Что предполагает научный аспект в психологической службе образования
Научный, прикладной, практический и организационный аспекты психологической службы образования
Психологическая служба образования — не просто важная часть целостной системы образования, она — интегральное явление, представляющее собой единство научного, прикладного, практического и организационного аспектов.
Научный аспект предполагает формирование научно обоснованной концепции психологической службы в системе образования, выявление реальных функций и позиции психолога в системе отношений в учебном учреждении, в обосновании и разработке технологии работы и инструментария практического психолога. Эта технология должна основываться на научном исследовании психологических условий развития личности конкретного ребенка в процессе образования и воспитания. Школьные психологи работают с детьми, с коллективом класса, учителями, родителями по решению конкретных проблем. Они не занимаются созданием новых методов и программ школьной психологической службы, исследованием психических закономерностей и т.д. Этот материал поставляет наука. Именно научный аспект предполагает опору на теоретическую концепцию (а в ее основе — фундаментальные положения о личности, закономерностях ее психического развития и формирования в онтогенезе), которая определяет содержание, функции и модель школьной психологической службы. Практический психолог обязан профессионально использовать все достижения современной отечественной и зарубежной психологии.
Таким образом, научный аспект школьной психологической службы определяет достижение главной цели в ее работе, а именно: максимально содействовать психическому, личностному и индивидуальному развитию детей, поскольку оно обеспечивает к концу школьного обучения психологическую готовность выпускников к самоопределению в самостоятельной взрослой жизни.
Прикладной аспект предполагает использование психологических знаний всеми работниками системы образования, как при планировании, так и при осуществлении своей деятельности.
Практический аспект обеспечивают практические психологи непосредственно в детских садах, школах и других учреждениях системы образования. Основной принцип деятельности, например, школьной психологической службы — совместная работа психолога с педагогами и родителями. Положение психолога в школе непростое. Он осуществляет взаимодействие с учащимися разного возраста, их учителями и родителями; причем главным в этом сложном и разнообразном взаимодействии являются интересы ребенка как формирующейся личности.
Практический психолог включается в работу образовательного учреждения как специалист в области детской, педагогической и социальной психологии. Он несет ответственность за то, чтобы профессионально контролировать процесс психического развития учащихся и обеспечивать основные психологические условия, которые в наибольшей степени способствуют этому развитию. В самом общем виде эти условия можно представить так: 1) наиболее полная реализация возрастных возможностей и резервов развития (опора на сензитивные периоды, учет зон актуального и ближайшего развития и пр.); 2) развитие индивидуальных особенностей учеников внутри каждого возрастного периода в ходе обучения и воспитания; 3) создание благоприятного психологического климата (в классе, школе, педколлективе) с учетом специфики общения и взаимоотношений в младшем, подростковом и юношеском возрасте.
Организационный аспект включает создание действенной структуры психологической службы образования. Психологическая служба образования создается как единая система в масштабах города, области, региона, а в перспективе — всей страны. Руководящим органом психологической службы образования выступает отдел психологической службы органов (или психолог) управления образованием соответствующего уровня. На федеральном уровне — отдел психологической службы Министерства образования России.
Психологическая служба в образовании
Развитие практической психологии в значительной степени обусловило гуманизацию всей педагогической системы и привело к возникновению службы практической психологии образования в Российской Федерации.
Сегодня психологическая служба является необходимым компонентом системы народного образования, обеспечивающим развитие личностного, интеллектуального и профессионального потенциала общества. Важнейшими условиями эффективности работы службы является правильное понимание психологом и педагогическими работниками существа их профессионального взаимодействия в единой системе образования и воспитания, взаимодополняемость позиций психолога и педагога в подходе к ребенку, в решении проблем учебно-воспитательного учреждения.
Психологическая служба осуществляет свою деятельность в тесном контакте с родителями или лицами, их заменяющими, с органами опеки и попечительства, инспекциями по делам несовершеннолетних, представителями общественных организаций, оказывающими воспитательным учреждениям помощь в воспитании и развитии детей и подростков. Для обеспечения успешной работы службы необходимы творческие контакты с медицинскими учреждениями.
Основные цели службы — содействие формированию подрастающего поколения, становлению индивидуальности и творческого отношения к жизни на всех этапах дошкольного и школьного детства; развитие способностей и склонностей детей, изучение особенностей их психического развития, определение психологических причин нарушения личности и интеллекта, профилактика подобных нарушений. Одной из основных целей психологической службы образования является обеспечение психического и психологического здоровья учащихся*. Основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие человека на всех этапах онтогенеза. Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой.
Главная цель психологической службы образования — психологическое здоровье детей — связана прежде всего с перспективным направлением ее деятельности, ориентированным на своевременное и полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Эта цель может быть реализована только тогда, когда психологическая служба обеспечивает преемственность психологического внимания к ребенку на разных возрастных этапах работы с детьми, когда происходит стыковка представлений, понимания, умений взрослых, работающих с детьми одного возраста, и взрослых, работающих с детьми другого возраста.
Основные задачи психологической службы образования: 1) реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста; 2) развитие индивидуальных особенностей детей — интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.; 3) создание благоприятного для развития ребенка психологического климата (в детском саду, интернате, школе и пр.), который определяется прежде всего организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками; 4) оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.
Психологическая служба образования — не просто важная часть целостной системы образования, она — интегральное явление, представляющее собой единство научного, прикладного, практического и организационного аспектов’.
научный аспект школьной психологической службы определяет достижение главной цели в ее работе, а именно: максимально содействовать психическому, личностному и индивидуальному развитию детей, поскольку оно обеспечивает к концу школьного обучения психологическую готовность выпускников к самоопределению в самостоятельной взрослой жизни.
Прикладной аспект предполагает использование психологических знаний всеми работниками системы образования, как при планировании, так и при осуществлении своей деятельности.
Практический аспект обеспечивают практические психологи непосредственно в детских садах, школах и других учреждениях системы образования. Основной принцип деятельности, например, школьной психологической службы — совместная работа психолога с педагогами и родителями. Положение психолога в школе непростое. Он осуществляет взаимодействие с учащимися разного возраста, их учителями и родителями; причем главным в этом сложном и разнообразном взаимодействии являются интересы ребенка как формирующейся личности.
Практический психолог включается в работу образовательного учреждения как специалист в области детской, педагогической и социальной психологии. Он несет ответственность за то, чтобы профессионально контролировать процесс психического развития учащихся и обеспечивать основные психологические условия, которые в наибольшей степени способствуют этому развитию. В самом общем виде эти условия можно представить так: 1) наиболее полная реализация возрастных возможностей и резервов развития (опора на сензитивные периоды, учет зон актуального и ближайшего развития и пр.); 2) развитие индивидуальных особенностей учеников внутри каждого возрастного периода в ходе обучения и воспитания; 3) создание благоприятного психологического климата (в классе, школе, педколлективе) с учетом специфики общения и взаимоотношений в младшем, подростковом и юноше-с к о м возрасте.
Структура психологической службы образования включает:
1. Научно-методический центр по практической психологии при Министерстве народного образования.
2. Центры психологической помощи (центры психологической помощи и профориентации) при областном (городском, районном) управлении (отделе) народного образования или при местных органах власти.
3. Районные (городские, областные) кабинеты психологической службы в соответствующем управлении (отделе) народного образования.
4. Практический психолог, работающий в образовательном учреждении.
Психологическая служба в образовании
Вы будете перенаправлены на Автор24
Психологическая служба в образовании – это один из необходимых структурных компонентов системы образования на современной стадии общественного развития и в дальнейшей перспективе.
Аспекты деятельности психологической службы в образовании
Психологическая служба в образовании (ПСО) представляет собой подсистему системы образования. Цель ее деятельности состоит в содействии образовательным учреждениям в формировании условий для позитивного развития личности всех тех, кто принимает участие в образовательном процессе.
В качестве интегрального явления ПСО имеет научный, прикладной, практический и организационный аспект.
Школьная психологическая служба представляет собой интегральное образование, рассматриваемое с 3 сторон:
Единство данных аспектов представляет собой предмет школьной психологической службы, каждый из которых обладает собственными задачами, решение которых может потребовать от исполнителей определенного профессионализма и подготовки. Четкая проработка каждого аспекта будет влиять на развитие школьных психологических служб в целом.
Научный аспект характеризуется разработкой методологических проблем школьной психологической службы. Основной функцией исполнителей можно считать научные исследования, теоретические обоснования и разработку психодиагностических, коррекционных (развивающих) методов работы в школьных психологических службах.
Готовые работы на аналогичную тему
Для прикладного аспекта характерно применение психологических знаний педагогами и работниками образования. Главными «действующими лицами» данного направления считаются учителя и методисты, которые самостоятельно или совместно с психологами используют и внедряют новейшую психологическую информацию при формировании планов и учебных программ, учебников, дидактических и методических материалов, программ воспитания и др.
Обеспечением практического аспекта службы занимаются школьные психологи. Их задача заключается в работе с детьми, коллективом класса, учителями, родителями. Они не должны создавать новые методы, проводить исследование психических закономерностей, но должны профессионально и грамотно применять то, чем сегодня располагает психологическая наука.
В состав организационного аспекта входит формирование действенной структуры психологической службы образования, которая должна обеспечивать взаимодействие между всеми звеньями службы в области содержательных и организационных вопросов. Он отвечает за контроль профессиональной деятельности и рост профессиональной квалификации практических психологов.
Цели и задачи психологической службы в образовании
Цель психологической службы образования состоит в поддержании психического и психологического здоровья воспитанников ДОУ и школьников.
Для психологического здоровья характерно духовное становление личности, полнота и богатство нравственных качеств, всестороннее развитие. Психологическое здоровье дает возможность человеку стать самодостаточным, учитывая в своем поведении и отношениях нормы, задаваемые извне, а также опираться на внутренние ориентиры.
Задачей психологической службы образования считается помощью личностному, психическому и психофизическому развитию детей на всех возрастных стадиях дошкольного и школьного детства.
Задача детского психолога состоит в поиске индивидуальных, специфических для каждого ребенка способов оптимального развития способностей, интересов, его личности в целом, а также возможностей в самовоспитании и самоорганизации.
Конкретизируем задачи ПСО:
ПСО должна проводить психологический анализ социальных ситуаций развития в соответствующем образовательном учреждении, выявлять основные проблемы и определять причины их возникновения, пути и методы разрешения. Служба содействует интеллектуальному и личностному развитию воспитанников и учеников на всех стадиях их жизни, формируя способность к самоопределению и саморазвитию.
Основная задача ПСО состоит в помощи педагогическому коллективу гармонизировать социально-психологический климат образовательного учреждения. Ее работники совместно с органами управления образованием и педагогическими коллективами образовательного учреждения принимают участие в подготовке и формировании психологических и педагогических условий преемственности в ходе непрерывного образования.
Психологическая служба в образовании — Цели и задачи деятельности психологической службы
Образование как целенаправленный процесс формирования, обучения и социализации человека требует четких критериев его эффективности и качества. Одним из таких критериев является развивающий потенциал образования. Поэтому в системе образования должна быть структура, основной задачей которой является обеспечение развивающего компонента образования. И такая структура существует в системе образования уже более 23 лет — это служба практической психологии образования. (В 1988 году было принято решение Государственного комитета по образованию СССР о введении должности педагога-психолога во всех учебных заведениях страны).
В начале XX века в России существовала не только правовая база для существования и развития службы, но и система подготовки и переподготовки школьных психологов. Только в Москве в 2001 году было организовано 70 учебных курсов в области практической психологии в различных государственных и негосударственных вузах. Психологические услуги в системе народного образования оказывают специалисты, окончившие высшее психологическое образование или прошедшие переподготовку и получившие квалификацию практического психолога. В настоящее время услуга охватывает всю систему образования — от детских садов, школ и учреждений начального профессионального образования до высших учебных заведений, от детских домов и школ-интернатов до элитных частных учебных заведений.
Деятельность психологической службы в образовании основывается на двух принципах:
Цели и задачи деятельности психологической службы
Основная цель психолого-педагогической службы — психическое здоровье детей — связана, прежде всего, с перспективной направленностью ее деятельности, направленной на своевременное и полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Эта цель может быть реализована только тогда, когда психологические службы обеспечивают непрерывность психологической помощи ребенку на разных возрастных этапах работы с детьми, когда существует связь идей, понимания, навыков взрослых, работающих с детьми одного возраста, и взрослых, работающих с детьми другого возраста.
Основными задачами психологической службы в педагогике являются: 1) реализация возможностей, резервов развития каждого возраста в работе с детьми; 2) развитие индивидуальных особенностей детей — интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и т.д.; 3) создание благоприятного для развития ребенка психологического климата (в детском саду, школе-интернате и т.д.), который определяется, прежде всего, организацией продуктивного взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками; 4) оказание своевременной психологической помощи и поддержки как способа содействия психологическому развитию детей.
Основным средством достижения поставленной цели является создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода с целью реализации потенциала развития индивидуальности, заложенного на соответствующем этапе онтогенеза. Соответственно, деятельность психологических служб в образовании направлена на создание психолого-педагогических условий для психического развития каждого ребенка и его психического благополучия, что является основой психического здоровья. Но, конечно, психолог вместе с учителями и родителями учеников создает необходимые условия.
В основе работы психолога в системе образования лежит определенная система принципов. Основным принципом является принцип индивидуального подхода. Работа психолога направлена на выявление индивидуальных особенностей развивающегося человека, поиск путей развития и коррекции его личности и решение индивидуальных проблем и трудностей в обучении и поведении. Второй важный принцип — это принцип взаимодействия психолога с учителями и родителями. Психолог является членом педагогической команды и вместе с родителями заинтересован в достижении общей образовательной цели — формировании полноценного члена общества. Третий основной принцип — это принцип соблюдения прав и обязанностей психолога, которые регламентируются соответствующими документами.
Помимо общих принципов, существуют также определенные организационные принципы работы психолога. Это принцип разнообразия форм и методов работы, который позволяет избежать, с одной стороны, ограниченной и узкой специализации специалиста, а с другой — хаоса, бессистемности, следования моде и поверхностного отношения к поставленным задачам. Соблюдение принципа морали, который позволяет психологу найти золотую середину между морализаторством и игнорированием моральных вопросов. Принцип преемственности, который ориентирует профессионала на освоение современного состояния науки и предостерегает от излишнего консерватизма и закрытости к новизне, а также поощряет внимательное отношение к опыту предшественников. Следующий важный принцип — принцип самореализации, поиск внутренних источников развития, которые позволяют психологу активно противостоять как внутренней пассивности, так и выгоранию на работе. Реализация принципа профессионального сообщества — вовлеченность в профессиональное сообщество — происходит как непосредственно через профессиональные организации психологов (например, ассоциации, общества и т.д.), так и через чтение профессиональной литературы, журналов и т.д. Реализация этого принципа позволяет преодолеть тенденции к самоизоляции и потере профессиональной самоконцепции.
Направления деятельности психологической службы
Деятельность психологических служб в сфере образования делится на три направления:
Психологическая поддержка развивающего компонента образования,
Психологическое сопровождение участников образовательного процесса, поддержка в достижении образовательных и развивающих целей.
Улучшение самой услуги.
Каждое из этих направлений представлено на разных уровнях управления: федеральном, региональном, муниципальном и в образовательном учреждении.
1) Психологическое обеспечение развивающего характера образования на уровне работы с системой предполагает наблюдение, проектирование и изучение психологических компонентов образования как системы развивающих возможностей.
Мониторинг как специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогнозирования, позволяет принимать управленческие решения и распределять человеческие, финансовые и другие ресурсы, основываясь на объективных данных. Психологическая служба, не претендующая на мониторинг системы образования в целом, способна постоянно отслеживать информацию об объектах, явлениях и процессах, находящихся в ее ведении: динамику развития учащихся, изменения в их восприятии и отношении к тем или иным объектам и социальным явлениям и т.д. На основании данных, полученных в ходе психологического наблюдения, руководитель может оценить, в какой степени принципы развивающего образования реализуются в подведомственной ему образовательной структуре.
Проекция на систему образования позволяет идеально спроектировать и практически реализовать систему социально-педагогических и психологических условий для решения задач развития учащихся. При разработке обязательно должны учитываться возрастные особенности психики учеников, их восприимчивость к различным воздействиям, способность усваивать предлагаемые объемы информации и другие психологические характеристики. Это необходимо в любом образовательном проекте, разрабатываем ли мы образовательную программу, учебник, новое здание школы, программу профилактики зависимостей или образовательный маршрут. Психологический компонент в образовательном проектировании обязательно присутствует.
Психологическая экспертиза используется для оценки соответствия конкретной учебной программы, пособия, образовательной среды и т.д. поставленным целям. В настоящее время индивидуальная образовательная траектория учащихся оценивается и проектируется в рамках работы психолого-медико-педагогических комиссий. Необходима психологическая экспертиза учебников, профилактических программ, развивающих игр и игрушек.
Все три составляющие работы с системой на разных уровнях управления реализуются через различные виды деятельности структурных подразделений службы.
2) Психологическая помощь участникам образовательного процесса и их сопровождение реализуется через психологическую профилактику, просвещение, диагностику, развитие (коррекцию) и консультационную деятельность. Это традиционные виды деятельности психолога образовательного учреждения, они подробно описаны в литературе, их специфика и содержание определяется характером и типом образовательного учреждения, контингентом учащихся, социокультурными факторами и т.д. Однако важно, чтобы все они получили конкретную цель и метод, связанные с целями развивающего образования.
Психологические службы учреждений высшего профессионального и дополнительного образования взрослых, помимо работы со студентами и учащимися, могут также оказывать психологическую поддержку специалистам системы образования, которые проходят в них повышение квалификации. Здесь консультирование могут проводить сами педагоги и психологи, что устраняет извечную дилемму: может ли психолог учреждения консультировать коллег, работающих с ним в одном учреждении, по личным психологическим проблемам, или это противоречит профессиональной этике.
Научный, прикладной, практический и организационный аспекты психологической службы образования
Психологическая служба образования — это не только важная часть целостной системы образования, это целостное явление, представляющее собой единство научных, прикладных, практических и организационных аспектов.
Научный аспект предполагает формирование научно обоснованной концепции психологической службы в системе образования, определение реальных функций и положения психолога в системе отношений в образовательном учреждении, в обосновании и разработке технологии работы и инструментария практического психолога. Эта технология должна быть основана на научном изучении психологических условий развития личности конкретного ребенка в процессе обучения и воспитания. Школьные психологи работают с детьми, классным коллективом, учителями и родителями для решения конкретных проблем. Они не занимаются созданием новых методов и программ школьной психологической службы, исследованием психологических законов и т.д. Этот материал предоставлен наукой. Именно научный аспект предполагает зависимость от теоретической концепции (а в ее основе — основные положения о личности, закономерностях ее психического развития и формирования в онтогенезе), которые определяют содержание, функции и модель школьной психологической службы. Практический психолог обязан профессионально использовать все достижения современной отечественной и зарубежной психологии.
Таким образом, научный аспект деятельности школьной психологической службы определяет достижение главной цели в ее работе — максимального духовного, личностного и индивидуального развития детей, так как обеспечивает по окончании школьного обучения психологическую готовность выпускников к самоопределению в самостоятельной взрослой жизни.
Прикладной аспект подразумевает использование психологических знаний всеми сотрудниками системы образования, как при планировании, так и при осуществлении своей деятельности.
Практический аспект преподается практическими психологами непосредственно в детских садах, школах и других учебных заведениях. Основным принципом деятельности, например, школьной психологической службы является совместная работа психолога с учителями и родителями. Положение психолога в школе непростое. Он осуществляет взаимодействие с учениками разного возраста, их учителями и родителями, и главное в этом сложном и разнообразном взаимодействии — интересы ребенка как развивающейся личности.
Практический психолог входит в работу образовательного учреждения как специалист в области детской, педагогической и социальной психологии. Он обязан профессионально контролировать процесс психического развития учеников и создавать основные психологические условия, наиболее благоприятные для этого развития. В самом общем виде эти условия можно представить так: 1) наиболее полная реализация возрастных возможностей и резервов развития (обращение к сенситивным периодам, учет зон актуального и последующего развития и т.д.); 2) развитие индивидуальных особенностей учащихся внутри каждого возрастного периода в процессе обучения и воспитания; 3) создание благоприятного психологического климата (в классе, школе, коллективе) с учетом особенностей общения и взаимоотношений в младшем, подростковом и юношеском возрасте.
+Организационный аспект предполагает создание эффективной структуры психологической службы образования. Психологическая служба образования создается как единая система на городском, областном, районном, а в перспективе и на государственном уровне. Ведущим органом психологической службы образования является отдел психологической службы органов управления образованием (или психолог) соответствующего уровня. На федеральном уровне существует отдел психологической службы Министерства образования России.
Структура психологической службы образования
В структуру психологической службы образования входят:
Центр психологической службы образования — это зонтичная организация, которая направляет деятельность психологов, работающих в образовательных учреждениях, психологических кабинетов и специалистов всех психологических служб данного региона. Центр отвечает за научно-методическое и научно-организационное обеспечение этих служб, за профессиональный уровень психологов, работающих в этих службах. В центр могут обратиться родители, учителя и другие работники национальной системы образования.
Центр состоит из двух основных отделов — индивидуальной помощи и психологического сопровождения учебных заведений. Примером такой системы является региональная модель практической психологии в Юго-Западном территориальном округе Москвы.
Психологические кабинеты (отделы) на уровне района, округа, города (в зависимости от структуры органов управления народным образованием в данном регионе) и отделы народного образования непосредственно работают с психологами в учебных заведениях, контролируют и организуют их работу, оказывают методическую и другую профессиональную помощь.
Психологи, работающие в отделах народного образования (городские, районные), имеют достаточно большую нагрузку: Организация циклов лекций для учителей и родителей с целью их психологического просвещения; проведение консультаций для учителей, родителей по интересующим их психологическим проблемам и оказание информационной помощи; проведение углубленной работы в конкретном классе (в зависимости от запроса к психологу); помощь в подготовке и проведении педагогических советов; организация постоянно действующего семинара для учителей по детской и педагогической психологии, психологии личности и межличностных отношений; формирование психологического
Работающие здесь психологи принимают участие в работе медико-психолого-педагогических комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних, консультируют администрацию образовательных учреждений по социально-психологическим проблемам, связанным с управлением, созданием оптимального социально-психологического климата в педагогических коллективах и другим вопросам профессиональной деятельности. Помимо психологов, в штат практики также входят социальные работники, педагог и нейропсихолог.
Практический психолог работает в конкретном учебном заведении — детском саду, общеобразовательной школе, гимназии, детском доме и т.д. Психолог изучает детей и консультирует руководителей, учителей, администраторов и родителей образовательных учреждений по проблемам обучения и воспитания, вносит вклад в совершенствование психологических знаний и решение профессиональных проблем. Обязанности и права практикующего психолога регулируются соответствующими документами.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института