Что появилось раньше в меню человечества суп или шашлык
История возникновения шашлыка
«Поехали на шашлыки!» – в этом призыве всегда содержится нечто большее, чем простое желание отведать вкусного блюда. Никто не готовит его просто для себя, как суп или макароны с мясом, это социальный ритуал. Шашлык в нашей культуре давно стал символом отдыха с близкими людьми или друзьями на свежем воздухе. Никто не выбирается в лес, чтобы зажарить на костре мяса с лучком – это делается сугубо для общения с другими людьми. Всегда ли было так, и какова вообще история шашлыка, этого, несомненно, самого компанейского из всех блюд?
Где и когда появился шашлык?
Правильный ответ – везде и в тот момент, когда древний человек освоил огонь. Термическая обработка на открытом пламени была исторически первым способом приготовления мяса, ведь для этого не требуется специальной огнеупорной посуды. Достаточно насадить кусок добытой дичи на подходящую по размеру палку, чтобы приготовить вкусное и ароматное блюдо. Со временем процесс усложнился – мясо стало подвергаться предварительной мариновке и дополняться специями, соусами для усиления и обогащения вкуса.
На протяжении всей истории человечества и в самых различных культурах появлялись свои аналоги того, что мы сегодня называем «шашлык». История блюда не ограничивается Кавказским хребтом, откуда, по мнению большинства людей, оно и происходит. Здесь, кстати, тоже ошибка – само слово «шашлык» не кавказское, а тюркское и появилось в результате трансформации татарского «шишлык», означавшего «что-то на вертеле». Совсем необязательно под этим «чем-то» подразумевалось именно мясо.
Аналоги шашлыка в современном понимании имеются и в других культурах, разделенных как по времени, так и географически:
Но откуда появился шашлык именно в нашей культуре? Его история началась в 18 веке – как уже было упомянуто, до этого в России жарили на вертеле целую тушу забитой дичи. Однако такой способ приготовления требовал значительного количества времени и – что важно – древесины. Завоевательные походы Российской империи на Крым познакомили русских солдат с татарской кухней, в которой мясо перед обжаркой нарезалось кусками, что было значительно проще и быстрее. Именно с того момента в нашу культуру стали проникать татарские слова «шишлык», «мангал» и «шампур».
Шашлык как социальный феномен
И все же, откуда у этого блюда такое почти сакральное значение в нашей культуре? Ответ кроется, как всегда, в истории происхождения шашлыка:
Именно поэтому шашлык не принято есть дома в одиночестве, хотя приготовить мясо на углях можно в любой момент. Хотя сегодня охота стала уделом любителей, а домашний очаг заменили обогреватели и батареи, тысячелетиями укоренявшееся коллективное бессознательное проявляется в виде веселых групповых посиделок на лоне природы с поеданием вкусных обжаренных кусочков сочного мяса.
История шашлыков
Шашлык готовят из корейки или задней ноги бараньей туши, печени, почек, почечной части. Или же из свинины, порой используют куски говяжьей вырезки, телятины. Хороши шашлыки из птицы и рыбы. Жарят на вертеле помидоры, баклажаны, лук.
ИСТОРИЯ ШАШЛЫКА
К сожалению, то, что мы обычно готовим на углях, нельзя назвать шашлыком, хотя все довольны и никто не жалуется на вкусовые качества, пока не попробуют настоящий шашлык. А ведь это не просто жареное мясо, это целый ритуал со своими правилами и запретами.
Итак, вы решили побаловать дорогих гостей шашлыком, так с чего же начать приготовления? В первую очередь, необходимо определиться с выбором мяса или рыбы. Мы не станем придерживаться строгих кавказских традиций и говорить о шашлыке только из баранины. В наши дни, благодаря свободе нравов, скромному бюджету или богатому ассортименту, шашлык может быть как из мяса, так и из курицы и осетрины, важно чтобы все было свежим.
Уксус убивает натуральный вкус мяса, а вино вообще не оставляет ни вкуса, ни запаха. Нанизывать кусочки нужно плотно друг к другу. И вот угли готовы и нежные розовые кусочки румянятся на жару.
Многие также считают, что из говядины может получиться отличный шашлык. Но не следует забывать, что говядина намного жестче, чем свинина. Поэтому говядину желательно вымочить предварительно в газированной воде. А рецепт приготовления остается тот же. Шашлык должен получиться сочным, ароматным, и, главное, мягким.
К мясному шашлыку следует подавать сухие красные вина. Ни в коем случае нельзя есть шашлык под водку или пиво. К столу должно подаваться вино комнатной температуры. Красные вина не охлаждают даже в жару.
Приготовленное утиное мясо тщательно вытереть полотняной салфеткой и, отделив мякоть от костей, разрезать на кусочки размером 5 х 3 х 0,5 см. Зеленый лук, чеснок и имбирь нарезать и, залив соевым соусом, плотно придавить. Затем добавить молотый кунжут, черный молотый перец, сахарную пудру, все перемешать. Смазать этой приправой утиное мясо и дать постоять минут 40. Приготовленное мясо жарить на жаровой сетке.
Жаркое из Замка любви
Основной способ жарки шашлыков.
Обычная методика приготовления шашлыков такова. Мясо для шашлыка нарезают небольшими кусками, складывают в неокисляющуюся посуду и маринуют.
Для этого его солят (или не солят), посыпают черным перцем (или не посыпают), добавляют нарезанный репчатый лук, уксус (или лимонный сок, или вино, или томатный соус, или кефир, или чифирь) и перемешивают.
Посуду накрывают крышкой и на 2-3 часа помещают в холодное место для маринования. Затем куски мяса нанизывают на металлический вертел «шампур» вперемежку с репчатым луком, нарезанным кольцами. И лишь на последнем этапе все специалисты сходятся на том, что жарить шашлык надо над горячими, без пламени, углями на жаровне, именуемой «мангалом» в течение 15-20 минут, поворачивая вертел, чтобы мясо поджарилось равномерно.
К шашлыку подают нашинкованный кольцами репчатый лук, нарезанный кусочками, зеленый лук, лимон, жаренные на вертеле помидоры, баклажаны. Их посыпают сушеным барбарисом и вообще мелко нарезанной зеленью кинзы, укропа и петрушки. В России принято подавать к шашлыку еще и томатный соус, кетчупы разной степени остроты, но на Кавказе это считают излишеством, лишь в Грузии одобряют сдабривание мяса шашлыка аджикой или соусом «ткемали».
Что касается дров и мангалов, то по мнению специалистов, лучшими для шашлыков являются дрова из виноградной лозы. Далее по убыванию качества подойдут белая акация, кизил, терн, бук, дуб. Подходят лишь лиственные породы деревьев. Категорически исключаются дрова из хвойных пород со смолистой древесиной, они придадут мясу привкус, неистребимый никакими соусами.
Борщ, шашлык и всё остальное…
К написанию этой статьи меня подвиг опубликованный в “Фицрое” очень интересный текст Эрика Лобаха “Русский борщ и пищевой империализм”, посвящённый внезапно возникшим в интернете спорам о том, “чей борщ”, наш или украинский? Мне показалось, что эту статью будет очень уместно дополнить развёрнутым комментарием историка, который и предлагается любезному вниманию читателя.
Откуда взялся борщ? Происхождение блюда и слова
Начнём с борща. Вообще, полагаю, что любые споры о национальной принадлежности этого супа бессмысленны. Современный борщ, к которому мы все привыкли и хорошо знаем — это, как и большая часть кулинарии — явление довольно позднее. Если попробовать готовить так, как готовили наши далекие предки триста, или тем более пятьсот лет назад, то мы просто не узнаем вкуса многих блюд. То же самое и с борщом. Изначально это был очень простой суп, еда для простонародья, такая же, как и знаменитые луковая похлёбка или буйабес — ставшие иконами французской кухни только после того, как были “облагорожены” профессиональными кулинарами XVIII столетия. Но первоначально подобная пища появлялась от бедности — требовалось сделать горячий суп из того, что было, а в наличии обычно имелось совсем немного продуктов. Так что старинная народная кухня обычно очень проста и на наш взгляд, скорее всего, покажется примитивной.
Так вот, если бедные французские крестьяне делали супчик из сухарей и лука, или, если они жили на побережье, то бросали в котел всю ту мелкую рыбёшку, что на местном рынке считалась бросовой и продавалась за гроши, то обитатели Восточной Европы придумали свои версии простых, дешёвых народных супов из тех овощей, что хорошо росли в прохладном континентальном климате: капусты и, внимание, борщевика! Отсюда и произошло название блюда — «борщ». Именно суп с борщевиком и стал тем самым, изначальным борщом. Кулинарная функция этой травы была очень проста: во-первых, добавить в пищу максимально дешёвой питательной массы, а во-вторых, улучшить вкус похлёбки. Неприхотливый борщевик выращивался восточными славянами и был основным компонентом борща в Польше примерно до XVI века, а в России и столетием позже.
Домострой, универсальная “книга жизни” XVI века, рассказывает о борщевике, как о важном домашнем растении: “вокруг всего огорода, где крапива растет, насеять борща и с весны варить его для себя понемногу”, также борщевик сушили, чтобы использовать в пищу зимой. Растение это фактически сорное, росло само, ухода не требовало. Но европейский, он же пищевой борщевик, отличается небольшим размером и по выходу съедобной части весьма невелик, поэтому, как только появилась возможность, его заменили на свёклу, придающую супу похожий вкус.
Откуда на Руси взялась свёкла?
Поляки считают, что появление свёклы в кухне западных и восточных славян — это заслуга королевы Боны, жены короля Сигизмунда I Ягеллона, по происхождению миланской герцогини. В Польше и Литве Бона Сфорца — что-то вроде культурного героя, её заслугам приписывают появление множества достижений цивилизации, от театра до новых блюд. Сложно сказать, чему из этого стоит верить, но то, что свёкла могла быть привезена именно прекрасной итальянкой, выглядит вполне достоверно. Ведь изначальный ареал распространения этого растения — Средиземноморье, а в Центральной и Северной Европе она появилась достаточно поздно. Первое упоминание о “красном борще” в литературе — дидактическая книга польского писателя Николая Рея “Подлинное изображение жизни достойного человека”, изданная в 1558 году.
В России считают, что свёкла появилась здесь раньше, после крещения Руси, будучи завезённой греческими монахами. В качестве доказательства используют тот факт, что русское слово “свёкла” — это прямое заимствование из греческого языка. Впрочем, тому есть весьма основательное возражение, основанное на том, что свёкла упоминается только в переводных древнерусских текстах, как иноземный продукт, а впервые описывается как привычный огородный овощ лишь в упоминавшемся ранее Домострое. То есть в книге, написанной в XVI веке. Греческое имя “свёкла” — в русском языке пример довольно позднего словоупотребления, первоначально она называлась общеславянским словом “бурак”, что отмечено в множестве письменных источников. И лишь по мере “облагораживания” книжного русского языка, в том числе с помощью заимствований из греческого, происходившее в XVI–XVIII веках, “свёкла” стала общеупотребимым термином, а бурак — простонародным словом, использующимся в диалектных говорах.
Так что, скорее всего поляки правы, и свёкла пришла в Польшу и на Русь лишь пять столетий назад. Что особенно интересно, поляки сохранили в своей кухне тот самый исторический борщ без свёклы, белого цвета, приготовляемый из ржаной муки и самого простого мяса — потрохов или колбасок, с добавлением грибов. Впрочем, борщ со свёклой там тоже имеется, очень популярен и никто из поляков даже не думает отдавать приоритет в изобретении борща украинцам. К тому же, если мы принимаем “польскую версию” появления свёклы как самую вероятную, то получается, что распространение свёклы и борща из неё относится примерно к одному времени во всех регионах обитания западных и восточных славян: что в Польше, что в Великой, Малой и Белой Руси.
Первый письменный рецепт русского борща со свёклой содержится в книге 1790 года “Старинная русская хозяйка, ключница и стряпуха”. Впрочем, там этот суп приведён в числе старых рецептов, традиционных для русской кухни. Что особенно интересно, состав блюда XVIII века очень похож на тот рецепт Екатеринославского борща, что приводит в своей статье Эрик Лобах — в основе бульона лежит не мясо, а рыба. Хотя никаких груш в составе борща нет. Но это как раз понятно, груши — это как раз тот элемент, что появился в рецепте под воздействием южнорусской кухни. Особое внимание к рыбе не удивительно. Ведь именно рыба долгое время была главной белковой пищей русского народа. Расселение славян вдоль рек обеспечивало их огромным количеством рыбы, которая была очень дешева и доступна даже самому последнему бедняку. Археологические раскопки древнерусских городов подтверждают тот факт, что даже при том, что рыбные кости сохраняются в культурном слое куда хуже, нежели коровьи или бараньи, количество рыбных костей в мусорных кучах, устроенных столетия тому назад, несоизмеримо велико.
История и интересные факты о шашлыке.
У многих людей, незнакомых с историей, сложилось представление, будто шашлык — какое-то особое блюдо народов Кавказа, свойственное только им. Это совершенно неверно. Точно такой же шашлык можно встретить у многих народов мира.
Кстати, само слово «шашлык» вовсе не кавказского происхождения и в нашем языке оказалось случайно.
Искать страну, где впервые появился шашлык бессмысленно. Еще древние люди, научившись добывать огонь, вкушали мясо, приготовленное на костре. Но, все таки принято считать, что родина этого блюда — Восток: Иран, Ирак, Ливан, Кавказ… Может, именно благодаря восточным традициям приготовления мяса, это блюдо и получилось такое ароматное и сочное. Сейчас шашлыком называют практически любое мясо, приготовленное на углях. А ведь шашлык — это не просто жареное мясо, это целый ритуал со своими правилами и запретами.
Шашлык был известен у нас и до XVIII века, но назывался «верченое» — мясо, переворачиваемое на вертеле. «Царским кушаньям» XVI-XVII веков упоминаются «верченые» куры, утки, мясо и зайцы. Само слово «шашлык» это искаженное крымско-татарское слово «шиш» — «вертел», «шишлык» — «что-то на вертеле».
Шашлык — ароматное, сочное, пахнущее угольками мясо с бокалом хорошего сухого вина. Это блюдо, считающееся в нашей стране и во всем мире типичным кавказским, знакомо вообще многим пастушеским, скотоводческим народам, особенно горным. Что же касается названия — шашлык, то, несмотря на его несомненное тюркское происхождение, никто на Кавказе, в том числе и в тюркоязычном Азербайджане, не сможет объяснить это слово, исходя из словарного запаса своего языка.
В Армении шашлык называют «хоровац», а в Азербайджане — «кебаб», в Турции — «шиш-кебаб». Кебаб — это что-то вроде котлеты, с большим количеством мяты. Вся эта масса нанизана на деревянные палочки и запекается на углях. На Западе и в Америке «верченые» блюда превратились в «переворачиваемые» — там в обычае готовить мясо на решетке в жаровнях, именуемых «барбекю». В некоторых районах Африки местные аборигены делают шашлык из ливера. В Грузии для самых дорогих гостей делают «мцвади» на сухой виноградной лозе. Маленькие кусочки мяса на шампурах распространены и в Юго-Восточной Азии: Таиланде, Малайзии, Индонезии, — называются satay.
Есть традиция приготовления шашлыка и в Латинской Америке. В Бразилии, например, шашлык называется «шураска». Огромный кусок мяса нанизывают на шампур и готовят над открытым огнем. Когда верхний слой прожаривается, его большим и очень острым ножом срезают на тарелку.
В Японии, Китае, Индонезии мясо одевают на шпажки (острые деревянные палочки), жарят во фритюре, потом окунают в соус и подают к столу. Хотя в Японии для приготовления шашлыков используют в первую очередь морепродукты («темпора»). На углях японцы готовят очень редко. Они считают, что уголь обладает свойством впитывать запахи, а когда его разжигают, он передает эти запахи продуктам. Поэтому японцы с шашлыком, приготовленным на открытом огне, обязательно едят маринованный имбирь — он отбивает посторонние запахи.
Маленькие кусочки маринованной баранины готовят во многих странах от Афганистана до Марокко. Во франкоязычной Северной Африке их называют «brochettes». Поскольку страны пустынные, на угли под шашлык идет саксаул и самшит. Такие угли очень горячие и «долгоиграющие» с ароматным дымом.
В корейской кухне есть такое блюдо – «орикогикуи» (шашлык из утки). Советуем Вам его приготовить. Утку со специями, зеленью и сахарной пудрой можно как жарить на огне, так и испечь в духовом шкафу. Мясо не следует пережаривать, так как исчезает его вкус.
К сожалению, то, что мы обычно готовим на углях, нельзя назвать шашлыком, хотя все довольны и никто не жалуется на вкусовые качества, пока не попробуют настоящий шашлык. А ведь это не просто жареное мясо, это целый ритуал со своими правилами и запретами.
Шашлык — единственное блюдо, ради которого можно собраться за столом. Шашлык сопровождается только свежими томатами, приготовленными на углях овощами, зеленью, сыром, приправами, зеленым луком и сухим вином. Ничто не должно перебивать вкус шашлыка, нужно наслаждаться им и только им, поэтому мяса должно быть много, чтобы каждый имел возможность получить массу удовольствия.
Итак, вы решили побаловать дорогих гостей шашлыком, так с чего же начать приготовления? В первую очередь, необходимо определиться с выбором мяса или рыбы. Мы не станем придерживаться строгих кавказских традиций и говорить о шашлыке только из баранины. В наши дни, благодаря свободе нравов, скромному бюджету или богатому ассортименту, шашлык может быть как из мяса, так и из курицы и осетрины, важно чтобы все было свежим.
Шашлык из баранины — очень тонкое, как и сам восток, дело. Баранина должна быть молодой и нежирной, лучше всего взять молоденького барашка до 8 килограммов весом. Лишний жир необходимо срезать и порезать мясо на маленькие кусочки. Лук прокручивается через мясорубку и перемешивается с мясом, дабы мясо пропиталось луковым соком. Лук кольцами не приносит пользы, несмотря на свой привлекательный вид. Соль и перец добавляют по вкусу. Затем мясо перемешивается с настоящей аджикой (приготовленной только из томатов, перца и специй) и маринуется в течение суток.
Александр Дюма, путешествовавший по Кавказу в 1858 году, уверял, что филейную часть баранины для шашлыка клали в маринад из уксуса, лука, соли и перца на 15 минут. И только чтобы получить особо острое блюдо, мясо оставляли в маринаде на ночь.
Заметили, что в старину замачиванием в маринаде особо не дорожили? Это потому, что о тушах, неделями и месяцами висящих в холодильнике, тогда ничего не ведали, и отбивать запах тлена нужды не было.
А вымачивать мясо можно в чем угодно. Классические народные способы — мясо в уксусе или вине — не особенно хороши. Уксус, хоть и делает мясо более мягким, но убивает его натуральный вкус. Так же, впрочем, как и вино.
Крымские татары предпочитают кислое молоко, а еще можно пользоваться столовой газированной водой. Сегодня удобно применять для этих целей майонез, кетчуп, пиво, всевозможные соки — например, гранатовый. А австралийцы свой шашлык вообще в крепком чае замачивают. Нанизывать кусочки нужно плотно друг к другу. И вот угли готовы и нежные розовые кусочки румянятся на жару.
Теперь вернемся к более родному мясу и попробуем сделать шашлык из свинины — для этого лучше взять окорок, а для особых гастрономов рекомендуем свиные ребрышки. Технология ничем не отличается от приготовления шашлыка из баранины. Ребрышки нарезаются парами. При нанизывании на шампуры в ребрышках прокалывается мякоть между костями.
Многие также считают, что из говядины может получиться отличный шашлык. Но не следует забывать, что говядина намного жестче, чем свинина. Поэтому говядину желательно вымочить предварительно в газированной воде. А рецепт приготовления остается тот же. Шашлык должен получиться сочным, ароматным, и, главное, мягким.
К мясному шашлыку следует подавать сухие красные вина. Ни в коем случае нельзя есть шашлык под водку или пиво. К столу должно подаваться вино комнатной температуры. Красные вина не охлаждают даже в жару.
Шашлык из птицы — тоже достойное блюдо. Можно использовать филе, а можно порубить целую птицу на равномерные небольшие кусочки. Для маринада используется тот же соус, что и раньше. Курица должна мариноваться подольше, чем свинина. После чего остается лишь наслаждаться нежным вкусом и ароматом замечательного шашлыка. Запивать шашлык из птицы нужно только сухим белым вином. Оно особенно подчеркивает вкус этих блюд. При этом, белые вина и зимой и летом следует подавать к столу охлажденными. В отличие от красного, белое вино — очень легкое, поэтому нужно запастись достаточным количеством для всех.
Все закуски должны выгодно подчеркивать вкус шашлыка и сочетаться с ним. Надо иметь в виду, что у вас нас столе только одно главное блюдо — шашлык, на котором и нужно сконцентрировать внимание, поэтому легкие закуски должны лишь возбуждать аппетит, а не отвлекать от нескончаемого удовольствия.
Есть такой замок в Венгрии — в городе Секешфехерваре. Один-единственный человек — одновременно скульптор, архитектор и художник своими руками за два десятка лет выстроил этот Замок и заполнил его прекрасными статуями и картинами, посвященными одной-единственной царице его сердца — своей жене.
Говорят, она умела, как никто, готовить разбойничье жаркое, аппетитнейшее блюдо! Оно похоже на кавказский шашлык и готовится тоже на вертеле, только на шпажку нанизывают: ржаной хлеб, мясо, копченый шпик (разумеется, с пряностями и вином!), и снова в том же порядке, заканчивая шпажку хлебом. Разбойничьим жарким и сейчас, говорят, местные кулинары угощают туристов, посещающих Замок любви.
Шашлык — не просто мясо на палочке. Явление это не только кулинарное, но и эстетическое. И важное дополнение к этому блюду — окружающий ландшафт.
valsur
Valerij SURKOV
История возникновения шашлыка.
Жаркое из Замка любви.
Замок Бори. Строительство замка проводил архитектор и скульптор Й. Бори. Строительство закончено в 1959 году.
Кто не знает, что такое шашлычок?
Это небо голубое и дымок!
Это тёплая компания друзей
И, потом, воспоминания о ней!
Шашлычок бывает разным, только я
Рассказать хочу вам свой рецепт, друзья.
Минералочкой залейте щелочной.
Помешайте. Подождите час-другой.
Соль в сторонку, рановато, соль потом,
Когда мясо уже станет шашлыком.
Дабы лучше сохранился в мясе сок,
Не солите, чтоб шашлык не пересох.
Всё в порядке. Разводить пора огонь.
Открывайте пиво: «Карлсберг», «Оболонь».
Можно водочки для бодрости (чуть-чуть),
Чтоб расслабиться и лучше отдохнуть.
Огонёк горит, поленьица трещат,
Впору овощи готовить и салат,
Можно просто завалиться в гамачок
И, качаясь там, забыться на часок.
Всё, сгорело! Уголёчки чуть пыхтят,
Мы нанизываем мясо плотно в ряд,
Заполняя шампурами весь мангал.
Пряный запах шашлычку рекламу дал!
Зашипел и зарумянился шашлык,
У огня священнодействует мужик!
Надо вовремя шампур перевернуть,
И полить настойкой трав, и жар раздуть.
Красота! Почти готово. Дайте соль.
Вот теперь уже её понятна роль.
И ещё успеет мясо пропитать,
Но уже не будет соки выжимать.
Всё. Снимаем. И ещё один секрет:
Мы сейчас изобразим мясной букет.
Шампуры вонзаем в хлеб, таков прикол.
И букетом украшаем длинный стол!
Ну а дальше, как обычно, как всегда,
Водка, вина, пиво, соки и вода.
И беседа, и веселье за столом.
И зовётся эта радость «ШАШЛЫКОМ»!
Любой советский истинный мужик —
от чукчи до карела и абхаза —
безумно рад приготовлять шашлык,
на шампуры нанизывая мясо.
Вонзая с поворотом остриё
в куски мясные поперёк навылет,
мужчина вдруг себя осознаёт
неустрашимым и любвеобильным.
Используя сомнительный предлог,
себе на спину приключений ищет,
ведь в шашлыке содержится белок —
мужская специфическая пища.
В ночном лесу загадочный костёр,
людей нетрезвых освещает тускло.
Уже заметен в трапезе простой,
а шашлыки во всю шипят на углях.
Моя душа в дыму шашлычных чар
рождает страсть, усиленную перцем.
Во рту внезапно возникает жар,
а также в сердце. И пониже сердца.
Я дико жажду женщин увлекать,
идти на приступ, бешено таранить.
Обычно сразу после шашлыка
неукротимы плотские желанья.
От этого могла бы пострадать
случайно заблудившаяся тётка.
Но слава Богу, к шашлыку всегда
я добавляю и бутылку водки.
Шашлык играет в нашей жизни роль
телесно соблазняющего беса.
Затем и нужен к мясу алкоголь,
чтобы баланс страстей уравновесить.