Что предполагает понятие саморегулирование в рекламе
Саморегулирование рекламной деятельности
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность саморегулирования рекламной деятельности
Саморегулирование рекламной деятельности – это процесс регламентирования порядка осуществления рекламной деятельности непосредственно самими ее субъектами.
К рекламной деятельности в маркетинге принято относить деятельность, связанную с разработкой, производством, размещением и распространением рекламы. Таким образом, данное понятие включает в себя все множество процессов и операций, начиная от проектирования рекламного сообщения и заканчивая его доведением до целевой рыночной аудитории. Основными участниками этих процессов выступают следующие группы лиц:
Каждый из них играет свою роль в рекламном процессе. У всех них свои интересы, которые часто не совпадают, что на практике приводит к конфликтам. Именно этим и определяется потребность в регулировании рекламной деятельности. Регламентирование рекламной деятельности осуществляется на трех уровнях, низшим из которых выступает саморегулирование.
Таким образом, саморегулирование рекламной деятельности реализуется на микроуровне, то есть самими участниками рекламного процесса. Оно основано на добровольном контроле за соблюдением правил поведения на рекламном рынке, осуществляемым субъектами рынка рекламы. В большинстве своем подобного рода контроль основан не только, а зачастую и не столько на силе закона, сколько на правилах, которые установлены в деловом рекламном сообществе.
В основе саморегулирования рекламной деятельности лежит готовность участников рекламного процесса придерживаться разработанных на протяжении многих лет рекламной практики деловым сообществом этических норм и правил, а также контроль за их соблюдением другими участниками рынка. Подобного рода правила и нормы могут быть официально закреплены либо считаться неписанными. Большая часть участников рекламного рынка старается их придерживаться, и причин тому несколько. Во-первых, субъекты рекламной деятельности заботятся о своем имидже и рыночной репутации. Вторая причина соблюдения этих норм – чисто экономическая. Если рекламируемый продукт не будет удовлетворять требованиям потребителей, то, как бы хороша и широка не была бы его реклама, он навряд ли будет пользоваться спросом. Реклама способна обмануть потребителя, но обман этот продлится совсем не долго. Более того, когда обман все-таки раскроется, доверие потребителей к компании-рекламодателю будет подорвано, что, в свою очередь, нанесет компании ущерб, несопоставимый с теми выгодами, на получение которых она могла рассчитываться, используя недобросовестную рекламу.
Готовые работы на аналогичную тему
Структура саморегулирования рекламной деятельности
Согласно подходу известного американского ученого Дж. Дж. Болдвина саморегулирование рекламной деятельности состоит из четырех уровней. В общем виде они представлены на рисунке 1. Рассмотрим их подробнее.
Рисунок 1. Структура саморегулирования рекламной деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Первичным уровнем саморегулирования рекламной деятельности выступает самодисциплина. Она предполагает необходимость разработки на локальном уровне соответствующих нормативов, которые должны исполняться и проводиться в жизнь самой компаний. Так, например, некоторые зарубежные фирмы, такие как «АТ&T», «General Foods», «Colgate-Palmolive», разработали собственные критерии приемлемости рекламы и соответствующие им кодексы поведения, которых они и придерживаются.
Вторым уровнем выступает так называемое чистое саморегулирование. Суть его состоит в том, что нормативы разрабатываются, используются и претворяются в жизнь организациями рекламной индустрии.
На третьем уровне отмечается кооперированное саморегулирование. Оно предполагает необходимость вовлечения рекламной индустрией сторонних лиц, которые должны принимать участие в разработке, применении и проведении в жизнь нормативов. В качестве таких лиц могут выступать потребители, а также представители правительства и независимых общественных организаций.
Наивысшим уровнем саморегулирования считается договорное саморегулирование. Оно имеет место быть в том случае, когда рекламная индустрия и ее участники на добровольных началах договариваются о разработке, использовании и претворении в жизнь соответствующих рекламных нормативов с иными сторонними организациями (к примеру, с ассоциацией потребителей или иными организациями, от мнения которых зависит успех сбытовой деятельности рекламодателей). Обычно инициаторами договорного саморегулирования выступают самих рекламодателей.
Базовые принципы, преимущества и недостатки саморегулирования рекламной деятельности
Саморегулирование рекламной деятельности опирается на ряд принципов. Основными из них считаются следующие:
Саморегулирование рекламной деятельности, основанное на добровольных началах, имеет ряд преимуществ. Во-первых, оно отличается высокой скоростью и мобильностью контроля. Во-вторых, оно менее формализовано и менее затратно. Кроме того, правила саморегулирования отталкиваются от потребностей реальной жизни и не несут в себе обязательности для исполнения.
В то же время, практика показывает, что саморегулирование рекламной деятельности не способно в полной мере охватить все регуляционные функции. Это и считается главным его недостатком. Именно поэтому саморегулирование рекламной детальности дополняется регламентированием рекламного рынка со стороны международных и общественных организаций, объединяющих субъектов рекламного рынка, а также регулированием со стороны государства.
Саморегулирование рекламной деятельности в Российской Федерации
Кособродов Владимир Михайлович, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Российской правовой академии Минюста РФ.
В статье В.М. Кособродова рассмотрены положения действующего законодательства, устанавливающие требования к содержанию и способам распространения рекламы, деятельность контрольных органов, включая государственные органы и органы саморегулирования, а также сформулированы предложения по совершенствованию законодательства о саморегулировании в рекламе.
Ключевые слова: реклама, рекламная деятельность, регулирование рекламной деятельности, контроль за рекламной деятельностью, саморегулирование.
Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» (в ред. от 21 июля 2014 г.) // СЗ РФ. 2008. N 12. Ст. 1232.
В Законе о рекламе содержится также гл. 5, в которой речь идет о государственном надзоре в сфере рекламы и ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе. Нормы этой главы устанавливают права и обязанности антимонопольного органа при осуществлении вышеназванной функции; установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по представлению информации. Отдельные статьи посвящены организации и проведению антимонопольным органом проверок в сфере рекламы; основаниям, содержанию и срокам исполнения его решений и предписаний; порядку их оспаривания и ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе. Поэтому логичным является вопрос о соотношении государственного регулирования и саморегулирования в рекламной деятельности.
Зубченко Л.А. Истоки и уроки недавних финансовых кризисов // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 2 // Экономика: реферативный журнал. 2000. N 1. С. 181.
Тихомиров Ю.А. Право и саморегулирование // Журнал российского права. 2005. N 9. С. 89.
Для того чтобы уяснить суть саморегулирования рекламной деятельности, необходимо изучить его историю и рассмотреть полномочия действующих на данный момент в России СРО в рекламной сфере.
История саморегулирования рекламы в России начинается с учреждения в 1995 г. Общественного Совета по рекламе при Торгово-промышленной палате РФ (ТПП РФ). В состав данной организации входили представители ТПП РФ, Союза журналистов, Международной конференции обществ защиты прав потребителей, Фонда поддержки рекламопроизводителей, других организаций, а также руководители ведущих рекламных агентств. В компетенцию данного Совета входило:
В целях реализации первых двух полномочий в составе Совета в июне 1997 г. были образованы два комитета: Комитет по выработке этических норм (стандартов) рекламной деятельности и Комитет по рассмотрению обращений и практике применения норм саморегулирования и законодательства. За время своего существования (в 1999 г. Общественный совет по рекламе был преобразован в некоммерческое партнерство «Рекламный Совет России», который, в свою очередь, весной 2002 г. де-факто прекратил свое существование). Комитетом по рассмотрению обращений было подготовлено более 200 заключений для рекламных агентств, рекламодателей, СМИ, потребителей и органов государственной власти.
Суть претензии заключалась в том, что в ряде центральных и региональных газет были опубликованы материалы, в которых, по мнению BAT, содержалось «некорректное сопоставление» сигарет разных марок. Конкурент использовал в статьях юмористическую таблицу, из которой следовало, что представители высшего класса «опохмеляются виски и курят Marllboro», представители среднего класса «опохмеляются водкой и курят Winston», а низшее сословие «опохмеляется рассолом и курит «Яву», «Приму» и «бычки».
Пасютина Е.Э. Саморегулирование в рекламной сфере // БОСС. 2000. N 6. С. 34.
Общественный совет по рекламе также активно содействовал созданию региональных организаций саморегулирования рекламы, в целях регламентации их деятельности была принята Декларация региональных организаций саморегулирования рекламы.
Кроме непосредственной деятельности по саморегулированию рекламы Совет принимал активное участие в законотворческом процессе, выступая соорганизатором парламентских слушаний, обсуждая и подготавливая рекомендации по изменению федерального законодательства о рекламе.
Кроме заседаний Совета и Комитетов, которые проходили регулярно, Общественный совет по рекламе, а затем и Рекламный совет России проводили научно-практические конференции о состоянии российского рекламного рынка, его законодательного регулирования, а также семинары для региональных рекламных советов и ассоциаций. Члены Совета принимали активное участие в мероприятиях ассоциаций и объединений, связанных с рекламой, фестивалях и конкурсах. За время существования Совета было выпущено 22 печатных издания: Вестники Совета, годовые доклады о российском рекламном рынке и др.
Романовская О.В. Саморегулирование в сфере рекламы // Реклама и право. 2010. N 1. С. 9.
СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6076.
Поэтому в целях гармонизации законодательства Российской Федерации и с учетом того, что рекламный рынок не может быть «вещью в себе», так как в его гибком и своевременном регулировании заинтересованы не только профессиональные субъекты рекламной деятельности (рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители), но и объединения предпринимателей, а также общества защиты прав потребителей, предлагается:
Таким образом, текст данной статьи будет выглядеть так:
«Организацией сорегулирования в сфере рекламы признается объединение рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей и иных лиц, созданное в форме ассоциации, союза или некоммерческого партнерства в целях защиты потребителей от недобросовестной, недостоверной, неэтичной, заведомо ложной рекламы, осуществления общественного регулирования в области рекламы».
Возможность реализации данного предложения можно подтвердить, используя несколько примеров из действующих на данный момент рекламных организаций.
Ассоциация рекламодателей. URL: http://www.assadv.ru/ (дата обращения: 08.12.2014).
Цель Лиги заключается в содействии созданию цивилизованного рынка рекламных услуг. Основными ее задачами являются:
Для достижения поставленных целей осуществляется взаимодействие с различными общественными и государственными организациями, организуется проведение семинаров и конференций, а также используются различные средства в целях повышения профессионального уровня специалистов (например, обучение и стажировка как в России, так и за рубежом).
Лига рекламных агентств // Наука о рекламе. URL: http://www.advertology.ru/index.php?name=Subjects&pageid=69 (дата обращения: 08.12.2014).
Увеличение количества таких объединений приведет к созданию эффективной системы саморегулирования в рекламной индустрии. Ее преимущества заключаются в том, что стандарты и правила, принятые в той или иной организации, являются более гибкими, они легче адаптируются в случае непредсказуемого изменения рынка, чем нормы, созданные государством. Добровольное взятие на себя дополнительных обязательств (например, Обязательств по ограничению рекламы продуктов питания, направленной на детей, и подобных) членами СРО приводит к созданию социально ответственной рекламы, повышает доверие потребителей к данным компаниям. Наличие специализированных органов контроля, которые следят за соблюдением локальных нормативно-правовых актов, позволяет создавать эффективные механизмы профессионального воздействия на нарушителей данных норм.
Взаимодействие СРО рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей и (или) потребителей с организациями сорегулирования в сфере рекламы обеспечит более быстрый способ исправления допущенных нарушений, чем обращение к закону. Данные организации могут выступать посредниками между СРО, потребителями и ФАС РФ, и в случае нежелания профессиональных участников рекламной индустрии добровольно устранить допущенные ими нарушения организации сорегулирования в сфере рекламы будут вынуждены обращаться в ФАС России в целях принятия компетентным органом мер, предусмотренных действующим законодательством.
Библиография
Баранова М.В. Правовые проблемы саморегулирования в сфере рекламы // Журнал российского права. 2009. N 5.
Зубченко Л.А. Истоки и уроки недавних финансовых кризисов // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 2 // Экономика: реферативный журнал. 2000. N 1.
Пасютина Е.Э. Саморегулирование в рекламной сфере // БОСС. 2000. N 6.
Романовская О.В. Саморегулирование в сфере рекламы // Реклама и право. 2010. N 1.
Тихомиров Ю.А. Право и саморегулирование // Журнал российского права. 2005. N 9.
Правовые аспекты саморегулирования в рекламной деятельности
В статье юрисконсульта, преподавателя Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права (Кировский филиал) А.А. Кирилловых проводится анализ российского и зарубежного опыта организации системы саморегулирования в сфере рекламной деятельности; через призму действующего рекламного законодательства показаны отдельные проблемы правового статуса саморегулируемых организаций.
Саморегулирование и саморегулируемые организации в рекламе: отечественная практика
СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6076.
Журина И.Г. К вопросу о правовой природе саморегулирования // Законодательство и экономика. 2009. N 5.
Богацкая С.Ф. Указ. соч.
Значение саморегулирования в рекламной деятельности может быть определено рядом важных положений. Так, саморегулирование:
Предметом саморегулирования в сфере рекламы выступает, как правило, предупреждение негативного воздействия рекламы на ее потребителей. В частности, тематика саморегулирования сводится в основном к запрету неэтичной, заведомо ложной, недостоверной, недобросовестной, скрытой рекламы.
Проблема становления и дальнейшего развития саморегулирования в рекламе связывается с отдельными факторами, в своей совокупности способными ускорять либо замедлять процесс институционализации саморегулирования. Как полагает Ф.И. Шарков, саморегулируемость в сфере рекламы зависит от следующих факторов:
Приведенные факторы в эффективной динамике позволяют влиять на деятельность участников рекламных правоотношений, характеризующихся обилием и многообразием правовых взаимосвязей.
Богацкая С.Ф. Указ. соч.
Минбелеев А.В. Указ. соч. С. 9.
Там же.
В современной литературе выделяют уровни системы саморегулирования, отдельные компании или их альянсы вносят свою лепту в решение общих задач развития рекламной отрасли. На первом уровне действует рыночное, конкурентное регулирование, заставляющее самих рекламных субъектов объединяться в общественные организации, совместно разрабатывать профессионально этические нормы и осуществлять общественный контроль за их соблюдением.
Шарков Ф.И. Указ. соч. С. 12.
Субъектами саморегулирования в широком смысле являются некоммерческие (также называемые неправительственные) организации, чьими участниками являются представители рекламного рынка.
Богацкая С.Ф. Указ. соч.
Малышев М.Ф. Правовое регулирование рекламной деятельности: Учеб.-практ. пособие. М.: Дашков и Ко, 2009. С. 140.
Там же.
Опираясь на нормативную конструкцию определения саморегулируемой организации (ст. 3 Закона N 315-ФЗ), следует выделить основные ее связующие элементы (признаки), дающие представление о правовой природе подобных юридических лиц.
Салин П.Б. Некоторые проблемы правового регулирования саморегулируемых организаций // Право и политика. 2006. N 7.
Во-вторых, это организации, основанные на членстве. К ним относятся общественные объединения, некоммерческие партнерства, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
Тихомиров Ю.А. Современное публичное право. М., 2008; Он же. Управление на основе прав. М., 2007; Он же. Правовое регулирование: теория и практика. М., 2010.
Павлодский Е.А. Саморегулируемые организации: мода или тенденции // Право и экономика. 2003. N 3.
Баранова М.В. Правовые проблемы саморегулирования в сфере рекламы.
Баранова М.В. Правовые проблемы саморегулирования в сфере рекламы.
Как известно, помимо рекламы, саморегулирование как общественный и нормативный институт получил свое развитие в целом ряде нормативных актов федерального уровня, регулирующих отдельные сферы предпринимательства (например, кадастровой, оценочной, аудиторской деятельности, теплоснабжения, сельскохозяйственной кооперации, медиации и др.).
См.: статья 34 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» // СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4017; ст. 22 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3813; ст. 17 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» // СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. ст. 15, 24 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении» // СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4159; ст. 33.1 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» // СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4870; ст. 18 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4162.
В-четвертых, это организации, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо субъектов профессиональной деятельности определенного вида (ст. 3 Закона N 315-ФЗ).
Романовская О.В. Указ. соч.
Итак, отметив общие характерные признаки саморегулируемой организации применительно к рекламной деятельности, следует остановиться на практике создания и деятельности рекламных объединений, основанных на принципах саморегулирования. Прежде всего среди таких организаций стоит выделить Общественный совет по рекламе, созданный в России с 1995 г., представляющий собой саморегулируемую организацию. Основными задачами Общественного совета являются:
Романовская О.В. Указ. соч.
Среди подобных организаций активной и довольно результативной деятельностью отличаются Национальная рекламная ассоциация, Комитет по рекламе ТПП России, Национальная ассоциация наружной рекламы и информации, Индустриальная комиссия по этике и добросовестности в рекламе Совета ассоциаций медийной индустрии (САМИ) и др.
Богацкая С.Ф. Указ. соч.
Романовская О.В. Указ. соч.
Развитие саморегулируемых организаций может способствовать решению ряда проблем, связанных с регламентацией рекламной деятельности. Так, активное участие системы саморегулирования в вопросе сокращения спама наряду с сугубо правовыми механизмами поможет достичь желаемого результата.
Шарков Ф.И. Указ. соч. С. 63.
Богацкая С.Ф. Указ. соч.
Шарков Ф.И. Указ. соч. С. 67.
Тихомиров Ю.А. Право и саморегулирование // Журнал российского права. 2005. N 9.
В противовес указанным трудностям государственного регулирования система саморегулирования показывает явные преимущества:
Толкачев А.Н. Указ. соч. С. 76, 77.
Толкачев А.Н. Указ. соч. С. 72.
Минбелеев А.В. Указ. соч. С. 9.
Толкачев А.Н. Указ. соч. С. 72.
Права саморегулируемой организации в сфере рекламы
Итак, под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности, содержанием которой являются разработка и установление ее стандартов и правил, а также контроль над соблюдением их требований (ст. 2 Закона N 315-ФЗ). СРО в рекламе представляют собой систему различных субъектов рекламной деятельности, объединенных общими интересами. Обращение непосредственно к анализу прав саморегулируемых организаций в рекламном бизнесе, указанных в статье 32 Закона о рекламе, позволяет более полно уяснить их природу, назначение, особенности и проблемы правового статуса.
Богацкая С.Ф. Указ. соч.
Романовская О.В. Указ. соч.
Баранова М.В. Правовые проблемы саморегулирования в сфере рекламы.
Еременко В.И. Новое российское законодательство о рекламе // Адвокат. 2006. N 5.
На фоне данных замечаний логично было бы расширить в Законе о рекламе вопросы этического регулирования рекламной деятельности и для начала «вернуть» в рекламное законодательство понятие «неэтичная реклама».
Продолжением права СРО в сфере рекламы на эффективное взаимодействие с органами исполнительной власти можно назвать их право участвовать в рассмотрении антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения членами СРО законодательства Российской Федерации о рекламе. Данное право способствует установлению механизма эффективного взаимодействия СРО в области рекламы с антимонопольными органами в процессе контроля соблюдения рекламного законодательства.
Басова А.В. Правовые проблемы приобретения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой // Предпринимательское право. 2008. N 1.
Суммируя два последних полномочия, следует отметить: защита интересов СРО и их членов может осуществляться объединениями как при обжаловании актов, имеющих нормативный характер, так и в рамках обжалования актов, выносимых по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях. В последнем случае имеются в виду акты антимонопольных органов. В Законе 1995 г. органы саморегулирования наделялись правом предъявлять иски в суд, арбитражный суд только в интересах потребителей рекламы в случае нарушения их прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Представляется, изъятие данного полномочия из рекламного законодательства в очередной раз свидетельствует о смещении задач саморегулирования от защиты общественных интересов.
Весьма существенным полномочием саморегулируемых организаций, имеющих стимулирующее действие на их участников, является право применять к членам объединения предусмотренные учредительными и иными документами СРО меры ответственности, в том числе исключение из ее членов. Последнее полномочие, как представляется, значительным образом может повлиять на статус участника рекламной деятельности. Во-первых, исключение из числа членов организации может следовать за достаточно грубые нарушения участника, и само по себе свидетельствовать о ненадлежащей деловой практике данного субъекта. Во-вторых, факт участия в объединении со временем приобретает характер неотъемлемого элемента репутации его участника, которая может сильно пострадать в результате его исключения, в том числе в отношениях с третьими лицами. В-третьих, высока вероятность, что впоследствии обязательность наличия членства субъекта рекламной деятельности в соответствующей саморегулируемой организации будет являться определяющей для осуществления предпринимательской деятельности.
Например, Нотариальная палата субъекта Федерации в целях обеспечения имущественной ответственности своих членов заключает договор страхования ответственности нотариусов-членов (ст. 18 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г. N 4462-1)) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 10. Ст. 357.
Баранова М.В. Право и реклама (общетеоретический аспект). С. 47.
Важным и, можно сказать, «профильным» правом саморегулируемых организаций является их право разрабатывать, устанавливать и опубликовывать обязательные для выполнения всеми членами правила профессиональной деятельности в сфере рекламы.
Спиридонова М.А. Комментарий к Федеральному закону от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» (постатейный) // http:// www.modernlib.ru/ books/ m_a_spiridonova/ kommentariy_k_federalnomu_ zakonu_ot_13_marta_2006_goda__ 38-fz_o_reklame_2008_g.
В некоторой степени стимулирующим субъектов рекламного рынка к соблюдению нормативных профессиональных требований при осуществлении рекламной деятельности является право саморегулируемых организаций разрабатывать и устанавливать требования, предъявляемые к лицам, желающим вступить в них.
Токар Е.Я. Предпринимательство и представительство: тенденции и проблемы правового регулирования. М.: Юристъ, 2008.
В связи с этим у законодателя хотелось бы получить единственное уточнение: что вкладывается в смысл предмета самой жалобы? Полагаем, жалоба на члена саморегулируемой организации, направляемая в СРО, может иметь в качестве своего предмета не только нарушение требований указанных выше и подконтрольных СРО, но и противоправные действия, вытекающие из профессиональной деятельности, причинившие ущерб третьим лицам, в том числе упомянутым уже потребителям рекламных услуг. Деятельность саморегулируемых организаций носит открытый характер, в том числе в части обеспечения предоставления информации о членах такого объединения. В связи с этим законодатель наделил СРО правом осуществлять сбор, обработку и хранение информации о деятельности своих членов.
Толкачев А.Н. Реклама и рекламная деятельность в России: закон и практика. М.: Эксмо, 2008. С. 104.
В целом характеристиками российской системы саморегулирования рекламы сегодня являются многообразие существующих организаций, нечеткое разграничение их функций и компетенции, направленность их деятельности прежде всего на защиту собственных интересов субъектов рекламного рынка, а не потребителей рекламы.
Зарубежный опыт развития саморегулирования в рекламном бизнесе
Ерошок А.Ю. Указ. соч. С. 11.
Шарков Ф.И. Указ. соч. С. 64.
Там же.
Такой значительный спектр элементов позволяет сделать систему саморегулирования эффективно действующей и позволяющей решать возложенные на нее задачи.
Грачев Д.О. Саморегулируемые организации: проблемы определения правового статуса // Журнал российского права. 2004. N 1. С. 122.
Заворотченко И.А. Саморегулируемые организации за рубежом // Журнал российского права. 2007. N 8.
Эркенова Ф.С. Саморегулирование в рекламе. М., 2003. С. 33.
Рихтер А. Правовое регулирование рекламы в СМИ // Законодательство и практика масс-медиа. 2001. N 10.
Руководство EASA по саморегулированию. Общественный совет по рекламе. М., 1999.
Шарков Ф.И. Указ. соч. С. 66.
Григорьева А. Реклама и право // ЭЖ-Юрист. 2010. N 35. С. 13.
Талапина Э.В. Новые институты административного права // Журнал российского права. 2006. N 5. С. 7.
Малышев М.Ф., Попова А.В. Правовое регулирование рекламной деятельности: Учеб.-практ. пособие. М.: Дашков и Ко, 2009. С. 145, 146.
Эркенова Ф.С. Указ. соч. С. 6.
Григорьева А. Реклама и право // ЭЖ-Юрист. 2010. N 35. С. 13.
Минбалеев А.В. Правовое регулирование рекламы в Японии // Реклама и право. 2009. N 1.
Баранова М.В. Правовые проблемы саморегулирования в сфере рекламы.
Международная практика регулирования отношений имеет в своем арсенале ряд нормативных регуляторов, отражающих накопленный опыт взаимоотношений участников рекламного рынка, с положительными практическими выкладками. В первую очередь, в качестве примера такого нормотворчества можно привести Международный кодекс рекламной практики, разработанный с целью содействия повышению ответственности перед потребителем и обществом со стороны всех лиц, имеющих отношение к рекламе, а также с целью противодействия возможному злоупотреблению рекламой. Нормы этики рассчитаны на применение ко всей рекламе независимо от средств ее распространения.
Международный кодекс рекламной практики по своей сути является этическим кодексом рекламной деятельности, отражающим опыт и современное состояние рекламы. Он выступает как инструмент, дисциплинирующий рекламную деятельность, а также используемый в качестве справочного материала. Разработчиком Международного кодекса рекламной практики является Международная торговая палата.
Библиография
Абрамова Е.И., Грудцына Л.Ю. Новейшее законодательство о рекламе от А до Я. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Баранова М.В. Правовые проблемы саморегулирования в сфере рекламы // Журнал российского права. 2009. N 5.
Басова А.В. Правовые проблемы приобретения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой // Предпринимательское право. 2008. N 1.
Богацкая С.Ф. Правовое регулирование рекламной деятельности: Учеб. пособие. М.: Академический проспект, 2007.
Грачев Д.О. Саморегулируемые организации: проблемы определения правового статуса // Журнал российского права. 2004. N 1.
Григорьева А. Реклама и право // ЭЖ-Юрист. 2010. N 35.
Еременко В.И. Новое российское законодательство о рекламе // Адвокат. 2006. N 5.
Журина И.Г. К вопросу о правовой природе саморегулирования // Законодательство и экономика. 2009. N 5.
Заворотченко И.А. Саморегулируемые организации за рубежом // Журнал российского права. 2007. N 8.
Зинченко С.А., Галов В.В. Саморегулируемые организации в законодательстве России: проблемы и решения // Корпорации и учреждения: Сб. статей / Отв. ред. М.А. Рожкова. М.: Статут, 2007.
Лескова Ю.Г. Роль и значение видового многообразия саморегулируемых организаций в модернизации экономических и правовых отношений // Гражданское право. 2011. N 2.
Малышева М.Ф., Попова А.В. Правовое регулирование рекламной деятельности: Учеб.-практ. пособие. М.: Дашков и Ко, 2009.
Минбалеев А.В. Правовое регулирование рекламы в Японии // Реклама и право. 2009. N 1.
Павлодский Е.А. Саморегулируемые организации: мода или тенденции // Право и экономика. 2003. N 3.
Рихтер А. Правовое регулирование рекламы в СМИ // Законодательство и практика масс-медиа. 2001. N 10.
Романовская О.В. Саморегулирование в сфере рекламы // Реклама и право. 2010. N 1.
Салин П.Б. Некоторые проблемы правового регулирования саморегулируемых организаций // Право и политика. 2006. N 7.
Соколова О.С. Правовые основы саморегулирования // Юрист. 2008. N 4.
Талапина Э.В. Новые институты административного права // Журнал российского права. 2006. N 5.
Тихомиров Ю.А. Право и саморегулирование // Журнал российского права. 2005. N 9.
Тихомиров Ю.А. Правовое регулирование: теория и практика. М., 2010.
Тихомиров Ю.А. Современное публичное право: Монографический учебник. М., 2008.
Тихомиров Ю.А. Управление на основе прав. М., 2007.
Токар Е.Я. Предпринимательство и представительство: тенденции и проблемы правового регулирования. М.: Юристъ, 2008.
Толкачев А.Н. Реклама и рекламная деятельность в России: закон и практика. М.: Эксмо, 2008.
Шарков Ф.И. Правовое регулирование коммуникационной деятельности: в рекламе, связях с общественностью, журналистике: Учеб. пособие. М.: Дашков и Ко, 2008.
Эркенова Ф.С. Саморегулирование в рекламе. М., 2003.