Что построили в крыму
Что построили в Крыму на триллион рублей за семь лет
Тавриду приводят в чувство после 23 лет разрухи
Семилетие возвращения Крыма в Россию было отмечено торжественным вводом в эксплуатацию Бештерек-Зайский водоканал, который обеспечит жителей Симферополя дополнительными 22 тыс. куб.метров воды в сутки. Объект был построен в рекордные сроки и обошелся бюджету в 1 млрд 557 млн рублей. Всего же за минувшие годы в составе России в республике суммарно были построены тысячи новых объектов различного назначения — от больниц и детских садов до трасс и аэропортов.
Запуск Бештерек-Зуйского водовода. Фото: Кадр из видео
Федеральная целевая программа развития Крыма, принятая в 2014 году и уже не раз пересмотренная, предполагает строительство 623 объектов на полуострове на общую сумму 643 млрд рублей, сообщили «МК» в пресс-службе министерства строительства и архитектуры Крыма. Из них уже завершено строительство 308 проектов. По данным из открытых источников, по Федеральной целевой программе до 2020 в Крыму уже проведено работ на 700 млрд.рублей, а с 2021 по 2025 планируется вложить еще около 600 млрд.
Важнейший проект, который вдобавок породил новый виток археологических исследований — строительство трассы «Таврида», которая тянется от Керчи до Севастополя. Добраться из одного города в другой можно всего за три часа. В 2016 году общую стоимость проекта оценивали в 139 млрд рублей, но к окончанию строительства сумма увеличилась еще минимум на 27 млрд рублей.
Среди важных социальных проектов — построенный в Симферополе крупнейший на юге России многопрофильный медицинский центр — больница им. Семашко. Строительство началось в 2017 году, а уже осенью 2020 года туда пришли первые пациенты. Общая стоимость составила более 9 млрд рублей.
Отдельно стоит упомянуть строительство современного комплекса международного аэропорта в Симферополе. Он был возведен в рекордные сроки — всего за 22 месяца и начал работу в апреле 2018 года. Новый терминал обошелся в 30 млрд рублей, а еще 13 млрд потратили на реконструкцию взлетно-посадочной полосы.
Топ-10 строек Крымской весны
«Крымская газета» собрала список самых впечатляющих объектов, которые появились благодаря историческим событиям Крымской весны. Строительство каждого из них направлено на повышение качества жизни крымчан, восстановление социальной инфраструктуры и процветание полуострова.
В 2019 году с территории Крыма на материк по энергомосту впервые было поставлено около 300 мегаватт мощности. Впервые избыток собственной генерации образовался в энергосистеме республики после запуска новых теплоэлектростанций. Благодаря Таврической ТЭС (в Симферополе) и Балаклавской ТЭС (в Севастополе), а также новой генерации Сакской ТЭЦ Крым получил полную энергетическую независимость.
Сакская ТЭЦ генерируент не только электрическую, но и тепловую энергию. Фото: Наталья СОМОВА Аэропорт мечты
Крупнейшим инвестиционным проектом Крыма стоимостью 32 миллиарда рублей стал новый терминал аэропорта Симферополь. Терминал «Крымская волна» способен обслужить 6,5 миллиона пассажиров в год. Здание аэровокзала украшает самая большая в России и Европе «зелёная стена» площадью 1,6 тысячи кв. м.
Кстати, новый симферопольский аэропорт единственный в России среди региональных аэропортов (исключая аэропорты Москвы и Санкт-Петербурга), имеющий самую широкую сеть внутрироссийских направлений – более 60.
16 марта 2020 года, в день годовщины общекрымского референдума, новый терминал. Международного аэропорта Симферополь обслужил десятимиллионного пассажира. Фото: Лидия ВЕТХОВА Артерия курорта
В мае 2017 года стартовало строительство четырёхполосной скоростной трассы «Таврида», общая протяжённость которой – 250,7 км. Примерно половина автодороги проложена заново, вторая идёт по существующим дорогам, где предусмотрена реконструкция. Этот грандиозный транспортный проект помог перераспределить транспортные потоки и связать Крымский мост с основными городами республики. Расчётная скорость движения по трассе, предусмотренная проектом, – 120 км/ч. Уже сегодня главная транспортная артерия курорта почти готова – она построена на 85%. Все работы на «Тавриде» планируется завершить в сентябре этого года. Но уже сегодня добраться из Керчи до Симферополя по магистрали можно за два часа, а не за три-четыре, как это было ранее.
Кстати, «Таврида» может стать отдельной достопримечательностью для туристов – вдоль главной трассы республики высадят «лавандовый пояс».
В 2019 году один из лучших в России образовательных комплексов построили в Крыму в селе Мирном Симферопольского района на федеральные средства. Он совмещает школу и детский сад. Особенность объектов – полное оснащение всеми современными техсредствами, интерактивным оборудованием для занятий. Комплекс, где в одну смену смогут обучаться одновременно 1100 детей, возвели за два года. Здесь предусмотрели автономную систему тепло- и электроснабжения, два актовых зала на 700 человек, три спортивных зала и многое другое. Планируется, что учебно-воспитательный процесс начнется с 1 сентября 2020 года, однако сейчас на базе школы будут функционировать различные секции и кружки. Детский сад на 280 мест также полностью укомплектован всем необходимым оборудованием и должен начать работу с апреля 2020 года.
Медицина на новом уровне
Большие надежды возлагают крымчане на строительство масштабнейшего в республике многопрофильного республиканского медицинского центра «Крымская республиканская клиническая больница имени Н. А. Семашко» под Симферополем. Оно стартовало в сентябре 2017 года. Один из самых современных в России, 13-этажный центр будет включать в себя приёмное отделение, поликлинику, 16 операционных, кабинеты врачей, диагностические центры и палатные отделения на 734 койки, кислородную станцию, вертолётную площадку. Уже в ноябре 2019 года объект был готов на 98%, тем не менее открытие центра перенесли на 2020 год. На его строительство изначально выделили 9 млрд рублей, однако стоимость строительства объекта подорожала на 450 млн рублей, поскольку было принято решение о закупке более совершенного оборудования, отвечающего требованиям современной медицины.
Одним из главных событий стало строительство соборной мечети на южной возвышенности Симферополя, в районе Симферопольского водохранилища. Главная мечеть Крыма сможет вместить более 2500 мусульман. Культовый объект включает в себя две части: основное здание с куполом высотой 28 метров и внутренний двор с колоннадами и шадирваном (местом для омовения перед намазом). У мечети четыре минарета, каждый высотой 50 метров. В начале года для росписи внутренней части мечети, призванной стать главным культовым сооружением мусульман Крыма, приехали художники из Турции.
Миллиард на искусство
Предметом гордости крымской столицы станет здание Крымского государственного центра детского театрального искусства на месте снесённого театра кукол. Новый центр стоимостью почти в миллиард рублей предусматривает залы на 300 и 100 мест, а кроме этого – большой комплекс репетиционных, складских и производственных помещений. Проект строительства центра также решили изменить, чтобы откорректировать отдельные виды материалов и техническое оснащение. Поэтому его открытие также перенесено с 2019 года на более поздний срок.
Реконструкция тоннельного водовода Южного берега Крыма за 8,5 млрд рублей в скором времени будет гарантировать бесперебойное водоснабжение побережья, популярного у туристов. Тоннель пройдёт через Ялтинский горный массив, от посёлка Васильевка в Ялте до села Счастливого в Бахчисарайском районе. Участок строительства располагается у основания Ялтинского горного массива на глубине 200-900 метров.
Планируется реконструкция существующего участка тоннеля протяжённостью более 1,5 км, а также строительство более 5,6 км нового участка для обеспечения ЮБК пресной водой в объёме 100 тысяч кубометров в сутки, которое осуществляется через Ялтинский гидротоннель. Он соединяет водохранилища, расположенные на северном склоне Главной гряды Ялтинского горного массива с Южным берегом Крыма. Строителям предстоит вести проходку в сложных геологических условиях горного района, да ещё и с высокой сейсмической активностью в 8-9 баллов. Им придётся использовать тоннелепроходческий комплекс, который способен обеспечить проходку на расстояние до 6 км.
Темпы как в СССР: что в Крыму было построено за семь лет в составе России
Возвращение Крыма в состав России стало знаковым событием для жителей всего полуострова, поскольку всего за семь лет в республике произошло столько изменений, сколько не было за все годы нахождения региона в составе независимой Украины. Эксперты уже неоднократно сравнивали темпы строительства в российском Крыму с теми, что были во времена СССР, когда проходила всесоюзная стройка.
Успехи за семь лет
В министерстве строительства и архитектуры Республики Крым рассказали в комментарии ФАН, какие новые объекты появились на полуострове за семь лет.
Всего на строительство 623 объектов в рамках ФЦП было выделено 643,3 млрд рублей, из них 65,53 млрд рублей ― в 2020 году, освоено ― 65,06 млрд рублей, что составляет 99,3% плановых показателей. Для сравнения: в 2018 году освоение бюджетных средств составило 93%, в 2019 году ― 92,3%.
За счет высокого показателя освоения средств в 2020 году удалось добиться значительных результатов в реализации задуманных проектов. Так, за прошедший год было завершено строительство 69 объектов, из которых 34 ― инфраструктурные и 33 ― социальные.
Почему не удалось освоить
К основным причинам неосвоения средств по ФЦП в 2019 году в министерстве строительства и архитектуры РК отнесли такие факторы: деятельность недобросовестных подрядчиков, длительный и сложный процесс корректировки ФЦП в части перераспределения средств Министерством экономразвития России.
«В 2020 году удалось добиться упрощения системы корректировки ФЦП приказом Минэкономразвития России, за счет чего впервые существенно повысилась эффективность использования выделяемых региону средств.
В прошлом году удалось добиться увеличения среднемесячного размера оплаты труда рабочего первого разряда, занятого в строительной отрасли, на 45% ― с 21 тыс. до 30,5 тыс. рублей, в 2021 году данная работа продолжается», ― сказано в тексте.
Кроме того, ведомство в январе этого года направило предложения в Минстрой России по увеличению заработной платы рабочего до 39,4 тыс. рублей, что на 30% больше, чем в 2020 году. Эта мера позволит повысить «белую» зарплату рабочим, занятым в строительстве объектов для республики.
В Минстрое Крыма сообщили, что в рамках процедуры заключения контрактов по «единственному поставщику» исключается риск сотрудничества с некомпетентными подрядчиками, которые умеют выигрывать конкурсы, но не умеют строить и проектировать.
«В предыдущем году не было украдено ни одного аванса, поскольку их выплата сведена до минимальной суммы. При этом авансовые средства поступают на специальный казначейский счет, целевое назначение расходов с которого контролируется федеральным казначейством.
Кроме того, по решению крымских властей все авансовые платежи обязательно должны быть обеспечены банковской гарантией, и в случае выставления пеней, штрафов либо расторжения контракта с недобросовестным подрядчиком заказчик взыскивает средства с банковской организации, а взысканием средств с подрядчика занимается непосредственно банк», ― отметили в ведомстве.
Планы на 2025 год
Известно, что федеральная целевая программа (ФЦП) «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя» недавно была продлена до 2025 года. Также Правительство РФ увеличило сумму программы почти на 600 млрд рублей, поэтому теперь совокупный объем финансирования составит почти 1,4 трлн рублей. Это говорит о том, что развитие Крыма уже не остановить, при этом вложенные деньги правильнее называть инвестициями, которые в будущем обязательно себя окупят и не один раз.
Нацпроекты «Демография» и «Образование»
В рамках национальных проектов предусмотрено строительство 10 объектов: семи детских садов общей вместимостью 1530 мест и трех школ общей вместимостью 2050 мест на сумму порядка 3,5 млрд рублей.
В 2019 году были введены в эксплуатацию один детский сад на 280 мест и школа на 1100 мест в микрорайоне Жигулина Роща. В 2020 году завершено строительство одной школы на 250 мест в Бахчисарайском районе и пяти детских садов общей вместимостью 1110 мест.
Кроме образовательных площадок в прошлом году осуществлялось строительство и других значимых для Республики Крым объектов — например, мемориального комплекса жертвам депортации в поселке Сирень Бахчисарайского района. Была проведена реконструкция открытого спортивного сооружения под крытый спортивный комплекс в Симферополе и физкультурно-оздоровительного комплекса «Авангард» в Ялте.
В 2021 году планируется ввод детского сада в Керчи на 140 мест, начало строительства школы в селе Трехпрудное Симферопольского района на 700 мест ― сдать объект планируют уже в следующем году.
Во втором квартале 2021 года в рамках федеральной адресной инвестиционной программы начинается строительство 16 детских садов на 3850 мест ― ввод в эксплуатацию запланирован на 2022 год, общая стоимость строительства ― 5,4 млрд рублей.
Напомним, ранее ФАН сообщал, как Россия может наказать Украину за водную блокаду Крыма.
Крупные стройки в Крыму-2021: кукольный театр, трасса «Таврида» и жилые комплексы
Так будет выглядеть новый кукольный театр в столице Крыма. Пока проект, на который государство выделило 1,1 млрд рублей остановился до января-февраля 2021 года, когда будет найден новый подрядчик на строительство. Следить за тем, какие тендеры проводят в Крыму и кто их выигрывает, можно на страницах сервиса «Всем Подряд».
«Город мира» в столице Республики Крым и другие жилые комплексы
В преимущественно малоэтажном Симферополе, столице Крыма, появится многоэтажный микрорайон «Город мира». Из трех очередей строительства готовы полторы: 16 многоэтажек будут строиться до 2 квартала 2022 года. Генеральный подрядчик — Группа компаний «Карбон», застройщиком выступает ООО «СЗ «Рич-Плюс», которая входит в группу компаний.
Пока готова только половина жилых многоквартирников: предстоит построить еще 16, а для них — объекты инфраструктуры.
Кроме жилых домов застройщик запланировал два детских сада и школу. Если их не хватит, то Комитет конкурсной политики Республики Крым уже выбрал победителя аукциона на строительство детского сада на 260 мест, недалеко от микрорайона «Город Мира».
Кроме этого проекта интерес представляют масштабные стройки жилья: как в окрестностях Симферополя, так и в границах города:
«Жигулина Роща», Крымская Роза», «Грэсовский» — это только вокруг Симферополя. Всего в Крыму строятся 125 многоэтажек — прямо сейчас найти их, оценить стадию строительства и получить контакты застройщика можно на страницах «Карты Строек».
Дороги: не «Таврида», но тоже немало
Стройка века в Крыму — трасса «Таврида» — закончена. Генеральный подрядчик проекта в ближайший год займется новыми дорогами, которые отходят от «Тавриды» и соединяют центральную трассу Крыма с городами на побережье. На них государством и Республикой Крым выделены немалые деньги. В планах на 2021:
Даже небольшой полуостров Крым — это сотни километров дорог. В среднем километр трассы «Таврида» стоил 614 млн рублей. Второстепенные дороги, которые отходят от «Тавриды», обойдутся немногим дешевле.
Социальные и инфраструктурные стройки в Крыму
Крупные бюджеты выделяют на строительство социально-культурных объектов (дома культуры, парки, общественные пространства), больниц и школ с детскими садами. В Севастополе с конца 2020 по 2022 год планируют реализовать десяток таких проектов: шесть больниц, два детских сада и школу, два ДК.
Из инфраструктурных строек самой крупной после главной трассы Крыма будет оптово-распределительный логистический центр в Инкермане. Построить его планировали еще в 2020 году. Но пока готов только проект, который, правда, уже прошел экспертизу. На месте средневекового рынка, на побережье, будет построен аналог крупных подмосковных оптовых комплексов.
Древняя пристань и средневековый рынок — здесь будет реализован инвестпроект от правительства Крыма. Инвестор — АО «Совфрахт».
Следить за тем, что и где строят и будут строить в Крыму, можно через сервис «Всем Подряд». Понять, что на подходе новое масштабное строительство, в котором можно поучаствовать, довольно легко. Просто следите за текущими тендерами. Например, в конце этого года Республика Крым провела тендеры на поставку стройматериалов: шпал на 424,5 млн рублей, щебня на 147,6 млн и асфальтобетонной смеси на 230,6 млн рублей. Скорее всего — в рамках подготовки к стройкам следующего года. Можно ждать, когда появятся их победители, а можно предложить свои услуги тем, кто выиграл право на поставку — все зависит от того, чем вы занимаетесь.
«Здесь была пустыня, поле и свалка» Как стройка века связала два берега Крыма и открыла одну из тайн полуострова
Фото: Константин Михальчевский / РИА Новости
В Крыму завершается строительство главной магистрали полуострова — трассы «Таврида». Это следующий по значимости дорожный проект после Крымского моста, и первая дорога, которая прямо свяжет два берега полуострова. С ней путь через Симферополь с востока на запад станет быстрее в три-четыре раза, а строительство уже привело к неожиданно громким научным открытиям. Корреспондент «Ленты.ру» побывал на стройке и узнал, что скрыто в глубине горячей крымской степи.
Скажешь любому на материке «Крым», и он сразу представит себе пляжи, море, начнет советовать взять с собой маску и надувной матрас. Но те, кто там живут и работают, знают, что прибрежный курорт — только малая часть настоящей жизни полуострова, и даже столица — Симферополь — находится в глубине степного Крыма, где-то посередине между Севастополем и Керчью с ее Крымским мостом.
Местные с неохотой говорят об украинском периоде своей жизни. Из плюсов вспоминают, что легче было бизнесу, но потому, что взятки и знакомства решали все.
Остальным приходилось несладко, и в особенности крымчане ругают дороги (хотя и приезжие автомобилисты могут припомнить, сколько каждый раз стоил ремонт подвески после пары неделек в Крыму). Путь с западного на восточное побережье полуострова через Симферополь был долог, мучителен и состоял из причудливо переплетенной сети латаных-перелатаных дорог. Одной трассы из точки А в точку Б здесь не было.
Каких-то определенных планов по ее созданию на Украине тоже не было. Все изменилось, когда полуостров вошел в состав России, — тогда решили строить трассу и назвать ее «Тавридой», как Крым называли в древности.
Рядом со строящейся магистралью кипит работа, которая напрямую со строительством трассы или инфраструктуры не связана. Неподалеку от «Тавриды» находится отвал белесой породы, который поначалу ничем особенно не привлекает глаз. Но если подойти поближе, то перед зрителем откроется проход в древнюю пещеру, найденную тут во время проведения дорожных работ в 2018 году.
«Здесь была пустыня, поле, рядом свалка никому не нужная, — рассказывает спелеолог Геннадий Самохин. — А сейчас это сверхвостребованное место». Дело в том, что при проходке траншеи под дорогу строительная техника вскрыла купол подземного зала глубиной 14 метров. По словам Самохина, когда специалисты в первый раз спустились вниз, то долго не могли поверить, что здесь действительно, как некоторые ученые предполагали, может быть пещера.
«Мы увидели, что помимо больших размеров тут есть уникальные палеонтологические, микробиологические и минералогические находки, и поняли, что это место нужно точно изучать», — говорит спелеолог. Например, в доледниковую эпоху, как оказалось, пещера служила логовом доисторических хищников — это сейчас ее входы и выходы погребены под землей, а полтора миллиона лет назад в нее можно было зайти через грот.
Пещера под трассой
Фото: Дмитрий Саркисов
Два вида пещерных медведей, саблезубые тигры, волки, гиены — все они выкармливали своих детенышей в течение 300 тысяч лет здесь. В результате за это время в пещере скопилось около 100 кубометров костных останков. В общем, находка эта взбудоражила весь мир, ведь подобных мест на планете очень мало.
«Это зуб гигантского носорога. По размерам он был почти как слон: до четырех метров в длину, до 3,5 — в высоту», — говорит ведущий методист Зоологического музея имени М.И. Глобенко Крымского федерального университета Дмитрий Старцев, показывая одну из находок. Находят здесь и большое количество костей быков и лошадей — потому что их в пещеру занесли хищники. Исследователям удалось обнаружить также фрагменты костей слонов и рога антилоп. Ранее в Крыму уже были палеонтологические открытия, но не такие по масштабу. «В таком комплексе мы эти кости впервые нашли», — признается Старцев.
«Что интересно с точки зрения минералогии, — подхватывает Самохин, — здесь есть группа минералов, не свойственная пещерам — группа фосфатов». Они, объясняет ученый, образовались при соприкосновении органики и неорганики. Ведь в пещере когда-то проживала огромная колония летучих мышей. А их гуано (помет) при соприкосновении с известняком превратилось в необычные минералы. Один такой минерал, причем в единичном экземпляре, найден лишь в Австралии. Теперь еще один такой — в Крыму. Самохин уверен, что в пещере удастся найти и новые, неизвестные науке, вещества.
Помимо своей непосредственной научной деятельности на месте, он руководит созданием музейно-образовательного комплекса. Здания появятся прямо здесь, возле пещеры. Будет визит-центр с палеонтологическим музеем, научный центр, кафе и общежития. Пещеру можно будет пройти насквозь и выйти с другого конца. В первую очередь ученые ждут визитов детей и молодежи, которым можно будет наглядно показать уникальные артефакты далекого прошлого Крыма.
При этом вход и выход в пещеру находятся по разные стороны трассы — дорога будет проходить прямо над ней. Поэтому строители поместили над пещерой распределительную плиту — своего рода мост на свайном фундаменте, — общая протяженность которой составляет 130 метров. Если бы постройка трассы «Таврида» не была начата в 2016 году, скорее всего, ученые так бы и не узнали о том, какое сокровище скрывается у них под ногами.
Несмотря на огромную научную значимость пещеры и будущего музейно-образовательного комплекса «Таврида», стройка одноименной трассы, как ни крути, играет намного большее прикладное значение для жителей полуострова. Ведь она уже почти позволила решить давнюю проблему: как быстро и безопасно добраться от Крымского моста, Керчи до Севастополя через Симферополь.
Фото: Дмитрий Саркисов
«В Крыму до включения его в Российскую Федерацию все автомобильные дороги были сориентированы с севера на юг», — рассказывает начальник ГКУ «Служба автомобильных дорог Республики Крым» Александр Нефедов. Но открытие Крымского моста, продолжает он, поставило власти перед необходимостью организации мощной транспортной артерии, которая бы направила транспортные потоки с востока на запад полуострова. И именно такой артерией стала трасса «Таврида», строительство которой находится на завершающей стадии. Большая часть магистрали — 190 километров — открыта для движения в четырехполосном режиме. По словам Нефедова, трасса построена с соблюдением всех мер безопасности и комфорта движения для туристов и жителей Крыма.
То, что раньше от Керчи до Симферополя нужно было ехать целых 8-9 часов, — чистая правда. Теперь же, передвигаясь по полностью открытому участку «Тавриды» между этими городами, путь занимает всего около 2,5 часа. Работы пока еще ведутся на отрезках пути обхода Симферополя и на отрезке Севастополь — Симферополь, но Росавтодор и ВАД («Высококачественные автомобильные дороги» — подрядчик, являющийся исполнителем работ по прокладке «Тавриды») обещают открыть северный объезд Симферополя 30 сентября 2020 года, а всю трассу полностью — к новому 2021 году.
Скорость, с которой автомобили могут двигаться по «Тавриде», — 90 километров в час, но само полотно рассчитано на безопасный проход на скорости до 120 километров в час, а срок его эксплуатации без необходимости ремонта составляет 7 лет.
«Асфальтовое покрытие, на котором мы с вами находимся, — это лучшее, что сейчас есть в мировой практике», — объясняет президент ассоциации «Р.О.С.Асфальт» Николай Быстров. По его словам, в основе рецепта лежит грамотный подбор каменного материала, идущего очень мелкими фракциями, что позволяет обеспечить минимальную пористость покрытия. Затем вводится вяжущий материал. «Вот подбор вяжущего — очень тонкая вещь. Это даже не техническая, а практически научная задача, потому что он подбирается для каждого объекта с учетом местного климата, исходя из максимальных летних и минимальных зимних температур», — рассказывает Быстров.
Задача сводится к тому, чтобы летом не образовывалась колея, а зимой — трещины. И, как утверждает президент «Р.О.С.Асфальта», на «Тавриде» эту задачу удалось выполнить. «Но самое главное, хотелось бы подчеркнуть другое, — это не единственный такой проект в Российской Федерации, эта работа сделана на основании введенных недавно национальных стандартов», — подчеркивает он. Эти стандарты — итог практически десятилетней работы Министерства транспорта России и Федерального дорожного агентства по коренному изменению нормативной базы всей дорожной отрасли.
Пристально следить за соблюдением таких стандартов — еще одна важная задача. После того как смена закончила работу, приезжает бригада для того, чтобы взять пробы полотна. Десять минут визжит, надрываясь, специальный аппарат, и вот в руке рабочего оказывается то, что называется керном асфальтобетона. Далее его отвезут в лабораторию, где образец подвергнут всестороннему анализу (такие лаборатории есть вдоль всей трассы; в случае с отрезком трассы возле Симферополя она находится близ населенного пункта с игривым названием «Приятное свидание»). И если качество окажется неудовлетворительным — что ж, придется заново перекладывать участок.
Дорожники берут пробу со свежего полотна
Фото: Дмитрий Саркисов
Работа кипит, и каждый день смена выдает по четыре километра готовой дороги. Уже совсем скоро все будет готово. Слово «всесоюзная стройка» давно уже забыто, но «Таврида» — это определенно стройка федерального масштаба. Следующая по значимости для полуострова после Крымского моста.
Половина рабочих, задействованных в дорожных работах, — крымчане, а вторая половина приехала на вахту из разных регионов России, чтобы помочь полуострову забыть о транспортных проблемах раз и навсегда. «Никаких сомнений в сроках сдачи трассы нет, — уверяет Александр Нефедов. — Если даже взять распределение освоения средств, которые мы планировали на начало года, то мы идем каждый месяц с перевыполнением графика».