Что поют когда причащаются
Когда можно петь в храме?
На богослужении иногда поет только хор, а иногда — все прихожане. Разбираемся в Слайдах «Фомы», почему так происходит и какие песнопения можно петь вообще всем.
Почему в храме поют?
Обращаться к Богу через пение было еще ветхозаветным обычаем. Например, знаменитые псалмы Давида чаще всего именно пели (и одновременно играли на музыкальных инструментах). Сам Спаситель со Своими учениками закончил Тайную Вечерю пением: … и воспевше, изыдоша в гору Елеонскую (Мф 26:30). Апостолы продолжили эту традицию. Так что церковное пение возникло практически сразу после возникновения христианства.
Можно ли петь обычному человеку в храме?
В теории — да. На практике все сложнее. Предполагалось, что в молитве участвуют все, кто пришел на богослужение. Но со временем люди все хуже знали Устав и тексты молитв, поэтому петь стали специальные люди — церковный хор (клирос).
Так что, теперь вообще ничего нельзя петь?
Можно. Так исторически сложилось, что есть несколько песнопений, которые во время службы могут петь все. Это Символ веры, «Отче наш», «Воскресение Христово видевше…» и «Тело Христово…». Общих песнопений в отдельных храмах и епархиях может быть и больше. Мы приводим самые распространенные.
Символ веры
Это собрание догматов и краткое изложение того, во что верят православные христиане. Символ веры составили на Первом и Втором Вселенских Соборах. Поется за каждой литургией.
Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, Единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
«Отче наш»
Главная молитва, которую дал нам сам Иисус Христос (Лк 11: 2). Поется за каждой литургией.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
«Воскресение Христово видевше…»
Песнопение всенощного бдения, которое совершается накануне воскресного дня или на Пасху.
«Тело Христово…»
Во время причастия верующих в храме, хор вместе с остальными людьми поет короткое песнопение. Оно акцентирует внимание на том, что сейчас происходит.
Тело Христово приимите, Источника бессмертнаго вкусите.
А подпевать хору можно?
Лучше так не делать. В храмах иногда даже вешают объявление: «Подпевать хору не благословляется». Это не из вредности — у многих людей попросту нет музыкального слуха. Это мешает слаженному пению хора и рядом стоящим людям. Если очень хочется петь на службе, просто поговорите с регентом — возможно, он найдет вам применение. Во многих храмах бывают народные хоры.
Подвывание некоторых прихожан отвлекает от службы в храме. Кроме раздражения, ощущение пустого пребывания,до слез.
У нас на приходе, наоборот, благословляется подпевать хору. Чтобы более осознанно участвовать в богослужении.
Анна, если благословляется – хорошо!) Значит, все на приходе знают, что у вас такая традиция и не смущаются этим.
«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!
43. Явление Святых Даров для причащения мирян, последнее явление Святых Даров; благодарение за причащение, заамвонная молитва, раздаяние антидора и окончание литургии
После причащения в алтаре священнослужащих, диакон открывает завесу и царские врата и совершается явление Святых Даров для причащения мирян. Священник берет чашу и передает ее диакону. Диакон, с чашей в руках, обращаясь к народу, возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите». Эти действия напоминают нам обстоятельства воскресения Христова: землетрясение, отваление ангелом камня от гроба и явление воскресшего Спасителя женам мироносицам. В это время молящиеся полагают крестное знамение сопровождая его земным поклоном. На клиросе от лица верующих поют радостную песнь: «Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам». После этого пения священник произносит вслух молитву перед причащением.
Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое пречистое тело Твое и сия есть самая честная кровь Твоя; молюся убо Тебе: помилуй мя и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная: яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную.
Верю, Господи, и открыто обявляю, что Ты Христос, Сын Бога Живого, пришедший в мир спасти грешных людей, из которых я самый первый грешник. Еще я верю, что этот хлеб (который я принимаю), есть Твое пречистое тело, а это вино– Твоя святая кровь. Я, грешный, молюсь Тебе: помилуй меня и прости мои грехи вольные и невольные: сказал ли я что дурное или сделал, знал я, что грешу, или не знал, сделай так, чтобы я мог достойно причаститься святых Твоих тайн (Тела и Крови Твоей), чтобы мне очиститься от грехов моих и получить жизнь вечную.
Сын Божий, прими меня ныне, причастившегося Твоей таинственной пищи – Тела и Крови, потому что я не выдам врагам Твоим тайны Твоей и не поцелую Тебя, как целовал предатель Иуда, но как разбойник на кресте буду говорить: вспомни обо мне, Господи, в царстве Твоем.
Пусть причащение Святых Таин будет мне не в осуждение и погибель, а на здоровье моей души и телу.
Желающие причаститься повторяют эту молитву и, сделав земной поклон, подходят к св. чаше со сложенными крестообразно на груди руками. Подойдя близко к чаше, громко произносят свое имя и из рук священника со лжицы принимают Тело и Кровь Христову; после этого целуют край чаши, как бы ребро Господа Иисуса Христа. Во время причащения на клиросе поют: «Тело Христово приимите, источника бессмертного вкусите». После причащения мирян священник ставит св. чашу на престол и, обратившись к народу, благословляет его, говоря: «Спаси Боже люди Твоя и благослови достояние Твое». Это благословение и слова священника напоминают нам благословение Господа перед Его вознесением на небо. В ответ на это клир прославляет Господа таким песнопением: Видехом свет истинный, прияхом Духа Небесного, обретахом веру истинную, нераздельней Троице поклоняемся, Та бо нас спасла есть.
Мы увидели истинный свет, приняли Святого Духа, нашли истинную веру, покланяемся нераздельной Троице; ибо Она спасла нас.
После благословения народа совершается последнее явление Святых Даров. Священник тайно произнеся: «Благословен Бог наш» берет чашу с престола, выносит ее к народу и возглашает: «Всегда, ныне и присно и во веки веков». После этого он переносит чашу на жертвенник. Верующие, кланяясь Святым Дарам как бы Господу, благодарят Его за причащение такими словами: Да исполнятся уста наша хваления Твоего Господи, яко сподобил еси причаститися Святым Твоим, Божественным, Бессмертным и Животворящим Тайнам. Соблюди нас во Твоей, Святыни весь день поучатися правде Твоей, аллилуйя.
Господи, пусть уста наши будут полны прославлением Тебя, чтобы мы воспевали славу Твою за то, что Ты удостоил нас причаститься Твоих Святых, Божественных бессмертных и подающих жизнь Таин, Сохрани нас достойными Твоей святыни, чтобы и нам весь день поучаться Твоей праведности. Аллилуйя.
Это последнее явление Святых Даров изображает вознесение Иисуса Христа на небо, слова священника напоминают нам данное перед вознесением на небо обещание Иисуса Христа: невидимо и вечно быть с верующими.
После отнесения Святых Даров на жертвенник священник возвращается к престолу, складывает антиминс в знак того, что уже кончилось то великое дело, для которого он раскрытым лежал на престоле, а диакон произносит малую благодарственную ектению, в которой верующие благодарят Бога за причащение Святых Христовых Таин. После ектении священник выходит за амвон и произносит молитву, в которой испрашивает у Господа благословение всем верующим. Эта молитва по месту своего чтения называется заамвонная молитва. По прочтении ее на клиросе три раза поют слова праведного Иова: «Буди имя Господне благословенно отныне и до века». Этими словами мы выражаем желание вечно прославлять имя Божие. В некоторых храмах после этого пения читают 33-й псалом и молящимся раздают антидор. Так называются остатки той просфоры, из которой вынимается Агнец. Антидор раздается народу в воспоминание «вечери любви», которая совершалась в древности после литургии. По прочтении псалма священник благословляет народ к выходу из храма и совершает отпуст. Отпуст совершается
так: священник, остановившись в царских вратах лицом к народу с крестом в руках, воспоминает Матерь Божию и святых угодников Божиих и выражает надежду, что Иисус Христос по их молитвам спасет и помилует нас. На клиросе поют многолетие Государю Императору, Царствующему Дому, Святейшему Синоду, Архиерею и всем православным христианам. Молящиеся подходят, к священнику, целуют крест и выходят из храма. Причастники остаются слушать благодарственную молитву Богу за причащение, по выслушании ее целуют крест и выходят из храма.
Краткий порядок литургии верных: 1) Две краткие ектении, 2) Пение первой части Херувимской песни, 3) Великий вход, 4) Пение второй части Херувимской песни, 5) Первая просительная ектения, 6) Внушение диаконом мира и любви, 7) Пение Символа веры, 8) Благодарение Бога, 9) Воспоминание Тайной вечери, 10) Освящение Даров, 11) Поминовение живых и умерших, 12) Вторая просительная ектения, 13) Пение молитвы Господней, 14) Причащение священнослужащих, 15) Причащение мирян, 16) Последнее явление Святых Даров, 17) Благодарственная ектения, 18) Чтение заамвонной молитвы, 19) Отпуст, 20) Чтение благодарственной молитвы.
Для беседы с учащимися: Что делает диакон после причащения священнослужителей? Что возглашает диакон народу? Что поют на клиросе при появлении Св. Даров? Какую молитву верующие повторяют за священником? Как должны верующие подходить к причащению? Что поют на клиросе во время причащения? Что напоминают нам слова священника при благословении народа? Что означает последнее явление Св. Даров? Что делает священник после отнесения Св. Даров на жертвенник? Какую ектению произносит диакон перед заамвонной молитвой? Где священник произносит заамвонную молитву? Что называется антидором? Как совершается священником отпуст? Для чего причастники остаются в храме? Какой краткий порядок литургии верных?
Источник: Издание «Сотрудник школ» А. К. Залесской. Москва, 1917 г.
41. Совершение таинства: возбуждение к достойному предстоянию при совершении евхаристии: возгласы и ответы, предшествующие и сопровождающие евхаристическую молитву; возношение даров и освящение
После пения символа веры диакон возглашает: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити». После этого диакон уходит в алтарь. Эти слова диакона означают то, что мы будем стоять хорошо, будем стоять со страхом. Будем внимательны, чтобы спокойно в мире принести святое возношение. После этого на клиросе поют: «Милость мира, жертву хваления»; этими словами обясняют что такое «святое возношение». Святое возношение – есть хвалебная и самая приятная жертва Богу. Она есть милость ближним, принесение бескровной жертвы и прославление Бога. После этого пения священник в алтаре обращается к народу и преподает ему благословение Св. Троицы такими словами: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святого Духа буди со всеми вами». На это благословение клир поет: «и со духом твоим», т.е.мы желаем того же и твоей душе. После этого священник возглашает: «Горе имеем сердца». Эти слова означают то, что мы должны обратить наши сердца от земли на небо к Богу. На это молящиеся отвечают: «Имамы ко Господу», т.е. мы уже обратили свои сердца к Господу. После Этого священник произносит: «Благ одарим Господа», т.е. принесем Господу благодарственные молитвы. В ответ на это на клиросе поют:
«Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней».
Достойно и праведно поклоняться Отцу и Сыну и Святому Духу Троице единосущной и нераздельной.
Это время возвещается звоном для того, чтобы знали те, кто не в храме, о наступлении важных минут при совершении литургии. Священник во время этого пения молится и тайно читает первую часть благодарственной евхаристической молитвы. В этой молитве он прославляет Бога и благодарит Его за сотворение нас, за Его милости и за то, что Он принимает эту нашу службу, хотя Его окружают на небе и Ему всегда служат множество ангелов постоянно:
«Победную песнь поюще, взывающе и глаголюще».
Перевод. Воспевая песнь победы, вопиюще, возглашая, взывая и говоря.
Эти последние слова молитвы священник произносит вслух. В них указывается на те четыре вида животных под образом которых пророк Изекииль видел ангелов, окружающих престол Божий, а именно орла (поюще), вола (вопиюще), льва (взывающе) и человека (глоголюще). На клиросе поют ту победную песнь, которую пели на небе Серафимы:
«Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея».
Свят, Свят, Свят Господь сил. Небо и земля полны славы Твоей.
Слово «Саваоф» означает Владьку небесных воинств. К этой ангельской песни присоединяется та хвалебная песнь человеческая, которую пел народ при торжественном входе Господа во Иерусалим: «Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне. Осанна в вышних». Это слияние ангельской и человеческой песни происходит, во-первых, в воспоминание того, что Господь принес Себя в жертву за грехи мира и тем примирил небо и землю, ангелов и людей, во-вторых, потому, что в совершении литургии вместе с людьми участвуют и ангелы. Слово «Свят», повторенное в ангельской песни три раза, относится к Богу Отцу, Богу Сыну и Богу Духу Святому. Во время пения серафимской песни священник тайно читает вторую часть евхаристической молитвы. В этой части молитвы после благодарения и славословия Бога священник воспоминает Тайную вечерю Господа Иисуса Христа и, указывая на хлеб, лежащий на дискосе, произносит слова Господа: «приимите, ядите, сие есть тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». На клиросе поют «аминь». Молящиеся полагают крестное знамение с малым поклоном. Затем священник, указывая на вино в чане, возглашает слова Господа: «пийте от нея вси, сия есть кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов». На клиросе поют «аминь». Молящиеся полагают крестное знамение с малым поклоном. Вспомянувши Тайную Вечерю Господа, священник в молитве воспоминает также
диакон берет крестообразно в правую руку дискос с лежащим на нем хлебом, а в левую – чашу с вином, поднимает их над престолом и приносит жертву Богу со словами священника: «Твоя от Твоих Тебе приносяще, о всех и за вся». Эти слова священника имеют такой смысл:
Твои дары Твоими рабами Тебе приносятся за грехи всех людей и в благодарность за все Твои милости.
На клиросе оканчивают возглас священника пением духовной песни: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим Господи и молимтися Боже наш». Во время пения этой песни священник читает третью часть евхаристической молитвы; три раза молит Бога о ниспослании Св. Духа на себя, на предстоящих людей и на поставленные на престоле дары. После пения «Тебе поем. » молящиеся полагают крестное знамение сопровождая его земным поклоном. После молитвы священник благословляет хлеб на дискосе и тихо произносит: «И сотвори убо хлеб сей честное тело Христа Твоего»; также благословляет вино в чаше и произносит: «а еже в чаши сей честную кровь Христа Твоего» и, наконец, благословляя их вместе произносит: «приложив Духом Твоим Святым». Этот самый главный и святейший момент литургии. В эту минуту совершается великое таинственное пресуществление Святых Даров. В эту минуту силою Святого Духа хлеб невидимо пресуществляется в Тело Христово, а вино в Кровь Христову. После этого священник кланяется перед Святыми Дарами земным поклоном и молится о том, чтобы Св. Дары причащающимся послужили для прощения грехов и для получения царства небесного.
Для беседы с учащимися: Что возглашает диакон после пения символа веры? Что означают эти слова? Когда диакон уходит в алтарь? Что называется «Святое возношение»? Какими словами священник преподает благословение Святой Троицы? Что означает ответь клира на благословение священника? Что означают возгласы и пение слов: «Горе имеем сердца» и «Имамы ко Господу»? Когда бывает звон при совершении литургии верных? Что означает этот звон? За что священник благодарить Господа в тайной молитве? Какие слова молитвы священник произносит вслух? Какую победную песнь поют на небе серафимы? Какая человеческая песнь присоединяется к серафимской? Что значить слово «Саваоф»? Какие слова произносит священник при воспоминании тайной вечери? Какие слова произносит священник при поднятии дискоса и чаши? Что означают эти слова? О чем священник молится во время пения «Тебе поем»? Какие произносятся слова при благословении вина и хлеба? Что совершается во время благословения?
Источник: Издание «Сотрудник школ» А. К. Залесской. Москва, 1917 г.
Таинство причащения.
Часть 2. Последовательность и символическое значение литургии
|
Причащение апостолов. Миниатюра из греко-груз. рукописи XV в. |
Порядок совершения полной (то есть не преждеосвященной) литургии таков. Вначале приготовляется вещество для совершения евхаристии. Затем верующие готовятся к таинству. И, наконец, совершается само таинство освящение святых даров и причащение верующих. Божественная литургия, таким образом, состоит из трех частей: проскомидия, литургия оглашенных, литургия верных.
Слово это греческое и в переводе означает принесение. В древности члены первохристианской общины сами приносили перед литургиейвсе нужное для таинства: хлеб и вино. Хлеб, употребляемый при совершении литургии имеет название просфоры, что значит приношение, опять же в знак того, что раньше хлебы были приносимы христианами на литургию. В православной Церкви евхаристия совершается на просфорах, приготовленных из квасного (дрожжевого) теста.
Для проскомидии употребляется пять просфор в память о чудесном насыщении Христом пяти тысяч человек.
Для причащения употребляется одна просфора (агничная). Ибо и Господь причастил апостолов, преломив и раздав один хлеб. Святой апостол Павел пишет: «Один хлеб, и мы многие – одно тело, ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10: 17). Агнец раздробляется после приложениясвятых даров и им причащаются священнослужители и все готовившиеся к причастию.
Вино при совершении литургии употребляется красное, виноградное, так как оно напоминает цвет крови. Вино смешивается с небольшим количеством воды в знак того, что из прободенного ребра Спасителя истекла кровь и вода.
Проскомидия совершается в самом начале литургии, в алтаре во время чтения чтецом часов. Возглас «Благословен Бог наш», предваряющий чтение третьего часа является также начальным возгласом проскомидии.
Проскомидия очень важная часть Божественной литургии и приготовление даров для освящения имеет глубокое символическое значение.
Проскомидия совершается на четырехугольном столе, который стоит слева от престола и называется жертвенник.
Из агничной просфоры священник специальным ножом, называемым копие вырезает середину в форме куба, эта часть просфоры имеет название агнец, в знак того, что Господь, как Непорочный Агнец был заклан за наши грехи. С нижней части агнец надрезается крестообразно, со словами: «Жрется (приносится в жертву) агнец Божий вземляй грехи мира, за мирской живот (жизнь) и спасение». Священник копием прободает правую сторону агнца, произнося слова: «Един от воин копием ребра Ему прободе и абие (тотчас) изыде кровь и вода; и видевый свидетельствова и истинно есть свидетельство его» (Ин. 19: 34). С этими словами вливается в потир (святую чашу) вино, смешанное с водой.
Приготовление даров на проскомидии имеет несколько значений. Тут вспоминается рождение Спасителя, пришествие Его в мир и, конечно же, голгофская жертва на Кресте, а также погребение.
Приготовленный агнец и частицы, вынутые из четырех других просфор, символизируют всю полноту Церкви небесной и земной. После приготовления агнца он полагается на специальном блюде – дискосе.
Священник из второй просфоры, на которой изображается Матерь Божия, вынимает треугольную частицу в честь Пресвятой Богородицы и полагает ее по правую сторону от агнца.
Из третьей просфоры вынимаются частицы в честь Иоанна Предтечи, пророков апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, родителей Богородицы – праведных Иоакима и Анны и того святителя, чья литургия совершается.
Из двух следующих просфор вынимаются частицы за живых и усопших православных христиан.
В алтарь на проскомидию верующими подаются записки о здравии и о упокоении. За людей, чьи имена содержатся в записках, также вынимаются частицы.
Все частицы полагаются в определенном порядке на дискосе. Священник, покадив, ставит на дискосе над агнцем и частицами звездицу. Это две металлические дуги, соединенные в виде креста. Дискос знаменует и Вифлеемскую пещеру и Голгофу, звездица – звезду над пещерой и крест. Священник кадит специальные покровы и полагает их поверх дискоса и потира в знак того, что Христа положили во гробе и повили Его тело пеленами, но эти пелены также символизируют пелены рождественские.
Значение поминовения на проскомидии
В конце Божественной литургии, после причащения верующих, священник ссыпает частицы, вынутые из просфор на проскомидии, в святую чашу со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».
Поминовение на проскомидии, изъятие частиц о здравии и о упокоении, а потом погружение их в потир – высшее поминовение в Церкви. За поминавшихся на проскомидии совершается бескровная жертва, они тоже участвуют в литургии.
У мощей святителя Феодосия Черниговского нес послушание иеромонах Алексий (ныне он прославлен как местночтимый святой), будущий старец Голосеевского скита Киево-Печерской лавры. Как-то он утомился и задремал у раки. Во сне ему явился святитель Феодосий и благодарил за труды. Он просил помянуть на литургии его родителей иерея Никиту и Марию. Когда иеромонах Алексий спросил святого, как он может просить молитв священника, когда сам стоит пред престолом Божиим, святитель Феодосий ответил: «Приношение на литургии сильнее моих молитв».
Вторая часть литургии называется литургия оглашенных. В древности люди, чтобы принять святое крещение, проходили весьма длительную подготовку. Они изучали основы веры, ходили в церковь, но молиться на литургии они могли только до определенного момента службы. Перед перенесением даров с жертвенника на престол оглашенные, а также кающиеся, отлученные за тяжелые грехи от причастия, должны были выйти в притвор храма.
После возгласа священника: «Благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков», хор поет: «Аминь» (что значит истинно так). Произносится мирная, или великая, ектения. Начинается она словами: «Миром Господу помолимся». Слово «миром» обозначает не призыв молиться «всем миром», вместе (хотя молитва на литургии всегда общая соборная), а говорит нам о том, что мы должны совершать моление в мире, примирившись с ближними, только тогда Господь примет наши молитвы.
Мирная ектения охватывает как бы все сферы нашего бытия. Мы молимся о мире всего мира, о святых церквях, о храме, где совершается служба, о епископах, пресвитерах, диаконах, о стране нашей, властях и воинах ее, о благорастворении воздухов и изобилии земных плодов, необходимых для пропитания. Здесь мы также просим у Бога помочь всем путешествующим, больным и находящимся в плену.
Литургия – это общее дело, и молитва на ней совершается соборно, то есть всем верующим народом «едиными устами и единым сердцем». «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18: 20), – говорит нам Господь. И по уставу священник не может совершать литургию один, с ним должен молиться хотя бы один человек.
После великой ектении поются псалмы, называемые антифонами, так как их положено петь на двух клиросах попеременно, то есть антифонно. Псалмы пророка Давида входили в состав ветхозаветного богослужения и составляли значительную часть песнопений в службе первохристианской. После второго антифона всегда поется песнопение: «Единородный Сыне…» о пришествии в мир Христа Спасителя, Его вочеловечении и искупительной жертве.
Во время пения евангельских заповедей блаженства из Нагорной проповеди Христа, открываются царские врата и совершается малый вход, или вход с Евангелием. Священник или диакон, возвышая Евангелие, знаменуя им в царских вратах крест и возглашает: «Премудрость! Прости!» В переводе с греческого прости – значит прямо. Это говорится, как напоминание нам о том, что нужно быть внимательными в молитве, стоять прямо. Также здесь говорится о той премудрости, которую несет нам Божественное Евангелие и проповедь Господа, ибо Евангелие, выносится из алтаря в знамение того, что Христос вышел на проповедь и несет благую весть миру.
После пения тропарей, посвященных празднику, данному дню или святым дня и храма, поется Трисвятое: «Святый Боже…». В Рождество Христово, Крещение Господне, Пасху и Пасхальную седмицу, в день Святой Троицы, а также в субботу Лазареву и Великую, вместо Трисвятого поется: «Елицы (которые) во Христа крестистеся (крестились), во Христа облекостеся (облеклись). Аллилуия». В древности оглашенные принимали крещение традиционно в дни этих праздников.
В праздник Воздвижения Креста Господня и неделю Крестопоклонную Великого поста вместо Трисвятого поется: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».
Далее следуют положенные в этот день чтения из посланий святых апостолов или Деяний апостольских и Евангелия.
К внимательному чтению Апостолаи Евангелия нас готовят возгласы «Вонмем» и «Премудрость прости, услышим святого Евангелия».
После евангельского чтения следует сугубая (усиленная) ектения, на которой кроме различных молений о священноначалии, властях, воинстве и всех верующих происходит поименное поминовение тех, кто подал свои записки на литургию. Их имена возглашают священнослужители, и весь народ вместе с ними молится о здравии и спасении рабов Божиих, «всех зде ныне поминаемых».
Во время сугубой ектении священник разворачивает на престоле святой антиминс. Это прямоугольный плат с изображением положения во гроб Спасителя. Он всегда находится на престоле и на нем служится Божественная литургия. В антиминс вшиты мощи святых. В древней Церкви первые христиане служили литургию на гробах мучеников, как это было, например, в римских катакомбах, где хоронили казненных мучителями христиан.
После произнесенной сугубой ектении следует ектения об умерших. Во время нее мы молимся о всех преждепочивших отцах, братьях и сестрах наших, просим у Бога прощения их вольных и невольных грехов и водворения их в небесных обителях, где упокояются все праведные.
Далее следует ектения об оглашенных. У некоторых прихожан эта часть службы вызывает недоумение. Действительно, той практики оглашения, подготовки к крещению, которая была в древней Церкви, сейчас нет. Сегодня мы, как правило, крестим людей после одной-двух бесед. Но все-таки оглашенные, готовящиеся принять православную веру, есть и сейчас. Немало людей, еще не принявших крещение, тянутся, идут к Церкви. О них мы и молимся, чтобы Господь укрепил их благое намерение, открыл им Свое «Евангелие правды» и присоединил к «святой соборной и апостольской Церкви».
Недавно я крестил одного своего родственника, который много лет готовился принять крещение, но все как-то не мог решиться. Притом он подошел к вопросу изучения Православия весьма основательно: прочел весь Ветхий и Новый Завет, немало духовной литературы, выучил «Символ веры» и «Отче наш». И вот, в возрасте более 70 лет наконец принял святое крещение.
В наше время много людей, крещенных когда-то в детстве родителями или бабушками, но совершенно не просвещенных. И о том, чтобы Господь «огласил их словом истины» и привел в ограду церковную, и нужно молиться на этой ектении.
После слов «оглашенные изыдите» готовящиеся к крещению и кающиеся выходили из храма, ибо начиналась самая главная часть Божественной литургии. При этих словах мы должны особенно внимательно заглянуть в нашу душу, изгнать из нее все обиды и вражду на наших ближних, а также все житейские пустые помышления, чтобы с полным вниманием и благоговением молиться за литургией верных.
Эта часть службы начинается после призыва оглашенным удалиться из храма. Далее следуют две кратких ектении, и хор начинает петь Херувимскую песнь. Если переложить ее на русский язык, она будет читаться так: «Мы, таинственно изображая херувимов и воспевая Животворящей Троице трисвятую песнь, отложим теперь попечение о всем житейском, чтобы воспринять Царя всех, Которого окружают ангельские силы. Хвалите Бога!».
В этой песне упоминается, что Господь окружен ангельскими воинствами, непрестанно прославляющими Его. И на Божественной литургии молятся не только священнослужители и прихожане. Вместе с Церковью земной литургию совершает Церковь небесная.
Во время Херувимской песни совершается перенесение приготовленных для освящения даров с жертвенника на престол. Перенесение это называется Великий вход. Священник с диаконом переносят дары, выйдя из алтаря северными (левыми) дверями. Остановившись на амвоне перед царскими вратами, они, обратившись лицом к верующим, поминают святейшего патриарха, митрополитов, архиепископов, епископов, священство, всех труждающихся и молящихся в храме сем.
Ектения, следующая после перенесения даров, называется просительной и готовит верующих к самой важной части литургии – освящению честных даров.
Перед пением всем народом Символа веры диакон возглашает: «Двери, двери! Премудростию вонмем!» Эти слова напоминали в древности привратникам, что начинается самая главная и торжественная часть службы, поэтому они должны следить за дверями храма, дабы входящие не нарушили благочиния. Нам же это напоминание о том, что надо закрыть двери своего ума от посторонних помыслов.
Как правило, все молящиеся поют Символ веры, исповедуя свою веру в важнейшие догматы Православной Церкви.
Часто приходится сталкиваться с тем, что крестные – восприемники при таинстве крещения – не могут прочесть Символ веры. Это происходит оттого, что люди не читают утренних молитв (в их состав входит Символ веры) и редко ходят к литургии. Ведь в храме каждую Божественную литургию весь народ едиными устами исповедует свою веру и знает это песнопение наизусть.
После возгласа: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити» (что значит: таинство евхаристии – святое возношение – нужно приносить со страхом Божиим, с благоговением и особой внимательностью), начинается евхаристический канон. Песнопение «Милость мира, жертву хваления» является ответом на только что прозвучавший призыв.
Возгласы священника чередуются с пением хора. Священник читает во время пения евхаристические тайносовершительные молитвы. Остановимся на основных, самых главных молитвах евхаристического канона.
Со слов священника «Благодарим Господа!» начинается подготовка к освящению, претворению честных даров. Иерей читает благодарственную евхаристическую молитву. В ней прославляются благодеяния Божии, наипаче искупление человеческого рода, мы благодарим Господа за то, что Он принимает от нас Бескровную жертву в таинстве евхаристии, хотя Ему предстоят и служат чины ангельские, прославляющие Его, «победную песнь поющее, вопиюще, взывающее и глаголюще». Эти слова молитвы священник произносит в полный голос, как возглас.
Продолжая евхаристические молитвы, священник произносит вслух слова Спасителя на Тайной вечери: «Примите, ядите, сие есть тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». При этом он указывает на дискос с агнцем. Затем, указуя на святую чашу: «Пийте от нея вси, сия есть кровь Моя нового завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов».
После этого священник произносит возглас, исполненный глубокого богословского смысла: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». Мы дерзаем приносить Богу сии дары от Его творений (хлеба и вина), принося бескровную жертву о всех чадах Церкви и за все благодеяния от Него нам оказанные.
Во время пения «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим…» происходит освящение, претворение приготовленных хлеба и вина в тело и кровь Христовы. Священник молится, готовится к этому великому моменту, читая тропарь 3-го часа. Затем знаменует святой агнец со словами: «И сотвори убо хлеб сей – честное тело Христа Твоего». И благословляет вино, произнося: «А еже в чаши сей – честную кровь Христа твоего». И знаменует дискос с агнцем и святую чашу со словами: «Приложив Духом Твоим Святым». Священнослужители делают земной поклон перед святыми дарами. Святые дары приносятся как бескровная жертва за всех и за вся без исключения, за всех святых и за Матерь Божию, о чем говорится в возгласе священника, который является окончанием священнической молитвы: «Изрядно (в особенности) о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии». В ответ на этот возглас поется песнопение, посвященное Матери Божией – «Достойно есть». (На Пасху и в двунадесятые праздники до отдания поется другое богородичное песнопение, именуемое задостойник).
Далее следует ектения, которая готовит верующих к причащению и содержит также обычные прошения просительной ектении. После ектении и возгласа священника поется (чаще всего всем народом) молитва Господня – «Отче наш».
Когда апостолы попросили Христа научить их молиться, Он дал им эту молитву. И в ней мы просим обо всем необходимом для жизни: о том, чтобы на все была воля Божия, о хлебе насущном (и, конечно же, о том, чтобы Господь сподобил нас принять хлеб небесный – тело Его), о прощении наших грехов, и о том, чтобы Господь помог нам преодолеть все искушения и избавил нас от козней дьявола.
Возглас священника «Святая святым» говорит нам о том, что к святым тайнам нужно приступать в чистоте, освятив себя молитвой, постом и очистившись в таинстве покаяния.
О подготовке к таинству причащения подробно говорится в главе «Как готовиться в причастию».
В алтаре священнослужители раздробляют святой агнец, причащаются сами и готовят дары для причастия верующих. После этого царские врата открываются, и диакон выносит святую чашу со словами: «Со страхом Божиим и верою приступите». Отворение царских врат знаменует собой открытие гроба Господня, а вынос святых даров – явление Господа по Его воскресении.
Священник читает молитву святителя Иоанна Златоуста перед святым причащением: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз…». И люди молятся, внимая смиренной молитве святителя Иоанна, осознавая свое недостоинство и преклоняясь пред величием преподаваемой святыни. Молитва заканчивается словами: «…ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. Да не в суд или во осуждение будет мне причащение святых Твоих тайн, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь».
Причащающийся недостойно, без веры, сокрушения сердечного, имея в сердце злобу и обиду на ближнего, уподобляется Иуде-предателю, который был одним из двенадцати учеников, присутствовал на Тайной вечери, а потом пошел и предал Учителя.
Все, кто готовились к причастию и получили разрешение от священника, причащаются святых Христовых таин. После этого священник уносит святую чашу в алтарь.
Затем иерей осеняет молящихся святой чашей со словами «Всегда, ныне и присно и во веки веков» и переносит ее на жертвенник. Молящимся в последний раз являются святые дары, что знаменует собой последнее явление Спасителя ученикам и вознесение Его на небо.
Диакон произносит краткую благодарственную ектению.
В конце литургии священник говорит отпуст. В отпусте обычно вспоминаются Божия Матерь, святитель, чья литургия совершалась, святые храма и дня.
Все молящиеся целуют святой крест, который дает им священник.
После литургии обычно читаются благодарственные молитвы по святом причащении. Если они не читаются в храме, все причастившиеся читают их, вернувшись домой.