Что появилось первым гражданское общество или правовое государство

Гражданское общество и государство

Содержание:

Гражданское общество – система взаимоотношений, характеризующаяся экономическими, неполитическими, конфессиональными, социальными и культурными формами. Гражданское общество представлено простором, где население воспроизводит частную жизнь на основе невмешательства государства.

Гражданское общество приставлено всеми структурами в социуме. Это представлено факторами социальной и экономической основы, а также правом в государственных отношениях с индивидом.

Эволюция понятия «гражданское общество»

В либеральной трактовке, согласно Т. Гоббсу и Дж. Локку, гражданское общество отражает хронологическое развитие государства от природного уровня, к цивилизационному началу.

В позитивно-либеральном контексте, согласно Г. Гегелю, гражданское общество представлено собственностью, которая развивает человечество и обеспечивает справедливость и защиту населения.

Согласно марксисткой теории (К. Маркс и Ф. Энгельс), гражданское общество выступает основой общественного бытия, а жизнедеятельность людей – хронологическим развитием.

Социал-демократическая традиция – государство оказывает формирующее влияние на деятельность общественных институтов, которые регулируют экономическо-политические взаимоотношения и обеспечивают условия для жизнедеятельности индивида.

Гражданское общество – взаимодействия между индивидами, куда входят сформировавшиеся общности в различных сферах: конфессия, фонды, СМИ, политические партии и т.д.

Предпосылки становления гражданского общества

Действующее законодательство, закрепляющее равные права всем индивидам в обществе, наделяя их правами и свободой.

Юридическая свобода представлена имущественными благами, предпринимательством и собственностью.

Действие механизма саморегуляции, который формирует невластные отношения между индивидами, наделяя их способностью осуществления естественных прав.

Гражданское общество наделено вертикальными и горизонтальными связями.

Структурные элементы гражданского общества

Гражданское общество ставит в приоритет права и свободу индивида, для улучшения его жизнедеятельности: право на жизнь; свободное предпринимательство; право на счастье; равенство всех индивидов; наличие правового государства; формирование одинаковых шансов для продвижения в экономической и политической сфере.

Функции гражданского общества

Политический режим определяет отношения между населением и правительством: при тоталитаризме государство берёт под контроль абсолютно все сферы жизнедеятельности, где нет места простору гражданского общества; при авторитарном режиме – гражданское общество предстаёт непросвещённым и сжатым; демократический режим – конституция формирует условия функционирования гражданского и правового общества.

Правовое общество не создаётся без гражданского, т.к. только зрелые индивиды формируют рациональные формы жизнедеятельности.

Правовое государство – вид политической власти, где верховенство принадлежит законности, правам человека и свободе. Право – мера свободы индивида, если интересы человека служат государству и их реализация предстаёт справедливой.

Признаки правового государства

Индивид имеет личностные права и свободу, которые представлены неприкосновенным правом; ответственность государства перед индивидом.

Государственная власть функционирует на методе разделения власти. Функции государственных органов представляют систему ограничения, препятствующих владению всей властью.

Равенство населения перед законом.

Защита прав и свободы индивида.

Права и свобода индивида представлены ценностью.

Наличие плюрализма во всех сферах.

Обеспечение правопорядка и действия закона в обществе.

Базовые принципы функционирования правового государства

Правовое государство наличествует в социуме с демократическим режимом правления. Уровень культурного развития и права формирует гражданское общество. Для правового государство необходимо владеть экономической основой, высоким уровнем жизнедеятельности и главенством среднего класса; развитые нормы поведения. Предпосылкой для формирования правового государства представлено наличие социальных институтов в социуме.

Источник

Что появилось первым гражданское общество или правовое государство. Смотреть фото Что появилось первым гражданское общество или правовое государство. Смотреть картинку Что появилось первым гражданское общество или правовое государство. Картинка про Что появилось первым гражданское общество или правовое государство. Фото Что появилось первым гражданское общество или правовое государство

Что такое гражданское общество

Например, к гражданскому обществу относятся независимые СМИ, политические партии, общественные движения, некоммерческие организации, церковь, семья etc. Их называют институтами гражданского общества.

Существуют и другие определения гражданского общества. Иногда так называют нерелигиозное, нецерковное общество; иногда гражданское общество противопоставляют анархии; иногда гражданское общество понимают как конкретный феномен современной западной цивилизации. Мы, однако, будем пользоваться определением, приведенным в начале статьи.

Структура гражданского общества. Гражданские институты

Гражданское общество состоит из социальных институтов, независимых от государства, отражающих различные общественные интересы в политической, экономической, духовной сферах, в семейной и личной жизни. Эти общественные организации независимы, они дистанцируются от государственных и коммерческих структур.

Гражданское общество включает в себя:

Общественно-политические организации и движения:экологические, антивоенные, правозащитные

Научные, культурные и спортивные организации

Органы самоуправления, ассоциации избирателей

Союзы предпринимателей, союзы потребителей

Отношения между компонентами гражданского общества: семейные, профессиональные, экономические, религиозные связи.

Особое пространство свободного проявления людей, которое защищено от вмешательства государства и иных внешних сил.

Гражданское общество реализует повседневные интересы людей. Изо дня в день оно создает условия для самореализации индивидов и групп, для удовлетворения их потребностей. Одновременно гражданское общество сдерживает стремление государства к концентрации политического господства.

Функции гражданского общества

Гражданское общество выполняет следующие функции:

Защищает частные сферы жизни людей.

Защищает и продвигает общественные интересы.

Сдерживает стремление политической власти к абсолютному господству: контролирует соблюдение конституции, принципов правового государства и разделения властей.

Способствует формированию органов государства, демократическому развитию политической системы.

Обеспечивает баланс между государственной и коммерческой сферами общества.

Независимо от государства заставляет людей соблюдать общепринятые нормы, обеспечивает социализацию и воспитание граждан.

Гражданское общество и правовое государство

Например, свободные СМИ следят за злоупотреблениями власть имущих и привлекают к ним внимания. Политические партии позволяют гражданам сменить власть на свободных выборах. А общественные движения помогают выразить свои пожелания и добиться от государства решения насущных проблем.

Признаки гражданского общества

Если рассматривать гражданское общество как определенную ступень общественного развития (как общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства), то у него можно выделить следующие признаки:

Независимость индивида от государства.

Наличие частной собственности, многоукладная экономика.

Наличие в обществе различных классов, социальных групп, имеющих собственные интересы.

Свобода слова, отсутствие государственной монополии на СМИ, отсутствие обязательной государственной идеологии.

Реальное соблюдение и защита прав и свобод человека.

Развитая демократия, легитимность власти.

Высокий уровень культуры, образования, гражданского самосознания.

Предпосылки и развитие гражданского общества

Это экономические права: частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок, конкуренция.

Политико-правовые предпосылки: юридическое равенство граждан, децентрализация власти, обеспечение прав и свобод граждан, политический плюрализм.

Культурные предпосылки: свобода слова, свобода информации, высокий образовательный уровень населения.

Из этого следует, что развитие гражданского общества происходит не в один момент, а постепенно. Его невозможно создать приказом сверху. Оно возникает по мере появления экономических, политических, культурных предпосылок.

Гражданское общество. Задания из ЕГЭ с правильными ответами

Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимо знать, что такое гражданское общество, какие институты к нему относятся, какие функции оно выполняет и как взаимодействует с государством. Разберем примеры заданий прошлых лет.

Задание 4
Выберите верные суждения о гражданском обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.
1) Гражданское общество представляет собой совокупность самоуправляющихся организаций.
2) Деятельность институтов гражданского общества никак не регулируется государством.
3) Экономической основой гражданского общества является государственная собственность.
4) Гражданское общество включает в себя всех граждан государства.
5) Развитое гражданское общество не может существовать при тоталитарном политическом режиме.
Правильный ответ: 15

Задание 5
Установите со­от­вет­ствие между со­ци­аль­ны­ми си­ту­а­ци­я­ми и со­ци­аль­ны­ми институтами, чья де­я­тель­ность про­яв­ля­ет­ся в дан­ных ситуациях: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

А) Лик­ви­да­ция по­след­ствий сти­хий­но­го бед­ствия со­труд­ни­ка­ми МЧС.

Б) Про­ве­де­ние об­ще­ствен­ной экс­пер­ти­зы за­ко­но­про­ек­та о пенсиях.

В) Ра­бо­та попечительского со­ве­та школы.

Г) Предъ­яв­ле­ние об­ви­не­ния опас­но­му преступнику.

Д) Пуб­лич­ные слу­ша­ния в мэрии по про­ек­ту пер­спек­тив­ной за­строй­ки микрорайона.

1) де­я­тель­ность государства

2) де­я­тель­ность граж­дан­ско­го общества

3) сов­мест­ная де­я­тель­ность го­су­дар­ства и граж­дан­ско­го общества

Правильный ответ: 13213

Задание 6
Назовите любые три института гражданского общества в современной России и приведите примеры их деятельности.(Каждый пример должен быть сформулирован развернуто).
Правильный ответ: Могут быть приведены следующие примеры.
1) Политические партии. Коммунистическая партия Российской Федерации устроила шествие в честь годовщины Октябрьской революции.
2) Общественные движения. Например, организация «Гринпис» провела митинг против загрязнения Байкала.
3) СМИ. Например, газета «Московский комсомолец» привлекла внимание властей к нарушению трудовых прав врачей.

Источник

Что появилось первым гражданское общество или правовое государство

Что появилось первым гражданское общество или правовое государство. Смотреть фото Что появилось первым гражданское общество или правовое государство. Смотреть картинку Что появилось первым гражданское общество или правовое государство. Картинка про Что появилось первым гражданское общество или правовое государство. Фото Что появилось первым гражданское общество или правовое государство

Спрашивается: Государство побуждает явление гражданского общества, или, напротив, гражданское общество создаёт Государство? На встрече Владимира Путина с членами Совета по развитию гражданского общества и правам человека, состоявшейся 14 октября 2014 г., из уст президента РФ прозвучала фраза «Государство будет продолжать поддерживать институты гражданского общества». Этой фразой президента с очевидностью выражена концепция покровительственного со стороны Государства отношения к общественным организациям. Наряду с этим, из того, что и в какой форме высказывалось на упомянутой встрече, складывается ощущение востребованности общественными организациями именно такого к себе отношения.

Во вступительном слове Председателя Совета М.Федотова артикулирована проблема отношений в треугольнике государство–бизнес–гражданское общество. Им же были произнесены слова «можно не любить гражданское общество, но нельзя его игнорировать, нельзя пытаться его подчинить или подменить».

В связи с приведёнными высказываниями и замечаниями возникают вопросы.

Первое: Государство — что и кто это? Это обособленная властвующая над гражданами Государства надстройка, представляющая собой только малую часть его же (Государства) граждан, уполномоченных вести управленческие дела, или это все граждане Государства и его законодательно закреплённая территория? Некоторые стороны этой коллизии уже рассматривались автором в опубликованной ранее одноимённой статье.

Второе: гражданское общество — это все граждане Государства, или это только та его часть, которая не обременена властными государственными полномочиями и сорганизована в разного рода общественные организации? И может ли отдельно взятая общественная организация уже считаться гражданским обществом?

Третье: кто может не любить гражданское общество, игнорировать его, пытаться его подчинить?

С юридической точки зрения, Государство — это суверенный субъект, располагающий определённым набором узаконенных прав и полномочий, состав которых и порядок их реализации определяются специально для этих целей создаваемой инфраструктурой штатных государственных институтов. Часть входящих в эту инфраструктуру государственных институтов наделяется законодательными функциями, другая часть — исполнительными, ещё одна часть — судебными и т.д.

Для российской действительности и других государств, строящихся на принципах демократии, естественнее полагать, что Государство — это не только управленческая инфраструктура, а это ещё и граждане Государства, доверившие своей волей своим же представителям в государственных институтах формировать штатную управленческую структуру Государства и организовывать её эффективную работу.

И, если граждане — есть сама сущность Государства (без граждан нет Государства — это очевидный постулат), то любой институт гражданского общества — тоже государственный (ведь он состоит из граждан Государства), только с характерными для него полномочиями. Полномочия институтов гражданского общества, в отличие от штатных государственных, — это выявление недостатков и пробелов в работе штатной инфраструктуры государственных институтов, оценка работы управленческих институтов, выработка и озвучивание мнений и предложений по улучшению и повышению эффективности их работы. Выявлением управленческих недостатков, критикой действий штатных государственных органов общественные организации осуществляют функции кураторства действующих институтов власти и непосредственного влияния на них в промежутках между очередными выборными кампаниями. Ведь чиновники, представляющие власть, очень склонны, в первую очередь, думать, может быть, даже непроизвольно, о том, чтобы им было удобно и комфортно в их властной позиции. Поэтому: богатые офисы, люксовые лимузины, высокие денежные оклады, VIP-зоны, специальное медобслуживание, охрана, особые социальные привилегии и т.д. — в этом, в частности, привлекательность чиновничьей службы. Есть ещё у чиновников склонность в их деятельности — решать, в первую очередь, свои проблемы, а не гражданского общества, которому они, по смыслу своего существования и своей деятельности, служат. А ещё есть такая характерная манера у чиновников, занимающихся разрешением проблем рядовых граждан, — это, при всём своём служебном благоустройстве и удобстве, всё равно, в рамках своей деятельности переложить возможно больше операционных забот, связанных с необходимостью разрешения возникающих трудностей, на самих же граждан, попавших в затруднительное положение.

Только жёсткий систематический контроль и спрос со стороны общественности может сдерживать чиновников от активного и пассивного предпочтения ими собственных интересов обще-гражданским. При этом, надо понимать, что общественные институты, представляемые гражданами, не обременёнными официальными административными обязанностями, ближе к единственному, согласно третьей статьи Конституции РФ, источнику власти в РФ.

В государственных штатных (необщественных) институтах в учрежденческом регламентированном распорядке работают за зарплату профессионалы управленцы; в общественной организации — даже, нельзя сказать, работают в общепринятом понимании — скорее, служат в нерегламентированном режиме неравнодушные к общественным делам активные люди. И делают они это не по долгу оплачиваемой службы, а по долгу своей совести, исходя из жгучей внутренней потребности реализовать себя в общественно полезных делах, принести, возможно, большую пользу своему Государству и таким образом его гражданам.

Не парадоксален ли факт противопоставления гражданского общества Государству? Не есть ли это своеобразная аберрация представлений граждан о Государстве и гражданском обществе? Может ли Государство не любить гражданское общество, игнорировать его, подчинять его, если граждане — это плоть Государства? А, если последнее истинно, то гражданское общество — это естественно присущий Государству его системообразующий институт.

Видимо, носителями негативных к гражданскому обществу отношений подразумеваются лишь некоторые властные институты Государства, создаваемые, кстати сказать, через узаконенные процедуры волеизъявления гражданского общества и поэтому от этого волеизъявления косвенно зависящие. И будучи созданными, эти властные органы, по причине потери осознанности коренных оснований своего существования, стараются избавиться от опеки и контроля своих уже неосознаваемых родителей — граждан Государства. В сущности, по здравой логике причинно-следственной связи, не общественные институты нуждаются в покровительстве властных государственных институтов, а, напротив, — государственные штатные институты должны поддерживаться гражданским обществом, потому как, они для него работают, для этого и с его соизволения созданы.

Одна из причин неосознанности значения и положения гражданского общества в Государстве — и поэтому конфронтационного противопоставления гражданского общества Государству — видится в отсутствии законодательно закреплённого достаточно чёткого определения понятия «Государство Российской Федерации». Многие россияне, в том числе и высокоинтеллектуальная их часть, видят в Государстве лишь властную надстройку над собой, стремящуюся подчинить их воле людей, эту надстройку составляющих, и не осознают, что надстройка эта создана и регулярно воспроизводится с согласия граждан, исходя из их потребности в организации их цивилизованного жизнеустройства. Искажённое представление о конфронтационном противостоянии гражданского общества и государства могло бы, может быть, и должно бы было в принципиальном плане разбиться и разрушиться узаконенным соответствующим определением понятия «Государство».

Другая причина видится в слабости (невнятности) процедур и структур выявления и выражения общественного мнения — ведь оно многолико и по разным поводам, — в неопределённости правил гласного учёта общественного мнения и в оценке его фактической действенности. Чему, по-видимому, способствует свойственный сложившейся в России культуре общественной деятельности, дефицит авторитетных и весомых (не конъюнктурных и не популистских), имеющих доверие большинства граждан, выразителей общественного мнения — а оно, в конце концов, выражается либо одним человеком, либо небольшой группой людей, умеющих его услышать, сформулировать и донести до властных институтов Государства.

Ещё одна причина кроется в апатичном отношении большей части граждан к соблюдению фундаментального правила эффективного управления — доверяй, но проверяй, которое совершенно необходимо неукоснительно блюсти гражданским обществом в отношении государственного аппарата. Причина апатичности — неосознанность каждым отдельным гражданином себя членом системообразующего института Государства, которым по существу является гражданское общество, — оно инициирует формирование государственных структур, оценивает полезность и эффективность их работы. Некоторая активизация интереса граждан к делам властей проявляется лишь в периоды прохождения регламентных кампаний выражения их волеизъявления, затем эта активность сходит практически на нет в межвыборные периоды. И только часть граждан, не склонных, в силу осознанности своей ответственности за общественное благополучие, расслабляться после регламентных актов волеизъявления, объединившись в общественные организации, сохраняют общественную активность. Видимо, эта часть граждан являет собой авангард гражданского общества, активно представляющего его в периоды между выборными кампаниями.

Думается, что всеобщее освобождение от представлений о гражданском обществе, как зависимом от государственного аппарата институте, будет способствовать активизации гражданского общества и переходу его в отношениях госаппарат — гражданское общество на «рельсы» плодотворного сотрудничества, в котором приоритетное значение должно иметь гражданское общество.

Осознание, что гражданское общество — это плоть Государства, а не антипод ему, что гражданское общество — это органически присущий Государству, его системообразующий институт, ведёт к пониманию, что Государство, его мощь и состоятельность, — это продукт не только руководящих лиц, которым доверены властные полномочия в Государстве, а и деятельных усилий гражданского общества. Важным условием такого осознания является адекватная определённость понятия «Государство». Условием же полноценной реализации потенциала гражданского общества должны быть правовые основы его полномочий, которые неукоснительно должны соблюдаться всеми институтами госаппарата. А заинтересованное и непрерывающееся участие гражданского общества во всех процессах, текущих в Государстве, — это, в сущности, постоянное, действующее на основе альтруистических побуждений — любви к соотечественникам и Родине, оберегание Государства от всякого рода (экономических, политических, идеологических и т.д.) провалов или потрясений, задевающих интересы граждан, от попадания Родины в унизительную зависимость от своих или международных олигархий.

Источник

Что такое «гражданское общество»: понятие, признаки, принципы

Что появилось первым гражданское общество или правовое государство. Смотреть фото Что появилось первым гражданское общество или правовое государство. Смотреть картинку Что появилось первым гражданское общество или правовое государство. Картинка про Что появилось первым гражданское общество или правовое государство. Фото Что появилось первым гражданское общество или правовое государство

В этой статье мы разберемся с тем, что такое гражданское общество, какие признаки его характеризуют. Узнаем принципы и институты гражданского общества. Рассмотрим функции гражданского общества и предпосылки его формирования. Начнём.

Что такое гражданское общество?

Гражданское общество — это совокупность независимых от государства общественных институтов (семейной, экономической, социальной, национальной, религиозной и иной направленности) призванных обеспечить реализацию отдельными индивидуумами и целыми коллективами их политических, экономических, культурных и духовных нужд и потребностей. При этом гражданское общество находится под постоянным общественным контролем, а его функционирование основывается исключительно на правовых нормах.

Выступая в качестве своеобразного связующего звена, прослойки между гражданином и государством, гражданское общество не позволяет государственным институтам узурпировать власть, став абсолютным хозяином социума. В итоге государство лишь создает общие для всех правила и законы, по которым, на основе самоуправления, и будет жить общество. Государство при этом выступает в качестве законодателя, однако, введенные им законы должны исполняться всеми, в том числе — и самим государством.

Обычно термин «гражданское общество» используется в двух контекстах: широком и узком. В широком смысле под данным понятием понимаются все социальные институты и общественные отношения, прямо не регулируемые госорганами. В более узком контексте указанным термином называют социум на определенном историческом этапе его развития, при котором на практике удалось воплотить в жизнь основные принципы функционирования гражданского общества.

Современное гражданское общество включает в себя независимые от государства общественно-политические институты, отражающие самые разнообразные социальные потребности и интересы людей в политической, экономической, культурной, религиозной и семейной сферах.

Признаки гражданского общества

К главным отличительным признакам гражданского общества относят:

Принципы гражданского общества

Выделяют ряд основных принципов гражданского общества, характеризующих тип взаимоотношений, складывающихся между государством и гражданами при его полноценном функционировании:

Главным признаком гражданского общества является наличие у индивидуумов права на свободную организацию ими различных групп по интересам (профессиональных, культурных и др.), в деятельность которых не могут вмешаться органы власти.

Институты гражданского общества

К важнейшим элементам гражданского общества относят независимых от властей интеллектуалов, ведущих борьбу за соблюдение прав граждан. Именно они создают институты гражданского общества, а именно:

Функции гражданского общества

Важнейшими функциями гражданского общества являются:

Перечисленные здесь черты гражданского общества являются характерными признаками развитого и зрелого социума. Многие люди считают саму возможность существования подобного общественного устройства утопией, однако, при выполнении всеми гражданами своих обязанностей и уважении государством их прав данная концепция вполне жизнеспособна.

Предпосылки к формированию гражданского общества

Основной предпосылкой к формированию гражданского общества является обязательное признание высшей для государства ценностью прав человека. К другим предпосылкам его формирования относят:

Следовательно, гражданское общество не может появиться в одночасье, по чьему либо желанию или приказу, его образование и развитие представляет собой длительный и комплексный процесс, имеющий под собой ряд политических, экономических, социальных, юридических и культурных предпосылок.

Правовое государство

Наличие правового государства является обязательным условием существования гражданского общества. Правовым государством принято называть форму государственного устройства, при которой высшей ценностью государства признаются гражданин и его права. Институты гражданского общества прямо не подчинены государству, но должны активно взаимодействовать с ним, дабы не допустить злоупотреблений со стороны властей (подобной деятельностью занимаются, к примеру, представители свободных СМИ, раскрывающие и фиксирующие такого рода злоупотребления, а затем рассказывающие о них гражданам).

В целом правовое государство выступает гарантом соблюдения всеми членами общества (и управляемыми, и управляющими) определенных правил игры, т.е. соблюдению ими законов, которые обязательны к исполнению и самим государством. Одновременно с этим гражданское общество через свои институты занимается разрешением вопросов, связанных с обеспечением интересов различных групп населения, входящих в состав социума, а также отдельных индивидуумов. В итоге, правовое государство и гражданское общество не конкурируют между собой, а функционируют в тесной связке, дополняя друг друга.

Становление и развитие гражданского общества

Гражданское общество появилось в результате длительного исторического развития и последовательной трансформации в первую очередь западной цивилизации. Автором идеи о формировании самостоятельного и политически активного общества, функционирующего на основе самоуправления, был Аристотель.

В Средние века данная концепция не получила должного развития, зато в эпоху Просвещения она окончательно оформилась и обрела собственное определение. Просветители рассматривали гражданское общество как плод совместной деятельности всех членов социума, привязывая его становление и развитие к становлению и развитию каждой отдельной личности.

Основным отличием гражданского общества от всех остальных типов социума является социально направленная активность граждан, предусматривающая равноправное взаимодействие между властью, обществом и человеком.

Заключение

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *