Что предпочтительнее во внешнем облике оратора
Внешний вид оратора — встречают по одежке
Внешний вид оратора — один из важнейших факторов нашего восприятия. Поэтому, специалисты и называют его «контейнер». Странное и непонятное название, правда? Но стоит на пару минут задуматься почему этим словом «закодировали» внешний вид, и аналогия становится очевидной. Впервые этот термин я услышала на одном из тренингов по самопрезентации. Хочу поделиться тем, как внешний вид оратора, а именно тренера может сыграть «первую скрипку».
Невыдуманная история
Тренер был приезжий и опаздывал. В это время организаторы рассказывали о его тренингах, в которых участвовали прежде. Это подогревало наш интерес к его персоне, и вот… ОН влетел в аудиторию, как долгожданный ветер в знойный день. Надо сказать, что аудитория была чисто женская и он вмиг буквально влюбил в себя нас всех!
Сначала показалось, что это юноша с обложки модного журнала. Однако, через некоторое время я поняла, что ему уже 40 с «птичками». Он был безупречно по-деловому одет, модная стрижка и сексуальная пластика – просто супер герой! Именно все эти детали, замешанные на харизме, и делали его внешний вид неподражаемым. И соответственно первое впечатление неизгладимым. Конечно, уже все чуточку влюблённые, мы внимали каждому его слову и были готовы на любые предложения!
Недаром Альберт Камю как-то сказал, что шарм — это то, что позволяет добиться желаемого, не прибегая к просьбе. Поэтому, тренер, который проводит тренинги по самопрезентации, просто обязан быть привлекательным. Его внешний вид и манеры должны вызывать доверие. Смотрите ли вы на причёску мастера-парикмахера прежде, чем доверить ему свои волосы? Обращаете ли внимание на улыбку стоматолога? Слушаете ли, специалиста, к которому обратились для развития голоса и речи?
Каким же должен быть внешний вид оратора, чтобы производить нужное впечатление?
Наш внешний облик, как мозаика, состоит из множества фрагментов. Поэтому разделим их на 3 группы в соответствии с тремя особенностями восприятия. Психологи выяснили, что важным фактором при восприятии новой информации, для одних людей является зрение(визуалы). А для других гораздо важнее то, что они слышат — это аудиалы. Но еще существуют и кинестетики — те, для кого в познании мира превалирует касание.
Это означает, что первое впечатление создаётся не фотографическим методом — мы воспринимаем людей в динамике. Другими словами, важны ещё осанка, жесты, походка и мимика. В понятие «контейнер» входят:
— уникальный внешний вид;
— оригинальная пластика: мимика, движения, походка, поведение;
— голос, речь, манера говорить.
Поэтому, наивны те, кто говорит: «Дар небес! Божественная харизма!». А задатки этой самой харизмы есть в каждом из нас. Поэтому, важно понимать — хотим ли мы развивать её. Готовы ли выделить время на совершенствование своего «контейнера»?
Внешний вид – одно из самых важных звеньев в создании личного бренда
Думаю, что для большинства является аксиомой тот факт, что запоминающийся внешний вид сильно влияет на популярность. Кто ж не знает знаменитой чёрной шляпы Михаила Боярского? Однако, даже если не принимать во внимание людей из мира искусства, то примеров хоть отбавляй! А кому неизвестны образы Вячеслава Зайцева или Сергея Зверева (великолепный пример превращения недостатков в привлекательные особенности) или Ксении Собчак?
портрет Клеопатры
Но не будем ограничиваться современностью. Например, только один взгляд в историю и сразу же всплывают в памяти уникальные образы царицы Неффертитти, Юлия Цезаря, Альберта Энштейна. А знаете ли вы, что судя по дошедшим до нас скульптурным изображениям, знаменитая египетская царица Клеопатра была совсем не так хороша лицом, как актрисы впоследствии сыгравшие её образ в кинематографе?
Однако, несмотря на это, ей удалось прослыть красавицей и покорить не только сердца 2-х римских полководцев, но и производить неизгладимое впечатление на своих современников. Древнегреческий историк Плутарх в биографии Марка Антония описывает внешность Клеопатры так «красота этой женщины была не тою, что зовется несравненною и поражает с первого взгляда, зато обращение ее отличалось неотразимою прелестью, и потому ее облик, сочетавшийся с редкою убедительностью речей, с огромным обаянием, сквозившим в каждом слове, в каждом движении, накрепко врезался в душу. Самые звуки ее голоса ласкали и радовали слух, а язык был точно многострунный инструмент, легко настраивающийся на любой лад, на любое наречие.»
В общем, направлений для совершенствования своего «контейнера» много, не обязательно в первую очередь преображаться подобно Золушке. Другими словами, внешний вид — это инструмент для достижения тех или иных целей! Вот такое понимание постепенно возникло в моем мозгу на том памятном тренинге. А вы, как считаете?
Молодец в кафтане, девка в сарафане: правила внешнего вида оратора
Анна Ковш
Свой внешний вид оратор обязан продумывать перед каждым выступлением.
Если аудитория не знакома с оратором, то первое впечатление о нем сложится еще до того, как он начнет говорить, по его внешнему виду. А если знакома, его задача не испортить своим внешним видом уже сложившегося о нем впечатления.
Выделим три основных правила внешнего вида оратора.
ПРАВИЛО ПЕРВОЕ
Внешний вид должен соответствовать ситуации: месту, теме и аудитории.
Если вы выступаете с научным докладом в своем научно-исследовательском институте, где каждый день коллеги видят вас с курчавой бородой, в клетчатой рубашке и мягких удобных мокасинах, им будет странно видеть вас гладко выбритым, в строгом костюме, белоснежной рубашке и черных классических ботинках.
Если же вас пригласили для вручения Нобелевской премии, то вполне логично, если вы, произнося благодарственную речь, будете одеты в соответствии с официальным дресс-кодом церемонии.
Чтобы не запутаться, нужно легко запомнить два варианта: строгий и демократичный дресс-код.
Самый строгий дресс-код на конференциях, связанных со здоровьем и деньгами. Это темный костюм, однотонная светлая рубашка, галстук для мужчин, скромные аксессуары для женщин и классическая обувь.
В творческой, IT-сфере или если мероприятие проводится за городом, вы можете выглядеть более демократично: джинсы, рубашка, пуловер или пиджак, удобная обувь, для женщин – платье, брюки прямого силуэта.
ПРАВИЛО ВТОРОЕ
Вы не должны быть ни чрезмерно нарядны, ни вызывающе просты.
ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ
Оратор должен быть опрятен и свеж.
Даже если накануне вы легли спать поздно и даже, возможно, в одежде, вы должны успеть привести себя в порядок перед выступлением. Легкая небритость и слегка помятое лицо, равно как и одежда, может вызвать чувство солидарности только у тех, кто пришел слушать вас в таком же состоянии. И ни в коем случае не надевайте темные очки, даже если состояние ваших глаз не исправить макияжем и чайными пакетиками.
У вас должны быть чистые волосы, чистые ботинки и чисто выбритое или аккуратно накрашенное лицо, ухоженные руки. Одежда всегда должна быть выглаженной и чистой. Одежда должна быть вам впору — это значит, что рубашка не расходится в разные стороны между пуговицами, пиджак не сборит, брюки не оттопыриваются в карманах. У женщин и из-под одежды нигде не должно просвечивать, торчать и врезаться белье.
И еще небольшое дополнение: если вы носите очки, используйте очки с антибликовыми стеклами, чтобы люди могли видеть за ними ваши глаза.
Внешний облик оратора
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 13:48, реферат
Описание работы
Искусство ораторской речи всегда интересовало людей, вызывало вос-торг и преклонение. В ораторе видели наличие особой силы, которая может с помощью слов подчинить себе, заставить делать то, что предлагает оратор. В ораторе предполагали таинственные качества, которых нет в обыкновенном человеке. Вот почему ораторы становились государственными лидерами, ве-ликими учеными и мудрецами, героями и властителями дум.
Великий человек оставляет после себя великие дела – и эти дела всегда воплощены им самим в текстах: как письменных, так и устных. Так, для того, чтобы стать государственным деятелем, надо непременно действовать Сло-вом, то есть воодушевлять своих сторонников, ниспровергать противников и убеждать весь народ в правоте своих идей. Любая профессиональная карьера связана с речевыми действиями – и так можно перечислить политиков, пред-принимателей (деловых людей), судей, преподавателей, священников, воена-чальников, чья деятельность непременно выражается в устном или письмен-ном Слове.
Содержание работы
Файлы: 1 файл
внеший_облик_оратора.doc
1. Требования, предъявляемые к оратору………………………………. 5
Список использованной литературы…………………………………….19
Искусство ораторской речи всегда интересовало людей, вызывало восторг и преклонение. В ораторе видели наличие особой силы, которая может с помощью слов подчинить себе, заставить делать то, что предлагает оратор. В ораторе предполагали таинственные качества, которых нет в обыкновенном человеке. Вот почему ораторы становились государственными лидерами, великими учеными и мудрецами, героями и властителями дум.
Великий человек оставляет после себя великие дела – и эти дела всегда воплощены им самим в текстах: как письменных, так и устных. Так, для того, чтобы стать государственным деятелем, надо непременно действовать Словом, то есть воодушевлять своих сторонников, ниспровергать противников и убеждать весь народ в правоте своих идей. Любая профессиональная карьера связана с речевыми действиями – и так можно перечислить политиков, предпринимателей (деловых людей), судей, преподавателей, священников, военачальников, чья деятельность непременно выражается в устном или письменном Слове.
Ораторское искусство – это умение произносить публичные речи убедительно и действенно. Ораторика – область риторики, изучающая искусство и мастерство публичных выступлений. Каждый человек попадает в такие ситуации, когда ему требуется что – то публично рассказать, произнести краткое поздравление, объяснить какое – либо явление, одним словом, построить развернутую речь. В таких ситуациях проверяются знания, образованность, внутренняя энергия, воля, инициативность, умение найти нужные слова и выразить их в привлекательной форме.
Произношение публичных речей – дело ответственное, требующее честности, хорошего образования, выучки и опыта. Всякому делу можно научиться, но ораторское искусство, как и всякое искусство, связано с талантом человека. Каждому человеку важно понять, какой у него талант, в чем он может себя проявить, а такое проявление всегда связано и с определенными видами речи.
Целью данного реферата является рассмотрение облика оратора.
1. Требования, предъявляемые к оратору
Какого человека можно назвать хорошим оратором? Часто спрашивают: был ли хорошим оратором Гитлер? Или является ли хорошим оратором тот или иной политик, складно и красиво передающий свои мысли, но не пробуждающий у людей подлинной веры? Действительно, история человечества и наша современность знает множество примеров, когда сила ораторского слова использовалась для того, чтобы установить свою власть, обмануть людей. Но успех таких «хороших ораторов» всегда оказывался временным, а история все расставляла на свои места.
Поэтому мы бы назвали с большой оговоркой «хорошими ораторами» тех людей, как Гитлер, Муссолини и других диктаторов, которые добивались только личного успеха и в конечном итоге обратили во зло для своих народов искусство красноречия. Кошанский определял такое искусство оратора как «злоупотребление красноречием».
Вот почему следует еще раз вспомнить формулу Квинтилиана: «чтобы быть хорошим оратором, надо быть хорошим человеком». Настоящий оратор думает не о временном успехе своей речи, а о том, как его «слово отзовется» впоследствии. Для него невозможна формула «после нас – хоть трава не расти» («после нас хоть потоп»), он размышляет о том, какими будут долговременные последствия его слов.
Но быть хорошим человеком – хотя и основное, но слишком общее и расплывчатое требование. Чтобы быть подлинным оратором, нужны талант, природное дарование. Вот как об этом писал Цицерон: «Первое и важнейшее условие для оратора есть природное дарование… Ведь для красноречия необходима особого рода живость ума и чувства, которая делает в речи нахождение всякого предмета быстрым, развитие и украшение – обильным, запоминание – верным и прочным».
Вы спросите: а что делать, если нет природных дарований, если Бог «обидел способностями»? Мы бы ответили: не надо ни преувеличивать, ни преуменьшать своих возможностей. Но у каждого человека есть свой речевой талант, и надо понять, в чем он состоит, постараться раскрыть свои возможности. Ведь один человек может писать стихи (и он будет поэтом), другой чувствует, что он может работать в сфере производства и управления (он будет писать документы, вести деловые переговоры), третий хочет писать статьи в газеты (он будет журналистом). Итак, какую профессию ни возьми – каждая связана с развитием определенных речевых способностей.
Итак, второе требование – пойми, в чем твой речевой талант, и развей его.
Развитие таланта предполагает работу над собой, которая состоит в повышении знаний и образованности оратора. «Красноречием можно овладеть лишь сравнившись в знаниях с образованнейшими людьми» (Цицерон). «Знание других наук» полагал одним из средств приобретения красноречия Ломоносов. Аудитория не будет слушать того оратора, который плохо знает предмет своей речи и не умеет рассуждать логически и последовательно.
Следующее требование к оратору касается своеобразия его личности. Всякий оратор ценится как человек, обладающий собственным взглядом на предмет, она занимает твердую позицию и отстаивает ее. Отстаивание позиции не предполагает прямолинейного упрямства, напротив, мудрый ритор ведет себя разумно и тонко: он умеет и промолчать, и выслушать оппонента, но и отстоит свою точку зрения.
При индивидуальном своеобразии можно говорить и об универсальных качествах, которые должны быть присущи оратору. Качества характера и свойств личности оратора называются в риторике ораторскими нравами. К ним относятся честность, образованность, скромность, предусмотрительность, ответственность, решительность и некоторые другие.
Честность – это открытое и справедливое отстаивание своей позиции. Никто не захочет слушать человека нечестного, скрывающего свои истинные намерения.
Образованность – это знание предмета речи, потенциальная широта воззрения на разбираемую проблему. Если аудитория уверена в образованности оратора, она доверяет его мнению.
Скромность – умаление личного достоинства, которое оттеняет свойства предмета, утверждает знание, а ораторской гордыне и жажде славы отводит второстепенное место.
Предусмотрительность – способность предвидеть развитие событий, не позволяющая совершать неразумных импульсивных поступков. Хороший ритор, предвидя действие чужих и своих речей – подобно хорошему полководцу – отступает и «отсиживается» в засаде, а затем переходит в наступление лестным и искусным словом.
Ответственность – приготовление и готовность ответить за произносимые мысли и слова. Ответственность связана с чувством стыда – возможного осуждения и даже позора за неудачно сказанную речь. Безответственность, напротив, связаны с равнодушием к чужому мнению, неуважением к слушателям, она – следствие ослабления волевого начала в человеке.
Мы перечислили не все качества оратора, или ораторские нравы. Видимо, можно назвать еще много качеств, которые приблизят нас к облику идеального или совершенного оратора. Видимо и каждое время диктует свои нравы, свои взгляды на идеал человека и образцы его речи. Нам важно освоить все лучшее, что известно об ораторском искусстве и свойствах оратора, а затем применить эти знания к своей жизни.
Качества оратора как личности в сочетании со всеми другими требованиями к речи создают в представлении аудитории образ оратора. Образ оратора – это представление человеком себя в речи, вид, облик, «маска», которые сознательно планируются, а затем проводятся в жизнь. Образ оратора оценивается по трем параметрам личности: нравственный ли человек? знающий ли человек (интеллект, образованность)? привлекательный ли человек (эстетическая выразительность)? – иначе «нравится» ли человек?
В комплекс речевых средств входят – и это принципы оценки речи оратора: идеи, слова, построение слов, произношение, телодвижение, эмоция речи.
Не зря слово «образ» имеет связь со словами «образец», «образованность». Связь со словом «образец» означает, что каждый оратор стремится к определенному идеалу, образцу. Каждое время и каждая эпоха дает свои стилевые образцы, которым подражают ораторы. Хороший оратор (ритор в целом) всегда занят преобразованием, усовершенствованием жизни к лучшему, поэтому он отталкивается от существующих образцов и создает новое: новые идеи, новый стиль в словах и всем образе поведения.
Теперь приложим все сказанное к отдельным видам ораторской речи, какими являются:
— политическое красноречие (политическая ораторика);
— судебное красноречие (судебная ораторика);
— духовное красноречие (церковная ораторика);
— педагогическое красноречие (педагогическая ораторика);
— академическое красноречие (устная ораторика);
— военное красноречие (военная ораторика).
В сущности же видов красноречия или ораторики столько, сколько видов профессиональной деятельности. Обратите внимание на то, что перечисленные классические виды красноречия называют основные общественные профессии: политик (дипломат), юрист (судья, адвокат), священник, педагог (учитель, преподаватель), военный. Эти профессии требуют активной речевой работы.
Значение внешнего облика оратора во время выступления
Выполнила: Бугаёва Наталья Анатольевна
ВВЕДЕНИЕ
Из этих слов вытекает понимание ораторского искусства, в первую очередь, как работы над собой. В настоящее время умение владеть ораторским искусством становится неотъемлемой частью для специалистов любого уровня.
1. АНТИЧНАЯ РИТОРИКА
Риторика – одна из древнейших наук в истории человечества. Зародилась риторика в Древней Греции. И первыми, кто эту науку стал нести в массы, стали софисты, главной задачей которых было чисто практическое обучение красноречию; поэтому их риторика заключала много правил, относящихся собственно к стилистике и грамматике. «Софиа» в переводе с греческого означает «мудрость».
Первая школа риторики была открыта в Сиракузах в пятом веке до нашей эры. Появились даже первые учебники по риторике.
Одним из самых ярких учителей софизма был Горгий. Он писал: «Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела». Отношение к софистам было противоречивым. Сначала в Афинах было модным отдавать своих детей в школы софистики. Но знания не всегда использовались в добрых целях.
Сократ, например, был очень возмущен позицией софистов. Он писал, что «продавать мудрость, значит, продавать красоту». Платон заявил, что софистика – лженаука. И всю свою жизнь он посвятил риторике, основанной на знании истины. Аристотель считается крупнейшим теоретиком античной риторики. Он считал, что сила риторики кроется в грамотном использовании трех источников убеждения. Это логос или воздействие рациональными доводами, пафос или воздействие на эмоции слушателей, и этос (личные качества оратора), который воздействует через доверие к оратору, и который во многом является отражением его харизмы.
Единственное древнегреческое сочинение по риторике, которое дошло до нас в целостном виде это трактат Аристотеля «Риторика». Он состоит из трех книг. В первой части раскрывается польза риторики, цель и область ее применения. Вторая часть говорит о тех личных свойствах и особенностях оратора, с помощью которых он может внушить доверие своим слушателям и таким образом вернее достигнуть своей цели, то есть уговорить или отговорить их. В третьей части Аристотелем рассмотрены вопросы стиля и тех качеств речи, которыми должен пользоваться оратор. Он хотел, на основании наблюдения, дать общие формы ораторского искусства, указать, чем должен руководствоваться оратор или вообще всякий, желающий убедить кого-либо в чём-либо.
Дальше приведена выписка из «Риторики» Аристотеля: «Риторика полезна, потому что истина и справедливость по своей природе сильнее своих противоположностей, а если решения выносят с не должным образом, то истина и справедливость обычно бывают побеждены своими противоположностями, что достойно порицания».
Я считаю, что данные слова четко представляют нам жизнь сегодняшнего дня. Тот человек, который владеет искусством речи, даже если он не прав в конкретном случае, может убедить в этом и окружающих. Но, к сожалению, как и софисты в свое время использовали это в недобрых целях, так происходит и сегодня.
2. ЗНАЧЕНИЕ ВНЕШНЕГО ОБЛИКА ОРАТОРА ВО ВРЕМЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ
В данном пункте реферата будет описан один из зрительно воспринимаемых элементов речи – это жесты. Но есть одна оговорка, человека воодушевленного мощной идеей и желанием поделиться ею с аудиторией делают настоящим оратором именно эти желания, а не ухищрения в осанке, манерах, жестах.
Все мы жестикулируем, в большинстве случаев даже не отдавая себе в этом отчета. Обычно считается, что жесты заключаются в движении рук и кистей, и действительно, это самые выразительные и бросающиеся в глаза жесты. Но и любое телодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов тоже жест. Почти невозможно говорить с увлечением и убежденно без неуловимо сложного сочетания движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Таким образом, в жестикуляции нет ничего не свойственного всем и каждому и присущего только одним профессиональным ораторам.
Для начинающего оратора, еще не привыкшего к жестикуляции руками при публичном выступлении, правильно пользоваться жестами трудная задача. Сначала ему необходимо приобрести должную осанку и умение владеть собой во время выступления. А затем необходимо заниматься работой над жестом. Если у вас возникает острое желание сделать, жест руками, не подавляйте его, дайте рукам сделать движение в соответствии с возникшим импульсом. Если таких импульсов при выступлении нет, никогда не прибегайте к произвольной и механической жестикуляции. При достаточной тренировке и развитии подвижности мышц, возможно, возникнет и естественный импульс к соответствующему жесту.
Секрет особой целесообразности жестикуляции руками скорее всего заключается в том, что в значительной части человеческая деятельность осуществляется при помощи рук, и поэтому их положение и движения стали наиболее характерными для выражения наших переживаний. Руки, как и речь, определили переход человека на высшую ступень развития по сравнению с животными. Восприимчивость к жестикуляции руками глубоко заложена в сознании слушателя. В сочетании со словами жесты тоже говорят, усиливая их эмоциональное звучание. Вкрадчивая и гладкая речь оратора, у которого слова льются без всякого видимого усилия, оставляет какой-то осадок предубеждения и недоверия. Осмысленная и выразительная работа рук от кистей до самых плеч создает впечатление мужественной силы и отвечает естественной человеческой потребности в движении, которая не находит достаточного удовлетворения в интеллектуальной деятельности. Жест помогает создать гармонию равновесия в позе оратора и ощущение этого равновесия у самих слушателей.
Существуют различные виды жестов: жесты для выражения душевных движений, описа¬тельные, указующие, подражательные. Выразительные жесты наиболее употребительны. Напряженность, дли¬тельность, размах рук подчеркивают эмоциональную насыщенность идей. Эти жесты обычно сопровождают самые сильные, кульминационные места речи, но могут также подчеркивать идеи умиротворения, поощрения и похвалы, утешения и т. д.
Если, описывая разительный контраст в объеме двух книг, вы руками показываете приблизительно их размеры, вы прибегаете к описательным жестам. Равным образом при их помощи можно показать движение — быстрое и медленное, прямое и закругленное — и даже дать представление о движении в отвлеченном смысле слова, например о тенденции роста, падения и т. д.
Указующие жесты — самые простые из всех видов. Обычно они состоят в указании рукой или пальцем ме¬стоположения или направления. Ораторы, обладающие артистической жилкой, часто с большим эффектом поль¬зуются подражательной жестикуляцией.
В общем, во время речи не следует думать о жестикуляции, кроме случаев, когда вам начнет казаться, что она чрезмерна и ее следует сократить.
Таким образом, жесты — это любые движения, усиливающие впечатление от высказываемых идей. Жестикуляция руками, хотя ее можно классифицировать в соответствии с назначением, на самом деле может оказаться разнообразной до бесконечности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При написании данной работы я для себя сделала вывод, что в общении оратора с аудиторией играет роль не только голос, но и весь его внешний облик. Также, что для успеха выступления необходимо хорошее общее впечатление от внешности оратора, его манер, позы и жестов. Но при этом может произойти и обратное действие. Дело в том, что внешние данные могут отвлечь внимание слушателей от содержания речи. Это возможно, если манеры и приемы оратора не будут помогать лучшему выражению идей, которыми он делится со слушателями, и, следовательно, не станут служить своему прямому назначению.
Таким образом, я могу с уверенностью сказать, что всем необходимо владеть искусством речи, даже если этому непросто научиться.