Что потеряли дети в сказке шварца
Тест по литературному чтению с ответами Шварц «Сказка о потерянном времени», 4 класс
1. Как звали главного героя сказки?
а) Петя Зубков
б) Петя Зубов
в) Пётр Зубкин
2. Назови имя гардеробщицы в школьной раздевалке.
а) тётя Оля
б) тётя Ира
в) тетя Наташа
3. В каком классе и в какой школе учился главный герой сказки?
А. в 3 классе 14 школы
Б. во 2 классе 18 школы
В. в 3 классе 21 школы
4. Что такое ходики?
А. Движущиеся люди
Б. Часы
В. Палки для ходьбы
5. На чём подсчитывали волшебники потерянное время?
А. на калькуляторе
Б. на счётах
В. на пальцах
6. Что сделали злые волшебники с детьми?
А. превратили в животных
Б. превратили в стариков
В. превратили в гномов
7. Сколько раз нужно повернуть стрелку ходиков обратно, чтобы вернуть детям молодость?
А. 77
Б. 44
В. 25
8. Как звали главного волшебника?
А. Андрей Юрьевич
Б. Сергей Владимирович
В. Пётр Александрович
9. Вспомни имя первой девочки, которую нашёл главный герой произведения.
А. Маруся Поспелова
Б. Ирина Потеряшкина
В. Галина Забывалкина
10. Чем занималась Наденька Соколова, когда её отыскали дети – старички?
А. играет в песочнице
Б. бегает с одноклассниками в догонялки
В. скачет на одной ножке, гоняет камешек
11. В какое транспортное средство сели дети, чтобы добраться за город?
А. в трамвай
Б. в автобус
В. на велосипед
12. Что случилось со злыми волшебниками с последним поворотом стрелок?
а) исчезли
б) превратились в детей
в) превратились в стариков
Ответы:
1. б
2. В
3. А
4. Б
5. Б
6. б
7. А
8. Б
9. А
10. В
11. А
12. а
Сказка о потерянном времени — Шварц Е.Л.
История про ребят, которые свое время тратили попусту. Однажды они превратились в стариков и старушек. Им было страшно: даже родная мама их не узнавала.
Сказка о потерянном времени читать
Жил-был мальчик по имени Петя Зубов. Учился он в третьем классе четырнадцатой школы и всё время отставал, и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению.
— Успею! — говорил он в конце первой четверти. — Во второй вас всех догоню.
А приходила вторая — он надеялся на третью. Так он опаздывал да отставал, отставал да опаздывал и не тужил. Всё «успею» да «успею».
И вот однажды пришёл Петя Зубов в школу, как всегда, с опозданием. Вбежал в раздевалку. Шлёпнул портфелем по загородке и крикнул:
— Тётя Наташа! Возьмите моё пальтишко!
А тётя Наташа спрашивает откуда-то из-за вешалок:
— Это я. Петя Зубов, — отвечает мальчик.
— А почему у тебя сегодня голос такой хриплый? — спрашивает тётя Наташа.
— А я и сам удивляюсь, — отвечает Петя. — Вдруг охрип ни с того ни с сего.
Вышла тётя Наташа из-за вешалок, взглянула на Петю да как вскрикнет:
Петя Зубов тоже испугался и спрашивает:
— Тётя Наташа, что с вами?
— Как что? — отвечает тётя Наташа.- Вы говорили, что вы Петя Зубов, а на самом деле вы, должно быть, его дедушка.
— Какой же я дедушка? — спрашивает мальчик.- Я — Петя, ученик третьего класса.
— Да вы посмотрите в зеркало! — говорит тётя Наташа.
Взглянул мальчик в зеркало и чуть не упал. Увидел Петя Зубов, что превратился он в высокого, худого, бледного старика. Выросли у него борода, усы. Морщины покрыли сеткою лицо.
Смотрел на себя Петя, смотрел, и затряслась его седая борода.
— Мама! — и выбежал прочь из школы.
— Ну, уж если и мама меня не узнает, тогда всё пропало.
Прибежал Петя домой и позвонил три раза.
Мама открыла ему дверь.
Смотрит на Петю и молчит. И Петя молчит тоже. Стоит, выставив свою седую бороду, и чуть не плачет.
— Вам кого, дедушка? — спросила мама наконец.
— Ты меня не узнаёшь? — прошептал Петя.
— Простите — нет, — ответила мама.
Отвернулся бедный Петя и пошёл куда глаза глядят.
— Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… И главное, ничему не успел научиться. Настоящие старики — те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик третьего класса? Мне даже и пенсии не дадут: ведь я всего только три года работал. Да и как работал — на двойки да на тройки. Что же со мною будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик? Чем же всё это кончится?
Так Петя думал и шагал, шагал и думал и сам не заметил, как вышел за город и попал в лес. И шёл он по лесу, пока не стемнело.
— Хорошо бы отдохнуть, — подумал Петя и вдруг увидел, что в стороне, за ёлками, белеет какой-то домик.
Вошёл Петя в домик — хозяев нет. Стоит посреди комнаты стол. Над ним висит керосиновая лампа. Вокруг стола — четыре табуретки. Ходики тикают на стене. А в углу горою навалено сено.
Лёг Петя в сено, зарылся в него поглубже, согрелся, поплакал тихонько, утёр слезы бородой и уснул.
Просыпается Петя — в комнате светло, керосиновая лампа горит под стеклом. А вокруг стола сидят ребята — два мальчика и две девочки. Большие, окованные медью счёты лежат перед ними. Ребята считают и бормочут:
— Два года, да ещё пять, да ещё семь, да ещё три… Это вам, Сергей Владимирович, а это ваши, Ольга Капитоновна, а это вам, Марфа Васильевна, а это ваши, Пантелей Захарович.
Что это за ребята? Почему они такие хмурые? Почему кряхтят они, и охают, и вздыхают, как настоящие старики? Почему называют друг друга по имени-отчеству? Зачем собрались они ночью здесь, в одинокой лесной избушке?
Замер Петя Зубов, не дышит, ловит каждое слово. И страшно ему стало от того, что услышал он.
Не мальчики и девочки, а злые волшебники и злые волшебницы сидели за столом! Вот ведь как, оказывается, устроено на свете: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет. И злые волшебники разведали об этом и давай ловить ребят, теряющих время понапрасну. И вот поймали волшебники Петю Зубова, и ещё одного мальчика, и ещё двух девочек и превратили их в стариков. Состарились бедные дети, и сами этого не заметили: ведь человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет. А время, потерянное ребятами, — забрали волшебники себе. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята — старыми стариками.
Да неужели же не вернуть ребятам потерянной молодости?
Подсчитали волшебники время, хотели уже спрятать счёты в стол, но Сергей Владимирович — главный из них — не позволил. Взял он счёты и подошёл к ходикам. Покрутил стрелки, подёргал гири, послушал, как тикает маятник, и опять защёлкал на счётах.
Считал, считал он, шептал, шептал, пока не показали ходики полночь. Тогда смешал Сергей Владимирович костяшки и ещё раз проверил, сколько получилось у него.
Потом подозвал он волшебников к себе и заговорил негромко:
— Господа волшебники! Знайте — ребята, которых мы превратили сегодня в стариков, ещё могут помолодеть.
— Как? — вскрикнули волшебники.
— Сейчас скажу, — ответил Сергей Владимирович.
Он вышел на цыпочках из домика, обошёл его кругом, вернулся, запер дверь на задвижку и поворошил сено палкой.
Петя Зубов замер, как мышка.
Но керосиновая лампа светила тускло, и злой волшебник не увидел Пети. Подозвал он остальных волшебников к себе поближе и заговорил негромко:
— К сожалению, так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек. Если ребята, которых мы превратили в стариков, разыщут завтра друг друга, придут ровно в двенадцать часов ночи сюда к нам и повернут стрелку ходиков на семьдесят семь кругов обратно, то дети снова станут детьми, а мы погибнем.
Потом Ольга Капитоновна сказала:
— Откуда им всё это узнать?
А Пантелей Захарович проворчал:
— Не придут они сюда к двенадцати часам ночи. Хоть на минуту, да опоздают.
А Марфа Васильевна пробормотала:
— Да куда им! Да где им! Эти лентяи до семидесяти семи и сосчитать не сумеют, сразу собьются!
— Так-то оно так, — ответил Сергей Владимирович. — А всё-таки пока что держите ухо востро. Если доберутся ребята до ходиков, тронут стрелки — нам тогда и с места не сдвинуться. Ну а пока нечего время терять — идём на работу.
И волшебники, спрятав счёты в стол, побежали, как дети, но при этом кряхтели, охали и вздыхали, как настоящие старики.
Дождался Петя Зубов, пока затихли в лесу шаги. Выбрался из домика. И, не теряя напрасно времени, прячась за деревьями и кустами, побежал, помчался в город искать стариков-школьников.
Город ещё не проснулся. Темно было в окнах, пусто на улицах, только милиционеры стояли на постах. Но вот забрезжил рассвет. Зазвенели первые трамваи. И увидел наконец Петя Зубов — идёт не спеша по улице старушка с большой корзинкой.
Подбежал к ней Петя Зубов и спрашивает:
— Скажите, пожалуйста, бабушка, — вы не школьница?
А старушка как застучит ногами да как замахнётся на Петю корзинкой. Еле Петя ноги унёс. Отдышался он немного — дальше пошёл. А город уже совсем проснулся. Летят трамваи, спешат на работу люди. Грохочут грузовики — скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу. Дворники счищают снег, посыпают панель песком, чтобы пешеходы не скользили, не падали, не теряли времени даром. Сколько раз видел всё это Петя Зубов и только теперь понял, почему так боятся люди не успеть, опоздать, отстать.
Оглядывается Петя, ищет стариков, но ни одного подходящего не находит. Бегут по улицам старики, но сразу видно — настоящие, не третьеклассники.
Вот старик с портфелем. Наверное, учитель. Вот старик с ведром и кистью — это маляр. Вот мчится красная пожарная машина, а в машине старик — начальник пожарной охраны города. Этот, конечно, никогда в жизни не терял времени понапрасну.
Ходит Петя, бродит, а молодых стариков, старых детей, — нет как нет. Жизнь кругом так и кипит. Один он, Петя, отстал, опоздал, не успел, ни на что не годен, никому не нужен.
Ровно в полдень зашёл Петя в маленький скверик и сел на скамеечку отдохнуть.
Увидел он — сидит недалеко на другой скамеечке старушка и плачет.
Хотел подбежать к ней Петя, но не посмел.
— Подожду! — сказал он сам себе. — Посмотрю, что она дальше делать будет.
А старушка перестала плакать, сидит, ногами болтает. Потом достала из кармана одного газету, а из другого кусок ситного с изюмом. Развернула старушка газету — Петя ахнул от радости: «Пионерская правда»! — и принялась старушка читать и есть. Изюм выковыривает, а самый ситный не трогает.
Кончила старушка читать, спрятала газету и ситный и вдруг что-то увидела в снегу. Наклонилась она и схватила мячик. Наверное, кто-нибудь из детей, игравших в сквере, потерял этот мячик в снегу.
Оглядела старушка мячик со всех сторон, обтёрла его старательно платочком, встала, подошла не спеша к дереву и давай играть в трёшки.
Бросился к ней Петя через снег, через кусты. Бежит и кричит:
— Бабушка! Честное слово, вы школьница!
Старушка подпрыгнула от радости, схватила Петю за руки и отвечает:
— Верно, верно! Я ученица третьего класса Маруся Поспелова. А вы кто такой?
Рассказал Петя Марусе, кто он такой. Взялись они за руки, побежали искать остальных товарищей. Искали час, другой, третий. Наконец зашли во второй двор огромного дома.
И видят: за дровяным сараем прыгает старушка. Нарисовала мелом на асфальте классы и скачет на одной ножке, гоняет камешек.
Бросились Петя и Маруся к ней.
— Бабушка! Вы школьница?
— Школьница! — отвечает старушка. — Ученица третьего класса Наденька Соколова. А вы кто такие?
Рассказали ей Петя и Маруся, кто они такие. Взялись все трое за руки, побежали искать последнего своего товарища.
Но он как сквозь землю провалился. Куда только ни заходили старики — и во дворы, и в сады, и в детские театры, и в детские кино, и в Дом Занимательной Науки — пропал мальчик, да и только.
А время идёт. Уже стало темнеть. Уже в нижних этажах домов зажёгся свет. Кончается день. Что делать? Неужели всё пропало?
Вдруг Маруся закричала:
Посмотрели Петя и Наденька и вот что увидели: летит трамвай, девятый номер. А на колбасе висит старичок. Шапка лихо надвинута на ухо, борода развевается по ветру. Едет старик и посвистывает. Товарищи его ищут, с ног сбились, а он катается себе по всему городу и в ус не дует!
Бросились ребята за трамваем вдогонку. На их счастье, зажёгся на перекрёстке красный огонь, остановился трамвай.
Схватили ребята колбасника за полы, оторвали от колбасы.
— Ты школьник? — спрашивают.
— А как же? — отвечает он. — Ученик второго класса Зайцев Вася. А вам чего?
Рассказали ему ребята, кто они такие.
Чтобы не терять времени даром, сели они все четверо в трамвай и поехали за город к лесу.
Какие-то школьники ехали в этом же трамвае. Встали они, уступают нашим старикам место:
— Садитесь, пожалуйста, дедушки, бабушки.
Смутились старики, покраснели и отказались. А школьники, как нарочно, попались вежливые, воспитанные, просят стариков, уговаривают:
— Да садитесь же! Вы за свою долгую жизнь наработались, устали. Сидите теперь, отдыхайте.
Тут, к счастью, подошёл трамвай к лесу, соскочили наши старики — и в чащу бегом.
Но тут ждала их новая беда. Заблудились они в лесу.
Наступила ночь, тёмная-тёмная. Бродят старики по лесу, падают, спотыкаются, а дороги не находят.
— Ах, время, время! — говорит Петя. — Бежит оно, бежит. Я вчера не заметил дороги обратно к домику — боялся время потерять. А теперь вижу, что иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом его сберечь.
Совсем выбились из сил старички. Но, на их счастье, подул ветер, очистилось небо от туч и засияла на небе полная луна.
Влез Петя Зубов на берёзу и увидел — вон он, домик, в двух шагах белеют его стены, светятся окна среди густых ёлок.
Спустился Петя вниз и шепнул товарищам:
— Тише! Ни слова! За мной!
Подползли ребята по снегу к домику. Заглянули осторожно в окно.
Ходики показывают без пяти минут двенадцать. Волшебники лежат на сене, берегут украденное время.
— Они спят! — сказала Маруся.
— Тише! — прошептал Петя.
Тихо-тихо открыли ребята дверь и поползли к ходикам. Без одной минуты двенадцать встали они у часов. Ровно в полночь протянул Петя руку к стрелкам и — раз, два, три — закрутил их обратно, справа налево.
С криком вскочили волшебники, но не могли сдвинуться с места. Стоят и растут, растут. Вот превратились они во взрослых людей, вот седые волосы заблестели у них на висках, покрылись морщинами щёки.
— Поднимите меня! — закричал Петя. — Я делаюсь маленьким, я не достаю до стрелок! Тридцать один, тридцать два, тридцать три!
Подняли товарищи Петю на руки.
На сороковом обороте стрелок волшебники стали дряхлыми, сгорбленными старичками. Всё ближе пригибало их к земле, всё ниже становились они.
И вот на семьдесят седьмом и последнем обороте стрелок вскрикнули злые волшебники и пропали, как будто их и не было на свете.
Посмотрели ребята друг на друга и засмеялись от радости. Они снова стали детьми. С бою взяли, чудом вернули они потерянное напрасно время.
Они-то спаслись, но ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.
Урок по литературному чтению в 4 классе с использованием ИКТ. Евгений Львович Шварц. «Сказка о потерянном времени»
Людмила Сладкова
Урок по литературному чтению в 4 классе с использованием ИКТ. Евгений Львович Шварц. «Сказка о потерянном времени»
Литературное чтение.
Евгений Львович Шварц.
«Сказка о потерянном времени».
Цели урока:
1. Познакомить с произведением Е. Л. Шварца. Уметь анализировать характер и поступки героев; делить текст на части, выделять главное, составлять план и озаглавливать части.
2. Через произведения Е. Л. Шварца учить детей справедливости, чувству долга, ответственности, взаимопомощи, воспитанности.
3. Развивать память, речь и мышление.
Ход урока.
Урок литературного чтения
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
II. Речевая разминка.
-Прочитайте загадки, отгадайте.
Без ног и без крыльев оно,
Мы ходим ночью, ходим днём,
Но никуда мы не уйдём.
Мы бьём исправно каждый час,
А вы, друзья, не бейте нас.
— Прочитайте, разделяя на слоги.
-Прочитайте загадки скороговоркой.
III. Вводная беседа о новом разделе.
— Неслучайно наш урок я начала этими загадками. Вспомните отгадки и подумайте. Как эти два слова могут быть связаны друг с другом.
— Прочитайте название раздела, который мы с вами начнём изучать
(«Делу время – потехе час».)
-Как вы понимаете его смысл?
-О чём должны быть произведения в данном разделе?
IV. Ознакомление с жизнью и творчеством Е. Л. Шварца.
-Прочитайте имя писателя, с чьим произведением вы сегодня познакомитесь?
-Читали ли мы произведения данного автора?
2. Рассказ о писателе.
Воспитанию детей уделялось много внимания. Мать читала им вслух. Поначалу, конечно, сказки. И Женя ужасно боялся, что всё плохо кончится. «Если я, к примеру, отказывался, есть котлету, мама начинала рассказывать сказку. Все герои,которые попадали в безвыходное положение: «Доедай, а то все утонут». И я доедал».
Учился на юридическом факультете Московского университета.Сотрудничал в детских юмористических журналах: «Ёж», «Чиж». В конце 20-30 годах работал заведующим детской редакции Госиздата и издательства «Радуга», готовил радиопередачи.
Е. Л. Шварц использовал сюжеты народных сказок, а также сказок Х. К. Андерсена для создания собственного художественного мира.Им написаны пьесы: «Голый король», «Снежная королева», «Красная шапочка». По сценарию Шварца сняты фильмы: «Золушка», «Дон Кихот» и др. Умер Е. Л. Шварц 15 января 1958 года, в Ленинграде.
-А теперь проверим,насколько внимательны вы были:
— Какая была семья у маленького Жени?
— Что вы запомнили о деятельности и творчестве Шварца?
4. Словесное рисование
-А каким вы его представляете?
(Он был большим, весёлым, остроумным и жизнерадостным).
V. Работа с текстом.
1. До чтения.
-Прочитайте заглавие произведения.
-Читали ли произведение с таким же названием?
-Какого жанра будет данное произведение?
-Рассмотрите иллюстрацию. Какие появляются мысли, предположения?
2. Работа с учебником. Чтение текста вслух учителем и хорошо читающими детьми.
— Все учащиеся работают с карандашом, выделяя непонятные слова.
3. После чтения:
-В чём оправдались наши предположения?
-Давайте вернёмся к названию произведения. Почему она названа сказкой?
-Что же здесь сказочного?
Сказочные герои обычно чётко делятся на положительных и отрицательных. И, если положительные герои попадают в беду, то исключительно по вине отрицательных.Отрицательные черты характера: трусость, лень, жестокость, предательство. Вот над чем автор помогает нам задуматься своим произведением.
-К каким героям относятся герои сказки Шварца?
(Одни и те же герои в начале сказки отрицательные, а в конце сказки становятся положительными).
4. Словарно – орфографическая работа.
Объясните лексическое значение:
Окладистая (борода) – широкая и густая.
Керосиновая лампа – керосиновый нагревательный прибор с фитилями.
Ходики – стенные часы с гирями.
Пола, полы – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды.
Хмурый (угрюмый, ненастный).
Сберечь (сохранить, спасти).
Трудиться (бездельничать, лениться, лодырничать).
5. Работа с пословицами и поговорками из текста.
— Заметили ли вы, что в сказке автор употребляет пословицы поговорки?
— Найдите и объясните их смысл?
Как сквозь землю провалился – стр. 13
И в ус не дует – стр. 13
6. Работа с заранее заготовленным деформированным планом.
Заготовки раздать детям.
o 4- В лесном домике.
o 1- Мальчик Петя Зубов.
o 5- Опасение волшебников.
o 3-«Бедный я старик! Несчастный я мальчик!»
o 2-Превращение мальчика в старика.
o 8-Вежливые школьники.
o 9-Обратное превращение.
o 6-Где же они – дети – старики?
o 7-Превращённые отыскались.
• Мальчик Петя Зубов.
• Превращение мальчика в старика.
• «Бедный я старик! Несчастный я мальчик!»
• Где же они – дети – старики?
-Какой это план? (цитатный)
-Последовательно ли он составлен?
-Определите последовательность.
• Разделить текст на части. Озаглавить части.
• Пересказать сказку по плану.
VII. Работа с иллюстрациями.
-Прочитайте отрывок, который соответствует иллюстрации на стр. 5
-Прочитайте отрывок, который раскрывает смысл иллюстрации, данной на стр. 9.
VIII. Итог урока.
-Чему учит эта сказка?
-Что подразумевал Шварц под потерянным временем?
— Прочитать пословицу, объяснить смысл.
Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.
На следующем уроке мы будем работать над содержанием текста, над характеристикой героев, почему с ребятами произошло несчастье и думать над тем, как дети смогли найти выход из трудных ситуаций.
•РУВ 1- Индивидуальное задание:
1. Найти в тексте и выделить все, что касается Пети Зубова
2. Найти в тексте и выделить все, что касается Маруси Поспеловой
3. Найти в тексте и выделить все, что касается Васи Зайцева
4. Найти в тексте и выделить все, что касается Наденьки Соколовой
-Чем были заняты все люди?
-Как Петя искал и находил остальных ребят, превращённых в стариков?
-Прочитайте о превращении ребят в стариков.
-Почему они смогли победить волшебников?
-Как вы относитесь к ребятам?
-А как к ним относится автор?
V. Деление сказки на части. Составление плана.
-Проверим, что у вас получилось.
Дети говорят, с каких слов начинается и какими заканчивается каждая часть. Как они её озаглавили. Части полностью не читаются.
От начала до слов: «И вот однажды пришёл Петя Зубов в школу…».
До слов: «Отвернулся бедный Петя и пошёл куда глаза глядят».
До слов: «Хорошо бы отдохнуть».
До слов: «Подсчитали волшебники время, хотели спрятать счёт в стол».
До слов; «Город ещё не проснулся».
До слов: «Ходит Петя, бродит».
До слов: «Какие –то школьники ехали в этом же трамвае».
До слов: «Тут. К счастью, подошёл трамвай к лесу».
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе Цель: закреплять умение делить объекты живой и неживой природы на группы, продолжать учить детей выделять признаки объектов о объединять.