Что предусматривала министерская реформа 1802 года

Тест по истории Внутренняя политика Александра I 8 класс

Тест по истории Внутренняя политика Александра I 8 класс с ответами. В тесте представлены 2 варианта, в каждом варианте по 7 заданий.

Вариант 1

А1. Период правления Александра I

1) 1796-1801 гг.
2) 1801-1825 гг.
3) 1807-1826 гг.
4) 1825-1855 гг.

А2. Упорядочение системы образования, предоставление значительной автономии университетам свидетельствовали о стремлении Александра I

1) ввести всеобщее среднее образование
2) следовать политическим курсом Павла I
3) прекратить все культурные контакты с Западом
4) проводить либеральный внутриполитический курс

A3. Органы какой власти назывались министерствами?

1) законодательной
2) исполнительной
3) законосовещательной
4) судебной

А4. В каком году был принят цитируемый указ?

К утверждению и распространению единообразия и порядка в государственном управлении, признали мы нужным установлению Государственного совета дать образование, свойственное пространству и величию нашей империи.

1) в 1796 г.
2) в 1801 г.
3) в 1803 г.
4) в 1810 г.

А5. Указ о «вольных хлебопашцах» предусматривал

1) отмену крепостного права
2) ликвидацию рекрутских наборов
3) освобождение крестьян за выкуп с землей с согласия помещика
4) переселение государственных крестьян из центральных губерний на окраины

А6. В годы правления Александра I Негласным комитетом называли

1) участников покушения на Павла I
2) высший законодательный орган власти
3) орган, ведающий делами о государственных преступлениях
4) круг близких царю людей, подготовивших проекты реформ

В1. Прочитайте отрывок из исторического документа и укажите государственного деятеля начала XIX в., о котором идет речь.

__________ вышел из общественной среды, которой не знали прежние государственные дельцы… План его излагал основания уравнения русских сословий пред законом и новое устройство управления: крестьяне получали свободу без земли, управление составлялось из тройного рода учреждений — законодательных, исполнительных и судебных.

Вариант 2

А1. Правление Александра I началось в

1) 1796 г.
2) 1801 г.
3) 1807 г.
4) 1825 г.

А2. Отмена запрета на выезд за границу, снятие ограничений на европейскую одежду и литературу свидетельствовали о стремлении Александра I

1) сблизиться с Наполеоном I
2) следовать политическим курсом Павла I
3) осуществить переход от абсолютной монархии к конституционной
4) проводить либеральный внутриполитический курс

A3. Каким органом являлся в XIX в. Государственный совет?

1) законодательным
2) исполнительным
3) законосовещательным
4) судебным

А4. Когда был принят указ, отрывок из которого приведен?

Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или родовых крестьян своих поодиночке или целым селением на волю, и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу: то, сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своем через губернского дворянского представителя к министру внутренних дел для рассмотрения…

1) в 1796 г.
2) в 1801 г.
3) в 1803 г.
4) в 1810 г.

А5. Министерская реформа 1802 г. предусматривала

1) ликвидацию петровских коллегий
2) передачу министерствам высшей исполнительной власти
3) ослабление централизации и усиление местных начал
4) выборность чиновников высшего и среднего звена

А6. Каково главное положение политической реформы М.М. Сперанского?

1) реализация принципа разделения властей
2) введение республиканской формы правления
3) сохранение абсолютизма
4) введение всеобщего избирательного права

В1. Прочитайте отрывок из сочинения В.О. Ключевского и укажите название кружка, о котором идет речь.

С первых дней нового царствования императора окружили люди, которых он призвал помогать ему в преобразовательных работах. То были люди, воспитанные в самых передовых идеях XVIII в. и хорошо знакомые с государственными порядками Запада… Эти люди составили интимный кружок, неофициальный комитет, который собирался после обеденного кофе в укромной комнате императора, и вместе с ним вырабатывали план преобразований.

Ответы на тест по истории Внутренняя политика Александра I 8 класс
Вариант 1
А1-2
А2-4
А3-2
А4-4
А5-3
А6-4
В1. Сперанский
Вариант 2
А1-2
А2-4
А3-3
А4-3
А5-1
А6-1
В1. Негласный комитет

Источник

Министерская реформа 1802-1811 гг. Манифест 25 июня 1811года

Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Смотреть фото Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Смотреть картинку Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Картинка про Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Фото Что предусматривала министерская реформа 1802 года

Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Смотреть фото Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Смотреть картинку Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Картинка про Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Фото Что предусматривала министерская реформа 1802 года

Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Смотреть фото Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Смотреть картинку Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Картинка про Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Фото Что предусматривала министерская реформа 1802 года

Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Смотреть фото Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Смотреть картинку Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Картинка про Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Фото Что предусматривала министерская реформа 1802 года

Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Смотреть фото Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Смотреть картинку Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Картинка про Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Фото Что предусматривала министерская реформа 1802 года

Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Смотреть фото Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Смотреть картинку Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Картинка про Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Фото Что предусматривала министерская реформа 1802 года

Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Смотреть фото Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Смотреть картинку Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Картинка про Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Фото Что предусматривала министерская реформа 1802 года

Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Смотреть фото Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Смотреть картинку Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Картинка про Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Фото Что предусматривала министерская реформа 1802 года

Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Смотреть фото Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Смотреть картинку Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Картинка про Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Фото Что предусматривала министерская реформа 1802 года

Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Смотреть фото Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Смотреть картинку Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Картинка про Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Фото Что предусматривала министерская реформа 1802 года

Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Смотреть фото Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Смотреть картинку Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Картинка про Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Фото Что предусматривала министерская реформа 1802 года

Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Смотреть фото Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Смотреть картинку Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Картинка про Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Фото Что предусматривала министерская реформа 1802 года

Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Смотреть фото Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Смотреть картинку Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Картинка про Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Фото Что предусматривала министерская реформа 1802 года

Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Смотреть фото Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Смотреть картинку Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Картинка про Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Фото Что предусматривала министерская реформа 1802 года

Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Смотреть фото Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Смотреть картинку Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Картинка про Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Фото Что предусматривала министерская реформа 1802 года

Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Смотреть фото Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Смотреть картинку Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Картинка про Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Фото Что предусматривала министерская реформа 1802 года

Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Смотреть фото Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Смотреть картинку Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Картинка про Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Фото Что предусматривала министерская реформа 1802 года

Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Смотреть фото Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Смотреть картинку Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Картинка про Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Фото Что предусматривала министерская реформа 1802 года

Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Смотреть фото Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Смотреть картинку Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Картинка про Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Фото Что предусматривала министерская реформа 1802 года

Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Смотреть фото Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Смотреть картинку Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Картинка про Что предусматривала министерская реформа 1802 года. Фото Что предусматривала министерская реформа 1802 года

Министерская реформа 1802–1811 годов завершилась утверждением Александром I 25 июня (7 июля) 1811 г. манифеста об «Общем учреждении министерств». Документ устанавливал единое общее организационное устройство центральных органов управления. Устаревшая коллежская система управления отличалась смешением функций и коллегиальным принципом принятия решений. Министерская система, введенная Александром, была более прогрессивной и отвечала потребностям государства. В ее основе лежал принцип единоначалия.

«Общее учреждение министерств» разработал М. М. Сперанский. Оно состояло из двух частей – «Образование министерств» и «Общий наказ министерствам».

Вместе они составляют 401 параграф и включают приложение – «Формы письмоводства». Манифест определял:

Министерство возглавлялось министром и его товарищем (заместителем). При министре состояли канцелярия и совет министра. Аппарат министерства включал несколько департаментов, делившихся на отделения. Отделения делились на столы. Работа министерств строилась на принципе единоначалия. Министр подчинялся императору, назначаясь и смещаясь по его выбору. Министру подчинялись директоры департаментов и канцелярии. Директорам департаментов – начальники отделений. Начальникам отделений – столоначальники. «Общий наказ министерствам» устанавливал степень и пределы власти министров, департаментов и их директоров, обязанности канцелярии министра и ее директора, обязанности и степень ответственности всех департаментских чиновников. Приложение «Формы письмоводства» вводило единые формы делопроизводственных документов всех центральных учреждений государственного управления.

Делопроизводство всех центральных учреждений и структура большинства из них были приведены в соответствие с «Общим учреждением министерств» в 1811–1812 годах. Структура Морского министерства – в 1827 году. МИД – в 1832 году, Министерство народного просвещения – в 1863 году. «Общее учреждение министерств» с небольшими изменениями действовало до Октябрьской революции 1917 года.

Утверждению манифеста об «Общем учреждении министерств» посвящена выставка «Министерская реформа 1802-1811 гг. Манифест об «Общем учреждении министерств 1811 г.» На выставке представлена литература о министерской реформе 1802–1811 годов, Александре I, М. М. Сперанском, министерской системе Российской империи и главах министерств Российской империи, находившихся у власти в момент принятия манифеста 1811 г.

Александр I.

Александр I придавал законности большое значение. Ее утверждение в России он провозгласил главной задачей своего царствования. Слово «закон» высечено на обороте медали на его коронование.

В очередном томе серии «Русское юридическое наследие» «Законодательство императора Александра I : 1801–1811 годы» публикуются полные тексты наиболее значимых законодательных актов первого десятилетия его правления. Эти годы ознаменовались серией государственных реформ. Были учреждены министерства и Государственный совет, реформирован Сенат. Проведена университетская реформа, открыты новые высшие учебные заведения. Новое устройство получила Академия наук.

Акты, юридически оформившие эти преобразования также вошли в настоящую книгу. Их публикации предшествует вступительная статья профессора В. А. Томсинова, посвященная основным направлениям и особенностям законодательной политики Александра I.

Великий князь Николай Михайлович – автор многих исторических трудов, посвященных эпохе Александра I и наполеоновских войн. «Император Александр I . Опыт исторического исследования» – самый фундаментальный из них. Николай Михайлович использовал много ранее недоступных материалов, хранящихся в секретных государственных архивах. На использование этих документов мог дать разрешение только император. Доступ к закрытым архивам позволил глубже проанализировать обстоятельства жизни Александра I. Это исследование александровской эпохи открыло множество новых исторических фактов.

Первый том описывает события 1801–1825 гг.; второй том – различные документы и письма.

В предисловии автор говорит о своем стремлении беспристрастно показать Александра Павловича не только как государя, но и как человека.

…Мы даем материалы, которыми будущие русские историки могут воспользоваться. Не нам также решать вопрос, возвеличит или понизит предлагаемое исследование образ монарха.

Республиканец по убеждениям, Александр I четверть века занимал российский престол. Он вошел в историю как победитель Наполеона и освободитель Европы. Однако современники, а позднее историки и писатели обвиняли Александра I в слабости, лицемерии и других пороках, недостойных монарха. Таинственны, наконец, обстоятельства его ухода из жизни. О личности самой загадочной и противоречивой фигуре среди русских государей столетия рассказывает Александр Архангельский в своей книге « Александр I».

Михаил Сперанский

Одним из главных сторонников министерской системы был Михаил Михайлович Сперанский. Свои идеи он воплотил в основной законодательный акт, по которому эти учреждения просуществовали более 100 лет. Речь идет об «Общем учреждении министерств» 1811 г. Сперанский стремился в первую очередь добиться точного определения власти министров, строгой их ответственности, сочетания совещательного начала в виде совета министра в каждом из министерств с единоначалием министров. Сперанский допускал широкую свободу действий ответственной исполнительной власти. Он хотел видеть в России сильную исполнительную власть, облеченную законными полномочиями подлежащую законной ответственности за свои действия.

… Я никогда ни с кем не бранился, даже и тогда, как меня все бранили. Бог с ними! Ни от похвал их, ни от брани мы не будем ни лучше, ни хуже. Человек есть то, что он есть пред Богом; ни более, ни менее.

Удивительное зрелище представляет нам жизнь графа Сперанского, удивительно даже в русской истории, богатой примерами быстрого возвышения и падения

Со времен Ордина–Нащокина у русского престола не становился другой такой сильный ум: после Сперанского, не знаю, появится ли третий

О необычной судьбе выдающегося русского государственного деятеля, реформатора и мыслителя Михаила Михайловича Сперанского можно узнать из книг Корфа «Жизнь графа Сперанского» и Томсинова «Светило российской бюрократии : исторический портрет М. М. Сперанского»

Министры Российской империи Д. А. Гурьев

Биографии, судьбы тех, кто стоял у руля государственной системы Российской империи малоизвестны большинству. Поэтому, выставка знакомит с публикациями о ряде министров, находившихся у власти в момент принятия манифеста об «Общем учреждении министерств».

Близкие к Сперанскому позиции занимал министр финансов Д. А. Гурьев. В записке «Об устройстве верховных правительств в России» он писал, что министерская реформа не избежала известных противоречий. В новой системе управления Гурьев увидел определенные преимущества. Среди них то, что в результате ежегодных отчетов министров впервые появилась общая картина жизни страны, улучшились сбор и обработка статистических сведений по всем отраслям управления. О наиболее значимых этапах служебной деятельности Д. А. Гурьева и основных направлениях проводимой им финансовой политики рассказывает книга Людмилы Петровны Марней «Д. А. Гурьев и финансовая политика в начале XIX века».

М. Б. Барклай-де-Толли

«Вождем несчастливым» назвал А. С. Пушкин Михаила Богдановича Барклая-де-Толли. Роль этого человека в истории Отечественной войны 1812 г. и последующего Заграничного похода невозможно переоценить. Он вывел войска из-под сокрушительного удара Наполеона, претворив в жизнь непопулярный, но единственно возможный план ведения войны. Именно Барклай-де-Толли привел союзные армии в Париж. Будучи военным министром, ввел в русской армии корпусную организацию, что делало ее в тех условиях более мобильной, маневренной и лучше управляемой в мирное и военное время.

Под его непосредственным руководством в кратчайший срок были разработаны «Уложения для управления большой действующей армии». Их главная идея — единоначалие главнокомандующего действующей армией. Он должен обладать на театре военных действий всей полнотой власти и подчиняться лишь императору. Кроме того, «Уложения» определяли права и обязанности высших начальников и штат полевого штаба. Также под руководством Барклая было разработано «Учреждение министерства военно-сухопутных сил». Были введены и другие документы, регламентирующие жизнедеятельность армии:

О жизни и деятельности Барклая-де-Толли – блистательного русского полководца, фельдмаршала, военного и государственного деятеля России XIX в., военного министра (1810-1812 гг.), непонятого и недооцененного современниками – можно прочесть в книгах Балязина « Фельдмаршал Михаил Богданович Барклай-де-Толли » и Нечаева « Барклай-де-Толли «.

П. В. Чичагов

Павел Васильевич Чичагов вошел в историю нашей страны как министр морских сил Российской империи при Александре I. Он командовал Дунайской армией при разгроме войск Наполеона в 1812 г.

Взгляды адмирала на государственное устройство Российской империи, специфику русского государства были удивительно точны. В ряде случаев они поныне сохраняют свою актуальность. Адмирал принадлежал к числу прогрессивно мыслящих деятелей России, понимавших необходимость реформ с целью отмены крепостного права. Многие современники считали П. Чичагова способным и деятельным человеком, на котором держалось морское ведомство России. По воспоминаниям современников, Чичагов был умным и образованным человеком, честным и «прямого характера». К «придворным знатным льстецам относился с большим невниманием, а к иным даже с пренебрежением». С низшими и подчиненными был приветлив.

Оценивая вклад П. В. Чичагова в развитие российского флота, правнук адмирала Леонид Михайлович Чичагов писал:

Русский флот переродился при нем; техника развилась и силы наши увеличились. Было образовано Министерство (морских сил); устроены порты, эллинги, словом, за несколько лет нельзя было узнать ни моряков, ни наших кораблей. Хищения прекратились; но, естественно, число врагов увеличилось в несколько раз.

По словам историка П. Бертенева:

Чичагов — лицо необыкновенно любопытное… В преданиях наших старых моряков имя его ценится очень высоко. Утверждают, что все лучшее заведено в нашем флоте Чичаговым

Жизни и непростой судьбе адмирала П. В. Чичагова посвящены книги Юлина « Адмирал Павел Чичагов. Отечества верный сын : история жизни и судьбы» и Скрицкого «Два адмирала Чичагова»

Н. П. Румянцев

Заслугам Николая Петровича Румянцева – министра иностранных дел, политика, дипломата и патриота-государственника, служившего на ключевых постах правящего кабинета Александра I, на страницах политической истории почти не оставлено места. А ведь этот богатый, блестяще образованный вельможа стремился избавить страну от кровопролития и разорения, заключая важные международные договоры. Старался побороть экономическую отсталость, развивая торговлю, прокладывая водные пути, строя города. Он прослыл выдающимся меценатом, собирателем книг и памятников славянской культуры. Его коллекции легли в основу Румянцевского и других музеев.

Министерства Российской империи

Знание путей развития министерств чрезвычайно важно для изучения отечественной истории. Они основное звено исполнительной власти, которая в России традиционно определяет курс развития страны.

Дореволюционные исследования

Министерствам не повезло в отечественной историографии. Наиболее интенсивно эта система управления изучалась в дореволюционной России. Ни один более или менее полный курс русского государственного права не обходился без глав, посвященных этим учреждениям. Достаточно упомянуть наиболее известные работы А. Д. Градовского и Н. М. Коркунова. На выставке можно ознакомиться со вторым томом «Начал русского государственного права» А. Д. Градовского, о которой видный русский правовед профессор Н. М. Коркунов писал:

Начала русского государственного права» есть «первая, действительно научная обработка русского государственного права, она не только заслонила собою всю предшествовавшую литературу, но и служит «основой для последующих работ. Все появившееся с тех пор курсы государственного права опираются на созданное Градовским.

В начале XX в. к столетнему юбилею министерств каждое из них опубликовало подробное описание своей деятельности. По информативности особо выделяется многотомное «Столетие Военного министерства». Однако юбилейные издания во все времена отличались особой подачей материала. Они в разной степени, но все без исключения, лакировали действительность, пытаясь показать свое учреждение в максимально выгодном свете. На выставке представлен один из томов многотомного издания «Столетие Военного министерства» .

Советский период

В советский период наиболее интенсивно историей государственных учреждений, в том числе министерств, занимались преподаватели Московского государственного историко-архивного института. Здесь сложилась научная школа, которую возглавил известный ученый и педагог Н. П. Ерошкин. Он стал автором классического учебника «История государственных учреждений дореволюционной России». Пособие в энциклопедическом стиле излагает основные сведения обо всех российских министерствах.

До сих пор остаются не исследованными в полном объеме такие вопросы, как становление, организация, функции, место и значение Министерства юстиции в политической системе Российской империи, его взаимодействие с другими звеньями государственного аппарата, политика, им проводимая. Его практическая деятельность.

Эти слова и сегодня применимы к истории любого из имперских министерств .

Современные работы

На рубеже XX — XXI вв. появляются многочисленные журнальные материалы о государственном управлении. Статьи о министерствах Российской империи публикуют в энциклопедиях и справочниках энциклопедического характера.

Так, к 200-летию министерств России вышел сборник документов по истории министерской системы в Российской империи (1802-1917) «Министерская система в Российской империи». Сборник состоит из 12 разделов. Первый посвящен истории складывания и эволюции министерской системы в целом. Последующие – истории отдельных министерств и ведомств. Каждый раздел включает исторический очерк и подборку документов. Почти все документы опубликованы целиком. Разделы, посвященные отдельным министерствам и ведомствам, содержат также списки министров и товарищей министров (главноуправляющих) за все время существования ведомства и краткие биографические справки о них. Разделы снабжены краткой библиографией.

Истории возникновения министерской системы органов государственного управления и ее функционирования в первой половине XIX века посвятил книгу « Аппарат власти в России. Эпоха Александра I и Николая Леонид Ефимович Шепелев. Это солидное, созданное на основе богатейшего архивного и публицистического материала, документальное исследование государственного устройства и экономической политики России.

Книга состоит из двух частей. В первой рассказывается об образовании и попытках совершенствования министерской системы государственных учреждений в период царствования Александра I и о деятельности секретного комитета, созданного Николаем I в 1826 г. Во второй части рассматривается устройство, направление деятельности и основные результаты работы каждого из министерств (ведомств) в течение первой половины XIX в. Вне рассмотрения осталось лишь три министерства: Министерство иностранных дел, Военное и Военно-морское, находившиеся на особом положении и имевшие оригинальную структуру. Впервые вводятся в научный оборот проекты крупных теоретиков-реформаторов государственного управления – М. М. Сперанского, П. В. Завадовского, Д. А. Гурьева, В. П. Кочубея и др.

Дополнительно почитать по теме:

Министерства Российской империи

Выставка работает
со 2 по 29 июля 2021 г.
в Информационно-библиографическом отделе (3-й этаж).

Источник

Манифест «Об учреждении Министерств», 1802 год

Манифест об учреждении министерств стал первым актом министерской реформы, который принял император Александр I. По нему было учреждено восемь министерств, в том числе ранее не существовавшие министерства внутренних дел и народного просвещения. Каждый министр имел инструкцию с точно определенным объемом полномочий. Вопросы, которые не входили в ведение министра, разрешались императором. Помимо образования новых отраслевых органов, манифест вводил личную ответственность руководителей и исполнителей. Документ стал важнейшим этапом в преодолении кризиса государственного управления и реформировании системы центральной власти в Российской империи.

Манифест «Об учреждении Министерств», 08.09.1802

Благоденствие народов премудрым промыслом скипетру Нашему вверенных, есть священная и главнейшая цель, которую Мы поставили Себе, прияв бремя Царствования над обширной Империей Российской, — над Империей, которая столь же разнообразна климатами, местными, выгодами и естественными произведениями, как и обитатели ее религией, правами, языками и образом жизни. Воспламененные ревностным желанием изыскать и употребить все удобные способы к скорейшему и благопоспешнейшему достижению сего, толь драгоценного сердцу Нашему предмета, устремили Мы внимание свое на все причины и обстоятельства, содействующие или препятствующие оному; и по строгом испытании и сравнении их между собой, твердо уверились, что благоденствие народа незыблемо и ненарушимо утверждено быть может тогда единственно, когда Правительство будет иметь спасительные средства не только исправлять всякое явное пагубными следствиями обнаруживаемое зло; но в особенности искоренять самое начало оного, отвращать все причины, могущие подать повод к нарушению общего и частного спокойствия, открывать нужды народа, предупреждать их, и благоразумно, ревностно и деятельно способствовать соблюдению и утверждению необходимого во всем порядка, и умножению богатства природных и искусственных произведений, основанием, силе и могуществу Империи служащих.

Примеры древних и новейших времен удостоверяют каждого, что чем удобнее были средства к сему употребляемы, и правила Государственного Правления тому соответственнее; тем стройнее, тверже и вершеннее было все политическое тело, тем довольнее и счастливее каждый член ему принадлежащий. Следуя сему правилу и внушениям сердца Нашего, следуя великому духу Преобразителя России Петра Первого, оставившего Нам следы Своих мудрых намерений, по коим старались шествовать достойные Его преемники, Мы заблагорассудили разделить Государственные дела на разные части, сообразно естественной их связи между собой, и для благоуспешнейшего течения поручить оные ведению избранных Нами Министров, постановив им главные правила, коими они имеют руководствоваться в исполнении всего того, чего будет требовать от них должность, и чего Мы ожидаем от их верности, деятельности и усердия к благу общему. На Правительствующий же Сенат, коего обязанности и первоначальную степень власти Мы указом Нашим в сей день данным утвердили, возлагаем важнейшую и сему верховному месту наипаче свойственную должность рассматривать деяния Министров по всем частям их управлению вверенным, и по надлежащем сравнении и соображении оных с Государственными постановлениями и с донесениями прямо от мест до Сената дошедшими, делать свои заключения и представлять Нам докладом. Учреждая Министерство на таковых правилах, Мы имеем лестную надежду, что оно споспешествовать Нам будет к утверждению народного спокойствия, сего истинного и ненарушимого оплота Царей и Царств; к сохранению и возвышению общего всех благосостояния, и к воздаянию каждому должного от лица правосудия; к оживлению трудолюбия промышленности и торговли; к распространению наук и художеств, столь необходимых для благоденствия народов: словом, к приведению всех частей Государственного управления в прочное и намерению Нашему соответственное устройство.

По сему в следующих статьях означаются все сии части в естественной их связи между собой, все предметы к ним принадлежащие, равно как и главные обязанности Министров, коих ведению оные препоручаем.

I. Управление Государственных дел разделяется на 8 отделений, из коих каждое заключая в себе все части, по существу своему к нему принадлежащие, составляет особое Министерство и находится под непосредственным управлением Министра, коего Мы назначаем ныне, или впредь назначить заблагорассудим.

Отделения сии суть следующие: 1. Военных Сухопутных, 2. Морских Сил, 3. Иностранных Дел, по которым дела производятся в первых Государственных Коллегиях; 4. Отделение Юстиции, 5. Внутренних Дел; 6. Финансов, 7. Коммерции, и 8. Народного Просвещения.

II. Три первые Государственные Коллегии, Военная, Адмиралтейств и Иностранных Дел, состоят каждая в ведомстве своего Министра, который также управляет и всеми местами и делами, от нее зависящими; к последней из них присоединяются и дела Церемониймейстерские.

III. Как должность Министра Юстиции особенно определена быть имеет при издании сочиняемого уложения законов; то и повелеваем до того времени оставаться оной на основании Инструкции Генерал-Прокурора.

IV. Должность Министра Внутренних Дел обязывает его пещись о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве всей Империи. В управлении своем имеет он все части Государственной промышленности, кроме части Горной; в ведении его находится также построение и содержание всех публичных зданий в Государстве. Сверх того возлагается на него долг стараться всеми мерами об отвращении недостатка в жизненных припасах и во всем, что принадлежит к необходимым надобностям в общежитии. А дабы доставить случай и способы к достижению той цели, какую Мы при учреждении сего Министерства себе предполагаем; то повелеваем с объявления сего Манифеста Нашего:

1, всем Военным, по Гражданской и Полицейской части, равно и Гражданским Губернаторам, как по личным должностям своим, в числе коих находится и должность их по Приказу Общественного Призрения, так и вообще по всем делам до Губернского Правления касающимся, и особенному рассмотрению или разрешению Нашему подлежащим, относиться к сему Министру Нашему, равным образом через него доставлять Нам рапорты как обыкновенные, так и о чрезвычайных происшествиях; 2. Казенным Палатам относиться к нему через Начальников Губерний обо всем касающемся до публичных зданий и содержания их, и при том доставлять ему через них же ведомости о числе народа и ревизские сказки; 3. Губернским Предводителям, когда уполномочены будут Дворянством и вообще владельцами своей Губернии представлять о нуждах и пользах общественных не токмо Губернаторам (как сказано в 47 статье Дворянской грамоты) но и непосредственно ему Министру Нашему. Сверх того 4, препоручаем в непосредственное ведение его 1) Мануфактур-Коллегию кроме Экспедиции о заготовлении и хранении вексельной и гербовой бумаги; 2) Медицинскую Коллегию; 3) Главную Соляную Контору со всеми зависящими от нее местами; 4) Главное Почтовое Правление, и 5) Экспедицию Государственного Хозяйства, Опекунства Иностранных и Сельского Домоводства, кроме той части ее, которая ведает дела по Камеральному столу, и печатанию векселей и заемных писем.

V. Должность Министра Финансов имеет два главные предмета: управление казенными и Государственными частями, кои доставляют Правительству нужные на содержание его доходы; и генеральное всех доходов рассигнование по разным частям Государственных расходов.

Управление частями, доставляющими Правительству доходы должно быть основано на таких правилах, чтобы удаляя всякое отягощение народа, было столь же выгодно для казны, как и вообще удобно к умножению богатства в Империи Нашей, и чтобы источники Государственных доходов не токмо не истощались, но сколь возможно делались обильнее; рассигнование же сих доходов должно быть сообразно с самым точным, ясным и хозяйственному распоряжению соответственным порядком. Для достижения сих предметов признали Мы за нужное вверить собственному его ведению и распоряжению все нижеследующие места: 1, Берг-Коллегию со всеми ей подчиненными местами; 2, Монетный Департамент со всеми зависящими от него делами; 3, Мануфактур-Коллегии Экспедицию о заготовлении и хранении вексельной бумаги, отпуска и продажи оной в разные места, и вступления за оную денежной казны; равно и часть Экспедиции Государственного Хозяйства, имеющую в ведении своем дела по Камеральному столу и печатанию векселей и заемных писем, которые обе, смотря по удобности, он может присоединить к другим местам в ведомстве его находящимся; 4, Лесной Департамент; 5, оброчные статьи, отдачу их в содержание, приведение в лучшее состояние и умножение с них дохода; 6, хозяйственное управление казенных земель, деревень, гаков, староств, аренд и манталов, вместе с делами до раздачи оных касающимися; 7, Государственные Банки с принадлежащими к ним Правлениями и с Экспедицией заготовления листов для ассигнационного; 8, Придворных Банкиров и Комиссионеров, также и Контролера для свидетельствования Банкирской кассы определенного, которые до сего времени состояли в ведомстве Государственного Казначея; 9, все Казенные Палаты по винным подрядам и откупам, по всем расчетам и жалобам, кои встречаются по сим двум предметам и по взысканию недоимок по оным, по ассигнованию сумм на построение и починку винных магазинов и питейных домов; по учреждению и отдаче в содержание гербергов; словом, по всем делам до умножения Государственных доходов и рассигнования сумм касающимся.

Сверх того, возлагается на него обязанность при конце каждого года делать для наступающего подробный штат общих Государственных расходов. Сей штат должен заключать в себе, как суммы, кои по сметам Министров окажутся необходимо нужными для годичного содержания в должном порядке вверенных им частей, так и Государственные доходы на то ассигнованные; и для сего каждый Министр по своей части обязан доставлять ему ежегодно в начале Октября месяца ясный и подробный план или табель тех расходов, на кои употребляемы будут требуемые им для будущего года суммы. Министр Финансов должен окончить таковой штат в Ноябре месяце и вместе с генеральной ведомостью о доходах следующего года, представить на рассмотрение и утверждение Наше. После чего Министр сей отсылает его к Государственному Казначею для надлежащего по нем исполнения.

Должность сего последнего, равно как и присутствующих в Экспедициях о Государственных доходах, которая по сие время не имеет еще точного постановления, Мы оставляем на основании указа 1780 года Октября 24 впредь до воспоследования от Нас полного по сей части Устава, с такой разностью, что 1) ведомству Государственного Казначея подлежат Казенные Палаты только по части казенных сборов, законами установленных, доставления оных в надлежащие места и хранения денежной казны; следственно все Губернские и Уездные Казначеи со всеми должностям их принадлежащими делами; Счетная Экспедиция Казенных Палат, равно как и Статное и Остаточное Казначейство; 2) что Государственный Казначей без воли Нашей через Министра Финансов ему объявляемой, никаких расходов и никаких ассигнаций чинить не может; и что наконец 3) он должен быть в сношении с Министром Финансов по всем доставляемым ему ведомостям о доходах, как то: сколько собрано, чего не достает, сколько из собранных доходов употреблено в расход, по каким частям, сколько за кем в остатке состоит, и где оные остатки находятся.

VI. Должность Министра Коммерции, управляющего Коммерц-Коллегией и имеющего главное начальство над всеми Таможенными чиновниками, остается на основании прежде изданных узаконений.

VII. Министр Народного Просвещения воспитания юношества и распространения наук имеет в непосредственном ведении своем Главное Училищное Правление со всеми принадлежавшими ему частями, Академию Наук, Российскую Академию, Университеты и все другие училища, кроме предоставленных особенному попечению Любезнейшей Родительницы Нашей Императрицы Марии Федоровны, и находящимся по особенному повелению Нашему в управлении других особ или мест, Типографии частные и казенные, исключая из сих последних состоящие также под непосредственным чьим-либо ведомством Цензуру, издание ведомостей и всяких периодических сочинений, народные Библиотеки, собрания крепостей, натуральные кабинеты, музеи и всякие учреждения, какие впредь для распространения наук заведены быть могут.

VIII. Министры Внутренних и Иностранных Дел, Министр Юстиции или Генерал-Прокурор, Министр Финансов и Министр Народного Просвещения, имеют каждый своего помощника со званием товарища Министра.

X. Если в каком-нибудь деле власть Министра, которой пределы ясно означены будут в тех инструкциях, коими не оставим Мы снабдить каждого из них, не позволяет ему разрешить сомнения мест или чиновников, в ведомстве его состоящих, или отвратить какие-нибудь по вверенной ему части могущие встретиться неудобства, влекущие за собой потерю времени, излишние издержки, беспорядок в производстве, или какие последствия, кои преграждают путь к приведению чего-либо в лучшее состояние; в таких случаях Министр придумав удобное средство к преодолению таковых затруднений входит к Нам докладом, из которого бы ясно можно было видеть, в чем состоит предлагаемый им способ, причину заставившую его предложить оный, и наконец пользу от того произойти долженствующую. По исследовании ж сего доклада, ежели Мы признаем предлагаемые им средства за полезные, и увидим, что они не требуют ни отмены существующих законов, ни введения или учреждения новых: то Мы утвердив собственноручно сей доклад Министра Нашего, возвращаем к нему для учинения по оном исполнения и объявления Правительствующему Сенату для ведения; к чему он и приступает немедленно. Если ж представленный им в докладе способ окажется сопряженным с отменой существующих законов, или будет требовать новых узаконений, то Мы повелим Министру представившему Нам сей доклад, написать указ, который за подписанием Нашим и контрасигнированием сего Министра Нашего, и будет объявлен учрежденным на то порядком Правительствующему Сенату.

XI. Каждый Министр прежде поднесения Нам такового доклада, должен предварительно его предложить прочим Министрам для надлежащего соображения со всеми Государственными частями, в ведении их находящимися; в случае же нарушения сего узаконяемого Нами порядка, всякий Министр имеет право сделать Нам о том свое представление.

XII. Каждый из Министров в конце года должен подавать Нам через Правительствующий Сенат письменный отчет в управлении всех вверенных ему частей, исключая из них дела особенной тайне подлежащие. Отчет сей должен изображен быть так, чтобы можно было в нем видеть, какое употребление сделано из денег, отпущенных на годичное сих частей содержание, какие успехи каждая из них имела, в каком положении все они находятся и чего в будущие времена от них ожидать можно.

XIII. Правительствующий Сенат исследовав сей отчет в присутствии самого Министра, требует от него, когда нужда в том настоять будет, объяснений, сравнивает его показания с рапортами, прямо от мест Правительствующему Сенату в течение того года доставленными, рассматривает все указы, по части его отделения в том году Нами изданные, равно и доклады Нами конфирмованные, и сим Министром Правительствующему Сенату объявленные; и наконец по учинении всех сих соображений, входит к Нам докладом и представляет означенный отчет Министра вместе с мнением своим об управлении и состоянии дел ему порученных.

XIV. Ежели Сенат и прежде окончания года усмотрит из получаемых им рапортов, или из доношений Губернских Прокуроров, что в какую-нибудь часть вкрались злоупотребления, и что дела до нее касающиеся, производятся беспорядочно и противозаконно: в таком случае Сенат должен, не отлагая до другого времени, тотчас требовать объяснения от Министра той части, и ежели ответ его не будет признан удовлетворительным, то представить Нам о том доклад.

XV. Все Министры суть Члены Совета и присутствуют в Сенате. Совет не иначе приступает к рассмотрению дел, как в присутствии по меньшей мере 5 Министров, в числе которых должен находиться и Министр, по части коего дело будет трактовано. Дела обыкновенные трактуются в Комитете, составленном единственно из них; для других же особенную важность в себе содержащих, прочие Члены Совета будут собираться один раз в неделю.

XVI. Товарищ, как помощник Министра, употребляется им по всем делам вверенных ему частей, и везде заступает его место, где по каким-либо причинам он сам присутствовать не может; но отвечает только за те дела, кои им самим подписаны будут.

XVII. Каждому Министру будут назначены дни в неделе, в которые бы могли все имеющие до него надобность по его Министерству, беспрепятственно его видеть и представлять ему о своих нуждах в положенные на то часы. Дни сии не прежде могут быть переменены, как по предварительном уведомлении о том в ведомостях.

XVIII. Министры должны немедленно заняться образованием своих Канцелярий, постановлением порядка производству имеющих вступить к ним дел, и сочинением для них штатов; и кончив все сие в течение 3-х месяцев, представить Нам на утверждение.

XIX. Но дабы ничто не препятствовало Министрам немедленно вступить в их должности, то повелеваем каждому из них составить для себя временную Канцелярию из чиновников тех мест, кои состоят у него в непосредственном ведении. Существование таковых Канцелярий должно простираться не далее вышеозначенного срока.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *