Что потеряла япония после второй мировой войны

Япония не смирилась с итогами Второй мировой войны

Что потеряла япония после второй мировой войны. Смотреть фото Что потеряла япония после второй мировой войны. Смотреть картинку Что потеряла япония после второй мировой войны. Картинка про Что потеряла япония после второй мировой войны. Фото Что потеряла япония после второй мировой войны

Японские военные видят опасность в России, Китае, Южной и Северной Кореях. По их мнению, Россия, несмотря на ряд проблем, ослабивших её военную мощь (говорится о нехватке дисциплины в войсках, уменьшении числа призывников, плохих условиях жизни военных и т. д.), все больше закрепляется в роли одного из мировых полюсов силы. Российские вооруженные силы повысили активность на Дальнем Востоке, стали проводить больше военных учений у берегов Японии. Об этом сообщается в обнародованном докладе японского оборонного ведомства. Японцы отмечают, что Москва планирует оснастить новыми вооружениями дивизию на Курильских островах. Острова названы «неотъемлемой территорией Японии».

Однако Россия вызывает у Токио меньше опасений, чем повышающаяся активность военных КНР. Японские аналитики отмечают, что влияние китайских военных на руководство Коммунистической партии Китая растёт по мере роста мощи вооруженных сил. Китайские военные менее склонны к компромиссным решениям во внешнеполитических спорах, нежели политики. Авторы с беспокойством отмечают, что за последние 24 года китайский военный бюджет увеличился в 30 раз и составляет уже около 105 млрд. долларов. Кроме того, по данным японских экспертов, реальные расходы на оборонную сферу ещё выше. Токио подверг критике «экспансионистскую» морскую стратегию Пекина и поднял вопрос об укреплении обороны островов Сенкаку.

Последний спор между КНР и Японией из-за островов Сенкаку в Восточно-Китайском море (кит. Дяоюйтай) только подтверждает опасения японцев. Так, глава японского правительства Ёсихико Нода недавно сделал весьма громкое заявление. Он сообщил о готовности страны защищать свои земли в Восточно-Китайском море с применением вооружённой силы. Ещё несколько лет назад было трудно предположить, что Токио будет готов делать столь жесткие выпады. Токио имеет территориальные претензии к России, Южной Корее, но в споре с Китаем выступает как «защищающаяся» сторона – острова Сенкаку де-факто принадлежат Японии.

Ситуация стала более напряженной, когда в 1999 г. на шельфе были обнаружены большие запасы природного газа, оцениваемые экспертами приблизительно в 200 млрд. кубометров. Реплики двух государств с этого момента стали более острыми. В 2003 году китайцы поставили первую буровую платформу в непосредственной близости от границы исключительной экономической зоны Японии. В 2004 году заместитель главы китайского МИДа Чжан Есуй изложил позицию правительства Китая по вопросу принадлежности островов: он отметил, что Дяоюйдао и смежные с ними острова являются исконной территорией Китайской Народной Республики, что Пекин обладает неоспоримым суверенным правом на этот архипелаг. КНР и Япония начали переговоры по поводу принадлежности островов и перспектив совместной разработки газового месторождения. Однако смогли договориться только о совместной разработке месторождения. Соответствующее соглашение было подписано в 2008 г.

В 2010 г. произошёл инцидент, который вызвал самое серьезное за последние годы охлаждение в отношениях между двумя державами. В сентябре в районе островов японская береговая охрана задержала китайское судно. Это привело к разрыву соглашения о совместной разработке месторождений природного газа в Восточно-Китайском море. Пекин заявил о начале самостоятельных работ в этом направлении. Китайские ВМС регулярно проводят вблизи японских границ учения. Патрульные корабли и рыболовные суда КНР появляются в водах Сенкаку. Япония в ответ решила национализировать острова (четыре из пяти основных островов принадлежат частным лицам) и склоняется к наращиванию сотрудничества с основным военным союзником Токио – Вашингтоном. Японцы с удовлетворением восприняли сообщение американской администрации о распространении своих обязательств по обороне Японии и на острова Сенкаку.

Кроме роста угрозы со стороны России и Китая, японские эксперты видят опасность в территориальных спорах с Южной Кореей. В докладе Минобороны сказано, что небольшая группа островов Токто (япон. Такэсима, в международной классификации — Лианкур), расположенных в западной части Японского моря, исторически и с точки зрения международного права являются территорией Японии. МИД и Министерство обороны Южной Кореи потребовали от японского правительства немедленно отказаться от претензий на «Одинокие острова» (перевод с корейского, японцы называют их «Бамбуковыми островами»). Японская империя официально включила эти территории в свой состав в 1905 году, перед захватом самой Кореи. По решению Верховного Командования оккупационных Союзных сил острова Лианкур причислены к территориям, японский суверенитет над которыми должен быть приостановлен. Но окончательный Сан-Францисский мирный договор между Японией и Союзными державами не упоминает эти острова. В результате у Токио появилась возможность претендовать на них. В Японии даже существует «День Такэсимы»: 22 февраля, в этот день в 1905 году острова были провозглашены территорией Японии.

Главной опорой Японии и чуть ли не единственным гарантом стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе являются Соединенные Штаты. Наличие американских войск в Японии является фактором, который минимизирует «возможность трагических случайностей и дарующим чувство безопасности странам региона»,— делают вывод японские эксперты.

Источник

Япония после Второй мировой войны

Что потеряла япония после второй мировой войны. Смотреть фото Что потеряла япония после второй мировой войны. Смотреть картинку Что потеряла япония после второй мировой войны. Картинка про Что потеряла япония после второй мировой войны. Фото Что потеряла япония после второй мировой войны

Вторая мировая война привела Японию к катастрофическому военно-политическому поражению, утрате национальной гордости и потере двух крупных городов, уничтоженных ядерными ударами. Тем удивительнее грандиозный взлет, произошедший в 1950-1960-х и получивший название японского экономического чуда. Какие причины бурного роста Японии после Второй мировой войны.

Какие реформы были проведены в Японии после поражения в войне

Американцы разгромили императорскую армию и сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки 6 и 9 августа 1945. После подписания акта о капитуляции 2 сентября 1945-го американцы же взялись реанимировать и перестраивать экономику недавнего врага, до ВМВ в хозяйстве ориентировавшегося исключительно на милитаристские цели.

Среди победителей были люди, желавшие отправить императора Хирохито на скамью подсудимых в качестве военного преступника, но правительство США руками командующего оккупационными войсками Дугласа Макартура решило использовать монарха по-другому. Микадо обратился к нации и призвал народ, отринув гордость, покориться воле победителей, принять новые правила и открыть новую страницу собственной истории. Нужно отдать американцам должное – вслед за громкими словами пришло время серьёзных дел и масштабных перемен.

Главными реформами, осуществленными правительством при поддержке оккупационных властей, следует признать следующие:

Почему США помогали Японии развиваться

Согласно договору о капитуляции японцам запрещалось иметь армию и заниматься оружейной промышленностью, а также сопутствующими областями, где ранее была занята значительная часть населения. Американская администрация логично решила, что проще оздоровить японскую экономику и научить японцев зарабатывать мирными способами, чем кормить миллионы голодных ртов и перегружать собственный бюджет. К тому же активное оказание помощи и включение Японии в сферу своего влияния сделало островное государство надежным союзником и долголетним сателлитом американской политики в тихоокеанском регионе, что являлось чрезвычайно важным фактором в условиях нарастающей напряженности Холодной войны.

Основные причины японского экономического чуда

Причинами японского экономического чуда принято считать сверхудачную комбинацию правильных государственных реформ сверху и примерной трудовой этики исторически дисциплинированной нации снизу. Но более точно принцип “чудесного” государственного обновления сформулировал уважаемый востоковед Овчинников : “суть экономического бума заключается в уникальных отношениях большого бизнеса и государства, которые вместе определяли этапы, приоритеты и ключевые направления, последовательно добиваясь прогресса в избранных областях”. Сначала акцент был сделан на судостроении, металлургии и нефтехимической промышленности, куда направились главные политико-экономические мощности.

После успеха первых инициатив японцы обратились к автомобилестроению и электротехнической сфере, в которых ранее сильно отставали, а теперь быстро достигли грандиозного прорыва, выйдя на ведущие места на планете. Далее долгожданное реформирование пришло в банковскую сферу и весь сопутствующий финансовый сектор, окончательно оформив факт чудесного вознесения вчерашней малоразвитой страны на вторую строчку мировых экономик вслед за лидирующей Америкой, где страна восходящего солнца находилась с 1968-го по 2010-й, когда гигантский Китай настиг извечного противника и отодвинул на третье место.

Источник

Что потеряла япония после второй мировой войны

После Второй Мировой войны Япония была полностью разорена. Все крупные города (исключая Киото), промышленность, транспортные и информационные сети были сильно повреждены. Оккупация Японии силами Союзников началась в августе 1945 года и закончилась в апреле 1952 года. Генерал Макартур был главнокомандующим. Операция оккупации главным образом была разработана США.

Остатки японской армии были уничтожены. Заседания Военного Трибунала продолжались до 1948. Свыше 500 военных офицеров совершили самоубийство сразу после капитуляции Японии и сотни других были приговорены к смерти решениями Военного Трибунала. Однако, император Хирохито не был объявлен военным преступником.

Целью Макартура было установление стабильной демократии. И в 1947 году вступила в силу новая Конституция. Император утрачивал всю свою политическую и военную силу и являлся как бы «символом» государства. Гарантировались всеобщее избирательное право и права человека. Макартур децентрализовал экономику путем разбиения финансовых групп и других крупных компаний, реформировал системы образования и полиции. Земельная реформа устранила крупное землевладение. Кроме того, чётко разделились роли государства и синтоизма. Также Японии было запрещено начинать войны и даже иметь свою армию.

Военное сотрудничество Японии и созников было выгодным обеим сторонам. Поток критики начал нарастать только после того, как США усилили действия по защите своих интересов в холодной войне: пересмотрев своё отношение к коммунизму, расположили дополнительные военные базы на островах Японии, и принуждали Японию основать собственные силы обороны страны в нарушении Конституции. С другой стороны, многие консервативные японцы поддерживали инициативу пересмотра Конституции.

Оккупация закончилась с вступлением в силу в 1952 г. мирного договора. Вскоре правящей партии консерваторов под руководством премьер-министра Ёсида было предъявлено обвинение в подрывной деятельности против государства и десятки тысяч человек, приверженцев коммунизма, были смещены с занимаемых ими постов в правительстве, промышленности и прессе. В 1954 г. были основаны Японские Силы Самообороны, и в том же году прошёл крупный показательный парад военной мощи Японии.

После войны с Кореей экономика Японии быстро восстанавливалась. Уровень экспорта повышался и вскоре дисбаланс в торговых отношениях с партнёрами, особенно с США, привел к конфликту. Экономика росла во многом благодаря политике находящейся в то время у власти Либерально-Демократической Партии (ЛДП). Так же повышался уровень жизни населения. Hо все это обошлось ценой загрязнения окружающей среды.

Топливный кризис 1973 года больно ударил по экономике Японии, зависящей от внешних поставок нефти.Япония отреагировала бурным ростом уровня высоких технологий.

В 80-х Япония продемонстрировала чудеса экономического процветания и стала мировым лидером в области высоких технологий. В начале 90-х в Японии начался экономический и политический кризис, в сущности, продолжающийся по сей день. Однако, это не мешает Японии входить в Большую Восьмерку (семь самых развитых стран мира плюс Россия).

Япония в 1945–1990-е г.

После окончания военных действий на Дальнем Востоке Япония была оккупирована войсками США, выступавшими от имени всех союзных держав. Верховная власть перешла в руки оккупационной армии. В первые годы США были вынуждены придерживаться принципов Потсдамской декларации (июль 1945 г.), стремились не допустить возрождения угрозы своим интересам на Тихом океане. Одной из первоочередных задач считали ослабление своего конкурента, установление не только военного и политического, но и экономического контроля.

Смысл преобразований сводился к радикальной перестройке всей структуры Японии. Была осуществлена серия демократических реформ, включая возрождение партий, созыв парламента (апрель 1946 г.) и принятие новой конституции (май 1947 г.), оставлявшей за императором весьма ограниченные права. Статья 9 отсекала возможность возрождения японского милитаризма в будущем: Япония отказывалась от войны как средства решения международных споров. Запрещены фашистские организации, осуждены военные преступники, проведена чистка госаппарата, полиции. Пересмотрена система образования. Особые меры предусматривали ограничение возможностей крупнейших монополий (дзайбацу). В 1946 – 1949 г. была проведена радикальная аграрная реформа. В результате перераспределения земли в пользу зажиточного крестьянства ускорилось развитие капитализма. Эта серия реформ вместе с реализацией «линии Доджа» (план стабилизации японской экономики) оказалась мощным импульсом для быстрого возрождения побежденной Японии, которая смогла решительно воспользоваться всем тем, что может предоставить для развития демократизация.

В связи с переориентацией американского курса на Дальнем Boстоке целью политики США становится превращение Японии в основной плацдарм в регионе. После 1947 г. начался так называемый обратный курс: была развернута антикоммунистическая пропаганда, усилилось наступление на рабочее и демократическое движение, восстанавливались монокапиталистический капитал и военная мощь Японии, она использовалась как база американской агрессии против Кореи.

Встал вопрос о статусе послевоенной Японии. Проект Сан-францисского мирного договора (сентябрь 1951 г.) был подготовлен США и Англией без учета советских предложений и принципов Потсдамской декларации (демилитаризация и демократизация Японии). СССР, Польша и Чехословакия отказались его подписать. Договор предусматривал признание Японией независимости Кореи, отказ от прав на острова Тайвань, Пэнхуледао и Курильские, на южную часть Сахалина. Однако умалчивался вопрос о возвращении их СССР КНР, что создало ряд внешнеполитических проблем в 90-е годы. Ряд других соглашений и договоров с США, в том числе «договор безопасности», предоставили США право размещать в Японии свои военные базы и войска (о. Окинава). Они юридически закрепили военно-политический союз с США, неравноправное поло-

жение в нем Японии и привязанность к их агрессивной политике. Этим завершался оккупационный период, хотя американские войска остались. Реакция японцев была неоднозначной. Страну охватили массовые протесты.

Американские военные заказы и политика займов и кредитов позволили форсировать развитие экономики. В условиях войны в Корее (1950 – 1953 г.) поступления от «спецзаказов» достигли 2,5 млрд. долларов. В 1951 г. по всем областям промышленности достигнут довоенный уровень, в 1957 г. страна вышла на первое место по судостроению, к 60-м годам ежегодный прирост промышленности составил около 20%. Сохранение сильной эксплуатации трудящихся вызвало с 1954 г. новую форму борьбы – весенние и осенние выступления рабочего класса.

В 50-е годы внешняя политика Японии была довольно ограниченной. Основной упор делался на развитие внешнеэкономических связей. Нарушены традиционные связи с СССР, КНР и КНДР, резко вырос удельный вес в торговле США. Без энтузиазма была встречена в Юго-Западной Азии «экономическая дипломатия» Японии. Важным фактором политической жизни стали отношения с СССР. Восстановление их в октябре 1956 г. и подписание декларации о прекращении состояния войны позволили Японии вступить в ООН и создало благоприятные условия для развития многосторонних торгово-экономических связей. Основой своей внешней политики Япония продолжала считать союз с США, это было закреплено новым

«договором безопасности» 1960 г. В 1970 г. он был продлен, и сфера его действия была расширена за пределы Японии.

К началу 70-х годов Япония стала одной из первых промышленных держав мира. В 1970 г. BНП превысил уровень 1960 г. в 4,5 раза. Она вышла на первое место в мире по производству оптики, на второе – по производству электроники, синтволокна, автомашин, бытовых электроприборов, на третье – по выплавке стали. Несмотря на кризисные явления 1957, 1965 г., период 1957–1973 г. характеризовался значительным ростом производства. Он был следствием совокупности причин: серия послевоенных реформ: быстрое обновление основного капитала; расширение внутреннего рынка в результате аграрной реформы; сохранение низкой заработной платы; военные заказы 50–60-х годов; небольшая доля военных расходов (1% от валового национального дохода); многоотраслевая структура концернов; высокая роль государственного регулирования экономики; низкий уровень зарплаты при высокой производительности труда; трудолюбие работников всех категорий. Особую роль сыграло использование НТР. Япония не только импортировала новейшую технику, но и широко закупала патенты и лицензии на технологии, экономя тем самым время и средства на научно-технических исследованиях. В итоге Япония создала второй в мире по масштабам экономический потенциал. С 1961 г. уже проявились японо-американские экономические противоречия. Началась борьба за ограничение наплыва японских товаров на американский рынок и за создание более благоприятных условий для американского экспорта в Японию.

Для японской модели развития характерно полное господство свободного рынка с конкуренцией частных собственников. Оно напоминает чуткий барометр, моментально реагирующий на экономические затруднения и принимающий почти автоматически меры, необходимые для регулирования рынка.

Не будучи втянутым в экономику через госкапиталистические предприятия, оно все время держит руку на рычаге хозяйственного регулирования. Государство перестало быть традиционно-восточным и стало государством еврокапиталистического типа, как в Западной Европе или США. Но при этом Япония не потеряла своего лица, осталась страной Востока, причем в этом ее сила и даже преимущество перед Европой (дисциплина труда и отсутствие забастовок при достаточно гармоничном сотрудничестве труда и капитала).

В 60-е годы усилилось влияние на рабочих мелкобуржуазных тенденций. В 1964 г. выдвинулась партия Комэйто с политикой «справедливого общества», рассчитанной на мелкобуржуазные слои города. Это завершило складывание многопартийной системы.

«Нефтяной шок» 1973 г. ускорил наступление экономического кризиса 1974–1975 г. Он был порожден обострением противоречий в результате однобокого быстрого роста экономики и проявился в неравномерности развития отраслей. Япония начала крутую перестройку структуры своей экономики: обеспечение приоритета наукоемких производств и сокращение энерго- и материалоемких, реконструкция отраслей, переживавших кризис из-за усиления иностранной конкуренции.

Особенно большие масштабы перестройка приняла в начале 80-х годов, когда возникали отрасли, порожденные прогрессом науки, техники и технологии. Результаты ее позволили Японии с наименьшими потерями преодолеть серьезный спад производства во второй половине 80-х годов. Была сконструирована новая модель управления персоналом, основанная на традиционных факторах сплочения японского общества: семья – клан, групповая психология, жесткая регламентированность межличностных отношений.

В конце 80-х годов стали проявляться первые признаки кризиса в экономике. Это связано с тем, что в качественно новой экономике перестали играть положительную роль прежние факторы роста. С конца 1991 г. небывало затяжная депрессия, уже в 1992 г. рост ВНП Японии застопорился, в 1993 г. составлял 0,1% от 1992 г. С 1994 г. экономическая депрессия переросла в кризис.

Весной 1995 г. безработица составила 3,2% (самая большая с 1953 г.). Структурный кризис 90-х годов обнаружил серьезные проблемы в обществе: отставание Японии в социальной инфраструктуре, снижение конкуренции товаров на мировом рынке, рост доли пенсионеров в обществе, резкое повышение цен на недвижимость, кризис финансовой системы, значительная зависимость от американской технологии, низкая компьютеризация жизни, отсутствие прорывов в ведущих отраслях (авиастроение, освоение космоса) и др. Анахронизмами выглядят закрытость экономики, протекционизм, ориентированность на консенсус, зарегулированность личной и общественной деятельности. С 1998 г. реализуется комплексный план развития страны до 2010–2015 г. Он нацелен на повышение роли и значения страны не только в мировой экономике, но и в мировой политике.

В ХХI веке Япония остается одним из главных центров силы современного мира. Она занимает первое место по запасам золота и валюты. Доход на душу населения превысил 18 тыс. долл. в год. Япония выпускает более 90% мирового производства видеоаппаратуры, обладает 2/3 всех роботов капиталистического мира.

Крупные достижения отражаются на высоком образовательном уровне: к середине 80-х годов 93% японцев имели полное среднее образование, 40% молодежи до 25 лет – высшее. Япония является крупнейшим кредитором мира. Покорение американского рынка в основном завершено, несмотря на периодическое обострение торговых отношений, и Япония обратила внимание на рынок ЕС и бывших социалистических государств Восточной Европы. Постепенно осуществляется переход от индустриального общества к информационному, в котором основными ценностями становятся знания.

В политической жизни в начале 70-х годов правящая ЛДП поощряла милитаристские тенденции, росли военные расходы. Престиж правительства подрывали факты прямого вмешательства крупного капитала в избирательную кампанию (дело «Локхид»). В 1978 г. возникла ситуация близкого равенства сил между правящей партией и коалицией.

В 80–90-е годы продолжалось расширение многопартийной системы, обострилась борьба за избирателей и массовость партии (ЛДП насчитывала 1,5 млн. членов, в 1983 г. возникло 12 мини-партий). ЛДП выдвинула концепцию «частичной коалиции» с целью привлечения центристской оппозиции, все чаще вынуждена была блокироваться с консерваторами. СПЯ и центристы встали на путь подготовки коалиционного правительства, выдвинули проект политической реформы (начало 90-х годов). В начале 90-х годов японское общество было готово к появлению «третьей силы». В 1993 г. наступил конец монополии ЛДП и к власти пришло коалиционное правительство. КПЯ

фактически изолирована, СПЯ являлась участником коалиционных правительств с 1993 г., в 1995 г. самораспустилась. С 1996 г. возвращается к активной политической жизни и входит во все последующие кабинеты. Во второй половине 90-х годов идет перегруппировка политических сил. Однако несмотря на появление нескольких новых партий, так и не возникла двухпартийная система, обеспечено принципиальное партийное соперничество.

Наряду с укреплением коалиционного характера власти налицо новый политический феномен – формирование японской «средней политики», что может гарантировать стране устойчивость.

В целом в 90-е годы идет усиление неоконсервативных настроений, повышается общественный интерес к религии.

Из-за бурных социально-экономических процессов сложился приоритет интересов собственников. В 80–90-е годы идет эволюция рабочего и профсоюзного движений на пути к социально-экономическому компромиссу. Налицо тенденция снижения численности профсоюзов (в 1990 г. – 25,2% наемных работников), сокращение числа трудовых конфликтов.

Внешняя политика в 60-е годы характеризовалась укреплением отношений с США. Однако под влиянием потребностей экономики проявляла интерес и к развитию связей с различными странами. В 1967 г. впервые заключено пятилетнее соглашение о товарообороте с СССР. В 70-е годы главными задачами было восстановить пошатнувшийся престиж Японии и расширить зарубежные рынки для японских товаров. Это привело к вспышке антияпонских настроений и обвинений в торговой экспансии. Продолжался курс «многосторонней дипломатии»: укрепление союзнических отношений с США, сдержанность в отношении с СССР, всемерное развитие связей со странами-членами АСЕАН («доктрина Фукуда»), Ближнего и Среднего Востока, сближение с КНР.

В 90-е годы Япония уделяет внимание обеспечению безопасности в АТР, энергично осваивает азиатские рынки (прорабатывает варианты организации «азиатской зоны свободной торговли, большое внимание уделяет Китаю и АТР), ищет «новый путь» и новую роль в мире, стала членом СБ ООН, приступила к урегулированию вопроса о более чем 20-ти военных базах США на ее территории. В отношениях с СССР и Россией отмечались периоды подъема и спада, в отличие от политико-дипломатических и военных, экономические отношения развиваются с большим напряжением. Отмечается увязывание их с решением территориального вопроса. Япония требует возвращения ей островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и островной гряды Хабомаи, которые, по ее мнению, были незаконно отторгнуты в 1945 г. Эта проблема до сих пор является главным препятствием для подписания мирного договора между Японией и Россией.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *