Что предпочтительнее во внешнем облике оратора

Внешний вид оратора — встречают по одежке

Что предпочтительнее во внешнем облике оратора. Смотреть фото Что предпочтительнее во внешнем облике оратора. Смотреть картинку Что предпочтительнее во внешнем облике оратора. Картинка про Что предпочтительнее во внешнем облике оратора. Фото Что предпочтительнее во внешнем облике оратора

Внешний вид оратора — один из важнейших факторов нашего восприятия. Поэтому, специалисты и называют его «контейнер». Странное и непонятное название, правда? Но стоит на пару минут задуматься почему этим словом «закодировали» внешний вид, и аналогия становится очевидной. Впервые этот термин я услышала на одном из тренингов по самопрезентации. Хочу поделиться тем, как внешний вид оратора, а именно тренера может сыграть «первую скрипку».

Невыдуманная история

Тренер был приезжий и опаздывал. В это время организаторы рассказывали о его тренингах, в которых участвовали прежде. Это подогревало наш интерес к его персоне, и вот… ОН влетел в аудиторию, как долгожданный ветер в знойный день. Надо сказать, что аудитория была чисто женская и он вмиг буквально влюбил в себя нас всех!

Сначала показалось, что это юноша с обложки модного журнала. Однако, через некоторое время я поняла, что ему уже 40 с «птичками». Он был безупречно по-деловому одет, модная стрижка и сексуальная пластика – просто супер герой! Именно все эти детали, замешанные на харизме, и делали его внешний вид неподражаемым. И соответственно первое впечатление неизгладимым. Конечно, уже все чуточку влюблённые, мы внимали каждому его слову и были готовы на любые предложения!

Недаром Альберт Камю как-то сказал, что шарм — это то, что позволяет добиться желаемого, не прибегая к просьбе. Поэтому, тренер, который проводит тренинги по самопрезентации, просто обязан быть привлекательным. Его внешний вид и манеры должны вызывать доверие. Смотрите ли вы на причёску мастера-парикмахера прежде, чем доверить ему свои волосы? Обращаете ли внимание на улыбку стоматолога? Слушаете ли, специалиста, к которому обратились для развития голоса и речи?

Каким же должен быть внешний вид оратора, чтобы производить нужное впечатление?

Наш внешний облик, как мозаика, состоит из множества фрагментов. Поэтому разделим их на 3 группы в соответствии с тремя особенностями восприятия. Психологи выяснили, что важным фактором при восприятии новой информации, для одних людей является зрение(визуалы). А для других гораздо важнее то, что они слышат — это аудиалы. Но еще существуют и кинестетики — те, для кого в познании мира превалирует касание.

Это означает, что первое впечатление создаётся не фотографическим методом — мы воспринимаем людей в динамике. Другими словами, важны ещё осанка, жесты, походка и мимика. В понятие «контейнер» входят:

— уникальный внешний вид;

— оригинальная пластика: мимика, движения, походка, поведение;

— голос, речь, манера говорить.

Поэтому, наивны те, кто говорит: «Дар небес! Божественная харизма!». А задатки этой самой харизмы есть в каждом из нас. Поэтому, важно понимать — хотим ли мы развивать её. Готовы ли выделить время на совершенствование своего «контейнера»?

Внешний вид – одно из самых важных звеньев в создании личного бренда

Думаю, что для большинства является аксиомой тот факт, что запоминающийся внешний вид сильно влияет на популярность. Кто ж не знает знаменитой чёрной шляпы Михаила Боярского? Однако, даже если не принимать во внимание людей из мира искусства, то примеров хоть отбавляй! А кому неизвестны образы Вячеслава Зайцева или Сергея Зверева (великолепный пример превращения недостатков в привлекательные особенности) или Ксении Собчак?

Что предпочтительнее во внешнем облике оратора. Смотреть фото Что предпочтительнее во внешнем облике оратора. Смотреть картинку Что предпочтительнее во внешнем облике оратора. Картинка про Что предпочтительнее во внешнем облике оратора. Фото Что предпочтительнее во внешнем облике ораторапортрет Клеопатры

Но не будем ограничиваться современностью. Например, только один взгляд в историю и сразу же всплывают в памяти уникальные образы царицы Неффертитти, Юлия Цезаря, Альберта Энштейна. А знаете ли вы, что судя по дошедшим до нас скульптурным изображениям, знаменитая египетская царица Клеопатра была совсем не так хороша лицом, как актрисы впоследствии сыгравшие её образ в кинематографе?

Однако, несмотря на это, ей удалось прослыть красавицей и покорить не только сердца 2-х римских полководцев, но и производить неизгладимое впечатление на своих современников. Древнегреческий историк Плутарх в биографии Марка Антония описывает внешность Клеопатры так «красота этой женщины была не тою, что зовется несравненною и поражает с первого взгляда, зато обращение ее отличалось неотразимою прелестью, и потому ее облик, сочетавшийся с редкою убедительностью речей, с огромным обаянием, сквозившим в каждом слове, в каждом движении, накрепко врезался в душу. Самые звуки ее голоса ласкали и радовали слух, а язык был точно многострунный инструмент, легко настраивающийся на любой лад, на любое наречие.»

В общем, направлений для совершенствования своего «контейнера» много, не обязательно в первую очередь преображаться подобно Золушке. Другими словами, внешний вид — это инструмент для достижения тех или иных целей! Вот такое понимание постепенно возникло в моем мозгу на том памятном тренинге. А вы, как считаете?

Источник

Молодец в кафтане, девка в сарафане: правила внешнего вида оратора

Что предпочтительнее во внешнем облике оратора. Смотреть фото Что предпочтительнее во внешнем облике оратора. Смотреть картинку Что предпочтительнее во внешнем облике оратора. Картинка про Что предпочтительнее во внешнем облике оратора. Фото Что предпочтительнее во внешнем облике оратора

Анна Ковш

Свой внешний вид оратор обязан продумывать перед каждым выступлением.

Если аудитория не знакома с оратором, то первое впечатление о нем сложится еще до того, как он начнет говорить, по его внешнему виду. А если знакома, его задача не испортить своим внешним видом уже сложившегося о нем впечатления.

Выделим три основных правила внешнего вида оратора.

ПРАВИЛО ПЕРВОЕ

Внешний вид должен соответствовать ситуации: месту, теме и аудитории.

Если вы выступаете с научным докладом в своем научно-исследовательском институте, где каждый день коллеги видят вас с курчавой бородой, в клетчатой рубашке и мягких удобных мокасинах, им будет странно видеть вас гладко выбритым, в строгом костюме, белоснежной рубашке и черных классических ботинках.

Если же вас пригласили для вручения Нобелевской премии, то вполне логично, если вы, произнося благодарственную речь, будете одеты в соответствии с официальным дресс-кодом церемонии.

Чтобы не запутаться, нужно легко запомнить два варианта: строгий и демократичный дресс-код.

Самый строгий дресс-код на конференциях, связанных со здоровьем и деньгами. Это темный костюм, однотонная светлая рубашка, галстук для мужчин, скромные аксессуары для женщин и классическая обувь.

В творческой, IT-сфере или если мероприятие проводится за городом, вы можете выглядеть более демократично: джинсы, рубашка, пуловер или пиджак, удобная обувь, для женщин – платье, брюки прямого силуэта.

ПРАВИЛО ВТОРОЕ

Вы не должны быть ни чрезмерно нарядны, ни вызывающе просты.

ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ

Оратор должен быть опрятен и свеж.

Даже если накануне вы легли спать поздно и даже, возможно, в одежде, вы должны успеть привести себя в порядок перед выступлением. Легкая небритость и слегка помятое лицо, равно как и одежда, может вызвать чувство солидарности только у тех, кто пришел слушать вас в таком же состоянии. И ни в коем случае не надевайте темные очки, даже если состояние ваших глаз не исправить макияжем и чайными пакетиками.

У вас должны быть чистые волосы, чистые ботинки и чисто выбритое или аккуратно накрашенное лицо, ухоженные руки. Одежда всегда должна быть выглаженной и чистой. Одежда должна быть вам впору — это значит, что рубашка не расходится в разные стороны между пуговицами, пиджак не сборит, брюки не оттопыриваются в карманах. У женщин и из-под одежды нигде не должно просвечивать, торчать и врезаться белье.

И еще небольшое дополнение: если вы носите очки, используйте очки с антибликовыми стеклами, чтобы люди могли видеть за ними ваши глаза.

Источник

Внешний облик оратора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 13:48, реферат

Описание работы

Искусство ораторской речи всегда интересовало людей, вызывало вос-торг и преклонение. В ораторе видели наличие особой силы, которая может с помощью слов подчинить себе, заставить делать то, что предлагает оратор. В ораторе предполагали таинственные качества, которых нет в обыкновенном человеке. Вот почему ораторы становились государственными лидерами, ве-ликими учеными и мудрецами, героями и властителями дум.
Великий человек оставляет после себя великие дела – и эти дела всегда воплощены им самим в текстах: как письменных, так и устных. Так, для того, чтобы стать государственным деятелем, надо непременно действовать Сло-вом, то есть воодушевлять своих сторонников, ниспровергать противников и убеждать весь народ в правоте своих идей. Любая профессиональная карьера связана с речевыми действиями – и так можно перечислить политиков, пред-принимателей (деловых людей), судей, преподавателей, священников, воена-чальников, чья деятельность непременно выражается в устном или письмен-ном Слове.

Содержание работы
Файлы: 1 файл

внеший_облик_оратора.doc

1. Требования, предъявляемые к оратору………………………………. 5

Список использованной литературы…………………………………….19

Искусство ораторской речи всегда интересовало людей, вызывало восторг и преклонение. В ораторе видели наличие особой силы, которая может с помощью слов подчинить себе, заставить делать то, что предлагает оратор. В ораторе предполагали таинственные качества, которых нет в обыкновенном человеке. Вот почему ораторы становились государственными лидерами, великими учеными и мудрецами, героями и властителями дум.

Великий человек оставляет после себя великие дела – и эти дела всегда воплощены им самим в текстах: как письменных, так и устных. Так, для того, чтобы стать государственным деятелем, надо непременно действовать Словом, то есть воодушевлять своих сторонников, ниспровергать противников и убеждать весь народ в правоте своих идей. Любая профессиональная карьера связана с речевыми действиями – и так можно перечислить политиков, предпринимателей (деловых людей), судей, преподавателей, священников, военачальников, чья деятельность непременно выражается в устном или письменном Слове.

Ораторское искусство – это умение произносить публичные речи убедительно и действенно. Ораторика – область риторики, изучающая искусство и мастерство публичных выступлений. Каждый человек попадает в такие ситуации, когда ему требуется что – то публично рассказать, произнести краткое поздравление, объяснить какое – либо явление, одним словом, построить развернутую речь. В таких ситуациях проверяются знания, образованность, внутренняя энергия, воля, инициативность, умение найти нужные слова и выразить их в привлекательной форме.

Произношение публичных речей – дело ответственное, требующее честности, хорошего образования, выучки и опыта. Всякому делу можно научиться, но ораторское искусство, как и всякое искусство, связано с талантом человека. Каждому человеку важно понять, какой у него талант, в чем он может себя проявить, а такое проявление всегда связано и с определенными видами речи.

Целью данного реферата является рассмотрение облика оратора.

1. Требования, предъявляемые к оратору

Какого человека можно назвать хорошим оратором? Часто спрашивают: был ли хорошим оратором Гитлер? Или является ли хорошим оратором тот или иной политик, складно и красиво передающий свои мысли, но не пробуждающий у людей подлинной веры? Действительно, история человечества и наша современность знает множество примеров, когда сила ораторского слова использовалась для того, чтобы установить свою власть, обмануть людей. Но успех таких «хороших ораторов» всегда оказывался временным, а история все расставляла на свои места.

Поэтому мы бы назвали с большой оговоркой «хорошими ораторами» тех людей, как Гитлер, Муссолини и других диктаторов, которые добивались только личного успеха и в конечном итоге обратили во зло для своих народов искусство красноречия. Кошанский определял такое искусство оратора как «злоупотребление красноречием».

Вот почему следует еще раз вспомнить формулу Квинтилиана: «чтобы быть хорошим оратором, надо быть хорошим человеком». Настоящий оратор думает не о временном успехе своей речи, а о том, как его «слово отзовется» впоследствии. Для него невозможна формула «после нас – хоть трава не расти» («после нас хоть потоп»), он размышляет о том, какими будут долговременные последствия его слов.

Но быть хорошим человеком – хотя и основное, но слишком общее и расплывчатое требование. Чтобы быть подлинным оратором, нужны талант, природное дарование. Вот как об этом писал Цицерон: «Первое и важнейшее условие для оратора есть природное дарование… Ведь для красноречия необходима особого рода живость ума и чувства, которая делает в речи нахождение всякого предмета быстрым, развитие и украшение – обильным, запоминание – верным и прочным».

Вы спросите: а что делать, если нет природных дарований, если Бог «обидел способностями»? Мы бы ответили: не надо ни преувеличивать, ни преуменьшать своих возможностей. Но у каждого человека есть свой речевой талант, и надо понять, в чем он состоит, постараться раскрыть свои возможности. Ведь один человек может писать стихи (и он будет поэтом), другой чувствует, что он может работать в сфере производства и управления (он будет писать документы, вести деловые переговоры), третий хочет писать статьи в газеты (он будет журналистом). Итак, какую профессию ни возьми – каждая связана с развитием определенных речевых способностей.

Итак, второе требование – пойми, в чем твой речевой талант, и развей его.

Развитие таланта предполагает работу над собой, которая состоит в повышении знаний и образованности оратора. «Красноречием можно овладеть лишь сравнившись в знаниях с образованнейшими людьми» (Цицерон). «Знание других наук» полагал одним из средств приобретения красноречия Ломоносов. Аудитория не будет слушать того оратора, который плохо знает предмет своей речи и не умеет рассуждать логически и последовательно.

Следующее требование к оратору касается своеобразия его личности. Всякий оратор ценится как человек, обладающий собственным взглядом на предмет, она занимает твердую позицию и отстаивает ее. Отстаивание позиции не предполагает прямолинейного упрямства, напротив, мудрый ритор ведет себя разумно и тонко: он умеет и промолчать, и выслушать оппонента, но и отстоит свою точку зрения.

При индивидуальном своеобразии можно говорить и об универсальных качествах, которые должны быть присущи оратору. Качества характера и свойств личности оратора называются в риторике ораторскими нравами. К ним относятся честность, образованность, скромность, предусмотрительность, ответственность, решительность и некоторые другие.

Честность – это открытое и справедливое отстаивание своей позиции. Никто не захочет слушать человека нечестного, скрывающего свои истинные намерения.

Образованность – это знание предмета речи, потенциальная широта воззрения на разбираемую проблему. Если аудитория уверена в образованности оратора, она доверяет его мнению.

Скромность – умаление личного достоинства, которое оттеняет свойства предмета, утверждает знание, а ораторской гордыне и жажде славы отводит второстепенное место.

Предусмотрительность – способность предвидеть развитие событий, не позволяющая совершать неразумных импульсивных поступков. Хороший ритор, предвидя действие чужих и своих речей – подобно хорошему полководцу – отступает и «отсиживается» в засаде, а затем переходит в наступление лестным и искусным словом.

Ответственность – приготовление и готовность ответить за произносимые мысли и слова. Ответственность связана с чувством стыда – возможного осуждения и даже позора за неудачно сказанную речь. Безответственность, напротив, связаны с равнодушием к чужому мнению, неуважением к слушателям, она – следствие ослабления волевого начала в человеке.

Мы перечислили не все качества оратора, или ораторские нравы. Видимо, можно назвать еще много качеств, которые приблизят нас к облику идеального или совершенного оратора. Видимо и каждое время диктует свои нравы, свои взгляды на идеал человека и образцы его речи. Нам важно освоить все лучшее, что известно об ораторском искусстве и свойствах оратора, а затем применить эти знания к своей жизни.

Качества оратора как личности в сочетании со всеми другими требованиями к речи создают в представлении аудитории образ оратора. Образ оратора – это представление человеком себя в речи, вид, облик, «маска», которые сознательно планируются, а затем проводятся в жизнь. Образ оратора оценивается по трем параметрам личности: нравственный ли человек? знающий ли человек (интеллект, образованность)? привлекательный ли человек (эстетическая выразительность)? – иначе «нравится» ли человек?

В комплекс речевых средств входят – и это принципы оценки речи оратора: идеи, слова, построение слов, произношение, телодвижение, эмоция речи.

Не зря слово «образ» имеет связь со словами «образец», «образованность». Связь со словом «образец» означает, что каждый оратор стремится к определенному идеалу, образцу. Каждое время и каждая эпоха дает свои стилевые образцы, которым подражают ораторы. Хороший оратор (ритор в целом) всегда занят преобразованием, усовершенствованием жизни к лучшему, поэтому он отталкивается от существующих образцов и создает новое: новые идеи, новый стиль в словах и всем образе поведения.

Теперь приложим все сказанное к отдельным видам ораторской речи, какими являются:

— политическое красноречие (политическая ораторика);

— судебное красноречие (судебная ораторика);

— духовное красноречие (церковная ораторика);

— педагогическое красноречие (педагогическая ораторика);

— академическое красноречие (устная ораторика);

— военное красноречие (военная ораторика).

В сущности же видов красноречия или ораторики столько, сколько видов профессиональной деятельности. Обратите внимание на то, что перечисленные классические виды красноречия называют основные общественные профессии: политик (дипломат), юрист (судья, адвокат), священник, педагог (учитель, преподаватель), военный. Эти профессии требуют активной речевой работы.

Источник

Значение внешнего облика оратора во время выступления


Выполнила: Бугаёва Наталья Анатольевна


ВВЕДЕНИЕ

Из этих слов вытекает понимание ораторского искусства, в первую очередь, как работы над собой. В настоящее время умение владеть ораторским искусством становится неотъемлемой частью для специалистов любого уровня.

1. АНТИЧНАЯ РИТОРИКА

Риторика – одна из древнейших наук в истории человечества. Зародилась риторика в Древней Греции. И первыми, кто эту науку стал нести в массы, стали софисты, главной задачей которых было чисто практическое обучение красноречию; поэтому их риторика заключала много правил, относящихся собственно к стилистике и грамматике. «Софиа» в переводе с греческого означает «мудрость».

Первая школа риторики была открыта в Сиракузах в пятом веке до нашей эры. Появились даже первые учебники по риторике.

Одним из самых ярких учителей софизма был Горгий. Он писал: «Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела». Отношение к софистам было противоречивым. Сначала в Афинах было модным отдавать своих детей в школы софистики. Но знания не всегда использовались в добрых целях.

Сократ, например, был очень возмущен позицией софистов. Он писал, что «продавать мудрость, значит, продавать красоту». Платон заявил, что софистика – лженаука. И всю свою жизнь он посвятил риторике, основанной на знании истины. Аристотель считается крупнейшим теоретиком античной риторики. Он считал, что сила риторики кроется в грамотном использовании трех источников убеждения. Это логос или воздействие рациональными доводами, пафос или воздействие на эмоции слушателей, и этос (личные качества оратора), который воздействует через доверие к оратору, и который во многом является отражением его харизмы.

Единственное древнегреческое сочинение по риторике, которое дошло до нас в целостном виде это трактат Аристотеля «Риторика». Он состоит из трех книг. В первой части раскрывается польза риторики, цель и область ее применения. Вторая часть говорит о тех личных свойствах и особенностях оратора, с помощью которых он может внушить доверие своим слушателям и таким образом вернее достигнуть своей цели, то есть уговорить или отговорить их. В третьей части Аристотелем рассмотрены вопросы стиля и тех качеств речи, которыми должен пользоваться оратор. Он хотел, на основании наблюдения, дать общие формы ораторского искусства, указать, чем должен руководствоваться оратор или вообще всякий, желающий убедить кого-либо в чём-либо.

Дальше приведена выписка из «Риторики» Аристотеля: «Риторика полезна, потому что истина и справедливость по своей природе сильнее своих противоположностей, а если решения выносят с не должным образом, то истина и справедливость обычно бывают побеждены своими противоположностями, что достойно порицания».

Я считаю, что данные слова четко представляют нам жизнь сегодняшнего дня. Тот человек, который владеет искусством речи, даже если он не прав в конкретном случае, может убедить в этом и окружающих. Но, к сожалению, как и софисты в свое время использовали это в недобрых целях, так происходит и сегодня.

2. ЗНАЧЕНИЕ ВНЕШНЕГО ОБЛИКА ОРАТОРА ВО ВРЕМЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ

В данном пункте реферата будет описан один из зрительно воспринимаемых элементов речи – это жесты. Но есть одна оговорка, человека воодушевленного мощной идеей и желанием поделиться ею с аудиторией делают настоящим оратором именно эти желания, а не ухищрения в осанке, манерах, жестах.

Все мы жестикулируем, в большинстве случаев даже не отдавая себе в этом отчета. Обычно считается, что жесты заключаются в движении рук и кистей, и действительно, это самые выразительные и бросающиеся в глаза жесты. Но и любое телодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов тоже жест. Почти невозможно говорить с увлечением и убежденно без неуловимо сложного сочетания движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Таким образом, в жестикуляции нет ничего не свойственного всем и каждому и присущего только одним профессиональным ораторам.

Для начинающего оратора, еще не привыкшего к жестикуляции руками при публичном выступлении, правильно пользоваться жестами трудная задача. Сначала ему необходимо приобрести должную осанку и умение владеть собой во время выступления. А затем необходимо заниматься работой над жестом. Если у вас возникает острое желание сделать, жест руками, не подавляйте его, дайте рукам сделать движение в соответствии с возникшим импульсом. Если таких импульсов при выступлении нет, никогда не прибегайте к произвольной и механической жестикуляции. При достаточной тренировке и развитии подвижности мышц, возможно, возникнет и естественный импульс к соответствующему жесту.

Секрет особой целесообразности жестикуляции руками скорее всего заключается в том, что в значительной части человеческая деятельность осуществляется при помощи рук, и поэтому их положение и движения стали наиболее характерными для выражения наших переживаний. Руки, как и речь, определили переход человека на высшую ступень развития по сравнению с животными. Восприимчивость к жестикуляции руками глубоко заложена в сознании слушателя. В сочетании со словами жесты тоже говорят, усиливая их эмоциональное звучание. Вкрадчивая и гладкая речь оратора, у которого слова льются без всякого видимого усилия, оставляет какой-то осадок предубеждения и недоверия. Осмысленная и выразительная работа рук от кистей до самых плеч создает впечатление мужественной силы и отвечает естественной человеческой потребности в движении, которая не находит достаточного удовлетворения в интеллектуальной деятельности. Жест помогает создать гармонию равновесия в позе оратора и ощущение этого равновесия у самих слушателей.

Существуют различные виды жестов: жесты для выражения душевных движений, описа¬тельные, указующие, подражательные. Выразительные жесты наиболее употребительны. Напряженность, дли¬тельность, размах рук подчеркивают эмоциональную насыщенность идей. Эти жесты обычно сопровождают самые сильные, кульминационные места речи, но могут также подчеркивать идеи умиротворения, поощрения и похвалы, утешения и т. д.

Если, описывая разительный контраст в объеме двух книг, вы руками показываете приблизительно их размеры, вы прибегаете к описательным жестам. Равным образом при их помощи можно показать движение — быстрое и медленное, прямое и закругленное — и даже дать представление о движении в отвлеченном смысле слова, например о тенденции роста, падения и т. д.

Указующие жесты — самые простые из всех видов. Обычно они состоят в указании рукой или пальцем ме¬стоположения или направления. Ораторы, обладающие артистической жилкой, часто с большим эффектом поль¬зуются подражательной жестикуляцией.

В общем, во время речи не следует думать о жестикуляции, кроме случаев, когда вам начнет казаться, что она чрезмерна и ее следует сократить.

Таким образом, жесты — это любые движения, усиливающие впечатление от высказываемых идей. Жестикуляция руками, хотя ее можно классифицировать в соответствии с назначением, на самом деле может оказаться разнообразной до бесконечности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При написании данной работы я для себя сделала вывод, что в общении оратора с аудиторией играет роль не только голос, но и весь его внешний облик. Также, что для успеха выступления необходимо хорошее общее впечатление от внешности оратора, его манер, позы и жестов. Но при этом может произойти и обратное действие. Дело в том, что внешние данные могут отвлечь внимание слушателей от содержания речи. Это возможно, если манеры и приемы оратора не будут помогать лучшему выражению идей, которыми он делится со слушателями, и, следовательно, не станут служить своему прямому назначению.

Таким образом, я могу с уверенностью сказать, что всем необходимо владеть искусством речи, даже если этому непросто научиться.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *