Что потеряла бы литература если бы не было музыки

А что случилось бы с литературой, если бы не было музыки?

А что случилось бы с литературой, если бы не было музыки?

Придется опять начать с песни. Песенные стихи стали бы первой жертвой исчезновения музыки. Многие из них — прежде всего все народно-песенные стихи — не были бы написаны вовсе (раз нет песни, не было бы и причины сочинять такие стихи!), многие остались бы жить только своей поэтической жизнью, так никогда и не узнав радости свободного песенного полета.

Не зажили бы второй жизнью — совместно с музыкой — многие выдающиеся литературные произведения. А ведь музыка часто обогащала эти произведения, раскрывала их совсем с новой, иногда неожиданной стороны.

Взглянем на творчество великого Пушкина. «Солнце русской поэзии», титан русской литературы, Пушкин оплодотворил своим прекрасным искусством всю русскую музыку. Вспомните хотя бы только «пушкинские» оперы: «Руслан и Людмила» Глинки, «Русалка» и «Каменный гость» Даргомыжского, «Борис Годунов» Мусоргского, «Пир во время чумы» и «Капитанская дочка» Цезаря Кюи, «Дубровский» Направника, «Моцарт и Сальери», «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок» Римского-Корсакова, «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и «Мазепа» Чайковского, «Алеко» и «Скупой рыцарь» Рахманинова, «Мавра» Стравинского… Добавьте к этому сотни романсов на пушкинские стихи… Добавьте написанные уже в наше время советскими композиторами крупные пушкинские произведения: балеты Глиэра «Медный всадник» и «Домик в Коломне», балеты Асафьева «Бахчисарайский фонтан» и «Кавказский пленник», оперу Владимира Крюкова «Станционный смотритель»… Все это вдохновлено гением одного лишь Пушкина!

Но вдумайтесь теперь в то, как великие русские композиторы своим гением обогатили пушкинские творения. Представьте себе «Евгения Онегина» и «Пиковую даму» без музыки Чайковского, «Бориса Годунова» без музыки Мусоргского, сказки о Салтане и о Золотом петушке без музыки Римского-Корсакова.

Пожалуй, это и представить себе невозможно…

Ну, а что же тогда говорить о таких литераторах-драматургах, как; например, Лев Александрович Мей? Кто знал бы сегодня это имя, если бы Римский-Корсаков не написал на сюжеты его пьес свои замечательные оперы — «Псковитянку» и «Царскую невесту». И, уж конечно, никто никогда не знал бы имени Даниила Максимовича Ратгауза, на чьи стихи Чайковский незадолго до своей смерти написал несколько превосходных романсов, в том числе такую жемчужину, как «Ночь» («Меркнет слабый свет свечи…»). Эти посредственные стихи, видимо, вызвали в нем какие-то взволновавшие его мысли и чувства — они-то (а не сами стихи), надо думать, и вдохновили его на сочинение музыки. Ратгаузу повезло…

А есть еще одна, особая область литературы, которая хоть и может спокойно жить без музыки, но все же предпочитает брать ее в свои союзницы. Это — драматические пьесы, идущие на театральных сценах, и киносценарии, превращающиеся в кинофильмы. И в драматических спектаклях, и в кинофильмах режиссеры очень часто привлекают композиторов для написания специальной музыки, чтобы усилить впечатление, производимое пьесой на зрителей. Попробуйте, сидя в кинотеатре или в драматическом театре, в тех местах, где звучит музыка, представить себе, что этой музыки здесь не было бы, — вы сразу же почувствуете, как много спектакль или фильм потерял бы от этого.

Но и это еще не все.

Читайте также

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Вопрос этот звучит, конечно, довольно странно, но я задал его специально для того, чтобы вы, отказавшись на несколько минут от привычных представлений, по-новому взглянули и на литературу и на музыку.Сделаем первый шаг,

Дорогу, товарищи! Что было и чего не было при захвате Зимнего дворца?

Дорогу, товарищи! Что было и чего не было при захвате Зимнего дворца? В советское время штурм Зимнего дворца изображали эпически: вооруженная лава сознательных рабочих и солдат атакует Зимний по сигналу с крейсера «Аврора». Сегодня ударились в иную крайность: все шире

27. Если муж сам не учит добру, то накажет его бог, если же и сам творит добро, и жену и домочадцев тому учит – примет от бога милость

27. Если муж сам не учит добру, то накажет его бог, если же и сам творит добро, и жену и домочадцев тому учит – примет от бога милость Если муж сам того не делает, что в этой книге писано, и жены не учит, и слуг своих, и дом свой не по-божески ведет, и о своей душе не радеет, и людей

КАК БУДТО НИЧЕГО НЕ СЛУЧИЛОСЬ

Что случилось после чумы 1348 года?

Что случилось после чумы 1348 года? Когда-то в осажденных Афинах произошла чума; историк Фукидид превосходно о ней рассказал.Академик В. Шишмарев писал в предисловии к переводу «Декамерона»: «…в описании чумы сквозят воспоминания из Макробия, выписывавшего Лукреция». В

Нос: испытание литературой

Нос: испытание литературой Верите, что часто приходит неистовое желание превратиться в один нос, чтобы не было ничего больше — ни глаз, ни рук, ни ног, кроме одного только большущего носа, у которого бы ноздри были величиною в добрые ведра, чтобы можно было втянуть в себя

Использование музыки

Использование музыки Используйте музыку разборчиво, потому что ей можно злоупотребить для усиления драматического эффекта. Слишком часто создатели фильмов прибегают к музыке как к надежному средству эмоционального воздействия, которое должно вытекать из содержания,

74. Человек, испуганный тем, что случилось с ним по непонятным причинам

74. Человек, испуганный тем, что случилось с ним по непонятным причинам Когда хотят указать на человека, испуганного тем, что случилось с ним по непонятным причинам, то рисуют волка и камень. Ибо волк не боится ни железа, ни палок, а только камня. Независимо от того,

III. «Страшный суд» над русской литературой

III. «Страшный суд» над русской литературой В гуманитарной науке 1990-х годов начинается пересмотр истории русской культуры с позиций православной догматики. Михаил Дунаев пишет шесть томов исследования «Православие и русская литература», которое утверждается как эталон

Лицензирование музыки

Лицензирование музыки Лицензией считается лицензионный договор (ст. 1235 ГК РФ). Сторонами лицензионного соглашения принято считать лицензиара и лицензиата. Лицензиатом называется юридическое или физическое лицо, приобретающее права на музыку. Лицензиаром считается

Живопись ямато-э. Связь с национальной литературой

Живопись ямато-э. Связь с национальной литературой Хэйан создал свою пейзажную живопись – ямато-э («живопись на японские темы»). Достигла своего зенита японская каллиграфия письма азбукой кана. Китайские иероглифы, заимствованные в VI–VII веках, используются с IX века для

Источник

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

Вопрос этот звучит, конечно, довольно странно, но я задал его специально для того, чтобы вы, отказавшись на несколько минут от привычных представлений, по-новому взглянули и на литературу и на музыку.

Сделаем первый шаг, чтобы ответить на этот вопрос. Представим себе, что нет на свете литературы — ни поэзии, ни прозы, ни драматургии (то есть пьес, предназначенных для постановки на театральной сцене). И нет, следовательно, музыки, которая с поэзией, прозой и драматургией связана. Что случится тогда с музыкой? Вы думаете, на этот вопрос ответить легко? Попробуем — сами убедитесь, что из этого получится.

Во-первых, нам придется распрощаться со всеми песнями, абсолютно всеми — и народными, и сочиненными профессиональными поэтами и композиторами; с песнями детскими и взрослыми; песнями сольными и хоровыми, массовыми и эстрадными, лирическими и героическими, шуточными и самыми серьезными; с песнями, созданными много веков назад, и песнями, еще не написанными, а только задуманными сегодня нашими современниками; с песнями народов нашей страны и с песнями народов всех стран мира.

Какие невероятные, немыслимые потери! Но не спешите, это еще только начало.

Вслед за песнями исчезнут все романсы, все дуэты, все трио и все квартеты, написанные для голосов, исчезнут вообще все вокальные ансамбли, когда-либо сочиненные, а за ними придет очередь всей хоровой музыки. А что такое хоровая музыка? Это ведь не только отдельные более или менее скромные по размерам сочинения, написанные для детских, юношеских, женских, мужских и смешанных хоров. Это и крупные произведения, играющие в хоровой музыке такую же роль, какую в оркестровой музыке играют симфоническая поэма и симфония. Это кантаты и оратории. А за кантатами и ораториями та же судьба постигнет самые крупные музыкальные произведения, в которых литература играет еще большую роль, так как к поэзии и прозе здесь добавляется еще и драматургия. Это — музыкальная драма, оперетта и, наконец, высшая форма музыкально-драматического, музыкально-театрального искусства — опера!

Чувствуете, какие грандиозные разрушения мы произвели с вами мысленно, изъяв из музыки все, что связано с искусством пения, а значит, и со словом, то есть с поэзией, с литературой.

Но и на этом мы не можем остановиться, если уж решили до конца ответить на заданный вопрос.

Ведь если исчезли все песни, то неминуемо исчезнут и все произведения, в которых использованы мелодии этих песен! Откуда же взяться этим мелодиям, если самих песен нет! Вот тут, припоминая все, о чем мы по этому поводу уже говорили, нам придется подписать «смертный приговор» великому множеству самых разнообразных произведений — оркестровых, камерных, фортепьянных и всяких иных: ведь песенными мелодиями своего народа (да и не только своего) пользовались едва ли не все композиторы, когда-либо жившие на земле.

Но даже и теперь мы еще не дошли в своем ответе до конца. Нам и с балетом надо расстаться. Ведь в основе всякого балета обязательно лежит какая-нибудь пьеса, сочиненная писателем, драматургом, то есть какое-нибудь литературно-драматическое произведение. Иногда это бывает классическое произведение, например, трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта» в балете Прокофьева, поэма Пушкина «Медный всадник» в балете Глиэра. Иногда это сказка — «Спящая красавица» и «Щелкунчик» у Чайковского. Иногда — пьеса, специально написанная по просьбе композитора, как, например, в балете Хачатуряна «Гаянэ».

Итак, мы расстались и с балетом. Ну, теперь-то уж всё? Нет, и это еще не всё.

Есть много музыкальных произведений, сами названия которых уже говорят об их связи с литературой. Такие произведения создавались в прошлые времена, создаются и в наши дни. Композиторы стремятся выразить в них свои впечатления от особенно увлекших их книг, хотят передать в музыке то, что им показалось самым важным, самым главным в этих книгах. И эти книги становятся своего рода «программой» таких сочинений, которые поэтому так и называются — «программными произведениями», и музыка такая называется «программной музыкой».

Вот встретите вы в концерте или в радиопередаче такие, например, сочинения: «Много шума из ничего» Хренникова или «Дон-Кихот» Кара Караева — и сразу же вам станет ясно, что первое из этих сочинений написано под впечатлением комедии Шекспира, а второе — под впечатлением знаменитого романа Сервантеса.

Хренников назвал свое сочинение «симфонической сюитой», а Кара Караев — «симфоническими гравюрами». Яркая, жизнерадостная, полная блеска, увлекательного движения и искрящегося юмора музыка сюиты великолепно передает характер шекспировской комедии. Эта музыка вместе с композитором смеется над веселыми похождениями своих героев таким заразительным смехом, что и мы начинаем смеяться, увлеченные этим искренним весельем, остроумием самой музыки.

Кара Караев, напротив, почти вовсе обошел в своих «гравюрах» смешные стороны Дон-Кихота и его похождений. Он глубоко сочувствует благородным порывам «Рыцаря печального образа» и его постоянным неудачам. И он заставляет нас испытать чувство искренней печали, когда мы слушаем последнюю из «гравюр», где рассказывается о смерти Дон-Кихота, этого забавного чудака с прекрасной душой.

Но не ясно ли, что эти и многие подобные им сочинения просто не могли бы появиться на свет, если бы не было литературы!

Ну вот, теперь, кажется, можно и остановиться. Какое счастье, что все, о чем мы сейчас говорили, может произойти только в нашем воображении! Зато теперь мы ясно видим, какую гигантскую опору для музыки представляет ее «старшая сестра» — литература. Вот тут уж, перефразируя народную поговорку, можно смело сказать: «Из музыки литературы не выкинешь!»

А если выкинешь — потери окажутся невосполнимыми. Ведь благодаря литературе музыка не только становится богаче, но и сильнее воздействует на слушателей, делается более понятной и доступной огромному количеству людей.

Читайте также

С музыкой — вперед

С музыкой — вперед Несмотря на важность его роли, круги музыкальных критиков по сей день почти ничего не знают о том, кто такой диджей, чем он занимается и почему имеет такое значение. Если у нашей работы есть цель, то она состоит в том, чтобы показать исследователям

Поля, нарисованные музыкой

Поля, нарисованные музыкой Вернемся еще раз к французскому композитору Берлиозу, о чьей «Траурно-триумфальной симфонии» у нас уже шла речь.Есть у этого композитора другая симфония, которую он назвал «Фантастической», потому что наряду с очень простыми, жизненными

А что случилось бы с литературой, если бы не было музыки?

А что случилось бы с литературой, если бы не было музыки? Придется опять начать с песни. Песенные стихи стали бы первой жертвой исчезновения музыки. Многие из них — прежде всего все народно-песенные стихи — не были бы написаны вовсе (раз нет песни, не было бы и причины

Дорогу, товарищи! Что было и чего не было при захвате Зимнего дворца?

Дорогу, товарищи! Что было и чего не было при захвате Зимнего дворца? В советское время штурм Зимнего дворца изображали эпически: вооруженная лава сознательных рабочих и солдат атакует Зимний по сигналу с крейсера «Аврора». Сегодня ударились в иную крайность: все шире

Сергей Гандлевский ГИБЕЛЬ С МУЗЫКОЙ Исаак Эммануилович Бабель (1894–1940)

Сергей Гандлевский ГИБЕЛЬ С МУЗЫКОЙ Исаак Эммануилович Бабель (1894–1940) Есть у американского классика Германа Мелвилла повесть «Бенито Серено». Вот ее содержание в двух словах. Американец, капитан зверобойной шхуны, человек смелый и простодушный, спешит на выручку

27. Если муж сам не учит добру, то накажет его бог, если же и сам творит добро, и жену и домочадцев тому учит – примет от бога милость

27. Если муж сам не учит добру, то накажет его бог, если же и сам творит добро, и жену и домочадцев тому учит – примет от бога милость Если муж сам того не делает, что в этой книге писано, и жены не учит, и слуг своих, и дом свой не по-божески ведет, и о своей душе не радеет, и людей

Источник

Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?

Разделы: Музыка

Методы и приемы: метод музыкального обобщения, частично-поисковый, зрительная и слуховая наглядность, репродуктивный, практическая деятельность, выразительное исполнение, сравнение.

Оборудование: грамзапись, проигрыватель, портрет А.П.Бородина, хрестоматия по музыке 5-й класс, басня “Квартет” И.А.Крылова.

Ход урока.

Организационный момент.

“Квартет”, басня И.А. Крылова – слушание, анализ.

У: На предыдущих уроках мы увидели, как много потеряла бы музыка, если бы не было литературы. Что стало бы со всеми музыкальными произведениями, предназначенными для пения (хорами, романсами, песнями), во что бы они превратились?

Д: В вокализы.

У: А что такое вокализ?

Д: Песня без слов.

У: А существовали бы без литературы оперы и балеты?

Д: Нет.

У: Почему?

Д: В основе балета и оперы лежат литературные произведения. К балету и опере пишутся либретто.

У: А что такое либретто?

Д: Либретто – это сюжет оперы или балета.

У: Мы выяснили, что без литературы музыка потеряла бы многое, а что станет с литературными произведениями, если не будет музыки?

Д: Стихотворения останутся стихотворениями. Стихотворения, написанные специально для того, чтобы на них композиторы сочинили музыку, будут лишены достаточной силы, чтобы существовать самостоятельно.

У: Приведите пример несамостоятельности стихотворения, сочиненного специально для музыкального произведения, без музыки.

Д: (Приводят пример из домашнего задания)

У: Да, действительно звучит не очень красиво. А ведь с музыкой эти же стихи превосходно звучат. Но музыка обогащает литературу, не только превращая стихотворение в песню, писателями и поэтами написано очень много разных литературных произведений, в которых рассказывается о музыке, а в некоторых музыка даже становится главным “действующим лицом”. Например, басни. Такие басни, в которых музыка — главное “действующее лицо” писал великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов. Какие басни Ивана Андреевича Крылова вы знаете?

Д: “Осел и соловей”, “Ворона и лисица”, “Стрекоза и муравей”, “Кукушка и соловей”…

У: Что такое басня?

Д: (Ответы детей)

У: Верно, басни – это маленькие стихотворные рассказы, где действуют звери, птицы, а подразумеваются под ними люди, говорится о жизни. Есть у Ивана Андреевича Крылова басня “Квартет”, кому-нибудь из вас знакома эта басня?

(Ответы детей). Что такое квартет?

Д: (Ответы детей).

У: Верно, квартетом называется музыка, в исполнении которой участвуют четыре любых музыканта: четыре трубы – квартет, рояль, скрипка, виолончель и певец – квартет, арфа, флейта, кларнет и скрипка – тоже квартет. Но такие квартеты встречаются не так уж часто. Зато очень часто и в прежние времена, и в наши дни композиторы сочиняют струнные квартеты, в исполнении которых участвуют две скрипки, альт и виолончель. Струнные квартеты сочиняли В.А.Моцарт, Л.В.Бетховен, Ф.Шуберт, Э.Григ, М.И.Глинка, А.П.Бородин, П.И.Чайковский.

В “Квартете” И.А.Крылова тоже 2 скрипки, альт и виолончель (только он назвал виолончель “басом”, потому что виолончель – самый низкий “басовый” инструмент в квартете). Послушайте и скажите, была бы эта басня если бы не было музыки? Вот эта басня.

“Проказница Мартышка,
Осел, Козел, да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки, –
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
“Стой братцы, стой!”, кричит Мартышка:
“Помогите! Как музыке идти?
Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та
У нас запляшут лес и горы!”
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
“Постойте ж, я сыскал секрет”, –
Кричит Осел; “Мы верно, уж поладим,
Коль рядом сядем!”
Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот, пуще прежнего, пошли у них разборы
И споры, кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему,
Чтоб их решить сомненье:
“Пожалуй”, говорят:
“Возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть:
Скажи лишь как нам сесть!” –
“Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши, ваших понежней”,
Им отвечает Соловей:
“А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь”.

У: Что станет с басней, если из нее убрать все музыкальные термины, что с ней станет, будет ли она интересной?

Д: (Ответы детей)

У: Нужна ли музыка в этом произведении?

Д: Нужна.

У: Чему учит эта басня?

Д: (Ответы детей)

У: Почему Квартет не получился, ведь они старались?

У: А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, самая разная музыка – медленная и быстрая, нежная и мужественная, печальная и радостная – звучит красиво, выразительно, увлекательно.

Послушайте внимательно фрагмент 3 части Второго квартета Александра Порфирьевича Бородина. (Слушание).

Квартет № 2. А.П. Бородин – слушание, анализ.

У: Вам понравилось произведение?

Д: Да, понравилось.

У: Расскажите о характере произведения?

Д: (Ответы детей)

У: Какой из Квартетов вам понравился больше и почему?

Д: (Ответы детей)

У: Верно, Второй квартет красив, в нем ощущение поющего человеческого голоса, которое достигается звучанием струнных инструментов.

А.П. Бородин – рассказ о композиторе.

У: Александр Порфирьевич Бородин (1833–1887) – выдающийся композитор, видный ученый-химик. Он окончил Медико-хирургическую академию, а через 2 года получил степень доктора медицины. Интерес к музыке появился у Бородина рано. В детские годы он увлекался игрой на виолончели, флейте и фортепиано и сочинял как любитель. Когда учился в академии, он параллельно занимался и музыкой. И даже когда он стал профессором, в его кабинете стояло фортепиано. В творчестве Бородина не очень много произведений, но они, каждый по-своему, превосходны, монументальны. Известны опера “Князь Игорь” и Симфония № 2 “Богатырская”. С этими произведениями нам с вами еще предстоит встретиться. А пока мы с вами остановились на Квартете № 2 и выяснили, что квартет может быть и в литературе. А если бы не было музыки, был бы квартет в литературе?

Д: Нет.

У: Сочинил бы тогда И.А.Крылов басню Квартет?

Д: Нет.

У: Где развиваются события в басне Квартет?

Д: В лесу.

Упражнения на развитие дыхания.

У: Мы с вами сейчас представим лесную поляну, солнечную, ясную погоду и спокойно подышим. Итак, встали. Выполним упражнение “Руки толкают небо”.

– руки через стороны вверх, ладонями вверх, вдох,

– руки опускаем ладонями вниз, выдох,

А теперь выполним упражнение со звуком – голосовое дыхание:

– резко выдохнуть “широко открытым ртом со звуком “Ха”.

И закончим упражнения очищающим дыханием:

– медленный полный вдох,

– сложить губы “трубочкой”,

– выдыхать короткими сильными толчками весь воздух.

Хорошо! Добавим упражнение на распевание.

(Распевание на ле-ле-ле.)

У: Скажите, какие звуки можно услышать в лесу?

Д: (Ответы детей)

У: Есть и песня про эти звуки.

“Музыка в лесу” – слушание, разучивание.

У: (Исполняет песню) О чем эта песня?

Д: (Ответы детей)

У: Какая песня по характеру? Что было бы с ней без литературы?

Д: (Ответы детей)

(Далее разучивание 1 куплета и припева)

Обобщение.

– Что станет с басней И.А.Крылова без музыки?

– Кто такой А.П.Бородин?

– Кем он был по специальности?

Д: (ответы детей)

Д/з: Найти литературное произведение, в котором есть упоминание о музыке, музыкальных инструментах.

Источник

Что стало бы с литературой, если бы не было музыки

Что потеряла бы литература если бы не было музыки. Смотреть фото Что потеряла бы литература если бы не было музыки. Смотреть картинку Что потеряла бы литература если бы не было музыки. Картинка про Что потеряла бы литература если бы не было музыки. Фото Что потеряла бы литература если бы не было музыки Что потеряла бы литература если бы не было музыки. Смотреть фото Что потеряла бы литература если бы не было музыки. Смотреть картинку Что потеряла бы литература если бы не было музыки. Картинка про Что потеряла бы литература если бы не было музыки. Фото Что потеряла бы литература если бы не было музыки Что потеряла бы литература если бы не было музыки. Смотреть фото Что потеряла бы литература если бы не было музыки. Смотреть картинку Что потеряла бы литература если бы не было музыки. Картинка про Что потеряла бы литература если бы не было музыки. Фото Что потеряла бы литература если бы не было музыки Что потеряла бы литература если бы не было музыки. Смотреть фото Что потеряла бы литература если бы не было музыки. Смотреть картинку Что потеряла бы литература если бы не было музыки. Картинка про Что потеряла бы литература если бы не было музыки. Фото Что потеряла бы литература если бы не было музыки

Что потеряла бы литература если бы не было музыки. Смотреть фото Что потеряла бы литература если бы не было музыки. Смотреть картинку Что потеряла бы литература если бы не было музыки. Картинка про Что потеряла бы литература если бы не было музыки. Фото Что потеряла бы литература если бы не было музыки

Что потеряла бы литература если бы не было музыки. Смотреть фото Что потеряла бы литература если бы не было музыки. Смотреть картинку Что потеряла бы литература если бы не было музыки. Картинка про Что потеряла бы литература если бы не было музыки. Фото Что потеряла бы литература если бы не было музыки

На предыдущих уроках мы увидели, как много потеряла бы музыка, если бы не было литературы: вся музыка, предназначенная для пения (песни, романсы, хоры, кантаты), превратилась бы в сплошной вокализ — пение без слов. Исчезли бы оперы и балеты, потому что в основе их лежат тоже литературные произведения.

Теперь посмотрим: только ли музыке нужна литература или литературе также нужна музыка?

Прежде всего если бы не было музыки, то все стихи, сколько бы ни написали их поэты всего мира, остались бы только стихами и никогда не смогли бы превратиться в песни. А ведь очень многие стихи писались специально для того, чтобы композиторы сочинили на них музыку. Без музыки эти стихи словно бы лишены достаточной силы для самостоятельной жизни. Можно ли и самом деле представить себе, что на каком-нибудь концерте выйдет артист на сцену и начнет читать стихи любой песни (например, «Во поле береза стояла»). Каждый из нас может привести сколько угодно таких примеров. А ведь с музыкой эти же стихи превосходно звучат в любой концертной программе.

Но музыка обогащает литературу, не только превращая стихи и песню, писателями и поэтами написано очень много разных литературных произведений, в которых рассказывается о музыке, а в некоторых музыка даже становится главным «действующим лицом». Это прежде всего сказки, которые можно назвать музыкальными сказками.

Вспомним, какими словами начинает Пушкин поэму «Руслан и Людмила»:

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том;

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Вот так подчеркнул Пушкин близость песни (музыки) и сказки (литературы), их нерасторжимую связь.

Музыка «звучит» во многих сказках у всех народов мира.

Вот в грузинской сказке «Чонгурист» рассказывается о бедном юноше, все богатство которого состояло из чонгури (народный музыкальный инструмент Грузии). Этот юноша так хорошо играл на нем и пел такие прекрасные песни, что деревья, заслушавшись его, переставали шелестеть листьями, птицы, парившие в небе, опускались на деревья, чтобы послушать песню чонгуриста. (Звучит грузинская народная мелодия «Чела».) И даже самое страшное чудовище с огненной пастью — гвелвешапи, охранявшее дерево, на котором росли волшебные яблоки бессмертия, сорвало яблоко и отдало юноше со словами: «Бери яблоко, ты заслужил его. Никогда еще со мной не говорили языком музыки. Это яблоко бессмертия, хотя и без того бессмертен человек, способный создавать такие прекрасные песни!»

Учитель должен помочь ребятам вспомнить другие сказки, в которых они встречались с музыкой. Например, в «Сказке о царе Салтане. » белочка поет песенку «Во саду ли, в огороде», в «Золушке» и в «Спящей красавице» на балу звучит музыка вальса и т. п.

Та же идея — значение музыки в жизни человека — выражена и в норвежской песне «Волшебный смычок», где говорится о необыкновенной силе искусства, которое так же необходимо человеку, как пища и кров.

Еще одна сказка, которая не могла бы появиться без музыки, — белорусская народная сказка «Музыкант-чародей», где главное действующее лицо — музыкант, силой своего искусства Завораживающий хищных зверей. Вот краткое изложение этой сказки.

Подрос музыкант, смастерил себе скрипочку и пошел ходить по свету. Простые, добрые люди любили его, поили, кормили. А злые паны не любили, потому что, послушав музыканта-чародея, переставали люди служить им, не хотели им подчиняться. И решили злые паны погубить музыканта. И сговорились с чертями, и черти наслали на него, когда он по лесу шел, двадцать голодных волков.

Что потеряла бы литература если бы не было музыки. Смотреть фото Что потеряла бы литература если бы не было музыки. Смотреть картинку Что потеряла бы литература если бы не было музыки. Картинка про Что потеряла бы литература если бы не было музыки. Фото Что потеряла бы литература если бы не было музыки

Загородили волки музыканту дорогу, зубами щелкают, глаза горячими угольками горят. А у музыканта в руках ничего нет, только скрипка в котомке. Достал он из котомки скрипку, чтобы еще раз поиграть перед смертью, прислонился к дереву и провел смычком по струнам. Как живая заговорила скрипочка. (Здесь должны прозвучать первые звуки скрипки «Мелодии» белорусского композитора Н. Аладова, чья музыка пронизана интонациями белорусской народной песенности. Сразу же, как они отзвучат, сказка продолжится.) Замерли кусты и деревья. А волки, как стояли, разинув пасти, так и застыли. Слушают во все уши и голод забыли. (Звучит на скрипке вся «Мелодия» Н. Аладова.) Перестал музыкант играть, а волки как сонные в лес потянулись. Вот какой был музыкант-чародей.

Музыка часто звучит не только в сказках, но и в баснях. Такие басни, в которых музыка — главное «действующее лицо», писал великий русский баснописец И. Крылов: «Осел и Соловей», «Скворец», «Кошка и Соловей», «Кукушка и Петух» и др. Учитель напоминает очень интересную и, можно сказать, очень для ребят полезную басню И. Крылова «Квартет».

Квартет — это музыкальное произведение, в исполнении которого участвуют четыре любых музыканта; четыре трубы — квартет; рояль, скрипка, виолончель и певец — квартет; арфа, флейта, кларнет и скрипка тоже квартет.

Но такие квартеты встречаются не так уж часто. Зато очень часто и в прежние времена, и в наши дни композиторы сочиняют струнные квартеты, в исполнении которых участвуют две скрипки, альт и виолончель. Струнные квартеты сочиняли Моцарт, Бетховен, Шуберт, Григ, Глинка, Бородин, Чайковский — словом, очень многие из уже известных ребятам композиторов.

В «Квартете» Крылова тоже две скрипки, альт и виолончель (только баснописец назвал виолончель басом, потому что виолончель — самый низкий басовый инструмент в квартете).

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки

Пленять своим искусством свет.

Ударили в смычки («музыка» («Музыка» во время звучания басни представляет собой полнейшую бессмыслицу, хаотический набор нелепых звуков, никак между собой не согласованных, лишенных интонационной и ритмической определенности. Кто во что горазд — вот «стиль» этой квартетной «музыки»), дерут, а толку нет.

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, Мишенька, садись против альта;

Я, прима, сяду против вторы;

Тогда пойдет уж музыка не та:

У нас запляшут лес и горы!»

Расселись, начали Квартет («музыка»);

Он все-таки на лад нейдет.

Послушались Осла — уселись чинно в ряд («музыка»);

А все-таки Квартет нейдет на лад.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

Случилось Соловью на шум их прилететь.

Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить

«Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье,

Чтобы Квартет в порядок наш привесть:

И ноты есть у нас, и инструменты есть,

Скажи лишь, как нам сесть!»

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней, —

Им отвечает Соловей, —

А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь».

А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, самая разная музыка — медленная и быстрая, нежная и мужественная, печальная и радостная — звучит красиво, выразительно, увлекательно. Здесь естественным будет контрастный переход к звучанию настоящего квартета — «Ноктюрн» (2-я часть) из Квартета № 2 А. Бородина. По богатству мелодического развития, характеру лирического высказывания эту музыку можно сравнить с «Вокализом» Рахманинова; ощущение поющего человеческого голоса достигается звучанием струнных инструментов.

Чтобы у учащихся создалось более широкое представление о музыке композитора А. Бородина, а также в связи с темой полугодия уместно напомнить его романс «Спящая княжна», подчеркнув единство слов и музыки в этом произведении (Бородин — сам же и автор текста), единство поэтической и музыкальной формы (рондо).

В рассказах музыка тоже является главным «действующим лицом», она часто звучит в произведениях одного из самых музыкальных писателей — К. Паустовского: в рассказе «Струна» — «Мелодия» П. Чайковского; в рассказе «Корзина с еловыми шишками» — музыка Э. Грига.

Один из кульминационных моментов полугодия по нравственно-воспитательной направленности, по драматической насыщенности и литературных и музыкальных образов — встреча ребят с музыкой В.А. Моцарта в рассказе К. Паустовского «Старый повар» («Незнакомец»).

Предлагаем краткое изложение этого рассказа.

Почти 200 лет тому назад на окраине Вены (столица Австрии) в маленьком деревянном доме умирал слепой старик — бывший повар графини Тун. Он ослеп от жара печей. Все убранство комнаты составляли кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, наконец, клавесин — единственное богатство жившей с поваром его 18-летней дочери Марии.

Когда Мария умыла умирающего и надела на него чистую рубаху, старик сказал: «Я всегда не любил священников и монахов. Но мне нужно перед смертью очистить свою совесть. Попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет».

Мария накинула платок, побежала через сад и остановилась. Она долго ждала и прислушивалась. Наконец она вернулась домой. Вместе с ней в комнату вошел очень молодой, худой маленький человек. Совсем по-мальчишески он тряхнул головой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кровати табурет, сел и, наклонившись, внимательно посмотрел в лицо умирающему. «Говорите! — сказал он. — Может быть, властью, данной мне от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души».

И слепой повар шепотом рассказал незнакомцу о том, как когда-то, когда жена его Марта тяжело заболела и врач прописал ей дорогие лекарства и приказал кормить ее сливками и винными ягодами и поить горячим красным вином, он украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. «Мне тяжело вспоминать об этом и скрывать от дочери: я научил ее не трогать ни пылинки с чужого стола».

Старик заплакал: «Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!» — «То, что вы совершили, не есть грех и не является кражей, — сказал незнакомец, — а, наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви. А теперь скажите мне вашу последнюю волю».

«Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии!» — «Я сделаю это. А еще чего вы хотите?» Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал: «Я хотел бы еще раз увидеть Марту такой, какой я встретил ее в молодости. Увидеть солнце и этот сад, когда он зацветет весной. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова».

«Хорошо, — сказал незнакомец и встал, подошел к клавесину и сел перед ним на табурет. — Хорошо, — повторил он. — Слушайте и смотрите». И он заиграл. (Звучат фрагменты Симфонии № 41 до мажор («Юпитер»), Фантазии для фортепиано до минор, ре минор В. А. Моцарта.)

Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой. Мария вскрикнула. Незнакомец встал и подошел к кровати. Старик сказал, задыхаясь: «Я видел все так ясно, как много лет назад, но я не хотел бы умереть, не узнав. имя. Имя!»

«Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт», — ответил незнакомец.

Как закончится этот урок, заранее предвидеть трудно: все зависит от того, насколько глубоко воспримут ребята рассказ Паустовского и музыку Моцарта. Педагог должен здесь проявить большую чуткость. Он вполне может ограничиться тем, что напомнит ребятам об огромной любви Чайковского к Моцарту, расскажет о том, что, по собственному признанию Чайковского, он всегда стремился к тому, чтобы его музыка приносила людям «подпору и утешение». Паустовский своим рассказом показывает прекрасный пример того, как может музыка принести человеку «подпору и утешение».

Разучивание песен из вокально-поэтического цикла Я. Дубровина «Герои любимых книг» поможет учащимся не только вспомнить знакомые литературные произведения, но и в собственном исполнении раскрыть характеры их персонажей.

Другой пример связи музыки и литературы — фрагмент из повести А. Гайдара «Судьба барабанщика».

Для ребят, как и для героя повести Сережи, неожиданно будет то, что его отец считает романсы «Жаворонок» М. Глинки, «Горные вершины» А. Варламова (или А. Рубинштейна) солдатскими песнями.

. Сережа приметил, как дороги отцу солдатские песни: отец даже зимой распахивал окно, когда с улицы слышалась песня красноармейцев, но, когда мальчик попросил отца спеть солдатскую песню, тот запел. «Жаворонок» Глинки! Сережа удивился: пусть это и замечательная песня, но вовсе она не солдатская. «Как не солдатская?» — возражает отец и рисует сыну фронтовую картину: весеннее утро перед боем. Уже залегли солдатские цепи. А в ясном небе льется песня жаворонка. Лежит солдат, слушает и мечтает: может быть, и про него кто-нибудь вспомнит и вздохнет украдкой. Мальчику трудно согласиться с отцом: к чему в солдатской песне такая нежность?

Марш — вот это подходит солдату. А отец хочет убедить Сережу, что в душе солдата живет большая любовь к людям, к жизни, к ее красите — ко всему, чем так богата и прекрасна мелодия «Жаворонка».

Слушая «Жаворонка» Глинки в исполнении мужского голоса, ребята, вероятно, совсем по-другому, чем раньше, воспримут эту песню.

В завершение урока можно разучить с ребятами песню Л. Шварца «Бьют барабаны».

На церковном богослужении также звучит музыка. Она представляет собой обязательную часть церковных обрядов. Музыка в русском православном храме исполняется хором без сопровождения (a capella). В основу церковных песнопений положены тексты, которые называют каноническими.

Канон (от греч. «правило», «мерило», «предписание») — совокупность твердо установленных правил и норм художественного творчества.

Можно послушать с учащимися Херувимскую песнь № 7 Д. Бортнянского, русского композитора XVIII в. Она обычно исполняется при утреннем богослужении. (Эту песню поют Господу Херувимы. Херувимы — силы небесные, служащие Богу. Они «крылаты, многооки, пылают, как лампады, а шум их крыльев мощен, как шум многих вод».) Удивительно строгая, но в то же время светлая, искренняя мелодия вобрала в себя интонации русских напевов и народных песен.

Стихи неизвестных русских народных поэтов звучат в песнопениях, посвященных церковным праздникам, а также людям, которых за их заслуги перед Отечеством стали именовать «святые земли Русской». Среди них известные ребятам личности: Сергий Радонежский, Александр Невский, Илья Муромец и др. На уроках можно предложить ребятам познакомиться с различными народными песнопениями.

Одним из самых значительных произведений И. С. Баха, великого немецкого композитора XVIII в., является Высокая месса си минор.

Песнопения распевались на латинском языке и следовали в строго определенном порядке. Каждое песнопение получало название от первых слов молитвы: 1. «Kyrie eleison» («Господи, помилуй»). 2. «Gloria» («Слава»). 3. «Credo» («Верую»). 4. «Sanctus» («Свят»). 5. «Benedictus» («Благословен»). 6. «Agnus Dei» («Агнец божий»).

Масштабы Мессы, огромный состав исполнителей (большой смешанный хор, солисты, орган и оркестр), сложность и глубина художественных образов определили судьбу этого произведения. При жизни композитора Месса целиком не исполнялась, во время церковной службы звучали лишь ее отдельные фрагменты. Целиком Месса утвердилась лишь в концертной практике.

В Мессе Бах разрабатывает две контрастные эмоционально-образные сферы: первая — горести и страдания, вторая — свет, активное действие, радость.

Можно предложить учащимся познакомиться с двумя контрастными номерами Мессы: послушать арию альта «Agnus Dei» и фрагмент хора «Sanctus» и определить, какими средствами композитор передает контрастность образов.

Учащиеся могут также разучить и исполнить песни, в основе которых мелодии хоралов И.-С. Баха — «Ты шуми, зеленый бор», «Зима».

Если в основе опер, балетов, оперетт обычно лежит литературно-драматическое произведение — либретто, то в основе кино- и телефильма — сценарий.

Музыка в центре кинофильма. Здесь ребята могут назвать кинофильмы, запомнившиеся им по музыке. Сказать о том, что музыкальным фильмом мы называем не просто тот фильм, в котором звучит много всякой музыки, а тот, в котором музыка является, так же как это бывает в сказках, баснях и рассказах, главным или, во всяком случае, одним из главных «действующих лиц». Может быть, кто-нибудь из ребят видел такие фильмы и запомнил их.

Мюзикл — сокращенное от английского музыкальная комедия — музыкально-сценическое представление, в котором используются выразительные средства эстрадной и бытовой музыки, хореографического, драматического и оперного искусства. Мюзикл в отличие от оперетты может быть не только комедией, но и драмой.

Этот веселый фильм о том, как ни один учитель не мог справиться с непоседливыми, непослушными, избалованными детьми. Но вот пришла к ним совсем молодая воспитательница, которая очень любит музыку, любит петь и своей любовью к музыке увлекла ребят. Они остались, как и прежде, веселыми, но перестали безобразничать, стали разумными и послушными, полюбили музыку. Воспитательница придумывала для них увлекательную, хотя и очень нетрудную музыку. Эта музыка вырастала из простых интонаций, из нескольких звуков, даже из обыкновенных гамм, и получалось, что простая, веселая детская музыка стала главным «действующим лицом» большого кинофильма.

На уроках в этой четверти продолжается развитие способности учащихся на слух определять стиль композитора по новой, незнакомой им музыке. С этой целью им предлагается прослушать, например. Вальс № 10 си минор Ф. Шопена. Возможно, учитель сыграет на одном из уроков Фантазию до минор В. А. Моцарта. Eсли ребята, определяя композитора, которому могла бы принадлежать эта музыка, назовут имя Л. Бетховена, то педагог вправе обратить, их внимание на те интонации в произведении Моцарта, которые действительно очень близки по характеру мужественной, драматической музыке Бетховена. (Можно вспомнить по аналогии Прелюдию № 15 Ф. Шопена, в которой напряженно-драматические минор средней части почти бетховенекий.) Вместе с тем ребята непременно ощутят и легкость, прозрачность звучания, связанную в их сознании с уже знакомой музыкой Моцарта (можно напомнить «Рондо в турецком стиле», Симфонию №40 соль минор) На этом примере школьники впервые почувствуют общность музыки композиторов, близких друг другу по времени, в которое они жили и работали, поймут, как Моцарт своими сочинениями «подготовил» музыку Бетховена.

При обобщении полугодия «Музыка и литература» важно ответить на более общий вопрос: «Могут ли музыка и литература жить друг без друга?» Желательно, чтобы учащиеся пришли к таким выводам: музыка без литературы, как и литература без музыки, понесла бы значительные потери — оба эти искусства рождены жизнью и своими в чем-то сходными, а в чем-то различными средствами отражают жизненные события, чувства, переживании людей.

Литература обогащает музыку, давая ей интересные поэтические сюжеты; без литературной основы не могли бы существовать такие жанры, как опера, балет, не говоря уже о вокальной музыке в целом. Музыка, в свою очередь, дает вторую жизнь литературным произведениям, положенным в ее основу, усиливает их выразительность и воздействие на мысли и чувства людей. Музыка в литературных произведениях углубляет характеристику персонажей, событий, эпохи, делает ее более яркой и многогранной.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *