Что построили в 19 веке
Архитектура 19 века в России
Развивалась архитектура, менялись стили. На смену господствовавшим весь 18 век барокко, рококо приходят ампир, эклектика и новый древнерусский стиль.
Архитектура первой половины 19 века
Победа в Отечественной войне (1812) знаменовала подъем страны на новый уровень. Новый стиль русской архитектуры сформировался на базе барокко, готики, ренессанса. Перед архитекторами стояла задача – обустроить и подготовить город для новой эпохи. Воздвигались вокзалы, университеты, театры, соборы, церкви, магазины, заводы и достопримечательности. Данные архитектурные сооружения до сих пор радуют туристов и жителей города своей красотой. Именно архитектуре 19 века мы обязаны внешним видом многих российских городов.
В 19 веке наблюдается увлечение императора культурой Франции. Александром I был приглашен в Российскую империю французский архитектор – Огюст Монферран. К его шедеврам архитектуры принадлежат и Александровская колонна в Санкт-Петербурге, Спасский собор в Нижнем Новгороде и Нижегородская ярмарка. До наших дней сохранилось все, кроме ярмарки.
Ампир – стиль королей
19 веку присущ архитектурный стиль – ампир. Он привлекал императоров своей красотой и театральностью. Здания в королевском стиле отличаются:
Преобладали белые, желтые и серые цвета. Лепные статуи белого цвета, фасад здания – желтый.
В первой половине 19 века закончили планировку Сенатской и Дворцовой площади. Их оформление доверили Росси К.И. Он соединил 2 стиля – барокко и классицизм, в которых выполнены Дворец Растрелли, здание Главного штаба и министерства. Архитектор принял неординарное решение – добавил в проект Триумфальную арку, венчаемую колесницей Славы, которая несет высокоторжественный характер. К.И. Росси воздвигнул ансамбль, в который входят Александрийский театр и прилегающая к нему Александрийская площадь, Театральная улица (находится за театром), площадь Чернышева у набережной реки Фонтанки.
В Петербурге многие здания выстроены в стиле ампир. Воронихин А.Н. спроектировал Казанский собор. Горный институт выделяется скульптурными группами, украшающими портик с дорической колоннадой.
После знаменитого пожара 1812 года Москва нуждалась в немедленном восстановлении. За эту задачу взялся архитектор Бове О.И. После долгой и упорной работы в Москве появились Большой театр, Триумфальные ворота, Ансамбль Красной площади, Манеж, Театральная площадь, Троицкий собор (город Клин), церковь Михаила Архангела.
Архитектура второй половины 19 века
Возрождение древнерусского стиля
Во второй половине 19 века возродился интерес к древнерусской и византийской культуре. Это породило архитектурный стиль, который назвали «русский стиль». Также его называли «псевдорусским» или «неорусским». Данное направление объединяло черты византийского и древнерусского зодчества. Считается, что русско-византийский стиль – воплощение православия. Соборы и храмы, выполненные в этом направлении, характеризуются куполами
Создателем является Тон К.А. В Москве его работами являются Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец, Оружейная Палата и Ленинградский вокзал. Петербург славится Московским вокзалом.
Другие стили второй половины 19 века
Эклектика – направление в архитектуре, доминировавшее во второй половине 19 века. Эклектизм (историзм) объединяет в себе множество стилей:
Ко второй половине 19 века относятся:
«Кирпичный стиль» — развивался параллельно с эклектикой. В этом стиле выполнены Исторический музей в Москве, кожно-венерологический диспансер в Казани, Женская гимназия в Красноярске.
Архитектура XIX века в России
Вы будете перенаправлены на Автор24
Русский классицизм в XIX веке уступает место эклетике или историзму. Новый стиль состоял в подражании готике, барокко, ренессансу и древнерусскому искусству. Большой Кремлевский дворец и храм Христа Спасителя, построенные в русско-византийском стиле, архитектором К. Тоном, явились наиболее знаменательными архитектурными сооружениями той эпохи.
Для архитекторов открылось новое направление – функциональные здания: фабрики и заводы, железнодорожные вокзалы, огромные магазины.
Строения поражают новизной, изобилуют стеклом и металлом, началось использование бетона.
Российская архитектура первой половины XIX века
Отечественная война 1812 года и последовавший после ее всеобщий подъем во многом определил развитие архитектуры России в первой половине XIX века. Во всю Москва восстанавливается после пожара 1812 года, в Петербурге завершают строительство Сенатской и Дворцовой площадей. Античность становится идеалом для многих архитекторов той эпохи, элементы зданий укрупняются, мощь колоннад, арок и стен особо подчеркиваются.
Архитектура в первой половине XIX века удивляла цветовыми решениями, фон зданий в основном был желтым или серым, колонны и статуи – белым. Постройки театров, учебных заведений, по-прежнему занимали главенствующую позицию среди архитектурных сооружений. Дворцы и храмы строились значительно реже.
Крупнейшие архитекторы первой половины XIX века:
Жан-Франсуа Тома де Томон (1 (12) апреля 1760 г.- 23 августа (4 сентября) 1813 года)
В 1799 году прибыл в Петербург по приглашению князя А.М. Голицына, где преподавал в Академии художеств. Император Александр I в 1801 году пожелал увеличить Санкт-Петербургский Большой театр. Задачу с успехом реализовал Том де Томон в 1805 году, за что получил титул придворного архитектора. Также в работах Жан-Франсуа значатся проектирование и строительство ансамбля стрелки Васильевского острова и здание Биржы на Васильевском острове.
Рисунок 1. Строительство здания Биржи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Готовые работы на аналогичную тему
К.И. Росси (29 декабря 1775 г. (9 января 1776 г.) – 18 (30) апреля 1849 г.
В 1809 году перестроил Путевой дворец княгини Екатерины Павловны в Твери. По возвращению в Санкт-Петербург в 1815 году реконструирует Аничков дворец, библиотеку и павильоны в Павловском дворце Санкт-Петербурга. Благодаря Росси Санкт-Петербург обрел новый облик, создавая неповторимые городские ансамбли.
Воплощение мастерства Росси реализовано в ансамблях Михайловского дворца, Сенатской площади со зданиями Синода и Сената, Александрийской площади со зданием одноименного театра и многое другое.
В.И. Стасов (24 июля (4 августа) 1769 г. – 24 августа (5 сентября) 1848 г.)
В 1819 году на Васильевском острове было построено здание Академии наук, Ямской рынок на Разъезжей улице, в 1821 году Павловские казармы на Марсовом поле, Спасо-Преображенский и Троице-Измайловский соборы в 1829 и 1835 годах соответственно. Торжественность и величие форм отличало Стасова от своих современников.
А.Н. Воронихин (17 (28) октября 1759 г. – 21 февраля (5 марта) 1814 года.)
Академик архитектуры, получивший звание в 1800 году за проект колоннад в Петергофе стал автором одного из крупнейшего храма в России – собора в честь иконы Казанской Божией Матери в Петербурге. Здание Горного института, дом Государственного казначейства – так же заслуга талантливого архитектора.
Рисунок 2. Здание Горного института в Петербурге. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
А.Д. Захаров (8 (19) августа 1761 года – 27 августа (8 сентября) 1811 г.)
Помимо выполнения различных проектов в Гатчине и перестройки Васильевского острова Захаров был назначен главным архитектором здания Адмиралтейства. Выполняя работы с 1806 по 1811 года Захарову удалось при сохранении существующего плана создать новое, величественное здание, общей протяженностью 407 метров.
Российская архитектура второй половины XIX века
Во второй половине XIX века архитектура России пережила сильнейшие потрясения. Смелых и по-настоящему стоящих идей архитекторы предложить не могли. Элементы различных стилей и эпох стали смешиваться в одних и тех же постройках. Стало развиваться новое направление – эклектизм или подражание прошлым эпохам. В зарубежной терминологии направление называли романтизм, или историзм.
Эклектизм разделяется на два этапа развития:
Николаевская эклектика целиком и полностью состояла из предшествующих ей стилей – рококо и барокко. Александровская определялась изящным и живым стилем модерн.
Этапы разделяли одна из самых важных реформ в России – отмена крепостного права.
Свободная лепка фасада, создание вогнутых и выступающих плоскостей – необарокко, еще одно направление в эклектизме в архитектуре. В данном направлении сохранялась симметрия элементов относительно центральных осей.
Крупнейшие архитекторы России второй половины XIX века:
К.А. Тон (26 октября (6 ноября) 1794 г. – 25 января (6 февраля) 1881 г.)
Основоположник русско-византийского стиля и храмового зодчества. Среди самых известных творений архитектора Большой кремлевский дворец и храм Христа Спасителя. Храм Христа Спасителя наиболее яркий пример применения эклектики в архитектуре, с 36 колоннами по внешнему контуру, 60 окнами, 20 арками и 12 наружными дверями. Купола с позолотой, с сужением кверху.
И.А. Монегетти (5 (17) января 1819 г. – 10 (22) мая 1878 г.)
Выполнил проекты на набережных реки Мойки – особняк М.В. Воронцовой и Обводного канала – особняк Т.Дылева.
Н.А. Шохин (23 августа 1819 г. – 7 декабря 1895 г.)
В основном проектировал перестройки существующих зданий в Москве.
А.И. Резанов (10 августа 1817 г. – 18 ноября 1887 г.)
Работал над проектом дворца князя Владимира Александровича в Санкт-Петербурге, Свято-троицкого собора Серафимо-Дивеевского монастыря, парк Михайловской дачи в Петергофе.
Начало XX века сменило эпоху электизма развитием «неорусского стиля», модерна и неоклассицизма.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 24 05 2021
Артур Эдуардович Тротно
Эксперт по предмету «Архитектура и строительство»
Архитектура на рубеже XIX — XX веков
В конце XIX — начале XX в. в русской архитектуре, да и во всей технологии строительного дела, в ассортименте строительных материалов намечаются новые явления. Они были связаны с общими изменениями в российской социально-экономической действительности. Архитектура более прямо и открыто, чем другие виды искусства, выполняет социальный заказ. Новые явления в российской архитектуре связаны были с сильным увеличением населения городов, появлением огромных промышленных предприятий, концентрацией пролетариата, ростом финансового капитала, общим изменением социального состава города, и, наконец, самого духа города, образа городской жизни.
Крупное машинное производство приносило с собою повышение уровня инженерных знаний, строительной техники, освоение новых строительных материалов и конструкций. В конце XIX в. в архитектуре начинают применять железобетон, металлические каркасы, облицовочную керамическую плитку, гранитную крошку и другие строительно-технические новшества. Выявляя эстетику этих материалов, создавая соответственно потребностям нового капиталистического города начала XX в. крытые рынки, универмаги, электростанции, заводы, огромные типографии, Народные дома и многоквартирные, многоэтажные жилые здания с лифтами, телефонами, железнодорожные вокзалы, мосты, биржи, торговые дома и. особняки миллионеров, архитекторы делают попытки говорить иным архитектурным языком.
Конец XIX — начало XX столетия — время появления новых архитектурных стилей: модерна, новорусского стиля, неоклассицизма. Архитектурную истину своего времени зодчие видят в органической связи между строительным материалом, конструкцией и формой. Архитектура отказывается от фасадности предшествующей эклектики, строгих осевых композиций, симметрии и традиционной гармонии.
Свобода, раскованность в композиции зданий, подчинение функциональному назначению определяют план, декор, цветовую гамму.
Не одна собственно инженерно-технологическая мысль выступала в близком союзе с архитектурой. Во всем зодчестве заметно сказывалось стремление к синтезу искусств; в архитектуру щедро вводятся элементы живописи и скульптуры.
Недаром в архитектуре конца XIX — начала XX в. начинают работать такие крупные живописцы и скульпторы, как В. М. Васнецов, М. А. Врубель, А. Н. Бенуа, И. Э. Грабарь, С. В. Малютин, А. С. Голубкина.
Талантливейшие представители русской архитектуры того времени — Ф. О. Шехтель (1859-1926), А. В. Щусев (1879-1949).
В градостроительстве впервые поднимались вопросы об организации общественного транспорта, о выработке и введении в жизнь правил регулирования уличного движения. Уже в 1885 г. при Министерстве внутренних дел создается Технико-строительный комитет, который делал слабые и явно для него непосильные попытки осуществить контроль застройки и планировки городов всей России. Все же в 1910 г. появляется план преобразования Петербурга (архитекторы Л. Н. Бенуа и Ф. Е. Енакиев), проект перепланировки о. Голодая в Петербурге («Новый Петербург») (архитекторы И. А. Фомин и Ф. И. Лидваль). В крупных городах возникают кооперативные товарищества и домостроительные общества в связи с новым понятием «жилищная проблема». Эти общества и товарищества, как и сама «проблема», стимулируют дальнейшие поиски архитекторов. Основным видом сооружения становится не частный дом и не культовое здание, а общественное сооружение.
В числе интереснейших построек того времени: Третьяковская галерея (1900-1905) В. М. Васнецов; доходный дом Перцовых (1903-1905, Москва) — С. Малютин, Н. Жуков; Ярославский вокзал (1902-1904) Ф. О. Шехтель; Марфо-Марьинская обитель (1908-1912,- Москва) — А. В. Щусев; здание Государственного банка в Нижнем Новгороде (1910-е гг.) — В. В. Покровский (1871-1931).
здание Государственного банка в Нижнем Новгороде
Все эти сооружения созданы в национально-романтическом, новорусском стиле, имевшем целью на новой строительной основе, в связи с новыми функциональными задачами возродить дух древнерусского зодчества, его пластичность, красочность и свободу форм, свободно и творчески развить национальную традицию.
В новом стиле были построены Ф. О. Шехтелем здание типографии газеты «Утро России» (Москва, 1900-е гг.); гостиница «Метрополь» (Москва, 1899-1903) – архитектор В. Ф. Валькотт; Художественный театр (Москва, 1902) — Ф. О. Шехтель, горельеф над входом А. С. Голубкиной; дом С. П. Рябушинского (Москва, 1900-1902) — Ф. О. Шехтель; особняк М. Ф. Кшесинской (Петербург, 1904-1906) — А. И. Фон-Гоген; «Вилла художника» (Крым, 1906) — Л. М. Браиловский; дача Пфеффер в Сокольниках (1910-е гг.) — А. У. Зеленко.
дача Пфеффер в Сокольниках
Ярославский вокзал
Почти все названные произведения зодчества включали элементы живописи и скульптуры. Национальные мотивы керамики разрабатываются в абрамцевской мастерской М. А. Врубелем, А. Я. Головиным, К. А. Коровиным, Е. Д. Поленовой ещё с 1889 г. Позднее подобная мастерская возникает в Смоленской губернии в Талашкино в имении княгини М. К. Тенишевой. Ею руководит художник С. В. Малютин.
Обращаются зодчие и к мощным истокам античности и Возрождения, переосмысливая классические образцы в соответствии с требованиями новой эпохи. Происходит своеобразное облагораживание модерна классикой. Журнал «Мир искусства» в лице художников А. Н. Бенуа, М. В. Добужинского, А. П. Остроумовой-Лебедевой выступает пропагандистом неоклассики.
В этой манере строит московский купеческий клуб А. И. Иванов-Шиц (1907-1908), И. А. Фомин (1872-1936) – особняк А. А. Половцева на Каменном острове в Петербурге (1911 — 1913); С. Соловьев (1859-1912) — Высшие женские курсы в Москве (1910-1913, ныне здание Московского пединститута им. В. И. Ленина); Р. И. Клейн (1858-1924) – Музей изящных искусств в Москве (1912).
Итак, лучшим произведениям архитектуры конца XIX — начала XX в. были свойственны новая образная выразительность, свободное соединение архитектурных масс, динамика и экспрессия, уничтожение разрыва между функциональным назначением и декоративно-художественной формой здания. Однако типовая застройка окраин оставалась тусклой, убогой, привычно-бытовой; в этом ярко сказывались вопиющие социальные контрасты российского капитализма начала XX в.
Оживление и заметный подъем архитектурного творчества и строительного дела вначале XX в. благотворно сказались на судьбах русской скульптуры. Зодчие нередко стали включать лепку, барельефы, горельефы, майолику в проекты новых сооружений — и общественного назначения (гостиницы, народные дома, так называемые «деловые дворы», вокзалы, банки, кинематографы), и жилые здания (небольшие личные, доходные многоквартирные дома), и немногочисленные возводившиеся культовые здания (монастырские комплексы, отдельные церкви, часовни).
Архитектура России 19 века
Значимые для общества события находят отражение во всех областях искусства, в том числе и в архитектуре. В этом материале мы расскажем о том, как перемены в российском обществе 19 века нашли отражение в архитектурных памятниках.
В начале 19 века в градостроительстве главенствовал поздний классицизм, также названный ампиром. Подробнее об этом триумфальном стиле мы уже рассказывали в нашей предыдущей статье. Напомним основные моменты.
В стиле позднего классицизма были построены такие значительные архитектурные и скульптурные сооружения, как Исаакиевский и Казанский соборы в Санкт-Петербурге, Триумфальная арка в Москве и ряд других. Здания отражали настроения в Российской Империи после триумфальной победы над Наполеоном в 1812 году. Так, Казанский собор, построенный архитектором Воронихиным, стал памятником воинской доблести: в нем был похоронен Кутузов, а в 30-е года 19 века перед собором установили памятники Барклаю де Толли и Кутузову.
В сожженой французскими захватчиками Москве после войны также произошел архитектурный подъем: Москва активно застраивалась. Под руководством архитектора Бове в Кремле были восстановлены башни и часть стен, взорванных в войну. Кроме того, именно Бове создал ансамбль Театральной площади, построил здание Большого театра и реконструировал Красную Площадь, избавив ее от мелких построек.
Начиная со второй трети 19 века архитекторы постепенно отходят от классицизма, обратив внимание на древнерусское и византийское наследие. Этому же способствовали и усилившиеся патриотические настроения в обществе, и широкая правительственная поддержка — русско-визайнтийский стиль воплощал преемственность православия от Византии к России. Первые постройки, выполненные в русско-византийском стиле (его также называют псевдорусским стилем), были религиозными. Этот факт возвращает нас в прошлое: первые памятники архитектуры в готическом, ренессансном и барочном стиле также были выполнены по заказу церкви.
Русско-византийская архитектура заимствовала ряд композиционных приемов и декоративных элементов, принятых в византийской архитектурной традиции. Наиболее ярко это отразилась в знаковых работах архитектора Константина Андреевича Тона. Ему принадлежит авторство храма Христа Спасителя, Большого Кремлевского дворца и Оружейной палаты.
В Византийском же стиле был построен более поздний памятник архитектуры, Морской собор в Кронштадте. Отличительная особенность зданий этого стиля — внутренний объем храма не разделяется крестовыми сводами или пилонам, а образует единый церковный зал, создающий ощущение просторности и способный вмещать несколько тысяч человек.
В начале 1870-х годов славянофильские настроения в обществе пробудили интерес к древнерусскому зодчеству, народной культуре, а также к русской архитектуре 16-17 веков. Сначала это направление псевдорусского стиля нашло отражение в проектах небольших деревянных домов, как, например, Погодинская изба в Москве. Затем оно распространилось и на монументальное каменное зодчество. В это время здания, построенные из кирпича или белого камня, обильно декорировали в традициях русского народного зодчества. Современные постройки стали украшать широкие колонны, узкие окна-бойницы, массивная ковка, многоцветные изразцы и растительный орнамент.
Наболее ярко это проявилось в работах архитекторов Александра Померанцева, который создал Верхие торговые ряды — сейчас это здание ГУМа, Владимира Шервуда, авторству которого принадлежит здание Исторического музея, а также Савинское подворье архитектора Ивана Кузнецова.
Конец 19 и самое начало 20 веков поставили перед российским обществом множество вопросов о том, как действовать в стремительно меняющемся мире. Попытались найти ответы и архитекторы, по-своему переняв различные стили архитектуры — модерн, неоготику, неоклассицизм и эклектику. Но об этом мы расскажем в наших следующих статьях.
Культура и архитектура xix века
Архитектура 19 века в России: стили и направления, история, памятники архитектуры :
Архитектура 19 века в России характеризовалась большим разнообразием. Ей был присущ не один, а несколько стилей. Как правило, искусствоведы делят ее на два этапа – классический и русский.
Особенно ярко указанные стили архитектуры 19 века отразились в таких городах, как Москва и Петербург. В них творили множество гениальных зодчих той эпохи.
Познакомимся с историей архитектуры 19 века поближе.
Уход от барокко
Прежде чем говорить о русской архитектуре 19 века, рассмотрим один из стилей, с которого она началась. Барочную архитектуру в России в конце XVIII века сменяет классицизм. Этот термин происходит от латинского слова «образцовый». Классицизм является художественным (в том числе и архитектурным) европейским стилем, сложившимся во Франции в XVII веке.
В его основу положены идеи рационализма.
С точки зрения приверженцев этого стиля, произведение искусства, строение должно опираться на строгие каноны, подчеркивая тем самым логичность и стройность всего мироздания.
Интересным для классицизма является лишь вечное, незыблемое. В любом явлении он стремится выделить его типологические, существенные черты и отбросить индивидуальные, случайные признаки.
Архитектурный классицизм
Для архитектурного классицизма основной чертой является обращение к формам, характерным для античного зодчества, рассматриваемым как эталон простоты, строгости, гармонии, логичности.
В целом он отличается регулярной планировкой, четкостью формы, которая является объемной. В его основе лежит ордер, близкий к античности по формам и пропорциям.
А также классицизму присущи симметричные композиции, сдержанность декора, регулярность в городской планировке.
Центрами классицизма в России были Москва и Петербург. Его яркими представители — Джакомо Кваренги и Иван Старов.
Типичными классицистическими зданиями являются Таврический дворец в Петербурге, Троицкий собор, находящийся в Александро-Невской лавре, архитектором которых был Старов.
По проекту Кваренги были построены Александровский дворец, Смольный институт, Академия наук. Творения этого архитектора являются символом петербургского классицизма.
Трансформация в ампир
Архитектура первой половины 19 века в России характеризуется постепенным переходом от классицизма к ампиру. Ампир (по-французски значит «имперский») — это стиль, относящийся к позднему, или высокому, классицизму. Он также появился во Франции в годы, когда у власти был Наполеон I, и получил свое развитие на протяжении первых тридцати лет XIX века, после чего сменился историзмом.
В России этот стиль возник во время царствования императора Александра I. Как известно, начиная с XIX века в России наблюдалось увлечение культурой Франции.
Как это нередко делали русские монархи, Александр I «выписал» из Франции начинающего архитектора Огюста Монферрана. Ему царь поручил возведение Исаакиевского собора в Петербурге.
В дальнейшем Монферран стал одним из отцов так называемого русского ампира.
Петербургское и московское направления
Русский ампир разделился на два направления: московский и петербургский. Это деление являлось не столько территориальным, сколько характеризующимся в зависимости от степени его отхода от классицизма. Наибольшим этот отрыв был у петербургских архитекторов. Наиболее видными его представителями являлись:
Среди архитекторов Москвы к крупнейшим мастерам рассматриваемого периода относятся:
Среди скульпторов можно выделить Феодосия Щедрина и Ивана Матроса. В российской архитектуре ампир был ведущим стилем до 1830-40-х годов. Интересно, что его возрождение, хотя и в несколько иных формах, произошло в СССР. Это направление, пришедшееся на 1930-50-е гг. ХХ в., стало называться «сталинским ампиром».
Королевский стиль
Ампир часто относят к так называемым королевским стилям, что обусловлено его театральностью при оформлении как внутренних помещений, так и внешней отделки.
Его особенностью является обязательное присутствие колонн, лепных карнизов, пилястров, прочих классических элементов.
К этому добавляются мотивы, отражающие почти без изменений такие образцы деталей античной скульптуры, как сфинксы, грифоны, львиные лапы.
В ампире элементы располагаются в строгом порядке при наличии симметрии и равновесия. Данному стилю присущи:
Художественным замыслом данного стиля было подчеркнуть и воплотить идеи могущества самодержавной власти, государства, военной силы.
Корифеи Петербурга
Появление и развитие ампира в архитектуре 19 века в России тесно связано с именем архитектора Воронихина Андрея Никифоровича. Одно из его лучших произведений – это петербургский Казанский собор.
Его мощные колоннады полуовалом обрамляют площадь, обращенную к Невскому проспекту. Другое знаменитое его творение – здание Горного института. Оно выделяется огромным портиком с дорической колоннадой, которая выступает на фоне брутальных стен фасада.
По бокам портик украшают скульптурные группы.
Известными творениями в стиле ампир Жана де Томона, французского архитектора, являются Большой театр в Петербурге и здание биржи.
Непосредственно перед сооружением мастером были установлены две ростральных колонны, которые символизируют четыре великих русских реки, таких как Волга, Волхов, Днепр и Нева.
Ростральной называется колонна, украшением которой служат ростры – скульптурные изображения корабельных носов.
Признанным шедевром архитектуры 19 века в стиле ампир является комплекс зданий, относящихся к Адмиралтейству, архитектора Захарова Андреяна Дмитриевича.
Уже существовавшее здание было обновлено с учетом воплощения темы морской славы и могущества флота.
Оно превратилось в грандиозное сооружение с фасадом протяженностью около 400 метров, с величественным архитектурным обликом и подчеркнутым центральным положением в городе.
Русский стиль
В архитектуре второй половины 19 века наблюдается всплеск интереса, направленного на произведения древнерусского зодчества. В результате складывается комплекс, состоящий из нескольких архитектурных стилей, который определяется несколькими способами.
Основное его название «русский стиль», но также его именуют и «псевдорусским», и «неорусским», и «русско-византийским».
В этом направлении происходит заимствование некоторых архитектурных форм, характерных для древнерусского и византийского зодчества, но уже на новом технологическом уровне.
В качестве основателя «русско-византийского стиля» искусствоведы рассматривают Тона Константина Андреевича. Его главнейшими творениями являются храм Христа Спасителя, а также Большой Кремлевский дворец.
Во внешней отделке последнего сооружения воплощены мотивы Теремного дворца.
Окна у него изготовлены в традициях русского зодчества, их украшают резные наличники, снабженные двойными арками и гирькой в их середине.
Кроме указанных сооружений, к работам Тона принадлежат московская Оружейная палата, кафедральные соборы в Ельце, Томске, Красноярске, Ростове-на-Дону.
Особенности русско-византийского стиля
В архитектуре 19 века русско-византийское направление развивалось при активной поддержке российского правительства. Ведь этот стиль являлся воплощением идеи официального православия. Русско-византийская архитектура характеризуется заимствованием некоторых приемов композиции и мотивов, использованных в византийских храмах.
Византия заимствовала архитектурные формы из античности, но постепенно изменила их, выработав тип церковных сооружений, сильно отличающийся от базилик древних христиан. Главная его черта – использование купола, покрывающего среднюю часть здания, с применением приема так называемых парусов.
Внутреннее оформление византийских храмов не блистало богатством и не отличалось сложностью деталей. Но при этом их стены в нижней части были облицованы мрамором дорогих сортов, а в верхней украшались позолотой. Своды были покрыты мозаикой и фресками.
Снаружи сооружение состояло из двух ярусов удлиненных окон с закругленным верхом. Окна в некоторых случаях группировались по два или по три, и каждая из групп отделялась от других колонкой и обрамлялась фальшивой аркой. Помимо окон в стенах, делались отверстия у основания купола с целью лучшего освещения.
Псевдорусский стиль
В архитектуре 19 века наблюдается период увлечения такими небольшими декоративными формами, характерными для XVI века, как крыльцо, шатер, кокошник, кирпичный орнамент. В подобном стиле работают архитекторы Горностаев, Резанов и другие.
В 70-х годах XIX века идеи народников пробуждают в художественных кругах большой интерес к культуре русского народа, к зодчеству крестьян и архитектуре XVI-XVII веков. К одним из самых ярких строений, выполненных в псевдорусском стиле этого периода, относят Терем архитектора Ивана Ропета, находящийся в подмосковном Абрамцеве, и построенную Виктором Гартманом типографию Мамонтова в Москве.
В конце XIX — начале XX века происходит развитие неорусского стиля. Находясь в поисках простоты и монументальности, архитекторы обратились в сторону древнейших памятников Новгорода и Пскова, а также к традициям русского Севера. Этот стиль в Санкт-Петербурге воплотился, главным образом, в постройках церковного назначения, выполненных:
Но в неорусском стиле строились также и дома, например, доходный дом Купермана, возведенный по проекту архитектора Лишневского А. Л. на улице Плуталовой.
Европейская архитектура и скульптура XIX века
Первая половина XIX в. проходит как период позднего расцвета неоклассицизма. В середине XIX века архитекторы находятся в поисках стиля, в связи с чем пытаются возродить в обновленном виде различные стили прошлого: необарокко, неоренессанс, неоготика.
Именно в первой половине XIX в. европейские столицы обрели свой архитектурный облик.
Начало революции во Франции было ознаменовано не постройкой (строили мало и здания были временными), а разрушением здания Бастилии, королевской тюрьмы, олицетворявшей ненавистный «старый порядок».
Площадь Людовика XV была переименована в Площадь революции и именно здесь были казнены на гильотине сначала Людовик XVI и Мария Антуанетта, а затем Дантон и Робеспьер. В годы революции Париж украшался новыми монументами и скульптурными памятниками, парижские улицы и площади оформлялись для массовых праздников. В 1791 г.
церковь Святой Женевьевы была переименована в Пантеон национальных героев Франции, сюда поместили останки Руссо и Вольтера.
Революционная эпоха выбрала неоклассицизм своим официальным стилем (решение было принято Конвентом как высшим законодательным и исполнительным органом Французской республики).
Была образована Комиссия художников, планировавшая изменения в облике города. Неоклассицизм сохранился и в наполеоновскую эпоху и получил название ампир (от франц. «империя»).
Этот стиль выражал величие империи созданной Наполеоном.
Предпринимается реконструкция Парижа и обновление планировки столицы. Проектировщики вдохновлялись древнеримскими памятниками, прославляя военные победы Бонапарта. Так поступил Жан Франсуа Шангрен, сооружая Триумфальную арку на площади Звезды (1806—1807 гг.).
Арка стала памятником воинской доблести, не случайно и сама площадь была переименована в 1970 г.
в площадь генерала де Голля, политического деятеля, возглавившего в годы Второй мировой войны французское Сопротивление, а затем ставшего президентом Французской республики.
Если Франция избрала неоклассицизм, то в Англии, свободной от революционных потрясений, утвердилась неоготика. Ее примером является здание парламента в Лондоне. Архитектором был Сэр Чарлз Бэрри (1795—1860). Здание напоминает памятники английской готики XVI века, оно отличается четкостью планировки и особой роскошью.
В Германии архитектурным центром была столица — Берлин.
Берлинские постройки чаще всего были вариациями на тему различных исторических стилей (преимущественно древнегреческого зодчества или эпохи Возрождения). Примером может служит Старый музей в Берлине (архитектор Карл Фридрих Шинкель (1781-1841).
В скульптуре господствующим стилем также оставался неоклассицизм, поддерживавшийся живейшим интересом к античным шедеврам. Романтизм способствовал проявлению интереса к личности, что отразилось в появлении многочисленных памятников великим людям прошлого.
Среди самых значительных имен скульпторов XIX в. следует назвать итальянца Антонио Канова (1757—1822) («Эрот, слетающий к Психее», «Геракл и Лихас», «Паолина Борге-зе-Бонапарт»).
Скульптор работал в Италии и во Франции, где создал изображение императора и его близких.
Бертель Торвальдсен (1770—1844), датский скульптор, работавший в основном в Италии, затем и по всей Европе. Он создал скульптурные образы Коперника, Гуттенберга, Байрона. В конце жизни он вернулся в Копенгаген и возглавил там Академию художеств.
В середине века облик многих европейских столиц изменился, города росли и перестраивались: шли процессы индустриализации и урбанизации. Наиболее удачно перестройки были осуществлены в Париже и Вене. Символом Парижа стала знаменитая Эйфелева башня, построенная в 1889 г.
к открытию Всемирной выставки. Эйфелева башня продемонстрировала технические возможности нового материала — металла. Однако оригинальное художественное решение было признано далеко не сразу, башню призывали снести, называли чудовищной. Время расставило все по местам.
Теперь башня — это символ Парижа.
В европейской архитектуре появляется эклектизм (от греч. эклектиос — выбирающий). Эклектизм соединяет элементы различных стилей как в одной постройке, так и в ансамблях. Примером эклектичного архитектурного ансамбля стал венский Ринг, примером отдельного здания — театр «Гранд-Опера» Шарля Гарнье (1825—1898), церковь Сакре-Кер в Париже, построенная Полем Абади.
Завешает вереницу архитектурных стилей XIX в. стиль модерн, своеобразие которого проявилось в освобождении от влияния античного ордера и в удивительном разнообразии декоративного оформления зданий.
Модерн развивался в разных вариантах, поскольку главным для архитекторов стал принцип импровизации.
Если в Америке модерн связан с сооружением первых небоскребов (высотных деловых зданий), то в Европе это были абсолютно непривычные здания, архитекторы которых работали в несхожих манерах.
Модерн завершил поиски XIX в. и стал основанием для развития архитектуры в XX в.
Среди архитекторов модерна можно назвать имя Антонио Гауди (1852—1926). Его здания поражают богатством конструктивных решений и разнообразием в украшении интерьеров. Среди них жилые и доходные дома (Дом Висенса и дворец Гуэль в Барселоне). Там же был построен по его проекту уникальный храм, похожий на готический собор: церковь Саграда Фамилия («Святое семейство»).
Бельгийский скульптор Виктор Орта (1861—1947) подобно графикам и живописцам стремился освободиться от стилевых ограничений. Для его творений характерна любовь к орнаментам и комфортабельности жилища, что делает интерьеры модерна немного похожими на интерьеры рококо. В Брюсселе им были построены особняки: Отель ван Этевельде, Дом Тасселя, дом Сольве.
В оформлении интерьеров в стиле модерн художники проявляли бесконечную фантазию, могли причудливо сочетать различные исторические стили и эпохи. Появились импульсивные нервные линии, орнамент, изогнутые лестницы, колонны уподобляются деревьям.
Орнаменты вызывают в памяти то растения, то морские волны. Окна принимают самую необычную форму. В элементах интерьера и декоративного убранства часто угадываются фантастические существа.
Использовались витражи и мозаика, линии лепнины могли напоминать улиток и морские звезды.
2. Развитие русской архитектуры XIX века
Для архитектуры первой четверти XIX в. наиболее характерен стиль ампир (стиль империи). Этот стиль вместил в себя имперскую мощь архитектурных образов эпохи Александра I.
Большое значение в развитии русской архитектуры начала XIX в. имело создание А. Воронихиным Казанского собора (1801-1811). Со времени Отечественной войны 1812 г. он превратился в здание-памятник.
Погребение в соборе М.И. Кутузова, помещение в нем знамен, отбитых у наполеоновской армии, установка перед собором памятников М.
Кутузову и Барклаю де Толли окончательно закрепили за зданием эту новую роль.
Крупнейшим русским архитектором начала века был А. Захаров. Самое значительное из сохранившихся его сооружений — Адмиралтейство. Зодчему не пришлось заново строить здание. В его задачу входила капитальная реконструкция уже существовавшей постройки, восходившей в некоторых ее частях к началу XVIII в. — к первым годам строительства Петербурга.
В творчестве Захарова проявились наиболее прогрессивные черты русской архитектуры начала XIX в. Широкая постановка вопросов градостроительства сочеталась в его проектах с очень тонким и тактичным отношением ко всем архитектурно значительным сооружениям, находившимся на территории, подлежащей реконструкции и перепланировке.
Большое внимание Захаров уделял вопросам синтеза архитектуры и скульптуры. Во всей практике русской архитектуры конца XVIII- начала XIX вв. именно в Адмиралтействе этот синтез нашел наиболее полное Раскрытие.
Разработанные Захаровым приемы построения орнаментальных композиций, основанных на сочетании рельефных изображений конкретных предметов, располагаемых в определенном ритме, с гладким массивом стены, стали определяющими для ближайших десятилетий.
В начале 1800-х годов ряд крупнейших сооружений создал Тома де Томон. К наиболее значительным творениям относятся здание Биржи на стрелке Васильевского острова, реконструкция здания Большого театра, сооружение дома Лаваль на Английской набережной Невы, мемориальный павильон «Супругу-благодетелю» в Павловском парке.
Одним из самых ярких зодчих Петербурга первой трети XIX в. является К. Росси. По масштабам созданного он превосходит всех современников.
Основной период его творчества открывается постройками на Елагиным острове.
Тема градостроительства была широко представлена Росси. По его замыслу, сооружением здания Главного штаба и министерств на Дворцовой площади в Петербурге должна была быть создана «правильная площадь» перед Зимним дворцом.
Для зданий на Дворцовой площади характерна неразрывная связь построек с планировкой всего участка.
Фасад здания становится здесь не только внешним оформлением сооружения, но одновременно и границей городской площади и проездов, определяя их формы и размеры.
Очень большое значение в облике здания Главного штаба и министерств имеет скульптурная отделка арки, над которой Росси много и упорно работал. Ее выполнили Демут-Малиновский и Пименов.
Одновременно с оформлением Дворцовой площади началось строительство ансамбля Михайловского дворца. Ансамбль складывался из трех основных частей: дворец и связанные с ним служебные корпуса; парк с его сооружениями и площадь с улицей, ограниченные кварталами жилых домов,
В парке на берегу Мойки был построен павильон с гранитным спуском к воде. Этот павильон явился связующим звеном между ансамблем дворца и просторами Марсова поля.
Во второй половине 20-х годов XIX в. был осуществлен ансамбль Александрийского театра.
Последний большой ансамбль России — здание Сената и Синода в Петербурге. Для осуществления этой постройки были предназначены два участка на Сенатской площади, разделенные Галерной улицей. Объединенные аркой, перекинутой над Галерной, два корпуса здания Сената и Синода отвечают всей своей композицией Адмиралтейству, находящемуся по другую сторону площади.
Своеобразие московского ампира состояло в большей мягкости, интимности форм. В нем отразились все новшества эпохи, но отчетливее проступали национальные черты. Особенностью строительства Москвы после пожара 1812г. было гармоничное соединение новой застройки со средневековой архитектурой. Наиболее ярко здесь проявилось творчество О. Бове и Д. Жилярди.
Во второй трети XIX в. выделяется «николаевский», или поздний, классицизм, — обычно это постройки официального «казенного» назначения. Наиболее ярко это проявилось в творчестве О. Монферрана.
Постройка Исаакиевского собора продолжалась в течение сорока лет — с 1818 по 1858 г. В проектировании собора приняли активное участие крупнейшие русские архитекторы, входившие в состав специально утвержденного комитета, — В. Стасов, К.
Росси, А. Михайлов 2-й, А. Мельников и другие.
Исаакиевский собор — одно из крупнейших для своего времени произведений синтеза искусств. Для его отделки были приглашены самые известные мастера. Живописные работы возглавил В. Шебуев, росписи внутри собора были выполнены художниками К.
Брюлловым, П. Басиным, Ф. Бруни и другими. В скульптурном оформлении собора приняли участие И. Витали, Н. Пименов, А. Логановский, П. Клодт. Значительная, часть скульптур исполнена способом гальванопластики, открытым незадолго до этого академиком Б.
Другой значительной работой Монферрана стала Александровская колонна на Дворцовой площади в Петербурге.
В 30-50-е годы XIX в. архитектура классицизма переживала кризис, утрачивалось ансамблиевое мышление, начинался период эклектики.
Решающее воздействие на формирование нового направления оказали идеи романтизма, которому присуще стремление к достоверному воссозданию прошлого. А.
Штакеншнейдер, создавая многочисленные парадные дворцовые сооружения и парковые павильоны, исходил в основном из форм Возрождения, барокко и рококо.
«Русско-византийский» стиль нашел свое выражение в творчестве К. Тона. Наиболее крупной постройкой Тона стал храм Христа Спасителя в Москве (1839-1883). С 1839 по 1849 г.
он строит Большой Кремлёвский дворец, в убранстве которого умело совмещает мотивы классицистической и отчасти древнерусской архитектуры. В 1851 г. Тон завершает работу над двумя одинаковыми зданиями вокзалов — в Москве и Петербурге.
Оба вокзала выстроены по одному проекту, их архитектура основана на мотивах итальянского Ренессанса. К. Тон широко использовал здесь новые строительные материалы, в частности чугун, который применен им в конструкциях перекрытий; из чугуна выполнены и колонны.
Освоение новых видов архитектурных сооружений будет характерно для русской архитектуры последующего времени — второй половины XIX в.
Промышленный прогресс и совершенствование строительной техники в пореформенный период привели к появлению новых типов сооружений — вокзалов, промышленных и торговых зданий, доходных домов. Одновременно анархия частного предпринимательства предопределила хаотичность городской застройки. Вторая половина XIX в.
— время господства эклектики, распространенной разновидностью которой стал псевдорусский стиль. Отделанные под русскую старину фасады построек контрастировали с современными интерьерами. Кризисное состояние архитектуры привело к утере былого синтеза искусств, чувства ансамбля.
Подобное несоответствие не могло быть долговременным, и в конце века сформировался новый стиль.
Эпоха промышленного прогресса в конце XIX века произвела истинный переворот в строительстве. В городском ландшафте все большее место занимали сооружения нового типа — банки, магазины, фабрики, вокзалы.
Появление новых строительных материалов и совершенствование строительной техники позволило использовать конструктивно-художественные приемы, эстетическое осмысление которых привело к утверждению стиля модерн. Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность: Учеб. пособие. — М.: Юрайт, 1998. — С. 234.
Таким образом, русская архитектура XIX века развивалась от стиля ампир в начале века к новому стилю модерн в конце века.
массовый культура русский архитектура
Архитектура 19 века в России: черты и характеристики
Какой была архитектура 19 века в России — времени государственных тревог и потрясений? Покосившееся самодержавие, восстания крестьян и представителей интеллигенции, истощающие землю русскую войны… И все та же претензия на власть во всем мире.
Величие империи мог отразить только один стиль – русский классицизм (ампир) с его сдержанной помпезностью, вычурностью в деталях и перегруженностью архитектурными элементами. Именно это архитектурное направление и господствовало в п. п. ХIХ века.
В это время создают свои архитектурные шедевры известнейшие мастера:
Изменяется архитектура Москвы 19 века: пожар 1812 года уничтожил многие постройки. Засучив рукава за восстановление современной столицы взялся О.И. Бове. Благодаря ему сегодня Москва может похвастаться перед туристами своими достопримечательностями:
Практически параллельно с Бове работал Д.И. Жилярди. Этот архитектор увековечил свое имя в проектах:
Русская архитектура в первой трети XIX в. достигает высокого расцвета. Период 1810—1830-х гг. — блестящий и вместе с тем завершающий этап русского классицизма.
После окончания войны 1812 — 1814 гг. в стране ведется обширное строительство и под контролем государства успешно решаются большие градостроительные задачи, создаются величественные ансамбли улиц и площадей, в архитектуре которых зодчие стремились выразить триумф победы русского народа.
Особенности последнего этапа архитектуры классицизма, сказавшиеся в начале XIX в. лишь на отдельных постройках Петербурга и Москвы, теперь проявляются в масштабах всей страны в области гражданского, промышленного и сельского строительства.
Этому способствовали и новые формы организации строительства, в частности широкое применение единых норм и правил планировки и застройки городов, образцовых проектов административных зданий и фасадов жилых домов. По-новому теперь создавались и архитектурные ансамбли.
Если ранее они складывались вокруг большого, центрального здания, то теперь главным становились площадь или пространство улицы, обстроенные одновременно запроектированными общественными, административными и жилыми зданиями.
Господствовавший в архитектуре русского классицизма предшествующего периода тип дворянской усадьбы уступает место новым типам зданий — жилому особняку в Москве и провинциальных городах, многоквартирному доходному дому в Петербурге. Постепенно отмирают дворцово-усадебные формы архитектуры общественных зданий конца XVIII — начала XIX в..
Продолжает развиваться строительная техника, разрабатываются и применяются металлические конструкции в общественных и производственных сооружениях.
Достижения русской архитектуры этого периода связаны с творчеством выдающихся зодчих позднего классицизма, таких как Росси, Стасов, Михайлов — в Петербурге, Бове, Жилярди, Григорьев — в Москве, Свиязев, Комаров и другие—в горно-заводских районах и городах России.
Начиная с 30-х гг. XIX в. появляются первые признаки распада архитектуры классицизма, разобщения ее технического, утилитарного и художественного начала. В 1830—1840-х гг. возникает деление архитектуры на «высокую» и «низкую».
Гражданская архитектура начинает рассматриваться как «изящное искусство». Это было чуждо прогрессивным принципам архитектуры русского классицизма. Такие тенденции вели к снижению художественных требований в архитектуре массовых зданий.
Русский классицизм с его столетним прогрессивным развитием к концу первой половины XIX в. исчерпал свои возможности.
Канонизация принципов архитектуры классицизма и вместе с тем беспринципное использование форм и стилей архитектуры античности, средневековья и Возрождения привели в 1840—1850-х гг. к распространению стилизаторства и эклектики.
С середины ХIХ века тенденция изменяется. На первый план выходят древние традиции в искусстве и архитектуре. В результате появляется «русско-византийский» стиль. Одним из основателей направления стал К.А. Тон. Именно он создал храм Христа Спасителя, который и по сей день считается архитектурным шедевром. А архитектор К.А. Тон снискал себе славу основателя направления.
На почве смешения древнерусских и византийских традиций появляются многочисленные ответвления:
Активная деятельность народников и их стремление возродить русскую культуру привели к широкому использованию:
Над возрождением культуры работали такие мастера, как:
Последние годы XIX в. ознаменовали собой стремительное развитие «неорусского стиля».
XIX век оказался для русской земли насыщенным: войны, восстания и бунты, подрыв самодержавной власти… Это все не могло не отразиться на архитектуре этой эпохи, которая стала строгим продолжением классики и наполнилась древнерусскими мотивами.
Дом Луниных на Никитском бульваре
Дом Опекунского совета
Художественная культура России в первой половине XIX века. Живопись. Музыка. Архитектура
В начале XIX века в России происходила быстрая перемена культурных направлений, частое их смешение. Это коснулось всех сфер культуры.
На уроке вам предстоит познакомиться с живописью, архитектурой и музыкой России.
Начнем с живописи. В XIX веке здесь преобладали направления романтизм и реализм. Начинал происходить отход от классицизма, но создавались отдельные произведения в этом направлении.
Одним из выдающихся мастеров был Карл Павлович Брюллов. Его отцом был известный скульптор и гравёр, поэтому Карл Брюллов получил образование в Императорской Академии художеств.
Одной из первых работ, прославивших художника стал «Нарцисс, смотрящий в воду».
Прекраснейшей работой стала «Всадница». На ней изображены воспитанницы возлюбленной Брюллова Юлии Самойловой – Джованина и Амалиция. Многие ошибочно считают, что на картине сама Юлия, но это не так.
Брюллов называл картину «Жованин на лошади». Имя заказчицы можно определить по надписи на ошейнике собаки «Самойлова».
Однако вершиной его творчества стала картина «Последний день Помпеи», написанная в 1830-1833 годах. Брюллов находился в Италии, где посетил раскопки на месте Помпеи и Геркуланума.
Все предметы, которые присутствуют на картине, нарисованы с реальных прототипов, хранящихся в музеях. К тому же в 1828 году произошло очередное извержение Везувия. Все это вдохновило художника на написание картины. Присмотримся к фигурам на полотне. В центре находится погибшая женщина, а рядом с ней еще живой ребенок.
Брюллов противопоставляет жизнь смерти, изображает гибель старого и зарождение нового в мире и в жизни. Все люди спасают самое дорогое, детей, родителей, любимых. В толпе Брюллов изобразил себя в образе художника, выносящего ящик с красками и кистями.
На заднем плане мы видим жреца, ворующего золото, а на переднем плане христианский священник, который спокойно смотрит на происходящее. Здесь Брюллов противопоставил религии и людей, их проповедующих.
Выдающимся мастером портретной живописи был Орест Адамович Кипренский. Был внебрачным сыном помещика.
Учился в училище при Академии художеств в Петербурге. В 34 года уехал в Италию и прожил там до конца жизни. Орест Кипренский написал около 87 портретов, на которых были изображены такие известные люди как Пушкин, граф Ростопчин, Уваров, принц Ольденбургский, великий князь Николай Павлович и многие другие.
Еще один известный портретист – Василий Андреевич Тропинин. Он родился в семье крепостных. В 22 года его собирались отдать на обучение пекарю, однако позже Тропинин стал вольным слушателем курсов в Академии художеств. Только в 47 лет художник получил вольную и в следующем после этого году получил звание академика.
За свою жизнь он написал более 3000 портретов. Стал автором второго прижизненного портрета Пушкина.
Все его картины отличались вниманием к домашнему, повседневному быту. Герои на портретах, словно на минутку отвлеклись от дел и в этот момент художник их нарисовал.
Александр Иванович Иванов был сыном знаменитого художника, учился в Императорской Академии художеств. После ее окончания он путешествовал по Европе, жил в Риме.
Именно там он и приступил к работе над самым известным своим полотном «Явление Христа народу». На картине изображен момент, когда Иоанн Креститель и собравшиеся вокруг него люди видят появившегося перед ними Христа.
Центральной фигурой здесь является Иоанн. Слева от него изображены будущие ученики Христа. Из реки появляются две фигуры, которые с большим интересом пытаются разглядеть Мессию. Обратите внимание на фигуру в голубой одежде справа от Иоанна. Это раб, на его шее надета веревка.
Раб все еще прислуживает своему хозяину, но он весь в предвкушении будущего освобождения. Две обнаженные фигуры справа от Иоанна символизируют собой тех, кто готов внимать новой вере. Они только что совершили обряд омовения, заметно их дрожание.
Люди на холме, это сторонники официальной веры, именно им предстоит в дальнейшем судить Христа. Обратите внимание на фигуру в красном плаще. Здесь Иванов изобразил своего друга Николая Гоголя. Художник так грамотно выстроил композицию картины, что создается впечатление, что Христос на самом деле приближается к зрителю.
Первым представителем русского критического реализма стал Павел Андреевич Федотов. Учился он в Московском кадетском корпусе. Затем служил в Петербурге в Финдляндском полку. Открыв в себе способности художника, Федотов начал посещать курсы в Академии художеств. В 29 лет он оставил службу и занялся живописью.
Первые годы Федотов работал в батальном жанре, со временем он занялся жанровой живописью, в этом направлении и написаны его самые известные работы.
«Сватовство майора». Эта картина является шуткой. Когда публика увидела ее впервые, не могли остановить смех в зале. Для современного зрителя может быть непонятным, что же послужило этому причиной. Давайте разберемся. Присмотритесь к жениху майору. Он стоит, лихо подкручивая усы.
Свое дворянское звание майор получил, видимо, за службу. Если бы он был потомственным дворянином, то был бы знаком с правилами этикета и не пришел свататься без букетов цветов для невесты и ее матери.
Обратите внимание на невесту. На ней вечернее бальное платье.
Родители надели его на дочь, несмотря на то, что на улице день и по правилам его можно одеть только в день заключения договора о браке.
Возле ног девушки лежит платок, хотя согласно этикету, должен быть веер.
Это говорит о том, что купеческая семья хочет соответствовать жениху-дворянину, но их подводит незнание этикета. Невеста стыдится и пытается убежать в свою комнату. В данный момент она является товаром, выгодно продав который, родители хотят получить место в обществе.
Заметно, что хозяева недавно переехали. Ведь они встречают гостя в проходной комнате, а не в гостиной или столовой. В углу происходящее обсуждает прислуга.
На картине «Свежий кавалер» изображен бедный чиновник, который получил первую в своей жизни награду – орден. Он бесконечно горд собой, хотя этот орден является самым низшим. В старом халате, босиком он хвастается перед служанкой, которая принесла ему сапоги.
Обратите внимание, с каким нисхождением смотрит на него служанка. Видимо, ему больше не перед кем похвастаться. В комнате совершенный беспорядок, вещи разбросаны, на полу валяется мусор, на стуле сидит кот, который обдирает обивку.
Художник на картине изобразил жизнь простых мелких чиновников.
Алексей Гаврилович Венецианов. Предки художника были родом из Греции, в России родители занимались торговлей. Начинал учиться живописи Венецианов у известного портретиста Владимира Боровиковского. А уже в 30 лет стал академиком. Венецианов является представителем бытового жанра.
Картина «На пашне. Весна».
Здесь изображен момент весенних работ. Обратите внимание на крестьянку. Она одета в праздничный костюм, ноги босые. Посмотрите, как легко она ведет лошадей и ступает по земле.
Венецианов изобразил ее в образе античной богини, словно танцующей. При взгляде на картину создается ощущение спокойствия и идиллии.
Тематическим продолжением этой картины является «На жатве. Лето».
Таким образом, в живописи происходила смена направлений. Развивался портретный жанр. В картинах присутствовал глубокий символизм, посредством которого художники выражали свое отношение к окружающему миру.
Архитектура. В архитектуре преобладающим стилем остается классицизм.
Появляется его направление ампир, который можно охарактеризовать некоторой театральностью в оформлении зданий и интерьеров. Его отличительными чертами являются колонны, скульптурные композиции. Задачей этого стиля было подчеркивание могущества государства, его военной мощи.
В крупных городах – Москве и Санкт-Петербурге создавались архитектурные ансамбли, которые восхищали своей масштабностью и красотой.
Архитектура Москвы первой половины XIX века
Познакомимся с архитектурой Москвы этого периода. В 1812 году во время пожара сгорело большое количество зданий и памятников архитектуры. Согласно плану новой застройки, центральная часть Москвы для реконструкции была отдана Осипу Ивановичу Бовэ.
Первым делом он занялся увеличением Красной площади.
В комплекс площади были включены Спасская и Никольская башни, Покровский собор. Было принято решение связать площадь с Китайгородом.
Архитектор создал облик современной Театральной площади, построив Большой и Малый театры.
В честь победы в Отечественной войне Бовэ построил Триумфальные ворота.
Они должны были стоять на месте въезда в Москву со стороны Петербурга. Однако та Триумфальная арка, которую мы можем видеть сейчас, не является оригиналом. В 1936 году ворота были разобраны и только в 1968 году выстроена их копия.
По проекту Бовэ был создан Кремлевский, или Александровский сад.
Здесь же находится грот «Руины», знаменующий победу в Отечественной войне. Он символизирует обновление после разрушений 1812 года. В стены грота вмонтированы остатки московских зданий, которые разрушил Наполеон.
Следующий знаменитый архитектор Москвы – Константин Андреевич Тон. Именно он создал проект Храма Христа Спасителя.
По приказу Николая I архитектор начал строительство Большого Кремлевского дворца. Построен он на месте великокняжеских хором. Рядом с дворцом Тон построил Московскую Оружейную палату. Сейчас там размещается прекраснейший музей. Константин Андреевич Тон построил два вокзала-близнеца в Москве и Петербурге, названных Николаевскими.
Движение по железной дороге между этими городами началось в 1851 году.
Отправимся в Петербург, чтобы познакомиться с архитектурными памятниками XIX века.
Архитектура Петербурга первой половины XIX века
Андреян Дмитриевич Захаровв 1823 году построил новое здание Адмиралтейства. От предыдущей постройки сохранилась только башня с корабликом на шпиле, который стал символом города.
В 1811 году в Петербурге появился Казанский собор, архитектором которого стал Андрей Никифорович Воронихин.
В этом соборе был похоронен Михаил Кутузов и здесь же хранились ключи от взятых во время Отечественной войны городов.
Самым знаменитым архитектором Петербурга стал Карл Росси.
Именно он является автором того, что со временем стало символом Санкт-Петербурга, его неотъемлемой частью.
Карл Росси построил Михайловский дворец, сейчас там располагается Русский музей; Дворцовую площадь и здание Главного штаба, которое располагается на ней. Два крыла здания соединяются триумфальной аркой, построенной в честь победы в Отечественной войне.
Сенатская площадь также является проектом Карла Росси. Здания Сената и Синода стали последним проектом архитектора.
В первой половине XIX века в архитектуре господствующим стилем был ампир, стали популярны мотивы победы России в Отечественной войне 1812 года. Москва и Петербург приобрели свой современный облик.
Самыми популярными направлениями музыки в первой половине XIX века были: «городские» песни, русский романс, водэвиль, в театрах все чаще звучали оперы.
Музыка России первой половины XIX века
Основоположником композиторской школы стал Михаил Иванович Глинка. Одним из самых значимых его произведений стала опера «Жизнь за царя», описывающая подвиг Ивана Сусанина.
Примечательно то, что незадолго до этого появилась опера «Иван Сусанин», автором которой стал Катерино Кавос. Он же потом и помог Глинке поставить на сцене театра его оперу, сняв с репертуара свой вариант.
Глинка, работая над оперой, сначала написал музыку, тем самым усложнив работу авторам текстов либретто. Очень скоро опера завоевала популярность, принеся славу ее автору.
Годом ранее на сцене Большого театра шла опера «Аскольдова могила», ее автором был Алексей Николаевич Верстовский. От последующих опер она отличалась тем, что здесь присутствовало много диалогов, не сопровождавшихся музыкой и пением. В то время существовал запрет на сценическое изображение святых, поэтому действие оперы было перенесено на несколько веков назад.
Начало реалистическому направлению в музыке положил Александр Сергеевич Даргомыжский. Его опера «Русалка» стала первым произведением, которое написано в жанре бытовой психологической драмы. Однако сама постановка была сделана в спешке, декорации для нее были взяты с другого спектакля. Поэтому пресыщенная аристократическая публика оперу не приняла. Было показано всего 11 представлений.
Таким образом, в живописи происходила быстрая смена культурных направлений, развивались бытовой и портретный жанры. В архитектуре преобладали идеи величия русского народа после победы в Отечественной войне 1812 года. Ведущим архитектурным стилем стал ампир. В музыке сложилась русская композиторская школа, основоположником которой стал Михаил Иванович Глинка.
Архитектура 19 века в России :: Архитектурно-строительное бюро «idCraft»
Архитектура 19 века в нашей стране характеризуется совмещением нескольких стилей. Несмотря на то что во многом она является пережитком европейской эпохи Возрождения, архитектурные ансамбли 19 века представляют собой нечто более новое, индивидуальное, интересное.
Один из основных стилей архитектуры 19 века в России — классицизм. Однако он не присутствовал во всех работах в едином виде, а пересекался с другими не менее популярными стилями, такими как, например, ампир.
Русская архитектура 19 в. также примечательна стилем, который завоевал всю Европу — византийским. Знаменитые архитекторы Санкт-Петербурга учитывали его при разработке проектов Сенатской и Дворцовой площадей, строительство которых было закончено в первой половине 19 века.
Архитектура 19 века в Москве и Санкт-Петербурге
Для нынешней столицы России 19 век стал судьбоносным в развитии культурного наследия. После пожара в 1812 году началось массовое строительство зданий, которые до сих пор поражают своей красотой как жителей, так и гостей Москвы.
При создании архитектурных шедевров в Санкт-Петербурге, как и в Москве, знаменитые зодчие использовали монументальные элементы греческого градостроительства. Любая презентация архитектуры 19 века в России наглядно покажет, как много стилей использовано во время разработки величайших творений российского зодчества.
Архитекторы 19 века
История архитектуры 19 века насчитывает множеств имен, которые внесли вклад в развитие отечественного зодчества.
Над созданием архитектурного наследия 19 века в Санкт-Петербурге во многом потрудился Андрей Никифорович Воронихин.
В Северной столице он работал в самом начале девятнадцатого столетия, однако успел увековечить память о своих творениях, к примеру, созданием проекта галерей у ковша фонтана «Самсон» в Петергофе.
Воронихин продолжил преобразование старых фонтанов в Санкт-Петербурге и создание новых.
Различные стили архитектуры 19 века в России хорошо подчеркнули Андреян Дмитриевич Захаров, Карл Иванович Росси, Тома де Томон и другие знаменитые архитекторы.
Архитектура первой половины 19 века внесла большой вклад в создание архитектурного наследия России. Спецификой данного периода является влияние архитектуры эпохи Возрождения: власти нашей страны приглашали для развития зодчества архитекторов из других стран, и русские мастера перенимали у них опыт.
Именно архитектура начала 19 века сделала Москву такой, какой мы видим ее сейчас — величественной, красивой и торжественной. Поспособствовал этому пожар 1812 года, который спровоцировал необходимость реконструкции и создания важных государственных зданий.
Для Санкт-Петербурга начало 19 века также стало знаменательным временем: знаменитые русские и европейские архитекторы начали плодотворное сотрудничество и создали множество знаний, которые до сих пор считаются одними из лучших в мире творений архитектуры.
Направления архитектуры первой половины 19 века
В архитектуре первой половины 19 века в России можно было увидеть несколько стилистических направлений: классицизм, ампир, а также элементы византийской культуры — вот основные из них.
Также на российском зодчестве отразились гуманистические идеалы общества, что сыграло огромную роль при создании архитектурных ансамблей в крупных городах страны: классицизм потому был главенствующим стилем у русских архитекторов, что позволял показать монументальность и мощь Российской империи.
Русская архитектура начала 19 века включала в себя множество градостроительных задач, решение которых породило создание многих шедевров российского зодчества.
Именно тогда в Санкт-Петербурге завершается благоустройство Дворцовой и Сенатской площадей, а в Москве начинается массовое строительство общественных зданий.
Основными элементами архитектуры начала 19 века в России являются заимствованные у греков модные в то время античные колоннады, арки, гладкие стены. Применение данных элементов придает архитектурным ансамблям больше монументальности.
Архитекторы первой половины 19 века
Архитекторы начала 19 века заимствовали множество элементов у иностранных коллег, которые также занимались развитием российского зодчества по приглашению властей. Однако знаменитый русский архитектор Ворохин придавал зданиям больше строгости, словно пытаясь показать значимость общественных сооружений.
Из зарубежных архитекторов первой половины 19 века можно отметить швейцарца Тома де Томона, который активно использовал элементы греческой античности, умело совмещая их с присущей русским архитекторам монументальностью.
19 век является принципиально новым временем для развития культурного наследия в России. Вторая половина 19 века архитектурно проявляет себя возведением зданий, историческая важность которых является очень высокой. Именно тогда начинается массовое строительство важных государственных зданий: банков, представительств, образовательных учреждений, храмов и пр.
Половина архитектуры 19 века в позднем периоде представлена храмами и соборами, что, по мнению историков, связано с принятием князем Владимиром православия. В Севастополе за данный период было построено два величайших храма: Владимирский собор и крестово-купольный храм такого масштаба, который русская общественность увидела впервые.
Во второй половине 19 века архитектура продолжает подчиняться правилам мирового классицизма. Данный стиль позволяет воплотить монументальные, а также идейные задумки русских архитекторов.
Классицизм выражал стремление общественности к переменам, которые были необходимы из-за смерти Николая I, отмены крепостного права и неудачного окончания Крымской войны. Именно поэтому художники и архитекторы стремились выражать в своем искусстве основные идеи государственного строя.
Архитектура второй половины 19 века определила облик Москвы и Санкт-Петербурга. Именно тогда были построены важнейшие здания: храм Спас-на-крови в Питере, Исторический и Политехнический музеи в Москве, вокзалы в обоих городах.
Архитектура середины 19 века обрела направленный, неповторимы, «свой» стиль. Русские архитекторы наконец-то перестали повторять приемы европейских коллег и начали создавать неповторимые ансамбли, сочетающие традиционные приемы российского зодчества и современные течения мировой архитектурной моды.
Архитектура конца 19 века приняла новый виток развития культуры в России. Зодчие стали отказываться от вопиющей монументальности, которая в начале 19 века еще давала о себе знать.
Русская архитектура конца 19 века обрела свою индивидуальность благодаря таким архитекторам, как А. А. Парланд, В. О. Шервуд, Н. А. Шохин, И. А. Монигетти, Н. А. Померанцев и др.
19 век — время революционных перемен во всех сферах жизни. Исключением не стала и архитектура того времени. Смешение стилей и форм, а также разрушительная сила военного времени по-своему повлияли на архитектурное наследие России.
И, прежде всего, русские архитекторы 19 века восстанавливали городские ансамбли, решая невероятно сложные градостроительные задачи.
В других же странах зодчество развивалось естественным путем, опираясь на исторические перемены в обществе.
Архитекторы 19 века славились своей разноплановостью, создавая архитектурные шедевры в различных стилях, объединяя, казалось бы, невозможные элементы в одном сооружении. Архитекторов 19 века список можно составить довольно внушительный, в России было немало талантливых градостроитей, чьими творениями можно гордиться по сей день.
Список архитекторов 19 века в России включает в себя множество фамилий, как знакомых каждому, так и не очень, впрочем, их творения широко известны. Это и Тон К. А., работами которого мы можем любоваться, глядя на Храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец; и А.Н.
Воронихин, спроектировавший колоннады в Петергофе, и свое главное творение — Казанский кафедральный собор; это и А.Д. Захаров, занимавшийся перестройкой здания Адмиралтейства, будучи главным архитектором Морского ведомства.
Список русских архитекторов, творивших в 19 веке, содержит такие знаменитые фамилии, как Росси К. И., Стасов В. П., Залесский И. П., Самарин П. М., Михайлов А. А.
и прочие, поскольку перечислить всех отечественных архитекторов того столетия будет крайне затруднительно, однако их творчество — яркий образец градостроительства 19 века.
Каждый из архитекторов 19 века был, безусловно, наделен талантом, поскольку их творения — прекрасные памятники архитектуры — как вехи истории стоят на земле, возвращая нашу память к прошлому.
И то, что в России список архитекторов 19 века весьма обилен, лишь говорит о том, что наши зодчие внесли колоссальный вклад в развитие архитектуры того времени, поэтому мы должны чтить каждую фамилию архитекторов 19 века в России.