Что построили в 20 веке в россии
Русская архитектура XX века
Вы будете перенаправлены на Автор24
Русская архитектура первой половины XX века
Двадцатый век во всем мире характеризовался наибольшими переменами жизни общества. Менялись правительства, экономика, государственный строй и культурные установки. Люди надеялись, что происходящие перемены приведут к лучшему. Как и в любую другую историческую эпоху, скульпторы и архитекторы в своем творчестве старались отражать дух современности.
В первой половине XX века промышленная революция шла полным ходом во всей Европе. Такой стиль, как модерн возникает в это время, как ответ на всеобщую унификацию, он характеризуется плавностью, изысканностью и изящностью форм. Художники-модернисты старались отмечать лишь уникальные вещи, предназначенные для красоты и радости.
Модерн в европейской архитектуре имел разные названия: ар-нуво во Франции, югендстиль в Германии, либерти в Италии, modern style в Англии.
Модерн характеризовался отказом от прямых линий углов в пользу более плавных переходов и более «природных» форм. В строительстве эпохи модерна активно применялись новые технологии и материалы, такие как стекло, железобетон и металл.
Рисунок 1. Шуховская телебашня. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Развитие строительных технологий и методов расчета в этот временной период позволяло строить многоэтажные здания, увеличивать размер оконных проемов, арок и пролетов. Архитекторы нового стиля, как правило, стремились уделять больше внимания комфорту: здания стали оснащаться лифтами и центральным отоплением.
В российской архитектуре модерн представлял, в первую очередь, архитектор Федор Осипович Шехтель. Ярко иллюстрируют появление модерна в России два его здания – особняк Рябушинского на Малой Никитской в Москве и здание Ярославского вокзала.
Готовые работы на аналогичную тему
Дом Рябушинского характеризуется причудливыми элементами, сочетающими в себе мавританский стиль и английскую готику. При помощи разноуровневых окон архитектор пытался создать эффект многоэтажности. Одним из главных украшений интерьера здания является парадная лестница из белого мрамора, изготовленная в форме волны.
Среди памятников модерна в Петербурге можно назвать такие здания, как:
В российской архитектуре XX века наряду с модерном сосуществуют и такие стили, как неоклассицизм и новорусский стиль, считающийся ответвлением модерна.
Рисунок 2. Ярославский вокзал. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
После революции художники и архитекторы русского авангарда находятся в поиске нового искусства, которое бы олицетворяло дух времени. На данном этапе поисков были созданы экспериментальные проекты, например, Шуховская телебашня на Шаболовке.
Конструктивизм и сталинский стиль в российской архитектуре
В это время лидирующим архитектурным стилем становится конструктивизм. Здесь характерными особенностями выступают четкость и строгость линий и монолитность внешнего облика. В конструкциях данного стиля на первый план выходит железобетонный каркас, являющийся конструктивной основой здания. Одним из ответвлений конструктивизма является функционализм. В его основе лежит анализ функциональных особенностей проектируемого здания. В рамках этого направления появлялись характерные сооружения того времени – дворцы труда, клубы рабочих, дома-комунны. Архитекторы конструктивизма старались не превращать принцип своей работы в стиль. Здесь нужно упомянуть такого французского архитектора Ле Корбюзье, идеями которого увлекались российские конструктивисты. Например, Дворец культуры ЗИЛ, построенный по проекту братьев Весниных был построен по пяти принципам Ле Корбюзье:
Начиная с 30-х годов XX века влечение к конструктивизму как к архитектурному стилю угасает, на смену ему приходит знаменитый сталинский стиль. Он характеризуется монументальностью, нередко граничащей с гигантоманией, основными чертами являются жесткие стандарты в строительстве и контроль технологии строительства. Во многих сталинских сооружениях нашли отражение такие европейские направления архитектуры, как неоклассицизм, ар-деко и стиль империи – ампир. Дома этой эпохи обычно украшены барельефами с изображением трудящихся граждан, а также элементами советской символики – звездами, серпами и молотами. В декоре сооружений применялись обычно мрамор, бронза, лепнина, а также некоторые ценные породы дерева.
Вторая половина XX века
В 1955 году выходит Постановление ЦК КПСС «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», которое положило конец развитию сталинской архитектуры. Множество начатых объектов было заморожено или закрыто. В этот период на смену сталинской приходит функциональная типовая архитектура.
Ряд первых типовых проектов массовых многоэтажных зданий принадлежит инженеру Виталию Лагутенко, он создал несколько вариантов дешевых жилых многоквартирных домов. Такие сооружение получили в народе название «хрущёвки» по имени Никиты Сергеевича Хрущева.
В 1960 году при поддержке Хрущева начинается строительство Государственного Кремлёвского дворца по проекту архитектора Посохина. В этот является Останкинская телебашня в Москве, проект которой составил инженер Никитин. К 1979 году завершается строительство Белого дома в Москве. Примечательно, что данный объект напоминает своими конструкциями сооружения начала 50-х годов.
В большей или меньшей степени типовая архитектура развивалась в России вплоть до распада СССР. Во времена её развития были широко распространены здания типовых детских садов, школ, магазинов, поликлиник и другие общественные здания. Что касается жилищного строительства, то на смену «хрущевкам» здесь приходят более комфортные «брежневки». Эти дома по-прежнему выполняются в стиле функционализма, но при этом имеют более разнообразные архитектурные формы.
Русская архитектура первой половины 20 века
Двадцатый век был эпохой самых больших перемен в обществе. Менялось правительство, экономика, социальные и культурные установки. Люди были полны надежд на перемены к лучшему. Художники, музыканты, литераторы, скульпторы и архитекторы в своем творчестве отражали дух нового времени.
Сегодня мы с вами поговорим о трех архитектурных стилях, характерных для первой половины двадцатого века.
Промышленная революция шла полным ходом во всей Европе. В ответ на всеобщую унификацию возник стиль модерн: плавный, изящный, изысканный. Художники этого направления старались создавать уникальные вещи, предназначенные исключительно для красоты и радости. У модерна много названий: ар-нуво во Франции, югендстиль в Германии, либерти в Италии, modern style (современный стиль) в Англии. Временной период модерна — примерно с 1890 по 1910 годы.
Отличительная особенность стиля — отказ от классических прямых линий и углов в пользу более плавных, «природных» линий и декоративных элементов неорусского или необарочного стиля. Архитектура модерна уверенно использует новые технологии и материалы — металл, бетон, железобетон. В это время появилась возможность строить многоэтажные здания, увеличить размер оконных проемов, арок и дверей. Архитекторы нового стиля уделяли большое внимание комфорту: дома оснащались лифтами и центральным отоплением. Ярким примером модернистской конструкции может служить Эйфелева Башня в Париже, созданная в 1889 году.
В России стиль модерн был представлен, в первую очередь, работами архитектора Федора Осиповича Шехтеля. Две его самые известные работы — особняк Рябушинского на Малой Никитской в Москве и здание Ярославского вокзала.
Особняк Рябушинского сочетает в себе причудливые элементы мавританского стиля и английской готики. Разноуровневые окна двухэтажного здания создают эффект многоэтажности. Главным украшением интерьера здания считается парадная лестница из белого мрамора, выполненная в виде волны.
Среди петербуржских памятников модерна можно выделить Дом компании Зингер, он же Дом Книги, где сейчас находится офис Вконтакте, а также гостиница Астория и Витебский вокзал. В Москве, кроме уже упомянутых зданий авторства Шехтеля, можно выделить ЦУМ, гостиницу Метрополь и особняк Листа.
Наряду с модерном, в российской архитектуре присутствовали также стили неоклассицизм и новорусский стиль, последний считается одним из ответвлений модерна. Именно в этом стиле выполнен Ярославский вокзал.
После революции художники русского авангарда, в частности, архитекторы, провозглашают новое искусство для нового времени. В этот период создаются экспериментальные проекты, в частности, Шуховская башня на Шаболовке авторства Владимира Григорьевича Шухова.
Лидирующим стилем в архитектуре становится конструктивизм. Для него были характерны, в противовес модерну, четкость и строгость линий и монолитность внешнего облика зданий. На первый план выходит конструктивная основа зданий — железобетонный каркас. У конструктивизма было свое ответвление, функционализм. В его основе лежит научный анализ особенности функционирования зданий. Именно в рамках этого стиля появляются характерные дома той эпохи — дворцы труда, рабочие клубы и дома-комунны.
Архитекторы конструктивизма боролись за то, чтобы принцип работы не превратился в стиль. Они увлекались идеями французского архитектора Ле Корбюзье, который был ярким представителем функционального стиля. Так, Дворец культуры Зил по проекту братьев Весниных был построен по пяти принципам Ле Корбюзье: опоры-столбы вместо массивов стен, свободная планировка, свободное оформление фасада, удлиненные окна и плоская крыша. Здание подчеркнуто геометрично.
Еще одно известное произведение тех времен — работа архитектора Алексея Викторовича Щусева, мавзолей Ленина на Красной площади. Здание было возведено из железобетона, облицовано гранитом и лабрадоритом. Это постройка объединила в себе черты конструктивизма и ар-деко, сменившего и модерн, и конструктивизм.
Начиная с 30-х годов прошлого века властный интерес к архитектуре конструктивизма угасает, и на арену выходит стиль, надолго закрепившийся в России — сталинский.
Элементы стиля ар-деко мы можем видеть в оформлении станций Московского метро, например, Маяковской, Аэропорта, Сокола и Кропоткинской. Знаменитые сталинские высотки также относятся к стилю послевоенного советского ар-деко.
Элементы стиля ампир — портик и парадная фасадная композиция — использовались при создании главного входа в Парк Горького и главного павильона ВДНХ.
В архитектуре второй половины двадцатого века тоже были свои шедевры, оказавшие значительное влияние на облик российских городов. Об этом мы поговорим в следующих материалах.
Архитектура 20 века в России
Если говорить об архитектуре 20 века в России коротко, то это господство нескольких стилей, которые сменялись один за другим под влиянием политических, экономических и социальных факторов. Помимо русской классики, основные направления в архитектуре 20 века в самом его начале — это модерн, эклектика, неоклассицизм.
Развитие промышленного капитализма, несомненно, отразилось и на архитектуре, в начале века стали появляться новые архитектурные типы сооружений — заводы и фабрики, доходные дома, банки, магазины, вокзалы, о чем свидетельствуют различные презентации, посвященные российской архитектуре 20 века.
Неоклассицизм — направление, в котором продолжаются традиции классического русского стиля. На его развитие оказало влияние ослабление монархии, поражение России в войне с Японией, назревающие революционные тенденции. Основные идеи и формы неоклассицизм почерпнул из великого античного искусства Греции и Рима, традиций классической архитектуры 18 и 19 столетий.
Архитектура 20 века в России в послереволюционный период — это поиск новых архитектурных форм для новой страны. Основные стили в данный отрезок времени — рационализм и авангардизм, а позднее, в сталинский период — тоталитарная эстетика, характерной чертой которой являлись монументальные формы и жесткая стандартизация.
В послевоенные годы основной задачей было восстановление разрушенных войной городов, поэтому строительство стало главнейшим направлением народного хозяйства. Сталинскую архитектуру заменил функциональный стиль, типовое строительство, которое сохраняло свои тенденции вплоть до распада СССР. Характерными чертами архитектуры 20 века в России ближе к концу столетия можно считать заимствование западных образцов строительства, футуристические проекты, сочетание традиций прошлого с новыми идеями и формами.
Архитектура 19-20 веков в России переживала непростой период: отходящая от веяния европейской моды и вырабатывающая свой собственный стиль, она претерпевала значительные изменения, и многие зодчие нашей страны экспериментировали с формами, объемами, различными элементами.
Историки называют стиль, преобладавший в России на рубеже 19-20 веков, «псевдорусским». Столь замысловатое название появилось из-за возрождения интереса к древнерусским архитектурным элементам. Псевдорусским стиль архитектуры конца 19 — начала 20 века называют именно потому, что представление в чистом виде зодчества древнерусского времени считалось невозможным — наследие 17—18 веков изобиловало элементами античной архитектуры: греческой, византийской и пр. Именно поэтому архитектура начала 20 века в России включала в себя различные направления наряду с традиционными русскими элементами, создавая тем самым неповторимые стили.
Архитектура рубежа 19—20 веков в России в основном характеризуется русско-византийским стилем. Именно в то время русские зодчие стали применять византийские архитектурные элементы во время создания монументальных, важных зданий. Впрочем, именно из Византии пришли проекты величайших российских храмов, которые в итоге стали традиционными в нашей стране.
Большой вклад в архитектуру на рубеже 19—20 веков внес Константин Андреевич Тон. Он спроектировал Храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец. Его основная работа протекала гораздо раньше, однако именно Тон стал основателем русско-византийского стиля, так популярного на рубеже 19—20 веков.
Архитектура начала 20 века в России также известна неорусским стилем. Он характеризуется монументальной простотой, которая присутствовала в древних новгородских и псковских памятниках. Свое основное применение данный стиль нашел в Санкт-Петербурге при возведении церковных построек.
Русская архитектура начала 20 века известна такими именами, как Владимир Покровский, Степан Кричинский, Андрей Аплаксин, Герман Гримм, Александр Лишневский, Александр Фомин, Владимир Щуко и пр.
Архитектура конца 19 — начала 20 века сделала огромный рывок и отошла от привычной монументальности, постепенно приближаясь к лаконичному модерну. В данный период был построен особняк С.П. Рябушинского, Ярославский вокзал в Москве и другие шедевры мирового зодчества.
Архитекторы 20 века
В стиле модерн работал Федор Шехтель, большую известность ему принес проект особняка С. П. Рябушинского, строительство которого было завершено в 1900 году. Это сооружение расположено на Малой Никитской улице в Москве. В «неорусском стиле» архитектор выполнил также Ярославский вокзал в столице и ряд других объектов.
К числу известных архитекторов 20 века в России обязательно нужно отнести Ивана Фомина. В начале творческого пути он трудился в стиле модерн, а затем перешел к неоклассицизму. В стиле русского классицизма мастер построил дом-дворец Половцева в Петербурге.
Советская Россия
В послереволюционной России архитекторы 20 века находились в поиске новых форм. В авангардном стиле в этот период работал Владимир Татлин, создавший проект Башни Татлина.
В 1920-е годы в стране царил конструктивизм. Яркими его примерами являются работы архитекторов 20 века братьев Весниных. Вслед за данным направлением развитие получил рационализм. Его основоположником стал Аполлинарий Красовский.
Среди советских архитекторов 20 века особое место занимает Алексей Щусев, в числе проектов которого — Мавзолей Ленина. Направление «Сталинская архитектура» представлено произведениями Бориса Иофана, Льва Руднева и других специалистов.
Вторая половина века примечательна проектами Виктора Лагутенко, создателя первых типовых жилых зданий. В период правления Хрущева выдающимся архитектурным объектом стала Останкинская телебашня Николая Никитина.
Архитектура 20-х годов 20 века не знала кризиса, как, например, живопись того времени, хоть и развивалась в сложный период между двумя мировыми войнами. А с появившимися в то время новыми строительными технологиями и материалами практика архитектуры интенсивными темпами формировала новые стили.
Архитектуру 20-30-х годов принято считать современной. Ее главные принципы сводились к рациональности и функциональности сооружений, причем вычурность стилей 18—19 веков была недопустима. В результате главным атрибутом архитектуры 20-х годов стала простота форм и чистота цвета. Так появился авангардистский стиль — рационализм. В то же время широкую известность получило направление конструктивизма. Основным отличием между этими двумя течениями был вопрос о психологическом восприятии человеком архитектуры, на котором настаивали идеологи рационализма. Однако лидирующим и более развитым архитектурным стилем стал все же конструктивизм. Основоположниками рационализма в России стали А. К. Красовский, Н. А. Ладовский. Идеологами российского конструктивизма были братья Веснины, М. Я. Гинзбург, А. В. Щусев. Выдающимися архитекторами, завоевавшими мировое признание именно в 20-30-х годах 20 века, были Ле Корбюзье, Л. Мис ван дер Роэ и В. Гропиус.
Следует отметить, что архитектура 20-х годов 20 века славится одним из своих главных достижений — решением проблемы жилья, особенно это касается домов-небоскребов, поскольку настоящий бум их строительства пришелся как раз на этот период и увенчался постройкой нескольких высотных зданий. В России же первый проект строительства небоскреба, Дворца Советов, стартовал в 1937 году, но так и не был осуществлен, поскольку был прерван начавшейся войной.
Архитектура 20-30-х годов 20 века характеризовалась отказом от старых форм и поиском новых архитектурных стилей. В это время было построено множество зданий, украшающих современные города по сей день. Итак, какие памятники архитектуры 20 века были созданы в эти годы в России? Прежде всего, это Мавзолей Ленина на Красной Площади, а также Дом Моссельпрома, здание Наркомзема, кинотетр Родина и пр.
Архитектуру Петербурга 20 века можно считать поистине произведением искусства. Непревзойденные городские ансамбли, великолепные мосты, старинные гранитные набережные создали неповторимый облик прекрасного города. Следует отдать дань лучшим архитекторам конца 19 — начала 20 века за их огромный талант и удивительную любовь к городу. Благодаря таким архитекторам, как А.Д. Захаров, К.А. Тон, К И. Росси, Г.Н. Булдаков, Санкт-Петербург известен во всем мире своими уникальными памятниками архитектуры, являющимися объектами всемирного культурного наследия.
Но все же 20 век внес в архитектуру СПб свои коррективы, поскольку Отечественная война не могла не сказаться на внешнем виде города. Разрушительная сила нанесла ущерб множеству памятников культуры, но, к счастью, работы по их защите и восстановлению были проведены слаженно. Архитекторы СПб по крупицам собирали и восстанавливали здания городских ансамблей, пострадавшие за время войны и оккупации, однако многие сооружения, скульптуры и элементы декоративного оформления были утрачены навсегда. Над послевоенным воссозданием города работали выдающиеся архитекторы 20 века — А.И. Гегелло, И.И. Фомин, В.А. Каменский, построившие временную Триумфальную арку для встречи возвращавшихся с фронта частей гарнизона и воссоздавшие иные памятники искусства; Н.В. Баранов и А.И. Наумов, разработавшие Новый Генеральный план восстановления и развития Петербурга; Е.И. Катонин, О.И. Руднев, П.С. Волков, спроектировавшие великолепные городские парки в честь одержанных во время Великой Отечественной войны побед. Благодаря труду и упорству рабочих, промышленность страны была возвращена на прежний уровень, появились новые отрасли промышленности, строительные технологии, материалы. Поэтому в период индустриального строительства задачей архитекторов СПб стала активная застройка новых территорий города, увеличившая общую площадь жилого фонда. Мастера продолжали создавать из жилых домов шедевры вплоть до конца 20 века.
Архитектура 20 века в Санкт-Петербурге — лицо нашего города, подлинно великолепное лицо. И это неудивительно, поскольку красивейшие городские ансамбли возводили лучшие архитекторы СПб конца 19 — начала 20 века.
Москва советская: как менялась столичная архитектура
За время советской власти — с 1917 по 1991 год — застройка Москвы осуществлялась под влиянием разных архитектурных стилей: конструктивизма, рационализма, ар-деко, сталинского стиля (соединившего ар-деко, ампир и эклектику), брутализма и др. Набор этих терминов мало что говорит современникам. Между тем московская архитектура XX века оказала влияние на многих зодчих с мировым именем.
Редакция «РБК-Недвижимости» подготовила обзор архитектурных стилей Москвы, которые получили развитие в 1917–1991 годах.
Время архитектурного авангарда
Советская архитектура зарождалась в 1920-е годы. Идеологическая эйфория и социальные преобразования оказали существенное влияние на формирование советской архитектуры. Это отразилось на облике российских городов, в том числе Москвы. В первые десятилетия советской власти архитектура испытала влияние духа грандиозных перспектив. Архитекторы говорили о городах будущего и стремились уйти от традиционных направлений.
Советский Союз вызывал интерес у многих мировых мастеров, которые пытались искать новое слово в архитектуре. Наша страна с ее революционной атмосферой была для этого подходящей экспериментальной площадкой. В 20-х годах прошлого века в России активно работали, в том числе над проектами по заказу советских властей, Ле Корбюзье, Мендельсон, Гропиус, Таут, Май, Майер и другие.
Конструктивизм
Авангардистское направление, которое получило развитие в 20-х — первой половине 30-х годов прошлого века. Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика.
В 1926 году была создана творческая организация конструктивистов — Объединение современных архитекторов (ОСА). Организация стала разработчиком так называемого функционального метода проектирования, основанного на научном анализе особенностей жизнедеятельности зданий и градостроительных комплексов.
В эти же годы происходит увлечение советских конструктивистов идеями Ле Корбюзье (французский архитектор — пионер архитектурного модернизма и функционализма).
Дворец культуры ЗИЛа (построен в 1931–1937 годах)
При создании проекта авторы опирались на известные пять принципов Ле Корбюзье: использование опор-столбов вместо массивов стен, свободная планировка, свободное оформление фасада, удлиненные окна, плоская крыша. Фото: zilcc.ru
Рационализм
Авангардистский стиль в архитектуре 20-х — первой половины 30-х годов прошлого века. Характеризуется лаконичностью форм, строгостью и подчеркнутым функционализмом. В отличие от конструктивистов, рационалисты уделяли внимание психологическому восприятию архитектуры человеком. Они не отрицали полностью наработок прошлого, как это делали приверженцы конструктивизма.
На рубеже 1922–1923 годов группа единомышленников творческого лидера рационалистов Николая Ладовского создала творческую организацию — Ассоциацию новых архитекторов (АСНОВА). В ее состав в разное время входили такие выдающиеся архитекторы, как Лазарь Лисицкий и Константин Мельников.
В 1923–1926 годах разгорелась полемика между Ассоциацией новых архитекторов (АСНОВА) и ОСА. Рационалисты обвиняли своих оппонентов в «ограниченности» и «превращении инженерной конструкции в некий фетиш».
В 1928 году один из любимых учеников Ладовского Георгий Крутиков представил свой дипломный проект «летающего города». Архитектор предлагал оставить землю для труда, отдыха и туризма, самим же перебраться в парящие в облаках города — коммуны.
Типография акционерного общества «Огонек» («Типография Жургаза», «Типография Лисицкого», 1932 год)
Архитектурный комплекс в центре Москвы в 1-м Самотечном переулке. Это единственный реализованный архитектурный проект художника-авангардиста и архитектора Лазаря Лисицкого. Фото ИТАР-ТАСС/ Сергей Карпов
Советский монументальный классицизм
С середины 1930-х до середины 1950-х годов
Сталинская архитектура объединяет несколько архитектурных стилей, которые можно охарактеризовать словами «монументальность», «помпезность», «роскошь», «величественность». Многообразие сталинского стиля прослеживается на примере разных проектов павильонов и фонтанов ВДНХ. В конце 20-х годов в профессиональной среде шутили: «В полемике рационалистов и конструктивистов победили неоклассики». Пристрастия Сталина к классической архитектуре перевесили стремление к целесообразности и пролетарской аскетичности форм, которые исповедовались в 1920-е.
Постконструктивизм
Стиль советской архитектуры 30-х годов, когда на фоне политических и идеологических факторов происходил переход от конструктивизма к сталинскому ампиру. Проекты многих зданий в стилистике конструктивизма подверглись реконцепции в новом архитектурном формате сталинского ампира.
Главное здание Библиотеки им. В. И. Ленина (1928–1940 годы)
Комплекс библиотеки по проекту архитекторов Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха состоит из пяти частей, соединенных в единую систему вокруг внутренних дворов. Для облицовки фасадов использовались известняк и черный гранит, для интерьеров — мрамор, бронза, дубовые стеновые панели. Критики упрекали проект в эклектизме. Фото: Depositphotos/ppl1958; Depositphotos/kavunchik
Дом СТО (здание СНК СССР, Совета Министров СССР, Госплана СССР). Сейчас — основное здание Госдумы РФ (1932–1935 годы)
Здание, построенное архитектором Аркадием Лангманом, на долгие годы вперед определило тип «идеального» правительственного здания. Строго симметричная постройка по логичности и конструктивной четкости фасадов тяготеет к конструктивизму, по монументальности и репрезентативности — к следующему периоду советской архитектуры — неоклассицизму. Фото: Василий Егоров и Алексей Стужин /Фотохроника ТАСС; ИТАР-ТАСС/ Вячеслав Прокофьев
Ампир
Одно из лидирующих направлений в архитектуре, монументальном и декоративном искусстве СССР с середины 1940-х до середины 1950-х годов. Стиль соединил в себе элементы барокко, «наполеоновского» ампира, позднего классицизма и ар-деко. Символами сталинского ампира являются знаменитые московские высотки.
Развитие стиля было прервано в 1955 году постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».
Главный вход ЦПКиО им. Горького в Москве (1955 год)
Вход украшают огромные Триумфальные ворота, сооруженные по проекту архитектора Георгия Щуко. Сейчас они находятся на реконструкции, которая завершится в мае 2015 года. Здание будет оборудовано лифтами, кондиционерами и подсветкой. На высоте 18 метров откроется смотровая площадка, где установят бинокли. Фото: ИТАР-ТАСС; ИТАР-ТАСС/ Александра Мудрац
Главный павильон ВСХВ (ВДНХ)
Павильон, п остроенный к 1954 году на месте старого здания по проекту Георгия Щуко, выдержан в лучших традициях неоклассической архитектуры и имеет сходство с центральной башней здания Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Пропорции здания рассчитаны на восприятие с дальних точек, детали лаконичны. Уступами, напоминающими ступени гигантской лестницы, павильон поднимается вверх и увенчан золоченым шпилем со звездой. Фото: Николай Акимов /Фотохроника ТАСС; ИТАР-ТАСС/ Михаил Джапаридзе
Ар-деко
Советская архитектура 1930-х испытала и влияние основного мирового стиля тех лет — ар-деко (фр. art déco, «декоративное искусство»), который зародился во Франции в 1920-х годах, а затем стал популярен в международном масштабе (потерял актуальность после Второй мировой войны). Этот эклектичный стиль, представляющий собой синтез модернизма и неоклассицизма, лег в основу проектов некоторых станций Московского метрополитена: «Аэропорт», «Сокол», «Маяковская».
Кремлевская АЗС на Волхонке (1930-е)
Единственный реализованный элемент Дворца Советов (легендарный грандиозный проект, который не был воплощен в жизнь) и одно из последних сохранившихся зданий советского ар-деко. Фото автора
Ретроспективизм
Стиль пришел на смену ар-деко, сохранив при этом многие его элементы: современное конструктивное решение, четкость, национальные мотивы и дорогие отделочные материалы.
Общее художественное решение реконструированной ВСХВ (ВДНХ)
Фото: Владимир Савостьянов и Валентин Мастюков (Фотохроника ТАСС); ВДНХ
Сталинская архитектура выражалась не только в использовании уже существующих архитектурных форм, но и в создании новых, часто соответствующих национальным темам республик и областей.
Павильон «Армения» ВДНХ (ВСХВ)
После пожара в 1949 году здание почти полностью перестроили. Сейчас оно состоит их двух частей: левая — изящная башенка, правая — мощный восьмиколонный портик. Венчают здание конные скульптуры, которые не пострадали в пожаре и были перенесены со старого строения. Фото: ИТАР-ТАСС/ Михаил Джапаридзе; ВДНХ
Фонтан «Дружба народов»
Фото: Валентин Черединцев /Фотохроника ТАСС
Эпоха индустриального домостроения
Конец 1950-х – начало 1990-х годов
С 1947 года в Москве начались активные разработки экспериментальных серий каркасных и каркасно-панельных домов. В 1948 году была запущена реализация масштабного пилотного проекта застройки района Песчаных улиц на площади около 300 га. В следующем, 1949 году в районе Хорошевского шоссе начинается строительство серии экспериментальных каркасно-панельных секционных домов, разработанных Мосгорпроектом. Это стало началом эпохи спальных районов в Москве.
Брутализм (необрутализм)
Направление в архитектуре, зародившееся в 50–70-х годах в архитектуре Великобритании, одна из ветвей послевоенного архитектурного модернизма. Для брутализма характерна мощь конструкций и объемов, смелые крупномасштабные композиционные решения. В конце 70-х влияние этого стиля дошло и до советской архитектуры.
Здание Онкологического центра РАМН (1972–1979)
Построено на средства, полученные от проведения всесоюзного субботника по случаю столетия со дня рождения В. И. Ленина. Фото: facebook.com/RONCBlohina; ИТАР-ТАСС/ Валерий Шарифулин
Пресс-центр Олимпиады-80, ныне здание РИА Новости (1976–1979)
Здание построено за год до московских Олимпийских игр. Оно изначально планировалось масштабным, чтобы произвести впечатление на иностранцев, затем площади предполагалось передать информационному гиганту СССР Агентству печати «Новости». Под строительство на Садовом кольце выделили участок в 30 тыс. кв. м Для гармоничного сочетания со старинными Провиантскими складами, стоящими по соседству, была создана система сквозных дворов с галереями-переходами по периметру здания. Фото: Николай Малышев и Анатолий Морковкин / Фотохроника ТАСС; Виктор Великжанин и Виталий Созинов /Фотохроника ТАСС
Функционализм
Черты: прагматизм, функциональность. В конце 50-х годов в СССР началась эпоха индустриального домостроения. В стиле функциализма были построены все спальные районы Москвы.
Спальный район
В конце XX века типичными спальными районами Москвы считались Западное Дегунино, Восточное Дегунино, Бирюлево, Лианозово, Бибирево, Митино, Медведково, Строгино, Чертаново, Ховрино, Алтуфьевский, Братеево, Солнцево, Коньково, Вешняки, Раменки, Новогиреево, Орехово-Борисово, Отрадное, Бескудниковский, Черемушки и Ясенево, построенные на месте снесенных сел и деревень. Эти районы были застроены типовыми панельными домами высотой от 9 до 22 этажей. Застройка спальных районов велась по шаблону — заранее проектировался весь район с типовыми домами, школами, детскими садами поликлиниками, магазинами и пр. В функционализме уже было гораздо меньше заботы о людях, чем в рационализме. Фото: Виктор Кошевой /Фотохроника ТАСС; Олег Иванов /Фотохроника ТАСС