Что появилось раньше государство

Что возникло раньше государство или право

Что появилось раньше государство

Первым, конечно же, появилось право. По видимому, это было право сильного. Кто сильнее, тот и прав — скорее господствовало еще в первобытном обществе. Ну а уже после, с расцветом цивилизации и разума неандертальца, последние решили утвердить свои права (опять же в первую очередь право более сильного, что уже не обязательно подтверждалось силой чисто физической) и изобрели государство.

Спор о том, что появилось раньше — государство ил право, сродни спору, где у палки начало, а где конец (вспомнилась сказка). Без одного не может быть другого. Но вот все же право могло появиться раньше и это право присваивал себе сам человек, как право рождения или право сильного. А государство обеспечивает права и свободы граждан их совместное проживание и т.д.

Однозначного ответа нет. Есть разные точки зрения. Право это система норм установленных государством, значит государство появилось первым, но с другой стороны право это ведь еще традиции и обычаи, они были и в до государственную эпоху, родоплеменной строй.

Чтобы однозначно ответить на данный вопрос, нужно понимать, что государство и право соединены между собой неразрывной связью, и посему их происхождение — это скорее всего единый обусловленный процесс, так как любой государство, формирует, принимает и реализует соответствующие законодательные акты, а право, в свою очередь, закрепляет обязательные действия органов данного государства, регламентирует нормы поведения должностных лиц. Но если брать во внимание, те далекие времена, когда на Земле царил первобытно — общинный строй, то можно сказать, что государства как такового не было, но были некие регулируемые отношения между людьми, подкрепляемые какими- то нормами жизни, возможно так зарождалось право.

Право появилось раньше, чем государство. Обычаи, и правила поведения существовали задолго до появления государств. Думаю, в первобытном обществе законы и правила поведения были более справедливы чем потом. Право в последние две тысячи лет было на стороне господствующих классов.

Мне кажется, тут особо спорить не о чем. Право — это система определенных взаимоотношений между людьми, которая регулируется традициями или законами. Было ли право в первобытном обществе? Конечно было, потому что уже тогда могла существовать система поддержания порядка в семье-клане, общине, которую представлял в племени вождь или старейшины племени. Если кто-то из племени нарушал заведенные правила поведения, он наказывался. Еще Цицерон заметил, что право возникает тогда, когда появляется общество, но появление общества еще не означает появление государства.

Следовательно право первично по отношению к государству и государства появлялись тогда, когда в обществе уже действовала определенная правовая система.

Думаю, государство! Прова потом начили качать:)

Я уверена, что раньше появилось право. Допустим, нет государства, но есть древнее-древнее племя. И Вы думаете, что жили там люди без права? Да даже в каждой семье есть свое неписанное право. Просто право в том виде, которое мы наблюдаем сегодня, появилось уже в сформировавшемся государстве.

Что появилось раньше государство

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

Источник

Что появилось раньше: право или государство?

Что появилось раньше государство

Что появилось раньше государство Что появилось раньше государство

В данной дилемме ставится вопрос: что появилось в нашем мире раньше – государственная или правовая система? Вопрос этот – риторический, и однозначный ответ на него найти довольно очень сложно. Ведь определить тот самый этап в развитии общества, к которому можно отнести возникновение самых первых элементов социального регулирования.

По мнению многих знатоков, раньше появилось всё-таки государство. Ведь именно оно устанавливает, применяет и гарантирует правовые нормы. Если понимать право, как регулирующий механизм в обществе, то оно просто не могло оформится вне государства. В до государственную эпоху существовало лишь неформальное же право – виде общих интуитивных понятий, которых придерживались члены родоплеменного общества. И, конечно же, господствующим было право силы – «кто сильнее, тот и прав». Но это не есть право в современном понимании этого слова.

Обратимся к теоретическому смыслу понятий, о которых мы рассуждаем. Право – это регулятор общественных отношений, система общеобязательных, закрепленный законами и гарантированный государством правил поведения, регулирующий общественные отношения. Право устанавливает модели поведения участников этих отношений, а также защищает интересы людей, устанавливая юридическую ответственность за нарушения закона. Государство – это форма самоорганизации общества, которая располагает механизмами управления и принуждения, обладает суверенитетом и устанавливает свой правовой порядок на определенной территории.

Как пример из классической литературы, хотелось бы вспомнить одно из лучших произведений о до государственном родоплеменном обществе – роман Жозефа Рони-старшего «Борьба за огонь». Это произведение является удачной попыткой реконструкции быта и нравов различных племён, стоящих на разных стадиях развития. Его сюжет в основном базируется на научных данных своего времени. Из книги не трудно понять, что никаких признаков права в до государственном обществе не было. Проводя общую черту под рассуждениями, хотелось бы сделать следующие выводы. Право находится в тесном взаимодействии с государством. Им оно и устанавливается, — интересах как самого государство, так и его граждан. А это значит, что государство всё-таки появилось на свете раньше права.

Баллыева Дурли,

преподаватель кафедры «Международного
права и сравнительного правоведения»
Института международных отношений
Министерства иностранных дел Туркменистана.

Источник

Что появилось раньше: право или государство?

В данной дилемме ставится вопрос: что появилось в нашем мире раньше – государственная или правовая система? Вопрос этот – риторический, и однозначный ответ на него найти очень сложно. Ведь определить тот самый этап в развитии общества, к которому можно отнести возникновение самых первых элементов социального регулирования, проблематично.

По моему мнению, раньше появилось всё-таки государство. Ведь именно оно устанавливает, применяет и гарантирует правовые нормы. Если понимать право как регулирующий механизм в обществе, то оно просто не могло оформиться вне государства. В до государственную эпоху существовало лишь неформальное же право – в виде общих интуитивных понятий, которых придерживались члены родо-племенного общества. И, конечно же, господствующим было право силы – «кто сильнее, тот и прав»; « победителей не судят, а до побеждённых никому нет дела». Но это не есть право в современном понимании этого слова.

Обратимся к теоретическому смыслу понятий, о которых мы рассуждаем. Право – это регулятор общественных отношений; система общеобязательных, закреплённых законами и гарантированных государством правил поведения, регулирующих общественные отношения. Право устанавливает модели поведения участников этих отношений, а также защищает интересы людей, устанавливая юридическую ответственность за нарушения закона. Государство – это форма самоорганизации общества, которая располагает механизмами управления и принуждения, обладает суверенитетом и устанавливает свой правовой порядок на определенной территории.

Что появилось раньше государство

В качестве примера из истории, хочется упомянуть самый первый известный свод законов Древней Руси – «Русскую Правду» Ярослава Мудрого. Он был принят намного позже того времени, когда у восточных славян сформировалось государство. И в этом документе ещё содержатся многочисленные упоминания о не изжитых ещё до конца пережитках до государственной эпохи. Таких, как кровная месть, например. Таким образом, «Русская Правда» может послужить косвенным подтверждением того, что государство возникло раньше права.

Как пример из классической литературы, я хотел бы вспомнить одно из лучших произведений о до государственном родо-племенном обществе – роман Жозефа Рони-старшего «Борьба за огонь». Это произведение является удачной попыткой реконструкции быта и нравов различных племён, стоящих на разных стадиях развития. Его сюжет в основном базируется на научных данных своего времени. Из книги нетрудно понять, что никаких признаков права в до государственном обществе не было. Господствовало лишь примитивное «право сильного».

Что появилось раньше государство

Подводя общую черту под своими рассуждениями, я хотел бы сделать следующие выводы. Право находится в тесном взаимодействии с государством. Им оно и устанавливается, – в интересах как самого государства, так и его граждан. А это значит, что государство всё-таки появилось на свете раньше права.

Источник

Что появилось раньше, государство или право?

Однозначного ответа нет. Есть разные точки зрения. Право это система норм установленных государством, значит государство появилось первым, но с другой стороны право это ведь еще традиции и обычаи, они были и в до государственную эпоху, родоплеменной строй.

Без Государства нет права, а без права- нет Государства. Ну я всё- таки больше склоняюсь, что первым появилось право. А хотя может они вместе появились.

Очень трудно определить этап в доисторическом развитии человечества, к которому можно было бы отнести возникновение первичных элементов социальной регуляции. В первобытном обществе господствовала норма, несовершенно отражающая реальный мир. Природный характер коллективизма, с которого человек начинал свое развитие, подразумевал равенство всех членов коллектива (равенство «уровня жизни»).

Понадобились фундаментальные изменения в общественной жизни, прежде чем человек научился видеть в норме поведения внешние требования к своему поступку.

Различие между тем, что человек должен делать, что можно, а что нельзя, появилось в первобытном стаде. Столь же древние, если и не понятия, то проявления: добра и зла, долга и ответственности, справедливости и несправедливости.

Мораль и право возникают в результате процесса распада и дифференциации единой системы норм первобытного общества.

Все виды нормативных требований в древности принимали форму обычая, традиционного поведенческого стереотипа, передаваемого от старших к младшим.

Источник

§ 1. Происхождение государства и права

§ 1. Происхождение государства и права

Государство и право теснейшим образом взаимосвязаны: государство (его соответствующие органы) принимает законы и гарантирует их реализацию, а право закрепляет обязательные правила деятельности органов государства, поведения его должностных лиц. Их происхождение наука рассматривает поэтому как совокупный, взаимообусловленный процесс.

Теорий происхождения государства и права много, ученые не имеют однозначного ответа на вопрос, почему возникли эти общественные институты. Впрочем, для обществознания подобная ситуация, скорее, характерна, чем исключительна. Каждая из существующих теорий, кроме расовой, лишенной нравственного и разумного содержания, помогает понять причины появления в жизни людей таких средств организации общественных отношений, как государство и право.

Раньше других появилась теологическая теория возникновения государства и права. Она непосредственно связана с религиозными представлениями о происхождении мира. Если Бог сотворил мир, то по Его воле созданы также государство и законы. Они являются порождением Его воли. Следовательно, государственная власть вечна и незыблема. В Средние века эту теорию разрабатывал, в частности, философ и богослов Фома Аквинский (1224 или 1225–1274).

Патриархальная теория, развивавшаяся еще древнегреческим философом Аристотелем (384–322 до н. э.), связывает рождение государства с развитием семьи. В семье главой является отец, в стране-государстве – монарх, который обязан заботиться о своих подданных, как хороший отец призван опекать чад и домочадцев. Монархическая государственная власть имеет божественное происхождение.

Теория договора, сторонниками которой являются Г. Гроций (1583–1645), Б. Спиноза (1632–1677), Т. Гоббс (1588–1679), Дж. Локк (1632–1704), Ж. Ж. Руссо (1712–1778), А. Н. Радищев (1749–1802), определяет государственную власть как результат объединения людей, заключивших между собой взаимное добровольное соглашение (договор). Идея божественного происхождения государства и права отвергается, они рассматриваются как продукт воли и деятельности людей. Заключив договор, люди передали государственной власти часть своих естественных (прирожденных) прав, а государство, в свою очередь, обязалось охранять собственность и безопасность граждан и страны. Государственная власть приобрела, таким образом, законную силу по воле и соглашению народа. Если власть нарушает договор с народом, считали некоторые последователи этой теории, народ имеет право свергнуть ее.

Законы пишутся для обыкновенных людей, поэтому они должны основываться на простых правилах здравого смысла.

Т. Джефферсон, американский политический деятель

Теория насилия формировалась в XIX–XX вв. в трудах Е. Дюринга (1833–1921), К. Каутского (1854–1938) и других политиков и ученых. Согласно этой теории, государственная власть возникает в результате военно-политических событий, завоевания одних племен, народов другими. Для господства над побежденными и создается специальный аппарат принуждения – государство. Само же завоевание одних народов другими рассматривается как форма подчинения слабых сильными, закон природы, вечный и неизменный. Сторонники этой теории абсолютизируют роль насилия в истории и игнорируют другие пути образования государств, укрепления власти.

Органическая теория изложена в трудах Платона (428 или 427–348 или 347 до н. э.), Аристотеля, Г. Спенсера (1820–1903) и других мыслителей. Структура и функции государства уподобляются соответствующим признакам живого организма. Аристотель, например, полагал, что существование человека вне государства так же невозможно, как существование рук и ног, отделенных от тела. Спенсер сравнивал людей, живущих в государстве, с клетками, образующими живой организм. Государства, как и органические существа, развиваются, эволюционируют, стареют. Когда больны какие-то клетки, страдает весь организм. То же и с государством: его сила и крепость всецело зависят от душевного и физического здоровья граждан.

Психологическая теория существует с середины XIX в. Ее представители – Л. И. Петражицкий (1867–1931), З. Фрейд (1856–1939) и др. Она объясняет государственные и правовые механизмы особыми психологическими переживаниями и потребностями людей, например стремлением к власти, потребностью жить в организованном обществе. Одним людям, полагают сторонники этой теории, свойственно властвовать, а другим – подчиняться выдающимся личностям. В государстве и законах они видят средства усмирения с рождения присущих индивидам агрессивных влечений.

Расовая теория исходит из ложного деления людей на «высшую (хозяев) и низшую (рабов) расы». Качества, определяющие их «статус», являются якобы прирожденными. Один из основателей расовой теории, Ж. Гобино (1816–1882), считал представителями высшей расы арийцев (к ним он причислял народы, принадлежащие к индоевропейской языковой общности). Нацисты относили к арийцам германские народы, «наследников древних римлян». «Низшей расой» они называли славян, евреев, арабов и другие народы. История, образование и рост государств представлены в трудах сторонников этой антинаучной теории результатом «борьбы арийцев с низшими расами».

В нашей стране долгие годы господствовала материалистическая (марксистская) теория. Ее создатели – К. Маркс (1818–1883), Ф. Энгельс (1820–1895), В. И. Ленин (1870–1924) и др. Главные причины возникновения государства и права они видели в сфере экономических отношений.

По мере хозяйственного развития человечество переходило от родо-племенных отношений к государственным, от обычаев как единственной формы регулирования общественной жизни к законам. Расслоение общества на богатых и бедных привело его к разделению на властвующую элиту и массу зависимых людей. Общество раскололось на классы, что в конце концов потребовало появления государства и законов, охраняющих интересы господствующих классов, эксплуататоров. Государство, утверждают последователи марксистских взглядов, есть результат непримиримости классовых противоречий. После ликвидации эксплуататорских классов (помещиков, капиталистов и др.), считают они, необходимость в государстве исчезнет.

Как же появились право и государство? Мнений много, они различны. Одно можно сказать с уверенностью: процесс их формирования занял не одно столетие. При первобытно-общинном строе производительность труда была низкой, собственность – общественной, а труд – коллективным. Общественные отношения регулировал, стабилизировал обычай. В государстве и праве необходимости не было.

Лучшие законы рождаются из обычаев.

Потребность в государстве и праве возникла в связи с развитием, усложнением общественной жизни. Сначала понадобилось регулировать семейные отношения: уже потому, что род и племя состояли не только из родичей, но и из людей пришлых, не связанных с другими кровнородственными отношениями. Усложнение общественной жизни привело к появлению «третьей силы», способной рассудить конфликты и споры противоборствующих сторон. Такой силой стало государство. Оно заменило родовую организацию, писаные законы сначала дополнили обычаи, а затем приобрели первостепенное значение. В основе государственного устройства лежал уже не кровнородственный, а территориальный признак.

Появилась особая группа людей, которая профессионально занималась управлением, используя для подчинения своей, а для народа – чужой воле тюрьмы, специальные отряды вооруженных людей, регулярное войско. Население начало платить налоги на содержание государственного аппарата. Выдающиеся представители правящей группы вырабатывали законы, нередко объясняя их появление божественной волей.

Вопросы для самоконтроля

1. Как связаны государство и право?

2. Какие теории происхождения государства и права вам известны?

3. В чем сущность теологической и патриархальной теорий?

4. Каково содержание теории общественного договора?

5. Как объясняет появление государства и права материалистическая теория?

6. Охарактеризуйте важнейшие элементы процесса появления государства и права.

А. М. Винавер (известный правовед. —А. Н.) читал лекции по римскому частному праву. Лекции Александра Марковича были неброскими, какими-то засушенными, даже нудными (таково, увы, первое впечатление всех людей от знакомства с реальной юридической материей)… Но от лекции к лекции, шаг за шагом, перед нами, желторотыми первокурсниками… открывались картины из другой галактики – то законченно-стройные, то утонченно-ажурные юридические построения со своей неумолимой логикой, строгой точностью, завершенностью. По сути дела, как я понял потом, Александр Маркович говорил об основных правовых ценностях – изначальных источниках правовой культуры (С. Алексеев, правовед).

Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию

He быть подчиненным никакому закону – значит быть лишенным самой спасительной защиты, ибо законы должны нас защищать не только от других, но и от самих себя (Г. Гейне, немецкий поэт).

Одно только прямое предписание закона не может повлиять на совесть разумных существ, счастье или несчастье которых зависит от их собственных действий и от сознания заслуги или проступка (У. Аллен, английский писатель).

Закон напрасно существует для тех, у кого нет ни мужества, ни средств защитить его (Т. Маколей, английский историк).

Строгость, непререкаемость обычаев, их общая обязательность – это такие свойства, которые потом, когда созрели необходимые социальные условия, «пригодились» при формировании права. Санкционированные обычаи оказались той готовой социальной формой, при помощи которой определенные правила были возведены в закон. Первые исторические памятники правовых систем – это везде и всюду сборники по большей части обычаев, приспособленных для выполнения общественных задач и санкционированных государством. Отдельные разновидности и социальные формы обычаев явились прямыми предвестниками юридических норм. Особо в этом отношении следует выделить систему «табу» – строжайших запретов, имеющих биологические, стихийно-природные, хозяйственные, религиозно-обрядовые основания. При помощи табу обычаи первобытно-общинного строя получили необыкновенную силу и непререкаемость (С. Алексеев).

Темы для проектов и рефератов

1. Обычай и закон: общее и различия. Примеры из истории.

2. Символы права: смысл и значение. (Речь идет, например, о богине Фемиде, мече, весах, параграфе и других символах права.)

1. Что появилось раньше – государство или право? Аргументируйте свое мнение, используя Интернет и свои знания по истории.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

58. Воззрения Т. Гоббса на происхождение государства

58. Воззрения Т. Гоббса на происхождение государства Т. Гоббс считается основоположником механистического материализма. Математический (геометрический) метод он считал универсальным для всего научного познания. Механистические воззрения Т. Гоббс перенес и на природу

Глава 1. Происхождение государства и права

Глава 1. Происхождение государства и права Государство и право появились на определенной ступени развития человечества и с тех пор непрерывно развиваются. Первые государственные образования в истории человечества возникли около 5 тыс. лет назад. Понятию «государство» в

§ 1.5. Происхождение права

§ 1.5. Происхождение права Право как особая система юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в силу тех же причин и условий, которыми объясняется происхождение государства, и процесс этот имеет исторические параллели. Разумеется, у разных народов и

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства Существует множество теорий происхождения государства. Они возникали в разные периоды исторического развития у разных народов, и их изучение дает ключ к пониманию закономерностей зарождения и

9. Происхождение права, взаимосвязь права с государством

9. Происхождение права, взаимосвязь права с государством Вопросы о происхождении права является спорным.Существует ряд теорий, связанных с указанными проблемами, а именно:1. Теория естественного права (Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев). Сторонники данной теории выделяли два

§ 2. Происхождение государства

§ 2. Происхождение государства Многочисленные теории, посвященные вопросу о происхождении государства, могут быть разделены на две группы. Одни действительно исследуют происхождение государства, другие же заняты не столько происхождением, сколько обоснованием

7. Происхождение права, взаимосвязь права и государства

7. Происхождение права, взаимосвязь права и государства Право как социальный институт возникло практически вместе с государством, поскольку во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Право организует политическую власть и выступает

Глава вторая. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

Глава вторая. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА Первобытное общество. Власть в первобытном обществе, организация и формы ее осуществления. Переход от присваивающей к производящей экономике («неолитическая революция») как фактор социального расслоения общества, появления

Глава третья. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА

Глава третья. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА Социальные нормы первобытного общества. Регулятивная роль мифов, обрядов, ритуалов. Переход от мононорм присваивающей экономики к правовым и моральным нормам производящей экономики. Закономерности возникновения права. Его признаки.

Глава 5. Происхождение государства и права

Глава 5. Происхождение государства и права § 1. Причины и условия возникновения государства и права Проблема возникновения государства и права остается и, видимо, длительное время останется в науке дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат

Происхождение права наследства и периоды его развития

Происхождение права наследства и периоды его развития Историческим основанием права наследства служат союзы лиц, устраиваемых самой природой – семьи и роды. Первоначально все права имущественные (как мы видели) принадлежат всем членам семьи или рода в совокупности.

Глава 2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ

Глава 2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ 2.1 Социальная организация первобытного общества В науке существует множество теорий о появлении государства. Причины такого множества можно объяснить следующим образом:1) формирование государства у разных народов

Раздел I. Происхождение государства

Раздел I. Происхождение государства Чтобы основать совершенное государство, надо прежде всего создать такие существа, природа коих допускает, чтобы они всюду жертвовали своим общественным благом во имя общественного благополучия. А.

Раздел II. Происхождение права

Раздел II. Происхождение права Цель, которую себе ставят люди, объединенные законами, сводится к образованию общественной власти для предотвращения и пресечения насилия и несправедливости отдельных лиц. Т.

§ 1. Происхождение государства и права

§ 1. Происхождение государства и права Государство и право теснейшим образом взаимосвязаны: государство (его соответствующие органы) принимает законы и гарантирует их реализацию, а право закрепляет обязательные правила деятельности органов государства, поведения его

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *