Что построят в орске
«Работу администрации оцениваю удовлетворительно»: О чем глава Орска будет говорить в отчете за 2021 год?
В начале 2022 года глава Орска Василий Козупица выступит сначала перед депутатами городского Совета, а затем и перед населением с ежегодным отчетом по итогам деятельности в период с 24 октября 2020 года по 24 октября 2021 года. С документом, который непосредственно к выступлению градоначальника будет еще скорее всего доработан, можно ознакомиться уже сейчас в том числе и на сайте Урал56.Ру.
Начинает свой отчет Василий Козупица с утверждения о том, что деньги бюджету Орска не достаются просто так.
Затем градоначальник рассказывает о, пожалуй, основном пути привлечения денег в город — об участии в национальных проектах.
Ниже приведем некоторые наиболее интересные цифры из доклада:
По итогам 2020 года в городской бюджет от крупных промышленных предприятий Орска в виде налоговых отчислений поступило около 329 млн. рублей, за 10 месяцев текущего года уже более 376 млн. рублей.
Напомним, ЗАО «Завод синтетического спирта» было признано банкротом еще в 2019 году. В марте 2020 его пытались продать за 623 млн, но желающих приобрести не обнаружилось; потом цена снизилась до 561 млн, но до аукциона не дошло: спрос на изопропиловый спирт из-за коронавируса резко подскочил, предприятие стало стабильно работать, и Сбербанк, как ключевой кредитор-залогодержатель, потребовал отменить торги.
Сегодня на одно вакантное место претендует менее одного человека. В 2021 году реализовывалась государственная программа по вовлечению физических лиц в поиск работы на основании заключения социальных контрактов. 49 орчан, имеющих низкий доход, получили единовременную денежную выплату до 30 тыс. рублей на оплату курсов по переквалификации и, таким образом, нашли себе профессию и источник дохода.
Напомним, 12 декабря правительство Оренбургской области отчиталось, что за год число безработных в регионе уменьшилось в 4,5 раза
завершение основного этапа модернизации производства ПАО «Орскнефтеоргсинтез»;
высокий уровень инвестиций прошлых лет;
неопределенности в условиях пандемии.
В обрабатывающем производстве на 2020-2024 годы запланировано порядка 43,5 млрд. рублей.
В металлургии, машиностроении и изготовлении готовых металлических изделий более 370 млн. рублей на реконструкцию производства и на запуск нового комплекса.
В пищевой промышленности порядка 54,7 млн. рублей направляется на модернизацию производственного цеха, приобретение и установку нового оборудования.
На 10 октября 2021 года в Орске было зарегистрировано 11037 субъектов предпринимательской деятельности:
4 428 индивидуальных предпринимателей;
205 малых предприятий;
1 866 микропредприятий;
8 средних предприятий;
4 530 самозанятых граждан.
С начала года в Орске за счет всех источников финансирования было введено в строй 146 строений общей площадью около 25 198 квадратных метров, в том числе 3-х этажный дом на 43 квартиры. До конца года прогнозируется ввод еще порядка 2 000 квадратных метров жилья и достижение плановых показателей — 27 000 квадратных метров. По нашим прогнозам, в 2022 на территории города должно быть введено в строй 28 000 квадратных метров жилья.
По программе «Переселение граждан города Орска из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 годы» необходимо расселить 101 многоквартирный дом общей площадью 44 700 квадратных метров. На данный момент 660 жителей из 18 аварийных домов на выбор получили компенсацию либо переехали в другие квартиры. До конца 2021 года будут расселены еще 14 домов. В очереди на расселение остаются 69 аварийных домов, 1689 человек, проживающих в 674 жилых помещениях.
В рамках областных субвенций отдельным категориям граждан предоставлены 5 жилых помещений по договорам социального найма. За счет средств федерального и областного бюджетов социальные выплаты на приобретение жилья получили 4 многодетные семьи, инвалид Великой Отечественной войны и вдова участника Великой Отечественной войны.
установка приборов учета теплоснабжения – в 1 доме.
ремонт кровли — 45 домов;
ремонт (замена) лифтового оборудования — 6 домов (20 единиц);
ремонт фасадов — 12 домов;
капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения — 32 дома;
капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения — 3 дома;
капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения — 3 дома;
капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения — 16 домов;
капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения — 18 домов;
капитальный ремонт подвального помещения — 1 дом.
В этом году город заключил 5-ый энергосервисный контракт и заменил все энергоемкие светильники на энергосберегающие во дворах многоквартирных домов. Экономия энергетического ресурса за отчетный период составила – 5 345 246 кВт час или 44,5 млн. рублей.
В рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» сделано 9 участков протяженностью 7,106 км на общую сумму 184,2 млн. рублей.
Экономию, которая сложилась в результате торгов (3,4 млн. рублей), направили на обустройство автодорог элементами безопасности дорожного движения.
62, 6 млн. рублей в виде областных субсидий позволили отремонтировать еще 5 проблемных объектов протяженностью 3,08 км. Кроме того, в городе отремонтировали ул. Елшанскую (от ул. Энергетиков до ул. Орское шоссе), ул. Орское шоссе (от ул. Елшанской до ул. Союзной), приступили к ремонту кругового движения на Орском проспекте, и переездов по пр. Мира.
В 2021 году во всех районах города подрядные организации сделали ямочный ремонт на площади 2,4 тыс. кв.м (в 2020 – 2,4 тыс. кв.м). В сентябре этого года на средства муниципального бюджета коммунальщики приобрели трамбовочную машину, которая позволила своими силами быстро и 28 оперативно устранять дефекты на оживленных дорогах. Перечень проблемных участков формировался на основе обращения орчан.
Также в этом году спланировано и отгрейдировано более 180 улиц частного сектора во всех районах города. На мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения в этом году из городского бюджета было направлено 5,6 млн. рублей: на техническое обслуживание светофорных объектов; на замену и восстановление дорожных знаков; на дорожную разметку, в том числе около образовательных учреждений.
На областные дотации отремонтированы автодорога и путепровод по Гайскому шоссе.
Заключен муниципальный контракт на разработку проекта на капитальный ремонт путепроводов № 1, № 2 по ул. Водоканальной. В этом году проектно-сметная документация должна пройти государственную экспертизу и получить положительное заключение.
В начале декабря в администрации Орска подтвердили покупку более 60 автобусов ЛиАЗ и ПАЗ на 500 млн рублей. Их пустят параллельно трамвайным маршрутам и частным перевозчиками.
В ноябре 2020 года заключено крупное концессионное соглашение с ООО «РВК-Орск» в отношении объектов 33 централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения города. Планируемый объем инвестиций порядка 3,2 млрд. рублей. Концессионер приступил к работе 1 апреля.
На Кумакском водозаборе заменили насосное оборудование, установили автоматизированную систему управления. Провели гидродинамическую промывку скважин, что увеличило их производительность на 30%.
На финишной прямой реконструкция первичного отстойника очистных сооружений канализации.
Идет подготовка к реконструкции самотечных сетей на ул. 9-го Января и замене участка водовода в районе ул. Дорожной.
До конца года планируется модернизировать повысительные насосные станции. Концессионное соглашение предполагает ежегодные вложения в реконструкцию и модернизацию существующих объектов и в строительство новых. Перечь мероприятий детально проработан до 2035 года. Только в текущем году на реализацию производственной и инвестиционной программ направлено более 100 млн. рублей, в 2022 году в коммунальную инфраструктуру города будет вложено еще 76 млн. Подробнее об этом.
В отчетный период более 11 млн. рублей направили на выполнение требований антитеррористической защищенности.
Более 20 млн. рублей дополнительно предусмотрели в бюджете на физическую охрану школ и детских садов специализированными организациями.
Около 5,5 млн. рублей направлено на устранение нарушений требований пожарной безопасности.
Более 2,1 млн. рублей выделено на выполнение санитарных требований в условиях распространения новой коронавирусной инфекции
К новому учебному году во всех образовательных организациях провели косметический ремонт. Общая сумма заключенных договоров более 36 млн. рублей.
Благодаря федеральному проекту «Формирование комфортной городской среды» продолжилось благоустройство территорий в парках «Северный» и «Пищевик» с вводом новых спортивных площадок. В парке «Пищевик» за счет средств областного бюджета появилась новая современная площадка с искусственным покрытием для игры в мини-футбол.
В Орске стабильно работает 7 спортивных школ, в них занимаются более 3 тысяч юных спортсменов по 26 видам спорта. Тренируют ребят 120 педагогов-наставников. За отчетный период более 1800 спортсменов получили массовые спортивные разряды, 64 защитили звание кандидатов в мастера спорта и 9 мастеров спорта России.
Впечатляют и достижения орчан на международной арене:
Виктория Ищиулова – победитель паралимпиады в Токио;
2. Найти источники финансирования капремонта нескольких путепроводов
3. Строительство Северного водовода
4. Построить пост в парке Строителей
5. Реконструкция дома культуры нефтехимиков
6. Строительство стадиона «Локомотив»
7. Ремонт здание спортивной школы «Надежда»
Похоже, не видать Орску своего «мини-Крымского» моста
Начало работ на озере Песчаном откладывается
Новый, красивый и удобный, мост через озеро Песчаное, который обещали начать возводить уже нынешней зимой, будет построен несколько позднее. Насколько позднее, пока непонятно. Если честно, возникают сомнения, что до него вообще руки дойдут — по крайней мере, в наступающем 2022 году.
Напомним, понтонный мост, соединяющий парк Строителей с улицей Строителей, был сооружён еще в 70-х годах прошлого века. В 2007 году мост поменяли — тоже на понтонный, но уже не такой капитальный, военного образца. Спустя несколько лет бочки, наполненные воздухом, прогнили, набрали воды, и мост заметно «просел». В июле 2019 года, во время празднования Дня города, на мосту одновременно собралось много людей, он и вовсе ушел под воду.
Ничего страшного не произошло, ни один человек не пострадал, но это было, безусловно, ЧП. Тогда мост закрыли, бочки вытащили на берег, чтобы заварить дыры и восстановить герметичность. За неделю работники Мехзавода залатали понтоны и снова спустили конструкцию на воду. Но все понимали: это временное решение, через озеро нужно перебросить новый мост.
Городские власти объявили конкурс: каким должно быть новое сооружение? Им на рассмотрение было представлено несколько проектов стоимостью от 2 000 000 до 77 000 000. В итоге чиновники остановили свой выбор на мосту, который визуально напоминает знаменитый Крымский. Он будет висеть над озером на вантах, то есть стальных тросах, и окажется куда более надежным, чем нынешний понтонный.
Эскизы эти продемонстрировали и жителям города, и губернатору. Когда тот в ноябре прошлого года посетил парк Строителей, Евгений Андреев, занимавший тогда должность главного архитектора города, сообщил, что к строительству планируется приступить уже совсем скоро.
Евгений Андреев, председатель комитета архитектуры
Муниципалитетом выполнена проектная документация, которая сейчас находится на экспертизе, предполагается, что в последующие годы мы здесь сделаем вантовый висячий мост, который будет арт-объектом, знаковым объектом для города.
А глава города Василий Козупица, выступая перед депутатами горсовета с отчетом за работу в 2020 году, внес конкретику: мост, сказал он, начнут строить уже нынешней зимой.
И вот зима наступила, но на сайте госзакупок тишина… Мы заглянули в парк Строителей — тот самый плакат, который демонстрировали губернатору, по-прежнему на месте. На месте и старый мост.
Мы обратились в пресс-службу городской администрации. Вот что нам на это ответили:
Пресс-служба администрации Орска
Администрацией города проведена подготовительная работа по строительству моста через озеро Песчаное. В 2020 году профинансированы инженерно-геологические, экологические и гидрометеорологические изыскания, подготовка сметы и разработка проекта. Положительное заключение госэкспертизы получено. Стоимость строительства — более 32 млн. рублей. Как только будет определен источник финансирования, старую понтонную переправу заменят на новый современный, надежный мост.
Проще говоря, как найдут деньги, так и начнутся работы. Изначально предполагалось, что их Орску даст область, но, похоже, эти планы были пересмотрены. Мы связались с депутатом Заксоба Владимиров Гудомаровым — именно он сейчас представляет в региональном парламенте интересы жителей Ленинского района. По его словам, при обсуждении областного бюджета-2022 называлось много масштабных проектов, которые планируется профинансировать в наступающем году, но про мост через Песчаное речи не шло.
Судя по всему, еще как минимум один сезон орчанам придется ходить в обновленный парк Строителей по старым притопленным понтонам.
Резидентами ОЭЗ «Оренбуржье» станут не менее 16 компаний
Мероприятие было посвящено выработке инструментов ускорения темпов роста региональной экономики и повышения инвестиционной привлекательности с привлечением мер господдержки.
Преимущества резидентов очевидны: во-первых, на территории ОЭЗ минимум на 20 процентов, а максимум на треть выгоднее вести бизнес благодаря льготам и преференциям. Это нулевая процентная ставка по налогу на имущество, транспортный и земельный налоги. Ввозные пошлины и таможенный НДС тоже обнулятся, а налог на прибыль снизится до двух процентов.
По словам руководителя КРОО, уже сегодня ряд компаний проявил интерес к проекту: параллельно с корпорацией в стройку зайдут четыре предприятия. В перспективе к работе подключатся и другие.
Андрей Шпиленко, директор Ассоциации кластеров, технопарков и ОЭЗ России:
— Мало создать ОЭЗ. Очень важно насытить ее резидентами, услугами. На днях мы презентовали в рамках «Экспо-2020» Российскую экономическую зону в Египте, она впитала в себя самое лучшее, что есть в наших площадках. На сегодня имеется широкий спектр инструментов поддержки бизнеса: промышленные технопарки, агробиотехнопарки, индустриальные парки. Надеемся, что лучший опыт будет воспринят в Оренбуржье.
ТОП-6 новостроек Орска
Сразу в нескольких районах Орска идет строительство жилых домов. Новостройки самые разные, как по этажности, так и по уровню: от простых до элитных. Корреспонденты сайта Урал56.Ру побывали на жилищных стройках и составили ТОП-6 городских новостроек.
В номинации самый заметный и удобный дом победила новостройка на пересечении проспекта Ленина и улицы Добровольского. Эта девятиэтажка с синими балконами видна издалека. Рядом с новостройкой есть все, что нужно орчанам: магазины, школа, детский сад и остановка близко.
«Новостроем-долгостроем» назовем светло-персиковую девятиэтажку на пересечении улиц Добровольского и Комарова. Довольно долго первые этажи будущего дома скрывались за строительным забором, припоминают местные жители.
Кстати, этот дом считается элитным. Интересно, поэтому его так тщательно строили?
Пока загадками являются два строящихся дома на улице Горького. Возведены только первые этажи, так что еще не видно, как будут выглядеть новостройки.
А этот элитный таунхаус (малоэтажный жилой дом на несколько многоуровневых квартир, как правило, с изолированными входами – прим. ред.) появился на улице Волкова.
Мы его признали самым красивым и самым безопасным. Светло-зеленый дом с многоуровневыми квартирами находится сразу за пожарной частью. Так что, в случае форс-мажора, огнеборцам можно тушить пожар, не выезжая на место.
Самый скромный таунхаус расположен по проезду Металлургов, в центре города. Он не такой большой, как его «зеленый собрат», но тоже новостройка.
На улице Макаренко уже построен самый аккуратный и компактный элитный дом. Здесь ничего лишнего, но посмотреть приятно.
Проект «Большой Орск» против проекта «Новый город»
Строительство Соцгорода, середина 30-х
Мы уже привыкли к тому, что Орск делится Уралом на две части, европейскую и азиатскую, и воспринимаем это как нечто само собой разумеющееся. Но в конце 30-х годов в нашем городе (и не только в нем – спор дошел до самого Кремля!) велись бурные дебаты: стоит ли «с нуля» возводить в Европе Новый город или лучше как следует развить Старый, а рабочих возить на предприятия издалека? Совнарком (то есть правительство СССР) в 1937 году создал специальную комиссию, которой поручил разобраться во всех нюансах этого вопроса… Давайте заглянем в протокол заседания этой комиссии, который хранится сегодня в орском филиале Государственного архива Оренбургской области.
Расти на запад или на восток?
Чтобы решить, как им развивать Орск, члены комиссии и представители местной власти вместе с руководителями местных же предприятий встретились в здании исполкома Горсовета (том самом здании на улице Советской, где до революции находилось казначейство, а сейчас располагается детский сад «Гномик») 9 сентября 1937 года.
Середина 30-х. Панорама строящегося Никеля. Фото из архивов ОКМ
Почему именно тогда этот вопрос встал так остро? Потому что на европейском берегу было основано несколько промышленных предприятий: Крекинг (сейчас завод известен нам как ОНОС) уже 2 года работал; Никелькомбинат и ТЭЦ готовились к запуску; строительство Локомотивного завода было законсервировано, но тысячи людей ждали, когда же он будет запущен; к тому же в правительстве заговорили о том, что нужно строить еще 2 завода: металлургический (теперь это новотроицкий комбинат «Уральская Сталь») и химический (тоже новотроицкий НЗХС). В общем, вопрос стал ребром: куда расти Орску, в Европу или Азию? Где строить жилье для людей, которые станут работать на крупных предприятиях?
ОХМК могли построить не в Новотроицке, а в Алимбетовке
Одним из факторов, решивших судьбу Орска, стал выбор места для строительства двух важнейших предприятий – металлургического и химического заводов. Оказывается, изначально рассматривались два варианта – возводить ли их в Новотроицке (в 30-х годах это был небольшой пригородный поселок Ново-Троицк, входивший в состав Орска) или в Алимбетовке, на территории нынешнего Казахстана.
Члены комиссии склонялись к тому, чтобы построить ОХМК на территории нынешнего Казахстана
Если бы был выбран второй вариант, Орск наверняка расположился бы на азиатском берегу.
Укладка шпал, Орск, середина 30-х
Кстати, тогда, в 1937 году, именно этот вариант казался более предпочтительным – с точки зрения, прежде всего, экологии. Ведь, если бы центр Орска перебрался в Соцгород, а два промышленных предприятия оказались на месте нынешнего Новотроицка (что, собственно, и произошло в итоге), то центр Орска оказался бы продуваем всеми ветрами, к тому же несущими промышленные выбросы…
— Соцгород строится под горой, а если мы посмотрим розу ветров, то мы имеем максимальное количество ветров с запада на восток и с северо-востока на юго-запад. В этих условиях, если мы учтем расположение всего горного массива, то получается, что западные ветры будут задувать, разбиваться об этот горный массив и очевидно, создастся соответствующее завихрение внутри этого города…
В общем, тот самый промышленный смог, на который так часто жалуются жители 240 квартала, был отчетливо виден специалистам даже из далекого 1937 года!
Соцгород – «директорский вариант»
— Директора предприятий хотят решить вопрос так, чтобы как можно ближе построить жилища рабочих к предприятиям. Но это сталкивается с интересами санитарных норм… Я этим вовсе не хочу сказать, что тт. Чекасин, Гартман или Эйферт являются плохими людьми, я только хочу более резко подчеркнуть вопрос о субъективных и объективных, если можно так выразиться, интересах…
Суть «директорского» варианта была простой – возвести в непосредственной близости от предприятий жилье для рабочих. Да, это будет не очень хорошо с позиций здоровья трудящихся, но зато для производства очень удобно – ездить на работу издалека не надо!
В плане экологии и воздействия на здоровье людей «директорский» проект явно проигрывал
Понятно, что в каждом поселочке театр и библиотеку построить было невозможно, поэтому для удовлетворения своих культурных потребностей жители разных поселков должны были ездить в Соцгород – ну, а там, как в новом центре нового города, должны были иметься и театр, и кино, и клубы, и магазины… Но существовал и второй вариант развития Орска, на котором настаивал докладчик.
— Наиболее правильным решением было бы сохранение нынешних временных поселков в виде аварийных поселков возле предприятий… Все же остальное жилье и этих предприятий, и предприятий черной металлургии должно быть сконцентрировано в порядке расширения старого города Орска за счет расширения к вокзалу, в сторону запада, с заполнением его до самого Урала. Таким образом мы объединим в этом городе жилье всех промышленных площадок, включая жилье железной дороги, мясокомбината, черной металлургии, химии, Никеля, ТЭЦ, Крекинга и Локомотива…
То есть по второму проекту в поселках, расположенных в непосредственной близости от предприятий, должны были остаться лишь дома для аварийного персонала – тех рабочих, которые должны были в любое время дня и ночи, в самые кратчайшие сроки, являться на предприятия в случае возникновения нештатных ситуаций. Основная же масса сотрудников должна была добираться до своих заводов через реку – на пригородных поездах (электричек еще не было, вагоны таскали паровозы, но по сути это было бы что-то вроде нынешних электричек в мегаполисах) и на троллейбусах.
В этом месте, по версии Лепина, должны были появиться жилые кварталы. Фото google.maps
Центром города по этому варианту должен был стать исторический центр Орска – Дом Советов предполагалось возвести за парком Малишевского.
Этот второй вариант поддержал, в частности, представитель «Главникельолова» товарищ (имя его не называется) Чернов:
— Говорить о расширении аварийного поселка до 70% рабочих является абсурдом! Заводу это будет категорически запрещено. Этот вопрос ставился на рассмотрение в институте Эрисмана, и нам разрешено иметь аварийный поселок не более чем на 125 рабочих. Вариант решения отдельным разбросанными поселками для каждого предприятия является чрезвычайно неудобным в смысле транспорта и больших расходов на культурное обслуживание. …К обсуждению комиссии явились два варианта: Соцгород и вариант Большого Орска. Этот вариант имеет определенное преимущество…
Противник директоров оказался латвийским шпионом
Сторонники того и другого вариантов дискутировали долго. Протокол занимает пять десятков страниц… Споры продолжались даже тогда, когда отказывала техника. На одной из страниц есть красноречивое замечание: «Конец выступления т. Гурского не стенографируется из-за отсутствия света».
Фрагмент протокола совещания от 9 сентября 1937 года
Если бы сторонники «Большого Орска» взяли верх, город почти весь оказался бы на азиатском берегу – в Европу жители ездили бы только на работу. Не было бы громадного расстояния между поселками, и Орск не стал бы 7-м по площади в России. А еще он не так страдал бы от промышленных выбросов… Да много что могло бы пойти иначе. Но, как говорится, история не терпит сослагательного наклонения.
Строительство бараков в поселке Никель. Временный поселок стал постоянным.
В Москве решили все же поддержать «директорский вариант». Почему? Точного ответа на этот вопрос нет. Может, потому, что строительство двух промышленных гигантов решили вести не на востоке, в Алимбетовке, а на западе, в Новотроицке. Может, потому, что власти опасались (и не без оснований) весеннего половодья – уж очень непредсказуемо вел себя Урал до создания Ириклинского водохранилища. А может, сыграло свою роль и то, что второй вариант усиленно продвигал неправильный человек. Всего через месяц после этого совещания Эвальд Лепин отправился в тюрьму вслед за своим шефом, Сергеем Франкфуртом.
Скриншот с сайта «Мемориала»
Оказалось, что он, латыш по национальности, был завербован латвийской разведкой и старательно вредил молодой стране Советов… В феврале 1938 года Лепин был расстрелян. А на европейском берегу Урала как раз в это время началась активная застройка Социалистического – или Нового – города. Судьба Орска была решена.
Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову.