Что предлагают на борту самолета
Питание в самолете. Чем вас будут кормить на борту самолета
Самолетный обед зависит от сезона, длительности полета, класса обслуживания, бюджета авиакомпании, правил здорового питания, национальных особенностей, время вылета, конкретных вкусов и возраста пассажира.
ПИТАНИЕ НА БОРТУ: СТАНДАРТНОЕ, ВЕГЕТАРИАНСКОЕ, РЕЛИГИОЗНОЕ
Бортовое питание может быть стандартным, диетическим, вегетарианским, религиозным, детским и т.д.
На коротких перелетах менее 3-х часов пассажира кормят холодными закусками, сэндвичами, бутербродами, пирожными с горячими или холодными напитками;
— на рейсах длительностью более 3-х часов предложат горячий обед из трех блюд, алкоголь;
— при перелетах более 6 часов пассажирам дважды предложат горячее питание, легкий перекус, вино, ликер и пиво.
На регулярных рейсах питание плотное, вкусное и бесплатное.
На чартерных рейсах и на рейсах бюджетных авиакомпаний более скромное, а иногда только платное.
Чем выше класс обслуживания, тем более эксклюзивные и изысканные блюда предлагают пассажирам во время полета на фарфоровой посуде с металлическими столовыми приборами (стоимость билета в бизнес классе как минимум в три раза дороже, чем в эконом).
Пассажирам первого класса на рейсах Malaysia Airlines предлагают меню из 25 блюд, приготовленных прямо на борту во время полета, а у Austrian Airlines готовят кофе по любому из 11 способов приготовления этого божественного напитка. Во всех вариантах зимой и осенью обед содержит больше мясных блюд, он более калорийный, а весной и летом преобладают овощи и фрукты, рыба. Блюда приготовлены из мяса, рыбы, морепродуктов, курицы, овощей, фруктов, круп и хлебобулочных изделий, шоколада.
Из напитков пассажирам предлагают соки, воду, чай, кофе, фруктовые напитки, вино или пиво.
КАК ЗАКАЗАТЬ СПЕЦПИТАНИЕ
Специальное питание обозначается специальным кодом из 4 букв, и заказать его можно только на маршрутах, где предусмотрено горячее питание во время перелета.
Не все авиакомпании имеют полный ассортимент всех типов питания.
Пассажиры ТРАНСАЭРО, Аэрофлот, Qatar, Luftgansa, S7,Finar, Utair, Alitalia,Air Astana,Чешских авиалиний могут заказать вегетарианское питание прямо при бронировании билета.
Аэрофлот на регулярных рейсах своим пассажирам кроме стандартного, предлагает еще 14 видов спец питания: постное, индуистско-невегетарианское, кошерное, мусульманское, фруктовое, строго вегетарианское, азиатско-вегетарианское, для диабетиков, с низким содержанием соли или холестерина, молочного белка, без содержания клейковины, низкокалорийное, для грудных детей и специальное детское питание.
Любой вид спецпитания заказывается заранее по телефону и более чем за 36 часов до вылета и без дополнительной оплаты, для заказа нужно позвонить, назвать номер билета и рейса.
Трансаэро предлагает более 25 видов специального питания, среди них облегченное, восточное, только из грубой пищи, диабетическое, из морепродуктов, любое из них можно заказать, позвонив в круглосуточный сервисный центр более чем за 24 часа.
ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ НА БОРТУ
Детское питание в самолете предлагают на рейсах почти всех авиакомпаний. В зависимости от дальности перелета оно может включать горячее блюдо или состоять только из легких закусок с напитками. Всегда детские блюда приготовлены без острых специй из диетического мяса, овощей, фруктов, мюсли, молочных продуктов, часто используется готовое в баночках, выпечка.
Плата за детское питание включена в стоимость билета. Заказывать его нужно не менее чем за 24-48 часов до вылета и вновь подтверждать заказ, если рейс задержался. Детское питание на борту двух типов – младенческое BBML (для детей младше 2-х лет) или детское CHML для всех детей старше 2-х лет. Питание детям на борту самолета выдают в первую очередь и только после взлета.
КОШЕРНАЯ ЕДА: КТО ГОТОВИТ И СЛЕДИТ ЗА КАЧЕСТВОМ
За соблюдением рациона и качеством продуктов следит Департамент кашрута. Компания ежегодно подтверждает свой сертификат кошерности.
Рацион для блюд утвержден главным раввином России. Каждое блюдо имеет знак кошера, а набор питания заверяется штампом главного раввината России. Очень часто кошерное питание пассажиры заказывают чисто из желания получить качественные, тщательно запакованные и полезные продукты. У Аэрофлота и Трансаэро кошерное питание заказывается бесплатно. На рейсах S7 кошерное питание в эконом классе заказывается за дополнительную плату в 500 рублей. На рейсах а/к EI-AI пассажиров кормят только кошерной едой.
Очень любопытно, что для экипажа готовят блюда по отдельному меню.
Всем пассажирам приятного и вкусного полета!
Пристегните ремни. Или какие развлечения на борту предлагают авиакомпании
Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости
Туризм в грядущем сезоне смещается в сторону внутреннего, поэтому развлечения на борту становятся важной индустрией. Что могут предложить российские авиакомпании и какие фильмы не следует смотреть в полете — читайте в материале «Ленты.ру».
Что у них
Возможность смотреть фильмы на борту самолета появилась на заре гражданской авиации, первый рейс с видео был в США уже в 1921 году. Но только к 2000-м годам данная услуга приобрела более привычный нам вид.
Авиакомпании повсеместно внедряют именно этот вид развлечений, различается он лишь подачей: в одних самолетах кинокартины, программы или мультфильмы нужно смотреть со своего мобильного устройства, подключаясь через Wi-Fi, в других же установлены экраны, где можно выбрать интересующий контент.
За границей десятки авиакомпаний предлагают посмотреть видео, послушать музыку и поиграть на электронных носителях. Одним из лидеров в данной отрасли является перевозчик Emirates.
A view of the economy class cabin inside an Emirates Airline Boeing 777-200LR plane following its arrival at Mexico City International Airport during its first route from Dubai via Barcelona to Mexico City, Mexico, December 9, 2019. REUTERS/Henry Romero. Фото: Henry Romero / Reuters
В 1992 году Emirates стала первой авиакомпанией, которая внедрила развлекательную систему на борту самолета для всего авиапарка и всех классов обслуживания: в спинку каждого кресла встроили устройства для просмотра видео. Сейчас их система ICE насчитывает более 4 500 каналов. Среди них, например, отдельная подборка кулинарных. Есть комедийные программы или HBO. Придумать, что посмотреть на борту, можно еще до вылета: достаточно зайти на сайт и выбрать интересующий контент.
Впрочем, есть и видео, вызывающие вопросы. Например, «В объятиях лжи», жанр которого драма/триллер. Он относится к контенту, которого на борту желательно было бы избежать, так как он считается достаточно тяжелым для восприятия и может вызвать у пассажира депрессивные мысли.
«На борту самолета никогда не покажут фильмов ужасов, не проходят отбор фильмы-катастрофы, особенно если это связано с крушением самолета. Некоторые авиакомпании избегают фильмов об однополых отношениях», — рассказала психолог, гештальт-терапевт Светлана Валуева.
Авиакомпания Lufthansa также предлагает свою систему развлечений. Находясь дома, можно выбрать, какой фильм хотите посмотреть на борту. Для этого перевозчик предлагает специальный онлайн-каталог, в котором собрано более 150 фильмов, 200 аудиопрограмм.
Кинокартины транслируются на восьми языках, также есть субтитры для слабослышащих и специальная звуковая дорожка (аудиоописание) для людей с нарушениями зрения, отмечается на сайте перевозчика. Среди кинокартин есть и триллер «Вне поля зрения», а этот жанр психологи в целом не советуют смотреть людям с высокой тревожностью.
Такой сервис для авиакомпаний едва ли может быть прибыльным. Однако некоторые перевозчики показывают рекламу на борту в качестве одного из вариантов отбить часть расходов от покупки фильмов.
Как у нас
Найти авиакомпанию с системой развлечений на борту в России — целая история. Например, Nordwind Airlines анонсирует запуск системы развлечений, однако пока она не предусмотрена ни на одном из рейсов.
Авиакомпания S7 в 2019 году писала о том, что пассажиров будут развлекать на борту.
«Трансляция контента происходит в режиме стриминга и не требует скачивания контента на смартфон. Подробную информацию об использовании системы всегда можно найти в бортовом журнале S7», — значилось на сайте. Однако сотрудники контакт-центра авиакомпании сообщили, что такой системы на бортах нет. Ранее она работала, но только для пассажиров бизнес-класса.
Чаще всего при упоминании рынка развлекательного бортового видео в России пассажиры вспоминают «Аэрофлот». На сайте авиакомпании значится, что она работает на Airbus A320/A321 и Boeing 737.
«Ознакомьтесь с новинками кинематографа, прослушайте аудиокниги или музыкальные альбомы. Летите с детьми? Включите им мультфильмы или компьютерные игры, и перелет станет действительно увлекательным», — написано на сайте перевозчика.
Посмотреть, что предлагают на каждом типе самолетов, можно в специальных гидах. Они также размещены на сайте. Для каждого свой отдельный список, это, кстати, неудобно, так как пассажир не знает, какой будет у него самолет. Например, среди кинокартин, предлагаемых пассажирам Airbus A330 значится триллер «Дьявол в деталях». По сюжету, главного героя втягивают в поиски серийного убийцы, который терроризирует город. Есть и «Перевал Дятлова», который кинокритики наперебой называют то триллером, то фильмом ужасов.
Для людей, которым такого рода кинокартины сложно смотреть, предлагают комедийную драму «Зеленая книга», мультфильм «Бобик в гостях у Барбоса» и другие. У пассажиров есть десятки вариантов на любой вкус. Есть и советские шедевры, например: «Они сражались за Родину», «А зори здесь тихие», «Летят журавли», хотя этот список мог бы быть дополнен и современными картинами на эту тему, рассчитанными на более молодую аудиторию.
Однако принцип, по которому выбираются фильмы для просмотра на борту, неясен ни у одной авиакомпании. Нельзя сказать, что показывают наиболее популярные на земле или преимущественно кинокартины отечественного производства. Голосования среди пассажиров тоже не встречались. Если внимательно изучить программу, то очевидно, что ее составляют люди, руководствующиеся скорее своим личным вкусом, а не запросами пассажиров и состоянием кинорынка.
Вообще система бортового развлечения — это то, благодаря чему люди должны прежде всего отдыхать. Сесть в кресло, расслабиться, отметить пару любимых фильмов и получить на их основе третий — который точно понравится. Каждая авиакомпания с системой развлечений на борту — это, по сути, такая же площадка для показа русского кино и сериалов, как и все онлайн-кинотеатры, поэтому ожидается, что обсуждаемые отечественные кинокартины можно посмотреть на борту.
В стратегии развития «Аэрофлота» до 2028 года представлявший ее тогда гендиректор авиакомпании заявил, что перевозчика выведут на уровень «пятизвездочного». Будем надеяться, что эту опцию включат в пятизвездочный сервис.
Для того чтобы понять принцип, по которому крупнейший авиаперевозчик в стране подбирает контент для бортового просмотра, «Лента.ру» отправила соответствующий запрос, на который, к сожалению, на момент публикации не был получен ответ.
Фото: Сафрон Голиков / «Коммерсантъ»
Только цифры
Между тем международный опыт в данной сфере достаточно богат, и подходы очень разносторонние. Для подтверждения этого достаточно просто рассказать о том, из чего состоит развлекательный контент некоторых крупных авиакомпаний согласно анализу сайтов крупнейших авиакомпаний.
Так, например, развлекательная система Emirates помимо фильмов, ТВ-сериалов и шоу содержит аудиокниги, подкасты, музыку, игры, видеоролики uTalk с уроками арабского, французского, немецкого, итальянского, испанского и других языков. Всего 140. Пассажирам предлагают более 4 500 каналов: фильмы, телепередачи, музыка и игры.
По последним данным, в библиотеке ICE 124 новинки (76 фильмов и 48 сериалов, выпущенных в 2020-2021 годах), из них 17 тайтлов детского контента — 15 фильмов и мультфильмов и два анимационных сериала.
В библиотеке Lufthansa детские и семейные тайтлы составляют 11 процентов. Фильмов и сериалов, произведенных в Германии, — 13 процентов. Новинки (фильмы и сериалы, выпущенные в 2020-2021 годах) составляют 34 процента.
Фильмы 2020 и 2021 годов составляют чуть более четверти (27 процентов) библиотеки «Аэрофлота». Среди них только четыре фильма, попавших в ТОП-20 по размеру кассовых сборов в России в 2020 году.
Комедии на борт
Гештальт-терапевт Светлана Валуева прокомментировала, что большинство людей спокойно переносят полеты, однако испытывают легкую тревогу. Она отметила, что люди чаще могут спокойно заснуть в самолете, слушать музыку, разговаривать и читать, смотреть различные фильмы.
«Учитывая, что все люди разные и заранее нет возможности учесть индивидуальные особенности конкретного человека, поэтому я бы рекомендовала остановиться на просмотре легких и несложных картин, например, комедийных («Стажер», «Гарольд и Кумар уходят в отрыв») или легких познавательных мультфильмов — «Оранжевая корова», «Фиксики». Их просмотр помогает вырабатывать эндорфины (или гормоны счастья), что улучшает эмоциональное состояние человека, помогает справляться со стрессом, повышенной тревожностью, способствует развитию позитивного мышления», — подчеркнула специалист.
Также Валуева предложила кинокартины, которые, по ее словам, могут поспособствовать засыпанию. Среди таких фильмов она назвала «Нью-Йорк, Нью-Йорк», «Седьмая печать», «Большой Лебовски».
При этом есть перечень контента, который психолог категорически не рекомендовала бы к просмотру. К примеру, не стоит смотреть фильмы о катастрофах, действие которых разворачивается над землей, и их последствиях, даже если сюжет в фильмах завершился благополучно. Психолог в качестве примеров назвала «Экипаж», «Чудо на Гудзоне», «Линию горизонта».
«Вообще не стоит смотреть любые фильмы про авиацию, фильмы ужасов и триллеры (например, «Воздушная тюрьма») — они способны пробудить страхи и обострить болезненные моменты; мелодрамы — они погружают людей в грустные эмоции, появляются негативные мысли («Дневник памяти», «Дорогой Джон»); романтические картины, которые построены на классическом сюжете «от любви до ненависти», — если подобную картину смотрит одинокий человек, который зациклен на своем одиночестве, то такой фильм еще сильнее усугубит его состояние», — сказала Валуева.
При этом психолог напомнила, что лучше всего для здоровья смотреть в самолете собственные сны.
Продукты и питание на борту самолета
Всегда ли кормят в самолете и сколько раз? Где готовят еду для пассажиров? Как заказать спецпитание во время перелета для ребенка, диабетика, постящегося? Почему отличается меню на разных рейсах и у разных перевозчиков? Можно ли в самолете есть свои продукты? Все о самолетной еде в блоге Юнитикет.ру.
Кормят ли в самолете
Существует три варианта организации питания во время авиаперелета:
Предлагать ли пассажирам еду и если да, то в каком виде и объеме, решают сами перевозчики. Право российских авиакомпаний не предоставлять питание закреплено в Федеральных авиационных правилах, ст. 98.
Если вопрос еды в самолете принципиален, перед перелетом позвоните в колл-центр авиакомпании или изучите подробности организации питания на ее официальном сайте.
Сколько раз кормят во время перелета
Если питание оплачивается дополнительно, вам сразу обозначат во сколько и как будут кормить на борту. Гораздо реже пассажирам сообщают подробности, если оно входит в стоимость билета.
Количество и качество еды в самолете зависит от продолжительности перелета:
Это общепринятые сроки. Но придерживаются их не все. Например, в Нордвинд действует более простая система: при перелете до 5,5 часов — напитки, более 5,5 часов — горячее питание.
Качество питания на борту самолета
Всю еду для авиапассажиров готовят в цехах бортового питания. Готовые блюда охлаждают так, чтобы при разогревании их вкусовые качества не испортились. После этого еду раскладывают в коробочки из фольги и маркируют с помощью наклеек. Цвет указывает на содержимое контейнера (желтый — курица, голубой — рыба и т. д.). Затем питание отправляют на борт. Если срок хранения еды небольшой, а рейс задержали — партию уничтожают и берут новое питание.
Так выглядит обед при перелете длительностью более 3-х часов
Состав ланч-боксов зависит от уровня авиакомпании. Чем солиднее перевозчик, тем лучше кормят во время перелета. Разнообразие меню зависит от типа рейса (на чартере оно скромнее, на регулярном — интереснее) и от класса обслуживания.
В состав полноценного приема пищи входит:
Дают ли в самолете добавку
Если понравилась еда в самолете, но одной порции оказалось мало, можно попросить у стюардессы добавку. Ее выдадут после того, как все пассажиры получат свои порции. Обычно свободные наборы питания остаются, только вряд ли будет выбор, как при обычной раздаче ланч-боксов.
Когда стюардесса предлагает напитки, можно взять сразу несколько стаканчиков
С напитками все проще: взять несколько стаканчиков можно сразу. Особенно если в качестве добавки пассажир хочет воду. Если речь идет о соке, стюардесса может предложить подождать, пока свои напитки получат все пассажиры.
Попросить воды можно в течение всего полета.
Один нюанс: если в российских авиакомпаниях питьевую воду дадут, причем бесплатно, то в иностранных могут отказать. Это редко, но бывает, и вполне законно.
Спецпитание во время перелета
Многие перевозчики предоставляют возможность заказать специальную еду вместо обычной для людей с особой системой питания — по медицинским показаниям, личным или религиозным убеждениям. Услуга замены меню чаще всего бесплатная и не требует никаких справок.
Детские блюда не только подходят юным путешественникам по составу, но и часто радуют их своим видом
Всего существует около 20 видов спецпитания. Некоторые перевозчики предоставляют только пару наиболее популярных вариантов, другие — почти все.
Иногда авиакомпании предлагают эксклюзивные варианты. Например, у Аэрофлота есть вариант специального русского меню, где блюда основаны на национальной кухне.
Заказывать особое питание нужно заранее. Не позднее, чем за 36 часов до вылета.
Этой опцией можно воспользоваться, если вы хотите получить на борту более вкусный обед или ужин. Как правило, спецпитание выглядит интереснее, чем обычное. А еще его разносят в первую очередь.
Из российских авиакомпаний самый разнообразный выбор бесплатных специальных меню у Аэрофлота и России. Перевозчики S7 и Уральские авиалинии предоставляют его за дополнительную плату, Ютэйр не предлагает.
Свои продукты в самолете
Когда нельзя есть в самолете
Курица или рыба: отвечаем на острые вопросы о бортовом питании
На каких условиях предоставляют бортовое питание
Бортовое питание может быть организовано тремя способами:
Меню иногда можно узнать заранее. «Аэрофлот» приводит примеры бортового питания для перелетов разной дальности, а Emirates показывает меню для конкретного рейса.
Перелет без бортпитания — это законно?
Да, не кормить пассажиров на борту законно. Авиакомпания не обязана предоставлять еду даже при долгом перелете.
В России это прописано в статье 98 Федеральных авиационных правил:
«Питание и горячие напитки могут не предоставляться пассажирам воздушных судов на борту воздушного судна, если указанное условие установлено правилами перевозчика и пассажир информирован об условиях обслуживания на борту воздушного судна до заключения договора воздушной перевозки пассажира».
В других странах — свои законы, но принцип тот же: авиакомпания сама решает, включать ли бортовое питание в стоимость билетов и в каком объеме.
Как узнать, будут ли кормить в самолете
Перед бронированием авиабилета прочитайте раздел о бортовом питании на сайте перевозчика. Там должно быть указано, в каком объеме предоставляется питание в разных классах обслуживания. Если не нашли, позвоните в кол-центр авиакомпании или напишите в службу поддержки.
Если еда включена в цену билета, то когда и сколько раз будут кормить
Как правило, если перелет длится меньше 1 часа, еда не положена вовсе, но могут предложить напитки.
На рейсах до 3 часов пассажирам экономкласса выдают холодные закуски: печенье, булочку, батончик или сэндвич, бывают йогурты, шоколадки и орешки.
На рейсах дольше 3–4 часов полагается горячее питание, в зависимости от времени вылета это может быть завтрак, обед или ужин.
Если перелет длится 6–8 часов, к основному приему пищи добавляется один перекус.
Если лететь дольше 8 часов, горячей едой кормят два раза.
Это в теории. Детали в разных авиакомпаниях отличаются, как небо от земли. На двухчасовом перелете одного перевозчика пассажирам экономкласса приносят кексик и стакан воды, на другом — сэндвич с теплым хлебом и красной рыбой, сок и неплохой кофе.
Сколько раз будут кормить на конкретном рейсе, большие ли порции, положена ли горячая еда или только закуска, предложат ли пиво или вино — зависит от авиакомпании.
Какое бортпитание в экономклассе в России
На рейсах от 3 ч — горячее питание
На рейсах от 3 ч — горячее питание
На рейсах от 1 до 2,5 ч — снэк
На рейсах от от 2,5 до 4 ч — сэндвич
На рейсах от 4 ч — горячее питание
На рейсах от 2–3 до 4 ч — холодная закуска
На рейсы больше 4 ч — горячее питание
На рейсах «Уральских авиалиний» любой длительности из Жуковского в Прагу, Рим, Симферополь, Прагу, Париж и Ниццу не предоставляется ни холодного, ни горячего питания. Узнать, какое питание на вашем рейсе, можно на сайте авиакомпании.
Можно ли просить добавку бортового питания и напитков
Да, добавку в самолете попросить можно.
На вопрос «Вам сок или воду?» смело отвечайте «И то, и другое». В классических авиакомпаниях без проблем нальют не один, а несколько стаканчиков напитков. Бывает, что стюарды отказывают, но это скорее исключение.
Если остались голодны, вежливо попросите второй комплект еды. Когда другие пассажиры закончат обедать и бортпроводники убедятся, что осталась свободная порция, скорее всего, вам ее принесут.
Лишние наборы бортового питания есть на большинстве рейсов, и если они никому не пригодились, их выкидывают.
Дают ли бесплатно воду на борту
В России — да. Если вы попросите у бортпроводника воды, он обязан налить ее бесплатно. В «Победе» грозились брать по 5 рублей за одноразовые стаканчики (при этом сама вода оставалась бы бесплатной), но от идеи отказались.
В Европе и Америке нет законов, обязывающих бесплатно предоставлять воду в полете. Большинство авиакомпаний по всему миру вам в такой просьбе не откажут, особенно если дадите свою бутылку. Но если на просьбу принести стакан воды вам предлагают купить бутилированную воду, не возмущайтесь: это законно.
В зоне вылета некоторых аэропортов есть фонтанчики с питьевой водой, которую можно набрать в свою пустую бутылку и легально взять в салон. Только проверьте, проходит ли лишняя бутылка воды по требованиям к ручной клади.
Какое бортовое питание у лоукостеров
Лоукостеры экономят на всем, чтобы держать цены авиабилетов на низком уровне. Бортпитание у них не включено в стоимость билета и не предоставляется бесплатно на рейсах.
Еду на борту лоукостеров предлагают за доплату. Заказать можно заранее на сайте авиакомпании (это дешевле) или во время полета у бортпроводников (дороже и меньше выбор горячих блюд). Бывает, что доступен только выбор на борту. Изредка авиакомпания не предоставляет питание даже за дополнительные деньги — так, например, заведено у «Победы».
Примеры цен на платную еду у авиакомпаний-лоукостеров при заказе на борту:
Чем отличается бортовое питание в экономе от условий в бизнес-классе
Бортпитание для пассажиров в эконом- и бизнес-классе различается по меню и подаче, примерно как в столовой и ресторане.
Меню в бизнес-классе всегда аппетитнее и богаче. Если пассажирам предлагают алкоголь, то в бизнес-классе он более высокой ценовой категории (как вариант в экономе его может вообще не быть). Блюда подают в фарфоровой и стеклянной посуде, приборы — металлические.
Еда в экономклассе скромнее, чем в бизнесе, в пластиковой посуде и с одноразовыми пластмассовыми вилками и ложками.
Что такое специальное питание на борту и как его получить
Спецпитание — это бортовое питание для людей, которые не могут или не хотят есть стандартную самолетную еду.
Заказать спецпитание у большинства классических авиакомпаний можно бесплатно. Если сделаете заказ, на борту другим пассажирам предложат обычный выбор «курица или рыба», а вам принесут спецпитание.
Бывает, что спецпитание заказывается за дополнительную плату, например, у S7. У лоукостеров вся еда платная, при этом бывает выбор блюд, который подходит для людей с разными медицинскими или диетическими потребностями.
Зачем заказывать спецпитание
Если вы вегетарианец, веган, болеете диабетом, поститесь или исповедуете джайнизм, то обычные самолетные блюда вам не подойдут. Вместо них выберите спецпитание, которое подходит вам по состоянию здоровья, религиозным убеждениям или соображениям диеты. Cправки для заказа спецпитания не нужны.
Спецпитание может заказать любой человек ради разнообразия и любопытства. Как правило, оно богаче и вкуснее стандартного набора и приносят его раньше, чем обычную еду другим пассажирам.
Если летите вдвоем или втроем, можно выбрать три разных спецпитания и перераспределить блюда между собой так, чтобы все остались довольны.
Отдельное питание есть для младенцев и детей старше двух лет. В некоторых авиакомпаниях оно присваивается автоматически. Если хотите заказать ребенку другое питание, свяжитесь с авиакомпанией или поменяйте сами в личном кабинете.
Как заказать спецпитание для перелета
Удобнее всего выбрать спецпитание одновременно с бронированием билета. Если вспомнили позже, зайдите на сайт авиакомпании и добавьте спецпитание в личном кабинете.
Если заказали билет через посредника, найдите билет по коду бронирования на сайте авиакомпании или обратитесь в кол-центр. Главное — успеть заказать не позднее чем за 48–24 часов до вылета рейса (зависит от авиакомпании), иначе еду не успеют подготовить к вылету.
Какое бывает спецпитание на борту
Одни перевозчики предлагают два–три варианта спецпитания, другие — все двадцать. Вот примеры популярных наборов спецпитания с кодами ИАТА:
Иногда перевозчики предлагают собственные, ни на что не похожие наборы спецпитания. При вылете «Аэрофлотом» из Шереметьево можно заказать питание «Русское» и полакомиться блюдами национальной кухни.
Примеры спецпитания в «Аэрофлоте»
Кошерное питание
Веганское питание
Фруктовая тарелка
Детское питание
Можно ли брать в самолет свою еду
Чаще всего брать свою еду на рейс разрешается.
Еда в ручной клади должна соответствовать правилам авиационной безопасности: твердое — можно, жидкое и гелеобразное — нельзя. Подходят яблоки, орехи, батончики мюсли, бутерброды с твердым сыром. Не подходит йогурт, кефир, мягкий сыр, джем. Подробнее о требованиях к еде в ручной клади. Ryanair из соображений безопасности запрещает садиться в самолет с горячими напитками.
Бывает, что на сайте авиакомпании прямо написано: свою еду на борту есть нельзя. Такие правила у AirAsia, Scoot и Tigerair. Это означает, что вы имеете право пронести бутерброд в ручной клади, но съесть его можно только после перелета. На практике бортпроводники обычно закрывают глаза на проголодавшегося пассажира, который закусывает своим яблоком, крекерами или булочкой. При этом курицу-гриль могут попросить убрать в ручную кладь до конца полета.
Где и как как готовят бортовое питание
Блюда для самолетов готовят на земле — в аэропортовых цехах бортового питания. У каждой авиакомпании утверждено свое меню, в котором прописана каждая деталь от веса вареных спагетти до количества долек яблока.
Крупные производства бортпитания сами делают всю еду от котлет до круассанов. Готовую пищу быстро охлаждают или замораживают так, чтобы она не пострадала при разогреве в самолете.
Охлажденные обеды и ужины кладут в касалетки, небольшие коробочки из алюминиевой фольги, и маркируют наклейками. Круглые наклейки обозначают тип блюда: красный — мясо, желтый — курица, белый — омлет, коричневый — свинина, голубой — рыба; прямоугольные наклейки — дни недели.
Еду, столовые приборы, салфетки и наборы из соли, сахара и перца распределяют по подносам или ланч-боксам. Готовые наборы складывают в авиационные тележки, выборочно перепроверяют, пломбируют и доставляют на борт. В самолете бортпроводники разогревают касалетки до 75–80 °C в центре порции и предлагают пассажирам.
На борту питание выдают таким образом, чтобы продукты с коротким сроком хранения пришлись на первую часть полета, хорошо хранящиеся — на вторую. Если заявленный срок хранения — 3 часа, а самолет задерживают, то скомплектованное бортовое питание уничтожают и вместо него привозят другое.
Почему еда в самолете кажется невкусной
Пониженное давление, сухой воздух и фоновый шум влияют на обоняние и рецепторы вкуса, поэтому еда в самолете кажется пресной. Чтобы пассажирам понравилось бортовое питание, его адаптируют к полетным условиям — например, слегка пересаливают и используют специи.
Восприятие умами (это вкус высокобелковой еды) на борту падает не так сильно, как соленого и сладкого. Этим объясняют любовь авиапассажиров к томатному соку, который кажется вкусным за счет высокого содержания глутаминовой кислоты (природного глутамата).
Наливают ли в экономклассе алкоголь
Дадут ли алкоголь бесплатно при перелете классическим перевозчиком, зависит от авиакомпании, направления и длительности перелета. «Аэрофлот» предлагает пассажирам экономкласса вино на рейсах от 3 часов и пиво на рейсах от 6 часов на определенных направлениях. В S7 алкоголь в экономклассе не предоставляется, купить его на борту тоже нельзя. «Россия» и «ЮТэйр» бесплатно не нальют, но по меню в кармашке кресла можно купить банку пива.
«Люфтганза» знаменита выбором бесплатного пива и вина в неограниченном количестве. British Airways бесплатно подает алкоголь на длительных рейсах, а на коротких его можно купить, выбрав из обширного меню. Turkish Airlines не дает алкоголь на внутренних рейсах, но предлагает на международных. Полностью запрещен алкоголь на рейсах EgyptAir, Royal Brunei Airlines и Saudi Arabian Airlines.
На борту лоукостеров пассажиры заказывают алкоголь за дополнительную плату. Бутылочка просекко объемом 187 мл у Ryanair обойдется в 493 ₽, «Бифитер» или «Чивас Ригал» объемом 50 мл на борту flydubai — в 511 ₽. Бывает, что у лоукостеров нет алкоголя в меню — как у индийской авиакомпании Indigo или на многих рейсах AirAsia.
Можно ли в самолет со своим алкоголем
Пропустят ли алкоголь в ручную кладь, зависит от страны и авиакомпании. Чаще всего разрешают взять только алкоголь из дьюти-фри в запечатанном пакете. Если свой алкоголь разрешен, то для провоза в ручной клади он должен быть в фирменных бутылочках максимум по 100 мл и в прозрачном закрывающемся пакете вместе с другими жидкостями.
Употреблять принесенный с собой алкоголь на борту запрещено. Можно пить только то, что предлагают бортпроводники бесплатно или за доплату. Если очень хочется, а рейс безалкогольный — выпейте бокальчик в аэропорту перед взлетом.