Что предполагалось использовать для повышения эффективности промышленности

7 шагов к повышению эффективности производства: опыт Компании «ГРАЙН»

Вопросом, как повысить производительность труда своих сотрудников, задается любой руководитель. От чего зависит производственная эффективность? Какие шаги стоит предпринять в первую очередь? В решении этой непростой задачи легко ошибиться, пойти по неверному пути, не заметить главные источники потерь. Собственными рекомендациями по повышению эффективности, основанными на практическом опыте предприятия, делится Олег Владимирович Родионов, директор Компании «ГРАЙН», ставшей по итогам «Премии по производительности – 2017» лидером в подотрасли «Оконное производство» с показателем производительности труда в 7,17 млн руб. на человека в год.

Что предполагалось использовать для повышения эффективности промышленности. Смотреть фото Что предполагалось использовать для повышения эффективности промышленности. Смотреть картинку Что предполагалось использовать для повышения эффективности промышленности. Картинка про Что предполагалось использовать для повышения эффективности промышленности. Фото Что предполагалось использовать для повышения эффективности промышленности

Автор: Олег Родионов, директор Компании «ГРАЙН»

Справка о компании

Компания «Grain» – российский производитель поливинилхлоридных профилей для светопрозрачных ограждающих конструкций. Проект завода, расположенного в Уфе, был разработан мировым лидером в технологии экструзии пластмасс – компанией «Greiner». Системы профилей были разработаны при тесном взаимодействии технических специалистов компаний «Grain» и «Greiner». Рецептура продукции компании «Grain» разработана в сотрудничестве с мировыми лидерами химической индустрии. Все поступающие на завод материалы проходят жесткий контроль качества; вся продукция компании «Grain» сертифицирована. Ассортимент выпускаемой продукции и технические характеристики профиля дают возможность использовать его в оконных и дверных конструкциях различного размера во всех климатических зонах. Все ведущие специалисты компании «Grain» проходят обучение и стажировку в Австрии.

Компания «ГРАЙН» работает на рынке профилей ПВХ почти десять лет, пройдя этапы от строительства завода, увеличения производственных мощностей, расширения своей доли на конкурентном рынке РФ и СНГ до достижения масштабов крупнейшего производителя оконного профиля в Уральском и Приволжском регионах. Приходится работать в жестких условиях конкурентной борьбы с крупными транснациональными компаниями, которые также имеют собственные производства в России и используют передовые промышленные и управленческие технологии, поэтому вопрос постоянного повышения эффективности производства является для компании «Грайн» необходимым условием выживания с первых дней ее существования.

Решение вопроса повышения производительности труда предполагает системный подход, который включает в себя вопросы эффективной организации материальных и нематериальных ресурсов компании. Укрупненно ключевые задачи, которые стоят перед компанией, а также реализованные на данный момент решения можно представить в виде семи шагов повышения эффективности.

В первую очередь, для высокой производительности труда необходим высокий уровень автоматизации производственных процессов. Переход от ручного труда к машинному позволяет увеличить темпы производства и скорость обработки информации, снизить вероятность ошибки, повысить прозрачность процессов. На заводе «Грайн» на сегодняшний день полностью автоматизирован процесс производства: начиная с момента загрузки сырья в приемные бункеры и до выхода готового профиля с экструзионных линий.

Из первого шага следует второй: высокий уровень автоматизации предполагает высокую квалификацию обслуживающего персонала. А это большая проблема, ведь на рынке труда не было и нет готовых специалистов требуемого профиля. Для решения этой задачи необходимо инвестировать время и средства в обучение и развитие сотрудников. В нашей компании на первоначальном этапе все руководители среднего звена и инженерно-технический состав прошли обучение на производстве Greiner в Австрии. Затем была создана система обучения сотрудников на рабочих местах. Все основные руководители, работающие сегодня на производстве, прошли ступени карьерного роста, начиная с упаковщиков, операторов, механиков. Благодаря системе наставничества и производственного обучения на местах организация может решить кадровые вопросы, а сотрудники получают возможность карьерного роста и дополнительную мотивацию.

Третий шаг: автоматизированное производство требует качественного обслуживания и быстрого ремонта. Перед инженерно-технической службой завода стоит наиважнейшая задача – обеспечить круглосуточную безостановочную работу всех агрегатов, механизмов, электронных систем, всей инфраструктуры. Как известно, гораздо эффективнее поломку предотвратить, чем в авральном режиме устранять последствия аварии. На заводе «Грайн» этот вопрос решает эффективная система круглосуточного контроля, обслуживания и диагностики оборудования для службы механиков и электриков. Например, для всех основных единиц промышленного оборудования заведены технические паспорта, в которых отражаются все регламентные и ремонтные работы. Для сокращения времени реакции на любые технические проблемы, механики и электрики переведены под управление начальников смен. Для всех сотрудников завода существует система мотивации, привязанная к общему результату, который отражает ключевые показатели эффективности производства.

Что предполагалось использовать для повышения эффективности промышленности. Смотреть фото Что предполагалось использовать для повышения эффективности промышленности. Смотреть картинку Что предполагалось использовать для повышения эффективности промышленности. Картинка про Что предполагалось использовать для повышения эффективности промышленности. Фото Что предполагалось использовать для повышения эффективности промышленности

Пятый шаг: динамическая система требует регулярного мониторинга протекающих процессов. Ни одна тщательно спланированная и внедренная бизнес-модель не будет эффективно работать без ежедневного контроля каждого ключевого процесса. Эту роль в компании «Грайн» выполняет управленческий учет. Подобно тому, как невозможно управлять несущимся вперед автомобилем, глядя в зеркало заднего вида, нельзя управлять производством, опираясь только на отчетность за прошедший месяц. Поэтому, у себя на заводе мы внедрили систему учета движения материалов в режиме реального времени, а также ежедневный мониторинг ключевых плановых показателей.

Шестой шаг – обеспечение гибкости производства. Эффективное производство должно производить только востребованную на рынке продукцию. Поэтому на «Грайне» внедрена «вытягивающая» система, которая предполагает, что производство гибко реагирует на поступающие от покупателей заказы. На практике это означает, что производство имеет горизонты планирования с ориентирами на месяц, неделю, сутки вперед. Это позволяет эффективнее использовать ресурсы и точно в срок отгружать продукцию клиентам.

Завершая краткий перечень наиболее важных, на наш взгляд, элементов системы повышения производительности труда, следует добавить седьмой: картина не будет полной без упоминания систем входного, технологического и выходного контроля, а также мероприятий по снижению брака, персональной ответственности производственного персонала, программ стимулирования рационализаторских предложений и мероприятий по формированию корпоративной культуры.

Вместо эпилога хотелось бы сказать о потенциальных возможностях для повышения производительности труда, которые еще предстоит реализовать на нашем предприятии. В первую очередь, необходимо решить глобальный вопрос повышения стабильности и качества электроэнергии, поступающей на завод. Это большая проблема для всех современных производств. По нашей статистике, из-за скачков и просадок напряжения, и, как следствие, вынужденных остановок и перезапусков, мы теряем в год порядка 7% машино-часов, снижается ресурс дорогостоящего оборудования, теряется выручка. Также предстоит решить задачи по рекуперации тепла в производственном помещении, расширить программу переработки вторичного сырья, реализовать программу снижения влияния сезонного фактора на объем загрузки мощностей.

В общем, повышение производительности труда – непрерывный процесс, который не позволяет довольствоваться достигнутыми результатами. Всегда есть к чему стремиться!

Источник

СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. Развитой социализм» или «время застоя

Что предполагалось использовать для повышения эффективности промышленности. Смотреть фото Что предполагалось использовать для повышения эффективности промышленности. Смотреть картинку Что предполагалось использовать для повышения эффективности промышленности. Картинка про Что предполагалось использовать для повышения эффективности промышленности. Фото Что предполагалось использовать для повышения эффективности промышленности

Урок: «СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. Развитой социализм» или «время застоя».

Тип урока: урок анализа и синтеза.

Форма урока: групповое занятие.

Вид урока: семинар – исследование.

Технологии: педагогическая мастерская, мультимедийная технология.

Предварительная работа: события, получившие в исторической науке и в общест­ве условные названия «эпоха застоя» или «развитой социа­лизм», недалеки от многих из ныне живущих людей. Поэто­му отношение в современном обществе к периоду 1960-х — начала 1980-х гг. далеко неоднозначное. Каждый оценивает прошлое исходя из личного опыта. Поэтому целесообразно предварительно предложить учащимся задание: собрать ма­териалы краеведческого, архивного, документального ха­рактера, воспоминания и оценки изучаемого периода (в том числе родителей). Использование на уроке собранного школьниками материала сделает занятие ярким, за­поминающимся и, возможно, дискуссионным, расширит представления учащихся о том времени.

Класс разделён на 4 группы по 6 человек.

Учащие­ся в каждой группе анализируют одно из направлений раз­вития страны в период «развитого социализма» и готовят его характеристику (письменно или устно). После подгото­вительного этапа (20—25 минут) выступают представители групп с результатами работы. В процессе обсуждения вы­ступлений групп дается ответ на поставленную проблему.

Приготовлены пакеты с документами, мультимедийная презентация урока.

Рассмотрение противоречивости периода 1964 – 1982 гг. в различных сферах общественной жизни СССР: во взаимоотношениях власти и творческой интеллигенции, в определении границ творческой свободы, установленной государством.

Расширить и закрепить знания по историческому периоду “развитого социализма”, понимание противоречивых взаимоотношений власти и народа.

Не обеляя, но и не очерняя историю нашей Родины в этот период, развить у учащихся толерантность, способность рассматривать явления и события с точки зрения их исторической обусловленности. Дать им возможность выработать собственное отношение к дискуссионным вопросам, осмыслить ошибки прошлого, а также воспитать у учащихся патриотизм, уважение к историческому пути своего народа через сопереживание судьбам конкретных людей.

· Умение работать с историческими документами.

· Развитие мыслительных способностей учащихся.

· Развитие навыков исследовательской работы.

· Развитие навыков коллективного труда.

Возрастная группа: учащиеся 9 классов.

Опережающее задание: События, получившие в исторической науке и в общест­ве условные названия «эпоха застоя» или «развитой социа­лизм», недалеки от многих из ныне живущих людей. Поэто­му отношение в современном обществе к периоду 1960-х — начала 1980-х гг. далеко неоднозначное. Каждый оценивает прошлое исходя из личного опыта. Поэтому целесообразно предварительно предложить учащимся задание: собрать ма­териалы краеведческого, архивного, документального ха­рактера, воспоминания и оценки изучаемого периода (в том числе родителей). Использование на уроке собранного школьниками материала сделает занятие ярким, за­поминающимся и, возможно, дискуссионным, расширит представления учащихся о том времени.

1. Консервация политического режима.

2. Проблемы экономики «развитого социализма».

3. Научно-технический прогресс.

4. Социальная политика.

5. Общественная жизнь в середине 60-ж –середине 80-х гг.

В начале урока перед классом формулируется проблема. Эпоха хрущевской «оттепели» сменилась временем, кото­рое в исторической науке характеризуется по-разному: консерватизм; стабильность; но чаще «застой» или кризис советского общества в конце 1960 — начале 1980-х годов. Эпоха Брежнева – это « развитой социализм» или «время застоя», ответ на этот вопрос ребята должны получить к концу урока.

Эпоха Брежнева и сам Леонид Ильич вызывают у подавляющего большинства россиян старшего поколения и среднего возраста преимущественно благостные воспоминания. 61% опрошенных, считают годы правления Брежнева благополучным временем для страны, и только 17% — неблагополучным. Причем среди тех, кому от 36 до 54 лет, позитивную оценку брежневской эпохе дают 75% респондентов, среди тех, кто старше — 74% (негативную — соответственно 14% и 18%). Молодые россияне (до 35 лет) гораздо реже могут дать оценку временам Брежнева, но и они чаще признают их благополучными, нежели неблагополучными (35% и 20% соответственно). Младшие школьник почти ничего пока не знают об октябрятах и пионерах. Для сегодняшних учеников слова пионер комсомол, партия – это эхо минувших дней, это история. Для тех, чьи детство и юность выпали на 60-е – 80-е годы – это жизнь.

1 группа: «Консервация политического режима».п.1. §43

Ответьте на вопросы, используя документы и материал учебника:

2. Каким вам представля­ется как руководитель СССР?

3. Почему период середины 60-х – начала 80-х гг. называют «золотым веком» партийно-государственного аппарата?

5. В связи, с чем укреплялась роль армии и органов безопасности.

6.Дайте характеристику Конституции 1977 года.

7. Какие противоречия содержались в Конституции СССР?

9. Какой была роль КПСС в общественной жизни страны?

Выводы. Основные черты политического режима:

1. «Золотой век» партийно-государственного аппарата.

3. Расцвет коррупции.

4. Разрыв между словом и делом.

6. Усилился контроль со стороны партийного аппарата над всеми сторонами жизни общества.

7. Отменены все хрущевские новации в партийной жизни.

8. Конституция 1977 г. закрепила руководящую и направляющую роль КПСС в обществе

9. Глушилась любая точка зрения, не совпадающая с «генеральной линией», свертывалась критика и самоконтроль.

11. Началось сращивание партийно-государственного аппарата с коррумпированными группами («теневая экономика»).

12. Компания по возвеличению Брежнева

13. Партаппарат отказался от критики культа личности. Ресталинизация.

14. Укрепление роли армии и органов безопасности.

2 группа – Проблемы экономики «развитого социализма».

Ответьте на вопросы, используя документы и материал учебника:

1. Каковы проблемы сельского хозяйства и причины его кризиса?

2. Какими мерами пыталось решить правительство проблемы сельского хозяйства?

3. Каковы последствия неудавшейся реформы?

4. Что предполагалось использовать для повышения эффектив­ности промышленности?

5. Почему промышленная реформа 1965 года названа наиболее радикальной за все годы советской власти?

6. Почему реформа не дала ожидаемых результатов?

7. Почему, несмотря на значительное финансирование науки, и новых технологий, увеличивался отрыв экономики СССР от экономики Запада?

1. Рост закупок продовольствия по импорту

2. Ухудшение экологического состояния земель вследствие обширной химизации и мелиорации

3. Убыточность колхозов и совхозов

4. Постоянное ежегодное снижение темпов экономического роста

5. Отставание в научно-техническом прогрессе от развитых западных стран

6. Приоритет экстенсивных форм экономического развития

7. Господство командно-административной системы

8. Неэффективность социалистической экономической системы

9. Отсутствие у населения реальных экономических стимулов к труду

3 группа – Особенности социальной политики.

Ответьте на вопросы, используя документы и материал учебника:

1. Какими были планы социального обеспечения советского на­рода?

2. Удалось ли выполнить поставленные задачи?

3. Сравните уровень жизни советских людей с другими странами.

1. Обострение продовольственной проблемы.

2. Увеличились импортные поставки продовольствия

3. Резко обострился жилищный вопрос.

4. Упал прирост реальных доходов на душу населения.

4 группа. Противоречия в духовной сфере.

Ответьте на вопросы, используя документы и материал учебника:

1. Выделите основные особенности идеологии брежневского периода.

2. В чем проявляется усиление идеологического давления в литературе и искусстве в середине 60-начале 80-х гг?

3. Чем можно объяснить нарастание сопротивления властям со стороны различных слоев населения в середине 60-х – начале 80-х гг? Назовите имена известных правозащитников.

Выводы. Характерные черты в духовной сфере.

1. Обострение идеологической борьбы.

2. Усилился идеологический контроль за средствами массовой информации, учреждениями культуры.

3. Эмиграция деятелей культуры за границу.

4. Специфической чертой культуры 60—70-х гг. была так называемая «магнитофонная революция».

5. Движения диссидентов(правозащитников).

6. Углубление противоречий между властью и обществом.

Заключительное слово учителя

После крутых изменений в политике при Хрущеве приход Брежнева на пост Генерального секретаря партии означает возвращение к большей размеренности в политической жизни

Глубоко консервативная по своим политическим взглядам, брежневская «команда» начинает свою деятельность с того, что сосредоточивается на вопросах экономического развития страны.

Постепенно вследствие экстенсивных методов развития производ­ства и больших военных расходов стали нарастать кризисные явления в экономике, а к середине 70-х годов появляются признаки застоя.

Домашнее задание. Эссе. Моя оценка «эпохи Брежнева».

Задания для 1 группы.

«Консервация политического режима».

Многие историки и политики пытаются дать оценку правлению Брежнева:

«В отличие от Сталина или Хрущева, Брежнев не обладал яркими личностными характеристиками. Его трудно назвать крупным политическим деятелем. Он был человеком аппарата и, по существу, слугой аппарата» (А. Бовин).

«Брежнев являл собой прямую противоположность Хрущёву с его смелостью, склонностью к риску, даже авантюре, с его жаждой новизны и перемен» (Ф. Бурлацкий)

«Если же иметь в виду человеческие качества, то. Брежнев был, в общем-то, неплохим человеком, об­щительным, устойчивым в своих привязанностях, радушным, хлебосольным хозяином. Любил охоту, домино, кино «про зверушек», радовался доступным ему радостям жизни. В житейском плане он был добрый человек. В политическом — вряд ли. Ему не хватало образования, культуры, и интеллигентности. (А. Бовин).

Бовин как-то рассказал мне о разговоре, который про­изошел на даче в Завидове, где готовилась очередная речь. Он сказал Брежневу о том, как трудно живется низкооплачи­ваемым людям. А тот ответил: «Вы не знаете жизни. Никто не живет на зарплату. Помню, в молодости, в период учебы в техникуме, мы подрабатывали разгрузкой вагонов. И как делали? А три мешка или ящика туда — один себе. Так все и живут в стране». Да, верно говорится: рыба гниет с головы. Брежнев считал нормальным и теневую экономику, и граби­тельство в сфере услуг, и взятки чиновников. Это стало едва ли не всеобщей нормой жизни. Вспомним слова Сен-Симона, давно уже заметившего, что нации, как и индивиды, могут жить двояко: либо воруя, либо производя. (Ф. Бурлацкий)

Ответьте на вопросы, используя документы и материал учебника:

2. Каким вам представля­ется как руководитель СССР?

3. Почему период середины 60-х – начала 80-х гг. называют «золотым веком» партийно-государственного аппарата?

5. В связи, с чем укреплялась роль армии и органов безопасности.

Из Конституции СССР

I. ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ И ПОЛИТИКИ СССР

Глава 1. Политическая система

Статья 2. Вся власть в СССР принадлежит народу.

Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР.

Все другие органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депута­тов.

Статья 6. Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для наро­да и служит народу.

Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью со­ветского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма.

Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР.

Глава 7. Основные права, свободы и обязанности граждан СССР

Статья 39. Граждане СССР обладают всей полнотой социально-экономичес­ких, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР и советскими законами. Социалистический строй обеспе­чивает расширение прав и свобод, непрерывное улучшение условий жизни граж­дан по мере выполнения программ социально-экономического и культурного развития.

Использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб инте­ресам общества и государства, правам других граждан.

Ответьте на вопросы, используя документы и материал учебника:

1.Дайте характеристику Конституции 1977 года.

2. Какие противоречия содержались в Конституции СССР?

3. Какой была роль КПСС в общественной жизни страны?

2 группа. Проблемы экономики.

Из письма Члена-корреспондента ВАСХНИЛ М. Моисеева первому секретарю ЦК КПСС и председателю СовМина СССР о положении сельского хозяйства СССР

Обратиться лично к Вам меня побуждает и только что опубликованное сообщение ЦСУ об итогах 1964 года. Сообщение бьет литавры. А между тем ни­когда мы не падали до 70% прироста промышленного производства, об итогах по сельскому хозяйству и говорить трудно. Особенно волнует неразумное бахваль­ство тем, что и без того чрезмерно раздутая непроизводственная сфера вновь за истекший год сильно возросла, хотя, выражаясь семейным языком, мы давно уже «живем не по средствам», разогнав не в меру наших экономических возможнос­тей расходы на управление, культуру и обслуживание.

. вот уже длительное время страна переживает хронический недостаток сель­скохозяйственных продуктов. Ссылки на ошибки Сталина (а они действительно были) и на последствия войны теперь спустя много лет, убедительны для детей и простаков.

В деревне нарастание нездоровых политических настроений выражается в большом уходе работников из сельскохозяйственного производства. И в этом нет ничего удивительного, если учесть, что средний заработок совхозных рабочих составляет около 2/3 среднего заработка промышленного рабочего, а заработок колхозника и того меньше.

. В чем же причина наших неудач в сельском хозяйстве? Их, конечно много. Не в малой мере они кроются в сумасбродстве Хрущева, в его увлечении админи­стрированием, навязыванием предвзятых необоснованных схем и рекомендаций. Однако не будет преувеличением утверждать, что три четверти причин тяже­лого положения в сельском хозяйстве кроются в том, что у нас грубо нарушались и попирались принципы и требования товарного хозяйства.

Ответьте на вопросы, используя документы и материал учебника:

1. Каковы проблемы сельского хозяйства и причины его кризиса?

2. Какими мерами пыталось решить правительство проблемы сельского хозяйства?

3. Каковы последствия неудавшейся реформы?

Реформы в промышленности

Из постановления пленума ЦК КПСС. 29.09.1965 г.

. В целях дальнейшего развития промышленности и повышения эффектив­ности общественного производства, ускорения технического прогресса, увели­чения темпов роста национального дохода и обеспечения на этой основе даль­нейшего подъема благосостояния советского народа требуется улучшить методы планирования, усилить экономическое стимулирование промышленного произ­водства, повысить материальную заинтересованность работников в улучшении итогов работы предприятий.

Пленум ЦК считает необходимым организовать управление промышленно­стью по отраслевому принципу, образовать союзно-республиканские и общесо­юзные министерства по отраслям промышленности.

Признать целесообразным устранить излишнюю регламентацию деятельно­сти предприятий, сократить число плановых показателей, утверждаемых пред­приятиями сверху, наделить их необходимыми средствами для развития и совер­шенствования производства, улучшить использование таких важнейших эконо­мических рычагов, как прибыль, цена, премия, кредит.

Ответьте на вопросы, используя документы и материал учебника:

1. Что предполагалось использовать для повышения эффектив­ности промышленности?

3. Почему промышленная реформа 1965 года названа наиболее радикальной за все годы советской власти?

4. Почему реформа не дала ожидаемых результатов?

Задания для 3 группы.

Из программы КПСС. Принята XXII съездом КПСС

Разрешение жилищной проблемы и благоустройства быта.

В итоге двадцатилетия общественные фонды потребления будут по своей сум­ме составлять примерно половину всей суммы реальных доходов населения. Это даст возможность осуществить за счет общества:

— бесплатное содержание детей в детских учреждениях и школах-интерна­тах (по желанию родителей);

— материальное обеспечение нетрудоспособных;

— бесплатное образование во всех учебных заведениях;

— бесплатное медицинское обслуживание всех граждан, включая обеспече­ние медикаментами и санаторное лечение больных;

— бесплатное пользование квартирами, а также коммунальными услугами;

— бесплатное пользование коммунальным транспортом;

— бесплатное пользование некоторыми видами бытового обслуживания;

— последовательное снижение платы и частичное бесплатное пользование домами отдыха, пансионатами, туристскими базами, спортивными соору­жениями;

— все более широкое обеспечение населения пособиями, льготами и сти­пендиями (пособие одиноким и многодетным матерям, стипендии сту­дентам);

— постепенный переход к бесплатному общественному питанию (обеды) на предприятиях, учреждениях и для занятых в производстве колхозников.

Из тезисов ЦК КПСС «К 100-летаю со дня рождения »

. Советское государство неуклонно проводило ленинский генеральный курс на подъем благосостояния и культуры народа: в стране ликвидирована безработица;

вместо 10 — 12-часового рабочего дня, как это было на большинстве про­мышленных предприятий дореволюционной России, теперь установлен 7-часо­вой рабочий день, а для отдельных категорий трудящихся — 6 и менее часов ра­боты в день при шестидневной рабочей неделе или пятидневная рабочая неделя при той же продолжительности рабочего времени и двух выходных днях;

проведено всеобщее оздоровление условий труда; СССР входит в число стран с наиболее низким уровнем производственного травматизма.

. образование является всеобщим и осуществляется за счет государства. Об­щество берет на себя значительную часть расходов по воспитанию подрастающе­го поколения. В настоящее время в постоянных детских садах и яслях воспиты­вается около 9 млн. детей. Численность обучающихся в общеобразовательных школах возросла при Советской власти с 9,7 до 49 млн. человек;

осуществлена единая система пенсионного обеспечения. Пенсии выплачи­ваются за счет государства и колхозов; пенсионный возраст по старости в СССР ниже, чем в большинстве стран;

осуществлены бесплатное медицинское обслуживание, охрана материнства и младенчества. За полвека средняя продолжительность жизни увеличилась бо­лее чем вдвое.

Ответьте на вопросы, используя документы и материал учебника:

1. Какими были планы социального обеспечения советского на­рода?

2. Удалось ли выполнить поставленные задачи?

3. Сравните уровень жизни советских людей с другими странами.

Задания для 4 группы.

Противоречия в общественной жизни.

Нам необходимо всегда и повсюду. хранить неруши­мую верность принципам марксизма-ленинизма, прояв­лять четкий классовый, партийный подход ко всем об­щественным явлениям, давать решительный отпор империализму на идейном фронте, не делая никаких уступок буржуазной идеологии.

Вопрос к документу. Выделите основные особенности идеологии брежневского периода.

Из письма IV Всесоюзному съезду Союза советских писателей от 01.01.01 г.

Ответьте на вопрос, используя документы и материал учебника:

1. В чем проявляется усиление идеологического давления в литературе и искусстве в середине 60-начале 80-х гг?

2. Какие новые тенденции духовной жизни проявились в СССР в конце 1960-х – начале 1980-хгг?

Из работы А. Солженицына «Жить не по лжи!» (1974 г.)

Наш путь: ни в чем не поддерживать лжи сознательно! Осознав, где граница лжи (для каждого она еще по-разному видна),— отступиться от этой гангренной границы! Не под­клеивать мертвых косточек и чешуек Идеологии, не сшивать гнилого тряпья,— и мы поражены будем, как быстро и бес­помощно ложь опадет, и чему надлежит быть голым — то явится миру голым.

Итак, через робость нашу пусть каждый выберет: остается ли он сознательным слугою лжи (о, разумеется, не по склон­ности, но для прокормления семьи, для воспитания детей в духе лжи!), или пришла ему пора отряхнуться честным человеком, достойным уважения и детей своих и современников.

Ответьте на вопрос, используя документы и материал учебника:

1. Чем можно объяснить нарастание сопротивления властям со стороны различных слоев населения в середине 60-х – начале 80-х гг?

2. Назовите имена известных правозащитников (диссидентов).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *