Что предполагает принцип систематичности

Принцип систематичности и последовательности

Что предполагает принцип систематичности. Смотреть фото Что предполагает принцип систематичности. Смотреть картинку Что предполагает принцип систематичности. Картинка про Что предполагает принцип систематичности. Фото Что предполагает принцип систематичности Что предполагает принцип систематичности. Смотреть фото Что предполагает принцип систематичности. Смотреть картинку Что предполагает принцип систематичности. Картинка про Что предполагает принцип систематичности. Фото Что предполагает принцип систематичности Что предполагает принцип систематичности. Смотреть фото Что предполагает принцип систематичности. Смотреть картинку Что предполагает принцип систематичности. Картинка про Что предполагает принцип систематичности. Фото Что предполагает принцип систематичности Что предполагает принцип систематичности. Смотреть фото Что предполагает принцип систематичности. Смотреть картинку Что предполагает принцип систематичности. Картинка про Что предполагает принцип систематичности. Фото Что предполагает принцип систематичности

Что предполагает принцип систематичности. Смотреть фото Что предполагает принцип систематичности. Смотреть картинку Что предполагает принцип систематичности. Картинка про Что предполагает принцип систематичности. Фото Что предполагает принцип систематичности

Что предполагает принцип систематичности. Смотреть фото Что предполагает принцип систематичности. Смотреть картинку Что предполагает принцип систематичности. Картинка про Что предполагает принцип систематичности. Фото Что предполагает принцип систематичности

Принцип придает системный характер процессу обучения, что является необходимым условием эффективности любого воздействия. Система знаний должна создаваться в логической последовательности и в той же последовательности предлагаться к восприятию ученикам. Навыки и умения, уже приобретенные человеком в процессе обучения должны систематически применяться в реальных или искусственно созданных условиях, иначе они начинают ослабевать.

Правила реализации принципа систематичности и последовательности предполагают:

Принцип прочности

Целью этого принципа является прочное и долговременное усвоение полученных знаний. Эта цель достигается с помощью развития интереса и положительного отношения ученика к изучаемой дисциплине. Прочности знаний способствует так же закрепление пройденного материала и частое повторение наиболее важных моментов, уяснив которые можно восстановить картину определенной части знаний в целом.

Правила реализации принципа прочности знаний предполагают:

Принцип доступности

Что предполагает принцип систематичности. Смотреть фото Что предполагает принцип систематичности. Смотреть картинку Что предполагает принцип систематичности. Картинка про Что предполагает принцип систематичности. Фото Что предполагает принцип систематичности

Принцип подразумевает разработку содержания процесса обучения с учетом возможностей обучаемых. Важным условием доступности является правильная последовательность преподнесения учебного материала.

Правила реализации принципа доступности предполагает:

Принцип научности

Принцип заключается в тщательном подборе информации, составляющей содержание обучения, отвечающей следующим требованиям: ученикам должны предлагаться для усвоения только прочно устоявшиеся, научно обоснованные знания, методы изложения этих знаний должны соответствовать конкретной научной области, к которой они относятся.

Правила реализации принципа научности предполагают:

Источник

Принцип систематичности

Что предполагает принцип систематичности. Смотреть фото Что предполагает принцип систематичности. Смотреть картинку Что предполагает принцип систематичности. Картинка про Что предполагает принцип систематичности. Фото Что предполагает принцип систематичности Что предполагает принцип систематичности. Смотреть фото Что предполагает принцип систематичности. Смотреть картинку Что предполагает принцип систематичности. Картинка про Что предполагает принцип систематичности. Фото Что предполагает принцип систематичности Что предполагает принцип систематичности. Смотреть фото Что предполагает принцип систематичности. Смотреть картинку Что предполагает принцип систематичности. Картинка про Что предполагает принцип систематичности. Фото Что предполагает принцип систематичности Что предполагает принцип систематичности. Смотреть фото Что предполагает принцип систематичности. Смотреть картинку Что предполагает принцип систематичности. Картинка про Что предполагает принцип систематичности. Фото Что предполагает принцип систематичности

Что предполагает принцип систематичности. Смотреть фото Что предполагает принцип систематичности. Смотреть картинку Что предполагает принцип систематичности. Картинка про Что предполагает принцип систематичности. Фото Что предполагает принцип систематичности

Что предполагает принцип систематичности. Смотреть фото Что предполагает принцип систематичности. Смотреть картинку Что предполагает принцип систематичности. Картинка про Что предполагает принцип систематичности. Фото Что предполагает принцип систематичности

Принцип систематичности — это прежде всего регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха.

Регулярность занятий предполагает рациональное чередование психофизических нагрузок и отдыха. Любая нагрузка имеет четыре фазы: расходование энергии, восстановление сверхвосстановление, возвращение к исходному уровню. Вот почему учебные занятия по физической культуре никогда не проводят в течение двух дней подряд. Кроме того, именно необходимостью соблюдать принцип систематичности объясняется программное требование по дисциплине «Физическая культура» — регулярное посещение всех занятий, предусмотренных учебным расписанием.

Принцип систематичности при проведении учебно-тренировочных занятий во многом обеспечивает преемственность и последовательность в освоении учебного материала.

Принцип систематичности обеспечивает непрерывность учебно-тренировочного процесса при оптимальном чередовании нагрузок и отдыха.

Дело в том, что еще Ж. Ламарком (1809) было замечено, а в дальнейшем многими исследователями детально изучено замечательное свойство живых систем, состоящее в том, что организм не просто возмещает рабочие траты, а компенсирует их «с избытком». Путем сверхвосстановления израсходованных энергетических веществ и обновления белковых структур создается основа отставленного эффекта выполненной работы. Данное положение и раскрывает суть совершенствования функциональных систем организма (повышение тренированности) под влиянием систематических (регулярных) целенаправленных учебных занятий-тренировок (рис. 5.1)08

Что предполагает принцип систематичности. Смотреть фото Что предполагает принцип систематичности. Смотреть картинку Что предполагает принцип систематичности. Картинка про Что предполагает принцип систематичности. Фото Что предполагает принцип систематичности

Рис. 5.1. Изменение уровня работоспособности под влиянием повторных физических нагрузок в тренировочном цикле (по Н.Г. Озолину).

Необходимо, однако, учитывать, что если за тренировочным занятием последует слишком большой перерыв, то указанный эффект в той или иной мере постепенно утрачивается (редукционная фаза). Это относится прежде всего к уровню работоспособности (сформированные умения и навыки сохраняются в течение более длительного времени). Стало быть, интервал отдыха должен заканчиваться раньше, чем наступает редукционная фаза. Это положение подчеркивает важность принципа систематичности и одной из его сторон — непрерывности учебно-тренировочного процесса.

Повторяемость и вариативность в применении различных упражнений и заданий в оптимальных временных отрезках также являются обязательными составляющими принципа непрерывности. •

Фактор повторяемости в физическом воспитании выражен в большей мере, чем в других видах воспитания. Это объясняется специфическими закономерностями приобретения и закрепления умений и навыков, совершенствования форм и функций организма.

Не меньшее значение имеет и вариативность, т.е. видоизменение упражнений, динамичности нагрузок, обновление форм и содержания занятий без изменения их целевой направленности. Это разнообразит учебно-тренировочный процесс, снижает психологические перегрузки, возникающие при выполнении однообразных заданий.

Последовательность в освоении учебно-тренировочных заданий и учебного материала в рамках одного занятия, многомесячного и многолетнего процесса физического воспитания также является одной из сторон принципа систематичности. Общая последовательность (в многомесячном и многолетнем аспекте) определятся логикой перехода от широкого общего физического образования к более углубленным специализированным занятиям. В многолетнем плане на общую последовательность оказывают влияние и особенности возрастного развития человека.

Источник

Принцип систематичности и последовательности

Впервые этот принцип, как и многие другие, был применен Я.А. Коменским, считавшим, что, как и в природе, в обучении все должно быть взаимосвязанным и целесообразным.

Эти идеи были позднее развиты Песталоцци и К.Д. Ушинским, который отмечал, что «голова, наполненная бессвязными знаниями, похожа на кладовую, где все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет».

Принцип систематичности предполагает, чтобы изложение учебного материала учителем доводилось до уровня системности в сознании учащихся, чтобы знания давались учащимся не только в определенной последовательности, но чтобы они были взаимосвязанными.

В нашей отечественной педагогике этот принцип долгое время нарушался, особенно начиная с 20-х гг. двадцатого века, когда работали по так называемым комплексным программам, когда использовались методы проектов, бригадно-лабораторные методы и отсутствовали стабильные учебники.

Системность мышления заключается в установлении ассоциаций, т.е. связей между изучаемыми явлениями и предметами. То же самое происходит и при параллельном изучении различных предметов по школьной программе, между ними устанавливаются так называемые межпредметные связи, которые являются одним из важнейших условий реализации принципа систематичности и последовательности в учебном процессе.

Для межпредметных связей необходимо выделять так называемые «сквозные объекты», как рекомендуют психологи. Это наиболее важные явления, которые изучаются в разных учебных предметах (например, уровень развития культуры какой-то исторической эпохи, особенности которого изучаются и на уроках истории, и на уроках литературы). Между такими предметами, как история и литература, математика и физика, черчение и трудовое обучение, должны постоянно осуществляться межпредметные связи, должны поддерживаться повседневные контакты между учителями (взаимное посещение уроков, совместное перспективное планирование, выделение «сквозных тем» и т.д.). В последние годы отдельными учителями разрабатываются авторские интегративные программы по комплексному изучению определенных разделов учебных предметов.

Реализация принципа систематичности и последовательности предполагает преемственность в процессе обучения, т.е. логическую последовательность и связь между учебными предметами, изучаемыми на разных ступенях школьного обучения (в начальной, основной и средней), чтобы каждый раз вновь изучаемый материал базировался на усвоенном учащимися ранее.

Правила принципа систематичности и последовательности:

Большое значение для реализации принципа систематичности и последовательности имеет практическая деятельность учащихся, когда они могут применить теоретические знания в практической деятельности. Важность такой связи подчеркивается введением самостоятельного принципа: связи теории с практикой.

Источник

Принцип систематичности и последовательности

Вы будете перенаправлены на Автор24

Принцип систематичности и последовательности – это принцип, предусматривающий формирование знаний, умений и навыков в системе и определенном порядке, при котором каждый элемент учебного материала связан логически с другими, последующее опирается на предыдущее и готовит к освоению нового.

Сущность принципа систематичности и последовательности

Принцип систематичности и последовательности впервые был выделен и описан Я.А. Коменским в труде «Великая дидактика». По его мнению, в обучение все должно быть последовательно, целесообразно и взаимосвязано.

В дальнейшем идеи принципа развивались Песталоцци и К. Д. Ушинским, которые считали, что знания в голове учащихся должны содержаться в виде взаимосвязанной системы, так как бессвязные знания – это беспорядок, в котором сложно «разобраться» и найти необходимую информацию.

Принцип систематичности и последовательности требует от педагога изложения учебного материала в определенной последовательности и системности.

Систематичность в обучении – это процесс овладения знаниями, умениями и навыками в определенном порядке, при котором система проявляется в соответствующем расположении изучаемого учебного материала.

Последовательность в обучении – это логическая обоснованность изучения темы, раздела, курса, при котором за последующим вытекает предыдущее, опирающееся на него и подготавливающее следующую ступень познавательной деятельности учащихся.

В отечественной педагогике данный принцип значительное время игнорировался и нарушался, особенно с 20-х годов ХХ века. Это связано с тем, что в этот период учебные заведения работали по комплексным программам, в основе которых были заложены методы проектов и бригадно-лабораторные методы. Кроме того, не было стабильно установленных учебников.

Готовые работы на аналогичную тему

В основе принципа систематичности и последовательности заложена системность мышлении, которая заключается в установлении ассоциаций и связей между изучаемыми предметами и явлениями. Аналогично осуществляется и изучение различных учебных дисциплин, предусмотренных учебной программой. На основании данного принципа между ними устанавливаются межпредметные связи.

В настоящее время на основании принципа систематичности и последовательности составляются все современные учебные планы и учебные программы образовательных организаций. На основании данного принципа учебные дисциплины располагаются в планах и программах в последовательности, обусловленной логикой их изучения.

В новых учебных программах общеобразовательных школ традиционная последовательность изучения дисциплин подверглась значительному изменению. Например, ряд алгебраических действий и определений ранее начинали изучать в шестом классе, в соответствии с новыми учебными программами учащиеся начинают с ними знакомиться уже в начальной школе.

Систематичность и последовательность проявляется не только в содержании образования, но и в работе педагога и деятельности учащихся. От педагога требуют четкой последовательности и систематичности организации учебного занятия, изложения учебного материала, его повторения, закрепления и проверки. В свою очередь учащиеся должны вырабатывать навыки самостоятельной систематической работы в процессе обучения, а именно умения планировать свою деятельность, составлять логически обоснованных планов ответов и решений.

Таким образом, реализация принципа систематичности и последовательности предусматривает соблюдение преемственности, логической последовательности и связи между учебными дисциплинами, которые изучаются на различных этапах обучения, так что вновь изучаемое базируется на освоенном учащимися ранее.

Правила применения принципа систематичности и последовательности

Применение принципа систематичности и последовательности на практике требует соблюдения ряда правил и условий:

В процессе повторения пройденного учебного материала необходимо создать такие условия, при которых учащиеся будут иметь возможность взглянуть на него с разных точек зрения и под разными углами зрения, соотнести его с собственным личным и жизненным опытом, другими учебными дисциплинами и т.д.

Большое значение для реализации принципа систематичности и последовательности имеет практическая деятельность учащихся, в процессе которой они имеют возможность не просто закрепить полученные знания, но и расшить их, научится применять в практической деятельности.

Источник

Принцип последовательности и систематичности: характеристика, сущность, виды

Что предполагает принцип систематичности. Смотреть фото Что предполагает принцип систематичности. Смотреть картинку Что предполагает принцип систематичности. Картинка про Что предполагает принцип систематичности. Фото Что предполагает принцип систематичности

Что предполагает принцип систематичности. Смотреть фото Что предполагает принцип систематичности. Смотреть картинку Что предполагает принцип систематичности. Картинка про Что предполагает принцип систематичности. Фото Что предполагает принцип систематичности

Принцип последовательности вывел Ян Амос Коменский, который и ныне считается отцом дидактики.

Что предполагает принцип систематичности. Смотреть фото Что предполагает принцип систематичности. Смотреть картинку Что предполагает принцип систематичности. Картинка про Что предполагает принцип систематичности. Фото Что предполагает принцип систематичности Вам будет интересно: Что такое набат? Значение и происхождение слова

Что такое дидактические принципы? Это знание о том, как правильно структурировать и подать материал, как организовать учебный процесс. Это также и требования, которые должен выполнять преподаватель, чтобы его работа не осталась незамеченной.

Что предполагает принцип систематичности. Смотреть фото Что предполагает принцип систематичности. Смотреть картинку Что предполагает принцип систематичности. Картинка про Что предполагает принцип систематичности. Фото Что предполагает принцип систематичности

Для пользы учеников учитель должен четко соблюдать семь основных принципов обучения: последовательность, наглядность, доступность, систематизация, индивидуальный подход к учащимся и учет особенностей возраста детей. На этих принципах зиждется вся суть педагогики.

Иерархия принципов обучения

По сути, более важные принципы выделить нельзя. Но можно сказать, что без принципов последовательности, доступности и наглядности обучение вовсе неэффективно. Нельзя обучить ребенка тому, что он не в силах понять, или тому, что не упорядочено.

Что предполагает принцип систематичности. Смотреть фото Что предполагает принцип систематичности. Смотреть картинку Что предполагает принцип систематичности. Картинка про Что предполагает принцип систематичности. Фото Что предполагает принцип систематичности Вам будет интересно: Порожний – это. Значение слова

Что предполагает принцип систематичности. Смотреть фото Что предполагает принцип систематичности. Смотреть картинку Что предполагает принцип систематичности. Картинка про Что предполагает принцип систематичности. Фото Что предполагает принцип систематичности

Если школьный преподаватель не соблюдает принципа последовательности в своих планах и конспектах, дети не смогут воспринимать его уроки. И в целом процент успешности по его предмету будет низким.

Принцип систематичности и последовательности

Принцип систематичности у Яна Коменского звучит так:

Этот принцип указывает на то, что преподавателю нужно учиться формировать и излагать свои мысли таким образом, чтобы у его учеников складывался единый образ в процессе обучения. Так знания останутся в памяти надолго.

Исследования памяти установили, что после 48 часов почти 80 % материала забывается. Чтобы удалось запомнить больше, нужно не только постоянно повторять материал, но и связать его логически с тем, что уже хорошо известно.

Реализация принципа

Как на практике обеспечить реализацию принципа систематичности и последовательности в обучении? Как построить урок?

Что предполагает принцип систематичности. Смотреть фото Что предполагает принцип систематичности. Смотреть картинку Что предполагает принцип систематичности. Картинка про Что предполагает принцип систематичности. Фото Что предполагает принцип систематичности

Вот несколько правил, которые помогают соблюдать принцип.

Что еще нужно для реализации принципа? Во-первых, блестящее знание учебного материала, чтобы суметь не только пересказать словами текст учебника, но и привести примеры.

Во-вторых, нужен определенный уровень сознания. К сожалению, молодые выпускники педагогических вузов не имеют такого уровня сознания. Но без него, без любви к детям, в конце концов, педагогика не может существовать.

Анализ и синтез в обучении

Принцип систематичности и последовательности учебного процесса позволяет спланировать обучение так, чтобы все материалы, которые были изучены ранее, могли стать основой для усвоения новой темы. А новая тема, в свою очередь, стала бы предпосылкой для последующих разговоров и объяснений.

Принцип наглядности

Обучение и воспитание

Для того чтобы вырастить и сформировать цельную гармоничную личность, необходимо в образовании опираться на принцип систематичности и последовательности.

В подростковом периоде человек выстраивает единую систему миропонимания, свой взгляд на вещи. И если в голове у учащихся возникает хаос от большого количества неупорядоченной информации, адаптироваться во взрослой жизни им будет сложнее.

Что предполагает принцип систематичности. Смотреть фото Что предполагает принцип систематичности. Смотреть картинку Что предполагает принцип систематичности. Картинка про Что предполагает принцип систематичности. Фото Что предполагает принцип систематичности

Активные методы обучения

Когда ученику все рассказывают и дают материал в готовой форме, ему становится скучно. Человеческий интеллект более активен, когда ему приходится сталкиваться с преградами, открывать что-то, разгадывать. Чтобы активизировать развивающийся интеллект детей, используют активные методы обучения: решение конкретных вопросов, связанных с темой, двумя группами учащихся или дидактические игры.

Что предполагает принцип систематичности. Смотреть фото Что предполагает принцип систематичности. Смотреть картинку Что предполагает принцип систематичности. Картинка про Что предполагает принцип систематичности. Фото Что предполагает принцип систематичности

Эти методы являются более продуктивными; дети не только учатся с интересом, но и сами выстраивают логические и аналогические связи между понятиями. Метод должен соответствовать цели. А интерактивные и активные методы лучше всего работают тогда, когда целью ставится обобщение пройденного за длительный период материала. Эти уроки всегда запоминаются, и материал, систематизированный таким образом, прочно укореняется в памяти.

Сходства и различия

Активный поиск учащимися связей между элементами не только стимулирует интерес к изучению предмета, но и позволяет обучать детей самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи.

Выводы

Принципы педагогики необходимо выполнять при построении конспекта урока. Для реализации принципа последовательности преподаватель обязан учитывать то, насколько успешно усвоен его учениками предыдущий материал. И если изученное ранее осталось недопонятым, объяснить еще раз. Новые термины и объяснения всегда воспринимаются с трудом, поэтому должны быть заготовлены довольно наглядные примеры для объяснений. Принцип систематизации гласит, что весь пройденный материал нужно время от времени вспоминать с учениками и проводить с ними обобщающие уроки, на которых они смогут показать свои знания и продемонстрировать ум и логику.

Таким образом, то есть организуя творческий урок, учитель может наиболее полно реализовать принципы прочности, систематичности и последовательности. Без соблюдения этих принципов обучение просто неэффективно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *