Что предполагает применение личностного подхода в педагогическом процессе
Личностно ориентированный подход к детям в процессе образовательной деятельности
Лана Фролова
Личностно ориентированный подход к детям в процессе образовательной деятельности
Личностно-ориентированный подход – это такой подход, где во главу угла ставится личность ребёнка, её самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.
Признание ребёнка главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика.
По теории А. В. Петровского мы отмечаем, что на смену устаревшей учебно-дисциплинарной модели образования личностно-ориентированная модель центрируется вокруг подхода к детям как полноправным партнёрам в условиях сотрудничества и отрицает манипулитивный подход к ним.
Считаем, что каждый ребёнок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своей образовательной траектории. В нашей группе разные дети, с разным уровнем развития. При применении технологии делим воспитанников на условные группы с учётом типологических особенностей. При формировании групп мы учитываем личностное отношение воспитанников к окружающей действительности, степень усвоения программного материала, интерес к изучению нового материала, к личности воспитателя, особенности развития психических процессов. Применяем дидактический материал, различающийся по содержанию, объёму, сложности, методам и приёмам выполнения заданий.
Образованиевозвращается к формуле: «Учимся не для школы, а для жизни».
Модели личностно-ориентированного воспитания.
Детство – полноценный период жизни ребёнка со своей культурой, нормами;
Ребёнок – субъект, выбирающий свою траекторию развития;
Источник развития находится в самом ребёнке;
Ребёнок имеет право быть самим собой, прожить свою собственную жизнь и судьбу;
Главная ценность – личность и личностное достоинство каждого.
Целью воспитания являются:
Создание условий для личностного роста (становление человека как зрелой, свободной, ответственной, целостной, гибкой, конструктивной личности, неповторимой и уникальной).
Обеспечение возможности, ресурсов для максимального развития способностей и возможностей личности между ребёнком и педагогом преобладает диалогический стиль общения.
Принципы личностно-ориентированного подхода:
Принцип самоактуализации. В каждом ребёнке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление воспитанников к проявлению и развитию своих природных и социально-приобретённых возможностей.
Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования личности воспитанника – это главная задача социального учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребёнка, но и всячески содействовать его дальнейшему развитию.
Принцип субъективности. Следует помочь ребёнку стать подлинным субъектом жизнедеятельности группе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъективного опыта.
Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы ребёнок жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал с объективными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в группе.
Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности ребёнка. Благодаря творчеству, ребёнок выявляет свои способности, узнаёт о сильных сторонах своей личности.
Принцип доверия и поддержки. Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его устремлений к саморегуляции и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля, не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребёнка.
Правила личностно-ориентированного воспитания.
Выбирать только такие формы воспитательного процесса, которые не наносят ущерба здоровью воспитанников.
Строго, но доброжелательно и терпеливо осуждать плохие поступки воспитанника.
Поддерживать эмоциональное благополучие воспитанника.
Формировать положительную самооценку ребёнка.
Понимать, принимать, любить ребёнка доброй, но требовательной любовью.
Жить интересами, переживаниями ребёнка.
Следить за своим поведением, чтобы быть образцом для детей.
Искренне радоваться каждому успеху своего воспитанника.
Учитывать состояние и настроение воспитанника.
Направлять и развивать гуманистические тенденции в семье ребёнка.
НОД мы строим на основе модели личностно-ориентированного занятия.
Модель личностно-ориентированного занятия.
Первичная задача педагога: определить, чему я буду учить, что воспитывать, что развивать.
Создание проблемной ситуации. Возникновение состояния «хочу решить проблему» у ребёнка.
Совместное определение путей решения проблемы, выдвижение гипотез, предложений от детей.
Активизация субъектного опыта, его использование в процессе занятия.
Управление самостоятельным поиском.
Совместное подведение итогов.
Рекомендации к проведению НОД.
Важно знать уровень развития каждого ребёнка, учитывать его индивидуальные особенности, корректировать психологические состояния на протяжении НОД.
Использовать разнообразные формы и методы организации работы детей, позволяющие раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы (например,в своей работе мы используем следующие формы: игровые упражнения, развивающие игры, дидактические игры, беседы, игровые ситуации и т. д.)
Создать атмосферу заинтересованности каждого ребёнка.
Стимулировать детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий на занятии без боязни ошибиться, дать неправильный ответ.
Использовать различные сенсорные каналы при объяснении нового материала.
Поощрять стремление ребёнка, предлагать свой способ работы, анализировать в ходе НОД разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные.
Применять задания, позволяющие ребёнку самому выбирать тип, вид и форму материала.
Создавать педагогические ситуации общения, позволяющие каждому ребёнку проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы.
Использовать парную и групповую работу для развития коммуникативных умений детей.
Проводить с детьми рефлексию НОД (обсуждать с детьми в конце НОД не только то, что мы узнали, но и то, что понравилось (не понравилось) и почему; чтобы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому).
Анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление искать разные способы выполнения заданий.
Организуя личностно-ориентированный подход в НОД,необходимо помнить основную заповедь: воспитывать и обучать не вообще, а данного конкретного ребёнка, с учётом его особенностей, условий жизни, накопленного жизненного опыта. Ведь ребёнок будет активно мыслить, высказывать, досказывать и отстаивать своё мнение только тогда, когда он воспринимается педагогом как равноправный партнёр, когда не боится неправильных ответов, зная, что неправильный ответ – ступенька к новому знанию.
Таким образом, наша дальнейшая педагогическая деятельность ориентирована на индивидуальность ребёнка.
Личностные проявления детей средней группы МДОУ «Детский сад № 100» в НОД.Воспитатель: Степанова И. В.
Список детей Личностные проявления детей Личностно ориентированный подход воспитателей
Джакубалиева Алина Проявляют особый интерес к НОД, активны, хорошо справляются с заданиями. Поддерживать и развивать интерес, давать усложнённые задания, предъявлять более высокие требования к их ответам.
18. Щербинин Владимир
Не проявляют внешне свою активность, но всегда внимательны, на вопросы отвечают правильно, но только по вызову, малоинициативны. Воспитывать уверенность в своих силах, поощрять начинания, развивать творческую инициативу, проводить личностно-ориентированный подход, давать поручения в процессе бытовой деятельности.
Мешковой Михаил Проявляют в НОД ложную активность, любят подсказывать, хотя и не знают ответа, ждут подсказки.
Воспитывать скромность, чаще вызывать, задавать вопросы, заставляющие думать.
Колесникова Екатерина Внимательно слушают, но ответить на поставленные вопросы не могут, предпочитают отмалчиваться, застенчивы, имеют пробелы в знаниях.
Проводить личностно-ориентированный подход по преодолению застенчивости, ликвидировать пробелы в знаниях.
Личностно-ориентированный подход в НОД способствует раскрытию индивидуальных особенностей каждого ребёнка, который находит своё выражение в характере мыслительных процессов, запоминания, внимания, в проявлении инициативы, творчества, в том, что при усвоении нового материала каждый обнаруживает различные интересы и по разному использует свои знания.
При личностно-ориентированном подходе к детям, молчаливые, застенчивые, замкнутые, робкие, нерешительные – дети выявляют такие качества, которые за ними раньше и не замечались. Прежде всего они теряют именно молчаливость, а в дальнейшем становятся не менее активными, чем те, которые всегда отличались большой общительностью.
Для преодоления их молчаливости воспитатель прежде всего должен расположить их к себе, заботиться, чтобы они вошли в коллектив, имели товарищей, во время НОД надо задавать вопросы о том, что они уже хорошо усвоили, и постепенно переходить к новому, более трудному материалу.
Во время занятий мы используем игровые приёмы, которые также способствуют активности, произвольного внимания, преодолению нерешительности у робких, малоактивных, застенчивых детей.
Часто причиной активности и пассивности других детей в НОД бывает не правильная работа воспитателя. Если он старается вызывать только развитых, способных, активных детей, чтобы получить от них хорошие ответы, то по сути дела, он и работает только с этими детьми, укрепляя у них уверенность в своём превосходстве над другими, которые может перерасти в зазнайство.
Очень важен личностно-ориентированный подход к медлительным детям, воспитателю следует соблюдать терпение, не торопить с ответом, не прерывать, не вызывать их первыми, воспитывать уверенность, поощрять ответы.
Индивидуальными особенностями детей следует также руководствоваться и при рассаживании их на НОД, при определении каждому места за столом.
При этом нужно учитывать особенности их физического развития и своеобразие психического развития и поведения.
Если у ребёнка пониженный слух или зрение, то его обязательно нужно посадить ближе к воспитателю, чтобы он мог хорошо видеть и слышать его, а воспитатель всегда мог держать таких детей в поле зрения и вовремя прийти на помощь. Постоянного внимания воспитателя требуют и очень подвижные дети, непоседы их тоже следует посадить поближе. Недалеко от воспитателя должны сидеть молчаливые и пассивные ребята.
При рассаживании необходимо учитывать так же дружеские взаимоотношения детей, но всё-таки в первую очередь руководствоваться педагогическими целями, подбирать соседей по столу, исходя из возможностей их благотворного влияния друг на друга.
Имеет значение и правильная расстановка столов, здесь должна проявляться творческая инициатива воспитателя при условии соблюдения им требования удобства и целесообразности.
Личностно-ориентированный подход в НОД по теме: «Развитие речи».
При общении с детьми в быту, в играх в НОД,педагог непременно обнаруживает особенности их речевого развития: образность и выразительность или, наоборот, невыразительность языка; навыки связной речи или неумение связно выразить свою мысль, богатство или бедность словарного запаса; недостатки произношения отдельных звуков. Индивидуальный подход в НОД по развитию речи позволяет воспитателю исправить недостатки речевого развития детей.
Воспитателю необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, их темперамента, характера, отражающиеся в их поведении.
Очень важно выяснить отношение каждого ребёнка к процессу познания и степень его активности в работе. Воспитатель сразу может выделить группу детей, активно участвующих в НОД, проявляющих живой интерес к обучению, хорошо владеющих речью. Вместе с тем, заметны дети обнаруживающие безразличие к НОД, пассивность, нежелание думать. Обычно и речь у них плохо развита. Больше того, при внимательном рассмотрении активность некоторых оказывается только внешней, ложной, а пассивность других далеко не такой, как кажется. Некоторые воспитатели, оказываясь в «плену» повышенной активности отдельных детей, уделяют им слишком много времени в ущерб остальным. Другие, наоборот, всё внимание направляют на пассивных детей, считая, что активным не требуется особый подход. И те и другие не правы.
Безусловно, у активных детей нужно поддерживать и развивать интерес к НОД, инициативу, развивать их способности. Учитывая уровень их умственного развития и речи, надо давать им дополнительно усложнённые задания, составлять специально для них трудные вопросы. Можно предложить им исправлять речевые ошибки товарищей.
Иногда активность ребёнка на НОД бывает искусственной, если вызвана слишком лёгкими для него вопросами. В результате ребёнок неприученный думать, привыкает несерьёзно относиться к занятиям, у него развивается ложная самоуверенность.
Воспитателю к таким детям нужно проявлять личностно-ориентированный подход, воспитывать скромность, чаще вызывать, задавать вопросы заставляющие думать.
Бывают дети, которые внешне не проявляют активности, но, когда воспитатель спрашивает их, отвечают, и отвечают чаще всего правильно. Это застенчивые дети.
Воспитателю необходимо проводить личностно-ориентированный подход по преодолению застенчивости, ликвидировать пробелы в знаниях.
В своей практике мы используем здоровые сберегающие технологии.
Методы предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психогимнастика);
Упражнения на снятие нервного напряжения у детей (игры-релаксации);
Упражнение на развитие эмоциональной сферы;
Разные виды массажа и самомассажа;
Физкультминутки, динамические паузы;
Упражнения для глаз, дыхания, пальцев рук и т. д.
Этап НОД Варианты использования образовательных технологий Методы и приёмы:
Педагогика сотрудничества – совместная деятельность;
Здоровьесберегающий подход – психофизическая тренировка (элементы психогимнастики, настрой на занятие);
Сообщение темы НОД Проблемное обучение – создание проблемной ситуации;
Педагогика сотрудничества – работа в группах, парах;
Информационно-коммуникативные технологии – представление наглядного материала;
Работа по теме Индивидуальный и дифференцированный подход – индивидуальная, групповая работа;
Гуманно-личностная технология – создание ситуации успеха;
Развивающее обучение – задания на развитие интеллектуальных умений;
Игровые технологии – игровая ситуация;
Физкультминутка Здоровьесберегающий подход – динамические паузы, гимнастика для глаз, пальчиковая, дыхательная и другие;
Рефлексия Гуманно-личностная технология – создание ситуации успеха;
Здоровьесберегающий подход – «Я смогу…» «Я научился…» «Что не получилось?»
Индивидуальный подход к воспитанникам младшего дошкольного возраста в процессе адаптации в детском саду Обобщение опыта воспитателя Бузановой Риммы Николаевны Ребенок, переходящий в новые условия жизни в дошкольной организации, переживает.
Воспитание познавательных интересов дошкольников через индивидуальный подход в процессе игровой деятельности Воспитание познавательных интересов дошкольников через индивидуальный подход в процессе игровой деятельности. Ребенку свойственно стремление.
Личностно ориентированный подход к развитию и воспитанию дошкольников на занятии и в повседневной жизни Позитив – это мой жизненный настрой! С ним иду по жизни я за ручку! Позитив – есть образ жизни мой. Мысли помогает мне собрать он в кучку. Личностно.
Консультация «Личностно ориентированный подход в воспитании и обучении» Современная система дошкольного образования в России развивается, как вариативная, что достигается прежде всего за счет многообразия образовательных.
Отчет по самообразованию «Личностно ориентированный подход в воспитании дошкольников» Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников. Всякий ребенок в известной мере есть гений, и всякий гений в известной мере.
Проектирование непосредственной образовательной деятельности «Агния Львовна Барто — детям» Краткосрочный проект. Срок выполнения: 4 недели (октябрь) Тип проекта: познавательно-творческий. Участники проекта: воспитатель, дети.
Личностно-деятельностный подход в инклюзивном образовании В последнее время предлагается все больше инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями.
Использование личностно-ориентированного подхода в воспитании
Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Новосибирской области «Сибирский Кадетский Корпус»
«Использование личностно – ориентированного подхода в воспитании».
Воспитатель интерната
Использование личностно-ориентированного подхода в воспитании.
«Личностно – ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности»
В сформулированном определении отражены следующие важные аспекты,такие как:
• Личностно – ориентированный подход является, прежде всего ориентацией в педагогической деятельности;
• Личностно – ориентированный подход представляет собой комплексное образование, состоящее из понятий, принципов и способов педагогических действий;
• Личностно – ориентированный подход связан с устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности учащегося, проявлению его субъектных качеств.
Педагоги исследователи и практики показали главное отличие личностно – ориентированного подхода от традиционного подхода. Использование в педагогической деятельности того и другого подхода предполагает учет индивидуальных особенностей ребенка. Однако если при применении личностно – ориентированного подхода это делается с целью развития индивидуальности ученика, то при использовании традиционного подхода реализуется другая целевая установка – освоение учащимися социального опыта, то есть каких – то знаний, умений и навыков, определенных в типовых программах обучения и воспитания и обязательных для усвоения каждым воспитанником. Избрание первого подхода связано с желанием содействовать проявлению и развитию в ребенке ярко индивидуального, а выбор второго – с направленностью педагогического процесса на формирование социально типичного, что тоже крайне сложно осуществить без получения и учета информации об индивидуальных особенностях школьника.
С точки зрения Степанова Н. И. и Александровай М. А. к основным понятиям личностно – ориентированного подходаможно отнести следующие:
• индивидуальность – неповторимое своеобразие человека;
• личность – постоянно изменяющееся системное качество;
• самоактуализированная личность – человек, осознанно и актуально реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои способности и возможности;
• самовыражение – процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей;
• Я – концепция – осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;
• выбор – осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;
• педагогическая поддержка – деятельность педагогов по оказанию оперативной помощи в решении их индивидуальных проблем, связанных с их физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением.
Из основных понятий вытекают исходные положения и основные правила построения процесса воспитания школьников, которые отражаются в следующих принципах личностно – ориентированного подхода:
•принцип самоактуализации: важно побудить и поддержать стремление учащегося к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей;
•принцип индивидуальности: каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ;
•принцип субъектности: следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта;
•принцип выбора: педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора форм и способов организации учебно- воспитательного процесса в классе и школе;
•принцип творчества и успеха: благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности;
•принцип доверия и поддержки: вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля;
Детский коллектив является условием, средством и местом формирования личности каждого ребенка. Именно в нем происходит общественно ценная и значимая для детей деятельность.
Во-первых, динамичное развитие современного общества требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. В современном мире возросла ценность личности, а значит, необходимым становится использование личностно-ориентированных подходов как в обучении, так и в воспитании детей.
Во-вторых, психологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность, а это, в свою очередь, требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.
Принцип личностно-ориентированного подхода в воспитании Я – педагог взаимодействую с учеником, а ученик – взаимодействует со мной, он субъект, он – равноправный партнер в нашей совместной деятельности.
Вот эти ориентиры и определяет личностно-ориентированная педагогика
Личностно-ориентированный подход в воспитании предполагает реализацию педагогом воспитательных задач применительно к возрасту, полу, уровню воспитанности учащихся. Работа направлена на изучение качеств личности, её интересов, склонностей. Эффективность данной работы зависит от педагогического профессионализма и мастерства педагога-воспитателя, его умения изучать личность и помнить при этом, что она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием физических и психологических особенностей, присущих только конкретному человеку и отличающих его от других людей. Учитывая их, педагог определяет методы и формы воспитательного воздействия на личность каждого школьника.
Часто личностно-ориентированный подход путают с индивидуальным подходом. В чем же их различие и особенности?
Чтобы показать наглядно целевое и принципиальное их различие,сравним их составляющие:
Индивидуальный подход подразумевает учет особенностей ребенка при организации воспитательно-образовательного процесса. То есть учитываются возрастные особенности ребенка, физические и психические особенности ребенка (здоровье, темперамент и т. д., уровень имеющихся знаний, уровень коммуникативных качеств и т. д.
Личностно-ориентированный подход подразумевает направленность на развитие яркой индивидуальности ребенка. И соответственно предполагает создание условий и стимулирование развития индивидуальности, личностных качеств, помощь в самовыражении, самоактуализации ребенка.
На практике это выглядит так : При подготовке к классному часу я использую индивидуальный подход: смышленый, ответственный, бойкий отличник получает задание подготовить доклад. Все остальные готовят рисунки на заданую тему (например, освоение космоса).Результат: хороший доклад и выставка хороших и средних рисунков.
Отличник самореализовался, все дети проявили участие в подготовке. Но такой подход не может решить проблему полного охвата учащихся интересной для них работой. Ведь для доклада я выбрала одного (можно2-3) самого способного с моей точки зрения ученика. Но ведь при проведении классного часа важно не столько уделять внимание сведениям о том или ином событии, сколько пробуждать к нему интерес, заставлять задуматься, прочитать о проблеме в газете, журнале, книге. И вот тут поможет личносто-ориентированный подход: с целью создания условий для развития и самовыражения после каждого выступления предусматривается возможность задать вопросы выступающему, дополнить сообщения новыми фактами и примерами, обменяться мнениями, сформулировать выводы по обсуждаемому вопросу. Такая технология организации классных часов расширяет диапазон решения воспитательных задач, повышает активность и самостоятельность учащихся, формирует опыт проявления в коллективе своих личностных качеств и способностей. Тем ценнее это, что происходит без навязывания учителем сверху, а по собственной инициативе. А уж по своим наблюдениям в следующий раз для тех, кто отмолчался сегодня, я стараюсь подобрать другую интересную тему.
Если воспитательная система класса строится на принципах личностно- ориентированного подхода, то одна из важнейших воспитательных технологий – это коллективно-творческое дело. Понятие «Коллективное Творческое Дело» было введено в обиход Игорем Петровичем Ивановым, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). Отличия личностно-ориентированного КТД от классического КТД должны заключаться в смещении акцента в совместной деятельности с задач, представляющих в основном коллективный интерес, на задачи личностного развития.
Эти различия отражает следующая таблица:
Коллективная подготовка Акцент на групповой работе Акцент на принятия решений на добровольной основе и развитие творческих стратегий каждого
Коллективное проведение дела Только командное участие Согласованность индивидуальной деятельности с групповой
Коллективный анализ по итогам Оценка группового участия в организации дела Оценка личностного участия, развития своего потенциала Постановка нашего класса была признана лучшей. Однако у себя в классе мы разобрали и оценили участие каждого
Отличается и анализ КТД, который содержит вопросы для рефлексии собственной деятельности воспитанником.
Последовательность анализа КТД:
• Первым дает обратную связь участник КТД.
• Затем обратную связь дают участники группы.
• Завершает анализ педагог.
Примерные вопросы анализа:
1. Что хорошо удалось? 2. Как это меня лично продвинуло?
3. Что получила творческая группа? Каковы основные результаты?
4. Что мне следует изменить? 5. Пожелания всем.
6. Кому отдельное спасибо? 7. Что делать дальше?
Таким образом, личностно-ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Развитие воспитанника как личности (его социализация) идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития. Каждый ребёнок должен быть в чём-то не хуже других, а может быть, и превосходить в чём-то: кто-то хорошо уметь писать стихи, кто-то — танцевать, кто-то знает математику лучше других, кто-то — русский, а кто-то читает много книг… Иначе говоря, каждый школьник интересен своей уникальностью, и личностно-ориентированное воспитание позволяет сберечь эту уникальность, вырастить самоценную личность, развить склонности и таланты, расширить возможности каждого «Я» и, попросту говоря, — воспитать маленького человека лучше, чем он есть
Детский коллектив является условием, средством и местом формирования личности каждого ребенка. Именно в нем происходит общественно ценная и значимая для детей деятельность.
У каждого ребенка есть свои интересы и потребности, характерологические особенности к тому или иному виду деятельности.
Ярко выраженная подражательность детей младшего школьного возраста, ограниченность их жизненного опыта, недостаточно развитая самостоятельность, неумение критически осмыслить свое поведение и поведение своих товарищей – такой далеко не полный список возрастных особенностей и тех трудностей, с которыми встречаемся мы, учителя начальных классов, при работе с коллективом, поступающим в 1 класс.
Как помочь детям с наибольшей пользой для развития сильных и слабых сторон, как сохранить их эмоциональное благополучие, оптимизм, веру в свои силы, дать толчок саморазвитию?
В. В. Зеньковский утверждал, что «задача воспитания не только труднее, но важнее, чем задача обучения». Ребенок является ценностью воспитания.
В процессе воспитания с первых дней поступления ребенка в школу я стараюсь учитывать возрастные особенности детей, беречь детскую индивидуальность, каждого ребенка принимать, учить и воспитывать таким, каким он есть, обеспечивая ему зоны развития.
Для организации детского коллектива большое значение имеет установление дежурства по классу. Дети с обязанностями дежурного знакомы из практики детского сада. Дежурство начинаем со 2 го дня, объясняю детям, что одной очень трудно приготовить класс к уроку, поэтому мне будут помогать дежурные по классу. Объясняю, что входит в обязанности дежурных,помогаю в установлении отношений: дежурные выступают в роли руководителя детского коллектива, и каждый ребенок должен уметь принимать их законные просьбы и распоряжения (дежурит каждая парта по одному дню).
В конце первого месяца, когда дети адаптируются,организую выборы классного актива: старосты, санитаров, хозяйственников, цветоводов, физрука, игровиков, библиотекарей и т. д., заранее подбирая кандидатуры ребят. Известно, что дети лучше и охотнее выполняют ту работу, которую они выбрали, поэтому при распределении поручений я учитываю не только возможности, но и желания каждого ребенка.
При распределении поручений придерживаюсь правил:
1. каждому ребенку должно нравиться его поручение;
2. каждый ребенок должен чувствовать важность своего поручения и ответственность за выполнение;
3. каждый ребенок должен иметь поручение;
4. эпизодически (перед сменой поручений) рассказываю, какую роль играет каждое поручение и что должен делать ответственный.
Поручения в 1 классе в 1 полугодии даю на 1 неделю, т. к. они могут надоесть ребенку, затем меняем на классном часе.
Во втором полугодии поручение дается на две недели.
Подбираю каждому ученику поручение, независимо от его поведения и успеваемости, что должно обеспечить комфорт детей, удовлетворенность от приложения их умственных и практических усилий.
Бывают случаи, когда ребенок не хочет выполнять поручение; выясняю причину отказа, стараюсь убедить ребенка в необходимости его работы для класса.
Правильно организованное воспитание должно способствовать развитию ребенка.
При обсуждении итогов работы и ее оценке внимание ребят обращаю не только на результат, но и на процесс выполнения, отношения между детьми. Помогаю детям осмыслить реальные отношения, которые возникли между ними, увидеть и отметить проявления требовательности, доброжелательности, справедливости.
Считаю необходимо научить детей видеть и отрицательные явления,которые возникают в отношениях между ними: зависть, злорадство, тщеславие, хитрость, несправедливость, приучить детей бороться с этими явлениями.
В ходе выполнения поручений постепенно вырабатываем критерии оценки.
1. Отношение к своим обязанностям (как выполняет, что делает, старается ли, проявляет инициативу)
2. Взаимоотношение в коллективе (справедлив ли в распределении поручений по отношению к другим, помогал ли другим, как, ведет себя, не злоупотребляет ли своей «властью»)
3.Результаты общей работы: класс дает оценку работы каждого ребенка, которая выражается в словах, а в уголке – все это отражается в стенной печати.
В четвертом классе дети уже имеют богатый опыт в выполнении поручений. Поэтому более ответственно их выполняют, чувствуя ответственность не только за себя, но и за общие дела класса. На этом этапе происходит значительное расширение детского самоуправления, оно постепенно переходит из рук учителя в руки самих школьников. Перед детьми встает задача самим организоваться для совместного мероприятия, праздника, работы.Самоуправление создает четверокласснику новую роль: он не только исполнитель, но и организатор, инициатор каких – либо дел. Эта роль требует самостоятельных решений и личной ответственности, помогает самоутверждению личности не только благодаря успехам в учении, но и успехам в других полезных видах деятельности.Участие в самоуправлении требует от ребят организаторских способностей и навыков: умело организовать своих товарищей для выполнения задания, уметь распределить работу, следить за ее ходом и оценивать результат (оценки по критериям п. 1-3).
Самоуправление ввожу постепенно: вначале дети организуют самостоятельно перемены и свободное время до урока без моей помощи (зарядка, игры, затем при ведении классных собраний, часов, советов отряда привлекаю постепенно старосту, заместителя и т. д., т. е. постепенно стараюсь «отходить» от дел, наблюдая со стороны, помогая в подготовке мероприятия, вовлекая пассивных ребят, чтобы не перегружать активных.
Стараюсь не влиять на решение ребят, пусть сами пройдут этот путь «проб и ошибок», принимая важное решение, пусть почувствуют, что их решение важно для класса, разумно, что учитель с ним согласен. Главное в этот момент не навязывать своего мнения, не решать за детей, т. к. вся работа сведется к нулю. Ведь общие суждения, совместно принятые детьми решения сплачивают детский коллектив. Дети видят, что существует несколько мнений в решении конкретного вопроса, эти мнения порой противоположны, отличны. Стараюсь научить детей доказать, обосновать свою мысль, но и выслушать мнения других, совместно выбрать наиболее приемлемый вариант. Такие обсуждения воспитывают в детях чувство ответственности за себя и за класс в целом, формируя чувство долга, ответственности за порученное дело перед коллективом. Учителем закладываются новые представления ребенка о собственном «я», об отношениях с окружающими людьми. Поэтому, особое внимание обращаю на то, что нужно усвоить детям, как сделать это с наибольшей пользой для них, как сохранить их эмоциональное благополучие, оптимизм, веру в свои силы, дать толчок саморазвитию. А это возможно в том случае, если воспитывать у уч-ся такие качества как высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самоуважения, самостоятельности, самодисциплины, независимость суждений, сочетающиеся с уважением к мнению других людей, умение принимать решения и нести ответственность за свои поступки, осуществлять свободный выбор содержания своей жизнедеятельности, линии поведения, способов своего развития.
В заключении хочу сказать, что наш класс – станет сплоченным дружным коллективом. Работая, дети вместе научились жить, принимать совместные решения, давать оценку своей работе, анализировать, сравнивать. Каждый учащийся попробовал свои силы в разных направлениях и формах деятельности, сделал для себя какие-то выводы. Считаю, что такая организация деятельности классного коллектива имеет большие возможности для личностно- ориентированного воспитания учащихся.
Дополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольников Дополненная реальность — новый способ подачи образовательного материала, и в усвоении информации дошкольниками. Трехмерное изображение стимулирует.
Использование развивающих игр на основе системно-деятельностного подхода Слайд 1 На дошкольное образование возлагаются особые надежды, потому что везде в мире признано, что дошкольный возраст это золотой возраст.
Конспект ОД «Моя семья» с применением системно-деятельностного подхода Задачи: Образовательные: Познакомить детей с писателем Марком Шварцем. Побуждать детей понимать смысл литературного текста. Закреплять.
Личностно ориентированная модель педагогического взаимодействия с дошкольниками Концепция дошкольного воспитания выдвинула в качестве основного направления перестройки системы образования гуманизацию воспитательной работы.
Личностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Видео-презентация Личностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Выступление на РМО. Видео-презентация.
Проектная деятельность. Значение личностно развивающего взаимодействия ребенка и воспитателя Проектная деятельность. Значение личностно-развивающего взаимодействия ребенка и воспитателя. Многочисленные исследования психологов и педагогов.
Использование театрализованной деятельности в духовно–нравственном воспитании и развитии детей План сообщения 1. Проблема нравственного воспитания. 2. Значимость нравственного воспитания. 3. Концепция духовно-нравственного развития.
Тематическая неделя «Птицы» по личностно-ориентированной технологии в первой младшей группе Тематическая неделя в первой младшей группе «Птицы» по личностно-ориентированной технологии. Воспитатель Арутюнян Л. А. Цель: Воспитать любовь.