Что потеряла бы литература если бы не было музыки 5 класс

А что случилось бы с литературой, если бы не было музыки?

А что случилось бы с литературой, если бы не было музыки?

Придется опять начать с песни. Песенные стихи стали бы первой жертвой исчезновения музыки. Многие из них — прежде всего все народно-песенные стихи — не были бы написаны вовсе (раз нет песни, не было бы и причины сочинять такие стихи!), многие остались бы жить только своей поэтической жизнью, так никогда и не узнав радости свободного песенного полета.

Не зажили бы второй жизнью — совместно с музыкой — многие выдающиеся литературные произведения. А ведь музыка часто обогащала эти произведения, раскрывала их совсем с новой, иногда неожиданной стороны.

Взглянем на творчество великого Пушкина. «Солнце русской поэзии», титан русской литературы, Пушкин оплодотворил своим прекрасным искусством всю русскую музыку. Вспомните хотя бы только «пушкинские» оперы: «Руслан и Людмила» Глинки, «Русалка» и «Каменный гость» Даргомыжского, «Борис Годунов» Мусоргского, «Пир во время чумы» и «Капитанская дочка» Цезаря Кюи, «Дубровский» Направника, «Моцарт и Сальери», «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок» Римского-Корсакова, «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и «Мазепа» Чайковского, «Алеко» и «Скупой рыцарь» Рахманинова, «Мавра» Стравинского… Добавьте к этому сотни романсов на пушкинские стихи… Добавьте написанные уже в наше время советскими композиторами крупные пушкинские произведения: балеты Глиэра «Медный всадник» и «Домик в Коломне», балеты Асафьева «Бахчисарайский фонтан» и «Кавказский пленник», оперу Владимира Крюкова «Станционный смотритель»… Все это вдохновлено гением одного лишь Пушкина!

Но вдумайтесь теперь в то, как великие русские композиторы своим гением обогатили пушкинские творения. Представьте себе «Евгения Онегина» и «Пиковую даму» без музыки Чайковского, «Бориса Годунова» без музыки Мусоргского, сказки о Салтане и о Золотом петушке без музыки Римского-Корсакова.

Пожалуй, это и представить себе невозможно…

Ну, а что же тогда говорить о таких литераторах-драматургах, как; например, Лев Александрович Мей? Кто знал бы сегодня это имя, если бы Римский-Корсаков не написал на сюжеты его пьес свои замечательные оперы — «Псковитянку» и «Царскую невесту». И, уж конечно, никто никогда не знал бы имени Даниила Максимовича Ратгауза, на чьи стихи Чайковский незадолго до своей смерти написал несколько превосходных романсов, в том числе такую жемчужину, как «Ночь» («Меркнет слабый свет свечи…»). Эти посредственные стихи, видимо, вызвали в нем какие-то взволновавшие его мысли и чувства — они-то (а не сами стихи), надо думать, и вдохновили его на сочинение музыки. Ратгаузу повезло…

А есть еще одна, особая область литературы, которая хоть и может спокойно жить без музыки, но все же предпочитает брать ее в свои союзницы. Это — драматические пьесы, идущие на театральных сценах, и киносценарии, превращающиеся в кинофильмы. И в драматических спектаклях, и в кинофильмах режиссеры очень часто привлекают композиторов для написания специальной музыки, чтобы усилить впечатление, производимое пьесой на зрителей. Попробуйте, сидя в кинотеатре или в драматическом театре, в тех местах, где звучит музыка, представить себе, что этой музыки здесь не было бы, — вы сразу же почувствуете, как много спектакль или фильм потерял бы от этого.

Но и это еще не все.

Читайте также

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Вопрос этот звучит, конечно, довольно странно, но я задал его специально для того, чтобы вы, отказавшись на несколько минут от привычных представлений, по-новому взглянули и на литературу и на музыку.Сделаем первый шаг,

Дорогу, товарищи! Что было и чего не было при захвате Зимнего дворца?

Дорогу, товарищи! Что было и чего не было при захвате Зимнего дворца? В советское время штурм Зимнего дворца изображали эпически: вооруженная лава сознательных рабочих и солдат атакует Зимний по сигналу с крейсера «Аврора». Сегодня ударились в иную крайность: все шире

27. Если муж сам не учит добру, то накажет его бог, если же и сам творит добро, и жену и домочадцев тому учит – примет от бога милость

27. Если муж сам не учит добру, то накажет его бог, если же и сам творит добро, и жену и домочадцев тому учит – примет от бога милость Если муж сам того не делает, что в этой книге писано, и жены не учит, и слуг своих, и дом свой не по-божески ведет, и о своей душе не радеет, и людей

КАК БУДТО НИЧЕГО НЕ СЛУЧИЛОСЬ

Что случилось после чумы 1348 года?

Что случилось после чумы 1348 года? Когда-то в осажденных Афинах произошла чума; историк Фукидид превосходно о ней рассказал.Академик В. Шишмарев писал в предисловии к переводу «Декамерона»: «…в описании чумы сквозят воспоминания из Макробия, выписывавшего Лукреция». В

Нос: испытание литературой

Нос: испытание литературой Верите, что часто приходит неистовое желание превратиться в один нос, чтобы не было ничего больше — ни глаз, ни рук, ни ног, кроме одного только большущего носа, у которого бы ноздри были величиною в добрые ведра, чтобы можно было втянуть в себя

Использование музыки

Использование музыки Используйте музыку разборчиво, потому что ей можно злоупотребить для усиления драматического эффекта. Слишком часто создатели фильмов прибегают к музыке как к надежному средству эмоционального воздействия, которое должно вытекать из содержания,

74. Человек, испуганный тем, что случилось с ним по непонятным причинам

74. Человек, испуганный тем, что случилось с ним по непонятным причинам Когда хотят указать на человека, испуганного тем, что случилось с ним по непонятным причинам, то рисуют волка и камень. Ибо волк не боится ни железа, ни палок, а только камня. Независимо от того,

III. «Страшный суд» над русской литературой

III. «Страшный суд» над русской литературой В гуманитарной науке 1990-х годов начинается пересмотр истории русской культуры с позиций православной догматики. Михаил Дунаев пишет шесть томов исследования «Православие и русская литература», которое утверждается как эталон

Лицензирование музыки

Лицензирование музыки Лицензией считается лицензионный договор (ст. 1235 ГК РФ). Сторонами лицензионного соглашения принято считать лицензиара и лицензиата. Лицензиатом называется юридическое или физическое лицо, приобретающее права на музыку. Лицензиаром считается

Живопись ямато-э. Связь с национальной литературой

Живопись ямато-э. Связь с национальной литературой Хэйан создал свою пейзажную живопись – ямато-э («живопись на японские темы»). Достигла своего зенита японская каллиграфия письма азбукой кана. Китайские иероглифы, заимствованные в VI–VII веках, используются с IX века для

Источник

Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?

Разделы: Музыка

Методы и приемы: метод музыкального обобщения, частично-поисковый, зрительная и слуховая наглядность, репродуктивный, практическая деятельность, выразительное исполнение, сравнение.

Оборудование: грамзапись, проигрыватель, портрет А.П.Бородина, хрестоматия по музыке 5-й класс, басня “Квартет” И.А.Крылова.

Ход урока.

Организационный момент.

“Квартет”, басня И.А. Крылова – слушание, анализ.

У: На предыдущих уроках мы увидели, как много потеряла бы музыка, если бы не было литературы. Что стало бы со всеми музыкальными произведениями, предназначенными для пения (хорами, романсами, песнями), во что бы они превратились?

Д: В вокализы.

У: А что такое вокализ?

Д: Песня без слов.

У: А существовали бы без литературы оперы и балеты?

Д: Нет.

У: Почему?

Д: В основе балета и оперы лежат литературные произведения. К балету и опере пишутся либретто.

У: А что такое либретто?

Д: Либретто – это сюжет оперы или балета.

У: Мы выяснили, что без литературы музыка потеряла бы многое, а что станет с литературными произведениями, если не будет музыки?

Д: Стихотворения останутся стихотворениями. Стихотворения, написанные специально для того, чтобы на них композиторы сочинили музыку, будут лишены достаточной силы, чтобы существовать самостоятельно.

У: Приведите пример несамостоятельности стихотворения, сочиненного специально для музыкального произведения, без музыки.

Д: (Приводят пример из домашнего задания)

У: Да, действительно звучит не очень красиво. А ведь с музыкой эти же стихи превосходно звучат. Но музыка обогащает литературу, не только превращая стихотворение в песню, писателями и поэтами написано очень много разных литературных произведений, в которых рассказывается о музыке, а в некоторых музыка даже становится главным “действующим лицом”. Например, басни. Такие басни, в которых музыка — главное “действующее лицо” писал великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов. Какие басни Ивана Андреевича Крылова вы знаете?

Д: “Осел и соловей”, “Ворона и лисица”, “Стрекоза и муравей”, “Кукушка и соловей”…

У: Что такое басня?

Д: (Ответы детей)

У: Верно, басни – это маленькие стихотворные рассказы, где действуют звери, птицы, а подразумеваются под ними люди, говорится о жизни. Есть у Ивана Андреевича Крылова басня “Квартет”, кому-нибудь из вас знакома эта басня?

(Ответы детей). Что такое квартет?

Д: (Ответы детей).

У: Верно, квартетом называется музыка, в исполнении которой участвуют четыре любых музыканта: четыре трубы – квартет, рояль, скрипка, виолончель и певец – квартет, арфа, флейта, кларнет и скрипка – тоже квартет. Но такие квартеты встречаются не так уж часто. Зато очень часто и в прежние времена, и в наши дни композиторы сочиняют струнные квартеты, в исполнении которых участвуют две скрипки, альт и виолончель. Струнные квартеты сочиняли В.А.Моцарт, Л.В.Бетховен, Ф.Шуберт, Э.Григ, М.И.Глинка, А.П.Бородин, П.И.Чайковский.

В “Квартете” И.А.Крылова тоже 2 скрипки, альт и виолончель (только он назвал виолончель “басом”, потому что виолончель – самый низкий “басовый” инструмент в квартете). Послушайте и скажите, была бы эта басня если бы не было музыки? Вот эта басня.

“Проказница Мартышка,
Осел, Козел, да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки, –
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
“Стой братцы, стой!”, кричит Мартышка:
“Помогите! Как музыке идти?
Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та
У нас запляшут лес и горы!”
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
“Постойте ж, я сыскал секрет”, –
Кричит Осел; “Мы верно, уж поладим,
Коль рядом сядем!”
Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот, пуще прежнего, пошли у них разборы
И споры, кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему,
Чтоб их решить сомненье:
“Пожалуй”, говорят:
“Возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть:
Скажи лишь как нам сесть!” –
“Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши, ваших понежней”,
Им отвечает Соловей:
“А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь”.

У: Что станет с басней, если из нее убрать все музыкальные термины, что с ней станет, будет ли она интересной?

Д: (Ответы детей)

У: Нужна ли музыка в этом произведении?

Д: Нужна.

У: Чему учит эта басня?

Д: (Ответы детей)

У: Почему Квартет не получился, ведь они старались?

У: А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, самая разная музыка – медленная и быстрая, нежная и мужественная, печальная и радостная – звучит красиво, выразительно, увлекательно.

Послушайте внимательно фрагмент 3 части Второго квартета Александра Порфирьевича Бородина. (Слушание).

Квартет № 2. А.П. Бородин – слушание, анализ.

У: Вам понравилось произведение?

Д: Да, понравилось.

У: Расскажите о характере произведения?

Д: (Ответы детей)

У: Какой из Квартетов вам понравился больше и почему?

Д: (Ответы детей)

У: Верно, Второй квартет красив, в нем ощущение поющего человеческого голоса, которое достигается звучанием струнных инструментов.

А.П. Бородин – рассказ о композиторе.

У: Александр Порфирьевич Бородин (1833–1887) – выдающийся композитор, видный ученый-химик. Он окончил Медико-хирургическую академию, а через 2 года получил степень доктора медицины. Интерес к музыке появился у Бородина рано. В детские годы он увлекался игрой на виолончели, флейте и фортепиано и сочинял как любитель. Когда учился в академии, он параллельно занимался и музыкой. И даже когда он стал профессором, в его кабинете стояло фортепиано. В творчестве Бородина не очень много произведений, но они, каждый по-своему, превосходны, монументальны. Известны опера “Князь Игорь” и Симфония № 2 “Богатырская”. С этими произведениями нам с вами еще предстоит встретиться. А пока мы с вами остановились на Квартете № 2 и выяснили, что квартет может быть и в литературе. А если бы не было музыки, был бы квартет в литературе?

Д: Нет.

У: Сочинил бы тогда И.А.Крылов басню Квартет?

Д: Нет.

У: Где развиваются события в басне Квартет?

Д: В лесу.

Упражнения на развитие дыхания.

У: Мы с вами сейчас представим лесную поляну, солнечную, ясную погоду и спокойно подышим. Итак, встали. Выполним упражнение “Руки толкают небо”.

– руки через стороны вверх, ладонями вверх, вдох,

– руки опускаем ладонями вниз, выдох,

А теперь выполним упражнение со звуком – голосовое дыхание:

– резко выдохнуть “широко открытым ртом со звуком “Ха”.

И закончим упражнения очищающим дыханием:

– медленный полный вдох,

– сложить губы “трубочкой”,

– выдыхать короткими сильными толчками весь воздух.

Хорошо! Добавим упражнение на распевание.

(Распевание на ле-ле-ле.)

У: Скажите, какие звуки можно услышать в лесу?

Д: (Ответы детей)

У: Есть и песня про эти звуки.

“Музыка в лесу” – слушание, разучивание.

У: (Исполняет песню) О чем эта песня?

Д: (Ответы детей)

У: Какая песня по характеру? Что было бы с ней без литературы?

Д: (Ответы детей)

(Далее разучивание 1 куплета и припева)

Обобщение.

– Что станет с басней И.А.Крылова без музыки?

– Кто такой А.П.Бородин?

– Кем он был по специальности?

Д: (ответы детей)

Д/з: Найти литературное произведение, в котором есть упоминание о музыке, музыкальных инструментах.

Источник

Урок музыки в 5 классе «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки»

Тема урока: Что стало бы с литературой, если бы не было музыки».

Цель: Показать значение музыки в трудных жизненных ситуациях, её влияние на человека на примере музыки Бетховена

расширить представления учащихся о личности Л.Бетховена и познакомить их с фрагментом 3-ей симфонии;

закрепить сложившееся у них представление о героическом в музыке Бетховена;

развитие навыков слушания и осмысления классической музыки;

вызывать эмоциональный отклик на услышанную музыку;

развивать речь, воображение учащихся, вокально-хоровые навыки.

(пою грустным голосом песню «Мы – маленькие дети», отвернувшись)

Над нами солнце светит, не жизнь, а благодать,

Тем, кто за нас в ответе давно пора понять –

Мы маленькие дети, нам хочется гулять.

Что вы можете сказать о моём настроении, о моём душевном состоянии?

Вы не видели моего лица, так что вам подсказало, что мне грустно?

А как же мы должны спеть эту песню, чтобы у нас настроение улучшилось?

Музыка более всего способна к выражению и передаче душевных настроений. Она должна высекать огонь из души человека. (Бетховен)

Вот, чтобы поднять наше настроение мы и исполним песню «Мы – маленькие дети». (Исполнение)

То, что музыка правдиво передала ваше веселое настроение, я услышала в вашем пении. А вот может ли музыка поддержать человека, если ему трудно, помочь ему в трудных жизненных ситуациях – об этом мы и поговорим на нашем уроке. Итак, тема нашего урока «Музыка в трудные минуты жизни».

На предыдущих уроках мы говорили о том, можем ли мы увидеть музыку. Например,

что увидел старый повар под услышанную музыку перед смертью?

Что увидел хан, когда ему играл мастер Али?

А теперь вспомним те средства выразительности, которые и делают музыку ярче и понятнее нам?

Средства музыкальной выразительности…

И всеми этими средствами выразительности пользуются композиторы при создании произведений, чтобы рассказать нам о своих впечатлениях, чувствах, переживаниях, мечтах в музыке.

Посмотрите на экран и назовите фамилию композиторов

Теперь немного подвигаемся, но со знанием дела. Собираем информацию о композиторе, делая шаг вперёд.

1-й ряд – о Чайковском (1840-1893); 2-й ряд – о Моцарте (1756-1791).

А как вы думаете, почему я поставила в один ряд именно этих композиторов? Жили они в разных странах, в разное время (Чайковский родился через 49 лет после смерти Моцарта). Моцарт – любимый композитор Чайковского, Слушая его музыку, писал Чайковский, я будто совершаю хороший поступок. Моцарт – это та наивысшая точка, которой достигла красота в сфере музыки.

Композиторов вы знаете, а теперь посмотрим, узнаете ли вы их произведения? Музыкальная викторина.

Марш из балета «Щелкунчик» Чайковского

Симфония №40 Моцарта

Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика» Глюка

«Полёт шмеля» из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро» Чайковского

А чьё произведение было в списке, но мы не сказали о нём ни слова на этом уроке? (портрет Бетховена).

А вот в отличие от Чайковского Бетховен лично встречался с Моцартом в Вене. Но встреча с великим композитором разочаровала юного музыканта. Моцарт тоже достаточно сдержанно похвалил игру Людвига, и их знакомство на этом закончилось. Однако после ухода Бетховена он сказал своим друзьям: “Обратите внимание на этого человека, он заставит мир говорить о себе и своей музыке!”

Незадолго до первой мировой войны газеты всего мира сообщили о трагической гибели огромного океанского парохода «Титаник».В открытом море он наскочил на плавающую ледяную гору – айсберг…В первые же минуты катастрофы обнаружилось, что спасти удастся только женщин, детей, да и то не всех. Ужас охватил находившихся на пароходе…И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра, ехавшего на «Титанике» и дававшего по вечерам концерты для пассажиров. Они вышли со своими инструментами в руках, расселись в таком же порядке, как всегда сидели на концертах, и заиграли…

Звучит фрагмент из 3-ей симфонии Бетховена (около минуты громко, потом звук делается тише). Слайд «Оркестр судна». Заиграли Третью симфонию Бетховена. Героическую симфонию героического композитора. Симфонию великого музыканта, чья жизнь и чьё творчество были насыщены неустанной, напряжённой борьбой против жестоких ударов судьбы, которые обрушивались на него с первых до последних дней его жизни, борьбой с горем, нуждой, унижениями и несправедливостью, борьбой за жизнь, за счастье, за радость…

Какой могучей силой должна обладать музыка, способная оказать людям поддержку в трагическую минуту жизни, помочь им сохранить душевное равновесие, человеческое достоинство…

(Усилить звук и дать учащимся дослушать фрагмент из 3-ей симфонии Бетховена до конца).

Все музыканты судового оркестра «Титаника» играли до последнего момента и погибли, в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года.

Видео гибели Титаника

Почему для своего последнего в жизни концерта музыканты выбрали музыку именно Бетховена? Почему он назван героическим композитором? Чтобы ответить на эти вопросы, надо вспомнить историю его жизни. Давайте послушаем ребят, они нам приготовили небольшие сообщения о жизни Бетховена.

Подытожить, почему Бетховен назван героическим композитором?

Какую роль музыка сыграла в его жизни? (Поддерживала в трудную минуту, предотвратила самоубийство, помогла найти выход из кризиса.)

Вспомним вопрос, поставленный в начале урока… Может ли поддержать музыка человека в трудной жизненной ситуации?

И сам Бетховен всей своей жизнью подтверждал, что никогда нельзя сдаваться, опускать руки, нужно бороться за свою жизнь, своё счастье. Ведь жизнь, ребята, – величайшая ценность, данная человеку, и всегда в жизни человека есть что-то, что способно спасти его от сумасшествия и духовно поддержать. И мы сегодня убедились, что музыка тоже обладает этой чудотворной способностью поддержать и помочь человеку в трудную минуту.

Песня Кораблик детства с солистами

Выставление оценок с небольшим пояснением.

Я благодарю вас, ребята, за работу на уроке, за те чувства и эмоции, которые вы проявили на уроке. Я увидела вас как людей сопереживающих, способных к сочувствию.

Источник

«ЧТО СТАЛО БЫ С ЛИТЕРАТУРОЙ, ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО МУЗЫКИ»

«ЧТО СТАЛО БЫ С ЛИТЕРАТУРОЙ,

ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО МУЗЫКИ»

— Слайд: «Добрый день…»( №1)

— Слайд с темой урока (№2)

Показать, что музыка звучит не только в сказках, рассказах, повестях, стихах, но и в баснях; дать понятие «квартет».

На уроках первой четверти мы говорили, как много бы потеряла музыка, если бы не было литературы. В этой четверти начали разговор о том, важна ли музыка в литературе. Давай те вспомним тему четверти: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки».

— Музыка и литература неразрывно связаны друг с другом и вместе они – большая сила. Вспомните, пожалуйста, музыкальное произведение, в котором рассказывается о такой силе?

Исполнение песни «ВОЛШЕБНЫЙ СМЫЧОК»

Музыка обогащает литературу, не только превращая стихи в песню, писателями и поэтами написано много разных литературных произведений, в которых рассказывается о музыке, а в некоторых музыка становится главным действующим лицом. А.С.Пушкин начинает свою поэму «Руслан и Людмила» следующими словами:

— Портрет А.С.Пушкина (Слайд №3)

— Слайд «У лукоморья дуб зелёный…»(Слайд №4)

Вот так подчеркнул А. С. Пушкин близость песни (музыки) и сказки (литературы), их нерасторжимую связь.

Музыка звучит не только в стихах, сказках, рассказах, повестях, но и в баснях.

— Великий русский баснописец И. А. Крылова написал много басен, где звучит музыка.

— Портрет И.А. Крылов (Слайд №6)

( «Осёл и соловей», «Скворец», «Кукушка и петух», «Квартет»…)

— Сейчас мы послушаем басню «Квартет». А что означает это слово – квартет.

— Слайд с квартетом животных (№7)

— Какие инструменты входят в квартет?

— Слайд с инструментами (№8)

-Сколько горе – музыкантов участвовало в «Квартете» Крылова? (4 исполнителя: проказница мартышка, осёл, козёл, да косолапый мишка).

-На каких инструментах пытались играть герои Крылова?

В квартете Крылова – 2 скрипки, альт и виолончель. Только Крылов назвал виолончель «басом», потому что виолончель – самый низкий басовый инструмент в квартете.

— Слайд со струнными инструментами (№ 9)

— Итак, что же означает слово КВАРТЕТ?

Слайд с определением (№ 10)

— Посмотрите, пожалуйста, какие ещё бывают квартеты

-Слайды № 11 и № 12 (4 струнных инструмента)

Но такие квартеты встречаются не так уж часто. Зато и в прежние времена и в наши дни композиторы часто сочиняют струнные квартеты, в исполнении которых участвуют 2 скрипки, альт и виолончель.

-Почему же у этих горе – музыкантов ничего не получилось? Ведь у них были самые настоящие инструменты и ноты?

(Звучат ответы детей)

— «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье, и уши ваших понежней..» Что означают эти слова?

Чтобы красиво играть на инструменте, прежде нужно долго учиться этому, а так же для этого необходим слух, талант.

И. Крылов был хорошим музыкантом. Больше всего он любил играть в квартете. Современники вспоминают, что он брал на себя партию альта. И хотя этот инструмент нельзя назвать главным, ведущим в этом составе часто оказывался Иван Андреевич. К его чутким и верным замечаниям нельзя было не прислушаться, его тонкому музыкальному слуху нельзя было не верить.

-Слайд с портретом А.П.Бородина (№ 14)

Хотя музыка и не была его основной профессией. Выдающийся русский композитор А. П. Бородин прославил и русскую музыку, и русскую науку. Он был также талантливым учёным – химиком. Химия и музыка нераздельно господствовали в его душе.

Неутомимый труженик, он не знал чётко отмеренного времени для работы или отдыха. Его можно было встретить в лаборатории как утром, так и глубокой ночью. Но музыка не покидала учёного – она звучала в его душе даже во время лекций. И тогда на доске вместе с формулами, он рисовал нотные линейки с записями новых мелодий. Склонившись над научной работой, он обязательно что-нибудь напевал. А иногда, покинув лабораторию, химик превращался в музыканта, и неслись по коридору стройные и чудесные звуки музыки.

Послушайте фрагмент 3 части квартета №2 А. П. Бородина

— Похоже ли это произведение на игру горе – музыкантов?

— Сколько инструментов примут участие в этом произведении?

— О чём вам расскажет музыка квартета?

Это произведение совсем не похоже на исполнение горе – музыкантов из басни Крылова.

Здесь прозвучали те же самые инструменты, что и в басне Крылова – 2 скрипки, альт и виолончель. Это произведение камерное.

Мы прослушали фрагмент 3 части квартета – ноктюрн.

— О чём рассказывает музыка этой части, что вы представили? Какая это музыка по характеру?

Музыка красивая, нежная, мелодичная, выразительная – создаёт образы ночи.

Медленно плывёт мелодия, полная какой–то особой ночной красоты. Она так прекрасна, что мы забываем обо всём. В этой мелодии и тихая задумчивость, и страстность, и ночная глубина, и волнующий ночной покой.

— Почему же музыканты из басни Крылова, имея те же самые инструменты, не смогли исполнить также красиво и выразительно?

А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, самая разнообразная музыка – медленная и быстрая, нежная и мужественная, печальная и радостная – звучит красиво, выразительно, увлекательно.

— Какая главная мысль басни «Квартет»? А только ли музыке надо учиться? Можно ли браться за то, чему не учился? Сейчас к нам в класс придет волшебник и расскажет, что же у него получилось?

Эту песню написала известная певица Алла Пугачёва (Слайд № 15)

— Исполнение песни – 5.19

Тысячи лет существует музыка на земле и тысячи лет люди снова и снова пытаются ответить на этот вопрос:

— Почему музыка волнует и трогает?

— Почему к ней, как к солнечному свету, тянутся не только люди, но и животные, и даже растения. Послушайте стихотворение и скажите о чём оно, что почувствовали и услышали вы?

Без музыки не проживу и дня!

Она во мне, она вокруг меня

И в пенье птиц, и в шуме городов,

В молчанье трав, и в радуге цветов

И в зареве рассвета над землей…

Она везде и вечно спутник мой.

Ей все подвластно: радость и тоска,

В ней – просто миг и долгие века.

И воскресить умеет и убить

Заставит полюбить и разлюбить

Но разве может жить она без нас

Хотя бы день, полдня? Хотя бы час!

Без наших дум и радостей земных

Без мелочей смешных и не смешных?

Мы ей за все «спасибо» говорим

Музыка берет своё начало из окружающей нас жизни: шелест листьев, шум дождя, раскаты грома, вой ветра, пенье птиц, журчанье ручейка – всё это музыка. И вновь музыка является основой сюжета этого стихотворения. Мы убедились, что существуют и много песен, где музыка является главным действующим лицом.

Итог урока: Музыка и литература тесно взаимосвязаны между собой. Музыка обогащает литературу, превращая стихи в песню.

Музыка становится основой сюжета многих литературных произведений, например басня «Квартет». Смогли бы появиться эти произведения, если главным действующим лицом не была музыка? Конечно, нет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *