Что предусматривает принцип сознательности и активности

11. Принцип сознательности и активности в обучении

Принцип сознательности и активности обучения подразумевает взаимосвязь педагогического руководства с сознательной, активной, творческой деятельностью учащихся.

Сознательность проявляется в осмысливании цели и задач обучения, в полном знании фактов, глубоком понимании материала, проникновении в сущность изучаемого, умении сознательно применять его на практике. Основой сознательности обучения является умственная, мыслительная или речемыслительная активность учащихся. Однако нельзя забывать и о роли волевой и физической активности. Активность теснейшим образом связана с самостоятельностью мысли и действий, играет большую роль в принятии решений, в умении отстаивать свои взгляды и т.п.

2. Обучайте так, чтобы учащийся понимал, что, почему и как нужно делать и никогда механически не выполнял учебных действий, предварительно и глубоко не осознав их.

3. Обеспечивайте понимание учащимися смысла каждого слова, предложения, понятия, раскрывайте их, опираясь на знания и опыт учащихся, используйте образные сравнения. Не вводите понятий, на обстоятельное раскрытие которых вы не рассчитываете.

4. Используйте силу взаимообучения учащихся. Обеспечивайте надлежащие условия для развития коллективных форм поиска правильного ответа. То, что говорит товарищ, нередко воспринимается учащимися лучше и легче, чем объяснение учителя, а потому не нужно объяснять того, что могут объяснить лучшие ученики.

5. То, что учащимся неизвестно, логически увязывайте с известным: где нет логической связи между усвоенными и усвояемыми знаниями, там нетсознательного обучения.

6. Обучение станет более успешным, если каждое правило сопровождается оптимальным количеством примеров, чтобы стало достаточно ясно, как разнообразно его применение.

7. Ничему не следует учить, опираясь на один авторитет, но всему учить при помощи доказательств, основанных на чувстве и разуме.

9. Помните, что по-настоящему знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто на практике применяет.

10. Постоянно изучайте и используйте индивидуальные интересы учащихся, развивайте и направляйте их таким образом, чтобы они согласовывались с личными и общественными потребностями.

11. Приучайте учащихся думать и действовать самостоятельно. Не допускайте подсказывания, пересказывания и копирования.

12. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем, познавательные задачи решайте несколькими логически различающимися способами, чаще практикуйте творческие задания.

Источник

Принцип сознательности и активности в педагогике

Вы будете перенаправлены на Автор24

Принцип сознательности и активности обучения – это принцип, предусматривающий взаимосвязь педагогического руководства и активной, творческой и сознательной деятельности учащихся.

Сущность принципа сознательности и активности в педагогике

Принцип сознательности и активности в педагогике предполагает осознанного процесса усвоения учащимися знаний и умений, в результате осуществления активной практической и познавательной деятельности.

Сознательность обучения – это положительное (позитивное) отношения учащихся к процессу обучения, понимании значения получаемых знаний, сущности изучаемых проблем, осознания необходимости и важности обучения.

Сознательное усвоение знаний учащимися зависит от ряда факторов и условий:

Активность учащихся – это интенсивная практическая и умственная деятельность учащихся во время педагогического процесса.

Активность является предпосылкой и одним из условий уровня сознательности усвоения знаний, умений и навыков.

Сознательность в процессе обучения проявляется при осмыслении образовательных целей и задач, понимании учебного материала, проникновении в сущность изучаемого, умении осознанно использовать полученные знания в практической деятельности. В основе сознательности лежит мыслительная и речемыслительная активность детей. Так же большое значение имеет волевая и физическая активность.

Активность в процессе обучения находится в тесной взаимосвязи с умениям самостоятельно мыслить и действовать по обстоятельства. Кроме того, активность оказывает большое влияние на умение принимать решения, отстаивать собственную точку зрения и т.п.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, в основе данного принципа заложены такие закономерности как ценность образования, осмысленность получения знаний и умений.

Основными качествами личности учащегося, необходимыми для реализации принципа сознательности и активности выступают:

Данные качества оказывают значительное влияние на овладение учащимися знаний и умений, прочность и глубину их усвоения, а также темпа освоения и уровня обучаемости.

Таким образом, активность и сознательность оказывают большое влияние на эффективность педагогического процесса и усвоение учебного материла. Опора на данный принцип является одним из основных показателей успешности реализуемого воспитательно-образовательного процесса.

Правила применения принципа на практике

Применение принципа сознательности в практической деятельности требует от педагога соблюдения ряда правил обучения:

Таким образом, опора на принцип сознательности и активности, при организации педагогического процесса, требует от педагога не только определенных навыков и умений, но и соблюдения ряда обязательных условий и правил, без которых его реализация будет невозможна.

Источник

Принцип сознательности и активности

Что предусматривает принцип сознательности и активности. Смотреть фото Что предусматривает принцип сознательности и активности. Смотреть картинку Что предусматривает принцип сознательности и активности. Картинка про Что предусматривает принцип сознательности и активности. Фото Что предусматривает принцип сознательности и активности Что предусматривает принцип сознательности и активности. Смотреть фото Что предусматривает принцип сознательности и активности. Смотреть картинку Что предусматривает принцип сознательности и активности. Картинка про Что предусматривает принцип сознательности и активности. Фото Что предусматривает принцип сознательности и активности Что предусматривает принцип сознательности и активности. Смотреть фото Что предусматривает принцип сознательности и активности. Смотреть картинку Что предусматривает принцип сознательности и активности. Картинка про Что предусматривает принцип сознательности и активности. Фото Что предусматривает принцип сознательности и активности Что предусматривает принцип сознательности и активности. Смотреть фото Что предусматривает принцип сознательности и активности. Смотреть картинку Что предусматривает принцип сознательности и активности. Картинка про Что предусматривает принцип сознательности и активности. Фото Что предусматривает принцип сознательности и активности

Что предусматривает принцип сознательности и активности. Смотреть фото Что предусматривает принцип сознательности и активности. Смотреть картинку Что предусматривает принцип сознательности и активности. Картинка про Что предусматривает принцип сознательности и активности. Фото Что предусматривает принцип сознательности и активности

Что предусматривает принцип сознательности и активности. Смотреть фото Что предусматривает принцип сознательности и активности. Смотреть картинку Что предусматривает принцип сознательности и активности. Картинка про Что предусматривает принцип сознательности и активности. Фото Что предусматривает принцип сознательности и активности

Правила обучения. Соотношение принципов и правил обучения

Дидактика стремится, прежде всего, открыть объективные законы, отражающие существенные и необходимые связи меж­ду явлениями и факторами обучений. Эти законы дают учите­лям понимание общей картины объективного развития дидактических процессов. Однако они не содержат непосредствен­ных указаний для практической деятельности, а являются лишь теоретической основой для разработки и совершенство­вания ее технологии. Практические указания по осуществле­нию обучения закреплены преимущественно в принципах и правилах их реализации, носящих название дидактических принципов и правил.

Дидактические принципы(принципы дидактики) — это ос­новные положения, определяющие содержание, организацион­ные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. В принципах обучения выражаются нормативные основы обучения, взятого в его кон­кретно-историческом виде (МЛ. Данилов). Выступая как кате­гории дидактики, принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.

В педагогической интерпретацииправило — это основан­ное на общих принципах описание педагогической деятельно­сти в определенных условиях для достижения определенной цели.Чаще всего под правилами обучения понимают те руко­водящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа. Правила являются как бы пере­ходным звеном от теории к практике. На основе правил обуче­ния нельзя прогнозировать развитие дидактических явлений — это лишний раз доказывает их практическую направленность. В правилах обычно предусматривается типичный способ дейст­вия учителей в типичных ситуациях обучения.

В еще более популярном толковании дидактические прави­ла — это конкретные указания учителю о том, как нужно по­ступить в типичной педагогической ситуации. Именно поэтому целесообразность овладения ими у некоторых теоретиков ди­дактики и учителей-практиков вызывает возражения. Они счи­тают, что скрупулезное исполнение правил может отрицатель­но повлиять на развитие творческой инициативы учителей. Поэтому главное внимание следует уделять изучению теории обучения, усвоению навыков ее творческого применения на практике.

Учебные пособия для учителей — это по сути сборни­ки педагогических правил, рекомендаций, по возможности на все случаи школьной жизни. Не удивительно, что все новое в обучении решительно пресекалось и прогресс

Истина, как всегда, находится между крайностями. Нельзя слишком увлекаться правилами и требовать их педантичного соблюдения, поскольку чрезмерно рьяное исполнение их может действительно привести к сковыванию творческой ини­циативы учителей, но нельзя также совсем от них отказываться.

Принцип сознательности и активности

Обучение должно быть осознанным, осмысленным, целенаправленным с точки зрения обучаемого. Со стороны педагога должны быть созданы для этого условия, то есть материал должен излагаться в понятной и доступной всей группе учеников форме, необходимо объяснить ученикам важность и практическую ценность изучаемого предмета, должны учитываться индивидуальные способности и особенности мышления учащихся, создаваться возможности коллективной работы и всевозможно поощряться творческое мышление.

Правила реализации принципа сознательности и активности предполагают:

Принцип наглядности

Что предусматривает принцип сознательности и активности. Смотреть фото Что предусматривает принцип сознательности и активности. Смотреть картинку Что предусматривает принцип сознательности и активности. Картинка про Что предусматривает принцип сознательности и активности. Фото Что предусматривает принцип сознательности и активности

Пользуясь наглядным материалом учитель открывает для учеников еще один канал восприятия – зрительный, что значительно повышает эффективность усвоения новой информации и способствует интенсивности обучения, так как позволяет в короткие сроки преподнести максимум нового материала. Учитывая этот принцип в разработке педагогического процесса, не стоит забывать, что избыточное количество всевозможных иллюстраций и схем рассеивает внимание и может привести к обратному эффекту.

Правила реализации принципа наглядности предполагают:

Источник

Принцип сознательности и активности

Что предусматривает принцип сознательности и активности. Смотреть фото Что предусматривает принцип сознательности и активности. Смотреть картинку Что предусматривает принцип сознательности и активности. Картинка про Что предусматривает принцип сознательности и активности. Фото Что предусматривает принцип сознательности и активности Что предусматривает принцип сознательности и активности. Смотреть фото Что предусматривает принцип сознательности и активности. Смотреть картинку Что предусматривает принцип сознательности и активности. Картинка про Что предусматривает принцип сознательности и активности. Фото Что предусматривает принцип сознательности и активности Что предусматривает принцип сознательности и активности. Смотреть фото Что предусматривает принцип сознательности и активности. Смотреть картинку Что предусматривает принцип сознательности и активности. Картинка про Что предусматривает принцип сознательности и активности. Фото Что предусматривает принцип сознательности и активности Что предусматривает принцип сознательности и активности. Смотреть фото Что предусматривает принцип сознательности и активности. Смотреть картинку Что предусматривает принцип сознательности и активности. Картинка про Что предусматривает принцип сознательности и активности. Фото Что предусматривает принцип сознательности и активности

Что предусматривает принцип сознательности и активности. Смотреть фото Что предусматривает принцип сознательности и активности. Смотреть картинку Что предусматривает принцип сознательности и активности. Картинка про Что предусматривает принцип сознательности и активности. Фото Что предусматривает принцип сознательности и активности

Что предусматривает принцип сознательности и активности. Смотреть фото Что предусматривает принцип сознательности и активности. Смотреть картинку Что предусматривает принцип сознательности и активности. Картинка про Что предусматривает принцип сознательности и активности. Фото Что предусматривает принцип сознательности и активности

Назначение принципа сознательности и активности в физиче­ском воспитании состоит в том, чтобы сформировать у занимаю­щихся устойчивый интерес и потребности к физкультурно-спортивной деятельности, а также побуждать их к оптимальной активности.

Сознательностьэто способность человека правильно разби­раться в объективных закономерностях, понимать их и в соответ­ствии с ними осуществлять свою деятельность. Основой ее явля­ется предвидение результатов своей деятельности и постановка реальных задач. Сознательность придает обучению воспитываю­щий характер и в значительной мере способствует формированию высоких морально-психологических и профессиональных качеств личности.

Активностьэто мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу. Активность в ди­дактическом плане выступает как предпосылка, условие и резуль­тат сознательного усвоения знаний, приобретения умений и навыков.

Согласно теории деятельности (С.Я. Рубинштейн, Л.С. Вы­готский, А.Н. Леонтьев), активность человека является фактором, зависящим от сознания. При этом сознание направляет и регу­лирует деятельность посредством таких категорий, как знание, мо­тивация, потребности, интересы и цели.

Данному принципу присущи следующие требования:

· постановка цели и задач занятия и осознание их занимающи­мися;

· сознательноеизучение и освоение двигательных действий в педагогическом процессе;

· осознание способов и возможностей применения приобре­тенных знаний, умений, навыков в практике жизни;

· воспитание инициативы, самостоятельности и творческого активного отношения к процессу физического совершенствования.

Повышению сознательности и активности способствует при­менение преподавателем специальных методических приемов:контроль и оценка действий занимающихся; направление вни­мания на анализ выполнения движений; обучение самокон­тролю за своими действиями посредством мышечных ощущений; иллюстрация заданий с помощью наглядных пособий; использова­ние зрительных и слуховых ориентиров в обучении упражнениям;

мысленное воспроизведение разучиваемых движений (идеомоторная тренировка); беседы по разбору техники.

Этот принцип предусматривает определение путей творческого сотрудничества преподавателя и занимающегося при достижении целей в учебно-воспитательной деятельности. Его сущность заключается в формировании у индивида устойчивой потребности в освоении ценностей физической культуры, в стимулировании его стремления к самопознанию и самосовершенствованию.

Принцип наглядности обязывает строить процесс физического воспитания с широким использованием наглядности при обучении и воспитании. Наглядность означает участие органов чувств человека в процессе познания.

Практическая наглядность в процессе физического воспитания осуществляется в таких формах, как зрительная, звуковая и двига­тельная.

Зрительная наглядность(демонстрация движений в целом и по частям, ориентиры, наглядные пособия, учебные видеофильмы и др.) содействует, главным образом, уточнению пространствен­ных и пространственно-временных характеристик движений. Роль зрительной наглядности исключительно важна на начальных эта­пах овладения новыми двигательными действиями. Зрительная наглядность ценна и при совершенствовании спортивно-техниче­ского мастерства для тончайшей дифференцировки движений.

Звуковая наглядность(в виде различных звуковых сигналов) имеет преимущественное значение в уточнении временных и рит­мических характеристик двигательных актов. Она существенно до­полняет зрительную наглядность, разделяя с ней ведущую роль на заключительных этапах обучения движениям.

Двигательная наглядностьявляется наиболее специфичной для физического воспитания. Ее значение исключительно велико, особенно при освоении сложнейших движений, когда ведущим ме­тодом является направляющая помощь и «проведение по движе­нию». Особенность двигательной наглядности заключается в том, что она, наряду с уточнением движений в пространстве и вре­мени, обеспечивает возможность ориентироваться в динамике действующих внутренних и внешних сил, особенно, инерционных и реактивных.

Что предусматривает принцип сознательности и активности. Смотреть фото Что предусматривает принцип сознательности и активности. Смотреть картинку Что предусматривает принцип сознательности и активности. Картинка про Что предусматривает принцип сознательности и активности. Фото Что предусматривает принцип сознательности и активности

Принцип доступности и индивидуализации в физическом вос­питании означает требование оптимального соответствия задач, средств и методов физического воспитания возможностям зани­мающихся.

Назначение принципа доступности и индивидуализации заклю­чается в следующем:

· обеспечить для каждого занимающегося наиболее опти­мальные условия для получения знаний и формирования двигательных умений и навы­ков, развития физических качеств, совершенствования физической работоспособности;

· исключить негативные, вредные последствия для организма человека, чрезмерных, непосильных тренировочных нагрузок, тре­бований, заданий.

Критериями для определения доступных нагрузок и заданий яв­ляются:

· объективные показатели:показатели здоровья (артериальное давление, различные функ­циональные пробы, кардиограммы и др.);показатели тренированности (динамика спортивных результа­тов, динамика роста физических качеств и технической подго­товленности, МПК, ЖЕЛ и др.);

· субъективные показатели (сон, аппетит, самочувствие, жела­ние тренироваться и участвовать в соревнованиях и др.).

Доступность задач, средств и методов физического воспитания определяется многими факторами, которые условно можно объединить в группы. К первой группе относятся факторы, характе­ризующие общие особенности данного контингента занимаю­щихся (группы, команды). Ко второй – индивидуальные особенно­сти каждого занимающегося. Третья группа факторов возникает в связи с динамикой общих и индивидуальных изменений в процессе физического воспитания. К четвертой группе следует отнести осо­бенности самих задач, средств и методов физического воспитания.

Источник

Принцип сознательности и активности

Что предусматривает принцип сознательности и активности. Смотреть фото Что предусматривает принцип сознательности и активности. Смотреть картинку Что предусматривает принцип сознательности и активности. Картинка про Что предусматривает принцип сознательности и активности. Фото Что предусматривает принцип сознательности и активности Что предусматривает принцип сознательности и активности. Смотреть фото Что предусматривает принцип сознательности и активности. Смотреть картинку Что предусматривает принцип сознательности и активности. Картинка про Что предусматривает принцип сознательности и активности. Фото Что предусматривает принцип сознательности и активности Что предусматривает принцип сознательности и активности. Смотреть фото Что предусматривает принцип сознательности и активности. Смотреть картинку Что предусматривает принцип сознательности и активности. Картинка про Что предусматривает принцип сознательности и активности. Фото Что предусматривает принцип сознательности и активности Что предусматривает принцип сознательности и активности. Смотреть фото Что предусматривает принцип сознательности и активности. Смотреть картинку Что предусматривает принцип сознательности и активности. Картинка про Что предусматривает принцип сознательности и активности. Фото Что предусматривает принцип сознательности и активности

Что предусматривает принцип сознательности и активности. Смотреть фото Что предусматривает принцип сознательности и активности. Смотреть картинку Что предусматривает принцип сознательности и активности. Картинка про Что предусматривает принцип сознательности и активности. Фото Что предусматривает принцип сознательности и активности

Что предусматривает принцип сознательности и активности. Смотреть фото Что предусматривает принцип сознательности и активности. Смотреть картинку Что предусматривает принцип сознательности и активности. Картинка про Что предусматривает принцип сознательности и активности. Фото Что предусматривает принцип сознательности и активности

Что предусматривает принцип сознательности и активности. Смотреть фото Что предусматривает принцип сознательности и активности. Смотреть картинку Что предусматривает принцип сознательности и активности. Картинка про Что предусматривает принцип сознательности и активности. Фото Что предусматривает принцип сознательности и активности

В основе данного принципа лежат установленные наукой закономерные положения: подлинную сущность человеческого образования составляют глубоко и самостоятельно осмыслен­ные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности; сознательное усвоение знаний учащимися зависит от ряда условий и факторов: моти­вов обучения, уровня и характера познавательной активности учащихся, организации учебно-воспитательного процесса и уп­равления познавательной деятельностью учащихся, применяе­мых учителем методов и средств обучения и др.; собственная познавательная активность школьника является важным фак­тором обучаемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения учебным материалом.

Практическая реализация принципа сознательности и ак­тивности обучения осуществляется путем соблюдения следую­щих правил обучения.

1. Ясное понимание целей и задач предстоящей работы — необходимое условие сознательного обучения: покажите их учащимся, объясните важность и значение, раскройте перспек­тивы.

2. Обучайте так, чтобы учащийся понимал, что, почему и как нужно делать, и никогда механически не выполнял учеб­ных действий, предварительно и глубоко не осознав их.

3. Обучая, следует использовать все виды и формы познава­тельной деятельности, объединять анализ с синтезом, индук­цию с дедукцией, сопоставление с противопоставлением, чаще применять аналогию: чем младше учащиеся, тем чаще начи­найте с индукции.

4. Обеспечивайте понимание учащимися смысла каждого слова, предложения, понятия: раскрывайте их, опираясь на знания и опыт учащихся, используйте образные сравнения. Не вводите понятий, на обстоятельное раскрытие которых вы не рассчитываете.

5. Используйте силу взаимообучения учащихся. Обеспечи­вайте надлежащие условия для развития коллективных форм поиска правильного ответа. То, что говорит товарищ, нередко учащимися воспринимается лучше и легче, чем объяснение учителя, а потому не объясняйте того, что могут объяснить то­варищам ваши лучшие ученики.

6. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Помните, что сегодняшний активный ученик — зав­трашний активный производственник, член общества.

7. То, что учащимся неизвестно, логически увязывайте с известным: где нет логической связи между усвоенными и ус­ваиваемыми знаниями, там нет сознательного обучения.

8. Не- забывайте, что главное не предмет, которому вы обу­чаете, а личность, которую вы формируете. Учите и воспиты­вайте так, чтобы учащийся не был «дополнением» к учебному предмету, но наоборот — субъектом его активного освоения. Помните, что не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

9. Ставьте обучаемых в ситуации, требующие от них обна­ружения и объяснения расхождений между наблюдаемыми фактами и имеющимся знанием.

10. Обучение станет более успешным, если каждое правило сопровождается оптимальным количеством примеров, чтобы стало достаточно ясно, как разнообразно его применение.

11. Учите находить и различать главное и второстепенное в изучаемом, выделяйте главное, добивайтесь прежде всего пони­мания и усвоения главного. Вводите оптимальное количество примеров, но так, чтобы они не затмили сущность главного.

12. Ничему не следует учить, опираясь на один авторитет, но всему учить при помощи доказательств, основанных на чув­ствах и разуме.

13. Помогайте учащимся овладевать наиболее продуктивны­ми методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.

14. Контролируйте факторы, отвлекающие внимание уча­щихся от объекта изучения, как внутренние (рассеянность мысли, занятия посторонними делами на уроке и т. п.), так и внешние (опоздания, нарушения дисциплины и т. п.), устра­няйте неблагоприятно действующие причины из учебно-воспи­тательного процесса.

15. Следует как можно чаще использовать вопрос «почему», чтобы научить учащихся мыслить причинно: понимание при­чинно-следственных связей — непременное условие развиваю­щего обучения.

16. Успех придет там, где все, что преподается, так обосно­вано доказательствами и аргументами, что не остается места ни сомнению, ни забвению.

Что предусматривает принцип сознательности и активности. Смотреть фото Что предусматривает принцип сознательности и активности. Смотреть картинку Что предусматривает принцип сознательности и активности. Картинка про Что предусматривает принцип сознательности и активности. Фото Что предусматривает принцип сознательности и активности

17. Помните, что по-настоящему знает не тот, кто переска­зывает, а тот, кто на практике применяет.

18. Постоянно изучайте и используйте индивидуальные ин­тересы своих учащихся, развивайте и направляйте их таким способом, чтобы они согласовывались с личными и обществен­ными потребностями.

19. Шире используйте в обучении практические ситуации, требуйте от учащихся самостоятельного видения, понимания и осмысления различий между наблюдаемыми в жизни фактами и их научным объяснением.

20. Обучайте так, чтобы знания приобрели силу убеждения и руководства к действию.

21. Приучайте учащихся думать и действовать самостоя­тельно. Не допускайте подсказывания, пересказывания и копи­рования.

22. Творческое мышление развивайте всесторонним анали­зом проблем, познавательные задачи решайте несколькими ло­гически различающимися способами, чаще практикуйте твор­ческие задания.

23. Мастерство задавать вопросы и выслушивать ответы — одно из важных условий стимулирования и поддержания ак­тивности. Какой вопрос — такой ответ, как учитель слушает ученика — так ученик слушает учителя.

Что предусматривает принцип сознательности и активности. Смотреть фото Что предусматривает принцип сознательности и активности. Смотреть картинку Что предусматривает принцип сознательности и активности. Картинка про Что предусматривает принцип сознательности и активности. Фото Что предусматривает принцип сознательности и активности

| Принцип наглядности обучения

Это один из самых известных и интуитивно понятных прин­ципов обучения, использующийся с древнейших времен. Зако­номерное обоснование данного принципа получено сравнитель­но недавно. В основе его лежат следующие строго зафиксиро­ванные научные закономерности: органы чувств человека обла­дают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствитель­ностью обладают органы зрения; пропускная способность кана­лов связи от рецепторов к центральной нервной системе раз­личная: оптического канала связи — 1,6 х 10 6 бит/сек; акусти­ческого — 0,32 х 10 6 бит/сек; тактильного — 0,13 х 10 6 бит/сек. Это означает, что органы зрения «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз |

больше, чем тактильные органы; информация, поступающая в мозг из органов зрения (по оптическому каналу), не требует значительного перекодирования, она запечатлевается в памяти человека легко, быстро и прочно.

Практика обучения выработала большое количество пра­вил, раскрывающих применение принципа наглядности. На­помним’некоторые из них.

1. Используйте в обучении тот факт, что запоминание ряда предметов, представленных в натуре (на картинках или моде­лях), происходит лучше, легче и быстрее, чем запоминание того же ряда, представленного в словесной форме, устной или письменной.

2. Помните — дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще: отсюда необходимость наглядного обуче­ния, которое строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых ре­бенком.

3. Золотое правило учащих: все, что только можно, пред­ставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обоняни­ем, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания.

4. Никогда не ограничивайтесь наглядностью — нагляд­ность не цель, а средство обучения, развития мышления уча­щихся.

5. Обучая и воспитывая, не забывайте, что понятия и аб­страктные положения доходят до сознания учащихся легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; для раскрытия их необходимо использовать различ­ные виды наглядности.

6. Следует использовать наглядность не только для иллю­страции, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций. Современная наглядность позволяет организовать эффективную поисковую и исследова­тельскую работу учащихся.

7. Обучая и воспитывая, помните, что наглядные пособия способствуют образованию наиболее отчетливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях.

8. Следите за тем, чтобы наблюдения учащихся были систе­матизированы и поставлены в отношение причины и следствия независимо от порядка, в котором они наблюдались.

9. Применяя наглядные средства, рассматривайте их с уча­щимися сначала в целом, потом — главное и второстепенное, а затем — снова в целом.

10. Используйте различные виды наглядности, но не увле­кайтесь чрезмерным количеством наглядных пособий: это рас­сеивает внимание учащихся и мешает воспринимать главное.

11. Используйте наглядность, активизируйте чувственный опыт учащихся, опора на ранее сложившиеся представления конкретизирует и иллюстрирует изучаемые понятия.

12. Старайтесь сами изготовлять вместе с учащимися на­глядные пособия: лучше всего то пособие, которое изготовлено самими учащимися.

13. Никогда не показывайте того, чего сами хорошо не зна­ете; старательно готовьте наглядность к применению.

14. Научно обоснованно применяйте современные средства наглядности: учебное телевидение, видеозапись, кодослайды, полиэкранную проекцию и др.; в совершенстве владейте тех­ническими средствами обучения, методикой их использования.

15. Применяя наглядные средства, воспитывайте у учащих­ся внимание, наблюдательность, культуру мышления, кон­структивное творчество, интерес к учению.

16. Используйте наглядность как одно из средств связи с жизнью.

17. Помните, что в условиях кабинетной системы обучения возможности использования наглядности расширяются: это требует вдумчивого отношения к ней, внимательного планиро­вания и тщательной дозировки.

18. С возрастом учащихся предметная наглядность должна все более уступать место символической; при этом предметом особой заботы учителя должна быть адекватность понимания сущности явления и его наглядного представления.

19. Помните, что наглядность — сильнодействующее сред­ство, которое при невнимательном или неумелом использова­нии может увести учащихся от решения главной задачи, под­менить цель ярким средством.

20. При чрезмерном увлечении наглядностью она становит­ся препятствием на пути глубокого овладения знаниями, тор­мозом развития абстрактного мышления, понимания сущности общих и всеобщих закономерностей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *