Что предусматривает политика удержания

Кто и как может удерживать деньги из вашей зарплаты

Правила и процедуры

Если вы работаете официально, то часть вашей зарплаты работодатель удерживает и перечисляет в налоговую.

Помимо налоговых платежей, есть и другие ситуации, когда работник получает на руки меньше, чем положено по трудовому договору. Расскажу, кто и как может забирать часть зарплаты на законных основаниях.

Нормативная база удержаний

Основные правила удержания из заработной платы прописаны в трудовом кодексе. В статье 137 ТК РФ перечислены случаи, в которых работодатель может оставлять себе часть зарплаты работника. В статье 138 ТК РФ указаны максимальные размеры удержаний: забирать весь доход нельзя — что-то должно оставаться на жизнь.

Порядок удержания налога на доходы физических лиц — НДФЛ — прописан в главе 23 налогового кодекса, а денег из заработка осужденного — в статье 44 уголовно-исполнительного кодекса.

Бывает, что часть зарплаты должника забирают судебные приставы. В статьях 98 и 99 федерального закона «Об исполнительном производстве» рассказывается, как это происходит.

Обязательные удержания

В некоторых случаях работодатель обязан удерживать деньги из зарплаты — это не зависит от его воли или желания сотрудника.

Налог на доходы физических лиц. Люди, которые трудоустроены официально, отдают со своих трудовых доходов 13% НДФЛ. Те, кто работает «вчерную», налоги не платят и очень рискуют.

Работники не сами относят деньги в налоговую — за них это делает работодатель, который исполняет функции налогового агента. Он считает НДФЛ, удерживает его из зарплаты и перечисляет в налоговую инспекцию. А сотрудники получают на руки сумму уже за вычетом налога.

НДФЛ — это первоочередной платеж: сначала государство забирает свою часть, а остальные удержания рассчитываются от зарплаты уже за вычетом налога.

Про налог на доходы физлиц можно почитать в подборке статей:

Удержание кредитов по исполнительному листу. Например, человек взял кредит в банке и не отдал. Банк обратился в суд, выиграл дело и получил исполнительный лист.

Исполнительный лист — это документ, который дает право на принудительное взыскание долга. Существуют и другие исполнительные документы, например судебный приказ и исполнительная надпись нотариуса. Подробнее про них читайте в статье «Как вернуть свои деньги, если дали их в долг».

Это работает не только с банками: примерно так же происходит, если должник не вернул деньги микрофинансовой организации или соседу по расписке. И банк, и МФО, и сосед — это кредиторы должника. Как только кредитор получает исполнительный документ, он превращается во взыскателя.

Кредитор может отнести исполнительный лист судебным приставам — они возбудят исполнительное производство и попытаются взыскать долг. Есть несколько способов это сделать, один из самых эффективных — отправить работодателю должника постановление об обращении взыскания на зарплату.

В постановлении указывается общая сумма долга и сколько процентов от дохода нужно удерживать. Задача работодателя — выполнить то, что написал пристав.

Работодатель начинает удержания со дня, когда получил исполнительный лист. В день зарплаты должнику выплатят сумму уже за минусом денег, которые предназначаются взыскателю.

Удержанные деньги работодатель в течение трех дней направляет по реквизитам из постановления. Как правило, деньги сначала попадают в службу судебных приставов, а приставы уже сами перечисляют их взыскателю или распределяют между несколькими взыскателями. Если же кредитор подал лист напрямую работодателю, то будет получать деньги сразу от него.

Удержания продолжаются, пока долг не будет погашен или работник не уволится. Если работник покинул организацию, то работодатель возвращает исполнительный лист тому, от кого его получил, — взыскателю либо приставам.

Удержание алиментов по соглашению. Например, бывшие супруги договорились о размере алиментов и составили письменное соглашение. Это соглашение необходимо заверить у нотариуса — тогда оно будет обладать силой исполнительного листа.

Если плательщик алиментов нарушает договоренности, то получатель вправе взыскать деньги принудительно. Для этого ему нужно подать соглашение приставам или работодателю плательщика алиментов.

Работодатель удерживает алименты в размере, прописанном в соглашении, но не более 70% от зарплаты.

Допустим, отец ребенка по соглашению обязуется выплачивать алименты — 25 000 Р в месяц. Но это вся зарплата, которую он получает на руки уже за вычетом НДФЛ. Если забрать эти деньги, то у него ничего не останется — так нельзя.

Поэтому работодатель удержит только 17 500 Р — это ровно 70% от зарплаты. А оставшиеся 7500 Р — долг, который отец ребенка заплатит с других доходов.

Удержание алиментов по исполнительному листу. Не всегда удается договориться об уплате алиментов полюбовно — тогда к спору привлекают суд.

Как правило, получатель алиментов сначала обращается к мировому судье за судебным приказом. Это упрощенная процедура: нет заседаний и прений сторон. Судья просто проверяет документы и выносит приказ в течение пяти дней, если все оформлено правильно. Судебный приказ по силе равен исполнительному листу: его тоже можно подать приставам или напрямую работодателю.

Некоторые дела нельзя рассмотреть в приказном производстве, например, когда нужно установить отцовство или если выплата алиментов затрагивает интересы других детей. А еще бывает, что должник отменяет судебный приказ — это несложно. В таких случаях получатель алиментов подает уже полноценный иск, участвует в судебных заседаниях и, если выигрывает, забирает исполнительный лист.

И в судебном приказе, и в исполнительном листе указывается размер алиментов в форме доли от дохода — ½, ⅓, ¼ — или твердой суммой, например 20 000 Р в месяц.

У нас есть что почитать про взыскание алиментов:

Очередность удержания

Иногда на одного должника приходится несколько кредиторов. Например, человек должен трем банкам, квартплату управляющей компании и алименты бывшей жене. Так образуется очередь из взыскателей.

Удержание на основании двух исполнительных листов. Не все долги равны: одни считаются важнее других и закрываются раньше. Приставы распределяют деньги среди взыскателей с учетом очередности.

Долги первой очереди: алименты, возмещение ущерба от преступления и различных видов вреда — морального, здоровью, в связи со смертью кормильца.

Вторая очередь: обязательства перед сотрудниками. Например, должник — индивидуальный предприниматель — не выдал зарплату работникам.

Третья очередь: долги перед государством — налоги, взносы, штрафы.

И в самом конце идут остальные кредиторы.

Здесь работает такой принцип: пока долги одной очереди не закрыты, деньги не попадают на ступеньку ниже.

Например, должник не платит налоги государству и коммуналку управляющей компании. Оба долга пытаются взыскать приставы.

Его зарплата будет уходить на налоги — это более приоритетный долг. И до тех пор, пока этот долг не будет закрыт, управляющая компания не получит ни копейки в рамках исполнительного производства. Так работает очередность.

Удержание сумм по нескольким исполнительным листам одной очереди. Долги внутри одной очереди тоже не равноценны: приставы перечисляют взысканные деньги пропорционально размеру задолженности.

Возможны ли удержания задним числом. Работодатель начинает удержания со дня, когда он получил документы, — задним числом нельзя.

Вот взыскатель отправил по почте исполнительный лист должнику на работу. Но почему-то документы пришли с большим опозданием: лист от января, а сейчас уже июль. Тогда должнику повезло: он пять месяцев получал полную зарплату, а мог бы довольствоваться лишь половиной.

Удержания по инициативе работодателя

Расскажу, в каких случаях работодатель вправе оставлять себе часть зарплаты сотрудника.

Для возврата ошибочно выплаченных сумм — когда в результате счетной ошибки работнику перечислили больше, чем следовало.

Роструд считает, что счетная ошибка — это просчет при совершении арифметических действий. Например, в компании установлена почасовая оплата труда. Бухгалтер неправильно умножил стоимость часа на отработанное время, и в результате сотруднику переплатили. Кроме того, суды относят к счетным ошибкам неточности из-за сбоев в программе.

Чтобы удержать ошибочные перечисления из зарплаты, нужно получить письменное согласие работника. Если согласия нет, работодателю придется обращаться в суд и доказывать, что произошла счетная ошибка.

Сотрудник уволился из компании по собственному желанию. При увольнении ему неправильно рассчитали зарплату и выдали лишние деньги. Как выяснилось позже, ошибка случилась из-за сбоя в программе 1С.

Экс-работнику направили письмо с просьбой вернуть переплату, которое тот проигнорировал. Тогда компания обратилась в суд и доказала, что причина переплаты — в счетной ошибке. Суд подтвердил, что бывший сотрудник должен отдать деньги.

Для погашения аванса, выданного при разных обстоятельствах. Работодатель может выдать работнику деньги на будущие служебные расходы. Например, сотрудника отправляют в командировку и выделяют авансом некоторую сумму в подотчет — за нее надо отчитаться.

В течение трех дней после возвращения из командировки работник должен составить авансовый отчет и приложить к нему документы, которые подтверждают его расходы, — чеки из гостиницы, распечатки электронных билетов на поезд или самолет.

Работодатель вправе принять решение об удержании из зарплаты аванса, за который сотрудник не отчитался. Но только при соблюдении двух условий:

Если работник не согласен с удержанием или срок уже истек, то подотчетные суммы взыскиваются в суде.

При увольнении за неотработанные дни отпуска. Работодатель может предоставить сотрудникам оплачиваемый отпуск авансом.

Допустим, сотрудник отработал в компании полгода, за которые полагается 14 дней отпуска. Но он хочет отдохнуть подольше, поэтому просит отпустить его на 24 дня. Работодатель соглашается: предоставляет и оплачивает сотруднику дополнительные 10 дней авансом.

Если сотрудник не проработает полный год и уволится, то возникнет переплата по отпускным. Работодатель вправе удержать переплату из расчета при увольнении — причем согласие работника не требуется.

Для возмещения ущерба. Работодатель вправе взыскать с работника компенсацию за причиненный ущерб.

Но это сложная процедура. Сначала работодатель собирает комиссию и организует проверку, чтобы подсчитать размер ущерба и выяснить, кто виноват. У работника запрашивают объяснительную, а если он не хочет ее писать, то комиссия составляет акт об отказе.

По итогам проверки работодатель по рыночным ценам устанавливает точный размер ущерба. Например, сотрудник сломал станок на заводе, потому что нарушил инструкцию по эксплуатации. Тогда нужно подсчитать расходы на ремонт оборудования, а если его уже невозможно восстановить, то взять за ущерб стоимость аналогичного станка.

Работодатель вправе принять решение об удержании компенсации ущерба из зарплаты, даже если работник с этим не согласен. Но только при соблюдении двух условий:

Когда ущерб больше среднемесячного заработка, удержание разрешается только с письменного согласия работника либо в судебном порядке.

Трудовой кодекс предусматривает, что работник может договориться с работодателем и погасить ущерб в рассрочку. А еще с согласия работодателя сотрудник вправе сам починить, что сломал, или передать компании равноценное имущество на замену.

Штрафные удержания за невыполнение плана или проступки. Если работник набедокурил или не выполнил план, то удерживать деньги из его оклада нельзя. Сотрудник получает оклад просто за то, что приходит на работу и там работает — неважно, плохо или хорошо.

За дисциплинарные проступки, например опоздание или прогул, в трудовом кодексе предусмотрены специальные наказания: замечание, выговор и увольнение. А вот уменьшать окладную часть зарплаты за это нельзя.

Во многих компаниях работники получают не только оклад, но и премию. Это переменная часть зарплаты, которую платят за достижение определенных результатов и соблюдение трудового распорядка.

Правила премирования обычно прописывается во внутренних документах работодателя — положениях и регламентах — либо в трудовом договоре или приложениях к нему. Работодатель может указать, за что будет поощрять, а за что лишать премий. По сути, лишение премии — это удержание денег из переменной части зарплаты.

Например, в организации есть положение о премировании. В этом документе указано, что сотрудник получит премию, если выполнит план продаж — заключит не менее 10 сделок за месяц — и при этом не получит дисциплинарных взысканий. Тогда, если работник не справится с планом или опоздает на работу, он останется без премии, но оклад все равно получит.

Сроки удержания

Виды удержанийСрок
НДФЛ с зарплатыВ день зарплаты. Удержанные суммы перечисляют в налоговую не позднее следующего дня после выплаты
НДФЛ с отпускных и пособий по болезниВ день выплаты. Удержанные деньги перечисляют в налоговую не позднее последнего числа месяца выплаты
По исполнительным документамВ день зарплаты. Удержанные суммы отправляют кредитору или приставам в трехдневный срок со дня выплаты
Неотработанные отпускныеВ день увольнения
Подотчетные суммыМесяц с последнего дня, когда работник должен был предоставить авансовый отчет
Деньги, которые перечислены из-за счетной ошибкиМесяц со дня, когда работник получил ошибочную выплату
УщербМесяц со дня, когда работодатель установил размер ущерба
Невыполнение нормы трудаМесяц со дня, когда комиссия по трудовым спорам или суд вынесли решение

Сроки удержания могут быть разные.

В день зарплаты удерживают НДФЛ с зарплаты, с отпускных и пособий по болезни. Удержанные суммы перечисляют в налоговую не позднее следующего дня после выплаты. Также на день зарплаты приходятся удержания по исполнительным документам. В этом случае удержанные суммы отправляют кредитору или приставам в трехдневный срок со дня выплаты.

Если удержания — это неотработанные отпускные, их удерживают в день увольнения.

Если это подотчетные суммы, то срок удержаний — месяц с последнего дня, когда работник должен был предоставить авансовый отчет.

Если удерживают деньги, которые перечислены из-за счетной ошибки, то срок — месяц со дня, когда работник получил ошибочную выплату.

Если удерживают в счет ущерба, то срок — месяц со дня, когда работодатель установил размер ущерба.

Если удерживают за невыполнение нормы труда, то срок — месяц со дня, когда комиссия по трудовым спорам или суд вынесли решение.

Удержания по заявлению работника

Иногда работники сами просят удерживать деньги из зарплаты. Например, забывчивый сотрудник должен ежемесячно платить за ипотеку. Чтобы не просрочить оплату, он пишет заявление работодателю, где просит переводить часть зарплаты на погашение ипотечного кредита.

Работодатель не обязан выполнять подобные распоряжения работника — он может согласиться или отказаться. Если согласится, то должен учитывать: законность добровольных удержаний — вопрос запутанный. Не исключено, что трудовой инспекции не понравятся такие перечисления, а желание пойти навстречу работнику обернется для компании судебными тяжбами.

Минтруд считает, что так делать нельзя: в трудовом кодексе прописаны все основания для удержания и про заявления от работника там ничего нет. А вот Роструд подтвердил, что работодатель вправе удержать деньги, когда работник сам попросил.

Да и суд сказал, что так можно: работник вправе распоряжаться своей зарплатой. Если он хочет, чтобы работодатель перечислил часть денег не ему, а куда-то еще, то почему бы и нет. А нормы трудового кодекса распространяются только на обязательные удержания и не касаются добровольных.

Ограничения размера удержания из заработной платы

Для разных удержаний есть свои ограничения.

В пользу работодателя. Работодатель не может забирать себе более 20% с зарплаты работника.

Оставшиеся 4000 Р работник может заплатить добровольно, а если откажется — работодателю придется простить ему долг. Эти деньги считаются переплатой по зарплате, но здесь нет счетной ошибки, так что взыскать отпускные в суде не получится.

Другой пример. Сотрудник не отчитался за аванс на сумму 30 000 Р и не вернул эти деньги. Он согласился на удержания из зарплаты, которая составляет 50 000 Р в месяц на руки.

п. 5 обзора судебной практики по гражданским делам ВС за третий квартал 2013 годаPDF, 805 КБ

НДФЛ. Ставка налога на доходы физических лиц — 13%. Для нерезидентов она выше — 30%.

По исполнительным документам могут забирать до 50% от зарплаты. Даже если на работника пришло несколько исполнительных листов, работодатель все равно обязан сохранить за ним не менее половины зарплаты.

Из этого правила есть исключения. В некоторых случаях удерживают до 70% — если это долг по алиментам на несовершеннолетних детей или по возмещению:

По соглашению об уплате алиментов. Работодатель должен удерживать столько, сколько прописано в соглашении, но не более 70% от зарплаты.

По инициативе работника. Размер добровольных удержаний не ограничен: работник может отдавать хоть всю зарплату туда, куда решит.

Сколько могут удерживать из зарплаты

УдержаниеОграничение суммы
В пользу работодателяДо 20%
НДФЛ13% — резиденты, 30% — нерезиденты
По исполнительным документамВ общем случае — до 50% от зарплаты. До 70%, если это задолженность по алиментам, компенсация ущерба от преступления, вреда в связи со смертью кормильца и вреда здоровью
По соглашению об алиментахДо 70%
По инициативе работникаБез ограничений

Доходы, из которых не производятся удержания

Не все выплаты от работодателя попадают под удержания. Например, долг по исполнительным документам нельзя удержать:

Кроме того, НДФЛ не надо платить с некоторых видов выплат от работодателя:

Как применять разные виды удержаний вместе

Удержания просто рассчитать, если их немного. Все сложнее, когда за зарплатой выстраивается орда претендентов: налоговая ждет НДФЛ, бывший супруг или супруга — алименты, банки — расплаты по кредитам, а работодатель хочет вернуть подотчетные суммы.

Тогда для работодателя алгоритм такой:

Покажу, как это работает, на трех примерах:

Пример 1. Работодатель ежемесячно забирает 20% зарплаты сотрудника за причиненный ущерб. Но вдруг приходит исполнительный лист, по которому половину зарплаты теперь нужно перечислять приставам.

По закону после всех удержаний у работника должна остаться как минимум половина зарплаты. Значит, те 20%, которые раньше доставались работодателю, теперь будут уходить судебным приставам, а от них уже взыскателю.

Тогда работодатель может подать в суд на работника, получить исполнительный лист и встать в очередь взыскателей. Или же договориться, чтобы сотрудник добровольно внес деньги за ущерб. Есть и третий вариант — забыть и простить.

Пример 2. Работник взял заем в микрофинансовой организации и не вернул — теперь половину доходов отдает взыскателю по исполнительному листу. Экс-супруга должника приносит работодателю соглашение об уплате алиментов, по которому 70% зарплаты полагаются ей.

Алименты — это долги первой очереди, а займы — четвертой. Сначала работодатель должен удержать алименты, а потом уже все остальное. Но после алиментов у должника останется только 30% зарплаты — на эту часть МФО претендовать не вправе. Получается, что кредитору уже ничего не достанется из зарплаты.

Некоторые должники даже оформляют фиктивные алиментные соглашения, чтобы защитить деньги от взыскателей. Однако взыскатели могут оспорить такие соглашения.

Пример 3. У работника есть долг — по исполнительному документу приставы забирают половину заработка. Он приносит начальнику заявление, в котором просит перечислять всю зарплату на банковскую карточку приятеля.

Так нельзя: удержание по исполнительному листу обязательное, а по инициативе работника нет. Сотрудник не вправе распоряжаться частью зарплаты, которая предназначается взыскателю. Если работодатель выполнит такое поручение, то нарушит закон. За это предусмотрена административная и даже уголовная ответственность.

Документальное оформление

Все зависит от основания удержания: в каждом случае документы оформляются по-разному.

Образец заявления на удержание из заработной платы. Допустим, работник хочет, чтобы работодатель не выплачивал ему зарплату, а распорядился этими деньгами как-то иначе. Тогда он должен написать заявление на имя руководителя в свободной форме. Главное — указать сумму удержаний и реквизиты счета, куда перечислять деньги.

Не получится договориться на словах. Без письменного заявления никак — оно необходимо работодателю, чтобы доказать законность удержаний. Заявление пригодится, когда трудовая инспекция явится с вопросом: «А почему это вы перечисляете зарплату непонятно куда, а не сотруднику на карту?» Или если работник внезапно решит, что не просил удерживать деньги, и потребует их обратно.

Образец согласия на удержание. Вот какие виды удержаний невозможны без согласия работника:

Сначала работник дает согласие в письменной форме, и только после этого работодатель может издать приказ и забрать часть его зарплаты.

Образец приказа на удержание. Приказ нужен, чтобы удержать деньги по инициативе работодателя или работника. А вот для удержания НДФЛ или долга по исполнительному документу приказ не требуется.

Образец положения об удержании из заработной платы невозвращенных подотчетных средств. Все правила удержания подотчетных сумм прописаны в трудовом кодексе, поэтому дополнительное положение не требуется. Но некоторые работодатели хитрят и придумывают документы, чтобы обойти законодательные ограничения.

Например, по закону подотчетные суммы разрешено удерживать из зарплаты только с письменного согласия работника. Да и размер удержания ограничен: не более 20% с каждой зарплаты.

Начальник не хочет спрашивать разрешение у сотрудников и удерживать задолженность частями по полгода. Поэтому он изобретает новое положение, где пишет что-то вроде: «Если работник не сдал авансовый отчет за прошлый месяц до 5 числа текущего месяца, то работодатель вправе удержать подотчетные суммы в полном объеме с зарплаты работника. Согласие работника при этом не требуется».

Это незаконно: трудовой кодекс главнее любого внутреннего регламента работодателя. Документ не имеет силы, если он ухудшает положение работников по сравнению с требованиями трудового кодекса.

Источник

Методики по удержанию сотрудников: кейсы успешных компаний

Что предусматривает политика удержания. Смотреть фото Что предусматривает политика удержания. Смотреть картинку Что предусматривает политика удержания. Картинка про Что предусматривает политика удержания. Фото Что предусматривает политика удержания

Sep 14, 2021 9:28:02 AM / Автор Yva.ai

Их трудно найти, легко потерять и невозможно забыть! Кто они? Сотрудники, выполняющие задачи качественно и в срок. Они обладают необходимыми навыками и заинтересованы в результате.

Ценный ресурс компании – работники, которые приносят основной доход. Когда такие люди увольняются, бизнес теряет прибыль, информацию, клиентскую базу. Кроме того, может снижаться производительность и мотивация у оставшихся сотрудников 1.

«Пару лет назад мои жизненные обстоятельства резко изменились. Я вышла замуж за мужчину, который один воспитывал дочь. На тот момент ей было 11. Заботы о падчерице легли на мои плечи. Это привело к тому, что мой рабочий график перестал меня устраивать. Я всерьёз задумалась о смене работы», – рассказывает Олеся, аналитик по логистическому планированию.

Олеся 8 лет проработала в компании и была у руководства на хорошем счету. Поэтому, когда сотрудница нашла новую работу рядом с домом и заговорила об увольнении, ей сделали контроффер.

Компания предложила Олесе свободный график и гибридный режим работы, а также повысила заработную плату. Это помогло удержать ценного специалиста. Но так бывает не всегда.

Какие методы удержания сотрудников наиболее эффективны? C чего начать удержание ценных специалистов? Как успешные компании удерживают таланты? Изучаем в новом материале Yva.ai.

С чего начинать удержание сотрудников

Если вы никогда не занимались удержанием сотрудников или стали замечать, что «старые» методы не работают, то начните с оценки. Проведите диагностику вовлечённости, удовлетворённости и лояльности персонала. Она поможет обнаружить причины недовольства сотрудников, которые могут привести или уже привели к потере ценных специалистов.

Для этой цели применяют следующие оценочные инструменты.

Непрерывная обратная связь реализована в еженедельных умных опросах Yva.ai. Она позволяет HR-ам и руководителям выявлять причины неудовлетворённости сотрудников до того, как они всерьёз задумаются об увольнении. Платформа Yva.ai показывает снижение лояльности и вовлечённости в динамике.

Что предусматривает политика удержания. Смотреть фото Что предусматривает политика удержания. Смотреть картинку Что предусматривает политика удержания. Картинка про Что предусматривает политика удержания. Фото Что предусматривает политика удержания

Недовольство могут вызвать график работы и условия на рабочем месте, долгое отсутствие повышения, строгий дресс-код, то, как руководитель формулирует или распределяет задачи, нереальные планы и мн. др. Даже неудобный стул способен привести к потере ключевого сотрудника.

По данным исследования портала HeadHunter, основными причинами увольнений выступают:

Препятствовать удержанию сотрудников могут и другие факторы:

Yva.ai позволяет не гадать на звёздах, а знать наверняка, что демотивирует ваш персонал и повышает «индекс крутящихся дверей». Устранение болевых точек в работе, которые вызывают раздражение сотрудников и мешают рабочим процессам, повышает лояльность персонала. А значит, предупреждает нежелательное увольнение.

Что предусматривает политика удержания. Смотреть фото Что предусматривает политика удержания. Смотреть картинку Что предусматривает политика удержания. Картинка про Что предусматривает политика удержания. Фото Что предусматривает политика удержания

Анонимные 2-х минутные пульс-опросы Yva.ai и личный кабинет позволяют сотруднику давать и получать честную развивающую обратную связь. Умная платформа анализирует круги сотрудничества. Она сама знает кого и о чём спрашивать. Это не только экономит время HR-ов, но и позволяет добраться до самой сути проблемы. Зная первопричину, вы сможете разобраться с любой проблемой.

Информация, полученная с помощью еженедельных умных опросов, актуальна для составления мотивационной карты сотрудника и определения подходящих способов стимулирования.

Что предусматривает политика удержания. Смотреть фото Что предусматривает политика удержания. Смотреть картинку Что предусматривает политика удержания. Картинка про Что предусматривает политика удержания. Фото Что предусматривает политика удержания

Какие методы использовать, чтобы удержать ценных специалистов

Внутренняя культура компании является одним из ключевых факторов, который привлекает и удерживает сотрудников.

«Сколько раз, просматривая резюме кандидатов на вакансию, сталкиваешься с картиной, что человек ушёл очень быстро, практически через 1-5 месяцев после прихода.

Средняя продолжитель жизни сотрудника в компании напрямую зависит от того:

Ошибочно полагать, что удержание сотрудников начинается с момента, когда они достигли «потолка» в своем профессиональном развитии и перестали видеть карьерные перспективы в компании.

Фундамент удержания персонала закладывается на этапе найма. Мудрый HR не станет брать в команду специалистов, которые не разделяют культуру и ценности компании.

Он не будет закрывать вакансию любой ценой, стремясь уложиться в сжатые сроки. Например, набирать всех подряд, надеясь на «естественный отбор» на этапе адаптации. Ведь ошибки некомпетентных сотрудников могут дорого обойтись бизнесу.

Грамотный подбор предполагает, что будущий сотрудник:

Наивно полагать, что человек, ненавидящий то, что он делает, за хорошее вознаграждение будет работать также, как тот, кто любит свою работу.

Американский бизнес-магнат и финансист Томас Бун Пикенс очень резко выражается на этот счёт: «Мой совет нашему персоналу: если эта работа вас не радует, вам следует уйти. Не могу себе представить, как можно жить, занимаясь тем, что тебе не нравится».

Какие программы и инструменты применяют современные HR-ы для удержания сотрудников?

Согласно опросу, проведённому Русской Школой Управления, 64,7 % российских компаний используют комплексную систему мотивации, включая материальные и нематериальные стимулы.

К других известным инструментам, которые входят в программу лояльности, относятся:

Важно подбирать такие мотивационные схемы, которые направлены на каждого сотрудника. Применяйте индивидуальный подход в создании инструментов стимулирования, особенно, при работе с уникальными, редкими специалистами.

Оптимально учитывать возраст, семейный статус сотрудника, его хобби, стиль жизни.

Например, для представителей поколения Y зарубежные стажировки и подарок в виде инновационного планшета будут более привлекательной мотивацией, чем направление в санаторий.

В качестве инструмента для профессионалов с многолетним опытом подойдёт удержание сотрудников через удовлетворение высокоуровневых потребностей. Для новичков лучше использовать материальное стимулирование. Амбициозного сотрудника может удержать повышение или попадание в кадровый резерв. Тот, кто нацелен на профессиональное развитие, оценит стратегию непрерывного обучения специалистов.

Что предусматривает политика удержания. Смотреть фото Что предусматривает политика удержания. Смотреть картинку Что предусматривает политика удержания. Картинка про Что предусматривает политика удержания. Фото Что предусматривает политика удержания

Совет #1 Проведите анализ конкурентов – исследуйте их программы лояльности и соберите «лучшие практики».

Совет #2 Определите, какие выбранные инструменты смогут повысить лояльность сотрудников, улучшить уровень знаний, навыков, снизить частоту уходов на больничные и кадровую текучесть в вашей компании.

Совет #3 Выберите подходящие варианты, на которые компания готова выделить бюджет.

Совет #4 Соберите обратную связь от персонала. Дайте им возможность оценить планируемые инструменты удержания сотрудников. Здесь поможет метод анонимных опросов или анкетирование.

Как успешные компании осуществляют удержание талантов

Во время пандемии Bilfinger Tebodin успешно перевела на удалённую работу большую часть сотрудников. Были перераспределены задачи между специалистами: людей, которые завершили свои проекты, направили на решение задач туда, где не хватало кадров. В результате практически никто не был уволен.

Еженедельно проводится мониторинг и анализ загрузки сотрудников, вносятся корректировки в изначальные планы. Компания выплатила работникам годовую премию и выполнила обещание, данное до пандемии, в части повышения зарплат. Еженедельно проводились дистанционные встречи, на которых люди получали информацию о новостях компании и происходящих событиях.

Были организованы онлайн-развлечения для сотрудников и членов их семей, например детский конкурс рисунков. В качестве дополнительных инструментов стимулирования в Bilfinger Tebodin внедрены гибкий график и возможность удалённой работы.

С целью удержания талантов компания предоставляет расширенный пакет ДМС, страхование жизни, тренинги по развитию hard и soft-skills, дотации на обеды, фитнес, отдых для ребёнка. На каждого сотрудника разрабатываются индивидуальные планы развития.

В целях снижения текучести персонала компания разработала систему мотивации «Коллекция достижений». Ежемесячно премировался лучший продавец, получающий право носить золотой бейдж.

Кроме того, в конце каждого месяца 3 лучшим продавцам сети дарили золотые ювелирные украшения. Pandora 9 разработала корпоративную эмблему «ШмелеЖирафоЛев», которую получал магазин, достигший лучших показателей за месяц.

Результат данных мероприятий: за 9 месяцев текучесть персонала в магазинах Москвы и Санкт-Петербурга снизилась со 110 % до 60 %.

В компании не должно быть сотрудников, относящихся к группам среднестатистических и малоэффективных, считает МакКорд. Для сотрудника мощным мотивационным фактором является профессионализм коллег сам по себе и то, что его оценили и выбрали работать в такой сильной команде.

Важно создать в компании такую атмосферу, говорит Пэтти МакКорд, чтобы сотрудники постоянно чувствовали отношение к ним как к взрослым, доверие и свою ценность для бизнеса.

В Netflix разработаны различные льготы, например оплата годового отпуска по уходу за ребёнком. Сотрудники лояльны компании во многом не из-за льгот, а из-за правильного отношения. Микроменеджмент недопустим.

МакКорд рекомендует сосредоточить усилия на развитии линейных менеджеров и лидеров групп. Такие руководители – связующее звено между собственниками бизнеса и рядовыми сотрудниками, и они во многом отвечают за реализацию стратегии акционеров. Только руководители с сильными управленческими компетенциями способны создать отличную команду, говорит МакКорд.

Данные подходы оказались успешными: Netflix побил рекорд HBO, выдвигающейся на «Эмми» в течение 17 лет.

Подводя итог, хочется сказать, что не всегда возможно удержать ценного специалиста. Бывает, что сотрудника переманивают более интересными задачами или перспективами, которые компания не может для него предложить.

В организациях с сильной стратегией удержания тоже случаются увольнения по собственному желанию. Люди уходят даже из Google. Уходят, чтобы создать свои компании, заняться благотворительностью, духовными поисками, попробовать себя в чём-то новом, осуществить детскую мечту или целиком посвятить себя семье… И компании остаётся только поблагодарить сотрудника за отличную работу и пожелать доброго пути.

Иногда бывшие сотрудники возвращаются. Обновлённые. Воодушевлённые. С новыми знаниями и навыками. Готовые применять их на старом месте. Но это уже совсем другая история.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *