Что предусматривала остзейская реформа

КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА В ОСТЗЕЙСКОМ КРАЕ 1804-1819

В 1809 году из­да­ны «До­пол­ни­тель­ные ста­тьи», по ко­то­рым по­ме­щи­ки по­лу­чи­ли пра­во са­мим оп­ре­де­лять до­ход­ность кре­сть­ян­ских на­де­лов, за­ме­нять об­рок бар­щи­ной при 12-ча­со­вой про­дол­жи­тель­но­сти бар­щин­но­го дня.

На Эст­лянд­скую губернию «По­ло­же­ние о лиф­лянд­ских кре­сть­я­нах» бы­ло рас­про­стра­не­но в 1804 году и до­пол­не­но «По­ло­же­ни­ем о кре­сть­ян­ских су­дах Эс­т­лян­дии» в 1805 году. Опи­си до­ход­но­сти кре­сть­ян­ских на­де­лов, ви­ды и нор­мы по­вин­но­стей со­став­ля­лись по до­го­во­рён­но­сти ме­ж­ду по­ме­щи­ком и кре­сть­я­на­ми. Од­на­ко кре­сть­я­не мог­ли по­тре­бо­вать про­ве­де­ния об­ме­ра и оцен­ки зем­ли.

В 1811 году дво­ря­не Эс­т­лянд­ской губернии пред­ста­ви­ли императору Алек­сан­д­ру I про­ект от­мены кре­по­ст­но­го пра­ва. По­сле­дую­щая раз­ра­бот­ка про­ек­та бы­ла при­ос­та­нов­ле­на Оте­че­ст­вен­ной вой­ной 1812 года и за­гра­нич­ны­ми по­хо­да­ми рос­сий­ской ар­мии 1813-1814 годов. 23.5(4.6).1816 года императором Алек­сан­дром I ут­вер­ждён ряд до­ку­мен­тов («Уч­ре­ж­де­ние для эс­т­лянд­ских кре­сть­ян», «По­ло­же­ние об эс­т­лянд­ских кре­сть­я­нах» и др.), по ко­то­рым кре­сть­я­не по­лу­ча­ли лич­ную сво­бо­ду, но без зем­ли (она ос­та­ва­лась соб­ст­вен­но­стью по­ме­щи­ков). Лич­но сво­бод­ный кре­сть­я­нин (ос­во­бо­ж­де­ние про­ис­хо­ди­ло в те­че­ние ус­та­нов­лен­но­го 14-лет­не­го сро­ка) ста­но­вил­ся арен­да­то­ром зем­ли у по­ме­щи­ка. По за­ко­ну кре­сть­я­не мог­ли при со­гла­сии по­ме­щи­ка вы­ку­пить свой преж­ний на­дел. Так­же они по­лу­чи­ли пра­во за­клю­чать сдел­ки (в т. ч. при­об­ре­тать дви­жи­мое и не­дви­жи­мое, за ис­клю­че­ни­ем име­ний, иму­ще­ст­во). Од­на­ко при этом пе­ре­ме­на мес­та жи­тель­ст­ва и по­лу­че­ние пас­пор­та за­ви­се­ли от по­ме­щи­ка.

Вво­ди­лось кре­сть­ян­ское са­мо­управ­ле­ние. Кре­сть­я­не по­ме­щичь­е­го име­ния со­став­ля­ли во­ло­ст­ную об­щи­ну. Они из­би­ра­ли на три го­да во­ло­ст­ное прав­ле­ние (от­ве­ча­ло за ис­прав­ный пла­тёж кре­сть­я­на­ми гос. по­да­тей, рек­рут­ский на­бор, при­зре­ние не­тру­до­спо­соб­ных чле­нов об­щи­ны и т. д.) во гла­ве с во­ло­ст­ным стар­ши­ной, ко­то­ро­го ут­вер­ждал в долж­но­сти по­ме­щик. За ни­ми же со­хра­ня­лись по­ли­цей­ская власть в их име­ни­ях и над­зор за кре­сть­ян­ски­ми су­да­ми.

По на­стоя­нию императора Алек­сан­д­ра I ланд­та­ги кур­лянд­ско­го и лиф­лянд­ско­го дво­рян­ст­ва так­же со­гла­си­лись на от­ме­ну кре­по­ст­но­го пра­ва в сво­их гу­бер­ни­ях. Бы­ли ут­вер­жде­ны ана­ло­гич­ные эс­т­лянд­ско­му По­ло­же­ния для кре­сть­ян Кур­лянд­ской губернии от 25.8(6.9).1817 года и Лиф­лянд­ской губ. от 26.3(7.4).1819 года.

Источник

Освобождение остзейских крестьян

Освобождение остзейских крестьян

Продолжением деятельности в прежнем направлении могло казаться и освобождение остзейских крестьян; еще в 1811 г. эстляндское дворянство предложило правительству освободить своих крестьян от крепостной зависимости; тогда была образована особая комиссия для выработки положения о крестьянах, выходивших на волю. В 1814 г. возобновлена была деятельность этой комиссии, прерванная войною; следствием этой деятельности была выработка положения об освобождении остзейских крестьян. Положение это было утверждено в 1816 г. Вопрос об освобождении возбужден был также в Курляндии и Лифляндии; выработанные положения об освобождении этих крестьян утверждены в 1817и 1819 гг. Все эти положения построены были на одинаковых началах. Остзейские крестьяне получили личную свободу, но эта свобода была стеснена запрещением переселяться в другие губернии и приписываться к городским обществам. Прежде, когда действовал в остзейских губерниях еще старый шведский устав, крепостные остзейские крестьяне наследственно пользовались своими участками, которых у них не мог отнять землевладелец. Теперь этот порядок был изменен. Известная часть земли у каждого помещика по положению должна была обязательно находиться в постоянном пользовании крестьян, но каждый отдельный участок помещик отдавал крестьянину на известный срок в аренду по добровольному соглашению с ним, т.е. каждый помещик мог согнать своего крестьянина с участка только с обязательством заменить согнанного другим. Помещичья земля была разделена на две половины: одной он мог пользоваться сам, другую отдавал обязательно в аренду крестьянам; но выбор и условия соглашения представлялись договаривавшимся сторонам, из которых перевес, разумеется, принадлежал сильному, значит, остзейские крестьяне освобождены были от личной зависимости, но без земли и в поземельных отношениях предоставлены были усмотрению произвола землевладельцев. Для разбора тяжб между крестьянами и землевладельцами устроены были особые суды, но председателями в них были землевладельцы: точно так же вотчинная полиция осталась в руках землевладельцев. Смысл остзейской эмансипации был таков: землевладелец удерживал над крестьянином всю прежнюю власть, но по закону освобождался от всех обязанностей по отношению к крестьянам; это был один из художественных фактов остзейского дворянства. Положение остзейских крестьян тотчас ухудшилось.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

§ 21 – 22. ОСВОБОЖДЕНИЕ КРЕСТЬЯН

§ 21 – 22. ОСВОБОЖДЕНИЕ КРЕСТЬЯН НОВЫЙ ИМПЕРАТОР. Александр II вступил на престол в 1855 г. после неожиданной кончины отца, Николая I. К роли императора его готовили с детства. Он получил прекрасное образование, согласно плану, специально подготовленному В. А. Жуковским.

…И Европа крестьян

…И Европа крестьян Европу того времени можно назвать миром воинов, поскольку в ней господствовало меньшинство воинов-землевладельцев, но фактически большинство ее жителей составляли крестьяне. Их социальный статус был различен. По-прежнему существовали рабы:

Освобождение крестьян

Освобождение крестьян Среди тех «многих трудов и забот», которые оставил Николай I своему сыну, был один из самых «проклятых вопросов» – крепостное право, которое было сродни древневосточному рабству и монгольскому игу. Попытка обсудить положение крестьян была

Глава 18 Как два Николая спасали остзейских баронов

Глава 18 Как два Николая спасали остзейских баронов В сентябре 1836 г. епископом Рижским был рукоположен Иринарх (в миру Яков Дмитриевич Попов). С первых дней своего пребывания в Риге Иринарх вел активную деятельность по распространению православия в крае. Он сделал много

§ 159. Крестьянская реформа 1. Освобождение крестьян

§ 159. Крестьянская реформа 1. Освобождение крестьян 1. Было уже сказано (§ 151), что вопрос о крепостном праве составлял тяжелую заботу для правительства еще во время императора Николая I. Крепостной строй явно устарел. Нельзя было далее оставлять крестьян в бесправном

ОСВОБОЖДЕНИЕ КРЕПОСТНЫХ КРЕСТЬЯН В РОССИИ

ОСВОБОЖДЕНИЕ КРЕПОСТНЫХ КРЕСТЬЯН В РОССИИ После смерти Николая I к власти пришел его сын Александр II. В истории России он известен как преобразователь общественного устройства. Как это часто бывает, по своему характеру этот правитель, может, и не был реформатором, но

Освобождение крестьян

Освобождение крестьян Среди тех «многих трудов и забот», которые оставил Николай I своему сыну, был один из самых «проклятых вопросов» — крепостное право, которое было сродни древневосточному рабству и монгольскому игу. Попытка обсудить положение крестьян была

§ 10. ОСВОБОЖДЕНИЕ КРЕСТЬЯН

§ 10. ОСВОБОЖДЕНИЕ КРЕСТЬЯН Вопрос об освобождении крестьян — это уже общерусский вопрос и нас он будет касаться только с точки зрения экономических последствий для Белоруссии.Причины объяснения падения крепостного права в общем в настоящее время не вызывают особых

5.6. Освобождение крестьян

5.6. Освобождение крестьян Первые шаги модернизации были сделаны в военной, технической и экономической сфере; они не вызывали в обществе сомнений и споров. Следующий шаг состоял в распространении модернизации на социальную сферу: на повестку дня ставился вопрос о

17. ЭТАПЫ ЗАКРЕПОЩЕНИЯ КРЕСТЬЯН НА РУСИ. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КРЕСТЬЯН И ПОСАДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ПО СОБОРНОМУ УЛОЖЕНИЮ 1649 г.

17. ЭТАПЫ ЗАКРЕПОЩЕНИЯ КРЕСТЬЯН НА РУСИ. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КРЕСТЬЯН И ПОСАДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ПО СОБОРНОМУ УЛОЖЕНИЮ 1649 г. Закрепощение крестьян началось Судебником 1497 г. которым разрешался переход крестьян от одного помещика к другому только в течение недели до и недели

Глава 11. Освобождение крестьян и… русская свобода от «свобод»

Глава 11. Освобождение крестьян и… русская свобода от «свобод» Ранее я высказал тезис, что рождённый русским климатом, почвой русский способ ведения сельского хозяйства сказался даже и на русской философии, политике, русском понимании свободы и что, имея в году на 50–100 %

Освобождение крестьян и «освобождение от крестьян»

Освобождение крестьян и «освобождение от крестьян» У многих авторов можно прочесть, что, отменив в 1861 году крепостное право, правительство переложило функции помещиков (прежде всего сбор налогов и поддержание порядка) на сельскую общину, которая как раз и «запирала пар в

Освобождение крепостных крестьян

Освобождение крепостных крестьян Краеугольным камнем реформ была отмена крепостного права, в результате чего, по приблизительным подсчетам, половина крестьян освободились от личной зависимости, а это, при гарантии сохранения земли, расчищало путь для превращения их в

Освобождение крестьян от крепостной зависимости

Освобождение крестьян от крепостной зависимости 1) Крепостные и государственные крестьяне в 1858 (данные о крестьянском населении обоего пола согласно 10-й «Душевой ревизии») Общее население империи: ок. 74 млн. 500 тыс. жителей. 2) Уменьшение крестьянских норм наделов при

I Освобождение крестьян

I Освобождение крестьян Как зиждительный ливень могучей весны, На незримых крылах ты над миром летишь, От народа к народу, в страну из страны От толпы городской в деревенскую тишь, И горит за тобой, тени рабства гоня, Нежный луч восходящего дня. Шелли (Бальмонт) История

Без крестьян

Без крестьян Всегда говорили «народ» – а понимали «крестьянство». Патриархальное крестьянство составляло большинство населения и в Древнем Египте, и в Древнем Риме. Абсолютное большинство, больше 90 % всего народа. В городах и дворянских поместьях Европы XVIII века

Источник

Крестьянская реформа в Остзей­ском Крае 1804-19 гг

Реклама

В 1809 году изданы «Дополнительные статьи», по которым помещики получили право самим определять доходность крестьянских наделов, заменять оброк барщиной при 12-часовой продолжительности барщинного дня.

На Эстляндскую губернию «Положение о лифляндских крестьянах» было распространено в 1804 и дополнено «Положением о крестьянских судах Эстляндии» в 1805 году. Описи доходности крестьянских наделов, виды и нормы повинностей составлялись по договорённости между помещиком и крестьянами. Однако крестьяне могли потребовать проведения обмера и оценки земли.

В 1811 дворяне Эстляндской губернии представили императору Александру I проект отмены крепостного права. Последующая разработка проекта была приостановлена Отечественной войной 1812 и заграничными походами российской армии 1813-14. 23.5(4.6).1816 императором Александром I утверждён ряд документов («Учреждение для эстляндских крестьян», «Положение об эстляндских крестьянах» и др.), по которым крестьяне получали личную свободу, но без земли (она оставалась собственностью помещиков). Лично свободный крестьянин (освобождение происходило в течение установленного 14-летнего срока) становился арендатором земли у помещика. По закону крестьяне могли при согласии помещика выкупить свой прежний надел. Также они получили право заключать сделки (в том числе приобретать движимое и недвижимое, за исключением имений, имущество). Однако при этом перемена места жительства и получение паспорта зависели от помещика.

Вводилось крестьянское самоуправление. Крестьяне помещичьего имения составляли волостную общину. Они избирали на три года волостное правление (отвечало за исправный платёж крестьянами государственных податей, рекрутский набор, призрение нетрудоспособных членов общины и т. д.) во главе с волостным старшиной, которого утверждал в должности помещик. За ними же сохранялись полицейская власть в их имениях и надзор за крестьянскими судами.

По настоянию императора Александра I ландтаги курляндского и лифляндского дворянства также согласились на отмену крепостного права в своих губерниях. Были утверждены аналогичные эстляндскому Положения для крестьян Курляндской губернии от 25.8(6.9).1817 и Лифляндской губернии от 26.3(7.4).1819.

Источник

Спасительная русификация (II). Остзейский вопрос

Остзейский вопрос в русской национально-консервативной прессе во второй половине XIX века. Продолжение

Что предусматривала остзейская реформа. Смотреть фото Что предусматривала остзейская реформа. Смотреть картинку Что предусматривала остзейская реформа. Картинка про Что предусматривала остзейская реформа. Фото Что предусматривала остзейская реформа

Впервые остзейский вопрос был поднят известным славянофилом Юрием Федоровичем Самариным еще в 1848 году. Работая на протяжении двух лет в Риге в составе ревизионной комиссии, назначенной министерством внутренних дел с целью рассмотрения городского устройства и хозяйства прибалтийских городов для приведения их к общероссийскому правовому положению, Самарин вплотную столкнулся со спецификой остзейского устройства. О своих рижских впечатлениях Ю. Ф. Самарин так писал в письме к М. П. Погодину от 9 октября 1847 года: «Я могу сказать, все здесь дышит ненавистью к нам, ненавистью слабого к сильному, облагодетельственного к благодетелю и вместе гордым презрением выжившего из ума учителя к переросшего его ученику. Здесь все окружение таково, что ежеминутно осознаешь себя русским и, как русский, оскорбляешься»[i]. Итогом размышлений Ю. Ф. Самарина стали «Письма из Риги». В «письмах. » Самарин, после описания всевластия в крае немецких баронов и отсутствия чего-нибудь подобного присутствию российской государственной власти, пришел к печальному выводу: «Мне кажется, Россия присоединена к Остзейскому краю и постепенно завоёвывается остзейцами».

Местное прибалтийское дворянство откровенно заявляло, что принимали они присягу на верность императору, а не российскому государству. Известный остзейский публицист Г. Беркгольц писал в 1860 году предельно откровенно: «Прибалтийские немцы имеют полное основание быть всей душой за династию, ибо только абсолютная власть царя оберегает их. Между тем любая русская партия, демократическая, бюрократическая или какая-нибудь сожрет их, едва лишь она добьется решающего перевеса»[ii].

Главой остзейских эмигрантов в Пруссии был бывший заместитель председателя лифляндского высшего суда фон Бокк, который, по словам И. Аксакова, «организовал в Берлине целую систему агитации общественного мнения против России и своими периодически являющимися пасквилями, как брандерами, распаляет прусский национальный патриотизм»[iv].

Иван Аксаков, встав во главе русской национальной печати, сразу обратил внимание на остзейскую проблему. В его литературном наследстве более двух десятков статей по прибалтийскому вопросу. Уже в первой «остзейской» статье, помещенной 2 июня 1862 года под названием «Как понимает Остзейский Немец идеал России» Аксаков отвечает, что «Идеал России, который проповедуют остзейские немцы, основан на глубоком, серьезном и искреннем чувстве этатизма, чувстве верности и преданности немцев государству, империи, но не русскому народу». Обращал внимание И.С. Аксаков и на положение аборигенов края. Не случайно одна из его статей в газете «День» от 27 ноября 1865 года называется «На каком основании крестьянин Остзейского края лишен тех прав, которыми пользуется крестьянин в остальной России?».

Обращал внимание Аксаков также и на поразительное сходство балтийского рыцарства и польского шляхетства, а также и претензий евреев на «равноправие», под которым понималось именно особое господство евреев во всей России, по аналогии с Остзейскими губерниями и Западным краем. Как видим, русофобство всегда сближает заведомых противников. И, как всегда, все требования русофобов сопровождаются громогласными воплями о «правах» и «свободе».

Остзейцы, однако, восприняли труды Самарина весьма болезненно. Профессор Дерптского университета, уже упомянутый К. Ширрен написал целую книгу «Лифляндский ответ г-ну Самарину», в которой отстаивал незыблемость прежнего статуса Лифляндии и остальных прибалтийских губерний. В том же 1868 году немецкое дворянство отправило Александру II Всеподданейший адрес, дабы отвести самаринские «наветы». Интересно, что вскоре после «Лифляндского ответа» К. Ширрен эмигрировал в Германию, где и умер в 1910 году. Поощряемый балтийскими немцами, он приступил к поиску документов, относящихся к истории и итогам Северной войны, в результате которой и начали постепенно отходить к Российской империи на протяжении XYIII столетия прибалтийские земли. Свидетельства, выписки, документы, по замыслу Ширрена, должны были оправдать немцев и тем самым обосновать их претензии на особое положение в этих губерниях. Но в результате многолетних поисков профессор открыл слишком много неприглядных фактов: «У балтийских немцев было больше вины, нежели славы». Большую часть громадного архивного собрания пришлось профессору предать огню, дабы не нанести серьезнейшего удара своим соплеменникам.

Разумеется, либеральная пресса объявляла остзейский вопрос надуманный, прибалтийских аборигенов объявили «европейскими нациями», а Каткова, Аксакова и Самарина обвиняли в «шовинизме» и «разжигании национальной вражды». Как видим, ничего нового росси йские либералы не придумали за последние полтора века, в тех же самых выражениях обвиняя тех, кто защищает интересы России.

Усилия охранителей постепенно стали приносить плоды. Несмотря на сопротивление остзейцев, правительство империи, наконец, начало политику окончательной инкорпорации Остзейского края в состав империи, ликвидируя его особенности.

В 1877 г. на прибалтийские губернии было распространено действие городской реформы, вводилось общероссийское «Городовое положение» 1870 г., которое упраздняло прежний сословный магистрат в городах, с доминированием немцев в городском самоуправлении, и вводило новый порядок выборов в органы городского самоуправления, основанный на имущественном цензе и предоставивший возможность и «ненемцам» участвовать в выборах. После воцарения Александра III преобразования в Прибалтике пошли быстрее и масштабнее. Император первым из российских монархов при вступлении на трон демонстративно не подтвердил привилегии прибалтийской знати, являвшиеся основой местной автономии.

В 1888 г. полицейское устройство прибалтийских губерний было уравнено с общероссийским: прежние сословные немецкие полицейские учреждения заменили государственными учреждениями. В 1889 г. была введена российская судебная система, были ликвидированы сословные суды, начал действовать принцип правового равенства граждан; судебные процессы стали открытыми, была создана адвокатура, (однако институт присяжных заседателей здесь так и не был введен). Указом о новых крестьянских учреждениях центральная власть ввела должность комиссара по крестьянским делам для надзора за крестьянскими самоуправлениями. В ходе административной реформы мелкие мызные волости были преобразованы в более крупные и лучше управляемые волости. Сложившееся административное устройство сохранялось в, общих чертах, до падения Российской империи в 1917 г.

С 1885 г. начали вводить преподавание на русском языке в народных школах, с 1890 г. в Дерптском университете, а в 1893 г. город Дерпт переименован в Юрьев. Тогда же город Динибург был переименован в Двинск. Основанный в 1862 году Рижский политехникум быстро стал одним из крупнейших в Европе технических учебных заведений, настоящей кузницей инженерных и научных кадров.

Все эта политика получила название русификации. Но под этим подразумевалось именно окончательное слияние окраин с собственно российскими губерниями в правовом плане, в уравнении правах туземного и немецкого населения края, а вовсе не с превращением их жителей в русских. Иначе никак не объяснить стремление имперских властей к развитию местных языков. «Русификация» прибалтов была призвана предотвратить превращение их в немцев, а не сделать их русскими. Иначе говоря, русификация на деле была дегерманизацией края. Результаты выглядело неплохо: казавшаяся неизбежной германизация эстонцев и латышей не состоялась. Напротив, они почувствовали себя хоть и маленькими, но нациями. Создание в Петербурге при благожелательной поддержке русских консервативных деятелей литературных норм для местных языков позволило развивать литературу и многие виды искусства коренным национальностям. 60-80-е годы XIX века прибалтийские народы называют эпохой национального «пробуждения». Но, разумеется, «пробудились» эти народы не вдруг, а потому, что российские политики охранительного направления сочли нужным поддержать местных в борьбе за свои права и за уравнение их со всем населением империи в противовес германскому влиянию.

Результаты обрусительной политики ознаменовались быстрым развитием культуры местного населения. Так, уже в 1897 году, согласно Всероссийской переписи населения, грамотность среди латышей составляла 79, 9 %. Эти цифры особенно впечатляют, если учесть, что первая газета на латышском языке появилась в 1856 году, а более или менее массовая латышская пресса появилась именно в годы русификации.

Аналогичные процессы характерны были для эстонцев. В 1872 году появилось Общество эстонских литераторов. Созданное в 1865 г. певческо-театральное общество «Vanemuine» положило основу эстонскому национальному театру (первое театральное представление состоялось в 1870 г.) и в 1869 г. по примеру остзейских немецких певческих праздников провело первый Всеэстонский певческий праздник, в котором приняли участие 1 000 певцов и музыкантов и 12 тысяч зрителей. Количество грамотных среди эстонцев составляло к концу XIX века 80%.

Все это, разумеется, в современной Прибалтике именуется «национальным угнетением»!

В начале XX века остзейский вопрос казался почти решенным. Прибалтийские губернии казались полностью инкорпорированы в состав России. Как писал в своих мемуарах председатель Эстляндского рыцарства в 1902-18 гг. Эдуард фон Деллинсгаузен, для остзейцев «..будущее внушало опасения. В политической и административной сферах было трудно остановить все возраставшую русификацию, потому что русским удалось уже на уровне школы выиграть пробуждающуюся эстонскую общину на свою сторону».[viii]

Аналогичный подъем охватил и Эстляндскую губернию. В Ревеле и Нарве за четыре десятилетия возникли многие промышленные предприятия мирового уровня. Никогда в истории Прибалтика не значила так много в области экономики, политики и культуры.

А потом все это исчезло в пламени войн и революций, и на месте трех губерний появились маленькие сельскохозяйственные диктатуры, со стагнирующей экономикой и вымирающим населением. Правда, после двух десятилетий маразматической независимости Прибалтийский край вернулся в состав России, называвшейся тогда Советским Союзом. Прибалтика вновь стала процветающей окраиной, хотя справедливости ради отметим, что удельный вес Прибалтики в СССР был значительно меньше, чем в российской империи. А затем вновь последовала очередная «независимость», покончившая со всякой промышленностью. При этом коренные прибалты вновь оказались под властью новых остзейцев виде чиновников Евросоюза и вновь вымирают. Что ж, не каждый народ способен и тем более достоин иметь государство. Но это уже другая история.

Сергей Викторович Лебедев, доктор философских наук

[i] Нольде Б. Э.. Юрий Самарин и его время. Paris: Soc. anonyme Impr. de Navarre, 1926, с. 51

[iii] Нольде Б. Э. Там же, с. 55-56

[iv] Аксаков И.С. По поводу «Окраин» Ю.Ф.Самарина // Аксаков И.С. Отчего так нелегко живется в России? М.: РОССПЭН, 2002. С. 688.

[vi] Аксаков И.С. По поводу «Окраин» Ю.Ф.Самарина // Аксаков И.С. Отчего так нелегко живется в России? М.: РОССПЭН, 2002. С. 691.

[viii] Гаврилов С. Остзейские немцы в Санкт-Петербурге. 1701-1918. М-СПб, Центрполиграф, 2011, с. 182-183

Источник

HumanHistory

История человечества

Отмена крепостного права

В 1804−1805 гг. был проведен первый этап аграрной реформы в Остзейском крае − в Латвии и Эстонии. В 1804 г. было издано «Положение о лифляндских крестьянах», распространенное и на Эстонию. Крестьяне дворохозяева объявлялись пожизненными и наследственными держателями своих земельных наделов, за которые они должны были отбывать владельцу земли барщину и оброк, при этом размеры барщины и оброка существенно увеличивались. Ограничивалась власть помещика над крестьянами. Положение не распространялось на безземельных крестьян-батраков.

Указ от 10 марта 1809 г. отменял право помещика ссылать своих крестьян в Сибирь за незначительные проступки.

Теперь с разрешения помещика крестьяне могли торговать, брать векселя, заниматься подрядами. В целом это были уступки буржуазному развитию странны, не посягавшие на права и привилегии помещиков.

В 1818 г. Александр I пытается решить крестьянский вопрос. Было подготовлено несколько проектов. Александр I одобрил проект А. Аракчеева и министра финансов Д. Гурьева (постепенная ликвидация крепостного права путем выкупа помещичьих крестьян с их наделов казной). До практической реализации проекта дело не дошло. Последним либеральным действием Александра I стало предоставление в 1816−1819 гг. личной свободы крестьянам Прибалтики (без земли).

К 1825 г. 375 тысяч государственных крестьян находились на военных поселениях (1/3 русской армии), из которых образовали Отдельный корпус под командованием Аракчеева. В поселениях крестьяне одновременно служили и работали в условиях жесткой дисциплины, подвергаясь многочисленным наказаниям.

19 февраля 1855 г. на престол вступил Александр II. Его правление (1855−1881 гг.) стало периодом радикальных преобразований российского общества, главным из которых стало освобождение крестьян от крепостной зависимости.

В основу концепции крестьянской реформы были положены следующие идеи: ее цель − переворот в аграрном строе России, начальная стадия которого − освобождение крестьян от личной зависимости, конечная − превращение их в мелких хозяев при сохранении значительной части помещичьего землевладения.

Предполагалось предоставление крестьянам в пользование (за повинности), а затем в собственность (за выкуп) земельных наделов, которыми они пользовались до отмены крепостного права, исчисление повинностей от их дореформенных размеров, участие государства в процессе выкупной операции в качестве кредитора. И хотя при обсуждении проектов отмены крепостного права в Главном комитете и Государственном совете в них были внесены под натиском консервативных сил поправки в интересах помещиков (надельный фонд был уменьшен на 20%, повинности повышены, отчего возросла стоимость выкупа каждой десятины земли), в официальных документах была сохранена либеральная концепция разрешения крестьянского вопроса, заключавшаяся в освобождении крестьян с землей на условиях выкупа.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал все законоположения о реформе и Манифест об отмене крепостного права. Эти документы определили судьбу 23 млн. крепостных крестьян. Они получили личную свободу и гражданские права. Крестьяне за отводимые им земельные наделы (пока они их не выкупят) должны были отбывать рабочую повинность или платить деньги, поэтому назывались «временно обязанными». Размеры крестьянских наделов определялись разнообразными по величине в разных сельскохозяйственных районах (нечерноземный, черноземный, степной) и составляли от 1 до 12 десятин на душу мужского пола (в среднем 3,3 десятины). За наделы крестьяне должны были выплатить своему помещику такую сумму денег, которая, будучи положена в банк под 6%, приносила бы ему ежегодный доход, равный дореформенному оброку. Крестьяне по закону должны были единовременно уплатить помещику за свой надел около пятой части обусловленной суммы (ее они могли выплачивать не деньгами, а работой на помещика). Остальную часть выплачивало государство. Но крестьяне должны были возвращать ему эту сумму (с процентами) ежегодными платежами в течение 49 лет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *