Что предполагает принцип создания воспитывающей среды
Принципы воспитания
Принципы всегда соответствуют цели воспитания и задачам, стоящим перед педагогами, определяют возможности реализации этих задач. О принципах воспитания, как и о закономерностях, нет единого мнения в педагогической литературе. Сегодня существует множество подходов к определению принципов воспитания. Рассмотрим некоторые из них.
В Российской педагогической энциклопедии, в статье А. В. Мудрика, дается свое видение принципов воспитания. При этом необходимо отметить некоторый классицизм их формулировок.
А. В. Мудрик определил следующие принципы воспитания: природосообразности, культуросообразности, центрации, дополнительности образования.
Принцип природосообразности воспитания обосновывался в различные исторические эпохи разными учеными. Идея природосообразности воспитания высказывалась еще в античном обществе. Этот принцип занимал значительное место в педагогических системах Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф. А. Дистервега, Я. А. Коменского. По-своему его трактовали сторонники свободного воспитания и педологи. Особую роль в развитии идеи природосообразности воспитания сыграло учение о ноосфере В. И. Вернадского.
Современная трактовка принципа природосообразности воспитания, как считает А.В. Мудрик, означает взаимосвязь естественных и социальных процессов. При этом воспитание согласовывается с общими законами развития природы и человека, учитывая его пол и возраст, а также формирует у него ответственность за развитие самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию ноосферы.
Он считает, что «в соответствии с принципом природосообразности воспитания у человека необходимо культивировать определенные этические установки по отношению к природе, к планете и биосфере в целом, а также природоохранное и ресурсосберегающее мышление и поведение. Не менее существенно, чтобы воспитание стремилось к тому, чтобы человек:
■ осознавал себя гражданином Вселенной;
■ отчетливо понимал происходящие планетарные процессы и существующие глобальные проблемы;
■ осознавал взаимосвязь ноосферы и жизнедеятельности человеческих сообществ;
■ имел чувство сопричастности природе и социуму как ее части;
■ формировал у себя личную ответственность за ноосферу как среду и продукт человеческой жизнедеятельности;
Принцип культуросообразности воспитания, сформулированный в XIX в. немецким педагогом Фридрихом Дистервегом, в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.
В соответствии с принципом культуросообразности воспитания перед педагогами стоит задача приобщения детей, подростков, юношей и девушек к различным пластам культуры этноса, общества, мира в целом. Имеются в виду такие пласты культуры, как бытовая, физическая, сексуальная, духовная, интеллектуальная, материальная, экономическая, политическая, нравственная (которая определяет отношение человека к самому себе, людям, социуму, природе).
А.В. Мудрик считает, что в соответствии с этим принципом «необходимо, чтобы воспитание помогало растущему человеку ориентироваться в тех изменениях, которые постоянно происходят в нем самом и в окружающем его мире. Важно, чтобы воспитание помогало ему «вписаться» в изменяющиеся реалии жизни, найти способы самореализации и самоутверждения, адекватные этим реалиям. Не менее важно, чтобы воспитание находило способы минимизации отрицательных последствий тех или иных инноваций, могущих затронуть как конкретного человека, так и те или иные категории детей, подростков, юношей».
Он также подчеркивает, что реализация принципа культуросообразности воспитания существенно осложняется в связи с тем, что ценности культуры общечеловеческого характера и ценности конкретных социумов различного уровня не только не идентичны, но в силу различных обстоятельств могут довольно существенно различаться. Так, Россия включает множество этносов и регионов, имеющих значительное культурное своеобразие. В нашей стране весьма существенны различия в культурах сельского и городского населения (не говоря уже о специфической поселковой культуре), а в городе — между различными социально-профессиональными группами. Все это делает весьма актуальным наполнение принципа культуросообразности воспитания конкретным содержанием.
В то же время нахождение баланса ценностей различных культур и субкультур — одно ид условий эффективности воспитания х.
В педагогической энциклопедии А. В. Мудрик в качестве принципов воспитания, помимо перечисленных, обосновывает принципы центрации и дополнительности образования.
Принцип центрации исходит из признания приоритета личности по отношению к обществу, государству, социальным институтам. Процесс воспитания, институты воспитания при этом подходе рассматриваются как средства развития личности.
Принцип дополнительности образования предполагает реализацию подхода к воспитанию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов. Он дает возможность рассматривать воспитание как совокупность процессов семейного, религиозного и общественного воспитания.
Перечисленные принципы, несомненно, отражают суть процесса воспитания и адекватны современному пониманию воспитательного процесса. Являясь общеметодологическими принципами, они отражают гуманистическую сущность воспитания.
В то же время наряду с перечисленными принципами имеют право на существования принципы, которые определяют основные требования к организации воспитательного процесса.
Такими являются принципы гуманистической ориентации, социальной адекватности, индивидуализации, социального закаливания и создания воспитывающей среды.
Они не противоречат принципам, о которых говорилось выше, а дополняют и инструментируют их.
Принцип гуманистической ориентации воспитания считает ребенка главной ценностью в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Этот принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, а также обеспечения свободы совести, вероисповедания и мировоззрения, выделения в качестве приоритетных задач заботы о физическом, социальном и психическом здоровье.
Условиями реализации данного принципа являются:
■ добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
■ доверие ребенку в выборе средств достижения поставленной цели;
■ оптимистическая стратегия в определении воспитательных задач;
■ предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
■ осознание ребенком социальной защищенности, формирование готовности к защите своих интересов;
■ учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, пробуждение новых интересов.
В практической педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах:
■ опираться на активную позицию ребенка, его самостоятельность и инициативу;
■ в общении с ребенком должно доминировать уважительное отношение к нему;
■ педагог должен не только призывать ребенка к добру, но и быть добрым;
■ педагог должен защищать интересы ребенка и помогать ему в решении его актуальных проблем;
■ поэтапно решая воспитательные задачи, педагог должен постоянно искать варианты таких решений, которые в большей степени принесут пользу каждому ребенку;
■ защита ребенка должна быть приоритетной задачей педагогической деятельности;
■ в классе, школе, группе и других объединениях учащихся педагоги должны формировать гуманистические отношения, которые не допускают унижения достоинства детей.
Принцип социальной адекватности воспитания требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач.
Реализация этого принципа возможна только на основе учета разнообразного влияния социальной среды.
Условиями реализации данного принципа являются:
■ взаимосвязь воспитательных задач и задач социального развития демократического общества;
■ координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность ребенка.
■ обеспечение комплекса социально-педагогической помощи детям;
■ ориентация педагогического процесса на реальные возможности социума;
■ учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальные, региональные, особенности типа поселения, учебного заведения и т. д.);
■ коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе информации от средств массовых коммуникаций.
В практической деятельности педагога этот принцип отражается в следующих правилах:
■ воспитательный процесс строится с учетом реалий социальных отношений, особенностей экономики, политики, духовности общества;
■ школа не должна замыкать воспитание ребенка своими стенами, необходимо широко использовать и учитывать реальные факторы социума;
■ педагог должен корректировать негативное влияние на ребенка окружающей среды;
■ все участники воспитательного процесса должны взаимодействовать.
Принцип индивидуализации воспитания предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям.
Определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности в учебной и во внеучебной работе, предоставление возможностей каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.
Чтобы реализовать принцип индивидуализации, требуются следующие условия:
■ мониторинг изменений индивидуальных качеств в ребенке;
■ определение эффективности влияния фронтальных подходов на индивидуальность ребенка;
■ выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка;
■ учет индивидуальных качеств ребенка, его сущностных сфер при выборе воспитательных средств, направленных на его развитие;
■ предоставление возможности учащимся для самостоятельного выбора способов участия во внеучебной деятельности, а также выборе сферы дополнительного образования.
В практической педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:
■ работа, проводимая с группой учеников, должна ориентироваться на развитие каждого из них;
■ успех воспитательного воздействия при работе с одним учащимся не должен негативно влиять на воспитание других;
■ осуществляя выбор воспитательного средства, необходимо пользоваться информацией об индивидуальных качествах ребенка;
■ педагог на основе взаимодействия с учеником должен вести поиск способов коррекции его поведения;
■ постоянное отслеживание эффективности воспитательного воздействия на каждого ребенка определяет совокупность воспитательных средств, используемых педагогами.
Принцип социального закаливания детей предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, овладения определенными способами этого преодоления, адекватными индивидуальными особенностями человека, формирования социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.
Существуют различные мнения об отношении к ученикам в процессе воспитания. Несомненно, что педагоги должны заботиться о благополучии ученика, стремиться к тому, чтобы он был удовлетворен своим статусом, своей деятельностью, мог в большей степени реализовать себя в системе социальных отношений. При этом решение данных задач осуществляется по-разному, в широком диапазоне: от педагогической опеки, базирующейся на авторитарном стиле воздействия, до полного отстранения от регулирования отношений воспитанника с окружающей средой.
Постоянный комфорт отношений приводит к тому, что человек не может приспособиться к отношениям более сложным, менее для него благоприятным; при этом некоторые референтные отношения воспринимаются им как должное, типичное, обязательное. Формируется так называемое социальное ожидание благоприятных отношений как нормы. Однако в обществе, в системе социальных отношений существуют или в равном количестве, или даже в преобладании неблагоприятные факторы, воздействующие на человека. (Например, подростки могут попасть под влияние преступного мира, не зная, как сопротивляться тем влияниям, которые этот мир оказывает на них.)
Условиями реализации принципа социального закаливания являются:
■ включение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях (социальные пробы);
■ диагностирование волевой готовности к системе социальных отношений;
■ стимулирование самопознания детей в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;
■ оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.
В педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:
■ проблемы отношений детей надо решать с детьми, а не за них;
■ ребенок не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху —
залог успешной жизни в дальнейшем;
■ не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека;
■ волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их нет сегодня;
■ нельзя предусмотреть все трудности жизни, но человеку надо быть готовым к их преодолению.
Принцип создания воспитывающей среды требует, чтобы в учебном заведении были такие отношения, которые формировали бы социальность ребенка. Прежде всего речь идет о единстве коллектива школы педагогов и учащихся.
В каждом классе, в каждом объединении должно формироваться организационное и психологическое единство (интеллектуальное, волевое и эмоциональное). Создание воспитывающей среды предлагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудность. Этот принцип также означает, что в школе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности. При этом творчество рассматривается учащимися и педагогами как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе.
Реализация этого принципа возможна при следующих условиях:
■ выделении доминирующей цели коллектива, объединяющей педагогов и учащихся;
■ определении ведущей деятельности, являющейся значимой для всех членов коллектива;
■ развитии детского самоуправления, инициативе и самостоятельности детей и взрослых, создании разнообразных детских объединений;
■ формировании позитивного отношения к творчеству (воспитывающая среда должна быть эвристической);
■ неповторимости учебного заведения (каждая школа должна иметь свое лицо);
■ наличии отношений «ответственной зависимости» (А.С. Макаренко) в среде педагогов и учащихся.
Этот принцип отражается в ряде правил организации педагогической деятельности:
■ школа для ребенка должна быть родной, он должен ощущать сопричастность к общим успехам и работе педагогов;
■ педагоги и учащиеся, члены одного коллектива, помогают друг другу;
■ общая цель школы — цель каждого педагога и ученика;
■ необходимо реально доверять детям, а не играть в доверие им;
■ каждый в коллективе должен быть творцом отношений и новых дел;
■ равнодушный педагог рождает равнодушных учащихся. Перечисленные принципы, условия и правила отражают суть нашего подхода к организации воспитательного процесса.
Воспитывающая среда и её развитие
Квитка Ирина Михайловна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №1 г. Нерюнгри
Лучший способ воспитать хороших детей – это сделать их счастливыми.
Воспитывающая среда и ее развитие
Воспитание начинается с создания для растущего человека воспитывающей среды. Данное понятие многолико. Это и природная, географическая, социальная среда и т.д.
В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова понятие «среда» раскрывается как «окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, организмов»; «окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий» [21, с. 749].
Как показывает практика и жизненный опыт, чем в более раннем возрасте человек оказывается в условиях, благоприятствующих развитию его любознательности, чем раньше он испытывает чувство радости и удовлетворения от саморазвития и самореализации, тем больше у него шансов состояться как личность.
Как известно, маленький Моцарт, жил в атмосфере музыки и очень рано сам начал музицировать. Джордано Бруно в 12 лет увлекся книгами по богословию, логике и диалектике. Рассказывают, что Ампер, еще не зная цифр, придумал свою систему счета с помощью камешков и желудей. Практически все «состоявшиеся» педагоги в детстве играли «в школу» или «в учительницу».
Значит, окружающая среда — мощный фактор развития и воспитания растущего человека.
Современная система школьного образования направлена на достижение результатов в соответствии с образовательными стандартами, но не позволяет уделять достаточно внимания актуальным проблемам воспитания. В связи с этим возрастает необходимость выходить за рамки образовательного учреждения, чтобы ребенок мог обращаться к высоким нравственным и эстетическим образцам в активном взаимодействии с педагогами, родителями, сверстниками.
И если говорить о воспитывающей среде в образовательном учреждении, то здесь работа педагога должна включать в себя несколько направлений: создание в «педагогическом пространстве» ребенка социокультурной среды развития; п едагогическое влияние на семью как фактор воспитания; создание и развитие ученического коллектива как среды обитания и самоактуализации ребенка; содействие детскому движению в школе и вне её, помощь в создании и функционировании детско-юношеских позитивных организаций и объединений; сотрудничество с многопрофильными творческими объединениями детей и взрослых клубного типа; взаимодействие с неформальными объединениями молодежи, формирование у школьников адекватного отношения к позитивным и негативным объединениям; предметная среда воспитания.
Отсюда возникает стратегическая задача воспитания — создание в школе, классе, в индивидуальном развитии ребенка такой системы воспитания, которая позволила бы регулировать стихийные воздействия среды и создать нишу культурного развития школьников.
В своей работе я использую воспитательную Концепцию, которая была разработана в 2013 году на основании «Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся СОШ №1».
Цель моей воспитательной концепции: воспитать социально-адаптированную, толерантную, коммуникабельную личность, обладающую высоким уровнем культуры, самосознания и самостоятельности, богатым духовно-нравственным потенциалом, развитыми творческими способностями.
Прогнозируемые результаты воспитательной деятельности:
формирование навыков и привычек нравственного поведения;
обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных чувств;
формирование у детей ответственности за свое здоровье;
вооружение учащихся знаниями о морали, формирование моральных норм;
формирование коммуникативных умений и навыков, способности адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях;
развитие органов классного ученического самоуправления;
повышение мотивации обучающихся к учебной и воспитательной деятельности.
формирование высокой культуры.
Ученики моего активно участвуют во всех классных и внеклассных мероприятиях, посещают кружки, секции и другие учреждения дополнительного образования. Воспитательная работа в классе осуществляется: во внешкольной деятельности, в процессе обучения, во внеурочной деятельности. Также включает в себя два важных аспекта: развитие ученического самоуправления и педагогическую работу.
Работа с родителями
Одно из важнейших направлений в воспитательной работе – это работа с родителями. Для классного руководителя они являются главными помощниками. И если грамотно организовать данное взаимодействие, то можно добиться больших результатов в воспитании подрастающего поколения. Ведь как сказал В.А. Сухомлинский: «Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей».
Семья – это социальная и духовно-нравственная основа общества, именно поэтому без семьи невозможно существование, как самого общества, так и государства. Издавна два этих института: государство и семья находились в тесной связи друг с другом. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Федеральный государственный образовательный Стандарт ориентирован на становление личностных качеств ученика, особую роль в развитии которых играют родители как субъекты образовательного процесса. В связи с этим необходимо создать следующие условия:
1.Организация комплексного подхода к семейному воспитанию (изучение семей учащихся, положение детей в семье и условий их жизни с помощью изучения семейных династий, исследование своей родословной, изучение микроклимата семьи, стиля взаимоотношений детей и родителей, приглашение родителей к управлению школой);
2.Изучение национального семейного опыта средствами народной педагогики (работа с семейным архивом, составление генеалогического древа, изучение традиций семьи разных народностей и наций, семейного уклада);
3.Оказание помощи семье и тактичное корректирование процесса семейного воспитания (осуществлять психолого-педагогическое образование родителей и оказывать просветительскую деятельность по повышению фамилистической компетентности, сотрудничество с социально-психологической службой школы, устанавливать контакты с наиболее значимыми взрослыми людьми для ребенка; системное проведение родительских встреч, консультаций, бесед);
4. Организация и проведение совместного досуга школьников и родителей (поощрение личной инициативы родителей, участвующих в жизни классного коллектива и образовательной организации, активное привлечение родителей для совместной деятельности с классом и школой; организация взаимного творчества учащихся и родителей).
Ну и, конечно же, не следует забывать ещё об одном важном условии эффективного воспитания – личности педагога. Никакая научная книга не способна отразить соприкосновения человеческих душ, тончайшие нюансы межличностных отношений, тысячи больших и малых взаимодействий, сопровождающих процесс воспитания.
Нужно растить ребёнка другом, а не стоять ментором над его душой. Педагог (воспитатель, учитель) должен дарить своим воспитанникам душевную щедрость. Нет такой должности под солнцем! На неё не назначают. Её занимают по велению сердца!
1. Редан А.А. Бордовская Н.В. Розум С.П.: Психология и педагогика СПб; Питер 2000. 432с. (Учебник нового века)
2. Научно методический журнал «Классный руководитель». Москва, Луков переулок д.4. Центр «Педагогический поиск» 2007г.
3. Журнал «Справочник классного руководителя» Информационный центр Ресурсы образования, Москва ЗАО «МЦФЭР» 2007, 2008, 2009.
4. Н.Е. Щуркова. «Классное руководство». Настольная книга учителя. Москва 2002г.
5. Дневник классного руководителя. Издательство « ВАКО» 2007г.
Воспитывающая среда и ее разитие
Все искусство воспитания состоит в том, чтобы ставить молодых людей в условия, способные развить в них зачатки ума и добродетели.
3.1.Социокультурная среда воспитания и современные реалии детства
У себя в мыслях, где-то в себе он открывает новый, еще более удивительный мир. А дальше надо отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной.
ВОСПИТЫВАЮЩАЯ СРЕДА |
Воспитание начинается с создания для растущего человека воспитывающей среды.Именно воспитывающей,
т.е. целенаправленно позитивно влияющей на процесс развития личности. С точки зрения философско-педаго-гической понятие «среда»многолико. Это и природная, географическая среда:разные условия для развития маленького человека создаются за Северным полярным кругом и в южных субтропиках, по берегам больших рек и озер и в засушливых горных аулах, в больших промыш-ленно-культурных центрах и в сельской глубинке, в различных национальных культурах. Это и широкая социальная средакак фактор экономического, политического, социального, культурного развития общества в целом и отдельных его социальных групп: семьи, школы, внешкольных учреждений, неформальных объединений (политических, культурно-досуговых, социальных инициатив, альтернативного образа жизни. ). Свою лепту в формирование личности растущего человека вносят и такие институты общества, как печать, радио, телевидение, видео, клубы, библиотеки, театры, музеи, досуговые центры, различные виды и формы рекламы, внешнее оформление улиц и городов. Это и непосредственная среда
обитаниякаждого ребенка — микросреда:дом, семья, улица, ближайшее бытовое окружение, друзья. т.е. те факторы, с которыми растущий человек непосредственно соприкасается, которые оказывают влияние на формирование его личности.
Однажды малышу-дошкольнику задали вопрос: «Что нужно, чтобы сочинить сказку?» Он ответил, хорошо подумав: «Стул. Надо ведь сесть и придумать».
Дети интуитивно понимают и оценивают окружающую среду обитания. И чем старше, тем мудрее и осознаннее.
Практика накопила большой опыт: чем в более раннем возрасте человек оказывается в условиях, благоприятствующих развитию его любознательности, чем раньше он испытывает чувство радости и удовлетворения от саморазвития и самореализации, тем больше у него шансов состояться как самоактуализируюшаяся личность.
Маленький Моцарт, как известно, жил в атмосфере музыки и очень рано сам начал музицировать. Лейбниц в 8 лет увлекся картинками книги по истории Ливии. Книга была написана на латыни. По картинкам он разгадал значение слов в надписях и затем перечитал несколько раз всю книгу, пока не освоил все ее содержание. Джордано Бруно в 12 лет увлекся книгами по богословию, логике и диалектике. Рассказывают, что Ампер, еще не зная цифр, придумал свою систему счета с помощью камешков и желудей. Практически все «состоявшиеся» педагоги в детстве играли «в школу» или «в учительницу».
ПОНЯТИЯ «ФАКТОР», «УСЛОВИЕ» ВОСПИТАНИЯ, «ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО* |
Глава III. Воспитывающая среда и ее развитие
3.1. Социокультурная среда воспитания
ние (А.Н. Лутошкин); соотнесения (Х.Й. Лийметс); успеха (В.А. Караковский, О.С. Газман), творчества (В.А. Караковский), ситуация конфликта (у многих педагогов). |
ходит (Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1987. С. 685).
Для удобства анализа факторов развития современного школьника можно выделить несколько групп условий:
1) глобальные, мировые факторы (проблема войны и ми
ра, экологические катастрофы, издержки цивилиза
ции. >;
2) социальные (политические, экономические, культур
ные, медицинские, образовательные. ) условия жиз
ни общества и государства;
3) региональные (факторы, влияющие на развитие в кон
кретных городах, поселках, микрорайонах. );
4) конкретно-личностные (непосредственно с которыми
соприкасается личность: семья, школа, внешкольные
учреждения, бытовое окружение. );
5) «Я сам», т.е. условия внутреннего духовного развития.
В последнее время в теории воспитания в связи с иде
ями гуманизации воспитания, признания самоценности
детства появился термин «воспитательное пространство».
Наиболее точное раскрытие его находим у И.Д. Демако-
вой*, которая считает, что «это освоенная среда (при
родная, культурная, социальная, информационная), при
способленная для решения воспитательных задач.
ВОСПИТЫВАЮЩАЯ СИТУАЦИЯ |
Существенным для методики воспитания является понятие «воспитывающая ситуация». По мнению В.А. Ка-раковского, «это такая совокупность обстоятельств, которая дает возможность увидеть сложившиеся между детьми отношения, а значит, осмысленно, целенаправленно влиять на процесс рождения, развития и корректировки этих отношений»**. Он перечисляет описанные в педагогической литературе варианты различных ситуаций: ситуация авансирования доверия (А.С. Макаренко); свободного выбора (О.С. Богданова, Л.И. Катаева); непринужденной принудительности (Т.Е. Конникова); эмоционального зараже-
* Демакова И.Д. Гуманизация пространства детства // Народное образование. 2001, № 4. С. 167-172.
** Караковский В.А. Воспитание? Воспитание. Воспитание! М., 2000. С. 215.
ВОСПИТАНИЕ И ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ |
* Вульфов Б.З, Иванов И.Д. Основы педагогики. М., 2000. С. 604—605.
_Глава_Ш. Воспитывающая среда и ее развитие
Именно поэтому помощь детям (подросткам, юношеству) в социальной адаптации — одна из важнейших гуманистических идей воспитания.
На основе этого сформулирована идея адаптивной школы*, которая рассматривается как школа, создающая условия для самореализации личности ученика и строящаяся на основе системного, синергетического и диалогического подходов.
Адаптивная школа приспосабливается к внешней среде (географической и социальной) и сама влияет на нее. Она приспосабливается также к рациональной (интеллектуальной), эмоциональной и поведенческой сферам каждого участника педагогического процесса. Определяющий признак ее — развитие способностей личности к самоусовершенствованию на основе учета ее возрастных особенностей, внутренних ресурсов, потенциальных возможностей.
Цельюадаптивной школы является создание условийдля самостоятельного выбора каждой личностью стратегии своего развития и поведения, способа существования, направлений самореализации и самосовершенствования в контексте человеческой культуры.
Назначение,которому отвечает структура учебно-воспитательного процесса адаптивной школы, предполагает «обеспечение оптимального уровня интеллектуального, духовно-нравственного, социально-культурного и физического развития личности каждого ученика на основе его природных задатков и склонностей».
ПЕДАГОГИЗАЦИЯ СРЕДЫ |
Решению проблем адаптации детей к социальным условиям жизни способствует педагогизация среды, т.е. специальная забота о создании воспитывающей среды.
* Особенности адаптивной школы описаны на основе книги: Капустин H.F7. Педагогические технологии адаптивной школы. М, 1999, С. 7—10.
3.1. Социокультурная среда воспитания
циальной ситуации развития ребенка, придает им целевую направленность, тем самым создавая позитивную воспитывающую среду.
Возможны как бы два пути создания педагогом воспитывающей среды. Во-первых, придание педагогической интерпретации природным и социальным факторам с помощью различных педагогических приемов: целенаправленное обращение внимания детей («Посмотри, сколь гениально природа устроила. »), разъяснения непонятных явлений и фактов («Мы можем наблюдать это благодаря тому, что наука достигла немалого. »), этических и эстетических оценок («Настоящий мужчина поступает в этой ситуации иначе. »), организации наблюдения детьми предметов и явлений («Попробуйте пронаблюдать жизнь муравейника, и вы поймете, что не так уж просты эти малюсенькие букашки. ») и т.д. Во-вторых, это конструирование педагогом специальных.воспитывающих ситуаций в природной и социальной среде.
Специальная работа школы и каждого педагога-воспитателя по конструированию и развитию воспитывающей среды включает в себя несколько специальных направлений: >- создание в «педагогическом пространстве» ребенка (подростка) социокультурной среды развития; 5> педагогическое влияние на семью как фактор воспитания; >• создание и развитие ученического коллектива как среды
обитания и самоактуализации ребенка (подростка); >• содействие детскому движению в школе и вне ее, помощь в создании и функционировании детско-юношеских позитивных организаций и объединений; >- сотрудничество с многопрофильными творческими объединениями детей и взрослых клубного типа (в школе и вне школы);
5* взаимодействие с неформальными объединениями молодежи, формирование у школьников адекватного отношения к позитивным и негативным (асоциальным и антисоциальным) объединениям;
>• предметная среда воспитания: интерьер школьных помещений, наглядные пособия, способы расстановки мебели, цветы и украшения, свет и цветовая гамма, используемые в воспитательной работе предметы.
162_______________ Глава III. Воспитывающая среда и се развитие
ПОНЯТИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ВОСПИТАНИЯ |
Социокультурные условия способствуют эффективному воспитанию, если они включают**: >• правовое, материальное, экономическое обеспечение функционирования, развитие и постоянное обновление образовательно-воспитательных систем (разнообразных, вариативных, мультикультурных); >• наличие в сфере образования инициативных групп и сообществ, способных к самостоятельным культурным акциям, проектам и творческой деятельности; >• наличие открытой образовательной (воспитательной) полисистемы. и ее взаимодействия с системами культурных учреждений;
>• осуществление более или менее системной и концептуально выраженной политики в сфере образования, исходящей от общества и государства; >* признание обществом и органами управления права школ и других учебно-воспитательных учреждений на автономность и разнообразные культурно-образовательные инициативы и обеспечение поддержки нововведений;
>* наличие культуры управления;
>• способность самой сферы образования к изменениям и эволюции, а также способность влиять на динамику общества;
>- видимое проявление и развитие культурных традиций в жизни детских учебно-воспитательных учреждений;
3.1. Социокультурная среда воспитания
>• проявление динамичной, способной к саморазвитию педагогической культуры в разных сообществах. В качестве примеров можно привести социально-производственный педагогический комплекс «Лужники» им. С.Т. Шацкого, многие авторские школы (например, «Школа диалога культур» B.C. Библера, модель «Русская школа» Л.Н. Погодиной в Москве, школа-парк М.А. Балабан, школы адаптирующей педагогики Е.А. Ямбурга в Москве и Б.А. Бройде в Ярославле и др.). Цель обновленной программы Международного детского центра «Артек» определена в таком же ключе: «Создание социокультурного пространства для свободного выбора социокультурных норм».
ПОНЯТИЯ «НИША» и «стихия» в СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ВОСПИТАНИЯ |
Ключевыми понятиями в характеристике социокультурной среды воспитания как фактора развития ребенка (подростка) являются понятия «ниша» и «стихия»*. Ниша — «это определенное пространство возможностей, позволяющее детям удовлетворять свои потребности. Условно ниши можно подразделить на природные, социальные и культурные». Стихия — «это неорганизованная, ничем не сдерживаемая сила, действующая в природной и общественной среде в виде того или иного социального движения, информационного потока, волны интереса, ярко обнаруживаемого стремления к чему-либо, колебаний настроения, возбуждающих импульсов. Педагогический смысл явления «стихия» состоит во власти над детьми. Стихия обладает принуждающей, подчиняющей силой, она детерминирует выбор возможностей саморазвития». В контексте формирования отношения ребенка (подростка) к культурным ценностям это может вылиться во влияние культуры, псевдо- (или поп-) культуры и бескультурья (отсутствия культурных норм и ценностей в среде обитания детей).
Каждому воспитателю и родителю хорошо знакомы явления последних лет: общение на языке сленга, востор-
* Крылова Н.Б- Культурология образования. М.. 2000. С. 185. **Тамже. С. 187-188.
* См.: Управление воспитательной ситемой школы: проблемы и решения / Пол ред. В.А. Караконекого. М., 1999. С. 47.
Глава III. Воспитывающая среда и ее развитие
3.1. Социокультурная среда воспитания
женное цитирование банальных слов рекламы; «балдение от пива»; «тусовки» в ночных клубах; ранний секс; мода на дорогую фирменную одежду и презрение к тем, кто. «не такой, как все наши».
СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ ДЕТСТВА |
Но сделать это невозможно без учета особенностей, сложившихся в современной социокультурной среде воспитания, характерной для нашего постперестроечного общества и меняющейся культуре образования. Их с болью в сердие современные педагоги-практики и ученые, исследующие проблемы воспитания, называют современными реалиями детства,выстраивая прямую зависимость: социокультурная среда воспитание детей. Это проблема объективных трудностей и противоречий воспитания.
Самое грустное что на Земле?
Не тишина в лазарете,
Не поминальная скорбь на челе —
Нет, не дитя, издающее крик,
Чадо, притихшее, будто старик,
Есть такая точка зрения: «Цивилизация — ужасное растение, которое не растет и не расцветает, пок-а его не польют слезами и кровью» (А. Граф). Увы, но это так: социокультурная реальность имеет непосредственное отношение к детям, ставит перед ними «недетские» проблемы, влияет на процесс их развития и самоактуализации. В качестве примера — стихотворение четырнадцатилетней Ольги Мяловой из т. Оренбурга.
Кончается день. Кончается год. Кончается век.
Бешено мчатся эпохи вперед.
Действует время, убивая, раня,
Уничтожая, грозя изменой.
Кратко охарактеризуем некоторые современные реалии, «больно бьющие» по современному детству. Их несколько групп.
1. Экономические:имущественное расслоение детей
как следствие имущественного расслоения общества; под
мена дружеских и товарищеских отношений отношения
ми купли-продажи и «дикого» рынка в детской среде; раз
дутые, гипертрофированные потребности в материальной
сфере при отсутствии духовных потребностей и культуры
потребления; материальное закабаление и эксплуатация
одних детей другими (купля-продажа всего, подкуп, взят
ки, вымогательства, даже рэкет. в детской среде); рост
имущественных правонарушений детей; своеобразное «ре
кламное мышление» (дети нашпигованы рекламными фра
зами в ущерб собственному мышлению и оценкам. ):
вынужденная работа некоторых детей, даже приносящая
вред здоровью и нравственному развитию личности; ни
щенство и попрошайничество некоторых детей, попада
ние в экономическую зависимость детей от «богатых»,
вплоть до преступных элементов.
2. Политические:нестабильность в политике и нечи
стоплотность отдельных политиков, ошибки и просче
ты политического курса привели к существованию в
детской среде неуверенности в будущем, отсутствию
всяких политико-экономических ориентиров, «зацик-
ленность на негативном», депрессиям и страхам, про
тестам в качестве социально-политической защиты,
уходу в неформальные молодежные объединения асо
циального и антисоциального толка, повышенному кри
тиканству, самоустраненности от политических и об
щественных дел, неприкаянности, националистическим
проявлениям, культу жестокости, разборкам «с пози
ций силы» и др.
Глава III. Воспитывающая среда и ее развитие
3.1. Социокультурная среда воспитания
3. Социальные:изменения в медицинском обслужива
нии (платные услуги, отмена обязательной диспансери
зации. ) привели к увеличению числа заболеваний, воз
рождению некогда исчезнувших заболеваний, увеличение
процента детской смертности и т.д.; изменения в систе
ме образования (появление платных школ, альтернатив
ного образования, увеличение числа специализированных
школ с отбором учащихся, появление права школ вы
бирать учеников и т.д.) привели и к негативным послед
ствиям, как-то: фактически не действует закон о всеобу
че, большой процент детей (и до окончания 9-го класса,
а после 9-го особенно) остались за пределами школы,
породив детскую безнадзорность и беспризорность. Пока
слабо решаются проблемы обеспечения малоимущих,
многодетных, неполных семей с детьми в обеспечении
материальной помощью, жильем, отдыхом и т.д.
4. Культурные:засилье молодежной массовой поп-
культуры; дороговизна предметов культуры (книг, посе
щений музеев, театров, кинотеатров, поездок в другие
города и т.д.); утрата приоритетов русской культуры в уго
ду американской с культом жестокости, насилия, пор
нографии, крайнего индивидуализма; разрушение систе
мы детских внешкольных учреждений и т.д. — привело к
утрате ценностного отношения к культуре, возникнове
нию различных направлений низкопробной молодежной
субкультуры; недоступность кружков, секций, занятий
спортом и т.д.
5. Моральные (произошла переоценка ценностей): ори
ентация молодежи на индивидуализм, появление опре
деленных нравственных понятий типа «новые русские»,
«хозяева жизни», приоритет некоторых сомнительных цен
ностей типа «кроссовки из Торгограда», «Делай, что хо
чешь с шоколадом «Vispa», нравственная «раскованность»
вплоть до распущенности и разнузданности, лжедемок
ратия, этикет как внешние формы культуры поведения,
американизация нравов, повальное увлечение азартны
ми играми часто безнравственного содержания.
6. И как следствие этого — проявление некоторых не
гативных явлений,связанных с детством: детская безнад
зорность и беспризорность имеют тенденцию расшире
ния; появление детей-беженце в, бездомных детей; рост
преступности несовершеннолетних; появление детской
В каждом из названных факторов и тенденций — нарушения элементарных прав ребенка и прав человека, нуждающихся в воспитании.
Веяние нашего времени — детские страхи.Они тоже результат воздействия окружающей детей среды. Дети 2-го класса школы № 45 боятся: войны, теней, тигров, темноты, пауков, болезней, попасть под машину, лежать в больнице, врачей со шприцами, привидений, ядовитых змей, «руганья», тараканов, опасных животных, пантер; тех, кто бьет слабых; смотреть ужасы, утонуть, злых мальчишек, вулканов, саранчу, замерзнуть, злобных собак, когда их кто-то хочет обмануть.
В ответах старшеклассников уже более отчетливо просматривается боязнь того, что навеяно особенностями нашего времени: атомной катастрофы, неожиданно возникающих войн, террористических актов, «меня ограничивают в правах», маньяков-преступников, смерти, убийства кого-то из близких и друзей, что отец потеряет работу и нам не выжить, поздно вечером ходить по улице, СПИДа, наркомании, бюрократов, жуликов, плохих дел взрослых, болезней, обезличивающего коллектива и др.
Так современные реалии вносят существенный штрих в характеристику школьного детства. И соответственно вносят коррективы в организацию и методику воспитания.
СОЗДАНИЕ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ |
Вот почему создание воспитывающей социокультурной среды — одно из главных стратегических направлений в организации и методике воспитания.
168______________ Глава III Воспитывающая среда и ее развитие
Культурная среда — это конкретное, данное каждому ребенку (подростку) социальное пространство, посредством которого он включается в культурные связи общества, где он приобретает первый опыт самостоятельной культурной деятельности*. Это совокупность различных условий воспитания: в семье, в школе, в культурной среде региона и города, страны в целом. Ребенок (подросток) живет, действует и развивается в многоликой социокультурной среде — культурной, но и бескультурной или псев-докулътурной, возвышающей, но и низвергающей личность, стимулирующей культурное саморазвитие и самоактуализацию и нет.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ШКОЛЫ |
Возможность реализации программ создания социокультурной среды для выполнения прогрессивных программ связано с педагогической культурой воспитательных учреждений и педагогов.
Основные идеи современной культуры учителя-воспитателя заложены в идеях гуманистической педагогики, которая может быть выражена формулой: «сотрудничество во взросло-детском сообществе + интегрированное знание (общекультурные ценности и отношение к ним) + индивидуальное образование (дичностно-ориенированное воспитание) на основе интересов, потребностей потенциальных возможностей»**. Воспитание — это целенаправ-
3.1. Социокультурная среда, воспитания
тенное создание условий для самоактуализации личности на основе ее разностороннего гармоничного развития в условиях личностно-ориентированной коллективной деятельности.
Старые стереотипы («Я тебя воспитываю — ты подчиняйся», «Воспитатель всегда прав», «Непогрешимость выверенных временем методов и приемов, оправдавших себя организационных форм воспитания» и т.п.) преодолеваются в педагогических коллективах, где:
— создается атмосфера готовности к педагогическому
творчеству, открытости новым формам воспитания,
терпимости к методическому инакомыслию;
— культивируется рефлексия и конструктивный диалого
вый стиль педагогического общения в процессе реше
ния проблем;
— вырабатывается уважение к творческому самоопреде
лению каждого педагога, его радикальным поискам;
— складывается естественное разнообразие методик и тех
нологий обучения и воспитания, к которым культи
вируется отношение как к обогащению, а не как к кон
куренции;
— происходит естественное становление демократических
норм общения, взаимодействия, самоуправления и
самоорганизации*.
КУЛЬТУРА ДОМА И СЕМЬИ |
Культура дома и семьи предполагает заботу взрослых о наполнении интерьера и жизнедеятельности семьи культурными ценностями. Библиотека — какая? Что читают дети? У В. Лизинского есть афоризм: «Если в доме не читают Пушкина, то дети вырастают дантесами». А если читают лишь авантюрно-приключенческие, детективные, эротические (а то и порнографические) современные романы-однодневки? Как оформлен интерьер дома: мебель, освещение, ценностные (материально и духовно) вещи и предметы, чистота и порядок (для человека или «показуха») и многое, многое другое. А животные: какие есть и каково к ним отношение взрослых и детей? Это очень важно — общение с животными.
h Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000. С. 191. **Там же. С. 204-214.
Крылова Н.Б. Там же. С. 210.
170 __ Глава III Bocпитывающая среда и_ее развитие
А общение с бытовой техникой — магнитофоном, те-левизором, компьютером? Дети (с 1-го по 11-й класс) в разных опросах о любимых, предпочитаемых занятиях называют их в качестве предпочитаемых. Попробуем себе ответить на вопросы: что предпочитают смотреть, слушать, во что играть? На каких сайтах блуждают в Интернете? Как это все соотносится с понятиями «культура», «псевдокультура», «бескультурье»?
А общение со взрослыми: его содержание, насыщенность культурными ценностями или суррогаты замены человеческого общения общением с «видиком», «компи-ком», «игрушками». А то и с асоциальной и антисоциальной компанией за пределами дома, семьи.
Есть еще понятие «дворовая культура», «культура большого (малого) города, поселка. На ее можно сделать проекцию всего того, что было сказано выше, все имеет отношение к ней как фактор воспитания. Хочется внести еще один акцент, на который обратила внимание журналистка С. Кольчик, опубликовавшая полемичную статью «Бескультурные «образованцы»*. Проблема в том, что
Аргументы и факты. 2001. № 31.
3.1. Социокультурная среда воспитания
Москве, где высок образовательный и культурный уровень жизни, стали нормой такие мелочи, как: «— заплеванный шелухой от семечек пол в общественных местах;
наступив рядом стоящему пассажиру на ногу в общественном транспорте, не извиниться;
— выгулять на газоне собаку и не убрать за ней;
бросить посреди улицы банку из-под кока-колы, шкур
ку от банана и прочий мусор;
— говорить в полный голос по мобильному телефону в
театре или кино;
— круглосуточно врубать в кафе, расположенном рядом
с жилыми кварталами, музыку на полную мощность и
так далее».
В поисках культурной ниши от стихийного натиска бескультурья дети (подростки, юношество) не всегда попадают в культуру. Они просто не имеют возможности узнать о настоящей культуре, поэтому нередко находят выход (успокоение, расслабление, блаженство, решение проблем) в химических зависимостях, девиантных группах и даже в суициде. И это все социокультурная среда обитания школьника, которую надо сделать воспитывающей.
Вопросы для самопроверки и размышления
1. Возможна ли «педагогика среды»? Если да, то в чем она
состоит? Испытали ли вы на себе ее влияние или, может
быть, наблюдали?
2. В чем суть понятия «воспитывающая среда»?
3. Как понимать педагогическое явление «социокультурная
среда воспитания»? Что в нее входит? Как она влияет на
продуктивность, эффективность воспитания?
4. При каких условиях социокультурная среда воспитания мо
жет быть позитивной, а при каких — негативной?
5. Понятия «ниша» и «стихия* применительно к теории и ме
тодике воспитания. Что нужно предпринять воспитателю,
чтобы сделать целенаправленным стихийные воздействия
социокультурной среды и создать культурную нишу для ре
бенка (подростка)? Что зависит от уровня культурного раз
вития самого педагога, его личной жизненной позиции?
6. Современные реалии детства: позитивное и негативное.
Как сделать их позитивным фактором воспитания школь
ников?
Глава III. Воспитывающая среда и ее развитие
3.2. Семья как фактор воспитания
6. Что значит педагогическая культура школы; дома и семьи; ближайшего непосредственного окружения ребенка (подростка)? Как на нее влиять с целью придания ей воспитательного смысла?
Рекомендуемая литература
Битинас Б.П., Бочарова В.Г. Социальное воспитание учащихся Ростов н/Д, 1993.
Бодалев А.А. Социальная среда и развитие школьника как личности и субъекта деятельности. Моделирование воспитательных систем. М., 1995.
Боронеев О.А., Смирнов Л.И. Россия и русские. Характер народа и судьбы страны. СПб., 1992.
Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М., 2000. Тема 7. Педагогика среды: идеи и реальность.
Дети улицы. Растущая трагедия городов (Доклад для независимой комиссии ло международным гуманитарным вопросам)., 1990.
Воспитание через среду // Кн. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В А. Карков-ского и др. М., 1999. Ч. I. § 5.
Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М., 1999. Кон И.С. Ребенок и общество (историке-этнографическая перспектива). М., 1988.
Крылова И.Б. Культурология образования. М., 2000. Крылова Я.Б. Ребенок в пространстве культуры. М., J994. Культурная и мультикультурная среда. № 4 в серии «Новые ценности образования». М., 1996.
КураеваЛ.Г. Детство: социокультурная реальность. Саратов, 1997.
Мудрик А,В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. М., 1979.
Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000.
О положении детей в Российской Федераций. 1995: Государственный доклад. М., 1996.
Писарский П.С., Собин B.C. Учитель и старшеклассник в мире художественной культуры. М., 1997.
Подросток: проблемы социальной адаптации. М., 1995. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / Под ред. Н.Л. Селивановой. М., 2001.
Рыбинский Е.М. Детство в России: реальности и проблемы. М., 1996.
Семенов В.Д. Педагогика среды. Екатеринбург, 1993. Флэйк-Хобсон К.Е., Робинсон Б,, Скин П. Мир входящему. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1992. Щуркова Н.Е. Этика школьной жизни. М., 2000. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2000.