Что предшествовало появлению облачных сервисов
История развития облачных технологий
Появление SaaS, PaaS и IaaS
Обзор от IBS DataFort
Опыт IBS DataFort
Профессиональные облачные сервисы
Рассматриваем модели предоставления облачных сервисов
Началом развития облачных технологий в ИТ-индустрии принято считать 50-е годы прошлого века. Тогда, вследствие дороговизны компьютеров, ученые придумали использовать одну вычислительную машину, доступ к которой имели сразу несколько сотрудников той или иной компании. Идея о подключении ряда пользователей к общему процессору появилась в 1954 году, реализация началась в 1959, а первое коммерчески успешное решение выпустили в 1964. Тогда же сформировалось отношение к вычислительным мощностям как к ресурсу, открылись специальные компьютерные бюро: в них клиенты могли покупать необходимый объем мощности для выполнения расчетов.
Вплоть до 80-х годов подобная модель предоставления мощностей была жизнеспособна, но затем постепенно ушла в прошлое, поскольку на рынке появились относительно недорогие персональные компьютеры.
В 1966 возник также проект ARPANET, за создание которого отвечал ученый Джозеф Ликлайдер. Его идея заключалась в том, чтобы все люди с разных концов Земли были взаимосвязаны и могли получать доступ к программам и данным из любой точки мира. Он заложил основу для грид-вычислений, раннего предшественника облака, в которых географически распределенные компьютеры были объединены для создания слабосвязанной сети. Именно ядро этого проекта в начале 1990-х эволюционировало в современный интернет. Другим важным фактором, предвещавшим появление «облаков», стало развитие систем виртуализации. Речь идет о цифровых системах, которые не зависят от конкретного оборудования и позволяют начинать и заканчивать работу в любой момент. Коммерческий вариант подобной технологии выпустила компания IBM в 1972 году.
Как появились SaaS и PaaS
Так или иначе, более активное развитие концепции облачных технологий началось уже в 90-е годы, со значительным увеличением пропускной способности сети Интернет. Одним из пионеров грядущей облачной революции стала компания Salesforce.com. ее специалисты разработали концепцию доставки корпоративных приложений через простой веб-сайт. Эта компания изначально была создана с расчетом на предоставление CRM-систем клиентам как услуги по подписке (SaaS).
В качестве преимуществ новой модели представители Salesforce.com называли: возможность аутсорсинга информационных технологий, защиту от сбоев и оперативную техническую поддержку (так как все аппаратные ресурсы располагаются в зоне физической доступности поставщика), снижение совокупной стоимости владения информационными технологиями. То есть во многом компания выступила предвестником известных сегодня облачных моделей предоставления услуг. Salesforce.com до сих пор является одним из крупных игроков на рынке SaaS наряду с Microsoft, Oracle и SAP.
Постепенно SaaS стал популярной услугой — c помощью этой аббревиатуры онлайн-сервисы различали среди десктопных приложений, требующих установки на компьютер.
Другим важным этапом в развитии SaaS можно назвать 2009 год, когда Google и другие крупные разработчики стали предлагать приложения на базе браузера (речь о Google Apps). Примерно в это же время Microsoft закрепила себя на рынке бизнес-приложений, вложив силы в развитие облачной версии Office 365.
Стремительное развитие интернета привело к регулярному росту числа разработчиков ПО. Процесс размещения новых программ требовалось упростить. Так на рынке помимо SaaS появилась услуга PaaS (Platform as a Service — «платформа как услуга»). Первым подобным сервисом в 2006 году стал Zimki. В 2008 году Google представила App Engine, который позже стал облачной платформой Google.
Как появился IaaS
Еще в начале 2000-х годов корпорации имели в своем распоряжении внушительные объемы вычислительных ресурсов, часть которых практически не была задействована и выступала резервом на случаи пиковых нагрузок (например, «черную пятницу» в случае с онлайн-продавцами). Бизнес начал передавать свои мощности третьим лицам — так появилась модель IaaS (Infrastructure as a Service — «инфраструктура как услуга»).
Первым IaaS-сервисом (или облаком в современном понимании этого термина) стал Amazon Web Services, запущенный в 2002 году. Компания предоставила пакет облачных инфраструктурных услуг, включая хранение, вычисление и даже возможности человеческого интеллекта через Amazon Mechanical Turk. В 2006 году Amazon запустил Elastic Compute Cloud (EC2) — коммерческий веб-сервис, который позволял небольшим компаниям и отдельным лицам арендовать часть ИТ-инфраструктуры, на которой можно запускать любые приложения.
Сегодня Amazon остается лидером в сфере облачных услуг по модели IaaS. Согласно аналитике Gartner за 2017 год, многие предприятия в настоящее время тратят более пяти миллионов долларов в год из своего ИТ-бюджета на облачные сервисы Amazon.
Постепенно к Amazon на рынке IaaS присоединились Microsoft (сервис Azure, 2010 год) и Google (Google Compute Engine, 2012 год). Таким образом на долгие годы сформировалась тройка лидеров в области предоставления сервисов по модели «инфраструктура как услуга».
Другие поставщики услуг, наблюдая деятельность гигантов рынка, пытались соответствующим образом изменить свои продукты и скорректировать бизнес-стратегии. Следовать «большой тройке» пытались, например, HPE, Dell и VMware. Часть подобных компаний со временем отказалась от попыток предоставления публичного облака, не выдержав конкурентного давления. В то же время VMware и Rackspace выбрали несколько иной маршрут, позиционируя себя как организации, которые могут помочь предприятиям управлять приложениями и рабочими нагрузками в публичных облаках своих конкурентов. Так, деятельность Rackspace сместилась в сферу помощи предприятиям в управлении своими облачными развертываниями на платформах Amazon, Microsoft, Google и прочих. VMware же, оставаясь одним из лидеров на рынке программного обеспечения для виртуализации, продала свой публичный облачный бизнес французскому IaaS-конкуренту, OVH, в апреле 2017 года. В настоящее время VMware позиционирует себя в качестве поставщика гибридных облачных вычислений.
Что касается общего положения дел на рынке, развитие аппаратного обеспечения (а именно создание многоядерных процессоров и увеличение емкости накопителей информации) и технологий виртуализации (в частности программного обеспечения для создания виртуальной инфраструктуры, например, Xen-виртуализация) способствовало не только развитию, но и большей доступности облачных технологий. Сегодня облачные вычисления — это то, чем почти каждый пользуется ежедневно. По данным Citrix и IDC более 90 % компаний во всем мире ориентированы на использование облачных технологий. Согласно прогнозам Gartner, в 2020 г. рынок покажет рост еще на 16,5%
Упрощенная и очень короткая история развития «облаков»
Карантин, самоизоляция — эти факторы здорово повлияли на онлайн-развитие бизнеса. Компании меняют концепции взаимодействия с клиентами, появляются новые услуги и сервисы. В этом есть свои преимущества. И пускай часть организаций вернётся к традиционному формату работы сразу же, как только будут сняты все ограничения. Но многие, сумевшие оценить преимущества интернета, продолжат развиваться в онлайне. Это, в свою очередь, позволит развиваться дальше многим интернет-компаниям, в том числе и облачным сервисам. А как вообще развивались облака? Cloud4Y знакомит вас с максимально короткой и простой историей развития отрасли.
Рождение
Однозначно назвать точную дату рождения облачных вычислений нельзя. Но отправной точкой считают 2006 год, когда генеральный директор Google Эрик Шмидт сказал в интервью по окончании конференции Search Engine Strategies Conference: «У нас на глазах рождается новая модель компьютерных систем, и мне кажется, что насчитывается не так много людей, которые способны понять открывающуюся перспективу. Суть ее в том, что сервисы, поддерживающие данные и архитектуру, размещены на удаленных серверах. Данные находятся на этих серверах, на них же выполняются необходимые вычисления… И если в вашем распоряжении есть компьютер, ноутбук, мобильный телефон или другое устройство с соответствующими правами доступа, то вы можете получить доступ к этому облаку».
Примерно в то же время компания Amazon осознала, что работа в области управления цепочками поставок и розничной торговли позволила достичь весьма серьёзного прогресса в сфере легко развёртываемых инфраструктурных ИТ-сервисов. Например, вычислительных или хранилищ для баз данных. Так почему бы не попробовать начать получать прибыль, предлагая и эти услуги клиентам? Так появился Amazon Elastic Compute Cloud, предшественник Amazon Web Services (AWS) — небеспроблемного, но известного поставщика облачных услуг.
Следующие несколько лет AWS безраздельно владела рынком облачных вычислений, оставив другим (весьма небольшим) компаниям лишь малую долю рынка. Но к 2010 году другие ИТ-гиганты осознали, что им тоже не помешало бы заняться «облачным бизнесом». Интересно, что хотя Google раньше пришёл к такому выводу, его обставила компания Microsoft, объявившая о запуске публичного облака (Windows Azure) в 2008 году. Однако реально Azure заработал лишь в феврале 2010. В этом же году состоялся релиз важного для облачной сферы и концепции «Инфраструктура как услуга» (IaaS) проекта — OpenStack. Что до Google, то он раскачался лишь к концу 2011 года, когда после расширенной беты Google App Engine появился Google Cloud.
Новые инструменты
Все эти облака строились с использованием виртуальных машин (ВМ), но управление ВМ с использованием традиционных инструментов сисадминов было той ещё задачкой. Решение стало быстрое развитие DevOps. Это понятие сочетает в себе технологии, процессы и культуру взаимодействия внутри команды. Проще говоря, DevOps — это набор практик, ориентированных на тесное взаимодействие специалистов по разработке и специалистов по информационно-технологическому обслуживанию, а также взаимную интеграцию их рабочих процессов.
Благодаря DevOps и идеям непрерывной интеграции, непрерывной доставки и непрерывного развёртывания (CI/CD) в начале 2010 годов облака приобрели гибкость, которая помогла им стать коммерчески успешным продуктом.
Ещё один подход к виртуализации (вы наверняка догадались, что речь пойдёт о контейнерах) стал набирать популярность в 2013 году. Он сильно изменил многие процессы в облачных средах, повлияв на развитие Software-as-a-Service (SaaS) и Platform-as-a-Service (PaaS). Да, контейнеризация была не такой уж и новой технологией, но где-то к 2013 году Docker сделал развёртывание приложений и серверов максимально удобным и простым, предложив облачным провайдерам и отрасли в целом контейнеры.
Контейнеры и бессерверная архитектура
Логичным шагом было развитие этой технологии, и в 2015 году появился Kubernetes — инструмент для управления контейнерами. Спустя пару лет Kubernetes стал стандартом оркестрации контейнеров. Его популярность поспособствовала росту гибридных облаков. Если раньше такие облака использовали неудобное и заточенное под другие задачи ПО для объединения публичных и частных облаков, то с помощью Kubernetes создание гибридных облаков стало более простой задачей.
В это же время (в 2014 году) AWS представила концепцию бессерверных вычислений вместе с Lambda. В этой модели функциональность приложения представляется не в виртуальных машинах или контейнерах, а в виде масштабных служб в облаке. Новый подход тоже повлиял на рост облачных вычислений.
Вот так быстренько мы и дошли до нашего времени. Ещё десять лет назад облако понимали несколько иначе, и сама концепция была скорее гипотетической, нежели реальной. Если бы можно было взять любого сферического ИТ-директора в вакууме из 2010 года и спросить у него, планирует ли он переход в облако, то мы были бы подняты на смех. Слишком рискованной, дерзкой, фантастической была эта идея.
Наше время
Можно ожидать, что текущее положение дел приведёт к появлению новых инструментов, расширяющих функциональность и гибкость облачных сред. С интересом следим за развитием событий.
Хотим отметить и другой момент: бизнес, который и до пандемии предлагал услугу перевода бизнес-процессов «оффлайновых» компаний в онлайн, старается привлечь новых клиентов, предлагая специальные условия. Cloud4Y, например, предлагает бесплатное облако на срок до двух месяцев. У других компаний тоже есть вкусные предложения, которые трудно было бы получить в обычное время. Так что для цифровизации бизнеса, о которой так много говорили политики, сейчас созданы максимально благоприятные условия – бери и пользуйся, тестируй и проверяй.
Что ещё полезного можно почитать в блоге Cloud4Y
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить очередную статью. Пишем не чаще двух раз в неделю и только по делу.
Краткая история облачных технологий
Облачные решения кажутся перспективной сферой — ими уже пользуется множество компаний разного масштаба. Кроме того, немало предпринимателей постепенно переводят бизнес-процессы в облако или только готовятся к этому.
Разработчик Павел Заячковски рассказал, как появилась эта технология и к чему она движется.
Процессор с разделением времени
Облачные технологии зародились в 1950-х годах, когда ученые впервые заговорили о концепции разделения времени. Заключалась она в следующем: компьютеры стоили очень дорого, поэтому купить их всем сотрудникам было невозможно — однако вместо этого несколько человек могли бы одновременно подключаться к общему процессору. Эта идея появилась в 1954 году, ее реализация началась в 1959-м, а первое коммерчески успешное решение выпустили в 1964-м.
Отношение к вычислительной мощности как к ресурсу, подобному электричеству и воде, привело к появлению компьютерных бюро, где клиенты могли покупать необходимый объем мощности для выполнения расчетов. Эта модель функционировала до 1980-х годов — тогда появились дешевые персональные компьютеры, и она потеряла актуальность.
Глобальная сеть
Вторым важным фактором, повлиявшим на современные облака, стала возможность подключения к глобальной сети. Это основополагающий принцип технологии: пользователи должны иметь доступ к сервисам из любой точки мира.
Первые процессоры и их пользователи, как правило, находились в одном здании. Локальные сети работали в США уже к концу 1950-х годов, а в 1960 году ученый Джозеф Карл Робнетт Ликлайдер предложил создать из вычислительных центров глобальную сеть. В 1962 году он возглавил проект по соединению сетей Министерства обороны США, Горного комплекса Шайенн (бункер в штате Колорадо — прим. ред.) и Стратегического командования ВВС США.
В 1966 году началось развитие ARPANET, более крупного проекта, ядро которого в начале 1990-х эволюционировало в современный интернет. Новая сеть развивалась, работавшие в ней сервисы привлекали все больше пользователей, а следовательно, требовали все больше вычислительных мощностей. История вышла на второй круг.
Виртуальные машины
Третий значимый фактор в истории облачных технологий — это виртуализация: пользователям необходимы цифровые системы, которые не зависят от конкретного оборудования и позволяют начинать и заканчивать работу в любой момент.
Расскажи, как цифровая трансформация изменила твой бизнес
Впервые эту концепцию экспериментально внедрили еще в 1966 году, а коммерческий вариант в 1972 году представила IBM. Современные функции виртуализации x86 были добавлены к процессорам Intel в 2005 году (VT-x) и к процессорам AMD в 2006 году (AMD-V).
Почти облако
Сложно сказать, кто и когда ввел термин «облако». С развитием интернета распространение получили онлайн-сервисы — их стали называть SaaS (Software as a Service — «программное обеспечение как услуга»), чтобы отличать от десктопных приложений, которые нужно устанавливать на компьютер.
У интернет-бума было два важных последствия. Во-первых, быстро росло число разработчиков, поэтому нужно было упростить процесс размещения новых программ. Так родилась идея PaaS (Platform as a Service — «платформа как услуга»). Первым таким сервисом стал Zimki, запущенный в 2006 году. В 2008 году Google представила App Engine, который позже стал облачной платформой Google.
Во-вторых, некоторые интернет-компании стали очень большими и обладали огромным количеством вычислительных мощностей. Они требовались им в пиковые моменты, например, интернет-магазинам — во время распродаж в «черную пятницу». Однако большую часть времени весь объем мощностей был не нужен, и бизнес стал передавать их третьим сторонам — это привело к созданию IaaS (Infrastructure as a Service — «инфраструктура как услуга»).
Настоящее облако
Amazon Web Services стал первым IaaS-сервисом, или облаком в сегодняшнем понимании. Microsoft запустила аналогичный сервис Azure в 2010 году, а Google — Google Compute Engine в 2012 году. Другие компании вскоре осознали потенциал облачных технологий и присоединились к гонке, но Amazon, Microsoft и Google по-прежнему значительно их опережают.
Выходя за рамки
Многие из сегодняшних облачных решений стали результатом многолетней работы в определенной области и перед публичным запуском тестировались внутри компаний.
Интересным примером является Google Spanner — первая и пока единственная распределенная реляционная база данных с гарантированной строгой согласованностью. Она используется для поддержания работы всей рекламной системы Google — классическим реляционным базам данных это не под силу.
В целом облачные технологии движутся к автоматизации как можно большего числа аспектов разработки. Для этого минимизируется объем необходимого кода, настройка среды и вероятность ошибок.
Облачные вычисления, краткий обзор или статья для начальника
В своей работе очень часто сталкиваюсь с тем, приходится делать краткие обзоры ИТ технологий для начальника, коллег и др. Данная информация обычно оформляется в статью и отвечает на следующие вопросы:
— почему «это» лучше чем «то» (специально написал обезличено, так как такой вопрос задают очень часто и на различные тематики связанные с ИТ и не только);
— в чем достоинства и недостатки при переходе на «то» или «это»;
— как лучше сделать чтобы … и др.
Проблема в том, что написание краткой статьи по «этому» или «тому» неизбежно, хотя объяснить намного быстрее, чем набирать текст, но надо текст и с этим ничего не поделаешь, а так жалко времени, которое бесценно и убегает с каждой секундой. Я думаю, что я не один сталкиваюсь с такой проблемой, поэтому предлагаю начать раздел под названием – «Начальнику в помощь» в котором будем публиковать статьи подобного рода (тем более, что они и так будут написаны вами), тем самым сэкономим время и поможем друг другу. В один прекрасный момент и к вам обратятся с таким вопросом, и возможно, кто-то уже написал ответ на этом вопрос и будет легче написать статью или просто скинуть ссылку на уже написанную, сэкономив драгоценное время.
Итак приступим. Вопрос с которым ко мне обратились был следующим. «Почему облачные вычисления лучше, чем классическая схема построения сетевой инфраструктуры, какова основная причина того, многие организации „перебираются в облака“?». Далее мои мысли по этому поводу.
Для того, чтобы разобраться в “облаках” я решил начать с истории данного вопроса и понять действительно ли это что-то из разряда новых идей или это давняя идея которую не могли реализовать ранее.
История и ключевые факторы развития
В первые идея того, что мы сегодня называем облачными вычислениями была озвучена J.C.R. Licklider, в 1970 году. В эти годы он был ответственным за создание ARPANET (Advanced Research Projects Agency Network). Его идея заключалась в том, что каждый человек на земле будет подключен к сети, из которой он будет получать не только данные на и программы. Другой ученый John McCarthy высказал идею о том, что вычислительные мощности будут предоставляться пользователям как услуга (сервис). На этом развитие облачных технологий было приостановлено до 90-х годов, после чего ее развитию поспособствовал ряд факторов.
1. Расширение пропускной способности Интернета, в 90-е годы не позволило получить значительного скачка в развитии в облачной технологии, так как практически ни одна компания не технологии того времени не были готовы к этому. Однако сам факт ускорения Интернета дал толчок скорейшему развитию облачных вычислений.
2. Одним из наиболее значимых событий в данной области было появление Salesforce.com в 1999 году. Данная компания стала первой компанией предоставившей доступ к своему приложению через сайт, по сути данная компания стала первой компанией предоставившей свое программное обеспечение по принципу – программное обеспечение как сервис (SaaS).
3. Следующим шагом стала разработка облачного веб-сервиса компанией Amazon в 2002 году. Данный сервис позволял хранить, информацию и производить вычисления.
4. В 2006, Amazon запустила сервис под названием Elastic Compute cloud (EC2), как веб-сервис который позволял его пользователям запускать свои собственные приложения. Сервисы Amazon EC2 и Amazon S3 стали первыми доступными сервисами облачных вычислений.
5. Другая веха в развитие облачных вычислений произошла после создания компанией Google, платформы Google Apps для веб-приложений в бизнес секторе.
6. Значительную роль в развитии облачных технологий сыграли технологии виртуализации, в частности программное обеспечение позволяющее создавать виртуальную инфраструктуру.
7. Развитие аппаратного обеспечения способствовало не столько быстрому росту облачных технологий, сколько доступности данной технологии для малого бизнеса и индивидуальных лиц. Что касается технического прогресса, то значительную роль в этом сыграло создание многоядерных процессоров и увеличения емкости накопителей информации.
Облачнее вычисления в настоящее время.
Википедия дает следующее определение облачных вычислений. Облачные вычисления (англ. cloud computing) — технология распределённой обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как Интернет-сервис. Предоставление пользователю услуг как Интернет-сервис является ключевым. Однако под Интернет-сервисом не стоит понимать доступ к сервису только через Интернет, он может осуществляться также и через обычную локальную сеть с использованием веб-технологий.
Из определения и истории видно, что основой для создания и быстрого развития облачных вычислительных систем послужили крупные интернет сервисы, такие как Google, Amazon и др, а так же технический прогресс, что по сути говорит о том что появление облачных вычислений было всего лишь делом времени. Рассмотрим каким же образом развитие вышеперечисленных направлений позволило облачным системам стать доступнее.
1. Развитие многоядерных процессоров привело к:
— увеличению производительности, при тех же размерах оборудования;
— снижение стоимости оборудования, как следствие эксплуатационных расходов;
— снижение энергопотребления облачной системы, для большинства ЦОД это действительно проблема при наращивании мощностей ЦОД.
2. Увеличение емкостей носителей информации, снижение стоимости хранения 1 Мб информации позволило:
— безгранично (по крайней мере так позиционируют себя большинство «облаков») увеличить объемы хранимой информации;
— снизить стоимость обслуживания хранилищ информации, значительно увеличив объемы хранимых данных.
3. Развитие технологии многопоточного программирования привело к:
— эффективному использованию вычислительных ресурсов многопроцессорных систем;
— гибкое распределение вычислительных мощностей облаков.
4. Развитие технологий виртуализации привело к:
— созданию программного обеспечения позволяющего создавать виртуальную инфраструктуру не зависимо от количества предоставленных аппаратных ресурсов;
— легкость масштабирования, наращивания систем;
— уменьшение расходов на администрирование облачных систем;
— доступность виртуальной инфраструктуры через сеть Интернет.
5. Увеличении пропускной способности привело к:
— увеличению скорости работы с облачными системами в частности виртуальный графический интерфейс и работа с виртуальными носителями информации;
— снижение стоимости Интернет трафика для работы с большими объемами информации;
— проникновению облачных вычислений в массы.
Все вышеперечисленные факторы привели к повышению конкурентоспособности облачных вычислений в ИТ сфере.
Достоинства облачных вычислений
доступность – облака доступны всем, из любой точки, где есть Интернет, с любого компьютера, где есть браузер. Это позволяет пользователям (предприятиям) экономить на закупке высокопроизводительных, дорогостоящих компьютеров. Также сотрудники компаний становятся более мобильными так, как могут получить доступ к своему рабочему месту из любой точки земного шара, используя ноутбук, нетбук, планшетник или смартфон. Нет необходимости в покупки лицензионного ПО, его настройки и обновлении, вы просто заходите на сервис и пользуетесь его услугами заплатив за фактическое использование.
низкая стоимость – основные факторы снизившие стоимость использования облаков следующие:
— снижение расходов на обслуживания виртуальной инфраструктуры, вызванное развитием технологий виртуализации, за счет чего требуется меньший штат для обслуживания всей ИТ инфраструктуры предприятия;
— оплата фактического использования ресурсов, пользователь облака платит за фактическое использование вычислительных мощностей облака, что позволяет ему эффективно распределять свои денежные средства. Это позволяет пользователям (предприятиям) экономить на покупке лицензий к ПО;
— использование облака на правах аренды позволяет пользователям снизить расходы на закупку дорогостоящего оборудования, и сделать акцент на вложение денежных средств на наладку бизнес процессов предприятия, что в свою очередь позволяет легко начать бизнес;
— развитие аппаратной части вычислительных систем, в связи с чем снижение стоимости оборудования.
гибкость — неограниченность вычислительных ресурсов (память, процессор, диски), за счет использования систем виртуализации, процесс масштабирования и администрирования «облаков» становиться достаточно легкой задачей, так как «облако» самостоятельно может предоставить вам ресурсы, которые вам необходимы, а вы платите только за фактическое их использование.
надежность – надежность «облаков», особенно находящихся в специально оборудованных ЦОД, очень высокая так, как такие ЦОД имеют резервные источники питания, охрану, профессиональных работников, регулярное резервирование данных, высокую пропускную способность Интернет канала, высокая устойчивость к DDOS атакам.
безопасность – «облачные» сервисы имеют достаточно высокую безопасность при должном ее обеспечении, однако при халатном отношении эффект может быть полностью противоположным.
большие вычислительные мощности – вы как пользователь «облачной» системы можете использовать все ее вычислительные способности, заплатив только за фактическое время использования. Предприятия могут использовать данную возможность для анализа больших объемов данных.
Недостатки
постоянное соединение с сетью – для получения доступа к услугам «облака» необходимо постоянное соединение с сетью Интернет. Однако в наше время это не такой и большой недостаток особенно с приходом технологий сотовой связи 3G и 4G.
программное обеспечение и его кастомизация – есть ограничения по ПО которое можно разворачивать на «облаках» и предоставлять его пользователю. Пользователь ПО имеет ограничения в используемом ПО и иногда не имеет возможности настроить его под свои собственные цели.
конфиденциальность – конфиденциальность данных хранимых на публичных «облаках» в настоящее вызывает много споров, но в большинстве случаев эксперты сходятся в том, что не рекомендуется хранить наиболее ценные для компании документы на публичном “облаке”, так как в настоящее время нет технологии которая бы гарантировала 100% конфиденциальность хранимых данных.
надежность – что касается надежности хранимой информации, то с уверенностью можно сказать что если вы потеряли информацию хранимую в “облаке”, то вы ее потеряли навсегда.
безопасность – “облако” само по себе является достаточно надежной системой, однако при проникновении на него злоумышленник получает доступ к огромному хранилищу данных. Еще один минус это использование систем виртуализации, в которых в качестве гипервизора используются ядра стандартные ОС такие, как Linux, Windows и др., что позволяет использовать вирусы.
дороговизна оборудования – для построения собственного облака компании необходимо выделить значительные материальные ресурсы, что не выгодно только что созданным и малым компаниям.
Виды услуг предоставляемые облачными системами
Что касается предоставляемых услуг, то в настоящее время концепция облачных вычислений предполагает оказание следующих типов услуг своим пользователям:
— все как услуга (Everything as a Service);
При таком виде сервиса пользователю будет предоставлено все от программно аппаратной части и до управлением бизнес процессами, включая взаимодействие между пользователями, от пользователя требуется только наличие доступа в сеть Интернет. На мой взгляд, данный вид сервиса это более общее понятие по отношению к нижеприведенным услугам, являющимися более частными случаями.
— инфраструктура как услуга (Infrastructure as a service);
Пользователю предоставляется компьютерная инфраструктура, обычно виртуальные платформы (компьютеры) связанные в сеть. Которые он самостоятельно настраивает под собственные цели.
— платформа как услуга (Platform as a service);
Пользователю предоставляется компьютерная платформа, с установленной операционной системой возможно и с программным.
— программное обеспечение как услуга (Software as a service);
Данный вид услуги обычно позиционируется как «программное обеспечение по требованию», это программное обеспечение развернутое на удаленных серверах и пользователь может получать к нему доступ посредством Интернета, причем все вопросы обновления и лицензий на данное программное обеспечение регулируется поставщиком данной услуги. Оплата в данном случае производиться за фактическое использование программного обеспечения.
— аппаратное обеспечение как услуга (Hardware as a Service);
В данном случае пользователю услуги предоставляется оборудование, на правах аренды которое он может использовать для собственных целей. Данный вариант позволяет экономить на обслуживании данного оборудования, хотя по своей сути мало чем отличается от вида услуги «Инфраструктура как сервис» за исключением того что вы имеете голое оборудование на основе которого разворачиваете свою собственную инфраструктуру с использованием наиболее подходящего программного обеспечения.
— рабочее место как услуга (Workplace as a Service);
В данном случае компания использует облачные вычисления для организации рабочих мест своих сотрудников, настроив и установив все необходимое программное обеспечение, необходимое для работы персонала.
— данные как услуга (Data as a Service);
Основная идея данного вида услуги заключается в том, что пользователю предоставляется дисковое пространство, которое он может использовать для хранения больших объемов информации.
— безопасность как сервис (Security as a Service).
Данный вид услуги предоставляет возможность пользователям быстро развертывать, продукты позволяющие обеспечить безопасное использование веб-технологий, безопасность электронной переписки, а также безопасность локальной системы, что позволяет пользователям данного сервиса экономить на развертывании и поддержании своей собственной системы безопасности.
Классификация облачных сервисов.
В настоящее время выделяют три категории «облаков»:
1. Публичные;
2. Частные;
3. Гибридные.
Публичное облако — это ИТ-инфраструктура используемое одновременно множеством компаний и сервисов. Пользователи данных облаков не имеют возможности управлять и обслуживать данное облако, вся ответственность по этим вопросам возложена на владельца данного облака. Абонентом предлагаемых сервисов может стать любая компания и индивидуальный пользователь. Они предлагают легкий и доступный по цене способ развертывания веб-сайтов или бизнес-систем, с большими возможностями масштабирования, которые в других решениях были бы недоступны. Примеры: онлайн сервисы Amazon EC2 и Simple Storage Service (S3), Google Apps/Docs, Salesforce.com, Microsoft Office Web.
Частное облако — это безопасная ИТ-инфраструктура, контролируемая и эксплуатируемая в интересах одной-единственной организации. Организация может управлять частным облаком самостоятельно или поручить эту задачу внешнему подрядчику. Инфраструктура может размещаться либо в помещениях заказчика, либо у внешнего оператора, либо частично у заказчика и частично у оператора. Идеальный вариант частного облака это облако развернутое на территории организации, обслуживаемое и контролируемое ее сотрудниками.
Гибридное облако — это ИТ- инфраструктура использующая лучшие качества публичного и приватного облака, при решении поставленной задачи. Часто такой тип облаков используется, когда организация имеет сезонные периоды активности, другими словам, как только внутренняя ИТ-инфраструктура не справляется с текущими задачами, часть мощностей перебрасывается на публичное облако (например большие объемы статистической информации, которые в необработанном виде не представляют ценности для предприятия), а также для предоставления доступа пользователям к ресурсам предприятия (к частному облаку) через публичное облако.
Куда надо развиваться или на чем можно заработать деньги?
По оценкам экспертов потенциал облачных вычислений очень высок. А соответственно можно будет попасть в этот поток и отхватить его часть работая в следующих направлениях:
1. Предоставление услуг облачных вычислений – данная возможность доступна не многим компаниям так, нужны значительные вложения в построенние и разработку ЦОД.
2. Разработка ПО для построения виртуальной инфраструктуры, не следует забывать и про тех кто будет внедрять и настраивать это ПО, т. е. потребуются специалисты в этой области.
3. Аутсорcинг, администрирование облаков – потребуются специалисты по администрированию и консультированию в сфере облачных вычислений.
4. Аппаратное обеспечение – компании занимающиеся разработкой и проектированием аппаратного обеспечения для создания «облаков».
5. Проектирование – данная сфера охватывает практически все вышеперечисленные сферы начиная от проектирования ЦОД и заканчивая проектированием программного обеспечения.
Будущее …
На мой взгляд в будущем облачные вычисления будут становиться доступнее для пользователей и компаний. Это будет вызвано рядом факторов:
— аппаратная виртуализация – повышение производительности облачных вычислений;
— снижение энергопотребления аппаратного обеспечения – понижение энергопотребления;
— повышение скоростей – пропускная способность сетевого оборудования постоянно повышается, что увеличивает производительность и уменьшает количество оборудования при том же канале.
На этом я заканчиваю свой рассказ надеюсь, что он поможет вам и вашим коллегам и начальникам в освоении облачных вычислений. Если есть замечания и предложения по идее высказанной выше и по тексту, пишите отвечу.