Что предполагает неопределенная дискуссия

Статья на тему «Дискуссия. Виды дискуссии»

Одной из ступенек формирования коммуникативных УУД является дискуссия.

Н. Н. Богомолова и Л. А. Петровская в социальной психологии рассматривают дискуссию как вид взаимодействия людей в процессе непосредственного общения.

С. И. Макшанов считает дискуссию как одно из основных средств реализации принципа субъект-субъектного диалогического взаимодействия. Она позволяет объективировать совокупности точек зрения на конкретную проблему, собрать информацию, выявить меру различий существующих точек зрения, создать всесторонний образ предмета обсуждения.

В. П. Захаров дает следующее определение дискуссии: «дискуссия – это процесс организованного, последовательного высказывания мнений по каждому конкретному вопросу, составляющему часть цепи из взаимосвязанных, взаимодополняющих и вместе раскрывающих обсуждаемую проблему вопросов.

Таким образом, дискуссия – это взаимодействие людей в процессе обсуждения, последовательного высказывания мнений по какому-либо вопросу, теме.

Дискуссия является разновидностью спора, близкой к полемике, и представляет собой серию утверждений, по очереди высказываемых участниками. Заявления последних участников должны относиться к одному и тому же предмету или теме, что сообщает обсуждению необходимую связность. Сама тема дискуссии обычно формулируется до ее начала.

Полемика – разновидность спора, отличающаяся тем, что основные усилия спорящих сторон направлены на утверждение своей точки зрения по обсуждаемому вопросу.

Дискуссия отличается от полемики, как своей направленностью, так и используемыми средствами. Если цель дискуссии – достижение определенной степени согласия ее участников относительно дискутируемого тезиса, то цель полемики – не само по себе согласие, а скорее победа над другой стороной, утверждение собственной точки зрения.

В дискуссии всегда есть известные элементы компромисса. Тем не менее, она, как правило, в большей мере, чем полемика, ориентирована на отыскание и утверждение истины. Используемые в дискуссии средства должны признаваться всеми, кто принимает в ней участие. Употребление других средств недопустимо и ведет к прекращению дискуссии. Употребляемые в полемике средства не обязательно должны быть настолько нейтральными, чтобы с ними соглашались все участники. Каждая из полемизирующих сторон применяет те приемы, которые находит нужными для достижения победы.

У каждого из участников дискуссии должны иметься определенные представления относительно обсуждаемого предмета. Однако итог – не сумма имеющихся представлений, а нечто общее для разных представлений. Но это общее выступает уже не как чье-то частное мнение, а как более объективное суждение, поддерживаемое всеми участниками обсуждения или их большинством.

Дискуссия – одна из важнейших форм коммуникации, плодотворный метод решения спорных вопросов и вместе с тем своеобразный способ познания. Она позволяет лучше понять то, что не является в полной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. В дискуссии снимается момент субъективности, убеждения одного человека или группы людей получают поддержку других и тем самым определенную обоснованность.

К дискуссии близка такая форма прояснения представлений, как диалог. Он также связан не только с сопоставлением, но и с определенным противопоставлением точек зрения или позиций, хотя и не является спором, борьбой мнений.

Разговор между двумя лицами, обмен репликами.

(переносное) Переговоры, контакты между двумя странами, сторонами.

В целом в мировом педагогическом опыте получили распространение следующие формы дискуссии :

Круглый стол — беседа, в которой «на равных» участвует небольшая группа обучающихся (обычно около 5 человек), во время которой происходит обмен мнениями, как между ними, так и с остальной аудиторией.

Заседание экспертной группы («панельная дискуссия»), на которой вначале обсуждается намеченная проблема всеми участниками группы (четыре-шесть участников с заранее назначенным председателем), а затем они излагают свои позиции всей аудитории.

Форум — обсуждение, сходное с заседанием экспертной группы, в ходе которого эта группа выступает в обмен мнениями с аудиторией (классом, группой).

Симпозиум — более формализованное обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории.

Дебаты — явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников — представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп), — и опровержений. Вариантом этого обсуждения являются парламентские дебаты («британские дебаты»).

Судебное заседание — обсуждение, имитирующее судебное разбирательство.

Техника аквариума — особый вариант организации обсуждения, при котором, после непродолжительного группового обмена мнениями, по одному представителю от команды участвуют в публичной дискуссии. Члены команды могут помогать своему представителю советами, передаваемыми в записках или во время тайм-аута.

Мозговой штурм. Это один из наиболее известных методов поиска оригинальных решений различных задач, продуцирования новых идей. Он был предложен американским психологом А. Осборном в 50-е годы. В настоящее время считается одним из методов активизации обучения и лежит в основе многих деловых и дидактических игр. Метод тщательно разработан и предполагает реализацию требований по организации группы участников, технологии проведения и правилам поведения.

Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. А34 Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 288 с.

Психогимнастика в тренинге / Хрящева Н. Ю. [и др.] : под ред. Н. Ю. Хрящевой СПб. : Речь, 2014. – 272 с.

Словарь по логике. — М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС. А. А. Ивин, А. Л. Никифоров. 1997.

Словарь по логике. — М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС. А. А. Ивин, А. Л. Никифоров. 1997.

Толковый словарь Ожегова. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 1949-1992.

Источник

Дискуссия

Что предполагает неопределенная дискуссия Что предполагает неопределенная дискуссия Что предполагает неопределенная дискуссия Что предполагает неопределенная дискуссия

Что предполагает неопределенная дискуссия

Что предполагает неопределенная дискуссия

Дискуссия– равноправное обсуждение педагогами и воспитанниками дел, проблем самого различного характера. Она возникает, когда перед людьми возник вопрос, на который каждый первоначально имеет свой ответ. В ходе дискуссии люди формулируют новый, более удовлетворяющий все стороны ответ на стоящий вопрос. Результатом может быть общее соглашение, лучшее понимание, новый взгляд на проблему, совместное решение. Решение, принимаемое в результате дискуссии, воспринимается учениками как свое собственное и выполняется учениками гораздо быстрее, осознаннее и эффективнее. Дискуссия является основной формой обсуждения вопросов на собраниях или сборах коллектива.

Любая дискуссия имеет в своей основе ряд организационных условий:

— изначально должно быть несколько точек зрения на предмет обсуждения;

— то, что говорят и о чем говорят, должно быть правдой;

— дискутанты должны вступать в дискуссию с желанием услышать и понять другие доводы, поддержать иные точки зрения, а не только высказать свои;

— знание и понимание предмета разговора учителями и учениками в ходе дискуссии должно развиваться;

— выдвигаемые аргументы должны быть обоснованны и доказательны;

— участники дискуссии должны подходить к ней осмысленно, применяя в ее ходе рефлексию и обдуманно корректируя решение в случае необходимости;

— время для дискуссии неограниченно;

— нельзя заранее предположить выводы и сводить к ним обсуждение, также нельзя заранее предсказать, что результатом будет одно решение, их может быть несколько, а может и не быть вовсе; решения принимаются с учетом перспективы развития группы;

— все участники несут равную ответственность за выбранное решение;

— участники дискуссии свободны в высказываниях, в изменении своего мнения и нахождении общих точек зрения; обстановка доброжелательности и откровенности;

— учащиеся должны обладать достаточной степенью зрелости и самостоятельности мышления, уметь аргументировать и доказывать свою точку зрения.

В зависимости от формы организации дискуссии бывают:

«панельная» – предварительно проводится заседание экспертной группы, на котором несколько участников во главе с назначенным председателем обсуждают намеченную проблему, а затем они излагают свои позиции все аудитории;

«форумная» – в отличие от предыдущей экспертная группа вступает в обмен мнениями с аудиторией;

«круглый стол» – беседа на равных небольшой группы участников, расположенных по кругу;

«судебная» – дискуссия, имитирующая судебное разбирательство;

«симпозиум» – более формализованное обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории;

дискуссия в технике «аквариума» – после непродолжительного группового обмена мнениями по одному представителю от команды участвуют в публичной дискуссии, они располагаются в центре («аквариуме»), остальные наблюдают за дискуссией. Члены команды могут помогать своему представителю советами, передаваемыми в записках, или во время тайм-аута.

Цель диспута как формы воспитательной работы– учить воспитанников культуре общения, умению логично, доказательно отстаивать свою точку зрения; помочь ученикам в откровенном споре увидеть истинность той или иной позиции; формировать терпимость, уважение к собеседнику, готовность понять и принять иные взгляды.

В отличие от дискуссии диспут всегда заранее готовиться. Выбрав тему диспута, педагог знакомит учащихся с темой, вопросами, которые будут обсуждаться на диспуте, и предлагает познакомиться с необходимой литературой. Успех диспута во многом определяется темой, заключающей в себе, как минимум, две разноречивые позиции. Педагог тщательно продумывает задачи диспута, его предполагаемое течение, возможные варианты и, главное, выводы, к которым учащиеся должны прийти в результате обсуждения.

Очень значима роль ведущего на диспуте. Ведущий обязан

предоставлять слово всем желающим, следить за соблюдением регламента, культурой общения, регулировать очередность выступлений, заботиться о том, чтобы накал встречи не спадал до конца.

Что предполагает неопределенная дискуссия

В ходе диспута он следит за соблюдением правил его проведения. Эти правила могут быть составлены самими учащимися. Например:

J Каждый из присутствующих имеет право участвовать в обсуждении.

J Будь готов терпеливо выслушать любое мнение, даже если ты с ним не согласен.

J Критикуй идеи, а не людей.

J Прежде, чем сделать выводы, надо учесть все идеи и факты, которыми руководствуется оппонент.

J Будь готов изменить свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.

J Главное не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.

Дебаты

Слово «дебаты» в переводе с французского обозначает прения, обмен мнениями. В отличие от дискуссии, которая представляет собой спор, публичное обсуждение аудиторией какого-нибудь вопроса, дебаты не предполагают открытого столкновения участников, прямого спора, перерастающего иногда в полемику (стремление обязательно переубедить, победить оппонентов любыми способами и средствами).

В основе дебатов – свободное высказывание, обмен мнениями по предложенному тематическому тезису. Участники дебатов приводят примеры, факты, аргументируют, логично доказывают, приводят примеры, поясняют, дают информацию и т.д. Процедура дебатов не допускает личностных оценок, эмоциональных проявлений. Обсуждается тема, а не отношение к ней отдельных участников. В этом смысле дебаты приучают к культуре устного выступления, умению слушать и слышать других, оцениванию собственных возможностей и т.д.

Проведению дебатов должна предшествовать большаяпредварительная работа:

– знакомство участников с правилами организации и проведения дебатов;

– определение определенного тезиса дебатов;

– работа с непосредственными организаторами дебатов, распределение ролей и поручений;

– индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов.

Можно заранее подготовить несколько тезисов для дебатов. Тезис – это положение, кратко излагающее какую-нибудь идею, а также одну из

основных мыслей доклада, выступления, лекции. Тезис формулируется в утвердительной форме, предполагающей антитезис. Лучше когда тезис

предлагают сами участники. Для работы над тезисом можно создать несколько групп. После предложения нескольких тезисов все вместе выбирают один понравившийся тезис для предстоящих дебатов.

Дебаты организует и проводит председатель. Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом.

Председателю помогает секретарь, который информирует ораторов о времени, отведенном на выступления, а также ведет документацию дебатов.

Перед дебатами участники занимают места в следующем порядке:

— справа от председателя – защитники тезиса (4 человека;)

— слева от председателя – противники тезиса (4 человека);

— в конце помещения, посередине – лица, которые не имеют определенной точки зрения (так называемое «болото»).

Каждый оратор должен начинать свое выступление обращением к

ведущему: «Господин председатель,…» Участники дебатов обращаются друг к другу, употребляя формулу «господин (госпожа)».

В дебатах выступают поочередно защитники и противники тезиса. Первым выступает тот, кто защищает тезис и одновременно его развивает. После него выступает главный оратор от оппозиции, который формулирует и защищает антитезис. Дальше роли распределяются следующим образом:

1) вторые номера обеих сторон по очереди приводят аргументы в пользу своего тезиса (антитезиса);

2) третьи номера опровергают аргументы соперников;

3) четвертые номера подытоживают то, что было сказано обеими сторонами во время дебатов.

Последним выступает четвертый номер команды, который защищает антитезис.

После выступления главных ораторов начинаются дебаты в зале. Каждый из присутствующих имеет право голоса (в том числе и члены команд). Выступающие по очереди представляют стороны защитников и противников тезиса. Дебаты продолжаются до того времени, пока все желающие не выскажутся, или до соответствующей команды председателя.

Выступающий, в зависимости от своей позиции, подходит к определенной стороне кафедры, становится рядом с ней и кратко излагает свою мысль.

Участники на протяжении всего времени дебатов имеют право задавать вопросы выступающему и давать дополнительную информацию. Для этого

необходимо поднять руку, встать с места и сказать: «Вопрос» или «Информация». Выступающий имеет право удовлетворить или отклонить

желание участника словами «Пожалуйста» или «Нет, спасибо». В случае согласия выступающего время вопроса или информации со стороны участника прибавляется ко времени, отведенному на выступление. Желательно, чтобы вопросы и информация со стороны участников не превышали 2-3 предложений.

Если выступающий не дал согласия на вопрос или информацию с места, то желающий выступить должен молча сесть.

Выступающий и председательствующий могут в любой момент остановить человека, который задает вопрос или сообщает информацию.

Выступающий должен придерживаться времени, выделенного на выступление: для первых номеров – 5 минут; вторых, третьих, четвертых – 3-4 минуты. Участники дебатов – по 2 минуты. Время, которое остается до конца выступления любого участника дебатов, показывает секретарь. Председатель имеет право прервать выступление в случае нарушения процедуры.

Участники дебатов могут меняться местами или покидать помещение только в перерывах между выступлениями.

Председатель успокаивает присутствующих, говоря слово «Тишина». В исключительных случаях он имеет право выставить за дверь участников, которые нарушают правила участия в дебатах.

После дебатов проводится голосование, в котором все высказываются в пользу выбранной позиции, а также присоединяются к защитникам или противникам тезиса, занимая соответствующие места рядом с ними.

Источник

Дискуссия

Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.

Под дискуссией также может подразумеваться публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов на собрании, в печати, в беседе. Отличительной чертой дискуссии выступает отсутствие тезиса, но наличие в качестве объединяющего начала темы. К дискуссиям, организуемым, например, на научных конференциях, нельзя предъявлять тех же требований, что и к спорам, организующим началом которых является тезис. Дискуссия часто рассматривается как метод, активизирующий процесс обучения, изучения сложной темы, теоретической проблемы.

Содержание

Групповая дискуссия

В психологии метод групповой дискуссии (групповая дискуссия) используется как метод групповой психотерапии. Члены терапевтической группы общаются между собой (ведут спор) и в ходе этого особым образом организованного общения разрешают свои психологические проблемы.

В социологии метод групповой дискуссии (групповая дискуссия) используется как метод сбора данных, которых сочетает элементы методов группового и глубинного интервью и социологического наблюдения. Суть метода — организация в малой группе целенаправленного разговора по проблемам, интересующим исследователя.

Аргументированность дискуссии

В логической теории и теории аргументации дискуссия исследуется не со стороны её психологической или социологической функции, а по содержанию, по аргументационному арсеналу. В соответствии с классификацией аргументации, предложенной ещё Аристотелем, различают четыре разновидности дискуссии: [1]

Примечания

См. также

Что предполагает неопределенная дискуссия

Полезное

Смотреть что такое «Дискуссия» в других словарях:

Дискуссия — Дискуссия ♦ Discussion Обмен противоречивыми аргументами между двумя или более собеседниками. Участие в дискуссии предполагает наличие общего образа мыслей, благодаря которому возможен спор. Тем самым дискуссия напоминает диалог; мало того,… … Философский словарь Спонвиля

ДИСКУССИЯ — (лат., от discutere делать выводы). Прение, рассуждение. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДИСКУССИЯ лат., от discutere, выводить одно из другого. Прение, рассуждение. Объяснение 25000 иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка

дискуссия — обсуждение, прения, дебаты, спор, полемика, рассмотрение, слушание, диспут; брехаловка, дискутирование Словарь русских синонимов. дискуссия 1. см. обсуждение. 2. см. спор … Словарь синонимов

дискуссия — и, ж. discussion f. <лат. dicussio исследование, обсуждение. дипл. Спор, прения. Сл. 18. Мы по многим дискусиям взяли все то на донесение. АВ 13 88. || расш. Обсуждение какого л. спорного вопроса, проблемы на собрании, в печати, в беседе.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ДИСКУССИЯ — ДИСКУССИЯ, дискуссии, жен. (лат. discussio) (книжн.). Обсуждение какого нибудь спорного вопроса для выяснения разных точек зрения; прения. Дискуссия по вопросам литературной политики. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ДИСКУССИЯ — (от лат. discussio рассмотрение исследование), обсуждение какого либо спорного вопроса, проблемы на собрании, в печати, в беседе … Большой Энциклопедический словарь

ДИСКУССИЯ — ДИСКУССИЯ, и, жен. Спор, обсуждение какого н. вопроса на собрании, в печати, в беседе. Научная д. Вступить в дискуссию. | прил. дискуссионный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ДИСКУССИЯ — (лат. discussio рассмотрение, исследование) спор, направленный на достижение истины и использующий только корректные приемы убеждения. Д. одна из важнейших форм коммуникации, метод решения проблем описания реальности и своеобразный способ… … Философская энциклопедия

Дискуссия — (от лат. discussio рассмотрение, исследование) обсуждение какого либо спорного вопроса, проблемы на собрании, в печати, в беседе. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

дискуссия — Бескомпромиссная, бесплодная, беспощадная, бурная, горячая, длительная, долгая, жаркая, жестокая, живая, зажигательная, кипучая, короткая, мирная, многословная, напряженная, непредвзятая, объективная, ожесточенная, оживленная, острая, открытая,… … Словарь эпитетов

Источник

Одним из видов общения в современном мире является дискуссия, которая может различаться по жанрам в зависимости от назначения, содержания и способа изложения. Она может быть панельной, групповой, научной.

В общепринятом смысле дискуссия – это обсуждение какого-либо вопроса в коллективе. Она способствует выработке общего мнения. Дискуссию не следует путать со спором, поскольку цель любого спора – это поиск единственно правильного решения, а не общего суждения.

Что предполагает неопределенная дискуссия

Дискуссия – это один из наиболее древних жанров общения, поскольку человек изначально более склонен к диалогу, нежели к монологу. Границы этого типа обмена информацией могут быть четко определены во времени, а могут и вовсе отсутствовать. Вопросы могут решаться быстро (к примеру, на бытовом уровне), а могут и вовсе не иметь единого решения (вопрос о сотворении жизни на Земле).

Теория дискуссии интересна человечеству с давних времен. Еще в древнем Китае, Греции и Индии были написаны трактаты о психологических и логических проблемах спора и общения. Интерес к этому вопросу особо повышается среди масс, в которых обострены противоречия, особенно классовые и социальные.

Основные цели дискуссии

Дискуссия – это диалог, в ходе которого его участники пытаются прийти к общему мнению, достигнуть соглашения и договоренностей в каком-либо вопросе. Целями дискуссии могут быть:

— определение правдоподобности или истинности различных мнений по одному и тому же вопросу;

— поиск наиболее оптимального решения вопроса;

— выработка новых идей;

— поиск адекватной формулировки проблемы.

Иногда во время обсуждения проблемы может возникнуть спор, однако цель дискуссии – не победа над противником и навязывание своего мнения, а поиск общего решения.

Что предполагает неопределенная дискуссия

Что такое панельный вид дискуссии?

Панельная дискуссия – это открытый тип обсуждения между приглашенными экспертами и участниками форума, «круглого стола», конференции. Предполагается обмен мнениями по какой-либо заданной теме, причем участники обсуждения задают вопросы экспертам и выслушивают их мнение, а также рекомендации по решению дискуссионных вопросов. Обязательно должен присутствовать куратор (руководитель) собрания, поскольку в противном случае наиболее активный участник возьмет на себя инициативу и возникнет навязывание одного конкретного мнения всем остальным участникам обсуждения.

Что такое групповое обсуждение?

Групповая дискуссия – это один из методов обсуждения какой-либо проблемы в группе, позволяющий определить полный список мнений всех участников, а также возможные способы и средства достижения цели, поиск общего коллективного решения оговариваемого вопроса.

Каждый член группового обсуждения имеет возможность высказать свое личное мнение, отыскать различные подходы к решению вопроса и обеспечить разностороннее видение предмета. Плюс ко всему групповая дискуссия пробуждает способности к творческому мышлению, вызывает интерес к обсуждению, а также может являться отличным методом сплочения группы или целого коллектива.

Что предполагает неопределенная дискуссия

Что представляет собой научное обсуждение?

Научная дискуссия – это обсуждение какого-либо спорного научного вопроса. Она имеет свою специфику, поскольку все мысли участники излагают точными, однозначными словами, терминами. Каждый тезис должен освящать только один вопрос и доказательства.

Точное определение главной проблемы – это задача любой научной дискуссии. Докладчик должен преподнести аудитории информацию, необходимую для правильного восприятия, понимания и оценки предложенных средств решения поставленной проблемы. Обязательным моментом является приведение аргументов, которые будут доказывать целесообразность выбранных методов решения вопроса. Верхом дискуссионного мастерства является предположение возможных контраргументов и их опровержение еще в ходе доклада.

Что предполагает неопределенная дискуссия

Люди науки очень ценят свое время, поэтому все докладчики должны быть максимально краткими, говорить только по существу, без предисловий, подробностей и вольного отхождения от темы доклада.

Нужно помнить, что любая дискуссия – это, прежде всего, способ организации совместной деятельности, обучения, обмена опытом и знаниями, быстрый и эффективный метод поиска решений поставленных задач.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *