Что предусматривала хрущевская реформа управления промышленностью

Как Хрущев реформировал промышленность

В этой публикации я хочу затронуть вопрос о «реформаторской» деятельности Н.С. Хрущёва в ПРОМЫШЛЕННОСТИ. Именно при Хрущёве были погублены сталинские большие проекты, благодаря которым продолжала развиваться инфраструктура огромной страны, и являлись точкой опоры нашей страны. Кроме того, при Хрущёве Советский Союз стал ориентироваться не на собственное производство, а на ввоз товаров, и была создана зависимость от импорта, которая после гибели СССР приобрела характер, угрожающий национальной безопасности страны.

21 марта 1953 года, т.е. практически сразу после похорон Сталина было принято постановление № 149 Совета Министров СССР «Об изменении строительной программы 1953 года». Государственный департамент США, уделявший пристальное внимание обстановке в Советском Союзе, особенно после смерти Иосифа Виссарионовича, в феврале 1954 года спрогнозировал ход дальнейших событий: «промышленное развитие СССР и развитие транспортных связей между его регионами может замедлиться ввиду отмены промышленной программы 1953-1954 годов… В стране сделан упор на сельское хозяйство и, в основном, на освоение обширных целинных земель, что продлится, самое меньшее, пять-шесть лет. Это обстоятельство может привести к замедлению индустриального развития СССР».
Таким образом, даже американцы смогли достаточно быстро разобраться в ситуации и сделать удовлетворительные для себя выводы.

Постановление № 149 фактически отменяло сталинскую экономическую политику. Прикрываясь тем, что развитие ряда инфраструктурных проектов в сфере гидротехнических сооружений, железных, шоссейных дорог и предприятий, «не вызывается неотложными нуждами народного хозяйства, Совет Министров СССР постановил прекратить строительство:

Гидротехнических сооружений:
— Главный Туркменский канал
— Самотечный канал Волга-Урал
— Волго-Балтийский водный путь (вторая нитка)
— Гидроузлы на Нижнем Дону
— Усть-Донецкий порт

Железных и автомобильных дорог:
— Железная дорога Чум-Салехард-Игарка («Заполярный Транссиб»), в т.ч. судоремонтные мастерские, порт и поселок в районе Игарки
— Железная дорога Комсомольск-Победино
— Тоннельный переход под Татарским проливом
— Железная дорога Апатиты-Кейва-Поной
— Железная дорога Варфоломеевка-Чугуевка-бухта Ольга
— Железная дорога Чугуевка-Сергеевка
— Железная дорога Архангельск-Ручьи-Мезень
— Железная дорога Красноярск-Енисейск
— Железная дорога Петропавловск-Камчатский – Усть-Большерецк
— Автомобильная дорога Усть-Большерецк-Озеровский рыбокомбинат
— Автомобильные дороги на Кольском полуострове, в Архангельской и Мурманской областях, на побережье Балтийского моря

Промышленных предприятий:
— Кировский химический завод
— Черногорский завод искусственного жидкого топлива
— Араличевский завод искусственного жидкого топлива
— Верфь металлического судостроения в Осетрово

Министерства обязали в двух-недельный срок разработать и представить в Совет Министров СССР мероприятия по консервации или ликвидации указанных строительств. В частности, Министерство обороны должно было прекратить комплектование двух строительно-дорожных дивизий, на которых возлагалось выполнение работ по строительству железной дороги Петропавловск-Камчатский – Усть-Большерецк и автомобильной дороги Усть-Большерецк-Озеровский рыбокомбинат; расформировать дорожно-строительные части, сформированные для работ по строительству дорог на Кольском полуострове, в Архангельской и Мурманской областях, на побережье Балтийского моря

Необходимо отметить, что ещё в начале 1950-х годов около 20 экономических и транспортных НИИ СССР и до 40 общесоюзных и республиканских министерств экономического профиля представили совместно разработанный прогноз несоответствий в советской экономике. Сообщалось, что во многих регионах необходимо развивать энергетику, промышленные мощности, в том числе на базе местного сырья, а также транспортную инфраструктуру. Иначе эти регионы будут становиться всё более отсталыми по сравнению с другими регионами. Причем самой глобальной эта проблема была для РСФСР. И эти проблемы планировали решать с 1953 года.

Что касается других советских республик («заморожены» или отменены лишь некоторые программы), а также стран социалистического лагеря, то там «Сталинские» планы не были отменены. Москва не изменила направления финансово-экономической и научно-технической помощи СССР, включающие промышленные, транспортные, энергетические и другие проекты. В результате темпы экономического роста во всех странах социализма с середины 1950-х годов до начала 1980-х были, минимум на треть, ВЫШЕ, чем в СССР и ВДВОЕ БОЛЬШЕ, чем в РСФСР.

Таким образом, за счёт коренных русских земель шло приоритетное развитие национальных окраин, и поддерживали «братские» социалистические страны, большая часть которых после 1991 года легко переметнулась в лагерь НАТО, наплевав на заслуги русских в развитии из стран.

После того, как Хрущёв завладел всей полнотой власти, индустриализация РСФСР была приостановлена. Промышленная программа 1953-1955 г. была отменена. В СССР сделали упор на сельское хозяйство и, в основном, на освоение обширных целинных и залежных земель.

Таким образом, политика Хрущёва нанесла огромный урон хозяйству Советского Союза и особенно РСФСР. Во-первых, из-за отмены или длительной консервации многих портов и сухопутных дорог Советский Союз в 1960-х — 1980-х годах понес большие убытки в области морских перевозок, строительства портов и, в целом, в востребованности отечественного транспорта. СССР пришлось тратить крупные средства на транзит своих грузов через соседние государства. Причём это не только проблема потери денежных средств, но и стратегической безопасности, устойчивости СССР и современной России в условиях возможного начала мировой войны.

Во-вторых, не был решен вопрос дисбаланса в межрегиональных транспортно-экономических связях.
В-третьих, возникла проблема индустриального и комплексного развития многих регионов РСФСР, а также современной России. В первую очередь это касается обширных северных, сибирских и дальневосточных территорий. К примеру, многие области Русского Севера, Северного Урала, Сибири, Дальнего Востока России до сих пор или соединены крайне слабо или вообще не соединены ни друг с другом, ни с другими регионами страны.

В-четвёртых, ресурсы, средства и творческий, созидательный потенциал людей тратили на первоочередное развитие национальных республик СССР и стран социалистического блока, в ущерб развитию собственно ядра русской (советской) цивилизации — РСФСР.

Во времена правления И.В. Сталина, во время индустриализации и послевоенного восстановления, приоритеты отдавались тяжелой промышленности, производству средств производства. Тогда это было жизненно необходимо. Однако при Хрущёве перекос в пользу тяжелой промышленности превысил даже сталинский. Если в 1954 году на тяжелую промышленность приходилось 70% продукции, то к началу 1960-х годов крен достиг 75%. В результате безграмотной, непродуманной экономической политики, товары народного потребления просто стали исчезать с прилавков. И это при одновременном разрушении сельского хозяйства — целинная, кукурузная, мясная, молочная кампании потерпели закономерный крах.

Это уже не первая моя критическая статья про «кукурузника» Хрущева. Я помню, как ругала его моя мама, когда он после приезда в Хабаровск отменил многие льготы местным жителям, что не позволило привлекать на Дальний Восток, особенно в северные районы, трудовые резервы. Для меня, коренного дальневосточника в третьем поколении, та ситуация на Дальнем Востоке, что наблюдается сейчас (развал промышленности и сельского хозяйства, отток населения на запад России) воспринимается очень болезненно. Да и много другого вреда нанес нашей стране этот малообразованный руководитель, не прислушивающийся к советам ученых и более грамотных соратников. Но это другие истории, о которых я уже писал.

Источник

Экономическая реформа 1957 года в СССР

Экономи́ческая рефо́рма 1957 года в СССР — реформа управления народным хозяйством, осуществлённая в 1957—1965 годы. Характеризовалась заменой централизованной территориальной системы управления, которая использовалась с середины 1930-х годов, децентрализованной, территориально распределенной системой, которая в советской литературе получила название «системы управления по территориально-производственному принципу». Связывается с именем Первого секретаря ЦК КПСС, председателя Совета Министров СССР Н. С. Хрущёва.

Содержание

История

В конце января 1957 года широкому кругу руководителей страны для обсуждения была разослана записка Первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущёва об улучшении руководства промышленностью и строительством. Причиной её появления стал нарастающий дефицит бюджета СССР, и для покрытия валютных расходов приходилось продавать за рубеж всё больше золота. Суть записки заключалась в предложении отменить ведомственное подчинение предприятий и отдать их в ведение регионов. Отраслевые министерства за ненадобностью подлежали ликвидации. Предполагалось, что такая реорганизация существенно увеличит рост промышленного производства, повысит качество выпускаемой продукции, ресурсы будут распределяться рациональнее, и проблемы, с которыми столкнулась советская экономика, будут решаться быстрее.

Децентрализация управления промышленностью

Для реализации реформы в СССР были созданы 105 экономических административных районов, 70 из которых приходились на РСФСР. В каждом таком районе функционировал совет народного хозяйства со своими отраслевыми и функциональными управлениями и отделами, где вопросы экономического управления решались применительно к данному экономическому административному району в зависимости от его специализации.

В марте 1958 года Хрущёв, оставаясь руководителем партии, также занял пост главы советского правительства, что по мнению руководства страны должно было способствовать продвижению реформы управления народным хозяйством.

Укрупнение совнархозов

С начала 1960-х годов началось постепенное возвращение привычной для партийно-хозяйственной номенклатуры централизации в системе управления экономикой. Сначала на республиканском уровне были созданы совнархозы союзных республик — РСФСР, Украины, Казахстана. В ноябре 1962 года был создан СНХ СССР; затем начался процесс укрупнения местных совнархозов путем слияния экономических административных районов в более крупные экономические районы; число их сократилось со 105 до 43.

Укрупнения в системе совнархозов вызвали необходимость проведения реорганизации системы экономического планирования: на местах стали создаваться региональные советы по координации и планированию работы. На союзном уровне Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1963 года был образован Высший совет народного хозяйства Совета Министров СССР (ВСНХ СССР). К середине 1960-х годов, вопреки изначально намеченной программе руководства страны во главе с Н. С. Хрущёвым на посту председателя Совета Министров СССР, идея централизованного управления экономикой страны фактически одержала верх.

К середине 1960-х годов неспособность совнархозов решить экономические проблемы Советского Союза стала очевидной. 14 октября 1964 года Хрущев был отстранён от руководства партией и правительством. В сентябре 1965 года состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором было заявлено следующее:

Управление промышленностью по территориальному принципу, несколько расширив возможности межотраслевой специализации и кооперирования промышленного производства в пределах экономических районов, в то же время сдерживало развитие отраслевой специализации и рациональных производственных связей между предприятиями, находящимися в разных экономических районах, отдалило науку от производства, привело к раздробленности и многоступенчатости руководства отраслями промышленности, к потере оперативности в работе… Пленум ЦК считает необходимым организовать управление промышленностью по отраслевому принципу, образовать союзно-республиканские и общесоюзные министерства по отраслям промышленности.

Причины провала реформы

Практика децентрализованного управления советской экономикой посредством совнархозов себя не оправдала по нескольким причинам.

Другой причиной свертывания реформы было растущее недовольство республиканской партийной и советской номенклатуры, которая усматривала в системе совнархозов попытку расшатывания устоев централизованного советского государства.

Итоги реформы

Реформа 1957 года не принесла желаемых результатов и закончилась возвращеним к централизованной системе управления. Реформа также не смогла решить проблему роста расходования золотого запаса страны, которая являлась одной из причин реформы. В период с 1953 по 1965 годы через Моснарбанк правительство СССР реализовало свыше 3 тысяч тонн золота, причём бо́льшую часть этого количества — 1244 тонны — продали в 1963—1964 годы, когда реформа набрала полную силу. В 1964 году возник ощутимый недостаток хлеба и руководство СССР впервые в истории страны решилось на закупку зерна за границей.

В ходе реализации реформы наглядно проявились системные недостатки советской экономики и методов планирования и управления, которые тормозили рост производительности труда в народном хозяйстве. Это стимулировало общесоюзную экономическую дискуссию в 1962—1964 годы, которая в 1965 году вылилась в Косыгинскую реформу.

Источник

РЕФОРМЫ ЭПОХИ Н.С.ХРУЩЕВА

Преобразования Н.С. Хрущева затронули разные стороны жизни советского общества и были отчасти связаны с критикой культа личности И.Сталина.

Реформа управления

В конце января 1957 г. широкому кругу руководителей страны для обсуждения была разослана записка Н.С. Хрущёва об улучшении руководства промышленностью и строительством. Суть записки заключалась в предложении отменить ведомственное подчинение предприятий и отдать их в ведение регионов.

После обсуждения, в мае 1957 г. был принят закон об управлении промышленностью через Советы народного хозяйства (совнархозы), подчиненные непосредственно Советам министров союзных республик. Реформа заключалась в делении территории СССР на так называемые «экономические административные районы» с созданием в пределах областей, краев и республик Союза ССР сети территориальных советов народного хозяйства, в ведение которых были переданы предприятия, ранее находившиеся в подчинении промышленных и агропромышленных министерств. Одновременно упразднялось множество министерств, как федерального так и республиканского значения.

В 1962-1963 гг. произошло дальнейшее укрупнение совнархозов, над ними надстраивались новые органы (республиканские и общесоюзные СНХ). В марте 1963 г. был создан Высший Совет народного хозяйства, фактически возрождавший централизованную структуру управления экономикой.

Для проведения единой технической политики, вместо упразднённых промышленных министерств были образованы государственные производственные комитеты — отраслевые органы управления, которые сосредоточили в своем ведении научно-исследовательские, конструкторские и проектные организации, для оказания прямой помощи подведомственным совнархозам предприятиям. От децентрализации перешли к централизации, но попытки скорректировать реформу все равно не смогли дать необходимый импульс для экономического развития, поскольку сформированная еще в 30-е гг. командно-административная система управления продолжала существовать и при попытке введения некоторых черт территориального управления.

В июле 1964 г. Хрущев предложил идею очередной перестройки управления сельским хозяйством: намечалось создание около дюжины специализированных главков, отвечавших за производство отдельных видов продукции. Подъем сельского хозяйства и увеличение производства средств потребления, он предлагал осуществить за счет сокращения расходов на армию и на вооружение.

Промышленность

В 50-х годах СССР осуществил первый этап научно-технической революции XX в., выразившийся в развитии новых отраслей хозяйства, таких как электроника, атомная энергетика, космонавтика. При этом опережающими темпами развивалась тяжелая промышленность, предприятия группы «Б» (легкая, пищевая и др. отрасли) развивались медленней, однако и их рост был двукратным. На годы Хрущева пришлось 2 пятилетки (1951-1955; 1955-1958) и семилетка (1959-1965).

Среднегодовые темпы роста промышленного производства в СССР в 1951-1955 гг. составляли, по официальным данным, 13,1%, а 1956-1960 гг. – 10,3%, в 1961-1965 гг. – 8,6%.

27 июня 1954 г. дала ток первая в мире атомная электростанция в Обнинске. В июне 1959 г. была перекрыта Ангара, где возводилась Братская ГЭС, ставшая после введения всех мощностей, в 1964 г. мощнейшей в мире.

Курс на перестройку топливно-энергетического комплекса страны был взят в 1956-1961 гг., СССР постепенно отходил от использования угля в пользу газа и нефти. Развитие газовой промышленности на территории Северного Кавказа и Поволжья позволило газифицировать более 160 городов. В 1962 г. началось освоение первых богатых нефтью месторождений в Сибире. К 1963 г. суммарная добыча нефти и газа впервые в истории СССР превысила долю угольного топлива.

Аграрная реформа

Новый курс, провозглашенный в августе 1953 г. на сессии Верховного Совета СССР, провозглашал среди прочих подъем сельского хозяйства, переживавшего непростые времена. Основы новой аграрной политики были утверждены на сентябрьском пленуме ЦК КПСС в 1953 г. С этого времени укреплялось экономическое положение колхозов, был уменьшен размер сельхозналога, повышались закупочные цены. Хозяйствам предоставили кредиты, поступала новая техника. Для укрепления руководящих кадров колхозов на работу в них направлялись партработники («тридцатитысячники»).

В 1954 г. стартовала кампания по освоению целинных земель в Казахстане, Сибири, Урале и Поволожье. Уже в первые три года кампании удалось освоить 32 млн га новых земель. Последовал резкий скачок с небывалыми урожаями. Большую роль в освоении целины сыграл комсомольский призыв. Но из-за ветровой эрозии почв большую часть освоенных земель пришлось перевести под пастбища. Нечерноземный центр страны пришел в полный упадок, из-за повышенного внимания к целине (вся техника, молодежь направлялась туда).

В 1957 г. Хрущев заявил, что в ближайшие годы СССР не только догонит, но и перегонит США в производстве мяса, молока и масла на душу населения. Это соревнование обернулось конфузом, связанного с приписками и массовым забоем скота. Наиболее известным стал случай, произошедший в Рязани, секретарь местного обкома А.Н. Ларионов получил звание Героя Соцтруда, но в конце 1960 г. обман раскрылся и секретарь застрелился.

В феврале 1958 г. было принято решение о реорганизации машинно-моторных станций (МТС) в ремонтно-тракторные станции при колхозах. Подобное слияние легло тяжким бременем на небогатые колхозы, которые были вынуждены приобретать технику. Для решения этой проблемы Хрущев предложил пойти на укрупнение колхозов – преобразовать их в совхозы. Затем были созданы и совнархозы.

В целях скорейшего достижения задач коммунистического строительства власти повели наступление на личные подсобные хозяйства. У колхозников вновь были урезаны земельные участки (с 1,5 сотки в расчете на один колхозный двор в 1955-1956 гг. до одной сотки в 1959-1960 гг.; в 1950-1952 гг. приходилось 32 сотки), насильственно выкупался скот. На этом фоне развернулась кампания общественного осуждения торгашей и стяжателей, борьба против захватчиков колхозных земель. В итоге произошел упадок личного подсобного хозяйства.

После визита руководителя СССР в США в 1959 г. кукурузная эпопея стала также частью имиджа Хрущева – эту культуру стали усиленно насаждать везде, даже там, где она в принципе расти не могла. Сокращение посевов ржи и пшеницы ради кукурузы привело к общему снижению сбора зерновых. Поэтому неурожай 1962 г. привел к нехватке пшеницы и ржи. Дефицит пришлось восполнять закупкой пшеницы у США. После этого стало понятно, что сельское хозяйство нуждается в иных выходах из кризиса. В декабре 1963 г. пленум ЦК принял специальное постановления по развитию химической промышленности, перед которой ставилась задача по развитию минеральных удобрений в сельском хозяйстве. Отдача от этих мер пришлась уже на 70-е гг.

Социальные реформы

Установлены нормы рабочего времени, в частности – 6-часовой рабочий день для подростков 16-ти лет. В 1956 г. рабочий день рабочих и служащих по субботам и в предпраздничные дни был сокращен на 2 часа, с 1957 г. начался переход на семичасовой рабочий день. В марте 1957 г. были снижены налоги на рабочих и служащих.

Активно расширялся фонд жилья, при этом жилищное строительство базировалось на индустриальных методах, символом нового типового домостроения стали московские Черемушки. В конце 50-х – первой половине 60-х гг. по темпам строительства и количеству вводимой жилой площади СССР вышел на первое место в мире. Жилой фонд страны увеличивается на 40% за семилетку. Это подтолкнуло развитие связанных со строительством отраслей экономики. Правда, построенное жилье, вошло в историю под названием «хрущобы», но зато в стране был разрешен жилищный кризис, коммуналки постепенно стали уходить в прошлое. За 1956-1960 гг. в новые квартиры переселилось почти 54 млн. человек.

С сентября 1956 г. было принято решение об отмене оплаты обучения в старших классах и вузах. В 1958 г. вместо семилетки была создана обязательная восьмилетняя политехническая школа. Желающим получать полное среднее образование нужно было продолжать обучение в средней политехнической школе (в ПТУ, в вечерней или заочной школе), а для тех, кто хотел продолжить образование в вузе вводился обязательный производственный стаж. Но подобная реформа не достигла нужного эффекта, уровень образования упал, и с 1964 г. средняя школа вновь стала десятилетней.

При Хрущеве произошло радикальная реформа пенсионного законодательства, с июля 1956 г. пенсию стали получать мужчины после 60 лет и женщины с 55 лет. С февраля 1958 г. началась постепенная паспортизация крестьян-колхозников. В июле-ноябре 1964 г. был принят комплекс мер о выплате пенсии крестьянам, что стало последней инициативой в карьере Н.С. Хрущева. Впервые в истории советской деревни, пенсии по старости стали получать мужчины в возрасте 65 лет, женщины – 60 лет. Выплаты производились из фонда, созданного за счет средств из колхозов и государственного бюджета. Но при этом надо отметить, что пенсии колхозников были существенно ниже, чем у рабочих и служащих.

Итоги реформ

Положительным результатом реформ Н.С. Хрущева были внушительные по сравнению с экономически развитыми странами количественные экономические показатели. В частности, к 1965 г. национальный доход СССР увеличился на 53% по сравнению с 1958 г., производственные фонды выросли на 91%, производство промышленной продукции — на 84%. Реальные доходы населения выросли на одну треть.

В то же время многочисленные реформы так и не смогли решить вопрос модернизации экономики. После неудач противоречивой преобразовательной деятельности Н.С.Хрущева в обществе возник синдром усталости от постоянного реформирования, и после него началась эпоха «застоя».

Источник

Хрущевская реформа управления народным хозяйством предусматривала

Состояние экономики после Второй мировой войны в СССР оставляло желать лучшего. И хотя на момент 1957 года уже прошло какое-то время, всё равно последствия продолжали заметно сказываться. К ним некоторые исследователи относят и характер управленческой политики, которая проводилась по отношению к экономике всех отраслей. Всё было крайне централизованным, что в целом не лишено своей логики в военное время, когда команды и приказы должны поступать из единого центра, однако совершенно не подходит для мирного времени и развития.

Что предусматривала хрущевская реформа управления промышленностью. Смотреть фото Что предусматривала хрущевская реформа управления промышленностью. Смотреть картинку Что предусматривала хрущевская реформа управления промышленностью. Картинка про Что предусматривала хрущевская реформа управления промышленностью. Фото Что предусматривала хрущевская реформа управления промышленностью

Чтобы поддерживать свою экономику на плаву, а главное – рубль, СССР вынужден был продавать золотые запасы. Причём темпы нарастали. Что, в свою очередь, довольно сильно тревожило Хрущева, первого секретаря ЦК КПСС. И в итоге он разослал в январе 1957 года записку с предложением о реформе.

Здесь нужно немного предыстории. После смерти Сталина и до 1955 года власти делали попытки усилить сектор лёгкой промышленности, начать активнее выпускать товары для повседневного потребления, тем более что во многих тогда наблюдалась серьёзная потребность. Красноречивым доказательством может служить то, что такой привычный предмет как холодильник был далеко не у всех. Его наличием в доме могли похвастаться примерно 5% населения. Для сравнения – в Америке он был у 90%. Всё это вызывало определённое недовольство у народа уровнем жизни.

Также делались попытки поднять сельское хозяйство, которое пришло в упадок. Очень многое было утеряно, далеко не везде понимали, как именно следует возделывать землю. В СССР одной из сильнейших проблем оказался кадровый голод. Многие историки считают, что виной была не только Вторая мировая война, хотя, разумеется, понесённые потери нельзя не принимать во внимание, но и репрессивная политика Сталина, в результате которой погибло огромное количество людей, обладавших ценными знаниями: опытные землевладельцы, крестьяне, разбиравшиеся в грамотном обработке земли (кулаки), агрономы и т.д. Теперь же низкая урожайность стала серьёзной проблемой. Однако попытки развернуть советскую экономику в новое русло оказались не очень эффективными, и к 1955 году стало понятно, что тенденции, в рамках которых тяжёлой промышленности отдаётся предпочтение, возобладали.

В чём смысл реформы?

Предложение Хрущева сводилось к децентрализации управления народным хозяйством. Он указывал на недостатки отраслевого принципа, при котором всё решалось только после директивы сверху, по указке. Секретарь также отметил, что с такой огромной территорией как СССР довольно трудно справиться исключительно Москве, потому что полностью теряется оперативность. Кроме того, в столице далеко не всегда понятно, что будет лучше на местах. Управление, фактически, подразумевало создание огромной цепочки передачи сведений, указов, распоряжений, в рамках которой по принципу испорченного телефона могла быть утеряна принципиально важная информация.

Отдельная проблема была с инициативой. Она при советском строе вообще оказалась откровенно слабо развитой, а с учётом того, что после сталинских репрессий люди часто боялись обратить на себя внимание, то неудивительно, что очень многие разумные предложения по оптимизации производства просто «клались под сукно». Даже если талантливый инженер выдвинул заслуживающую внимание идею, она всё равно могла даже не дойти до самого верха. Достаточно было кому-то в цепочке просто испугаться такой инициативы.

Хрущёвские идеи в своей основе оказались довольно разумными. СССР действительно страдал от чрезмерной централизации, что пронизывало буквально всё государство. Отчасти такой подход был связан с наследием военного времени, но немалую роль здесь сыграла ещё и сталинская диктатура, когда стремились решения буквально по всему, что имело какое-то значение, принимать в центре.

В итоге могла сложиться совершенно абсурдная ситуация, при которой советский столичный чиновник разбирался с чем-то, что происходило в регионе, где он никогда не бывал. К тому же он мог иметь об этом месте самое общее и довольно слабое представление, особенно если учесть, что советская карьера в первую очередь подразумевала верность партии, нередко – интриги, и только во вторую – хорошее образование.

Поэтому страна страдала от бюрократизации. Огромное количество предложений отклонялись, потому что мало кто хотел брать ответственность за реализацию той или иной идеи. Всегда было легче найти недостатки, чем взять на себя смелость разобраться и объяснять вышестоящему руководству причины провала. А когда что-то всё-таки принималось, то решение нередко затягивалось.

Период децентрализации: 1957-1962 годы

Что предусматривала хрущевская реформа управления промышленностью. Смотреть фото Что предусматривала хрущевская реформа управления промышленностью. Смотреть картинку Что предусматривала хрущевская реформа управления промышленностью. Картинка про Что предусматривала хрущевская реформа управления промышленностью. Фото Что предусматривала хрущевская реформа управления промышленностью

Итак, хрущевская реформа управления народным хозяйством предусматривала полную передачу предприятий (всего их было на тот момент около 200 тысяч) из ведения отраслевых министерств образованным для этой цели совнархозам, которые действовали до этого с 1917 по 1932 годы. Из существовавших до реформы 37 министерств осталось сего 12. За теми, что сохранились, были закреплены преимущество функции общего планирования и проведения работы для обеспечения высокого технического уровня производства.

Чтобы проведение реформы стало вообще возможным, в СССР решили создать 105 административных регионов. При делении базовым оставался экономический вопрос. Стоит отметить, что непосредственно на РСФСР приходилось 70. Соответствующие изменения происходили также в Республиках.

Необходимо указать, что у реформы были позитивные моменты, в том числе и те, которые стали заметны практически сразу. Во-первых, партия, фактически, впервые стала всерьёз отходить от тенденции всеобщей и постоянной централизации, стремления буквально всё контролировать, признала наличие отрицательных моментов у такого курса. Во-вторых, начала происходить кооперация между предприятиями разных отраслей в рамках одного района. В результате это стало довольно неплохой основой для создания ряда крупных комплексов. Повысилось значение инициативы, а весь производственный процесс, вместе с принятием решений, планированием и т.д. оказался заметно ближе к непосредственным исполнителям, рядовым мастерам, начальникам цехов, бригадирам, инженерам.

Однако хватало и недостатков. Один из основных минусов заключался в том, что изменения происходили слишком быстро. До начала всех преобразований в СССР была уже устоявшаяся экономическая структура, которую нужно было менять более плавно. Нельзя в одночасье взять и отменить все министерства, иначе произойдёт то, что и случилось: стали разрушаться старые связи при ещё отсутствующих новых. Теперь предприятия из различных отраслей оказывались в ведении разных органов, кроме того, многое зависело от решений на местах, а они не всегда были согласованными.

Историки обращают внимание на то, что неравномерность экономического развития СССР стала гораздо заметнее. Азиатские регионы отличались заметной отсталостью. Некоторые районы вообще были ориентированы преимущественно на сельское хозяйство (часть Белоруссии, часть Украины, Молдова, определённые Республики Азии), поэтому в плане промышленности не могли соревноваться с рядом крупнейших центральных, а также с северо-западным направлением.

Усугубилась и проблема нехватки квалифицированных кадров. В ситуации, когда подготовленных специалистов было мало, вопрос распределения решался центром. Но после того как решения были отданы регионам, выяснилось, что многие не спешат отправлять лучших профессионалов туда, где не хватает опытных или подающих большие надежды инженеров, строителей, бригадиров, экономистов, бухгалтеров и т.п.

При этом советская власть, как это нередко случалась, далеко не сразу признала проблемы в реализации реформы. Обращалось внимание исключительно на позитивные моменты, что ярко продемонстрировали в 1959 году, когда заявили о полной победе социализма в СССР. Составили и озвучили план на ближайшие 7 лет, в рамках которого нужно было перегнать капиталистические страны по количеству производящегося продукта на единицу населения в мире. Не особо реалистичную программу представили в 1661 году, причём здесь уже смело замахивались на большие цифры: речь шла уже и о 20 годах.

Этап возвращения к централизации

В 1962-1964 годах происходит постепенное возвращение к прежнему варианту управления народным хозяйством. Причём первые подвижки были замечены в эту сторону ещё в 1960. Для начала решили укрупнить совнархозы, создав их на республиканском уровне. Дальше пошло слияние существовавших регионов, в итоге их сократили больше, чем в 2 раза. Вместо старых министерств появлялись новые органы, но основной смысл возвращался: центральная единая политика.

Партия также решила разделить свои органы управления на два направления, одному отдавалась производственная сфера, а другому – сельскохозяйственная. Но в итоге это привело не к желанному упрощению, а только к увеличению советской номенклатуры, нарастанию аппарата чиновников, что стало ещё большей нагрузкой на государство. Помимо этого, теперь появилась проблема согласования вопросов между двумя наборами органов в случаях, когда что-то касалось как одного, так и другого сектора.

Окончание преобразований

В 1964-1965 годах стало понятно, что реформа провалилась и сворачивается. В 1965 году были убраны совнархозы, принято решение вернуться к отраслевым министерствам.

Историки обращают внимание на то, что с Хрущёвым описанные действия уже практически не согласовывались, его отстранили, по факту, от реального управления государства, указав на то, что продолжать заниматься делами не позволяет печальное состояние здоровья.

Анализ неудачи: причины

У произошедшего несколько причин. И одной из основных стало то, что реформа не меняла суть советского подхода к управлению, она, в основном, затрагивала форму. Не произошло реальной передачи возможности и права принимать решения от центра на места. Вместо этого регионы должны были разбираться с возникающими проблемами самостоятельно, но при этом все ждали одобрения или указания сверху, опасались допустить ошибки, которые при отсутствии опыта и при таких резких изменениях были неизбежны.

Таким образом, окончательное решение было всё равно оставлено за центром. Регионы вряд ли могли на практике принять то, что не одобрила столица. Поэтому всё равно очень многие вопросы нужно было согласовывать, только теперь механизм заметно усложнился и вышел из-под контроля.

Не стоит забывать о том, что происходящее сильно не нравилось партийной номенклатуре. Они боялись, что региональные чиновники слишком сильно окрепнут, приобретут реальную власть, которая начнёт угрожать центральной. Вместе с передачей управления нужно было упускать из рук и поток финансирования, что откровенно возмутило «верхушку». В итоге можно предположить, что на практике та занималась откровенным саботажем, по крайней мере, в лице отдельных представителей.

Кроме того, нельзя не обратить внимание на внезапность такой реформы и отсутствие необходимой подготовки. Причём последнее было особенно актуально для регионов. Многие совнархозы просто не знали, с чего начать работу. На местах оказывались люди, которые не понимали, как налаживать утраченные связи, не вникали в специфику отдельных доставшихся им предприятий. А то, что среди последних многие имели стратегическое значение, усиливало страх принять решение. В итоге регионы нередко просто отказывались что-то делать.

Важно и то, что после сталинской диктатуры значительная часть управленцев пугалась принимать решения, многие не хотели потерять то, что у них было. Да и страна слишком сильно привыкла к централизованному характеру ведения дел. Чтобы что-то поменять по существу, нужно было работать также с общественным сознанием, вместо активной пропаганды вести разъяснительную работу, что полностью игнорировалось. В результате провал оказался предопределённым.

Итоги

Говоря об итогах реформы, нельзя не отметить, что её результаты были неоднозначными. Действительно, изменения закончились почти ничем, страна вернулась к старому стилю ведения народного хозяйства. Однако впервые был настолько серьёзно поднят вопрос о пагубности политики постоянной централизации, о негативных последствиях этого явления для экономики. Также признавалось на самом высоком уровне значение регионов и инициативы, необходимость быть ближе к самим предприятиям, учитывать специфику регионов.

Изменения не помогли решить всех проблем: у СССР по-прежнему оставался риск девальвации рубля, кроме того, государство не прекратило продавать золото для поддержки национальной валюты и получения возможности покупать продовольствие, а даже нарастило темпы. В отдельных регионах не хватало элементарного, что вызвало протесты.

Тем не менее общий уровень жизни вырос, увеличилось количество жилья на единицу населения, сократился разрыв с западными странами. Кроме того, что немаловажно, реформа обратила внимание на саму необходимость соответствующих перемен, подняла очень много актуальных вопросов. И в дальнейшем предпринимались попытки модернизировать производство и экономику, что было предопределено этими изменениями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *