Что предполагает принцип системности знаний

Принцип систематичности и последовательности

Впервые этот принцип, как и многие другие, был применен Я.А. Коменским, считавшим, что, как и в природе, в обучении все должно быть взаимосвязанным и целесообразным.

Эти идеи были позднее развиты Песталоцци и К.Д. Ушинским, который отмечал, что «голова, наполненная бессвязными знаниями, похожа на кладовую, где все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет».

Принцип систематичности предполагает, чтобы изложение учебного материала учителем доводилось до уровня системности в сознании учащихся, чтобы знания давались учащимся не только в определенной последовательности, но чтобы они были взаимосвязанными.

В нашей отечественной педагогике этот принцип долгое время нарушался, особенно начиная с 20-х гг. двадцатого века, когда работали по так называемым комплексным программам, когда использовались методы проектов, бригадно-лабораторные методы и отсутствовали стабильные учебники.

Системность мышления заключается в установлении ассоциаций, т.е. связей между изучаемыми явлениями и предметами. То же самое происходит и при параллельном изучении различных предметов по школьной программе, между ними устанавливаются так называемые межпредметные связи, которые являются одним из важнейших условий реализации принципа систематичности и последовательности в учебном процессе.

Для межпредметных связей необходимо выделять так называемые «сквозные объекты», как рекомендуют психологи. Это наиболее важные явления, которые изучаются в разных учебных предметах (например, уровень развития культуры какой-то исторической эпохи, особенности которого изучаются и на уроках истории, и на уроках литературы). Между такими предметами, как история и литература, математика и физика, черчение и трудовое обучение, должны постоянно осуществляться межпредметные связи, должны поддерживаться повседневные контакты между учителями (взаимное посещение уроков, совместное перспективное планирование, выделение «сквозных тем» и т.д.). В последние годы отдельными учителями разрабатываются авторские интегративные программы по комплексному изучению определенных разделов учебных предметов.

Реализация принципа систематичности и последовательности предполагает преемственность в процессе обучения, т.е. логическую последовательность и связь между учебными предметами, изучаемыми на разных ступенях школьного обучения (в начальной, основной и средней), чтобы каждый раз вновь изучаемый материал базировался на усвоенном учащимися ранее.

Правила принципа систематичности и последовательности:

Большое значение для реализации принципа систематичности и последовательности имеет практическая деятельность учащихся, когда они могут применить теоретические знания в практической деятельности. Важность такой связи подчеркивается введением самостоятельного принципа: связи теории с практикой.

Источник

СИСТЕМНОСТЬ ЗНАНИЙ

качество совокупности знаний. Характеризуется наличием в сознании структурно-функциональных связей между разнородными элементами знаний. С. з. предполагает понимание человеком соотношения между разнопорядковыми понятиями, понятиями и законами, науч. фактами и постулатами, постулатами и следствиями и пр., осознание личностью знаний по их месту в науч. теории. Как показывает школьная практика, от сознания ученика (независимо от его успеваемости, способностей и пр.). указанные выше связи ускользают. Непонимание учащимися структурных связей между разнородными элементами теоретич. знаний, включённых в уч. курсы, отражается на осмыслении знаний, усвоенных в определённой последовательности, препятствует формированию целостности знаний, увеличивая нагрузку на память.

Не всякая ограниченная совокупность знаний включает структурно-функциональные связи, поэтому не любые систе-матич. знания являются системными. Комплекс знаний на уровне фрагмента курса, темы, уч, предмета должен представлять собой систему с дидактич. позиций (напр., по её функции в организации уч. материала или в развитии познават. деятельности), но он может не являться системой (или даже её частью). с позиций науки.

Если фрагмент уч. материала посвящён изложению однопорядковых понятий (напр., скорость, ускорение), то в такой совокупности знаний при наличии формально- и содержательно-логич. связей не имеется структурно-функциональных связей. В этом случае речь идёт о целостности усвоения отрезка уч. материала, к-рая не связана с системностью знаний, ибо несистемен сам объект усвоения. Если фрагмент уч. материала включает разнопорядковые понятия, характеризующие, напр., структурные связи целого и его части или соотношения разнородных элементов науч. знаний, то в такой совокупности знаний есть и структурно-функциональные связи. Необходимым условием системного усвоения части уч. материала является осознание именно этих связей.

Информация, представленная в учебниках и науч. текстах, требует известного преобразования в сознании учащегося, т.е. её необходимо «разнести» по элементам в разные «строки» и «столбцы» матрицы. Эта перестройка знаний сопровождается преобразованием линейных связей, возникающих при первичном ознакомлении с материалом, в объёмные. Излагая материал, обучающийся вынужден опять перестраивать знания и преобразовывать объёмные связи в линейные. Логика движения мысли при изложении итоговых знаний, вообще говоря, не совпадает с логикой первичного развёртывания материала, она определяется видом знания и целью его изложения. Т. о., чтобы формировать системные знания, человеку необходимо самому дважды перестраивать первично полученные знания: свёртывая их в начале в своём сознании за счёт преобразования линейных связей (содержательно-логических). в определённую матрицу с объёмными связями (инвариантными), а затем развёртывая знания, преобразуя объёмные связи в линейные, зависящие уже от вида знания. Для того чтобы это произошло, необходимо иметь нек-рые знания об элементах теории и связях между ними, о природе знаний, а также методологич. знания. Исследования показали, что методологич. знания в процессе обучения выполняют образовательную, развивающую и воспитат. функции. Как средство полноценного усвоения теоретич. знаний, они играют значит. роль в формировании мышления учащегося, что является предпосылкой и необходимым условием самостоят. творческой деятельности.

В методологич. комплекс входят понимание теории как системы знаний (истоки её возникновения, структура, природа осн. положений, постулатов, эмпи-рич. базис теории, пути её проверки, границы применимости); идеальный объект (его функции, определение, условия пересмотра); формализованные понятия (их функции в науке); пути получения законов; группа общенауч. понятий. Средствами формирования С. з. являются: включение методологич. знаний в ткань предметных знаний, а также выделение нек-рых вопросов в отд. фрагменты курса; указание в текстах (устных и письменных). статуса элементов теоретич. знаний; организация уч. материала, адекватная структуре дедуктивной теории; наличие вводного материала, ориентирующего на целостное системное усвоение; включение определённых заданий; наличие структурно-логич. схем разл. видов знаний.

Этот же комплекс средств необходим для усвоения уч. предметов, в к-рых ведущими единицами содержания являются понятия и законы, или такая система понятий, между к-рыми существуют структурные и функциональные связи (напр., курс биологии).

Источник

Принцип последовательности и систематичности: характеристика, сущность, виды

Что предполагает принцип системности знаний. Смотреть фото Что предполагает принцип системности знаний. Смотреть картинку Что предполагает принцип системности знаний. Картинка про Что предполагает принцип системности знаний. Фото Что предполагает принцип системности знаний

Что предполагает принцип системности знаний. Смотреть фото Что предполагает принцип системности знаний. Смотреть картинку Что предполагает принцип системности знаний. Картинка про Что предполагает принцип системности знаний. Фото Что предполагает принцип системности знаний

Принцип последовательности вывел Ян Амос Коменский, который и ныне считается отцом дидактики.

Что предполагает принцип системности знаний. Смотреть фото Что предполагает принцип системности знаний. Смотреть картинку Что предполагает принцип системности знаний. Картинка про Что предполагает принцип системности знаний. Фото Что предполагает принцип системности знаний Вам будет интересно: Что такое набат? Значение и происхождение слова

Что такое дидактические принципы? Это знание о том, как правильно структурировать и подать материал, как организовать учебный процесс. Это также и требования, которые должен выполнять преподаватель, чтобы его работа не осталась незамеченной.

Что предполагает принцип системности знаний. Смотреть фото Что предполагает принцип системности знаний. Смотреть картинку Что предполагает принцип системности знаний. Картинка про Что предполагает принцип системности знаний. Фото Что предполагает принцип системности знаний

Для пользы учеников учитель должен четко соблюдать семь основных принципов обучения: последовательность, наглядность, доступность, систематизация, индивидуальный подход к учащимся и учет особенностей возраста детей. На этих принципах зиждется вся суть педагогики.

Иерархия принципов обучения

По сути, более важные принципы выделить нельзя. Но можно сказать, что без принципов последовательности, доступности и наглядности обучение вовсе неэффективно. Нельзя обучить ребенка тому, что он не в силах понять, или тому, что не упорядочено.

Что предполагает принцип системности знаний. Смотреть фото Что предполагает принцип системности знаний. Смотреть картинку Что предполагает принцип системности знаний. Картинка про Что предполагает принцип системности знаний. Фото Что предполагает принцип системности знаний Вам будет интересно: Порожний – это. Значение слова

Что предполагает принцип системности знаний. Смотреть фото Что предполагает принцип системности знаний. Смотреть картинку Что предполагает принцип системности знаний. Картинка про Что предполагает принцип системности знаний. Фото Что предполагает принцип системности знаний

Если школьный преподаватель не соблюдает принципа последовательности в своих планах и конспектах, дети не смогут воспринимать его уроки. И в целом процент успешности по его предмету будет низким.

Принцип систематичности и последовательности

Принцип систематичности у Яна Коменского звучит так:

Этот принцип указывает на то, что преподавателю нужно учиться формировать и излагать свои мысли таким образом, чтобы у его учеников складывался единый образ в процессе обучения. Так знания останутся в памяти надолго.

Исследования памяти установили, что после 48 часов почти 80 % материала забывается. Чтобы удалось запомнить больше, нужно не только постоянно повторять материал, но и связать его логически с тем, что уже хорошо известно.

Реализация принципа

Как на практике обеспечить реализацию принципа систематичности и последовательности в обучении? Как построить урок?

Что предполагает принцип системности знаний. Смотреть фото Что предполагает принцип системности знаний. Смотреть картинку Что предполагает принцип системности знаний. Картинка про Что предполагает принцип системности знаний. Фото Что предполагает принцип системности знаний

Вот несколько правил, которые помогают соблюдать принцип.

Что еще нужно для реализации принципа? Во-первых, блестящее знание учебного материала, чтобы суметь не только пересказать словами текст учебника, но и привести примеры.

Во-вторых, нужен определенный уровень сознания. К сожалению, молодые выпускники педагогических вузов не имеют такого уровня сознания. Но без него, без любви к детям, в конце концов, педагогика не может существовать.

Анализ и синтез в обучении

Принцип систематичности и последовательности учебного процесса позволяет спланировать обучение так, чтобы все материалы, которые были изучены ранее, могли стать основой для усвоения новой темы. А новая тема, в свою очередь, стала бы предпосылкой для последующих разговоров и объяснений.

Принцип наглядности

Обучение и воспитание

Для того чтобы вырастить и сформировать цельную гармоничную личность, необходимо в образовании опираться на принцип систематичности и последовательности.

В подростковом периоде человек выстраивает единую систему миропонимания, свой взгляд на вещи. И если в голове у учащихся возникает хаос от большого количества неупорядоченной информации, адаптироваться во взрослой жизни им будет сложнее.

Что предполагает принцип системности знаний. Смотреть фото Что предполагает принцип системности знаний. Смотреть картинку Что предполагает принцип системности знаний. Картинка про Что предполагает принцип системности знаний. Фото Что предполагает принцип системности знаний

Активные методы обучения

Когда ученику все рассказывают и дают материал в готовой форме, ему становится скучно. Человеческий интеллект более активен, когда ему приходится сталкиваться с преградами, открывать что-то, разгадывать. Чтобы активизировать развивающийся интеллект детей, используют активные методы обучения: решение конкретных вопросов, связанных с темой, двумя группами учащихся или дидактические игры.

Что предполагает принцип системности знаний. Смотреть фото Что предполагает принцип системности знаний. Смотреть картинку Что предполагает принцип системности знаний. Картинка про Что предполагает принцип системности знаний. Фото Что предполагает принцип системности знаний

Эти методы являются более продуктивными; дети не только учатся с интересом, но и сами выстраивают логические и аналогические связи между понятиями. Метод должен соответствовать цели. А интерактивные и активные методы лучше всего работают тогда, когда целью ставится обобщение пройденного за длительный период материала. Эти уроки всегда запоминаются, и материал, систематизированный таким образом, прочно укореняется в памяти.

Сходства и различия

Активный поиск учащимися связей между элементами не только стимулирует интерес к изучению предмета, но и позволяет обучать детей самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи.

Выводы

Принципы педагогики необходимо выполнять при построении конспекта урока. Для реализации принципа последовательности преподаватель обязан учитывать то, насколько успешно усвоен его учениками предыдущий материал. И если изученное ранее осталось недопонятым, объяснить еще раз. Новые термины и объяснения всегда воспринимаются с трудом, поэтому должны быть заготовлены довольно наглядные примеры для объяснений. Принцип систематизации гласит, что весь пройденный материал нужно время от времени вспоминать с учениками и проводить с ними обобщающие уроки, на которых они смогут показать свои знания и продемонстрировать ум и логику.

Таким образом, то есть организуя творческий урок, учитель может наиболее полно реализовать принципы прочности, систематичности и последовательности. Без соблюдения этих принципов обучение просто неэффективно.

Источник

Принцип систематичности и последовательности

Вы будете перенаправлены на Автор24

Принцип систематичности и последовательности – это принцип, предусматривающий формирование знаний, умений и навыков в системе и определенном порядке, при котором каждый элемент учебного материала связан логически с другими, последующее опирается на предыдущее и готовит к освоению нового.

Сущность принципа систематичности и последовательности

Принцип систематичности и последовательности впервые был выделен и описан Я.А. Коменским в труде «Великая дидактика». По его мнению, в обучение все должно быть последовательно, целесообразно и взаимосвязано.

В дальнейшем идеи принципа развивались Песталоцци и К. Д. Ушинским, которые считали, что знания в голове учащихся должны содержаться в виде взаимосвязанной системы, так как бессвязные знания – это беспорядок, в котором сложно «разобраться» и найти необходимую информацию.

Принцип систематичности и последовательности требует от педагога изложения учебного материала в определенной последовательности и системности.

Систематичность в обучении – это процесс овладения знаниями, умениями и навыками в определенном порядке, при котором система проявляется в соответствующем расположении изучаемого учебного материала.

Последовательность в обучении – это логическая обоснованность изучения темы, раздела, курса, при котором за последующим вытекает предыдущее, опирающееся на него и подготавливающее следующую ступень познавательной деятельности учащихся.

В отечественной педагогике данный принцип значительное время игнорировался и нарушался, особенно с 20-х годов ХХ века. Это связано с тем, что в этот период учебные заведения работали по комплексным программам, в основе которых были заложены методы проектов и бригадно-лабораторные методы. Кроме того, не было стабильно установленных учебников.

Готовые работы на аналогичную тему

В основе принципа систематичности и последовательности заложена системность мышлении, которая заключается в установлении ассоциаций и связей между изучаемыми предметами и явлениями. Аналогично осуществляется и изучение различных учебных дисциплин, предусмотренных учебной программой. На основании данного принципа между ними устанавливаются межпредметные связи.

В настоящее время на основании принципа систематичности и последовательности составляются все современные учебные планы и учебные программы образовательных организаций. На основании данного принципа учебные дисциплины располагаются в планах и программах в последовательности, обусловленной логикой их изучения.

В новых учебных программах общеобразовательных школ традиционная последовательность изучения дисциплин подверглась значительному изменению. Например, ряд алгебраических действий и определений ранее начинали изучать в шестом классе, в соответствии с новыми учебными программами учащиеся начинают с ними знакомиться уже в начальной школе.

Систематичность и последовательность проявляется не только в содержании образования, но и в работе педагога и деятельности учащихся. От педагога требуют четкой последовательности и систематичности организации учебного занятия, изложения учебного материала, его повторения, закрепления и проверки. В свою очередь учащиеся должны вырабатывать навыки самостоятельной систематической работы в процессе обучения, а именно умения планировать свою деятельность, составлять логически обоснованных планов ответов и решений.

Таким образом, реализация принципа систематичности и последовательности предусматривает соблюдение преемственности, логической последовательности и связи между учебными дисциплинами, которые изучаются на различных этапах обучения, так что вновь изучаемое базируется на освоенном учащимися ранее.

Правила применения принципа систематичности и последовательности

Применение принципа систематичности и последовательности на практике требует соблюдения ряда правил и условий:

В процессе повторения пройденного учебного материала необходимо создать такие условия, при которых учащиеся будут иметь возможность взглянуть на него с разных точек зрения и под разными углами зрения, соотнести его с собственным личным и жизненным опытом, другими учебными дисциплинами и т.д.

Большое значение для реализации принципа систематичности и последовательности имеет практическая деятельность учащихся, в процессе которой они имеют возможность не просто закрепить полученные знания, но и расшить их, научится применять в практической деятельности.

Источник

СИСТЕМАТИЧНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ в обучении

принцип обучения. Систематичность в обучении предполагает усвоение знаний, умений и навыков в определенной логич. связи, когда ведущее значение имеют существенные черты изучаемого и когда оно, взятое в совокупности, представляет собой целостное образование, систему. Благодаря выделению и постоянному привлечению внимания в ходе урока к наиб. существенным моментам изучаемого материала у учащихся формируется база для более широкой системы знаний, они учатся отделять вопросы действительно важные от второстепенных или даже несущественных.

Последовательность в обучении связана с необходимостью такого изучения уч материала, когда последующее опирается на предыдущее и, в свою очередь, логически определяет дальнейшую ступень в познават работе.

Последовательность изложения частных тем, тесно связанных с основной, совпадающей с содержательным центром урока, позволяет учащимся понять структуру рассматриваемой проблемы.

Принцип Сип обусловливается логикой науки, закономерностями психич. и физич. развития учащихся и реализуется при составлении уч программ и учебников, при руководстве учителей познават деятельностью учащихся, в его требованиях к ним К Д Ушинский подчеркивал, что «истинная педагогика дает ученикам прежде материал и по мере накопления этого материала приводит его в систему Чем более и разнообразнее накопляется материал, тем выше становится система и, наконец, достигает до отвлеченности логических и философских положений».

Приучение учащихся к С. и п. в их уч. деятельности начинается с соблюдения ими определённой логики изложения в устных и письменных ответах об отд. объектах и событиях, в несложных по структуре описаниях и рассказах, в рассуждениях о плане решения задачи, выполнения трудового задания и т. д. Затем школьники овладевают умением распознавать систему в структуре изучаемой темы и предмета в целом, включая тео-ретич. знания и практич. умения. Изучаемые факты группируются вокруг осн. понятий, отобранных в уч. программу. Усваивая систему знаний по данному предмету, учащиеся, вместе с тем, познают связь его с др. предметами, к-рые изучают те же объекты в др. аспектах или исследуют др. объекты, знания о к-рых нужны для более ясного понимания явлений, изучаемых в данном уч. предмете. Осознание этих связей имеет большое значение для формирования науч. мировоззрения учащихся.

Необходимо, чтобы учащиеся овладели определённой совокупностью приёмов или операций при усвоении каждого навыка, умения, осмыслили целесообразную последовательность в расположении изучаемого материала, в усложнении заданий, в выполнении действий и приёмов. Объединение частей в целое даёт лучшее познание и целого, и его частей. С этой целью необходимо прибегать к кратким и обобщающим повторам не только в начале урока, когда, как правило, обобщают ранее изученный материал, но и после изложения отд. частных вопросов. Такое распределение повторов во времени, особенно когда они связаны с осн. проблемами, содействует закреплению изучаемого материала прежде всего благодаря тому, что при этом обеспечиваются возможности формирования ассоциаций, происходит активизация ранее приобретённых знаний, умений и навыков.

Лит.: Дидактика ср. школы, под ред. M. H. Скаткина, M., 19822; Куписевич Ч., Основы общей дидактики, пер. с польск., М., 1986.

Полезное

Смотреть что такое «СИСТЕМАТИЧНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ в обучении» в других словарях:

Систематичность и последовательность( в обучении) — принцип обучения. Предполагает усвоение знаний, умений и навыков в определённой логической связи, когда ведущее значение имеют существенные черты изучаемого и когда оно, взятое в совокупности, представляет собой целостное образование, систему … Педагогический терминологический словарь

СИСТЕМАТИЧНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ — планирование процесса профессионального обучения в соответствии с периодами производственного обучения, опора на базовые общеобразовательные знания и умения, упорядочение учебного материала в целостную систему взаимосвязанных знаний, соблюдение… … Профессиональное образование. Словарь

Систематичность и последовательность — соблюдение логических связей в процессе обучения, что обеспечивает усвоение учебного материала в большем объеме и более прочно. С. и п. позволяют за меньшее время достичь больших результатов. Реализуются в различных формах планирования и в… … Педагогический словарь

Комплексность в обучении — (лат. complexus связь, объединение, сочетание) составная часть принципа обучения воинов (комплексность, систематичность, последовательность обучения). Требует системного объединения учебного материала, взаимосвязи и взаимообусловленности знаний,… … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Принципы целостного педагогического процесса — исходные положения, определяющие содержание, формы, методы, средства и характервзаимодействия в целостном пед. процессе; руководящие идеи, нормативные требования к его организации и проведению. Носят характер самых общих указаний, правил, норм,… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ПРОЧНОСТЬ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ — один из принципов обучения. Результатом прочного усвоения знаний является образование у учащихся устойчивых структур знаний, отражающих объективную реальность, когда учащиеся умеют актуализировать и использовать полученные знания. В практике… … Российская педагогическая энциклопедия

Прочность усвоения знаний — один из принципов обучения. Результатом П.у.з. является образование у учащихся устойчивых структур знаний, отражающих объективную реальность, когда учащиеся умеют актуализировать и использовать полученные знания. В практике обучения ещё… … Педагогический терминологический словарь

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА — отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарных форм обучения детей в возрасте, предшествующем поступлению в школу. Опирается на методологию и категориальный аппарат общей педагогики. Исследования в области Д. п.… … Российская педагогическая энциклопедия

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ — основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. П. в. отражают уровень развития общества, его потребности и требования к воспроиз ву конкретного типа личности, определяют его стратегию, цели, содержание и методы воспитания,… … Российская педагогическая энциклопедия

Воспитание — процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле В. осуществляется в процессе организованной совместной… … Большая советская энциклопедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *