Что предполагает посевная стадия стартапа
Оценка венчурного проекта на стадии посева и MVP
Любой, уважающий себя, предприниматель не станет развивать свой проект, не изучив, хотя бы основу основ ведения бизнеса, его составные части и перспективы участия третьих лиц. Что касательно стартап-проектов, то это особая статья оценки со стороны венчурного инвестора.
Основные этапы инвестирования в проекты *
Начальная стадия стартапа:
И, тем не менее, инвесторы, с готовностью входят в проекты, предварительно рассчитав свои риски. Итак, критерии и способы оценки стартапа на стадии идеи или прототипа, которые используют венчурные инвесторы:
«Если команда не сбалансирована, я не буду инвестировать в нее» — бизнес-ангел Игорь Рябенький
Итак, мы рассмотрели несколько основных критериев первичной экспертизы проекта. Конечно же, мы изложили лишь малую часть, ведь подходов и взглядом большое количество и каждый венчурный фонд или бизнес-ангел имеет свой персональный опыт в подобной оценке. Это верхушка айсберга, изучение которой мы только начали и собираемся далее развивать это направление.
В связи с этим, команда MY DRAFT, предлагает всем, кому интересен вопрос оценки проектов на ранней стадии развития, принять участие в совместном изучении этого направления. Предлагайте проекты и мы проведем их анализ, а затем предоставим отчет в нашем блоге.
Предложения о проектах, анализ которых, Вам интересен, присылайте нам на почту hello@my-draft.ru
**Данные представлены только для проектов на этапах стартап и выше
P.S. Данная статья не является переводом с другого языка и не является ре-райтом. Поэтому автор, надеется на то, что Вам не составит труда оценить её.
Источники аналитической информации: Википедия, РБК Инновация.
5 стадий стартапа и оценка стоимости по методике «Российской венчурной компании»
«Российская венчурная компания» (далее РВК) — государственный фонд фондов и институт развития отечественного венчурного рынка. Пособия и статьи от РВК формируют в России понимание следующих вопросов:
Остановимся подробнее на стадиях роста стартапа и способах оценить его стоимость, а также выделим рекомендуемые методики. Для этого мы обратились к публикации «Методика оценки справедливой стоимости активов, составляющих инвестиционный портфель АО “РВК”».
Стадии развития стартапа
Инвесторы часто ориентируются на уровень «зрелости» стартапа, чтобы принять решение об осуществлении (или неосуществлении) вложения. Для этого жизненный цикл компаний условно разбивается на составляющие части — от начального поиска инвестиций до полноценной, стабилизированной торговли на рынке.
Стадия развития предприятия напрямую влияет на выбор метода оценки ее стоимости. Некоторые особенности стартапа могут появляться и исчезать на определенных этапах, поэтому методы оценки становятся более или менее актуальны в зависимости от того, какие показатели / метрики они используют для подсчета.
Есть несколько способов разделить жизненный цикл стартапа на этапы. Чаще всего используется такая классификация:
Остановимся подробнее на каждой из них.
Посевной этап
Стартовое положение «на уровне идеи», с которого начинают все компании. Еще не разработан подробный бизнес-план, но ведутся активные исследования: команда тестирует прототип, проводит маркетинговый анализ, анализирует возможности приобрести патент и защитить интеллектуальную собственность. На посевной стадии вложения в стартапы считаются наиболее рискованными, но существуют инвесторы, которые прицельно занимаются такими компаниями.
Разработка
На стадии разработки появляется минимально жизнеспособный продукт (MVP). С его помощью команда подтверждает платежеспособный спрос — то есть наличие потребителей, готовых заплатить деньги за такой товар. Прототипы регулярно тестируются на первых клиентах, которые генерируют обратную связь о его текущих и/или недостающих функциях. Выручка обычно отсутствует или минимальна. Сохраняется высокий риск для инвестирования. На этапе разработки стартап нестабилен, лишен устойчивой позиции на рынке.
Иногда разработку разделяют на два дополнительных подэтапа:
Ранний этап
В этот период предприятия исследуют варианты оптимизации, чтобы cгенерировать Minimum Loveable Product — то есть минимальную версию, способную вызвать у покупателя чувство удовлетворения. Хаос разработки уступает отладке бизнес-процессов.
Здесь появляется целевая аудитория, начинает расти выручка. Тем не менее стартапы на раннем этапе развития все еще находятся «в минусе». Скромные ресурсы стартапа быстро «сжигаются» новыми итерациями, поэтому бизнес по-прежнему характеризуется уязвимостью и нестабильностью.
Расширение
Главная задача на этапе расширения — как можно быстрее захватить существенную рыночную долю. В идеале руководство стартапа уже определилось как с бизнес-моделью, так и с целевой аудиторией. Следовательно, главные статьи расходов — реклама, продвижение, расширение операционного объема.
У расширяющихся стартапов операционная прибыль обычно находится «в плюсе». Показатели растут стабильно, поэтому при вложении ресурсов в такую компанию инвесторы уже не видят серьезных рисков.
Поздний этап
На этом этапе стартап уже практически можно сравнить со зрелой компанией. У него есть устойчивая, постоянно прибывающая клиентская база, при планировании операционных и финансовых метрик прогнозы недалеко уходят от фактических результатов. Это делает будущее стартапа прогнозируемым, а значит, минимизирует риск инвестиции.
Также на поздней стадии все количественные показатели переходят в качественные. К примеру, собранная аудитория клиентов начинает обрабатываться на повышение конверсии, а следовательно, и прибыли.
Критерии стадий жизни стартапа: подробная таблица
Чтобы определить, на какой точке жизненного цикла находится предприятие, нужно опираться на следующие критерии:
Если перечисленные выше критерии вступают между собой в конфликт, их приоритетность рассчитывается по убывающей (чем выше, тем значимее).
Рассмотрим таблицу критериев, чтобы понять, как выглядят стартапы на разных этапах своего жизненного цикла.
Этапы проведения оценки стоимости стартапа
Оценка стоимости состоит из многих ступеней, требует высокой информационной и теоретической подготовки. В своей методичке РВК выделяет 8 основных этапов процесса:
В данной статье мы подробно останавливаемся на этапах 2–4: они содержат больше всего переменных и требуют весомых усилий в области сравнительного анализа. Прочие этапы будут упомянуты вкратце из расчета, что читатель при необходимости обратится к другим ресурсам.
Информация для проведения оценки
Сведения, необходимые для оценки стоимости стартапа, можно разделить на три группы:
Приоритетность распределяется в порядке убывания. Следовательно, РВК рекомендует максимально использовать котировки и наблюдаемые данные и не злоупотреблять сведениями III уровня.
Методы оценки стартапа для разных стадий
При оценке стоимости актива применяются три подхода: сравнительный, доходный и затратный.
В эти три группы входят следующие методы:
Подход
Метод
Цена последней сделки
Метод специфических отраслевых коэффициентов
Метод рыночных котировок
Метод дисконтированных денежных потоков
Первый чикагский метод
Метод чистых активов
Цена последней сделки
Для расчета по этому методу необходима изначальная стоимость инвестиции (без расходов на совершение сделки) или, если инвестиций было несколько, цена крайнего вложения. Этот метод остается актуальным в течение ограниченного периода, так как после сделок стоимость компании продолжает меняться.
Особенности для метода цены последней сделки:
Метод мультипликаторов
Анализ проводится за счет деления финансовых показателей и вычисления коэффициентов, то есть мультипликаторов. Инвестор выбирает бизнесы, похожие на рассматриваемый, и на основе их достоверно известной стоимости формирует собственную оценку.
Логика такая: если известны показатели и стоимость стартапа Б, который аналогичен объекту оценки, можно определить их соотношение (мультипликатор, получаемый при делении) и на основе уже собственных показателей восстановить стоимость стартапа А.
Чаще всего используются такие мультипликаторы:
Если идет подсчет коэффициентов нескольких компаний, рекомендуется вывести средние или медианные коэффициенты.
Особенности для метода с использованием мультипликаторов:
Метод специфических отраслевых коэффициентов
Метод применяется, когда в отрасли стартапа широко используются специфические отраслевые метрики, измеряющие соотношение между стоимостью и операционным показателем (количеством абонентов, трафиком, номерным фондом и др.)
На Западе этот способ считается самым простым и применяется для экспресс-оценки малых предприятий. В условиях длительного наблюдения за рыночной экономикой западные аналитики вывели устойчивые коэффициенты для отдельных индустрий, например:
Российские аналитики рекомендуют применять метод специфических отраслевых коэффициентов лишь в качестве проверки: на данный момент подобные сведения об отечественном рынке еще не собраны.
Метод рыночных котировок
Для компаний, вышедших на IPO, используется метод оценки с использованием рыночных котировок. Общая стоимость бизнеса восстанавливается по цене и количеству акций. Если есть внешние факторы, которые ограничивают ликвидность актива, может возникнуть необходимость применить дисконт.
Как и метод отраслевых коэффициентов, этот способ редко используется на российском рынке и тем более мало подходит стартапам.
Milestone approach
Milestones — это заранее условленные рубежи, или этапы, работ, которые влияют на оценку стартапа. Метод оценки опирается на ранее заключенные сделки и то, сколько ключевых рубежей роста прошел стартап. Если эти рубежи не пройдены, оценка может быть снижена, и наоборот: перевыполнение плана сказывается на повышении стоимости.
Метод дисконтированных денежных потоков (DCF)
Анализ дисконтированных денежных потоков прогнозирует, какой денежный поток стартап будет производить, и вычисляет его стоимость через ожидаемую норму возврата инвестиций. К стартапам обычно применяется повышенная ставка дисконтирования: есть риск, что предприятие не сможет генерировать устойчивые денежные потоки.
Первый чикагский метод
Данный способ — модификация DCF, где несколько полученных результатов распределяются по вероятностям. С помощью метода выводят минимальную возможную стоимость стартапа, наиболее вероятную, а также самую оптимистичную оценку.
Метод чистых активов
Метод чистых активов привязывает оценку стартапа к стоимости его чистых активов. Она определяется как сумма всех материальных и нематериальных активов минус обязательства.
Таблица соотношения методов оценки и стадии стартапа
Ниже можно увидеть, как методы оценки стартапа распределяются согласно стадиям развития. Чтение таблицы: ✔️ — основной метод, ⚪ — проверочный метод, пустая клетка — метод не используется.
Если на одну стадию приходится несколько предпочтительных методов оценки (отмеченных как основной), VC-компания выбирает метод в зависимости от своих внутренних особенностей.
Какие бывают раунды привлечения инвестиций в стартап
Процесс инвестирования стартапа условно делится на несколько раундов, в зависимости от стадии и особенностей его развития. Молодой компании требуется именно постепенное финансирование, соответствующее задачам этапа, на котором она находится. Каждый инвестиционный пакет должен привлекаться не ранее и не позже, чем нужно проекту для реализации бизнес-процессов. При этом структура раундов финансирования достаточно гибкая и не предполагает обязательного прохождения всех существующих этапов.
Понятие и назначение раундов инвестиций
Раундом инвестиций называется этап финансирования проекта инвесторами. Определение стадии осуществляется на основании уровня развития, который имеет стартап на момент привлечения капитала. Венчурное финансирование в общем смысле решает две задачи: предоставление средств на разработку нового продукта либо на развитие (модернизацию) уже действующего бизнеса. В первом случае речь идет о ранних раундах инвестирования, во втором — о более поздних.
Деление на этапы позволяет упорядочить процесс вложения средств, минимизировать риски, понять стартапу и инвестору стадию развития бизнеса.
Для каждого раунда характерны определенные критерии, задачи, тип инвестора, суммы финансирования. Они изначально задают стартапам правильный вектор движения при поиске средств.
Например, если фаундеры ищут seed-финансирование, нет смысла обращаться в крупный венчурный фонд, который будет не заинтересован в проекте из-за небольших сумм участия. Инвесторы также могут сфокусироваться на подходящем по условиям сегменте, не принимая во внимание заявки от нерелевантных стартапов.
Какие бывают раунды привлечения инвестиций
Процесс финансирования стартапа начинается с аналитики: оцениваются продукт, спрос на него, размер рынка, финансовые показатели деятельности или их прогнозы, навыки и опыт команды, уровень управления, риски и другие факторы. От результата зависит выбор подходящего раунда инвестиций, типа инвестора (бизнес-ангел, акселератор, венчурный фонд и так далее), определение нужной компании суммы. Финансирование на каждом новом этапе предполагает привлечение все большего объема средств.
Раунды инвестиций классифицируются на:
Наиболее рискованными являются ранние стадии развития стартапа, когда высока вероятность провала. Но и выгода по таким сделкам в случае успеха самая максимальная. На начальном этапе инвестор при умеренном объеме финансирования может рассчитывать на выделение ему внушительной доли в бизнесе, поскольку идет на высокий риск.
По мере развития стартапа вероятность провала постепенно уменьшается, а потребности компании увеличиваются: нужны средства на масштабирование, захват рынка. На поздних раундах объем финансирования больше, но из-за снижения рисков доля инвестора, которую он получает в обмен на вложения, значительно меньше, чем на ранних стадиях.
Pre-Seed (предпосевной раунд)
Начальная стадия финансирования, которая приходится на этап идеи, проверки гипотез, разработки и запуска MVP (минимально жизнеспособного продукта). Рассматривается отдельно от общепринятой классификации раундов инвестиций. На данном этапе источником финансирования часто выступают собственные накопления основателей, а также средства родственников, друзей, единомышленников (так называемая, триада FFF — Friends, Fools, Family). Но очень часто собранных денег не хватает, и проект нуждается во внешних инвестициях.
На этом этапе компания только вливается в венчурную экосистему, подходящими источниками финансирования для нее выступают краудфандинг, бизнес-ангелы, стартап-студии, акселераторы, инкубаторы.
Фаундерам важно понимать: чем раньше привлекается крупный инвестор, тем большей долей бизнеса придется делиться.
Для получения финансирования проект должен соответствовать определенному списку требований, выдвинутому инвесторами. Оценить компанию на ранней стадии стандартными методами невозможно: нет финансовой отчетности, объективных данных по емкости рынка, спросу, конверсиям. Поэтому используется чек-лист, по которому стартап описывает продукт, его конкурентные преимущества, целевого потребителя, рыночную нишу, команду, указывает способы монетизации, подтверждает спрос и так далее.
Инвестору на данном этапе важно понять потенциал проекта и возможность его масштабирования. Если рынок узкий, настанет момент, когда рост стартапа остановится — такое вложение выгоды не представляет. В предпосевном раунде может использоваться инструмент конвертируемого займа, при котором инвестор получает право в дальнейшем требовать его погашения одним из способов:
Цель раунда Pre-Seed заключается в подготовке стартапа к стремительному росту, поиске потенциально масштабируемых каналов продаж.
Seed (посевной раунд)
С seed начинается общепринятая классификация раундов инвестиций. Этап считается наиболее сложным, поскольку включает тестирование бизнес-модели, анализ степени соответствия прогнозов реальным результатам.
Круг инвесторов в этом раунде включает бизнес-ангелов, стартап-студии, акселераторы, инкубаторы, венчурные компании. При принятии решения о финансировании оцениваются спрос на продукт, емкость рынка, эффективность бизнес-стратегии, уровень профессионализма команды, ее настрой и амбициозность. Анализируется финансовая модель, которая строится на основании имеющихся данных, прогнозов развития стартапа, потенциала сегмента рынка и показателей похожих компаний той же ниши.
Задача молодой компании — продемонстрировать инвесторам свои перспективы и правильно определить необходимый размер привлекаемого капитала.
Как и предыдущая, эта стадия считается высокорискованной для вложений. Основными причинами провала можно назвать:
Посевной раунд буквально закладывает «семена» будущего бизнеса, стимулируя его взрывной рост. На этой стадии у стартапа уже должны быть не только продукт и сформированная команда, но и определены прибыльные каналы продаж (в которых сходится юнит-экономика).
Посевные инвестиции дают компании возможность стремительно наращивать темпы развития, совершенствовать продукт, расширять штат (в разумных пределах), увеличивать клиентский сегмент.
«Ангельский» раунд
Эту стадию часто не рассматривают отдельно, считая разновидностью посевного раунда. Этап предполагает финансирование от частного инвестора — бизнес-ангела. Помимо материальной помощи, он оказывает и другую поддержку (связями, наставничеством), выступая ментором для фаундеров.
Частные инвесторы готовы рискнуть и вложиться в стартап в ранних раундах в обмен на значительную долю, если посчитают, что проект потенциально выгоден и имеет перспективу высокого роста доходности (от 50 % в год). Найти бизнес-ангелов можно на специализированных онлайн-площадках (РАВИ).
Раунд A
Для этого этапа финансирования характерны объемные венчурные вливания. Оценка компании этой стадии больше не вызывает сложностей. У стартапа уже есть работающая бизнес-модель с глубокими и проверенными каналами продаж, эффективная стратегия, перспектива развития, профессиональная команда, опыт взаимодействия с рынком, клиенты.
Зачастую уже инвесторы конкурируют за внимание компании — проектов, готовых к этому раунду, единицы.
Цель стадии — продолжать бурно расти, развивать продукт, захватить рынок или внушительную его часть. Раунд А считается первым значительным этапом венчурного финансирования и завершает ранние стадии инвестиций. Привилегированные акции этой серии распределяются на участников предыдущих стадий. Эти ценные бумаги часто конвертируются в обыкновенные при продаже стартапа или IPO.
Раунд В
При оценке компании инвесторы ориентируются на динамику проекта, показатели экономической деятельности, бизнес-стратегию, соответствие трендам, эффективность управления. Риски возможны при нерациональной работе команды, управленческих ошибках, неправильных решениях при масштабировании, непонимании, как достичь новых задач.
Среди целей, на которые привлекаются средства, могут быть рост прибыли, завоевание новых рынков, выход на международный уровень, приобретение конкурентов, пребывающих на более ранних этапах развития, и так далее.
Раунды С и D
Стоит отметить, что все литерные раунды инвестиций (с буквенным обозначением) обладают схожими функциями, структурой, задачами. Главное же отличие этих этапов — тип предлагаемых ценных бумаг. Серия А предполагает выдачу привилегированных бумаг А, серия В — акций В и так далее. Ценные бумаги отдельных раундов имеют разное достоинство.
Поздние серии инвестиций не всегда свидетельствуют в пользу компаний: они могут указывать на то, что стартап не достигает поставленных целей в пределах уже привлеченных сумм.
Увидев, что организацией пройдено слишком много раундов, инвесторы могут посчитать это признаком стагнации. Кроме того, фаундерам не стоит забывать о размытии долей.
Всегда ли соблюдается последовательность раундов
Деление финансирования на раунды весьма условное и не требует обязательного прохождения компанией всех этапов. Возможна реализация лишь некоторых из стадий, в том числе только одной.
Раунд А (В, С) может стать первым для стартапа, если предыдущие задачи были решены за счет собственных средств. В пример можно привести вышеназванные компании Cloudflare и Nest Labs. Первый стартап начал привлекать инвестиции сразу с раунда А, второй — с раунда С. Возможны ситуации, когда компании несколько раз поднимают раунды А,В,С (например, как Square).
Возможно, вам будет интересна статья о формах финансирования стартапа.
Canva: путь по раундам к успеху
Известный стартап Canva — один из лучших примеров правильной стратегии привлечения инвестиций. Компания поднимала новый раунд примерно раз в год-полтора и ровно в том объеме, сколько требовалось для решения возникающих задач. Рассмотрим подробнее серии финансирования этого проекта.
Сервис Canva (сайт и приложение) представляет собой платформу для графического дизайна с простым и понятным интерфейсом, который подходит как рядовому пользователю, так и профессионалу. Стартап был создан Мелани Перкинс в 2012 году и за 6 лет сумел достичь статуса «единорога», составив конкуренцию Adobe и Microsoft. Но в начале пути все было не так радужно.
В 2012 году Мелани Перкинс совместно с сооснователем стартапа Клиффом Обрехтом активно занялись поиском инвесторов, поскольку средств на реализацию грандиозных планов у команды не было. Однако попытки привлечь инвестиции на стадии pre-seed успехом не увенчались. Несколько месяцев Мелани регулярно посещала могущественных капиталистов Кремниевой долины, ночуя на полу в квартире брата. Но все 100 переговоров с инвесторами закончились неудачей.
Итак, в статье были рассмотрены основные раунды инвестиций, в том числе на примере известного стартапа. Деление на стадии финансирования дает представление о том, по какому сценарию развивается компания, показывает ее динамику и темпы роста. Кроме того, разбивка на раунды позволяет инвестору и фаундеру быстрее найти друг друга, не растрачивая силы на нерелевантные предложения.
P. S. Если у вас остались вопросы по данной теме, то можно обсудить их в чате Admitad Projects в Telegram. Еще больше информации о стартапах — на нашем канале «Раунд, экзит, два пивота».
Стартап — что это такое простыми словами: идеи, виды, инвесторы
В последние годы особую популярность набирает термин «стартап», при трактовании которого у многих часто возникает путаница. Тысячи предпринимательских проектов запускаются ежегодно, но только малая часть из них может называться стартапом. По сути, это творческое и инновационное начинание, которое предполагает внедрение на рынок принципиально нового продукта.
Содержание
Что такое стартап
В большинстве случаев этим термином называют недавно открывшееся предприятие, хотя это неправильно.
Главным отличием стартапа от малого бизнеса является новаторская основа идеи проекта и особенности его развития в условиях повышенных рисков. При этом необязательно это должно быть новое направление в бизнесе, это может быть необычное применение уже существующих технологий.
Наиболее точно можно определить, что стартап – это временная форма организации, развивающаяся в условиях неопределенности, нацеленная на масштабирование и превращение в крупную корпорацию. Условно стартапы можно разделить на несколько видов:
Еще одной особенностью стартапа является его стремительное развитие без географических ограничений. Недавно открывшееся кафе не предназначено для быстрого роста.
Успешно развивающийся стартап за короткий промежуток времени достигает колоссальных финансовых показателей.
Этапы роста стартапа
Мировая практика показывает, что каждое инновационное начинание проходит несколько стадий развития, причем процесс становления в различных направлениях отличается друг от друга.
Стадии превращения стартапа в стабильную компанию:
Pre-seed (посевной этап)
На первом этапе у основателей уже появилась идея, но нет четкого плана и понимания, что нужно для успешного запуска проекта.
Следующим шагом является анализ рынка, разработка маркетинговой стратегии и составление подробного плана. В некоторых случаях на данной фазе начинается поиск инвесторов.
Прототип
Происходит создание пробной модели продукта или технологии, которая создается для тестирования и демонстрации инвесторам в рабочем режиме.
Альфа-версия
Создатели переходят непосредственно к испытанию идеи, выявлению недостатков и их корректировке.
Закрытая бета-версия
Учитывая все промахи, создается усовершенствованный продукт для контрольного испытания. На данном этапе в обсуждении и оценке проекта участвуют пользователи, которые приглашаются для апробации продукта.
Открытая бета-версия
Происходит запуск проекта, осуществляется продвижение и выход продукта на большой потребительский рынок.
При этом следует определить стартап, как динамично развивающуюся структуру, маркетинговая стратегия которой может меняться в зависимости от реакции пользователей и других значительных факторов. Помимо вышеописанной модели развития стартапа, существует разработка развития, определенная Стивеном Бланком. Она включает 4 важных этапа:
Заключительным этапом является Exit Stage – выход стартапа. Существует несколько вариантов дальнейшего развития проекта:
Окончательный сценарий развития обговаривается еще на этапе появления стартапа.
Создание
В большинстве случаев стартап начинает зарождаться в умах молодых талантливых людей, способных генерировать смелые и уникальные идеи. По данным исследований, средний возраст стартапера –23-24 года.
Чаще это студенты-однокурсники, но встречаются и гении со школьной скамьи.
Главным критерием для создания перспективного проекта является сплоченная команда основателей проекта. Отмечается, что большая часть начинаний прекращают свое развитие на начальном этапе из-за пассивности и неслаженных действий разработчиков.
Для стартапа не подходит просто группа умных ребят. Необходимы такие качества, как амбициозность, неравнодушие к проекту, честность, открытость и заинтересованность. Драйв и энергетика – важные составляющие успешного создания проекта, люди с низкой энергетикой для инновационных начинаний не подходят.
В большинстве случаев начинатели являются коллегами или однокурсниками, что объясняет единство мышления и одинаковый набор знаний и навыков. Поэтому, важно привлечь в команду талантливого маркетолога для быстрого роста и успешного выхода стартапа из «стадии зародыша».
Решающее значение для стартапа имеет идея. Она обязательно должна носить инновационный характер. Под этим не подразумевается изобретение новой отрасли, но подход к бизнесу и применение привычных вещей должно кардинально отличаться от традиционной модели.
Идеально, если в запасе у команды будет несколько таких идей. Инновационный проект способен повернуть в другую сторону на любой стадии его развития. Именно способность быть гибкими и вовремя изменить курс, скорректировав или обновив идейное направление, отличает стартап от малого и среднего бизнеса.
Если в процессе анализа реакции потребителя на этапе первого испытания результаты не оправдывают ожидания, стартаповцы возвращаются в стадию посева, и проводят новые разработки.
Отрицательно влияет на стартап слепое следование идее, несмотря на то, что она не способна удовлетворить потребности покупателей. В таком случае создатели новаторства рискуют получить отказ финансирования, что неизбежно приведет к краху стартапа.
Воплощение
Начало пути инновационного проекта возможно после привлечения инвесторов. Отсутствие финансирования на раннем этапе является одной из причин гибели проекта. Вложение капитала в новаторские начинания относится к рискованным инвестициям, поэтому большая часть стартапов так и остается нереализованными.
Перед запуском проекта, проводится исследование, действительно ли существует у пользователей проблема, решаемая инновационным изобретением. Потому, если потребитель не готов платить за продукт, или на рынке существует аналогичный продукт, стартапу не дано перерасти в стадию масштабирования.
Если прогнозы подтвердились, и идея оказалась востребованной, разрабатывается маркетинговая стратегия, составляется подробный план, распределяются функции среди команды. Проводится тестовый выпуск продукта и усовершенствование, опираясь на реакцию целевой аудитории.
Одобрение пользователей становится отправной точкой для продвижения продукта и производства его для массового использования. Если все начальные стадии развития пройдены успешно и правильно, воплощение задуманного происходит семимильными шагами.
Окупаемость проекта
С точностью предугадать, за какой период времени доходы покроют затраты на инвестиции, нельзя.
Для оценки стартапа, который еще не приносит прибыль, используется несколько методов оценки будущего предприятия. Это оценочные листы, вычисление терминальной стоимости, при которой берется срок от 4 до 6 лет.
При этом инвесторы обращают внимание на:
В первую очередь инвесторы делают ставку на создателей проекта, так как хорошая команда сможет улучшить плохой продукт, а хороший продукт никак не повлияет на потенциал работников.
Количество времени для окупаемости вложений во многом зависит от самого проекта. Для одного будет достаточно одного года, а в другой сфере понадобится – 3-4 года. На этапе презентации стартапа перед инвесторами принято озвучивать срок – 3 года.
Масштабирование
Инновационные проекты отличаются от предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса стремительным ростом. Все они запускаются по «масштабируемой бизнес-модели». Например, мобильное приложение для обмена сообщениями Snapchat расширилось от 0 до 100 млн. пользователей за 5 лет.
По классификации, применяемой экспертами Силиконовой Долины, контрольные показатели успеха стартапа:
Когда молодая компания находится в процессе совершенствования и корректировки существующей бизнес-модели, темпы ее роста могут варьироваться в широком диапазоне. Как только стартап перестает расти, это свидетельствует о переходе компании в стадию зрелого бизнеса.
Как найти инвестора
Дойти до стадии масштабирования невозможно без значительных финансовых вливаний. Поэтому, стартаповцам важно как можно раньше заняться поиском инвесторов. Еще несколько лет назад начинатели могли найти финансовую поддержку в кругу друзей и семьи, а также собственные сбережения. Но в большинстве случаев этого было слишком мало.
Сегодня стартапам доступны несколько способов поиска инвестиций:
Посевные инвестиции
На стадии Pre-seed, когда кроме блестящей идеи создатели не могут ничего презентовать, мало, кто поверит в будущее проекта. На данном этапе возможна помощь родственников и частных инвесторов, которые сделают ставку на долгосрочную перспективу роста.
Венчурные инвесторы
Частные венчурные инвесторы путем комплексной оценки прибыльности проекта в будущем, вкладывают средства в перспективные инновационные проекты. Такие сделки часто остаются «в тени» и не разглашаются обеими сторонами.
Венчурные фонды
Распределяют инвестиционный капитал в стартап, который находится в развивающейся стадии. В таком случае имеется возможность просчитать будущий доход и учесть риски.
Бизнес-инкубаторы
Организации, специализирующиеся на поддержке одаренных предпринимателей, помогают стартаперам от разработки идеи проекта до его коммерциализации. Бизнес-инкубаторы предоставляют инвестиционные средства, помещение, консультантов.
Первичное публичное предложение
IPO – это предложение продажи акций неограниченному числу лиц с целью привлечения денежных средств.
Идеи для стартапа
Уникальная и востребованная идея на 50% определяет успех стартапа. Особую ценность имеют нововведения в следующих областях:
Видеоблоггинг
Ведение блога с целью дальнейшей реализации бизнес-проекта – неудачная идея для стартапа. Сотни проектов с различной тематикой уже успешно реализованы на YouTube. А создание аналогичного продукта, чтобы повторить чужой успех, – сомнительная перспектива.
Гораздо интереснее продвижение новаторских технологий для обучения каким-либо навыкам или школьным предметам, что может стать интересным миллионам зрителей не только в рамках страны, но и всего мира.
Мобильные приложения
Одно из самых перспективных направлений на сегодняшний день. В век информационных технологий современному человеку не обойтись без мобильного телефона и других гаджетов. Создание полезных приложений способно значительно облегчить жизнь потребителя. Это могут быть различные мессенджеры для общения, программы для учета денежных средств и другие разработки. Главное, чтобы новое приложение было инновационным и уникальным.
Интернет проекты
Сфера информационных технологий – одна из самых востребованных для развития стартапа.
Интернет насчитывает миллионы пользователей по всему миру. Всемирная паутина позволяет заводить знакомства и общаться с людьми из разных уголков с помощью социальных сетей. Facebook, Twitter тоже когда-то были стартапами. Создать новаторский проект можно не только с целью общения, спросом пользуются серверы для быстрого поиска нужной информации и другие.
Новый продукт или технология
Изобретение, не имеющее аналогов в мире, претендующее на большую популярность среди потребителей – идеальная идея для инновационного проекта. При этом необходимо рассчитывать, что новшество станет незаменимым атрибутом для большого количества пользователей. Новинка может относиться к любой отрасли, главное, чтобы потребители были готовы платить за это деньги.
Наверное, самым ярким примером стала разработка и выпуск первого персонального компьютера Apple II, который осуществили Стивен Джобс и его компаньон Возняк. Это был первый массовый продукт знаменитой в будущем корпорации.
Интересные идеи ресторанов и кафе
Бизнес-идеи для стартапа в ресторанном бизнесе могут иметь несколько направлений: новый подход к обслуживанию, изобретение необычных блюд, наличие роботов-помощников. Кроме того, популярны различные приложения, с помощью которых посетитель кафе может узнать об акциях и предложениях кафе, заполнить анкету по номеру чека, чтобы улучшить качество обслуживания и получить скидку во время следующего посещения.
Например, Menuforyou, где посетители просматривают меню и совершают заказ в электронном виде, на планшете. При этом на табло показан рейтинг блюд и предпочтения посетителей в виде лайков под описанием блюда. Такой подход к обслуживанию с легкостью увеличил средний чек на 15%.
Сельскохозяйственный бизнес
Инновации появляются во всех отраслях, и сельское хозяйство не исключение. Агробизнес всегда остается востребованным. Люди всегда будут есть натуральные продукты и пить молоко. Но стартапы в этой области имеют длительный срок окупаемости, что отпугивает инвесторов.
Несмотря на это, в мировой практике существуют примеры успешного развития стартапа в сельхоз бизнесе:
Советы стартаперам
Для создания стартапа, который «доживет до зрелого возраста», важно проработать каждую стадию проекта, не упуская ни одной детали. Для этого можно воспользоваться следующими советами:
Создайте то, что было бы полезно для вас
Работая над идеей, задумайтесь, чего не хватает лично вам и можно ли без этого обойтись. Разрабатывая продукт, продумайте все до малейших мелочей, «заразитесь» идеей, и работайте над тем, что вам действительно интересно. Вспомните основателей интернет-платформы Houzz, они создали этот проект, потому что сами испытали трудности во время ремонта.
Сплотите команду профессионалов
Именно правильный выбор сотрудников уже дает гарантии дальнейшего продвижения и развития команды. Подбирайте идейных, креативных, амбициозных людей, которые будут «гореть» общим делом.
Анализируйте рынок
В случае, если при запуске проекта, вы заметили потенциал в другом направлении, не бойтесь повернуть в нужную сторону, изменить стратегию и бизнес-план. Вначале Twitch не создавался, как видеостриминговый сервис.
Но обратив внимание на всеобщую увлеченность просмотрами компьютерных игр, основатели сделали упор на это направление. В 2018 году сервис посещали 15 млн. уникальных посетителей в день.
Не бойтесь рисковать
Определившись с идеей, не бойтесь начать действовать. По-настоящему рискуют те, кто не делает ничего. Начните с небольших шагов, и испытайте продукт или технологию в деле. Создатели многих инновационных проектов не до конца верят в успех, но все равно действуют и часто добиваются колоссальных результатов.
Протестируйте изобретение
В роли потребителей могут выступить друзья и знакомые. Насколько блестящей не казалась бы идея ее основателям, прислушайтесь к мнению со стороны. Для экспертной оценки задействуйте сотрудников компании, обсудите вместе недостатки, усильте достоинства.
Следите за ценообразованием
Начиная выпуск продукции, не устанавливайте слишком низкую цену с целью завлечь покупателя дешевизной и быстрее опробовать инновацию в действии. Существует вероятность того, что люди в дальнейшем не будут платить вам те суммы, которые представляют реальную стоимость новинки.
Привлекайте инвесторов
Добиться выхода стартапа в стадию зрелого бизнеса, без крупных капиталовложений вряд ли возможно.
Поэтому, кропотливо отнеситесь к выбору инвесторов, ярко и емко презентуйте свой проект, подтвердите потенциал начинания. Хорошее финансирование станет главным двигателем стартапа на пути быстрого развития.
Вывод
Исходя из вышесказанного, можно определить, что стартап – это проект, главной целью которого является повышение качества жизни людей. Именно идея выступает движущей силой, а не стремление заработать побольше денег. На начальном этапе startup потребует максимальных затрат сил и внимания создателей. Но максимальную отдачу нельзя обеспечить без амбициозной команды. Ищите идею, и если она будет стоящей, а работа старательной, это буквально озолотит вас, как бы фантастично это не звучало.