Что потеряла хозяйка зала в ночном дозоре
Загадки картины Рембрандта Ночной дозор
Рембрандт,Ночной дозор. 1642,Холст, масло. 363 ; 437 см,Государственный музей, Амстердам
Продолжаем знакомство с творчеством РЕМБРАНДТА ван Рейна 1606-1669гг.Сегодня рассмотрим одну из самых знаменитых его картин «НОЧНОЙ ДОЗОР»1642г.
Полотно имело и другое название.«Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга».
В этом году мне удалось увидеть оригинал этой картины.Она является жемчужиной Государственного музея (Rijksmuseum) в Амстердаме. Несмотря на то, что часть полотна утрачена, это одна из самых больших картин музея (363 на 437 см).
Как и большинство работ Рембрандта, её лучше всего рассматривать издали
Размещена она в большом зале и сразу обращает на себя внимание ещё и потому,что вокруг много зрителей.
Очень интересно было рассматривать не только людей,но все те загадки,которые связаны с этой картиной,мелкие детали.Ещё узнала об одном интересном факте Рядом с картиной в полу есть отверстие,которое хорошо замаскировано.В случае опасности картину можно очень быстро опустить в хранилище.
ИСТОРИЯ ЗАКАЗА КАРТИНЫ
Поводом послужили пышные торжества, устроенные в городе в честь приезда королевы Франции Марии Медичи, посетившей Амстердам в 1638 году. Корпорация стрелков решила украсить свою новую штаб-квартиру большими, впечатляющими картинами: каждая рота должна была заказать свой групповой портрет. Заказы получили шесть художников. Рембрандту досталась рота капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбюрха, состоявшая из шестнадцати человек. Заказчики заплатили 1600 флоринов.
Вообще, замысел художника разгадать непросто. Отряд стрелков вроде бы поднят по тревоге. Мушкетеры выходят из темной арки и пересекают мост через канал. Во главе отряда вышагивают капитан Кок (слева), который, кстати, не узнал себя на портрете и даже хотел просить другого художника переписать свою фигуру, и лейтенант Рейтенбург (справа).
Художник внес в изображаемое элемент героики, как бы возрождая былой патриотизм. Передана атмосфера подобных шествий с развевающимися флагами, барабанным боем, заряжением мушкетов.Он изобразил тот момент, когда капитан Кок отдал приказание о выступлении лейтенанту Рёйтенбюргу, и всё пришло в движение. Прапорщик разворачивает знамя, барабанщик выбивает дробь, на него лает собака, мальчик убегает. На картине движутся даже детали одежды стрелков.
Второй новаторский прием Рембрандта заключался в том, что он наполнил картину помимо 18 заказчиков другими персонажами, их 16. Легко объяснимо только появление барабанщика, который не числился в роте, его нанимали для участия в параде. Появление и предназначение других персонажей, символы, связанные с ними, породили десятки вопросов у исследователей, точные ответы на которые знал только сам Рембрандт.
СУДЬБА НОЧНОГО ДОЗОРА
Приблизительно до 1750 года картина висела в клубе стрелкового общества. Затем, когда общество распалось, ее перенесли в городскую ратушу и поместили в большой зале, в простенке между окнами. Но картина не входила в предназначенное для нее пространство: пришлось обрезать ее с двух сторон. На очень старинной копии, хранящейся в Лондоне, справа имеются еще две фигуры и барабанщик (крайняя фигура с левой стороны), обрезанный наполовину.
Картина висела не на виду, в плохом освещении, против камина, в котором почти постоянно поддерживался огонь; она подвергалась порче и от дыма, и от пыли. Наконец в середине XVIII века амстердамский городской совет поручил реставрацию картин, украшавших ратушу, живописцу Ван Дейку. Этот художник был поражен оригинальностью замысла и силой исполнения почерневшего и заброшенного полотна, висевшего между дверьми.
Начиная с XIX века, голландцы уже не позволяли себе ничего делать с признанным шедевром, его нужно было только беречь от завоевателей: картину прятали от Наполеона и от Гитлера.
Последний раз эта картина Рембрандта покидала музей в 1939 году. Туманной ночью, незадолго до вторжения немцев в Нидерланды её доставили в безопасное место. До 1945 года свёрнутое в рулон произведение хранилось на глубине 35 м под землей в одной из пещер Синт-Питерсберга у города Маастрихт.
После Второй мировой войны полотно пришлось основательно реставрировать. Заодно его наконец расчистили, и “Ночной дозор” снова стал “дневным”.
ЗАГАДКИ НОЧНОГО ДОЗОРА
Она кажется карлицей: ростом с ребенка, но с лицом молодой женщины, с лицом Саскии, жены художника… Рембрандт начал писать «Ночной дозор» счастливым семьянином, а закончил вдовцом.
Это милое личико в толпе вояк – может быть, последний портрет любимой, личная нота в заказной работе.На поясе у девочки подвешена тушка белого петуха с крупными когтистыми лапами.
Ясно, что девочка не может быть второстепенным персонажем, иначе она не стала бы световым центром картины. С ней соперничает по освещенности только фигура лейтенанта в светло-желтом костюме, но в то время как лейтенант всего лишь интенсивно освещен, девочка словно сама излучает свет!Что хотел этим выразить художник, который «ставил» свет, как театральный режиссер, воплощая в световых акцентах высший смысл картины?
В сюжете и деталях «Ночного дозора» многое не ясно (по подсчетам искусствоведов, число загадок превышает сотню!), но думается, что загадочность полотна не только в этом: тревожная недосказанность свойственна картине как таковой. Кажется, что в ней самой скрыто нечто таинственное, подобно тому, как почти полностью скрыты фигуры людей на заднем плане, в затененной глубине холста.
Кубок в руках девочки — символ благосклонности судьбы. Девочка в желтом вполне может быть также пародией на маскотту — живой талисман, который стрелки брали с собой на войну.Карнавализация образа и символа в данном случае достигается вводом фигуры ехидно смеющегося мальчика, со всех ног убегающего куда-то (левый нижний угол). В руках сорванца тоже кубок — намек на то, что воинское счастье незадачливых стрелков уже утеряно.
Перчатка в руке Кока свидетельствует о рассеянности ее владельца. Если приглядеться, то можно заметить, что Кок в правой одетой в перчатку руке держит вторую правую перчатку! Безусловно, это добавляет комичности всей сцене.
Коротышка за спиной капитана Кока, по мнению Кэрролл, представляет собой маску комедийного Капитана-испанца (это личное имя, как Петрушка) народного театра XVII–XVIII столетий. На нем штаны по моде XVI века и старый испанский шишак, который голландцы никогда не носили.
Левая рука мушкетера в красном — еще одна аллюзия на карнавальную культуру. У стрелка шесть пальцев (!), как и у некоторых театральных кукол той эпохи, изображающих шутов.
Тень от левой руки капитана ложится прямо на гениталии лейтенанта Рейтенбурга. Многие полагают, что это намек на гомосексуальные отношения между двумя командирами. Точно ли они были таковы, нам неизвестно. Но с точки зрения Михаила Бахтина, занимавшегося исследованием смеховой культуры, подобный жест унижает того, к кому обращен.
Еще одна интересная деталь, Рембрандт исхитрился отчасти изобразить себя на оригинале картины «Ночной дозор» между двумя мушкетерами – один из которых в шляпе, другой в кирасе, а расположены они позади всех участников, он нарисовал только часть своего лица с глазом, ухом и шляпой.
В своей картине «Ночной дозор» Рембрандт фрагментарно вырисовывает историю заказного убийства лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга. Все жесты и позы, каждого из 34 персонажей картины, при более детальном рассмотрении их зрителями, указывают на заказчиков убийства.
Именно после этой, обличающей достопочтенных горожан в преступлении и пошла полоса финансовых неудач Рембрандта. К концу жизни ситуация с заказами на картины у Рембрандта становилась все хуже, выставляли требования кредиторы, в конечном итоге он распродал все свое имущество, переехал на окраину Амстердама и умер уже будучи совсем разоренным.
Яркая, живая, завораживающая картина привела в восторг современников (но не заказчиков, оставшихся крайне недовольными результатом), но особенно ею восхищалось следующее поколение.
Тридцать шесть лет спустя Самуэль ван Хоогстратен пишет в своем трактате:
«Рембрандт великолепно выполнил свою задачу в картине с амстердамскими гвардейцами, хотя многие полагают, что это большое полотно он написал, руководствуясь собственным взглядом на вещи, а не правилами создания портретов, подобных тому, что был ему заказан. Но сколько бы ни критиковали это произведение, ему поистине суждено пережить все те картины, что берутся с ним соперничать, ибо оно так хорошо по замыслу, так совершенно по исполнению, в нем столько огня, столько движения, что все картины рядом с ним выглядят игральными картами».
Другие статьи о Рембрандте и его творчестве.
Загадки картины Рембрандта Ночной дозор
Рембрандт, Ночной дозор. 1642, Холст, масло. 363Х437 см, Государственный музей, Амстердам
Давайте рассмотрим одну из самых знаменитых его картин «НОЧНОЙ ДОЗОР» 1642г.
Полотно имело и другое название.«Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга».
Она является жемчужиной Государственного музея (Rijksmuseum) в Амстердаме. Несмотря на то, что часть полотна утрачена, это одна из самых больших картин музея (363 на 437 см).
Как и большинство работ Рембрандта, её лучше всего рассматривать издали.
Размещена она в большом зале и сразу обращает на себя внимание ещё и потому, что вокруг много зрителей.
Это самое большое полотно из всех картин Рембрандта. Он даже писал её не в мастерской, а в саду дома, потому что она не помещалась.
Яркая, живая, завораживающая картина. Особенно хочется рассмотреть всех участников этой сцены. Они изображены в полный рост. Все в движении, кажется, что сейчас они выйдут из картины в зал и затеряются среди зрителей.
Есть достаточно загадок, которые связаны с этой картиной. А еще есть такой факт, о котором мало кто знает: рядом с картиной в полу есть отверстие, которое хорошо замаскировано. В случае опасности картину можно очень быстро опустить в хранилище.
ИСТОРИЯ ЗАКАЗА КАРТИНЫ
ЗАМЫСЕЛ ХУДОЖНИКА
Вообще, замысел художника разгадать непросто. Отряд стрелков вроде бы поднят по тревоге. Мушкетеры выходят из темной арки и пересекают мост через канал. Во главе отряда вышагивают капитан Кок (слева), который, кстати, не узнал себя на портрете и даже хотел просить другого художника переписать свою фигуру, и лейтенант Рейтенбург (справа).
Капитан
Лейтенант.
Художник внес в изображаемое элемент героики, как бы возрождая былой патриотизм. Передана атмосфера подобных шествий с развевающимися флагами, барабанным боем, заряжением мушкетов. Он изобразил тот момент, когда капитан Кок отдал приказание о выступлении лейтенанту Рёйтенбюргу, и всё пришло в движение. Прапорщик разворачивает знамя, барабанщик выбивает дробь,
на него лает собака,
мальчик убегает.
На картине движутся даже детали одежды стрелков.
Второй новаторский прием Рембрандта заключался в том, что он наполнил картину помимо 18 заказчиков другими персонажами, их 16. Легко объяснимо только появление барабанщика, который не числился в роте, его нанимали для участия в параде. Появление и предназначение других персонажей, символы, связанные с ними, породили десятки вопросов у исследователей, точные ответы на которые знал только сам Рембрандт.
СУДЬБА НОЧНОГО ДОЗОРА
Приблизительно до 1750 года картина висела в клубе стрелкового общества. Затем, когда общество распалось, ее перенесли в городскую ратушу и поместили в большой зале, в простенке между окнами. Но картина не входила в предназначенное для нее пространство: пришлось обрезать ее с двух сторон. На очень старинной копии, хранящейся в Лондоне, справа имеются еще две фигуры и барабанщик (крайняя фигура с левой стороны), обрезанный наполовину.
Картина висела не на виду, в плохом освещении, против камина, в котором почти постоянно поддерживался огонь; она подвергалась порче и от дыма, и от пыли. Наконец в середине XVIII века амстердамский городской совет поручил реставрацию картин, украшавших ратушу, живописцу Ван Дейку. Этот художник был поражен оригинальностью замысла и силой исполнения почерневшего и заброшенного полотна, висевшего между дверьми.
Он еще более убедился в подлинности найденного им сокровища, когда на колонне кордегардии, около которой собрались стрелки, обнаружился щиток с именами членов корпорации. Но каково же было удивление реставратора, когда, окончив свою работу, он ясно увидел, что изображенная Рембрандтом сцена происходит вовсе не ночью, а при ярком дневном освещении. О первоначальном виде картины мы можем судить лишь по копии Геррита Лунденса середины 17-го века, хранящейся в лондонской Национальной галерее.
Начиная с XIX века, голландцы уже не позволяли себе ничего делать с признанным шедевром, его нужно было только беречь от завоевателей: картину прятали от Наполеона и от Гитлера.
Последний раз эта картина Рембрандта покидала музей в 1939 году. Туманной ночью, незадолго до вторжения немцев в Нидерланды её доставили в безопасное место. До 1945 года свёрнутое в рулон произведение хранилось на глубине 35 м под землей в одной из пещер Синт-Питерсберга у города Маастрихт.
После Второй мировой войны полотно пришлось основательно реставрировать. Заодно его наконец расчистили, и “Ночной дозор” снова стал “дневным”.
ЗАГАДКИ НОЧНОГО ДОЗОРА
В сюжете и деталях «Ночного дозора» многое не ясно (по подсчетам искусствоведов, число загадок превышает сотню!), но думается, что загадочность полотна не только в этом: тревожная недосказанность свойственна картине как таковой. Кажется, что в ней самой скрыто нечто таинственное, подобно тому, как почти полностью скрыты фигуры людей на заднем плане, в затененной глубине холста.
Тридцать шесть лет спустя Самуэль ван Хоогстратен пишет в своем трактате:
«Рембрандт великолепно выполнил свою задачу в картине с амстердамскими гвардейцами, хотя многие полагают, что это большое полотно он написал, руководствуясь собственным взглядом на вещи, а не правилами создания портретов, подобных тому, что был ему заказан. Но сколько бы ни критиковали это произведение, ему поистине суждено пережить все те картины, что берутся с ним соперничать, ибо оно так хорошо по замыслу, так совершенно по исполнению, в нем столько огня, столько движения, что все картины рядом с ним выглядят игральными картами».
Автор текста Алина Алексеева
Что еще бы хотелось добавить по этой теме. В 2005 году, к отмечаемому в 2006 году Рембрандта в Амстердаме юбилею, в бронзе отлиты 22 персонажа картины. Работу выполнили российские скульпторы Михаил Дронов и Александр Таратынов, которые проделали колоссальную работу. Тщательно изучив исторические документы, они детально воспроизвели предметы одежды и вооружения. Они не стремились добиться полной фотографической точности персонажей и привнесли свое видение картины.
В Государственном музее (Рейксмузеум) в Амстердаме, где она экспонируется, ей отведен центральный зал. Для сравненя с картиной.
Отдельные части бронзовой композиции поближе и с разных ракурсов.
Поясняющая табличка, выставленная рядом.
Площадь Рембрандта в Амстердаме, где стояла эта скульптурная композиция до 2009 года.
А выглядело это так.Она пользовалась гораздо большей популярностью, чем памятник, но сильно пострадала от рук вандалов и ее убрали. После экспозиции в Москве в 2010 вернули обратно.
Рембрандт, «ночной дозор» — описание картины, 1642
Картина «Ночной дозор» Рембрандта стала переломной в творчестве художника. А кроме того, она скрывает немало тайн, которые до сих пор пытаются разгадать искусствоведы. Выставлено это произведение в Голландии в государственном музее.
Поэтому, к сожалению, не каждый может увидеть это замечательное творение, которое создал Рембрандт — «Ночной Дозор». Фото, изображающее эту картину, никогда не передаст всю красоту и неповторимость созданного шедевра, а лишь представляет обычную копию.
Роковое произведение автора, практически сломавшее его жизнь
«Ночной дозор» — это одна из самых известных работ, и написана она была известным художником в тысяча шестьсот сорок втором году. Изначально имела совсем другое название. Сам творец назвал ее «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема Ван Рейтенбюрга».
До этой картины Рембрандт Ван Рейн славился своим великолепным мастерством, и к нему достаточно часто обращались многие очень богатые люди с разнообразными заказами. Но это произведение полностью изменило его жизнь. И, к сожалению, известный творец закончил свои последние дни влача жалкое существование. Порой ему приходилось выполнять свою работу просто за кусок хлеба или тарелку еды.
Какое впечатление производит картина на первый взгляд, или Ее первая загадка
Оказалось, что так произведение обозначили гораздо позже, аж в девятнадцатом веке. Когда картина уже изрядно потемнела от прошедшего времени. Глядя на ее темный колорит, никому и в голову не пришло, что художник Ван Рейн, как выяснилось, изображал солнечный день. И только в тысяча девятьсот сорок седьмом году, когда реставрировалась картина «Ночной дозор» Рембрандта, специалисты обратили внимание на то, как падают тени у персонажей.
Так и выяснилось, что на самом-то деле это дневной дозор. И описанное действие происходит около полудня. Однако это не единственный секрет, присутствующий в произведении. Шедевр, который создал Рембрандт – «Ночной дозор» — описание картины и дальнейшее ее исследование раскроет еще несколько загадок.
Популярная стилистика написания картин семнадцатого века
Каждый член обратившейся группы заказчиков внес свою долю в оплату работы Ван Рейна. И сейчас, глядя на картину, можно легко догадаться, почему его клиенты остались недовольны. Если не считать капитана с лейтенантом, шагающих на переднем плане, все остальные фигуры кажутся второстепенными. Какой-то массовкой на заднем плане. Конечно, они остались обижены, платили-то все поровну.
Безутешное горе художника и последующие неприятности
Богатство супруги позволяло ему жить на широкую ногу, ни в чем себе не отказывая. Теперь же, когда Саския умерла, а заказчики отвернулись, карьера творца пошла на спад. И остаток жизни он прожил на деньги кредиторов, работая, как сейчас принято говорить, за еду и жилье.
Рембрандт. » Ночной дозор». Описание картины или ее очередная загадка
До конца, в общем-то, так и непонятно, почему художник отступил от канонов и пошел против своих заказчиков. Есть версия, что виной всему больное воображение Рембрандта Ван Рейна.
У него было страшное заболевание – сифилис. А по другой версии, картина отражает заказное убийство прежнего капитана роты, место которого занял Кок в черном.
А некоторые эксперты считают, что эта картина — дружеская шутка над неопытными членами роты.
Дело в том, что к моменту, когда была написана картина, стрелковые роты были уже чисто номинальными. В них вступали зажиточные граждане, чтобы иногда с честью выходить на парад. Для жителей того времени было очевидно, что именно то, как изображены эти мушкетеры, явно показывает, что с мушкетами они обращаться не умеют.
Маленькая карлица в золотистом наряде и с лицом любимой супруги
Несмотря на маленький рост девочки, она имеет взрослое лицо жены художника Саски. Достаточно хорошо видно, что она буквально излучает свет. Никто не знает о замысле Рембрандта, поэтому насчет этой девочки строится масса различных догадок. Возможно, согласно моде тех времен, мастер хотел совместить в одном персонаже сразу несколько смыслов. Светящийся ангел, потому что жена его была музой и помогала ему во всем. Девочка, так как военных всегда сопровождали маленькие прелестницы, нанимающиеся к ним за обычные провианты.
Пародия на фривольное поведение
Если присмотреться, то на поясе этой девочки можно увидеть висящую курицу. Это тоже не просто так, а с определенным смыслом. Вообще, на гербах стрелков Голландии того времени часто изображали хищных птиц со скрещенными лапками, таких как соколы или ястребы.
Поэтому здесь художник Рембрандт, картины которого всегда полны глубокого смысла, показывает куриные лапки. То ли издевается, то ли намекает на распространение фривольного поведения. Поскольку эти птицы были символом девиц легкого поведения.
Люди, серьезно изучающие великие шедевры
Людям, далеким от искусства, вся эта символика может показаться несколько притянутой за уши, но искусствоведы всерьез изучают все мельчайшие детали картин, чтобы разгадать послания творца. Ведь живопись — это символьный язык. Поэтому имеет огромное значение не только, кто изначально изображен на шедевре, но и как именно это сделал художник.
Так и картина, которую нарисовал Рембрандт — «Ночной дозор». Описание ее и изучение было выполнено очень опытными специалистами и именно поэтому помогло раскрыть многие ее загадки. Любыми вторыми, третьими и четвертыми смыслами и отличаются великие произведения от простых картин, которые продаются в переходах.
В произведении есть и другие загадки. Искусствоведы насчитывают около сотни вопросов, на которые пока все еще нет ответов. Несомненно, только одно — именно «Ночной дозор» стал роковой картиной для Рембрандта Ван Рейна.
Картина «Ночной дозор» Рембрандта. Описание картины, фото
Одной из самых известных картин великого голландского художника Рембрандта ван Рейна является «Ночной дозор».
Это название стало популярным только в современном мире, а настоящее название полотна, звучит как: «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга».
Картина была написана в 1642 году. Размеры: 363×437 см (холст, масло). В настоящее время находится в коллекции Государственного музея Амстердама.
Картина была написана после того, как Стрелковое общество Нидерландов, которое входило в отряд гражданского ополчения, захотело украсить здание, в котором базировалось, групповыми портретами. Всего существовало шесть рот. Рембрандт написал групповой портрет роты капитана Франса Баннинга Кока.
При написании картины Рембрандт обогатил композицию множеством элементов, предметов и персонажей, которые являются символичными, и до сих пор оставляют много загадок для исследователей искусства великого художника. мым любопытным персонажем на картине является девочка в золотом платье.
Что означает появление девочки так до конца и не выяснено, но всё же исследователи сходятся во мнении, что она является талисманом отряда. Интересно, что изначально ошибочным стало мнение искусствоведов, якобы картина представляет именно Ночной Дозор.
После того, как она почти 200 лет провисела в различных залах и помещениях без должного ухода, то просто покрылась копотью и сажей, из-за чего стало казаться, что вокруг стрелков царит ночь.
Однако после расчистки оказалось, что действие происходит днём, картина озарена светом и яркими контрастами, тень от руки капитана Кока показывает, что действие происходит в два часа дня.
В 18 веке с картиной произошёл неприятный инцидент, который повлёк за собой утрату части полотна. Так как картина из-за своих больших размеров не помещалась в новом зале, её просто обрезали со всех сторон.
Особенно пострадала левая часть, где были обрезаны двое из стрелков. Более того, злоключения картины на этом не закончились.
Целых три раза её пытались уничтожить, вырезали кусок холста, наносили десять ударов ножом и даже обливали серной кислотой.
Рембрандт Харменс Ван Рейн — Ночной дозор
Хотите выглядеть ещё более красиво и привлекательно? Этого добиться вам помогут аксессуары для волос. Всё об этом и о многом другом вы сможете узнать на сайте Gem2You.
История картины
Картина была написана по заказу Стрелкового общества — отряда гражданского ополчения Нидерландов, пожелавшего украсить свое новое здание групповыми портретами шести рот. Рембрандту портрет заказала стрелковая рота капитана Франса Баннинга Кока и заплатила 1600 флоринов.
В XVIII веке полотно обрезали со всех сторон, чтобы картина поместилась в новом зале. Больше всего пострадала левая часть картины, где исчезли два стрелка. Сохранилась копия XVII века (Геррита Люнденса, хранится в Лондонской Национальной галерее), по которой можно судить об утраченной части картины[1].
Сейчас картина хранится в Государственном музее (Rijksmuseum) в Амстердаме. Несмотря на то, что часть полотна утрачена, это одна из самых больших картин музея (363 на 437 см). Как и большинство работ Рембрандта, её лучше всего рассматривать издали.
Картина три раза подвергалась попыткам порчи или уничтожения[2]. Первый раз был вырезан кусок холста, во второй раз картине было нанесено более 10 ударов ножом, в третий раз картина была облита серной кислотой.
Загадки картины
Рембрандт нашёл очень удачную композицию: мушкетёры выходят из тёмного дворика через арку на залитую солнцем площадь. Очевидна мастерская игра света и тени, характерная для стиля великого художника.
Рембрандт отступил от канона, согласно которому изображение должно было представлять собой статичный парадный портрет. Он изобразил тот момент, когда капитан Кок отдал приказание о выступлении лейтенанту Рёйтенбюргу, и всё пришло в движение. Прапорщик разворачивает знамя, барабанщик выбивает дробь, на него лает собака, мальчик убегает. На картине движутся даже детали одежды стрелков.
Второй новаторский прием Рембрандта заключался в том, что он наполнил картину помимо 18 заказчиков другими персонажами, их 16. Легко объяснимо только появление барабанщика, который не числился в роте, его нанимали для участия в параде.
Появление и предназначение других персонажей, символы, связанные с ними, породили десятки вопросов у исследователей, точные ответы на которые знал только сам Рембрандт.
Наибольшее число загадок связано с появлением девочки в золотистом платье (в художественном плане она, размещённая в месте золотого сечения, в левой части картины, призвана, по-видимому, компенсировать яркий камзол Рёйтенбюрга в правой). Она окружена символами, традиционно относящимися к мушкетерам.
Так как в нидерландском языке слово кловенир (от кловен — разновидность мушкета) созвучно слову, обозначающему птичий коготь, то эмблемами стрелков обычно были лапки хищных птиц: соколов, ястребов, но не куриц. Не понятно, почему капитан в правой руке в перчатке держит ещё одну правую перчатку, и многое другое…
Рентгенограмма картины показывает, что наибольшее число переделок в ходе создания полотна коснулось фигуры Рёйтенбюрга и его алебарды, задающей направление движения.
Возможно, Рембрандт изобразил на картине себя за правым плечом Яна Оккерсена, стрелка в цилиндре.
Персонажи
Барабанщик: Якоб Йорисзон (Jacob Joriszn 1591—1646).
Ещё два персонажа располагались слева от Энгелена и были вырезаны:
Щит с именами членов роты был дописан уже после смерти Рембрандта.
«Ночной дозор» или «Дневной»?
Вскоре после написания картина была размещена в здании Стрелкового общества, затем провисела в различных залах почти 200 лет и была обнаружена искусствоведами только в XIX веке при пробуждении нового интереса к Рембрандту.
Поскольку казалось, что фигуры выступают на тёмном фоне, её назвали «Ночной дозор», и под этим названием она и вошла в сокровищницу мирового искусства. И только при реставрации, проведённой в 1947 году, обнаружилось, что в зале Общества картина успела покрыться слоем копоти, исказившим её колорит.
После расчистки оригинальной живописи окончательно выяснилось, что сцена, представленная Рембрандтом, на самом деле происходит днём. Положение тени от левой руки капитана Кока показывает, что время действия — не более 14 часов.
В кинематографе
См. также
Картина «Ночной дозор» Рембрандта. Описание картины, фото
Рембрандт — Ночной дозор
В январе 1642 года Рембрандт получил заказ от корпорации стрелков на групповой портрет волонтерской стрелковой роты, членами которой являлись самые богатые и влиятельные амстердамские бюргеры. Художнику было предписано в обязательном порядке изобразить на картине шестнадцать офицеров — правящую верхушку корпорации во главе с капитаном Франсом Баннингом Коком: не зря же каждый из них внес сто гульденов за право быть запечатленным наравне с другими… Написанная к лету картина получила название «Выступление роты стрелков капитана Франса Баннинга Кока» и вызвала громкий скандал.
Подобные сцены изображались обычно в виде дружеской пирушки, где портретируемые группируются за столом вокруг председателя. А что же у Рембрандта? Из глубокого мрака прямо на зрителя движется группа вооруженных людей, озаренная непонятной природы светом.
Этот струящийся слева, мерцающий свет выхватывает из мглы то фрагмент фигуры, то половину лица, то поблескивающий шлем — и в то же время полностью освещает фигуру разодетой в шелка и золото маленькой девочки, невесть откуда появившейся среди стрелков…
Что означает ее присутствие? И зато ли почтенные корпоранты уплатили по сто гульденов, чтобы маячить где-то на заднем плане, в темноте, или робко выглядывать из-за чьей-нибудь спины или скрещенных копий? И почему вместо шестнадцати человек, внесших деньги художнику, здесь изображено двадцать восемь? Разве могли убедить заказчиков доводы Рембрандта о том, что для создания атмосферы оенной тревоги и усиления впечатления надвигающейся на зрителя массы он увеличил количество персонажей, а для выражения идеи борьбы света и мглы ввел в композицию фигуру ребенка.
Не узнавший себя на полотне Рембрандта капитан Баннинг Кок потребовал от него возврата денег и поручил живописцу ван дер Хельсту «переделать картину», однако тот был настолько восхищен творением своего коллеги, что ответил решительным отказом.
Почему на картине «Ночной дозор» изображена девочка среди мужчин?
Это рота мушкетеров — ополченцев одного из районов Амстердама выходит из дворика на построение для прохождения парадным строем перед жителями (см. фото репродукции картины в вопросе).
Произведения Рембрандта всегда наполнены глубинным смыслом, но эта картина превзошла другие по количеству символов и загадок. Самая большая загадка — это присутствие девочки в толпе ополченцев.
Версии исследователей-искусствоведов самые различные.
освещена и сама она излучает свет, это её последний портрет, т.к. она прикована к постели тяжелой болезнью;
Художник часто рисовал свою жену и решил ещё раз увековечить её образ в виде ангела;
Картина написана в 1642 году. Пока она писалась, умерла в результате болезни жена Рембрандта Саския.
Наступила черная полоса в жизни художника. Кредиторы требовали оплаты по долгам, маленькому сыну
нужны няньки, огромный особняк и прислуга требовали больших расходов, короче, нужны были финансы. Рембрандт попросил у капитана ополченцев Франса Кока предоплату за картину — тот отказал. Зная, по
отзывам современников, что Рембрандт был дерзким скандалистом, можно предположить, что он серьезно поссорился с капитаном. Этим объясняются сатирические насмешки над капитаном и зажиточными бюргерами,
вступившими в ополчение, чтобы покрасоваться перед согражданами и родственниками.
Рембрандт ван Рейн. «Ночной дозор»
Рембрандт ван Рейн. «Ночной дозор»
(«Выступление отряда стрелков под командованиемкапитанаФранса Баннинга Кока»)1642 г. Холст, масло. 363 × 437 смРийксмузеум, Амстердам
Рембрандт был не только великим художником, но и человеком театра, предтечей кинематографа.
Когда в 2006 году весь мир пышно отмечал четырехсотлетие со дня рождения Рембрандта, ни одному из его произведений не досталось столько внимания, сколько «Ночному дозору».
В Рийксмузеуме картину представлял культовый английский кинорежиссер Питер Гринуэй, работавший в то время над собственным «Ночным дозором» — одноименным кинофильмом (не путать с российским блокбастером!) и книгой, в которых отстаивал совершенно фантастическую детективную версию создания знаменитого произведения.
У Гринуэя картина Рембрандта зазвучала и пришла в движение: войдя в специально обустроенное для презентации помещение, посетители слышали выстрелы, крики, собачий лай, барабанную дробь. Тут же на десятках экранов мелькали «ожившие» герои «Ночного дозора».
Сам же зал, где хранится полотно, был превращен в подобие театра или кинотеатра, в котором «Ночной дозор» казался мизансценой спектакля или кадром из фильма.
Не всякое произведение выдержит такие смелые перевоплощения, но для «Ночного дозора» они кажутся естественными: эта картина — апофеоз живописи эпохи барокко с ее театральностью, с ее стремлением киллюзионистским эффектам, к преодолению плоскости холста и выходу в трехмерный мир. «Ночной дозор» властно втягивает нас в свое пространство, захватывает мощным движением, делает участниками происходящего, уподобляя зрителям, сопереживающим пьесе или кинофильму.
Картину считают переломной для Рембрандта. Хотя отчуждение мастера от современной ему художественной среды началось за несколько лет до создания «Дозора» и происходило постепенно, именно в этой работе он открыто и ясно утвердил приоритет своей творческой воли над вкусами и желаниями заказчиков.
Неуспех «Дозора» был предопределен: Рембрандт написал совсем не ту картину, которую от него ждали.
Ему был заказан групповой портрет членов добровольного отряда стрелков (нечто вроде народного ополчения), который, вместе с несколькими подобными произведениями других авторов, предназначался для украшения парадного зала нового здания стрелковой гильдии Амстердама.
Франс Хальс. Собрание офицеров стрелковой гильдии Св. Адриана. 1633 г.
Групповой портрет был в Голландии 17-го столетия очень популярным, но, на нынешний взгляд, скучноватым жанром.
Каждый из членов какой-либо гильдии, будь то стрелки, врачи, суконщики или попечители приюта, платил художнику равную сумму, чтобы быть увековеченным наравне с собратьями по цеху во время дружеской пирушки, парада, делового собрания.
Ни одна фигура в таком портрете не должна была помещаться на задний план или загораживаться, не приветствовались даже перспективные сокращения.
Эти жесткие рамки неминуемо сковывали художников, и лишь таким мастерам как старший современник Рембрандта Франс Хальс удавалось преодолеть статичность и искусственность композиции традиционного группового портрета. Удавалось это и Рембрандту: в «Уроке анатомии доктора Тульпа» (1632) он искусно превратил групповой портрет врачей, поглощенных лекцией, в сюжетную картину, не нарушив требований жанра. Эта картина сделала его знаменитым, к нему потекли заказы…
Рембрандт ван Рейн. «Урок анатомии доктора Тульпа». 1632 г.
Но что же мы видим в «Выступлении отряда стрелков под командованием капитана Франса Баннинга Кока»? Является ли вообще групповым портретом картина, на которой без помех можно рассмотреть только возглавляющего шествие капитана, шагающего рядом с ним лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга и еще нескольких человек? Многие мушкетеры почти не видны за спинами сограждан, зато помимо восемнадцати членов отряда на холсте изображено больше десятка никому не ведомых личностей. Причем портретное сходство иногда столь условно, что сам капитан Кок не узнал себя и просил живописца Хельста подправить полотно (к счастью, Хельст отказался это сделать). Вызывает смущение и неясность сюжета: по какому случаю собрался отряд? Похоже, стрелки подняты по тревоге, и неожиданный приказ о выступлении породил смятение в их рядах: они на ходу заряжают ружья, разворачивают знамя…
Картина была без восторга принята разочарованными стрелками (неохотно и с опозданием расплатившимися с автором), и лишь немногие современники Рембрандта разглядели, какая пропасть лежит между нею и прочими работами того же жанра.
Среди этих немногих был ученик Рембрандта Сэмуэл ван Хогстратен, который писал три десятилетия спустя после создания полотна: «Сколько бы ни критиковали это произведение, ему поистине суждено пережить все те картины, что берутся с ним соперничать, ибо оно так хорошо по замыслу, так совершенно по исполнению, в нем столько огня, столько движения, что прочие картины рядом с ним выглядят, как картинки на игральных картах».
Геррит Лунденс.Копия картины «Ночной дозор». Сер. 17-го в.
Как ни мало дорожили произведением Рембрантдта владельцы, самое страшное случилось, когда стрелковая гильдия распалась: в 1715 г.
полотно перенесли в один из залов королевского дворца, и, чтобы оно поместилось на новом месте, варварски обрезали холст со всех сторон (25 см сверху, 15 см снизу, 30 см слева и 10 см справа), при этом были утрачены три фигуры.
О первоначальном виде картины мы можем судить лишь по копии Геррита Лунденса середины17-го века, хранящейся в лондонской Национальной галерее.
Беды на этом не закончились: за два с лишним столетия, в течение которых картина висела близ отапливаемых торфяником каминов, она так сильно потемнела от копоти, что фигуры стали едва различимы. В начале 19-го столетия к Рембрандту пробудился интерес, и полотно в очень скверном состоянии было передано в Рийксмузеум. Тогда оно и получило романтическое название «Ночной дозор».
Подлинный колорит картины открылся только после ее реставрации в 1947 г., когда «Дозор» был уже ценнейшим среди экспонатов Рийксмузеума и помещался в специально спроектированном для него зале.
К немалому смущению искусствоведов, вдохновенно воспевших сумрачную красоту ночной сцены, оказалось, что действие происходит при солнечном свете. Однако после сенсационных открытий реставраторов картина не возвратилась к своему первоначальному названию, и это, пожалуй, не случайно.
Ведь сами по себе славные мушкетеры капитана Кока мало интересовали художника. Недаром он произвольно увеличил число персонажей, причем расположил их так, что фигуры крайне сложно пересчитать (разные источники дают цифры 24,28 и 34).
Настоящий герой картины — осененная героическим духом, объединенная общим движением толпа, образующая нерасчленимое единство.
Несколько раз повторяющиеся, почти параллельные диагонали, которые слева образованы пикой, древком знамени и стволом мушкета, а справа — пиками, оружейными стволами и ободом барабана, с двух сторон захватывают боковое пространство, и возникает ощущение, что запечатленная на холсте группа людей – лишь часть более мощного людского потока. Несколько фигур, устремляющихся наперерез общему движению (девочка, мальчишка, собака), тоже «работают» на расширение пространства полотна. В то же время указывающая вперед рука капитана Кока и написанная в сильном перспективном сокращении алебарда лейтенанта Рейтенбургавыводят картину из плоскости холста: отряд идет прямо на зрителя. Эта картина — моментальный снимок энергичного марша, а отнюдь не групповой портрет, и короткое, как барабанная дробь, название — Nachtwacht, Night Watch, Nachtwache, Ночной дозор – очень подходит ему.
Картина слывет загадочной. Искусствоведы и любители живописи веками ломают головы над этим полотном. Так один почтенный голландский историк искусства начала 19-го столетия потратил годы, чтобы доказать, что отряд выходит на парад по случаю приезда в Амстердам французской королевы Марии Медичи в 1639 г.
Самая манящая среди загадок «Дозора» — изображение странной девочки в золотом наряде. Она кажется карлицей: ростом с ребенка, но с лицом молодой женщины, с лицом Саскии, жены художника… Рембрандт начал писать «Ночной дозор» счастливым семьянином, а закончил вдовцом. Это милое личико в толпе вояк – может быть, последний портрет любимой, личная нота в заказной работе.
Рембрандт ван Рейн. Портрет Саскии. 1633 г.
Но есть и множество других, более прозаических толкований: эта девочка – «маскот», т.е. живой талисман отряда, или маркитантка, продающая воинам провизию и питье. На поясе у девочки подвешена тушка белого петуха с крупными когтистыми лапами.
Эту деталь трактуют как символическое изображение провизии отряда, которой заведует маркитантка, но возможно — это скрытая шутка, основанная на игре слов: на голландском языке слова «коготь» («klauw») и мушкет («kloven») звучат похоже, а мушкетеров называют кловенирами («klovenier»).
Существует мнение, что скрещенные лапки петуха — герб добровольной городской гвардии.
Ясно, что девочка не может быть второстепенным персонажем, иначе она не стала бы световым центром картины.
С ней соперничает по освещенности только фигура лейтенанта в светло-желтом костюме, но в то время как лейтенант всего лишь интенсивно освещен, девочка словно сама излучает свет! Что хотел этим выразить художник, который «ставил» свет, как театральный режиссер, воплощая в световых акцентах высший смысл картины? Представим себе, что девочки нет на холсте: композиционное равновесие картины сразу нарушается, без контраста с легкой фигуркой этой светлой малышки крупные мужские фигуры теряют масштаб, сцена утрачивает монументальность, в самой атмосфере картины пропадает какая-то струна — все словно гаснет и становится обыденным. Похоже, фигурка девочки с женским лицом и есть ключ ко всему полотну…
В сюжете и деталях «Ночного дозора» многое не ясно (по подсчетам искусствоведов, число загадок превышает сотню!), но думается, что загадочность полотна не только в этом: тревожная недосказанность свойственна картине как таковой. Кажется, что в ней самой скрыто нечто таинственное, подобно тому, как почти полностью скрыты фигуры людей на заднем плане, в затененной глубине холста.
Пытаясь разгадать принципы сложнейшей композиции «Ночного дозора», историки искусства составляют мудреные графические схемы удаленности фигур и схемы интенсивности освещения, проецируют всю группу фигур на плоскость, чтобы яснее увидеть ее контур.
Им открываются интереснейшие вещи: ритмические соответствия линий, закономерности в, казалось бы, беспорядочном распределении света и тени. В этих исследованиях вряд ли будет поставлена точка.
Подобно тому, как на рембрандтовском полотне запечатлен момент, когда беспокойная толпа превращается в организованный отряд, так и в построении картины внутренняя гармония непостижимым образом берет верх над внешним хаосом форм, линий, световых пятен.
В этом абсолютном совпадении сюжетного и пластического (чисто художественного) содержания картины, наверное, заключается главная тайна «Ночного дозора»: творческая тайна Рембрандта, та, что питает искусство и, к счастью, никогда не будет раскрыта.
Боль голландских мушкетёров и война специй. Ночной дозор, Рембрандт Харменс ван Рейн, 1642 год
Говорят, «Ночной дозор» не только наиболее значимая, но самая прикольная картина Рембрандта Харменса ван Рейна. И если смахнуть привычную паутину хвалебных од и рецензий, на потемневшем полотне отчётливо проступит насмешливая улыбка великого мастера.
А пока восхищённая публика внемлет вершине художественного гения, некоторые, излишне наблюдательные, исподтишка пялятся на тень от левой руки капитана Франса Баннинга Кока, тянущуюся к гениталиям своего сослуживца, лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга. На месте которых у того задорно торчит лезвие увесистого копья.
Верзила–капитан даже снял по такому случаю перчатку.— Имею полное право, — казалось бы говорит нам его внушительный облик.
— Да мы и сами с усами, — вторит ему расфуфыренный коротышка–лейтенант, выставив вперёд свой фаллический протазан.
Его жемчужно–пастельный наряд в золотых кружевах перекликается с другим светлым пятном — странной девочкой с лицом умирающей Саскии и дохлым петухом за поясом.
— Или так, или никак! — отрезал упёртый сын лейденского мукомола, категорически отказавшись вносить коррективы. В воздухе ощутимо запахло скандалом и потерей клиентской базы…
Эстетствующий кино–литературный деятель Питер Гринуэй в двух своих лентах попытался представить «Ночной дозор» зашифрованным арт–посланием с детективным сюжетом. Вышло немного бредово, но исключительно художественно.
Не менее интересна версия Маргарет Кэрролл, профессора из штата Массачусетс, определившей всё происходящее, как тонкий стёб: мушкетёры Амстердама, десять лет не нюхавшие пороха, желают выглядеть крутыми перцами! Воинский пыл Соединённых провинций давно остался в прошлом, практичные бюргеры не считали нужным содержать дорогостоящую регулярную армию. Их можно было понять, с конца перемирия все сухопутные конфликты, затрагивающие интересы Нидерландов, не распространялись дальше приграничных районов. В случае необходимости проблему решали наёмные головорезы, а всё внимание Генеральных Штатов было приковано к морю — шутка ли, республика располагала самой большой торговой флотилией в мире.
Заложив основы морского могущества массовым засолом сельди и демпингом в грузоперевозках, жители Низинных земель, вслед за конкурентами, проникли в Индийский и Тихий океаны.
Выдавив ненавистных португальцев со сказочных Островов специй, голландцы построили свой «золотой век» на гвоздике, корице и мускатном орехе (ну может, отчасти, грабежах и работорговле).
А в это время их земляки, жёсткие предприимчивые парни из голландских торговых корпораций, ковали величие нации на других концах света.
В год, когда 16–летний Рембрандт успешно копировал затейливую мазню своего учителя Питера Ластмана, на далёком индонезийском острове голландцы устроили резню, повлиявшую на ход всей дальнейшей истории. Утопающие в зелени Острова специй в Моллукском архипелаге облюбовали ещё арабские негоцианты, гнавшие гвоздику и мускатный орех в Древний Рим и Египет.
В 1512 году глава португальской экспедиции Антониу ди Абреу нашёл в океане источник их обогащения, обеспечив Португалии баснословный доход и господство в Европе.
Для поддержания сверхвысоких цен на специи голландцы ввели контроль популяции мускатных и гвоздичных деревьев, выжигая излишки и жестоко наказывая аборигенов за «сверхлимитную» поросль. Под раздачу попали несколько тысяч местных «мичуринцев». Только в XIX веке обнаружилось, что туземцы были не виноваты — семена по островам распространяли птицы. Атмосфера на архипелаге сложилась нездоровая, конкуренты рыскали по округе в поисках «неучтёнки», и корабли генерал–губернатора Яна Петерзона Коэна не успевали топить коварных «нарушителей конвенции».
Скандал разразился 9 марта 1623 года, когда 10 английских торговцев, 9 японских охранников и один португалец после пыток и допросов были казнены на острове Амбон, поставив жирный крест на сотрудничестве двух морских держав.
Наличие преступного заговора остаётся на совести дознавателей, однако каждый раз, когда политическая ситуация требовала полить голландцев грязью, англичане вспоминали им этот инцидент. Со временем он оброс ужасающими подробностями, обрёл литературное воплощение и стал символом всех трёх англо–голландских кампаний.
Но экспансия воинственных республиканских протестантов на этом не закончилась. На следующий год после казни, 30 семей уроженцев Амстердама основали Новые Нидерланды в Северной Америке.
И Петер Минейт (или Минуит), генерал–губернатор уже Вест–Индской компании, выкупил целиком остров Манхэттен у индейцев–ваппингеров, отдав за него партию бус и рыболовных крючков общей стоимостью в 60 гульденов. А когда благодарные ваппингеры надумали искать защиты от могавков у своих новых друзей, голландцы их попросту вырезали: ненужные склоки вносили нервозность и сумятицу в процветающий пушной бизнес в устье Гудзона.
А ещё через три года прославленный капер и по совместительству адмирал Вест–Индской компании Пит Хайн захватил караван «Серебряного» флота Испании, обогатив альма–матер на 7 млн. гульденов.
Испанцы, перевозившие 178 000 фунтов серебряных слитков (вкупе с золотом, жемчугом и грузом драгоценного индиго) не успели даже пикнуть, как были взяты на абордаж. Добычи Хайна хватило, чтобы профинансировать вторжение голландцев в Южные Нидерланды и отбить у католиков родной город Иеронима Босха Хертогенбос (и не только!).
На этом пыл республиканской армии иссяк, — средства кончились, и воссоединение с фламандцами не получилось. 10 последующих лет бравым стрелкам и копейщикам оставалось вспоминать былое, обвешивая стены своими парадно–выходными изображениями, в ожидании новых спонсоров.
За это время их героические соплеменники успели закрепиться на Суматре, в дельте Амазонки и Цейлоне, высадиться на Виргинских островах и Мартинике, организовать поселения в Южной Африке и факторию под Нагасаки, захватить Луанду в Анголе, обеспечив бразильские плантации рабами, повоевать с испанцами в Атлантике, выбить португальцев с Золотого берега, половить китов на Шпицбергене, завезти в Европу картофель и извести на Маврикии забавную птицу додо. И никаких интригующих групповых портретов в стиле «их разыскивает милиция»!
За циклопических размеров полотно в 16 кв. метров, из–за которого отец световых эффектов Караваджо перевернулся бы в гробу, Рембрандту отвалили 1600 гульденов. Неплохие деньги если учесть, что скромные «бунгало» на окраине стоили в районе пяти сотен. Но в 1642 у него уже был свой дом: престижный 3–этажный особняк на Бреерстрат за 13 тысяч.
И самый модный портретист Амстердама не сомневался, что может себе его позволить. Однако судьба распорядилась иначе: выплатив первую четверть, Рембрандт надолго потерял к этому интерес, пока публика теряла интерес к нему самому.
Когда через 13 лет приставы пришли описывать имущество художника, долг Рембрандта вырос до 17 тысяч, а дом ломился от богатейшей коллекции. Об этом нечасто вспоминают, но первый тревожный звоночек прозвучал в год «Ночного дозора»: умирающая Саския за 9 дней до конца переписала своё завещание на годовалого сына Титуса, понимая, что муж безрассудный мот…
Воспринимая искусство через призму устоявшихся мнений, зачастую мы видим только то, что умело вкладывается нам в уши. Дьявольская улыбка Моны Лизы загадочна и обворожительна, последняя трапеза Иисуса полна всепрощения, а рука Адама тянется навстречу Создателю в тщетной попытке прикоснуться: божественное невозможно соединить с человеческим.
Три величайших итальянских творения в копилке главных шедевров европейской школы. Четвёртым номером идёт наше нетленное обрезанное полотно сына мельника из Лейдена.
«НОЧНОЙ ДОЗОР»: ПОЧЕМУ ПОСЛЕ НАПИСАНИЯ ЭТОЙ КАРТИНЫ ЖИЗНЬ РЕМБРАНДТА ПОШЛА «ПОД ОТКОС»
art_mukcun (art_mukcun) wrote, 2017-08-28 02:04:00 art_mukcun art_mukcun 2017-08-28 02:04:00 Category: Ночной дозор. Рембрандт, 1642 год.
«Ночной дозор» называют одной из величайших картин периода голландского барокко. А для Рембрандта ее написание стало переломным моментом в жизни. После «Ночного дозора» востребованный и уважаемый художник практически перестал получать дорогие заказы и закончил свои дни в ужасной бедности.
Автопортрет. Рембрандт Харменс ван Рейн, 1669 год. | rembr.ru.
В 1642 году в Амстердам должна была прибыть королева Франции Мария Медичи. В честь этого события мушкетеры Стрелкового общества заказали групповые портреты ведущим художникам. Один из заказов достался Рембрандту. Каждый из 16 стрелков заплатил по 100 гульденов (немалые деньги по тем меркам) художнику.
Согласно модным веяниям того времени, мушкетеры планировали получить статичный групповой портрет, однако живописец решил по-своему. Заказчикам совершенно не понравилась картина. Каждый из них планировал увидеть на полотне себя во всей красе, однако центральными персонажами стали только капитан Кок и лейтенант Рейтенбург. Остальные остались в тени, а ведь оплачивали заказ все поровну.
«Ночной дозор» в Государственном музее в Амстердаме. | boekschrijven.nl.
Считается, что «Ночной дозор» стал роковым для художника. После этого фиаско репутация Рембрандта была изрядно подпорчена, к нему перестали поступать заказы. К концу жизни живописец остался в нищете.
Вот несколько любопытных фактов о потрясающем полотне XVII века:
Ночной дозор. Рембрандт, 1642 год. | ru.wikipedia.org.
Название картины «Ночной дозор» придумали уже после смерти Рембрандта. Сам мастер называл ее «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга».
После того, как полотно было готово, его повесили в здании Стрелкового общества. Последующие два века оно побывало еще в нескольких залах, пока в XIX столетии к нему не проявили интерес любители старинной живописи. От времени, чада свечей и каминов картина потемнела, поэтому ее назвали «Ночной дозор».
Форма тени от персонажей на картине указывает, что действие происходит в 2 часа дня. | ru.wikipedia.org.
В 1947 году реставраторы заметили, что картина покрыта слоем копоти, под которым скрываются яркие краски. Из этого следует, что действие происходит не ночью. Более того, тени на картине указывают примерно на два часа дня.
Рембрандт изобразил себя в картине «Ночной дозор». | maxpark.com
Считается, что на картине среди действующих лиц Рембрандт изобразил себя. Исследователи присматриваются к лицу, которое видно лишь частично возле двух мушкетеров.
Загадочная девочка в жёлтом. | ru.wikipedia.org.
На картине «Ночной дозор» можно обнаружить немало скрытых символов. Некоторые исследователи полагают, что Рембрандт написал картину в качестве насмешки над «вояками», которые на момент написания картины более 10 лет не принимали участие ни в каких сражениях.
Курица как пародия на герб мушкетеров. | liveinternet.ru.
Тем не менее, курица или петух на поясе девочки – это пародия на герб ополченцев Голландии, которых называли кловеринами.
«Klover» переводится как «мушкет», но оно также созвучно с голландским словом «птичий коготь». Именно поэтому на гербе виднелись скрещенные лапы ястреба или сокола.
Скрещенные лапки петуха – это явная насмешка над героями картины.
Тень от руки капитана ложится прямо на промежность лейтенанта. | liveinternet.ru.
Тень от руки капитана Кока направлена прямо на интимное место лейтенанта Рейтенбурга.
Некоторые усматривают в этом намек на нетрадиционную ориентацию обоих мужчин, но прямых доказательств этому нет.
Тем не менее, ни один художник того времени не позволил бы себе нарисовать нечто подобное, зная, что этот жест является унизительным для того, на кого он направлен.
Не менее интересна история создания еще одного полотна Рембрандта «Даная». Художнику удалось изобразить на ней одновременно и жену, и любовницу…