, организатор блокады Крыма, депутат Верховной рады Мустафа Джемилев, в комментарии турецкому агентству Anadolu выразил сожаление о реакции мира на присоединение Крыма к России. Она должна была быть «очень жесткой, но этого не произошло».
Крымская пятилетка: что стало с промышленностью республики за пять лет в составе России
Благодаря госзаказам в Крыму снова активно строят корабли, а контрабанда украинского сырья спасает химпром полуострова
Объемы промышленного производства в Крыму за пять лет после присоединения к России выросли в два раза, а собственные доходы увеличились в 2,5 раза. Только за последний год промышленность региона поднялась на 4,7%. Активнее всего, по данным правительства Крыма, на полуострове развивается транспортное машиностроение (показало рост в 37% в 2017 году), в основном это строительство кораблей. Судостроение появилось в Крыму в конце XIX века, затем стало одной из ключевых отраслей местной промышленности и чуть ли не самой проблемной. В нулевые в развитие судостроения на полуострове особо не вкладывались, и многие предприятия оказались в плачевном состоянии. Сейчас их модернизируют, на перевооружение планируется потратить десятки миллиардов рублей.
Основные мощности крымского судостроения расположены в Керчи, Феодосии, Симферополе и Севастополе. В отрасли заняты более пяти тысяч человек. В Керчи работает судостроительный завод «Залив», который специализируется на производстве танкеров средней и большой грузоподъемности и делает лихтеровозы (суда для перевозки груза в лихтерах или баржах, контейнерах). По данным правительства Крыма, судостроительные заводы региона живут в основном за счет гособоронзаказа. Из всех контрактов — более 20 миллиардов рублей — на оборонку приходится порядка 17 миллиардов. Работа по этим соглашениям расписана до конца 2021 года. Но даже этого недостаточно, чтобы загрузить заводы на полную мощность, — сейчас они работают в среднем только на половину своих мощностей.
Крупным центром судостроения на Черном море планируют сделать Севастополь. В нулевых отрасль в городе фактически оказалась заброшенной. Сейчас заводы начинают получать заказы. Самое крупное судостроительное предприятие города — Севастопольский морской завод (Севморзавод), ранее принадлежавший нынешнему президенту Украины Петру Порошенко. Лидер соседнего государства до сих пор не может расстаться с заводом — в прошлом году даже задекларировал его в своей налоговой отчетности.
В конце 2015 года после присоединения Крыма к России завод был национализирован. Он фактически был передан Объединенной судостроительной корпорации.
Его начали реконструировать, в общей сложности на перевооружение Севморзавода планируется потратить семь миллиардов рублей. Первые успехи уже есть. В 2017-м там возобновили изготовление морских плавучих кранов (первый плавкран собираются сдать в 2019-м). В советское время строительство таких машин было одним из основных направлений работы завода. Но с 2004 года плавкраны в Севастополе не делали. Последний сданный кран теперь работает в Северодвинске Архангельской области.
Помимо этого, завод ремонтирует суда, как гражданские, так и военные — корабли Черноморского флота. На предприятии строили плавучую систему, которая использовалась в одной из самых масштабных строек в регионе — возведении Керченского моста. По данным на 2017 год, на Севморзаводе работают около 600 человек. Местные власти связывают развитие промышленности города именно с успехами судостроителей.
Однако, по словам председателя регионального отделения Союза промышленников и предпринимателей России Вячеслава Горбатова, ситуация с судостроением в Севастополе по-прежнему тяжелая: действуют только половина (около 60) из зарегистрированных в городе судостроительных предприятий. По словам Горбатова, заводам не хватает рабочих рук. Дефицит кадров ощущает в том числе и Севморзавод.
Большие проблемы в последние годы испытывает Севастопольский морской порт, оказавшийся на грани банкротства и показывающий многомиллионные убытки. В 2017 году потери превысили 130 миллионов рублей (данные «СПАРК-Интерфакс»). По информации СПАРКа, в 2018-м порт заключил с Институтом морских биологических исследований имени А.О. Ковалевского РАН самый крупный контракт, он касается стоянки судов. Цена вопроса — 2,5 миллиона рублей.
Десантные корабли для Китая
Еще один крупный центр судостроительства в Крыму — Феодосия, там действует завод «Море» (вошел в состав корпорации «Ростех»). Последние годы там ремонтируют корабли федеральной госструктуры «Росморпорт» и нефтегазовой компании «Черноморнефтегаз».
Корабелы «Моря» также работают на оборонку. Там, например, строят малый ракетный корабль (МРК) «Шторм», который будет оснащен крылатыми ракетами «Калибр».
Работники «Моря» собирают малые десантные корабли на воздушной подушке «Зубр» для китайских ВМС — по контрактам, заключенным еще при украинской власти. Тогда сделку курировал «Укроборонпром», теперь — Рособоронэкспорт. Стройка ведется на территории КНР.
Оценить финансовое состояние «Моря» не представляется возможным: данные в базе «СПАРК-Интерфакс» по заводу оканчиваются 2015 годом. Тогда предприятие показало убыток в 77 миллионов рублей. Активы компании тогда составляли 1 миллиард 72 миллиона рублей.
Химическая промышленность и ослабший «Крымский титан»
В химической промышленности, которая тоже остается одной из ключевых для Крыма, в отличие от судостроения, развития не наблюдается. Основное предприятие химпрома в регионе — «Крымский титан», производящее диоксид титана для нужд лакокрасочной промышленности. Российское ООО «Титановые инвестиции», с февраля 2018 находящееся в процессе банкротства, взяло завод в долгосрочную аренду у Крыма.
До референдума «Крымский титан» являлся крупным экспортером на мировом рынке, за рубеж отправляли около 80% продукции. Среди потребителей были Китай, Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Турция, Италия, Германия, Иран, Бразилия, Канада и Мексика. Принадлежит завод украинскому миллиардеру Дмитрию Фирташу, который, по данным СМИ, находится под арестом в Австрии. Его выдачи требует ФБР.
Проблемы Фирташа на этом не исчерпываются: суд Кипра арестовал все его имущество по иску российского Банка ВТБ. Дело в том, что два предприятия бизнесмена — ЧАО «Юкрейниан Кемикал Продактс» и ООО «Титановые инвестиции» — задолжали банку 2,5 миллиарда рублей.
В августе 2018-го «Крымский титан» фактически устроил химатаку на город Армянск, где и расположен. На заводе произошел выброс токсичного сернистого ангидрида. Растения чахли на глазах, металлические сооружения окислялись, жителей эвакуировали только через неделю после начала кислотного апокалипсиса. По официальной версии, причиной выброса стали испарения с заводского кислотного накопителя.
На самом деле, удивительно, что завод еще может что-то выбрасывать. Основным поставщиком сырья для него всегда были предприятия Украины. Ильменит, минерал, состоящий из железно-титанового оксида, добывают в бывшей братской республике в огромных количествах. Поскольку Украина не признала присоединение Крыма к России и считает полуостров аннексированным, официально «Крымский титан» ильменит не получает. Однако, по данным СМИ, сырье до сих пор поступает на предприятие именно с Украины. Часть сырья на «Титан» прибывает с Шри-Ланки, однако заокеанский ильменит — более низкого качества, что не могло не сказаться на конечном продукте.
Сейчас, по оценкам экспертов, крымское предприятие занимает 20% российского рынка двуокиси титана. До присоединения полуострова этот показатель доходил до 30%. Также снизился и экспорт. Западные компании стараются не вести дел с крымскими предприятиями. Если раньше 80% продукции шло за рубеж, то теперь едва ли наберется 50%.
Материнская компания завода — ООО «Титановые инвестиции», по информации «СПАРК-Интерфакс» на 2017 год, в минусе на 87,5 миллиона рублей. Однако сам завод, по данным СМИ, до сих пор обеспечивает до полумиллиарда рублей казны Крыма.
А вот виноделие в Крыму вновь процветает. Продукцией «Массандры» угощают иностранных гостей, предприятие награждают за лучший продукт на международных конкурсах, а сам завод показывает стабильную прибыль. По данным «СПАРК- Интерфакс», в 2017 году «Массандра» выдала почти 200 миллионов рублей чистой прибыли, против минуса в три миллиона в 2014-м.
Секрет предприятия оказался прост. После «отплытия Крыма в российскую гавань» «Массандра» стала госсобственностью, и не абы какой: собственником стало Управление делами президента Российской Федерации. С таким хозяином сложно оставаться в аутсайдерах. К тому же у компании появился новый директор Янина Павленко.
При новом руководстве «Массандра» начала развивать экспорт. Так, за 2018 год за границу продали в два раза больше, чем в 2017-м. Однако страны-импортеры, по данным СМИ, нельзя назвать самыми искушенными в потреблении вина: это Казахстан, Китай и Белоруссия. Также, по данным СМИ, крымское вино отправляется в непризнанные ДНР и ЛНР.
В конце февраля 2019 года стало известно, что завод переводят в собственность Крыма. В СМИ тут же заговорили, что предприятие готовят к продаже. Кем бы ни оказался покупатель, ему надо быть готовым к санкциям, ведь до «Крымской весны» «Массандра» была украинской госсобственностью. Однако развивающееся предприятие, жемчужина постсоветской винной индустрии с более чем вековой историей — довольно привлекательная «бизнес-игрушка».