Что предполагает принцип систематичности
Принцип систематичности и последовательности
Принцип придает системный характер процессу обучения, что является необходимым условием эффективности любого воздействия. Система знаний должна создаваться в логической последовательности и в той же последовательности предлагаться к восприятию ученикам. Навыки и умения, уже приобретенные человеком в процессе обучения должны систематически применяться в реальных или искусственно созданных условиях, иначе они начинают ослабевать.
Правила реализации принципа систематичности и последовательности предполагают:
Принцип прочности
Целью этого принципа является прочное и долговременное усвоение полученных знаний. Эта цель достигается с помощью развития интереса и положительного отношения ученика к изучаемой дисциплине. Прочности знаний способствует так же закрепление пройденного материала и частое повторение наиболее важных моментов, уяснив которые можно восстановить картину определенной части знаний в целом.
Правила реализации принципа прочности знаний предполагают:
Принцип доступности
Принцип подразумевает разработку содержания процесса обучения с учетом возможностей обучаемых. Важным условием доступности является правильная последовательность преподнесения учебного материала.
Правила реализации принципа доступности предполагает:
Принцип научности
Принцип заключается в тщательном подборе информации, составляющей содержание обучения, отвечающей следующим требованиям: ученикам должны предлагаться для усвоения только прочно устоявшиеся, научно обоснованные знания, методы изложения этих знаний должны соответствовать конкретной научной области, к которой они относятся.
Правила реализации принципа научности предполагают:
Принцип систематичности
Принцип систематичности — это прежде всего регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха.
Регулярность занятий предполагает рациональное чередование психофизических нагрузок и отдыха. Любая нагрузка имеет четыре фазы: расходование энергии, восстановление сверхвосстановление, возвращение к исходному уровню. Вот почему учебные занятия по физической культуре никогда не проводят в течение двух дней подряд. Кроме того, именно необходимостью соблюдать принцип систематичности объясняется программное требование по дисциплине «Физическая культура» — регулярное посещение всех занятий, предусмотренных учебным расписанием.
Принцип систематичности при проведении учебно-тренировочных занятий во многом обеспечивает преемственность и последовательность в освоении учебного материала.
Принцип систематичности обеспечивает непрерывность учебно-тренировочного процесса при оптимальном чередовании нагрузок и отдыха.
Дело в том, что еще Ж. Ламарком (1809) было замечено, а в дальнейшем многими исследователями детально изучено замечательное свойство живых систем, состоящее в том, что организм не просто возмещает рабочие траты, а компенсирует их «с избытком». Путем сверхвосстановления израсходованных энергетических веществ и обновления белковых структур создается основа отставленного эффекта выполненной работы. Данное положение и раскрывает суть совершенствования функциональных систем организма (повышение тренированности) под влиянием систематических (регулярных) целенаправленных учебных занятий-тренировок (рис. 5.1)08
|
Рис. 5.1. Изменение уровня работоспособности под влиянием повторных физических нагрузок в тренировочном цикле (по Н.Г. Озолину).
Необходимо, однако, учитывать, что если за тренировочным занятием последует слишком большой перерыв, то указанный эффект в той или иной мере постепенно утрачивается (редукционная фаза). Это относится прежде всего к уровню работоспособности (сформированные умения и навыки сохраняются в течение более длительного времени). Стало быть, интервал отдыха должен заканчиваться раньше, чем наступает редукционная фаза. Это положение подчеркивает важность принципа систематичности и одной из его сторон — непрерывности учебно-тренировочного процесса.
Повторяемость и вариативность в применении различных упражнений и заданий в оптимальных временных отрезках также являются обязательными составляющими принципа непрерывности. •
Фактор повторяемости в физическом воспитании выражен в большей мере, чем в других видах воспитания. Это объясняется специфическими закономерностями приобретения и закрепления умений и навыков, совершенствования форм и функций организма.
Не меньшее значение имеет и вариативность, т.е. видоизменение упражнений, динамичности нагрузок, обновление форм и содержания занятий без изменения их целевой направленности. Это разнообразит учебно-тренировочный процесс, снижает психологические перегрузки, возникающие при выполнении однообразных заданий.
Последовательность в освоении учебно-тренировочных заданий и учебного материала в рамках одного занятия, многомесячного и многолетнего процесса физического воспитания также является одной из сторон принципа систематичности. Общая последовательность (в многомесячном и многолетнем аспекте) определятся логикой перехода от широкого общего физического образования к более углубленным специализированным занятиям. В многолетнем плане на общую последовательность оказывают влияние и особенности возрастного развития человека.
Принцип систематичности и последовательности
Впервые этот принцип, как и многие другие, был применен Я.А. Коменским, считавшим, что, как и в природе, в обучении все должно быть взаимосвязанным и целесообразным.
Эти идеи были позднее развиты Песталоцци и К.Д. Ушинским, который отмечал, что «голова, наполненная бессвязными знаниями, похожа на кладовую, где все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет».
Принцип систематичности предполагает, чтобы изложение учебного материала учителем доводилось до уровня системности в сознании учащихся, чтобы знания давались учащимся не только в определенной последовательности, но чтобы они были взаимосвязанными.
В нашей отечественной педагогике этот принцип долгое время нарушался, особенно начиная с 20-х гг. двадцатого века, когда работали по так называемым комплексным программам, когда использовались методы проектов, бригадно-лабораторные методы и отсутствовали стабильные учебники.
Системность мышления заключается в установлении ассоциаций, т.е. связей между изучаемыми явлениями и предметами. То же самое происходит и при параллельном изучении различных предметов по школьной программе, между ними устанавливаются так называемые межпредметные связи, которые являются одним из важнейших условий реализации принципа систематичности и последовательности в учебном процессе.
Для межпредметных связей необходимо выделять так называемые «сквозные объекты», как рекомендуют психологи. Это наиболее важные явления, которые изучаются в разных учебных предметах (например, уровень развития культуры какой-то исторической эпохи, особенности которого изучаются и на уроках истории, и на уроках литературы). Между такими предметами, как история и литература, математика и физика, черчение и трудовое обучение, должны постоянно осуществляться межпредметные связи, должны поддерживаться повседневные контакты между учителями (взаимное посещение уроков, совместное перспективное планирование, выделение «сквозных тем» и т.д.). В последние годы отдельными учителями разрабатываются авторские интегративные программы по комплексному изучению определенных разделов учебных предметов.
Реализация принципа систематичности и последовательности предполагает преемственность в процессе обучения, т.е. логическую последовательность и связь между учебными предметами, изучаемыми на разных ступенях школьного обучения (в начальной, основной и средней), чтобы каждый раз вновь изучаемый материал базировался на усвоенном учащимися ранее.
Правила принципа систематичности и последовательности:
Большое значение для реализации принципа систематичности и последовательности имеет практическая деятельность учащихся, когда они могут применить теоретические знания в практической деятельности. Важность такой связи подчеркивается введением самостоятельного принципа: связи теории с практикой.
Принцип систематичности и последовательности
Вы будете перенаправлены на Автор24
Принцип систематичности и последовательности – это принцип, предусматривающий формирование знаний, умений и навыков в системе и определенном порядке, при котором каждый элемент учебного материала связан логически с другими, последующее опирается на предыдущее и готовит к освоению нового.
Сущность принципа систематичности и последовательности
Принцип систематичности и последовательности впервые был выделен и описан Я.А. Коменским в труде «Великая дидактика». По его мнению, в обучение все должно быть последовательно, целесообразно и взаимосвязано.
В дальнейшем идеи принципа развивались Песталоцци и К. Д. Ушинским, которые считали, что знания в голове учащихся должны содержаться в виде взаимосвязанной системы, так как бессвязные знания – это беспорядок, в котором сложно «разобраться» и найти необходимую информацию.
Принцип систематичности и последовательности требует от педагога изложения учебного материала в определенной последовательности и системности.
Систематичность в обучении – это процесс овладения знаниями, умениями и навыками в определенном порядке, при котором система проявляется в соответствующем расположении изучаемого учебного материала.
Последовательность в обучении – это логическая обоснованность изучения темы, раздела, курса, при котором за последующим вытекает предыдущее, опирающееся на него и подготавливающее следующую ступень познавательной деятельности учащихся.
В отечественной педагогике данный принцип значительное время игнорировался и нарушался, особенно с 20-х годов ХХ века. Это связано с тем, что в этот период учебные заведения работали по комплексным программам, в основе которых были заложены методы проектов и бригадно-лабораторные методы. Кроме того, не было стабильно установленных учебников.
Готовые работы на аналогичную тему
В основе принципа систематичности и последовательности заложена системность мышлении, которая заключается в установлении ассоциаций и связей между изучаемыми предметами и явлениями. Аналогично осуществляется и изучение различных учебных дисциплин, предусмотренных учебной программой. На основании данного принципа между ними устанавливаются межпредметные связи.
В настоящее время на основании принципа систематичности и последовательности составляются все современные учебные планы и учебные программы образовательных организаций. На основании данного принципа учебные дисциплины располагаются в планах и программах в последовательности, обусловленной логикой их изучения.
В новых учебных программах общеобразовательных школ традиционная последовательность изучения дисциплин подверглась значительному изменению. Например, ряд алгебраических действий и определений ранее начинали изучать в шестом классе, в соответствии с новыми учебными программами учащиеся начинают с ними знакомиться уже в начальной школе.
Систематичность и последовательность проявляется не только в содержании образования, но и в работе педагога и деятельности учащихся. От педагога требуют четкой последовательности и систематичности организации учебного занятия, изложения учебного материала, его повторения, закрепления и проверки. В свою очередь учащиеся должны вырабатывать навыки самостоятельной систематической работы в процессе обучения, а именно умения планировать свою деятельность, составлять логически обоснованных планов ответов и решений.
Таким образом, реализация принципа систематичности и последовательности предусматривает соблюдение преемственности, логической последовательности и связи между учебными дисциплинами, которые изучаются на различных этапах обучения, так что вновь изучаемое базируется на освоенном учащимися ранее.
Правила применения принципа систематичности и последовательности
Применение принципа систематичности и последовательности на практике требует соблюдения ряда правил и условий:
В процессе повторения пройденного учебного материала необходимо создать такие условия, при которых учащиеся будут иметь возможность взглянуть на него с разных точек зрения и под разными углами зрения, соотнести его с собственным личным и жизненным опытом, другими учебными дисциплинами и т.д.
Большое значение для реализации принципа систематичности и последовательности имеет практическая деятельность учащихся, в процессе которой они имеют возможность не просто закрепить полученные знания, но и расшить их, научится применять в практической деятельности.
Принцип последовательности и систематичности: характеристика, сущность, виды
Принцип последовательности вывел Ян Амос Коменский, который и ныне считается отцом дидактики.
Вам будет интересно: Что такое набат? Значение и происхождение слова
Что такое дидактические принципы? Это знание о том, как правильно структурировать и подать материал, как организовать учебный процесс. Это также и требования, которые должен выполнять преподаватель, чтобы его работа не осталась незамеченной.
Для пользы учеников учитель должен четко соблюдать семь основных принципов обучения: последовательность, наглядность, доступность, систематизация, индивидуальный подход к учащимся и учет особенностей возраста детей. На этих принципах зиждется вся суть педагогики.
Иерархия принципов обучения
По сути, более важные принципы выделить нельзя. Но можно сказать, что без принципов последовательности, доступности и наглядности обучение вовсе неэффективно. Нельзя обучить ребенка тому, что он не в силах понять, или тому, что не упорядочено.
Вам будет интересно: Порожний – это. Значение слова
Если школьный преподаватель не соблюдает принципа последовательности в своих планах и конспектах, дети не смогут воспринимать его уроки. И в целом процент успешности по его предмету будет низким.
Принцип систематичности и последовательности
Принцип систематичности у Яна Коменского звучит так:
Этот принцип указывает на то, что преподавателю нужно учиться формировать и излагать свои мысли таким образом, чтобы у его учеников складывался единый образ в процессе обучения. Так знания останутся в памяти надолго.
Исследования памяти установили, что после 48 часов почти 80 % материала забывается. Чтобы удалось запомнить больше, нужно не только постоянно повторять материал, но и связать его логически с тем, что уже хорошо известно.
Реализация принципа
Как на практике обеспечить реализацию принципа систематичности и последовательности в обучении? Как построить урок?
Вот несколько правил, которые помогают соблюдать принцип.
Что еще нужно для реализации принципа? Во-первых, блестящее знание учебного материала, чтобы суметь не только пересказать словами текст учебника, но и привести примеры.
Во-вторых, нужен определенный уровень сознания. К сожалению, молодые выпускники педагогических вузов не имеют такого уровня сознания. Но без него, без любви к детям, в конце концов, педагогика не может существовать.
Анализ и синтез в обучении
Принцип систематичности и последовательности учебного процесса позволяет спланировать обучение так, чтобы все материалы, которые были изучены ранее, могли стать основой для усвоения новой темы. А новая тема, в свою очередь, стала бы предпосылкой для последующих разговоров и объяснений.
Принцип наглядности
Обучение и воспитание
Для того чтобы вырастить и сформировать цельную гармоничную личность, необходимо в образовании опираться на принцип систематичности и последовательности.
В подростковом периоде человек выстраивает единую систему миропонимания, свой взгляд на вещи. И если в голове у учащихся возникает хаос от большого количества неупорядоченной информации, адаптироваться во взрослой жизни им будет сложнее.
Активные методы обучения
Когда ученику все рассказывают и дают материал в готовой форме, ему становится скучно. Человеческий интеллект более активен, когда ему приходится сталкиваться с преградами, открывать что-то, разгадывать. Чтобы активизировать развивающийся интеллект детей, используют активные методы обучения: решение конкретных вопросов, связанных с темой, двумя группами учащихся или дидактические игры.
Эти методы являются более продуктивными; дети не только учатся с интересом, но и сами выстраивают логические и аналогические связи между понятиями. Метод должен соответствовать цели. А интерактивные и активные методы лучше всего работают тогда, когда целью ставится обобщение пройденного за длительный период материала. Эти уроки всегда запоминаются, и материал, систематизированный таким образом, прочно укореняется в памяти.
Сходства и различия
Активный поиск учащимися связей между элементами не только стимулирует интерес к изучению предмета, но и позволяет обучать детей самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи.
Выводы
Принципы педагогики необходимо выполнять при построении конспекта урока. Для реализации принципа последовательности преподаватель обязан учитывать то, насколько успешно усвоен его учениками предыдущий материал. И если изученное ранее осталось недопонятым, объяснить еще раз. Новые термины и объяснения всегда воспринимаются с трудом, поэтому должны быть заготовлены довольно наглядные примеры для объяснений. Принцип систематизации гласит, что весь пройденный материал нужно время от времени вспоминать с учениками и проводить с ними обобщающие уроки, на которых они смогут показать свои знания и продемонстрировать ум и логику.
Таким образом, то есть организуя творческий урок, учитель может наиболее полно реализовать принципы прочности, систематичности и последовательности. Без соблюдения этих принципов обучение просто неэффективно.