Что построили в крыму после присоединения к россии
Что построили в Крыму на триллион рублей за семь лет
Тавриду приводят в чувство после 23 лет разрухи
Семилетие возвращения Крыма в Россию было отмечено торжественным вводом в эксплуатацию Бештерек-Зайский водоканал, который обеспечит жителей Симферополя дополнительными 22 тыс. куб.метров воды в сутки. Объект был построен в рекордные сроки и обошелся бюджету в 1 млрд 557 млн рублей. Всего же за минувшие годы в составе России в республике суммарно были построены тысячи новых объектов различного назначения — от больниц и детских садов до трасс и аэропортов.
Запуск Бештерек-Зуйского водовода. Фото: Кадр из видео
Федеральная целевая программа развития Крыма, принятая в 2014 году и уже не раз пересмотренная, предполагает строительство 623 объектов на полуострове на общую сумму 643 млрд рублей, сообщили «МК» в пресс-службе министерства строительства и архитектуры Крыма. Из них уже завершено строительство 308 проектов. По данным из открытых источников, по Федеральной целевой программе до 2020 в Крыму уже проведено работ на 700 млрд.рублей, а с 2021 по 2025 планируется вложить еще около 600 млрд.
Важнейший проект, который вдобавок породил новый виток археологических исследований — строительство трассы «Таврида», которая тянется от Керчи до Севастополя. Добраться из одного города в другой можно всего за три часа. В 2016 году общую стоимость проекта оценивали в 139 млрд рублей, но к окончанию строительства сумма увеличилась еще минимум на 27 млрд рублей.
Среди важных социальных проектов — построенный в Симферополе крупнейший на юге России многопрофильный медицинский центр — больница им. Семашко. Строительство началось в 2017 году, а уже осенью 2020 года туда пришли первые пациенты. Общая стоимость составила более 9 млрд рублей.
Отдельно стоит упомянуть строительство современного комплекса международного аэропорта в Симферополе. Он был возведен в рекордные сроки — всего за 22 месяца и начал работу в апреле 2018 года. Новый терминал обошелся в 30 млрд рублей, а еще 13 млрд потратили на реконструкцию взлетно-посадочной полосы.
Темпы как в СССР: что в Крыму было построено за семь лет в составе России
Возвращение Крыма в состав России стало знаковым событием для жителей всего полуострова, поскольку всего за семь лет в республике произошло столько изменений, сколько не было за все годы нахождения региона в составе независимой Украины. Эксперты уже неоднократно сравнивали темпы строительства в российском Крыму с теми, что были во времена СССР, когда проходила всесоюзная стройка.
Успехи за семь лет
В министерстве строительства и архитектуры Республики Крым рассказали в комментарии ФАН, какие новые объекты появились на полуострове за семь лет.
Всего на строительство 623 объектов в рамках ФЦП было выделено 643,3 млрд рублей, из них 65,53 млрд рублей ― в 2020 году, освоено ― 65,06 млрд рублей, что составляет 99,3% плановых показателей. Для сравнения: в 2018 году освоение бюджетных средств составило 93%, в 2019 году ― 92,3%.
За счет высокого показателя освоения средств в 2020 году удалось добиться значительных результатов в реализации задуманных проектов. Так, за прошедший год было завершено строительство 69 объектов, из которых 34 ― инфраструктурные и 33 ― социальные.
Почему не удалось освоить
К основным причинам неосвоения средств по ФЦП в 2019 году в министерстве строительства и архитектуры РК отнесли такие факторы: деятельность недобросовестных подрядчиков, длительный и сложный процесс корректировки ФЦП в части перераспределения средств Министерством экономразвития России.
«В 2020 году удалось добиться упрощения системы корректировки ФЦП приказом Минэкономразвития России, за счет чего впервые существенно повысилась эффективность использования выделяемых региону средств.
В прошлом году удалось добиться увеличения среднемесячного размера оплаты труда рабочего первого разряда, занятого в строительной отрасли, на 45% ― с 21 тыс. до 30,5 тыс. рублей, в 2021 году данная работа продолжается», ― сказано в тексте.
Кроме того, ведомство в январе этого года направило предложения в Минстрой России по увеличению заработной платы рабочего до 39,4 тыс. рублей, что на 30% больше, чем в 2020 году. Эта мера позволит повысить «белую» зарплату рабочим, занятым в строительстве объектов для республики.
В Минстрое Крыма сообщили, что в рамках процедуры заключения контрактов по «единственному поставщику» исключается риск сотрудничества с некомпетентными подрядчиками, которые умеют выигрывать конкурсы, но не умеют строить и проектировать.
«В предыдущем году не было украдено ни одного аванса, поскольку их выплата сведена до минимальной суммы. При этом авансовые средства поступают на специальный казначейский счет, целевое назначение расходов с которого контролируется федеральным казначейством.
Кроме того, по решению крымских властей все авансовые платежи обязательно должны быть обеспечены банковской гарантией, и в случае выставления пеней, штрафов либо расторжения контракта с недобросовестным подрядчиком заказчик взыскивает средства с банковской организации, а взысканием средств с подрядчика занимается непосредственно банк», ― отметили в ведомстве.
Планы на 2025 год
Известно, что федеральная целевая программа (ФЦП) «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя» недавно была продлена до 2025 года. Также Правительство РФ увеличило сумму программы почти на 600 млрд рублей, поэтому теперь совокупный объем финансирования составит почти 1,4 трлн рублей. Это говорит о том, что развитие Крыма уже не остановить, при этом вложенные деньги правильнее называть инвестициями, которые в будущем обязательно себя окупят и не один раз.
Нацпроекты «Демография» и «Образование»
В рамках национальных проектов предусмотрено строительство 10 объектов: семи детских садов общей вместимостью 1530 мест и трех школ общей вместимостью 2050 мест на сумму порядка 3,5 млрд рублей.
В 2019 году были введены в эксплуатацию один детский сад на 280 мест и школа на 1100 мест в микрорайоне Жигулина Роща. В 2020 году завершено строительство одной школы на 250 мест в Бахчисарайском районе и пяти детских садов общей вместимостью 1110 мест.
Кроме образовательных площадок в прошлом году осуществлялось строительство и других значимых для Республики Крым объектов — например, мемориального комплекса жертвам депортации в поселке Сирень Бахчисарайского района. Была проведена реконструкция открытого спортивного сооружения под крытый спортивный комплекс в Симферополе и физкультурно-оздоровительного комплекса «Авангард» в Ялте.
В 2021 году планируется ввод детского сада в Керчи на 140 мест, начало строительства школы в селе Трехпрудное Симферопольского района на 700 мест ― сдать объект планируют уже в следующем году.
Во втором квартале 2021 года в рамках федеральной адресной инвестиционной программы начинается строительство 16 детских садов на 3850 мест ― ввод в эксплуатацию запланирован на 2022 год, общая стоимость строительства ― 5,4 млрд рублей.
Напомним, ранее ФАН сообщал, как Россия может наказать Украину за водную блокаду Крыма.
Что построили в крыму после присоединения к россии
Россия отмечает пятую годовщину воссоединения с Крымом. На полуострове проходят праздничные мероприятия, возлагаются цветы, проводятся памятные концерты и автопробеги. А пока поздравления россиян не утихают, «Российская газета» вспоминает истоки этого исторического события и подводит итоги первой домашней пятилетки.
Первые всполохи Майдана докатились до Крыма с телами бойцов, которые погибли в Киеве от рук неизвестных снайперов. 22 февраля 2014 года полуостров прощался с двумя сотрудниками спецподразделения «Тигр» и бойцом «Беркута».
Погибшие правоохранители и общий настрой нового режима на Украине еще больше сплотили крымчан.
На следующий день, 23 февраля, под стенами Верховного Совета Крыма в Симферополе прошел митинг «Русского единства», который призывал жителей полуострова не допустить экспансии украинского национализма. Началась организация народных дружин, куда записались тысячи человек.
Через несколько дней были блокированы все воинские части украинских ВС. В конце февраля Сергей Аксенов был назначен премьер-министром автономии, и вскоре началась подготовка к референдуму о статусе Крыма.
Для улучшения транспортной доступности полуострова в марте 2014 года было принято решение о строительстве Крымского моста. Началась тщательная работа по подготовке проекта: эксперты рассчитывали надежность будущей конструкции, изучали влияние колосса на экологию, флору и фауну, археологи раскапывали некрополи прошлого, а военные обезвреживали отголоски войны. Летом 2015 года итоговый проект отправили на экспертизу, а уже в октябре был заложен камень «нулевого километра» на Кубани, символизирующий старт активной фазы строительства. В марте 2016-го начался монтаж свайного фундамента, а уже в апреле возвели первую опору моста.
С тех пор «стройка века», видная даже из космоса, не затихала ни на минуту. Сложнейший процесс, развернувшийся на обоих берегах Керченского пролива, привлекший специалистов со всей России, шел с опережением графика. В июле 2017 года под железнодорожной аркой моста прошел первый сухогруз, осенью началась укладка асфальта, а в октябре прошла уникальная операция по установке автомобильной арки. В декабре путем голосования было избрано официальное название моста, а еще через несколько дней конструкция объединилась в единое целое. 16 мая 2018 года по 19-километровому мосту поехали первые автомобили. Теперь до крымского берега стало возможным добраться за 15 минут.
Первый же туристический сезон продемонстрировал значимость моста, увеличив турпоток на треть. Осенью на мост пустили первые грузовики, что облегчило транспортную доступность региона и стимулировало торговлю. Кроме того, упорядоченное судоходство в Керчь-Еникальском канале улучшило экологию Азовского моря.
Параллельно со «стройкой века» ударными темпами ведется прокладка федеральной трассы «Таврида». В конце прошлого года было открыто движение сразу на четырех из семи участков дороги. Полностью четырехполосная трасса протяженностью 250,7 километра будет готова в 2020 году.
Инфраструктурное развитие полуострова не обошло стороной и воздушное сообщение. В апреле 2018 года первых пассажиров принял новый терминал международного аэропорта Симферополь, построенный в рекордные сроки. За два года строители возвели терминал площадью 78 тысяч квадратных метров, что увеличило пропускную способность воздушной гавани до 3650 пассажиров в час или 6,5 миллиона человек в год. Осенью прошлого года на крупнейшем южном аэропорте России началась укладка новой взлетно-посадочной полосы. Вторая ВПП с современным оборудованием позволит принимать практически все типы судов даже в сложных метеоусловиях.
Серьезно развивается также энергетическая безопасность полуострова, ставшая столь актуальной после энергоблокады Украины в ноябре 2015 года. Прошлым летом был запущен в тестовом режиме первый энергоблок Таврической ТЭС близ Симферополя. В начале октября стартовали пуско-наладочные работы на Балаклавской ТЭС под Севастополем. К началу нынешнего года обе электростанции вышли на проектную мощность и начали генерировать порядка 940 мегаватт. До их ввода в эксплуатацию энергосистема Крыма обеспечивала свои потребности лишь на 21%, компенсируя нехватку с помощью энергомоста.
После запуска новых электростанций (включая четыре турбогенератора Сакской ТЭЦ) Крым впервые поделился электричеством с материковой частью России. В январе 2019 года на полуострове произвели на 113,7% электричества больше, чем годом ранее. В марте обновленная энергосистема Крыма позволила передать на Кубань до 300 мегаватт «излишков».
Помимо крупных национальных проектов на полуострове идет активное развитие практически во всех сферах жизни. Несмотря на водную блокаду со стороны Украины, налажено стабильное водоснабжение Крыма. Ударными темпами обновляется социальная инфраструктура, строятся новые детские сады, школы, медицинские центры, идет модернизация промышленности, сельского хозяйства, курортной отрасли, других сфер.
За пять лет собственные доходы республиканского бюджета выросли почти в 2,5 раза и по итогам минувшего года составили 54,8 миллиарда рублей. Благодаря федеральной поддержке расходы бюджета по сравнению с 2013-м годом выросли в 4,6 раза, что позволило увеличить финансирование всех отраслей на несколько порядков, а кое-где и в десятки раз. Так, по сравнению с украинским периодом расходы на защиту окружающей среды и экономику полуострова выросли почти в 23 раза.
Валовой региональный продукт за пять лет вырос в 1,5 раза. Стабильный рост демонстрирует промышленность, сельское хозяйство, строительная сфера и туризм. Эти отрасли стали лидерами по привлечению инвестиций. Всего за минувшие пять лет в экономику Крыма было вложено порядка 270 миллиардов рублей.
Столь бурное развитие не могло остаться незамеченным и иностранными гостями, которые, несмотря на риторику западных стран, все активнее посещают Крым. Так, глава французской делегации политиков Тьерри Мариани во время визита на полуостров отметил, что Крым преобразился за минувшие пять лет, получив импульс после референдума 2014 года.
Журналисты немецкого издания Der Globus Deutschland также оценили социально-экономическое состояние Крыма и заявили о «ренессансе» полуострова. Авторы публикации признают серьезные успехи в развитии инфраструктуры, энергетики и туризма. Также журналисты отметили роль президента РФ Владимира Путина, подчеркнув, что изменения стали возможны в том числе благодаря его личному участию в решении проблем.
Семь лет вместе. Что изменилось в Крыму после воссоединения с Россией
Вот уже седьмой год 18 марта в самом «молодом» российском регионе отмечается День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. 16 марта 2014 года на полуострове прошел референдум, где большинство крымчан проголосовало за будущее в составе РФ.
Как отметил республиканский глава Сергей Аксенов, за это время Крым получил больше, чем за 25 лет в составе Украины. Некоторые украинские СМИ, напротив, пишут об «упадке» буквально во всех сферах жизни полуострова. Но было ли куда падать — большой вопрос: Крым и Севастополь вернулись к России с изношенной транспортной и водопроводной сетью, а бедственное положение всей социальной инфраструктуры поставило на повестку дня федеральных властей срочное развитие «запоздавшего» региона ценой немалых бюджетных средств.
«Политика Сегодня» решила проверить, как на самом деле обстоит дело в Крыму: разобраться в итогах «первой семилетки» помогут не политизированные мнения, а конкретные факты и цифры.
Экономика
Министр экономического развития Максим Решетников 14 марта заявил, что федеральная целевая программа в Крыму реализуется успешно. За 2020 год в регионе освоено более 87 миллиардов рублей, выделенных правительством, а в эксплуатацию введено 67 объектов. Еще 80 миллиардов рублей запланировано отправить в текущем году на крымские нужны — это водоснабжение, дороги, линии связи, социальные учреждения.
«За последние шесть лет экономика Крыма выросла в 2,2 раза, Севастополя — в 2,7», — заявил министр.
Несмотря на сложную политическую обстановку в мире вокруг крымского вопроса, Минэкономразвития России в феврале предложило привлечь инвестиции в Крым с помощью «особых административных районов» в дополнение к свободной экономической зоне (СЭЗ) на полуострове. Зона настолько свободная, что к 2024 году в Крыму планируется открыть казино (если верить Аксенову), строительные работы уже начались.
«В первом квартале [2021 года] коллеги, знаю, приступают уже к работам на объекте», — цитировало Аксенова ТАСС в конце декабря.
По замыслу ялтинских властей, игорная зона в несколько раз увеличит налоговые и социальные поступления в бюджет республики и обеспечит новые рабочие места.
Успешным проект СЭЗ стал не только из-за будущих «азартных» планов: сейчас участниками свободной экономической зоны в Крыму и Севастополе являются почти 1700 частных компаний и предпринимателей. Они платят пониженные налоги вплоть до нулевой суммы, а тарифы страховых взносов для них уменьшены. Крымские резиденты с 2015 по 2019 год инвестировали в местные проекты 157 миллиардов рублей.
Так или иначе, зарабатывать в Крыму и Севастополе удается, отмечает сенатор Сергей Колбин. По его словам, федеральные целевые программы в регионе выполняются на 93%.
«На сегодняшний момент по федеральной целевой программе возводятся современные школы, детские сады, строятся аэропорты, медицинские центры, возрождается промышленное и сельское хозяйство. То, как развивается сегодня Крым и Севастополь, вызывает уверенность в том, что все те препятствия стоят на сегодняшний день перед нами, будут преодолены. Мы живем в своей стране, говорим на своем родном языке. Кстати, в Крыму три государственных языка — русский, украинский и татарский», — рассказал сенатор в интервью Медиагруппе «Патриот».
Несмотря на трудности, республике удается увеличивать свои доходы — одними дотациями сыт не будешь. Правда, саботаж по инициативе киевских «активистов» и некоторых украинских политиков подрывал стабильную работу крымских предприятий, отмечает Колбин, напоминая об уничтожении линий электропередач в 2015 году и водной блокаде.
«На верфях уже строятся и спускаются на воду военные корабли Министерства обороны РФ, мы решаем вопросы с сельским хозяйством. Конечно, «помощники» подрывают немного данную ситуацию: то свет нам отключат, то воду перекроют. Но, тем не менее, сообща проблемы мы преодолеваем. Транспортная, энергетическая, водная блокада — мы ее преодолели», — заявил сенатор.
Зарплаты
Средняя зарплата крымчан тоже не намекает на «упадок» уровня жизни в теперь уже российском регионе. В марте 2014 года средний заработок жителей республики составлял 11,45 тысячи рублей в месяц. В декабре 2020 года — уже 41,84 тысячи рублей (согласно данным Крымстата).
Министр промышленности Крыма Александр Трянов называет чуть менее оптимистичные цифры. По крайней мере, в промышленной отрасли: средняя зарплата там составляет 36,7 тысячи рублей.
«Полностью погашена задолженность по выплате заработной платы на курируемых министерством промышленных предприятиях. Уровень заработных плат в промышленной отрасли в 2020 году составил 36,7 тысячи рублей, что превышает среднекрымский уровень (33,6 тысячи рублей). За период с 2014 года рост составил более чем 2,8 раза», — рассказал чиновник в интервью Федеральному агентству новостей.
Водоснабжение
Проблему водоснабжения, перекрытого Киевом после воссоединения засушливого региона с РФ, удалось частично решить. Накануне вице-премьер Марат Хуснуллин заявил о двух новых водоводах в Крыму. Один уже запустили под Севастополем, второй — для подачи воды в Симферополь — на заключительной стадии работ.
Впрочем, это только начало: на реализацию «водной» стратегии с 2020 по 2024 годы правительство направило около 50 миллиардов рублей. Ведется освоение артезианских скважин и очищение речной и озерной воды. Уже шесть лет прокладываются новые трубы, меняются старые. Ведь, как сообщал представитель Республики Крым в Совете Федерации Сергей Цеков, в украинские времена водопроводы в регионе не ремонтировались.
«И северный, и западный Крым долгие годы нахождения на Украине оставались без воды. В населенные пункты вода подавалась плохо. Сейчас в тех регионах вода подается практически круглосуточно, а где-то по графику — в любом случае, ситуация значительно улучшилась», — рассказывал сенатор в комментарии «Политике Сегодня».
А вот политическое положение Украины на международной арене водная блокада Крыма совсем не улучшила, а даже наоборот. Когда украинские власти вернут на полуостров воду, в ООН вопрошали еще в сентябре прошлого года.
Транспорт
Новые транспортные объекты — Крымский мост, трасса «Таврида», симферопольский аэропорт — буквально прорвали транспортную блокаду Крыма, организованную с украинской стороны. Помимо этого была построена трасса Симферополь — Алушта — Ялта и расширены маршруты поездов «Таврида» на 5 направлениях.
«То, что построено сейчас в Севастополе, никогда даже не входило в планы украинских властей. Например, такие знаковые объекты как Крымский мост, трасса «Таврида». Мы открыли железнодорожное сообщение на полуостров, разгрузили паромную переправу, были построены новые электростанции», — отметил сенатор от Севастополя Колбин.
Любопытно, что конкурс на проектирование нового здания терминала симферопольского аэропорта, не реставрируемого с 1957 года, выиграло архитектурное бюро из Южной Кореи в составе корпорации Samsung.
Тем временем, организатор блокады Крыма, депутат Верховной рады Мустафа Джемилев, в комментарии турецкому агентству Anadolu выразил сожаление о реакции мира на присоединение Крыма к России. Она должна была быть «очень жесткой, но этого не произошло».
«Сказки закончились». Как изменился Крым за семь лет после аннексии
Семь лет назад, 16 марта 2014 года, при содействии российских властей в Крыму был проведен так называемый референдум, в результате которого Россия аннексировала полуостров. Российские власти заявили, что за вхождение в состав России в тот день проголосовали более 96% жителей полуострова. Несмотря на то, что в мире аннексию признали незаконной, а против России ввели санкции, де-факто жители полуострова живут сейчас в российской юрисдикции, под руководстом российских чиновников и с российскими паспортами.
Семь лет назад, при проведении «референдума», крымчанам обещали и более высокие зарплаты, и повышение уровня жизни. О том, что действительно поменялось за последние семь лет и как крымчане чувствуют себя сейчас, рассказал в интервью телеканалу «Настоящее время», созданному Радіо Свобода с участием «Голоса Америки», крымскотатарский активист Заир Смедля.
«Оказались в роли крепостных холопов» – Заир Смедля о том, как изменился Крым за семь лет аннексии (видео)
No media source currently available
– Какие главные внешние отличия между современным Крымом и Крымом семь лет назад?
– Семь лет назад в Крыму звучали различные сказки, которые закончились сразу же после того, как изменили юрисдикцию Крыма. Те, кто находился и находится сегодня у власти, их жизненный уровень, конечно, улучшился. Чиновники, силовики – все они, конечно, свое благосостояние улучшили на фоне резкого понижения жизненных условий для простых [людей]. Те, кто мечтал, что окажется в сказке, как показывают в различных пропагандистских фильмах, почувствует себя миллионером, миллиардером, оказалось все наоборот. Они оказались в роли крепостных холопов, которые не имеют права высказывать своего недовольства ни по тому, как дербанятся земли в Крыму, ни по тому, как уничтожается природа Крыма, ни по тому бешеному росту цен. Плюс опять происходит анонсирование увеличения налогов, опять увеличение роста цен, ведь именно в Крыму появилась знаменитая цитата премьера России: «Денег нет, но вы держитесь».
– Раньше, когда Крым был украинским, да и сейчас он остается таким, там базировался Черноморский флот Российской Федерации. И я знаю, что военные, которые служили на этом флоте, кроме основной своей зарплаты получали еще и большие командировочные. После аннексии эти командировочные были отменены для российских военных, и российские военные этому были очень не рады.
– Не рады также и те, кто служил на административной границе, – у них тоже в первый год были хорошие надбавки, а сегодня это убрали, убрали и командировочные. С одной стороны, простой военный почувствовал то, что денег нет.
– По поводу увеличения пенсии, я так понимаю, что пенсионеры были главным движением в Крыму семь лет назад и все надеялись на большую российскую пенсию. Осуществилось ли это обещание, эта российская сказка?
– Во-первых, я скажу, что миф о том, что проходил референдум и была там какая-то сказочная активность небывалая – ее не было. Не было тогда, не было и позже. Да, пенсионеры там ожидали, но чтобы они активно занимались этими делами – нет, это были свои пропагандисты, была так называемая алко- и наркооборона, которая тоже выбивала деньги и занималась рэкетом. В основном люди были индифферентны.
По тем данным, которые сообщаются в других источниках, не более одной трети приняло участие, а в основном были фальсификации. Точно так же, как не было ни одного документа, который бы указывал и показывал, как происходило голосование 16 марта в разрезе избирательных участков. Сказали: «Вот такая цифра в Крыму, вот такая цифра в разрезе регионов Севастополь – Крым», – и на этом все закончилось. А мы знаем, что в массивах компактного проживания крымских татар – там, где были единичные случаи, когда кто-то ходил на избирательные участки, в том числе это и по телевизору показывали: были уже заполненные бюллетенями избирательные урны, когда на 18 часов там были полупустые урны, а потом вдруг говорили о какой-то 80-90% явке.