Что предлагает автор стихотворения железная дорога ване
«Железная дорога» Некрасова: краткое содержание и анализ стихотворения
Н.А. Некрасов, стихотворение «Железная дорога». Русская литература, 6 класс. Стихотворение и его анализ, тема произведения. Краткое изложение. Народ в поэме «Железная дорога». Читать полный текст, слушать аудиокнигу. Что писать в сочинении?
«Железная дорога» — стихотворение Н.А. Некрасова о строителях Николаевской железной дороги, соединяющей Петербург и Москву.
Полный текст доступен в «Викитеке». Послушать стихотворение можно на YouTube:
Произведение, которое иногда называют поэмой, написано в 1864 году. Вначале стихи, резко критикующие жестокое и несправедливое обращение с рабочими, были запрещены цензурой. Опубликовать их Некрасов решился лишь в 1865-м, когда предварительная цензура была отменена. За это некрасовскому журналу «Современник» вынес предупреждение министр внутренних дел, и в следующем году издание закрыли.
Краткое содержание «Железной дороги»
Рассказчик едет в поезде вместе с генералом и его сыном Ваней. Мальчик спрашивает отца, кто построил железную дорогу, и генерал отвечает: «Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!» (Клейнмихель был главноуправляющим путями сообщения при императоре Николае I, он курировал строительство железной дороги Петербург–Москва.)
Рассказчик описывает прекрасную осеннюю природу за окном вагона. Услышав разговор отца с сыном, он предлагает рассказать, кто на самом деле построил эту железную дорогу.
Голод согнал на строительство Николаевской дороги огромные массы людей. Многие из них умерли, работая в жутких условиях:
Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские…
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?
В ночи за окном появляется толпа мертвецов, которые бегут вдоль дороги за поездом. Они поют о том, как терпели нужду, как их обижало и грабило начальство.
Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.
Подробно описан один из покойников: изможденный высокий белорус и после смерти механически долбит мерзлую землю ржавой лопатой.
Рассказчик призывает мальчика не бояться мертвецов. Это простые русские мужики, честный рабочий народ. Он предлагает увидеть в них людей с «благородной привычкой к труду».
«Ремонтные работы на железной дороге». Картина Константина Савицкого, 1874 год
Свисток поезда разгоняет наваждение. Ваня рассказывает отцу, что видел толпу в пять тысяч мужиков. Генерал при словах о том, что это настоящие строители дороги, начинает хохотать.
Извинившись за «дерзкий смех», он объясняет свою позицию: разве это народ сотворил все великие достижения культуры? Простые люди — мастера разрушать, а не создавать. Он просит рассказчика показать Ване «светлую сторону» стройки, а не пугать.
Рассказчик описывает, как закончилось строительство. Мертвые зарыты в землю, больные скрыты в землянках. Рабочие собрались у конторы и обнаружили, что не заработали, а остались должны подрядчику из-за многочисленных штрафов. Появляется сам подрядчик: он сдержанно хвалит людей за работу, прощает им долги и выставляет бочку вина.
Обрадованные строители выпрягают лошадей из коляски подрядчика и сами катят ее с криком «ура!» Рассказчик заканчивает едким вопросом:
Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал?
Анализ «Железной дороги» Некрасова. Что писать в сочинении
«Железная дорога» — яркий образец гражданской лирики Некрасова, обличающей общественную несправедливость.
Стихотворение начинается с элегического описания осенней русской природы. Автор активно использует эпитеты и художественные сравнения.
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит.
Нарисовав эту прекрасную картину гармонии окружающего мира («нет безобразья в природе»), во второй части рассказчик противопоставляет ей ужасы недавнего прошлого. Оказывается, железная дорога построена буквально на костях рабочих. Кульминацией повествования становится появление толпы мертвецов. Они внушают мальчику Ване ужас, но рассказчик призывает проявить к ним сострадание, взглянуть на них как на людей.
С целью усиления контраста в стихотворении меняется даже стихотворный размер. Первая часть написана четырехстопным дактилем, затем он чередуется с трехстопным — последняя стопа укорочена. Можно сказать, что ритм стихотворения имитирует стук колес поезда.
В третьей части «Железной дороги» слово берет отец-генерал. Он говорит о простом народе как о «варварах» и «диком скопище пьяниц», которые не способны создать ничего прекраснее печного горшка. Генерал просит не смущать ребенка ужасными рассказами, а поведать о хорошем.
Однако в изображении Некрасова даже «светлая сторона» железнодорожной стройки выглядит чудовищно. Выжившие рабочие обнаруживают, что ничего не заработали, но довольствуются бочкой вина, которую выставил им хитрый подрядчик. Радость, с которой они катят начальника под крики «ура!», выглядит нелепо и грустно. Если начало стихотворения — элегия, то его финал — жестокая сатира.
Произведение, конечно, посвящено не только судьбам строителей Николаевской дороги. Поэт поднимается на уровень обобщений, рассуждая о судьбе русского народа в целом. Железная дорога — не первое и не последнее испытание, выпавшее нашим соотечественникам, констатирует Некрасов. Однажды этот жестокий порядок вещей уйдет в прошлое, надеется автор. Но случится это еще очень и очень не скоро, объясняет рассказчик Ване:
Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную —
Вынесет всё, что господь ни пошлет!
Вынесет всё — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только — жить в эту пору прекрасную
Уж не придется — ни мне, ни тебе
Анализ стихотворения Н. А. Некрасов «Железная дорога»
Отрывок стихотворения «Железная дорога»
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.
Славная осень! Морозные ночи,
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни —
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Краткий анализ стихотворения
Вариант 1
Подвижники — это святые угодники, носители Божьей правды, которые всегда были для народа олицетворением нравственного идеала. Поэт в своем стихотворении показывает, что подвижничество простого русского мужика — в тяжелом физическом труде. В крестьянской этике труд всегда рассматривался как необходимое и праведное дело. Мальчик Ваня хочет узнать, кто построил железную дорогу.
Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролись с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.
Вариант 2
Некрасов в поэме «Железная дорога» описал труд и страдания русского народа, гнёт и потери, которые он пережил. Одним из самых страшных бедствий был, конечно же, голод. Поэт создает развёрнутую метафору «царя-голода», где последний предстает перед нами как живое существо, правящее миром. Именно он заставляет мужиков работать день и ночь, браться за непосильный труд, теряя физические и душевные силы.
Для того, чтобы показать все тяготы жизни рабочих, согнанных на постройку железной дороги, автор строит стихотворение как рассказ очевидца, возможно, даже участника этих событий. Это, а также постоянные обращения (к «папаше», «Ванечке») придают тексту бОльшую достоверность, а кроме того живость и эмоциональность.
Люди работали и умирали, пока строили железную дорогу («А по бокам-то всё косточки русские…»). Фантастический образ «толпы мертвецов» помогает как нельзя лучше понять судьбу мужика-строителя. За свой рабский труд люди не получали никакой благодарности; те, кто заставил простой люд строить железную дорогу, никак не помогали, а только эксплуатировали несчастных людей. Чтобы подчеркнуть это, Некрасов использует короткие, часто нераспространённые предложения, а также лексику с отрицательной семантикой («Мёрзли и мокли, болели цингой», «Грабили нас грамотеи-десятники,/ Секло начальство, давила нужда…»).
Тема социальной несправедливости раскрывается и в портрете больного белоруса. Некрасов, используя яркие эпитеты, а также разговорную лексику, создаёт образ забитого, униженного, больного строителя железной дороги («Губы бескровные, веки упавшие / Ноги опухли; Колтун в волосах;», «горбатая спина», «язвы», «грудь ямою»). В его лице показаны всё страдание народа и равнодушие высших слоёв общества.
Но Некрасов подчеркивает, что, несмотря на унижения и бедность, голод и холод, русский народ «вынесет всё» («Вынес достаточно русский народ,/ Вынесет всё, что Господь ни пошлёт!»). В этом восхвалении русского народа, а также в открытом призыве к борьбе заключается главный идейный пафос отрывка.
Это интересно: «Всадница» Брюллов сочинение по картине.
Н. А. Некрасов «Железная дорога» – анализ стихотворения
Стихотворение «Железная дорога» было написано в 1864 году, через три года после отмены крепостного права. Однако невольно возникает вопрос — многое ли изменилось за это время в России и изменилось ли вообще?
Тема народная в стихотворном произведении Н. А. Некрасова приобретает черты драматизма. Поэт очень внимательно следил за общественной жизнью и не мог молчать о той жестокой несправедливости в отношении народа, которая с отменой крепостного права не только не уменьшилась, но приняла еще более ужасающие формы. Для Некрасова Народ был «основой» национального бытия, частью его самого.
В его стихах народная жизнь изображается не совсем так, как у его предшественников и коллег по литературному делу. Он не дает народно-песенных элементов, а представляет читателю голую прозу. И этот прием, этот «приземленный» подход позволил поэту максимально приблизиться к народу. Но он же и становится источником глубочайшего драматизма. Это вполне находит подтверждение в приведенном стихотворении. Герои поэмы — мальчик Ваня, его отец — генерал, и лирический герой.
Повествование открывается великолепной пейзажной зарисовкой:
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит…
Насыщенные красками картины природной роскоши в поэме явно противоречат всему дальнейшему описанию тягот и бед мужицкой жизни, нелегкой доли народа-труженика, народа-раба. В поэме народ — это также особый герой, персонаж самый важный. Непривычное для лирического описания природы слово «ядреный» создает впечатление свежего, кристального воздуха, мы почти физически можем ощутить его вкус. Автор очень ясно проводит параллель между гармонией в природе и тем миром, где царствуют законы неравенства, жестокости, несвободы. Он очень прозрачно намекает на это: «Нет безобразья в природе!» И только среди людей оно есть.
Этот царь беспощаден,
Голод названье ему.
Водит он армии; в море судами Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами Каменотесцев, ткачей.
Взбудораженное, воспаленное воображение мальчика Вани создает картины потрясающей ясности. «Дебри бесплодные», «топот и скрежет зубов», образ «больного белоруса» («Губы бескровные, веки упавшие, Язвы на тощих руках»), «толпы мертвецов» — все это мелькает перед нами подобно кадрам какого-то фантастического фильма. С горечью говорит автор о тех, кто воззвал к жизни эти непроходимые дебри, и сам же нашел здесь себе могилу. Полный невыразимой тоски звучит в поэме вопрос:
Братья! Вы наши плоды пожинаете!
Нам же в земле истлевать суждено…
Все ли нас, бедных, добром поминаете
И действительно, чего ради принесли свои жизни в жертву тысячи людей? Чтобы благодарные потомки говорили, что железную дорогу построил «Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька?!» Здесь Некрасов вводит образ генерала, который появляется в третьей части поэмы. Генерал выступает как защитник эстетических ценностей. Автор не спешит прерывать его и дает ему высказаться до конца. Некрасов использует прием самохарактеристики. В монологе прекрасно видно равнодушие генерала к народу, его презрительное отношение:
— Ваш славянин, англосакс и германец
Не создавать — разрушать мастера,
Варвары! дикое скопище пьяниц.
В уста генерала Н. А. Некрасов вкладывает обвинительную речь уже не просто русскому народу, а народу в более масштабном смысле, народам, в которых он видит лишь невежественную толпу, рабски преданную и покорную. Народ довольствуется малым, действует, не рассуждая. Подтверждение этому мы можем найти в тексте — это вся 4‑я часть поэмы, где «рабочий народ тесной гурьбой у конторы собрался…» Изможденные, полуживые люди остались еще и должны подрядчику. Вся 4‑я часть поэмы строится согласно представлениям генерала. Это «светлая сторона», по его мнению. Но на фоне всего повествования она становится самой драматичной, мрачной, беспросветной.
Здесь подводятся итоги, причем не только проделанной работе, но и всему крепостному строю в целом. Здесь вся психология народная, вся жизнь его. «В синем кафтане — почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь…» едет посмотреть свои работы. Сколько иронии, сколько сатиры вкладывает Некрасов в эти строки! Великодушно прощает подрядчик долги народные, да еще и выставляет бочку вина. Народ не ропщет, ни звука возражения! Куда там!
Выпряг народ лошадей — и купчину
С криком «ура!» по дороге помчал…
Читайте также: Фет «На заре ты ее не буди» анализ стихотворения.
Анализ стихотворения «Железная дорога» по плану
История создания
Стихотворение “Железная дорога” было написано в 1864 году. История создания этого произведения связана со строительством в Российской Империи железных дорог. Крестьяне, трудившиеся на Волге на путях, находились в тяжелых условиях, голодали, болели. Об их жизнях не думали и не заботились, единственной целью было скорое завершение работы. Поэту, переживавшему за простых людей, стремящемуся отразить действительность такой, какая она есть, было больно и обидно видеть это. Его переживания воплотились в изучаемом стихотворении.
Тема
Главная мысль, которую во многих своих произведениях Некрасов пытался донести до широкой публики, это тяжелое положение простого народа в России. Тема жизни крестьян и рабочих, невыносимые условия их труда и жизни при строительстве путей сообщения ярко отразилась в стихотворении “Железная дорога”. Также здесь красной нитью проходит осуждение поэтом тех людей, которые стояли во главе этих работ. Они не заботились о том, чтобы облегчить труд людей и сохранить их жизни, а использовали их лишь в качестве средства достижения своих задач.
Композиция
Стихотворение состоит из четырех выделенных частей. Все они взаимосвязаны и представляют собой соединение нескольких образов людей, сидящих в вагоне поезда: лирического героя, генерала и его сына Вани.
Жанр
Жанр стиха определяется темой, которой он посвящен – это гражданская лирика. Подтверждение этому – отражение реальной действительности, ни в чем не приукрашенной. Поэт переживает за русский народ, людей, вынужденных работать в немыслимо тяжелых условиях, осуждает руководство, стремящееся добиваться своих целей любой ценой.
Стихотворение написано трехсложным размером – дактилем. Используются различные виды рифмы: точная (постели – успели, ночи – кочи), неточная (простор – ковер, одному – ему), мужская (людей – ткачей), женская (громаден – беспощаден), способ рифмовки – перекрестный.
Средства выразительности
В стихотворении Некрасов Н. А. «Железная дорога» были использованы различные художественные средства. Среди них часто встречаются сравнения: “Лед… словно как тающий сахар лежит”, “Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно”, “Листья… желты и свежи лежат, как ковер”, “…почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь”.
Также автор применяет эпитеты: “Здоровый, ядреный воздух”, “славная осень”, гиперболы: “Труд этот, Ваня, был страшно громаден”.
Кроме того, можно наблюдать и другие средства, к примеру, метонимию: “А по бокам-то всё косточки русские”, олицетворение: “Свисток оглушительный взвизгнул”.
Обилие средств выразительности помогает воссоздать яркую, живую картину тогдашней действительности, которая предстает перед нами при прочтении стихотворения.
Читайте также: Стихотворение Анчар Пушкина — полный и краткий анализ.
Сочинение по стихотворению железная дорога некрасова 6 класс
Стихотворение начинается с эпиграфа. В нем мальчик Ваня задает своему отцу, генералу, вопрос о том, кто построил железную дорогу. На что тот отвечает ему, что это сделал граф Клейнмихель. Разговор этот происходит в вагоне поезда. И дальше построено произведение, как разговор генерала и автора.
Автор возражает генералу, говоря о том, что построил железную дорогу простой русский народ – мужики. После описания в первой части произведения пейзажа, мелькавшего за окнами вагона, автор переходит к изобличению правды.
Строительством железнодорожного пути действительно руководил упомянутый граф. И, естественно, все лавры достались именно ему. Но гораздо большей награды должны были заслужить те работяги, которые не только силы свои вложили в строительство, но и многие жизни отдали.
Автор называет имя царя, руководящего людьми, заставляющего их водить армии, суда в моря, совершать непосильный труд. Царь этот беспощаден. Имя ему – голод.
Именно он руководил мужиками, старающимися любыми путями заработать себе на проживание. Он и согнал массы народа на строительство пути. А труд этот был тяжел. Многие обрели себе здесь могилу.
Автор говорит о том, что по бокам путь выложен человеческими костями. А далее он рисует жутковатую картину. Он представляет толпу мертвецов – тех самых людей, которые не щадили ни здоровья своего, ни жизней ради этой работы.
Дальше идет монолог этих людей. Начинается он с того, что они любуются результатом своего труда, за которым терпели они и голод, и холод, и издевательства и несправедливость со стороны начальства. Они вытерпели все.
Здесь обращает особое внимание автор на то, что русский мужик способен перенести многие тяготы, к коим он, собственно говоря, привык. Некрасов очень много посвятил своих стихотворений простому русскому народу. Он восхищался его стойкостью и терпением и, в то же время, был полон сожаления к нелегкой его доле.
И в этом произведении представляет он их страдания. Люди трудились, терпели нужду. А теперь, когда работа их завершена, и многих из них уже нет в живых, плоды ее закреплены за одним человеком – графом.
Заканчивается монолог мертвецов вопросом: «или забыли давно?». Да, о тех, кто отдал жизни, большинство и не знали. Ведь многие на вопрос своих детей ответят так же, как и генерал, который и сам не вдавался в эти подробности.
И это очень распространенное явление, когда плоды труда поджинают те, кто и не совершал его.
Генерал же возражает автору, говоря, что народ умеет лишь разрушать. Да, и не к чему забивать этим голову ребенку – считает он. А потом просит своего собеседника показать и светлую сторону того, что он расписал так мрачно.
На что автор отвечает, что те, кто и дожил до окончания строительства, остались в долгу. Рады были и тому бедолаги, что им недоимка простилась, да бочке вина. Вот и все, что они заслужили. Отраднее картины здесь и нельзя нарисовать, как говорит автор.
Анализ стихотворения Железная дорога Некрасова
В 1864 году в собственном журнале «Современник» Н. Некрасов опубликовал своё стихотворение «Железная дорога». Речь в этом произведении шла о цене строительства настоящих железных путях.
Строительство Николаевской дороги продолжалось десять лет и закончилось только в 1852 году.
Она позволяла путникам преодолевать огромные расстояния всего за один день, когда раньше на это требовалась, по крайней мере, неделя.
Император своеобразно подошёл к строительству железных путей. Он провёл по карте карандашом полоску, где задумывалось обустроить линии для поездов.
И грифель пересёк болота, поля и леса — именно через такие труднодоступные места должна быть проложена железная дорога.
Но какую цену необходимо заплатить за ее строительство? Речь идёт не о деньгах, Некрасов говорил о тысячах погубленных и погибших человеческих жизнях.
Строительством занимался Клейнмихель. Этого чиновника к 1864 году уже убрали с занимаемой должности. Даже власти видели в нем чрезмерную жестокость по отношению к людям.
В своём стихотворении Некрасов поднял «больную» тему — гражданство, народ и справедливость. «Железная дорога» считается образцом гражданской лирики. В этом произведении обличается государственный произвол и подчеркивается несправедливость к бедным людям. Эту идею поэт смог отобразить в четырёх частях, которые соединены между собой сюжетом и лирическим героем.
В первой части читатель видит природу. Она рисуется идеальной, в ней нет безобразия и уродства. Ярко ей противопоставляется цивилизованный страшный мир второй части. Здесь автор раскрывает все недостатки общества, его пороки. Лирический герой рассказывает мальчику о погибших напрасно рабочих, которые трудились в любую погоду лишь бы построить железные пути, по которым мчится поезд.
Автор подчеркивает не только жёсткость и безжалостность представителей власти, но и мужество, и трудолюбие народа. Их способность в невыносимых условиях работать не покладая рук. И именно за это он достоин уважения. Некрасов с сожалением отмечает, что русские люди готовы годами и столетиями терпеть произвол.
У них есть силы, чтобы выносить все страдания, но нет сил, чтобы противостоять ударам судьбы.
В третьей части читатель видит ещё одну высказанную точку зрения. По мнению генерала, народ — это воплощение пьянства и отсутствие желание и стремлений достичь чего-то великого. Он считает, что простые люди умеют только разрушать все вокруг себя.
В четвёртой части мальчик Ваня узнает от лирического героя, что за все те трудности и испытания бедные рабочие получили в качестве оплаты лишь бочку вина. Алкоголь — это цена множества смертей и увечий. И люди радовались такой неблагодарной награде, потому что не могли помыслить о противостоянии хитрым подрядчикам.
Таким образом, Некрасов защищает бедных рабочих, но и корит их за бездействие, за их трусливость и нежелание улучшать свою жизнь. Они, на самом деле, обладают огромной силой, которая выстоит против произвола чиновников, но они не могут ей правильно воспользоваться.
6, 7 класс по плану
План конспект по литературе 6 класс Урок 31 Тема: «Железная дорога». Картины подневольного труда. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни на
08.10.2016, 23:59 |
Тема: «Железная дорога». Картины подневольного труда. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа Цель: продолжить работу над стихотворением «Железная дорога». Ход урока. I. Проверка домашнего задания Слушаем пересказ статьи о жизни и творчестве Н. А. Некрасова. Несколько учеников читают наизусть первую часть стихотворения. Попросим их определить размер стиха в «Железной дороге» и составить его схему. Ученик на доске рисует схему дактиля. Попутно учитель предлагает вспомнить, как называются другие трехсложные размеры стиха. II. Роль пейзажа в стихотворении (I часть) Комментированное чтение Обратим внимание на эпитеты. В первой строфе — «славная осень», «здоровый, ядрёный воздух», «речка студёная» противопоставлены «усталым силам» человека. Важно, чтобы ученик в первых двух строках увидел антитезу. — Найдите сравнения в первых двух строфах. «Лед неокрепший» лежит, «словно как тающий сахар», около леса можно выспаться, «как в мягкой постели», листья желты и свежи, «как ковер». — Какое желание высказывает автор во второй строфе? Автор высказывает желание выспаться, потому что чувствует в природе покой и простор. Ответим на 2-й вопрос учебника (с. 224, ч.1). Мы можем сказать, что человек, который так увидел картину природы, чувствует себя очень уставшим, он не высыпается, тоскует по «родимой Руси». Простонародные слова «ядрёный» и «студёный» говорят нам о том, что человек этот не чуждается народного языка и смело употребляет в поэтической речи слово, которое в то время не относилось к поэтической лексике. Автор любуется гармонией природы. «Кочи», «моховые болота» и «пни» могут показаться некрасивыми, безобразными. Но для автора все это — «родимая Русь», и поэтому он любит ее целиком — с прекрасными лесами, с кочками и болотами. — Найдите инверсии в первой части стихотворения. Для чего, по-вашему, автор использует этот прием? «Лед неокрепший», «на речке студеной», «под сиянием лунным», «по рельсам чугунным». Важно, чтобы ученики почувствовали народный, песенный ритм первой части. Особенно ярко он выражен в четвертой строфе. Это поможет тем, кто еще не ответил наизусть выученный отрывок из стихотворения, лучше подготовить его выразительное чтение. Картина природы противопоставлена разговору автора с соседями по вагону. Некрасов использует прием антитезы, чтобы подчеркнуть контраст между гармонией природы и противоречием в мире людей. III. Картины подневольного труда. Сочетание реальных и фантастических картин. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа Вторая часть стихотворения — обращение автора к Ване, к детям вообще, которые имеют право знать правду о том, что происходит в реальной жизни. — Почему автор называет голод царем? В чем проявляется власть этого царя? Некрасов называет голод царем, потому что голод заставляет людей выполнять часто тяжелую, непосильную работу. Чтобы избавиться от голода, люди должны зарабатывать деньги, выращивать хлеб, заниматься ремеслом, торговлей: |
Водит он армии; в море судами Правит; в артели сгоняет людей, Ходит за плугом, стоит за плечамиКаменотесцев, ткачей. |
Н. А. Некрасов намекает на то, что в голоде, который испытывает большое количество работающих людей, не получающих достаточного вознаграждения за свой труд, виноват существующий строй.
С одной стороны, голод убивает людей, с другой стороны, голод творит, т. е. заставляет людей в борьбе за жизнь создавать новое.
Многие — в страшной борьбе, К жизни воззвав эти дебри бесплодные,Гроб обрели здесь себе. |
Некрасов в этих строках противопоставляет жизнь и борьбу бесплодным дебрям и гробу, т. е. смерти. С помощью антитезы выражена мысль о том, какой тяжелый труд, какое напряжение всех сил требуется для созидания, что людям приходится отдавать свои жизни для того, чтобы вдохнуть жизнь в бесплодные дебри.
С помощью учителя ученик услышит интонации русской народной песни в строфе:
Прямо дороженька: насыпи узкие, Столбики, рельсы, мосты. А по бокам-то все косточки русские…Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты? |
Именно эти интонации без громких слов убеждают читателя в сочувствии автора народному страданию и труду.
Автор создает фантастическую картину, рисует «толпу мертвецов», которые бегут по сторонам дороги в свете луны. Но в песне мертвецов обозначается совершенно не фантастическая, а глубоко реалистическая картина угнетения народа:
«Мы надрывались под зноем, под холодом, С вечно согнутой спиной. Жили в землянках, боролися с голодом, Мерзли и мокли, болели цингой. Грабили нас грамотеи-десятники,Секло начальство, давила нужда…» |
Слова «Божии ратники, мирные дети труда» означают, что Бог все равно на стороне тех, кто мирно и честно трудится на пределе сил, как бы ни складывалась их жизнь.
Из песни мы узнаем о тяжелых условиях, в которых работали строители железной дороги, об угнетении и жестокостях со стороны начальства, о том, что много людей погибло на строительстве железной дороги для того, чтобы другие могли ездить на поездах, т. е. «плоды пожинать». Она вызывает чувство тоски и возмущения несправедливостью «грамотеев-десятников» и начальства.
Страдания людей могли бы быть намного меньше, если бы такие же люди, как и они, но занимающие определенные должности, относились к рабочим, как к братьям, с уважением к их труду. Прочитаем обращение автора к Ване:
Не ужасайся их пения дикого! С Волхова, с матушки-Волги, с Оки, С разных концов государства великого —Это все братья твои — мужики! |
Дети должны понять: в этой строфе важно утверждение поэта, что нет людей голубой крови, так называемых «благородных», что презрение к простонародью, которое воспитывалось в дворянских детях, — это сословный предрассудок.
Все люди равны на Земле, и генеральские дети такие же братья детям, родившимся в деревне. Благородна одна лишь привычка к труду, и жить, не работая, за чужой счет — это нарушение высшей справедливости.
Автор призывает Ваню и всех своих читателей:
Благослови же работу народную И научись мужика уважать. |
Привычка к труду, народное терпение и выносливость — качества, которые позволяют Н. А. Некрасову верить в лучшее будущее народа. Он говорит о будущем с надеждой и сожалением оттого, что ему, видимо, не придется «жить в эту пору прекрасную».
Литература и изобразительное искусство
Обратим внимание на репродукцию картины К. А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге». Хорошо, если есть возможность показать цветную репродукцию картины, где на фоне коричневатой глины, серого неба и испачканных холщовых одежд рабочих выделяется одно яркое пятно: толстый приказчик с рыжей бородой, в красной рубахе. Рабочие, среди которых есть дети, надрываясь, катят тачки с глиной. Лишь приказчик один стоит неподвижно, надзирая за работами, в любую минуту готовый резко окликнуть решившего передохнуть человека.
— Чем идея картины близка стихотворению Н. А. Некрасова и чем отличается от мысли поэта?
Картина художника К. А. Савицкого показывает тяжелый физический труд русских мужиков. Но в стихотворении есть надежда на лучшее будущее; глядя на картину, зритель такой надежды не ощущает.
Домашнее задание
I часть стихотворения выучить наизусть.
Перечитать части III и IV. Ответить на вопросы 7—9 учебника (с. 225, ч. 1).
Повторить размеры стиха по записям в тетради и по 1-му заданию учебника (с. 244, ч. 1).
«Железная дорога» — одно из самых насыщенных произведений Некрасова. В нем поэт обратился к одной из наиболее острых общественных проблем — роли капитализма в развитии России.
Он откликнулся на пореформенные изменения в жизни страны. Строительство железных дорог в то время было новым и очень прибыльным делом.
Важные правительственные чиновники передавали строительство купцам-подрядчикам, получая от них крупные взятки.
Но на строительстве железных дорог бесчеловечно эксплуатировали рабочих людей — вчерашних мужиков, выгнанных голодом из деревень на заработки.В этом стихотворении изображены отдельные картины народной жизни, в целом создающие широкую социальную панораму. Поэт гневно возмущается бесчеловечными условиями, в которых находился народ.
Лживому утверждению генерала о том, что строил дорогу начальник железнодорожного строительства граф Клейнмихель, прославившийся огромными хищениями и взятками, Некрасов противопоставляет непригляднную правду.
Настоящие строители дороги — не царские ставленники и казнокрады, а обыкновенные оборванные мужики, согнанные на строительство «чугунки» голодом: Он-то согнал сюда массы народные.Многие в страшной борьбе,К жизни воззвав эти дебри бесплодные,Гроб обрели здесь себе.
Толпы призраков-мертвецов — жертв тяжелейшей работы и лишений при постройке дороги — окружают мчащийся поезд. Но их труд принес пользу: они создали необыкновенное сооружение, за что заслуживают глубокого уважения. Эту привычку к труду благороднуюНам бы не худо с тобой перенять…Благослови же работу народнуюИ научись мужика уважать.
Но поэт с горечью видел непонимание мужиками своих интересов, их темноту, беспомощность, в результате которых подрядчики и богачи грабили и эксплуатировали народ.
Некрасов со злой иронией рисует «светлую сторону» жизни рабочих: обманщик подрядчик бессовестно обирает рабочих, поэтому в праздничный день поит рабочих водкой, стремясь смягчить нарастающее народное недовольство.Крестьяне инертны и покорны, они смирились со своим положением и не решаются на открытый протест.
Но стихотворение оптимистично — поэт верит в пробуждение народной активности и твердо уверен в том, что трудолюбивый русский народ не только проложит железные дороги по всей России, но и в будущем создаст «пору прекрасную»: Да не робей за отчизну любезную…Вынес достаточно русский народ,Вынес и эту дорогу железную —Вынесет все, что Господь ни пошлет! Некрасов призывает к продолжению борьбы и поет гимн труду, простым людям труда, которые в нечеловеческих условиях построили железную дорогу.
2 вариант
Николай Алексеевич Некрасов был замечательным русским поэтом, честным и благородным. Его поэтический голос всегда звучал в защиту простого угнетенного народа. Ведь ему с детства приходилось видеть страдания русского мужика от холода, голода и жестокости.В своем стихотворении «Железная дорога» Н. А. Некрасов поднимает тему «благородного труда».
Для того чтобы по-новому раскрыть эту тему, автор обращается к христианскому опыту святых подвижников.Подвижники — это святые угодники, носители Божьей правды, которые всегда были для народа олицетворением нравственного идеала. Поэт в своем стихотворении показывает, что подвижничество простого русского мужика — в тяжелом физическом труде.
В крестьянской этике труд всегда рассматривался как необходимое и праведное дело.Мальчик Ваня хочет узнать, кто построил железную дорогу. И автор стихотворения рассказывает ему, что все это сделали простые люди, «массы народные», которые «…к жизни воззвав эти дебри бесплодные, гроб обрели здесь себе».И в лунную ночь появляется толпа мертвецов.
Они поют свою песню, в которой рассказывают о тяжелых и бесчеловечных условиях, в которых они строили железную дорогу: Мы надрывались под зноем, под холодом,С вечно согнутой спиной,Жили в землянках, боролися с голодом,Мерзли и мокли, болели цингой. Но делают они это не для того, чтобы посетовать на свою тяжелую судьбу. Скорее наоборот.
Эти тяготы лишь подчеркивают тот подвиг, что они совершили, праведность и возвышенность их труда. Ведь делали они это для общего блага. Их труды угодны Богу, и теперь они — «Божии ратники, мирные дети труда». И они хотят верить, что их страдания и труд не пропали даром, а принесли плоды.
Поэтому они и взывают: «Братья! Вы наши плоды пожинаете!»
Впечатляет нас образ больного белоруса: «губы бескровные, веки упавшие, язвы на тощих руках…», «ямою грудь». «Трудно свой хлеб добывал человек!» — с горечью восклицает автор. Даже после смерти белорус «не разогнул свою спину горбатую», не позабыл свою привычку к труду.
И поэт не зря называет эту привычку «благородной» и советует перенять ее и нам. Ведь труд облагораживает и возвеличивает человека, а плоды его усилий остаются жить и после его смерти, прославляя его в веках.
Сочинение. Анализ стихотворения Н. А. Некрасова Железная дорога?
Сочинение-анализ, на мой взгляд, писать немного легче: для этого достаточно прочитать само произведение, чтобы иметь представление о чём речь; почитать критические статьи; ознакомиться с историческими реалиями того времени и отношением к ним автора.
Во вступлении стоит упомянуть о том, что сама жизнь подвела поэта (дворянина по происхождению) к теме русского народа, его трудной судьбе. Служение интересам народа — таков был принцип русских литераторов так называемого гражданского направления, в том числе и Н.А. Некрасова. Привести примеры.
Далее отметить реалистичность повествования, присущую всем произведениям автора и помогавшую современникам поэта переосмыслить восприятие окружающей действительности.
Теперь собственно анализ. Заострить внимание на том факте, что, хотя произведение имеет небольшой объём: всего четыре части, разных по длине, его смело можно назвать поэмой в связи с глубиной поднятой темы. И перейти к характеристике каждой части: первая — лирическая, умиротворённая. Дать цитаты о местности и явлениях природы, наблюдаемых из окна вагона.
Вторая: нечаянный свидетель разговора отца и сына в начале путешествия о строительстве железной дороги в своих мыслях ведёт разговор с мальчиком, приводя примеры тягот работ, жертв, которые претерпел «свободный» крестьянский люд, выгнанный с родных мест голодом — этим «царём» новой жизни (отмена крепостничества). Привести строчки, дающие реальное понимание о положении дел. Отметить язык изложения — глаголы: мёрзли, мокли, давило, секло, претерпели и т.д., прилагательные: бескровные, тощие, упавшие…
Третья: чудесным образом мальчик внял неслышимому рассказу, который дал понять ему правду о действительном строителе железной дороги — русском мужике. Он говорит об этом отцу, чем вызывает его на спор.
Мы понимаем, что устами ребёнка спорит сам автор, пытаясь доказать, что всё, что ни есть на земле, создано трудовыми руками того самого народа, который подвергался унижению правящего класса.
Здесь впору придутся множественные цитаты из стихотворения.
Сочинение на тему: Народная доля в стихотворении Некрасова «Железная дорога» — Сочинение
Народная доля в стихотворении Н. А. Некрасова «Железная дорога»
Судьба русского народа — основная тема творчества Николая Алексеевича Некрасова — никогда не оставляла его равнодушным. Страдания крестьян находили самый живой отклик в его сердце. Но Некрасов — не сторонний наблюдатель и рассказчик. Своей поэзией он старался вызвать в людях сочувствие, побудить их к действию, способному изменить существующий жизненный порядок.
Стихотворение «Железная дорога» было написано в 1864 году. В нём изображено строительство железной дороги, соединившей Москву и Петербург.
Важную роль играет эпиграф к произведению. На вопрос сына, кто строил эту дорогу, отец отвечает: «Граф Пётр Андреич Клейнмихель…», царский министр. Некрасов же в своём стихотворении хочет рассказать правду об этом строительстве.
Страшные картины народного труда предстают перед читателем. Болезни, холод, несправедливость — всё это вынуждены были терпеть крестьяне. И над всем происходящим возвышается единый властелин, за ставивший людей решиться на такой каторжный труд.
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.
Груд и терпение крестьян вызывают уважение Некрасова. Он надеется, что судьба народа изменится. Но в словах автора слышится грусть, потому что это произойдёт не скоро:
Что же… всё это народ сотворил. »
Генерал просит автора показать Ване «светлую сторону» сооружения железной дороги. Но рассказ поэта исполнен горечи. Бочка вина, которую купец-подрядчик выставил строителям, да прощёные недоимки — вот и все, что получили они в награду за свои каторжный труд. Однако крестьяне рады и этому:
Выпряг народ лошадей — и купчину С криком «ура!» по дороге помчал…
На этой безрадостной ноте Некрасов заканчивает своё произведение. Его взгляд на судьбу простого человека пессимистичен. Последние слова стихотворения окрашены горькой иронией: