Что прекращалось на всей территории древней греции на время олимпийских игр
Что запрещалось во время олимпийских игр в Древней Греции?
Рабы и варвары, т. е. лица негреческого происхождения, участвовать в Олимпийских играх не могли. Кроме того, к участию в Играх не допускались лица, уличенные в совершении преступления или в святотатстве. Устав Олимпийских игр предписывал также, чтобы ни одна женщина под страхом смертной казни не присутствовала на состязаниях. Опаздывать на состязания, спорить с судьями и применять незаконные приемы запрещалось.
Организация античных Олимпийских игр предусматривала контроль не только за ходом самих Игр, но и за подготовкой атлетов к ним. В течение 10–12 месяцев до начала Игр атлеты проходили подготовку, после чего сдавали своеобразный экзамен комиссии элланодиков. После выполнения “олимпийского норматива” будущие участники Олимпийских игр еще месяц готовились по специальной программе в Олимпии.
Главным принципом состязаний была честность участников. Перед началом соревнований они давали клятву соблюдать правила. Судьи имели право лишить чемпиона титула, если он победил мошенническим путем, провинившийся атлет подвергался также штрафу и телесному наказанию.
Исключения из правил.
За время существования игр было всего несколько исключений из правил. Одно касалось присутствия женщин. Ференика (Каллипатерия) – женщина, тренировавшая своего сына, тайно проникла в Олимпию. Радостно приветствуя его победу, она разоблачила себя. Однако ей сохранили жизнь, приняв во внимание, что ее отец, муж, брат и сын были олимпиониками. Но в правила внесли изменения: все участники и их тренеры обязаны были являться на игры нагими.
Второе исключение было связано со временем проведения игр. В период римского завоевания Греции император Нерон перенес сроки начала 211 Олимпийских игр на два года. Это был первый и единственный раз в истории Олимпийских игр.
Олимпийские игры в Древней Греции, история античных Олимпиад
Олимпийские игры пришли к нам из Древней Греции. Название Игр связано с древнегреческой мифологией.
История Олимпиад уводит нас в священную долину – Олимпию. Здесь находилось древнее святилище и проводились ритуальные состязания, посвященные Зевсу. Здесь же был сооружен первый олимпийский стадион.
В 776 году до нашей эры в Олимпии началась легендарная эра – эра античных Олимпиад.
Олимп и Олимпия – как появилось название Игр
Почему Олимпийские игры так называют? Название связано со священными для древних греков местами — Олимпом и Олимпией.
Олимп, это горный массив. Расположен в северной Греции. Здесь, по мнению греков, жили боги.
Олимпия, это культовое место на территории южной части Греции. Здесь богам приносили жертвы, за долго до появления Олимпиад.
Гора Олимп и Олимпийские боги
Олимп – мифологический и природный символ Греции. Это не отдельная гора, а горный массив. Протяженность горной цепи составляет более 20 километров.
Всего Олимп насчитывает 52 вершины. Три самых высоких пика носят названия: Митикас (2917 м), Сколио (2912 м) и Стефани (2905 м).
Пик Стефани имеет другое название – «Трон Зевса». Вершина, если смотреть на нее под определенным углом, действительно напоминает спинку гигантского трона.
Олимп является самым высоким горным массивом на территории Греции. Здесь обитали греческие боги во главе с Зевсом – властелином грома и молнии. Простой смертный не мог подняться в жилище богов. Когда нужна была божественная помощь, греки молились и приносили жертвы богам в священных местах.
Религиозные центры были разбросаны по территории всей Греции. Одно из самых почитаемых святилищ находилось далеко от горы Олимп.
Священная Олимпия
В северо-западной части Пелопоннесского полуострова, между реками Алфей и Кладеон, находится огороженная холмами долина – Олимпия. Здесь находился знаменитый на всю Грецию алтарь верховного бога.
К священному алтарю съезжались со всех греческих городов. Громовержцу привозили дары, приносили жертвы, в честь него проводили ритуальные состязания.
Древние греки соревновались в беге, метали диск, стреляли из лука. Богатые граждане устраивали гонки на колесницах. Победу посвящали Зевсу. Таким способом греки благодарили высшие силы за удачу и просили о помощи в будущем.
Согласно легендам, состязания, посвященные Зевсу, проводили на регулярной основе. Кто стал организатором священных Игр точно не известно. Один из мифов гласит, что первые «регулярные» соревнования организовал легендарный Геракл, еще в XIII веке до нашей эры. С этой легендой также связывают появление слова «стадион».
Дистанцию для бега Геракл отмерил собственными стопами. Эту дистанцию (600 стоп) назвали «стадией». Прошло время и место проведения соревнований по бегу стали называть стадионом.
Игры проводились раз в пять лет. Но из-за постоянных воин, который греки вели друг с другом, традиция была прервана. Через несколько столетий Олимпия вновь стала центром священных Игр.
Возобновление древнегреческих Игр
Греческие города-государства постоянно враждовали между собой. Самым грозным государством была воинственная Спарта. В IX веке до н. э. спартанцы покорили все соседние города и подошли к границам полиса (государства) Элида. Священная Олимпия находилась на территории Элиды.
Царь Элиды Ифит понимал, что спартанцев ему не одолеть. Ифит решил обратиться за советом к предсказателям и отправился в знаменитый Дельфийский оракул. Обратился к Пифии (жрица-предсказательница) с вопросом: «Как прекратить войну». Получил ответ: «Возобновить Олимпийские игры, в честь Зевса».
Древние греки верили, что через Пифию вещает один из верховных богов – Аполлон. Ослушаться такого совета никто не посмеет. Царь Ифит рассказал о предсказании уважаемому в Спарте человеку – Ликургу, человеку, создавшему спартанские законы.
В итоге – Спарта отказалась от завоевания Элиды. Объявила Олимпию нейтральной землей и взяла ее под защиту. Стараниями Ифита и Ликурга древние Игры возобновили. На время проведения Игр объявили перемирие. Соблюдение мира и безопасность состязаний гарантировала грозная Спарта. Игры назвали Олимпийскими.
Достоверные даты жизни Ифита и Ликурга неизвестны. Не сохранились и точные сведения о возрождении античных состязаний. По одним данным Игры возобновили в 884 году до н. э., по другим в 828.
Прошло время, греки осознали важность этого события. Древнегреческие историки восстановили ход событий и составили хронологию Олимпийских игр.
Общегреческое значение Олимпийских игр
Весть о возобновлении состязаний, посвященных Олимпийским богам, быстро распространилась по всему античному миру. Вскоре религиозный праздник перерос в масштабное мероприятие. Олимпийские игры стали самым значимым событием в жизни древних греков.
Священные Игры – время перемирия
Во время Олимпийских игр прекращались войны на территории всех греческих полисов. Заключалось священное перемирие – экехерия.
На Олимпийские игры приезжали жители не только Балканского полуострова, но и представители городов-колоний, расположенных во всех районах Средиземноморья: на Апеннинском полуострове, в Сицилии, Африке, Малой Азии.
Представители враждующих городов проводили в Олимпии мирные переговоры, улаживали конфликты. Свободные граждане использовали перемирие, чтобы совершать торговые и другие сделки. Знаменитые философы, поэты, художники знакомили публику со своими произведениями. Число зрителей и участников Олимпийских состязаний росло с каждым годом.
Олимпия приобрела значение духовного центра Древней Греции. Здесь греки чувствовали себя единым народом – с общей культурой, историей и традициями. Олимпийский праздник дарил людям мир. Всеобщие распри прекращались, обиды забывались. Эллины понимали, что несмотря на все раздоры, Эллада – их общая Родина.
Как создавалась история
Со времен Ифита и Ликурга состязания проводили регулярно – раз в четыре года. Вначале Игры не нумеровались, а назывались по имени победителя. Имена победителей заносили в специальный список – бассикалий.
В V в. до н. э., современник Сократа, философ Гиппий (около 460 – 400 г до н. э.) упорядочил список победителей. Расставил по порядку и пронумеровал Олимпийские игры. На список Гиппия, ориентировались многие античные историки и философы, включая Аристотеля (384-322 г до н. э.).
Древнегреческий историк Тимей (около 356 – 260 до н. э.) использовал список олимпийских победителей для составления хронологических таблиц. Так появилось «олимпийское летоисчисление».
Летосчисление по античным Олимпиадам
В современном языке Олимпиада и Олимпийские игры – синонимы. В Древней Греции эти слова имели разное значение.
Олимпийские игры, в понимании греков, это праздник, который длился пять дней.
Античная Олимпиада – это четырёхлетний период между двумя последовательными Олимпийскими играми. Так древние греки называли временной интервал между спортивными состязаниями.
Древнегреческие историки все события связывали с Олимпиадами. Например, 490 год до нашей эры (Марафонская битва) был записан, как «3-й год 72-й Олимпиады».
Ещё один пример. 621 год до нашей эры – афинский царь Дракон принимает законы, ставшие нарицательными. В античном летоисчислении дата значилась, как «4-й год XXXIX-й Олимпиады». А если точнее: «Четвертый год после победы на Олимпийских играх Рипсолея из Лаконии». Вспомните, Гиппий пронумеровал Олимпиады только в V в. до н. э..
776 год до н.э. – первые Олимпийские игры
Отсчёт древнегреческих Олимпиад античные авторы установили с 776 до н. э. Имена победителей более ранних Игр не сохранились, поэтому их решили не учитывать. Победителем первых Олимпийских играх считают жителя Элиды – Кореба. Его имя и дата Игр были высечены на плите, найденной в древней гробнице.
В 394 году, христианский император Феодосий, запретил Олимпийские игры. Античные храмовые сооружения были сожжены. Олимпия пришла в упадок.
Землетрясения и наводнения завершили разрушение легендарного святилища Древней Греции. Эпоха античных Олимпиад закончилась.
Всего в период с 776 года до н.э. до 394 год было проведено 293 Игр.
Олимпийские виды состязаний в Древней Греции
Олимпийские состязания были посвящены богам. Но выбор соревнований определялся земными возможностями и потребностями. Что должен был уметь человек в Древней Греции? Поймать добычу, убежать от хищника, одолеть врага. Олимпийские игры включали в себя набор необходимых упражнений: бег, прыжок в длину, метание диска и копья, борьба.
Как проходили античные состязания
За несколько месяцев до начала Игр по всем греческим городам из Олимпии разъезжали послы, приглашая принять участие в состязаниях. Герольды (глашатаи) возвещали: «Все – в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!».
Олимпийский праздник длился пять дней. В первый день, участники Игр приносили жертвы и клятвы богам. Состязания начинались во второй день праздника. По словам Павсания (древнегреческий историк) первое время все соревнования проводили в один день. В 472 до нашей эры состязания распределили на три дня. Первым состязанием был бег. Вторым прыжки в длину.
Выполняя прыжок в длину, атлеты использовали камни (позже свинцовые гири). Камни зажимали в кулаки. В момент отталкивания, прыгун резким движением выбрасывал руки вперед. Считали, что утяжелители создают инерцию и усиливают длину прыжка.
Программа состязаний со временем менялась, добавлялись новые виды соревнований. Неизменным оставалось одно – первый и последний день посвящали богам. В завершающий, пятый день праздника устраивали торжественное шествие и награждали победителей. Заканчивался праздник всеобщим пиром и подношениями Зевсу.
Бег на одну стадию (192 метра) – являлся единственным видом состязаний на первых 13-и Олимпиадах.
Двойной бег – добавили на 14-й Олимпиаде (724 г до н.э.). Атлеты пробегали одну стадию, разворачивались вокруг столба и возвращались к старту. Получалось две стадии – 384 метра.
Долгий бег – бег на 7 стадий (1344 метра). В программу соревнований включили на 15-й Олимпиаде (720 г до н.э.). В последующие годы длина дистанции увеличилась до 24 стадий (до 4608 м).
Бег гоплитов – бег на две стадии в полном вооружении: со щитом, в шлеме и поножах (защита голени). Добавлен в Олимпийские состязания в 520 до н. э, на 65-й Олимпиаде. Позднее из вооружения оставили только щит.
Пятиборье
Пятиборье (пентатлон) добавили в программу античных Олимпийских игр в 708 до н. э., на 18-ых Играх. Многоборье включало в себя: бег на стадию, метание диска, метание копья, прыжок в длину и борьбу.
Все виды состязаний проводили в один день. Атлеты делились на пары и соревновались между собой. Начинали с прыжков. Тот, кто выигрывал три вида состязаний, становился победителем пары и переходил в следующий круг соревнований. Так, до тех пор, пока не оставалась одна – финальная пара.
Единоборства
Борьба – в 708 до была включена в состав пятиборье, а также стала самостоятельной дисциплиной. Правила определяли две основные позиции: в стойке и на земле.
Кулачный бой – добавили в олимпийские состязания в 688 до н. э. (23-я Олимпиада). Правилами запрещался захват соперника, подножки и удары ногами. Поединок завершался сдачей соперника. Побеждённый поднимал руку, когда был не в силах продолжать бой. Гибель атлета в поединке не являлась редким событием.
На 33-й Олимпиаде (648 до н. э.) в программу состязаний включили ещё один вид единоборства – панкратион. В рукопашном бою, борцовская техника соединялись с ударами руками и ногами. Разрешено удушение, запрещены укусы и выдавливание глаз.
Конные бега с колесницами
На 25-й Олимпиаде (680 до нашей эры) были введены гонки квадриг – двухколёсная колесница с четырьмя запряженными конями. В 648 до н. э. (33-я античная Олимпиада) к ним добавлены скачки на лошадях. На 93-их Олимпийских играх (408 до н. э.) появились гонки колесниц с двумя лошадьми в упряжке.
Конные бега с колесницами – это единственный вид состязаний в Древней Греции, в котором женщину могли объявить победителем. Дело в том, что чемпионом объявляли не жокея, а владельца колесницы и лошадей.
Первой женщиной-чемпионом Олимпийских Игр стала спартанка Киниска – родная сестра спартанского царя. Её упряжки победили на играх в 396 и 392 годах до н. э.
Состязания трубачей и герольдов
В 396 до нашей эры (96-я Олимпиада) в программу античных Игр включили соревнования трубачей и герольдов (глашатаев). Выступления музыкантов и ораторов являлась логическим следствием мировоззрения эллинов. К состязаниям атлетов древние греки относились, как к искусству. Победителей чтили, как национальных героев.
Олимпионики – победители античных Олимпиад
Олимпионик – так в Древней Греции называли победителя Олимпийских игр.
Атлета награждали оливковой ветвью. Оливковый венок («Котинос» – от греч. κoτινος) появился чуть позже. Традиция венчать победителя венком была установлена на VI античной Олимпиаде.
Олимпионики до конца жизни были окружены всеобщим почётом и уважением. Поэты посвящали им стихи. Их имена высекались над воротами родных городов. Герою воздвигали статую на родине, а в честь трехкратного чемпиона – в самой Олимпии.
Древние греки считали победу, знаком расположения богов – вниманием Зевса к атлету и его родному городу.
Кто мог участвовать в Играх
К участию в Олимпийских играх допускались только греческие граждане. Рабы и варвары (лица не греческого происхождения) участвовать в Играх не могли. После завоевания Греции Римом, исключение сделали только для римлян.
Когда Александр Македонский пожелал принять участие в состязаниях, ему первоначально отказали. Македонскому пришлось доказывать свои греческие корни. «Судьи признали эллинское происхождение Александра. Он принял участие в беговом состязании и пришел к цели одновременно с победителем» (Геродот. «История»).
Женщины не могли присутствовать на античных Олимпийских играх даже в качестве зрителей. Ослушавшимся грозила смертная казнь. Исключение было сделано лишь для жрицы богини Деметры.
Один из мифов рассказывает о том, как однажды мать олимпийского чемпиона, хитростью проникла на стадион. Легендарная Каллипатера, уроженка острова Родос, была дочерью и сестрой олимпионика. Она верила, что её сын Посейдор, тоже станет олимпийским чемпионом. Мать хотела любой ценой увидеть триумф сына. Прибыв в Олимпию Каллипатера надела мужское платье и примкнула к группе педотрибов. (Педотриб – учитель гимнастики, тренер в Древней Греции).
Посейдор стал олимпийским чемпионом в кулачном бою. Когда объявили победителя, счастливая мать не выдержала: забыв обо всём, перепрыгнула через барьер, бросилась к сыну. От стремительного бега мужской наряд слетел. По закону, женщину следовало сбросить со скалы.
Тогда Каллипатера объявила из какого она рода, кто её отец, брат и заявила, что она сама тренировала своего сына. Мать олимпионика помиловали.
Чтобы подобное не повторилась, было принято новое правило. Отныне – тренер, находившийся в непосредственной близости от участников состязаний, обязан быть обнаженными.
Как готовились к Олимпийским играм
Атлеты, желавшие принять участие в Олимпийских играх, готовились к ним задолго до начала состязаний. К тренировкам приступали за 10-12 месяцев до открытия Игр. Будущие чемпионы, тренировались в государственных гимнасиях и палестрах (частная гимнастическая школа). От зари до зари атлеты оттачивали своё мастерство, развивая силу, ловкость и выносливость.
Древние правила требовали, чтобы последний месяц тренировок проходил непосредственно в Олимпии. Поэтому кандидаты съезжались сюда заранее. Но попасть в финальную часть состязаний было тяжело. Отбор участников соревнований был суровым.
Чтобы попасть на Игры, претенденты сначала сдавали экзамен особой комиссии. Затем, прошедшие отбор, ещё месяц тренировались по специальной программе уже в самой Олимпии. Отбор кандидатов проходил под руководством элланодиков.
Античных судей назначали при помощи жребия, из числа самых уважаемых граждан Элиды. На первых Олимпиадах судейский комитет состоял из двух человек. Затем количество элланодиков неоднократно изменялось от 8 до 12 человек.
Перед началом состязаний, участники соревнований приносили жертвы богам и клялись соблюдать правила. Отцы, братья и гимнастические учителя атлетов также клялись в том, что они не виновны ни в каком противоправном деянии.
К участию в Играх не допускались лица, уличенные в совершении преступления. Честность и безукоризненность являлись обязательной чертой будущего олимпионика.
Прославленные атлеты Древней Греции
Милон из Кротона – самый знаменитый борец Древней Греции. (Кротон – греческая колония на юге современной Италии). Милон единственный атлет в истории, которому удалось победить в шести античных Олимпийских играх.
Свою первую победу борец одержал на 60-й Олимпиаде (540 до н.э.) в соревнованиях среди юношей. С 532 до н.э. по 516 до н.э. он еще 5 раз завоевал титул чемпиона – уже среди взрослых атлетов.
Когда Милон готовился к своей первой Олимпиаде, он использовал для тренировок теленка. Взваливал на плечи и ходил кругами. Теленок вырос и превратился в крупного быка, а олимпионик продолжал носить его на плечах. Когда в честь олимпийского чемпиона отлили бронзовую статую в полный рост, он вскинул ее на плечо и сам принес в храм.
Орсипп из Мегар – с именем бегуна связана традиция наготы. Почему изображения олимпийцев Древней Греции предстают перед нами обнаженными? Мифы связывают этот обычай с именем античного легкоатлета.
По преданию, инициативу подхватил спартанец Акант. На тех же играх он одержал победу в двойном и долгом беге. Спартанец тоже финишировал голым. После этого случая все атлеты стали выступать обнаженными (кроме состязаний в конных бегах).
Леонидас с Родоса – прославленный бегун стал четырехкратным триастом.
Леонидас установил своеобразный античный олимпийский рекорд, который продержался до 2016 года. Легендарный атлет, четыре Олимпиады подряд, побеждал в трех дисциплинах. В период с 164 по 152 г. до н. э. античный спринтер завоевал 12 оливковых венков (аналог современных золотых медалей).
Философы – олимпионики. В числе участников и победителей Олимпийских игр были также известные мыслители античности. Например, Платон и Плутарх выигрывали соревнования по панкратиону.
Постскриптум
Античные Олимпийские игры не избежали участи языческого культа. Нападки религиозных христиан, уничтожение построек, землетрясения, наводнения – люди и природа сравняли Олимпию с землей.
Олимпийский праздник Древней Греции мог навсегда кануть в историю. Более полутора тысяч лет мир жил без Олимпиад.
Возрождение олимпийской истории и современные Игры связаны с именем французского барона Пьера де Кубертена.
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ – крупнейшие спортивные соревнования древности. Зародились как часть религиозного культа и проводились с 776 до н.э. по 394 н.э. (всего было проведено 293 Олимпиады) в Олимпии, считавшейся у греков священным местом. От Олимпии произошло и название Игр. Олимпийские игры были значимым для всей Древней Греции событием, выходившим за рамки сугубо спортивного мероприятия. Победа на Олимпиаде считалась чрезвычайно почетной и для атлета, и для полиса, который он представлял.
С 6 в. до н.э. по примеру Олимпийских Игр стали проводиться другие общегреческие соревнования атлетов: Пифийские игры, Истмийские игры и Немейские игры, тоже посвященные различным древнегреческим богам. Но Олимпиады были самыми престижными среди этих состязаний. Олимпийские Игры упоминаются в произведениях Плутарха, Геродота, Пиндара, Лукиана, Павсания, Симонида и др. античных авторов.
В конце 19 в. Олимпийские игры были возрождены по инициативе Пьера де Кубертена.
Олимпийские игры от зарождения до упадка.
Существует немало легенд о зарождении Олимпийских игр. Все они связаны с древнегреческими богами и героями.
Самая известная легенда гласит, как царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить угодные им общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит, спартанский законодатель Ликург и афинский законодатель и реформатор Клиосфен установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником.
Согласно другому мифу, сын Зевса Геракл привез в Олимпию священную оливковую ветвь и учредил игры атлетов в ознаменование победы Зевса над его свирепым отцом Кроном.
Известно также предание, что Геракл, организовав Олимпийские игры, увековечил память о Пелопе (Пелопсе), победившем в гонке на колесницах жестокого царя Эномая. А имя Пелопа дали области Пелопоннес, где находилась «столица» античных Олимпийских игр.
Обязательной частью античных Олимпийских игр были религиозные церемонии. По установившемуся обычаю, первый день Игр отводился для жертвоприношений: атлеты проводили этот день у жертвенников и алтарей своих богов-покровителей. Подобный обряд повторялся и в заключительный день Олимпийских игр, когда вручались награды победителям.
На время Олимпийских игр в Древней Греции прекращались войны и заключалось перемирие – экехерия, а представители враждующих полисов проводили в Олимпии мирные переговоры с целью уладить конфликты. На хранившемся в Олимпии в храме Геры бронзовом диске Ифита с правилами Олимпийских игр был записан соответствующий пункт. «На диске Ифита написан текст того перемирия, которое элейцы объявляют на время Олимпийских игр; он написан не прямыми строчками, но слова идут по диску в виде круга» (Павсаний, Описание Эллады).
С Олимпийских игр 776 до н.э. (самые ранние Игры, упоминание о которых дошло до нас, – по подсчетам некоторых специалистов, Олимпийские игры стали проводиться на 100 с лишним лет раньше) у греков шел отсчет особого «олимпийского летоисчисления», введенного историком Тимеем. Олимпийский праздник отмечали в «священный месяц», начинающийся с первого полнолуния после летнего солнцестояния. Он должен был повторяться через каждые 1417 дней, составлявших Олимпиаду – греческий «олимпийский» год.
Начинавшиеся как соревнования местного значения, Олимпийские игры со временем стали событием всегреческого масштаба. На Игры съезжалось множество людей не только из самой Греции, но и из ее городов-колоний от Средиземного до Черного моря.
Игры продолжались и тогда, когда Эллада попала в подчинение к Риму (в середине 2 в до н.э.), вследствие чего был нарушен один из основополагающих олимпийских принципов, допускавший участие в Олимпийских играх исключительно греческих граждан, а в числе победителей оказались даже некоторые римские императоры (в том числе и Нерон, «выигравший» скачки на колесницах, запряженных десятью лошадьми). Сказывался на Олимпийских играх и начавшийся в 4 веке до н.э. общий упадок греческой культуры: они постепенно утрачивали былое значение и суть, превращаясь из спортивного состязания и значимого общественного события в сугубо развлекательное мероприятие, в котором участвовали преимущественно атлеты-профессионалы.
А в 394 н.э. Олимпийские игры были запрещены – как «пережиток язычества» – римским императором Феодосием I, насильственно насаждавшим христианство.
Олимпия.
Расположена в северо-западной части Пелопонесского полуострова. Здесь находился Алтис (Альтис) – легендарная священная роща Зевса и храмово-культовый комплекс, окончательно сформировавшийся примерно в 6 в. до н.э. На территории святилища располагались культовые здания, монументы, спортивные сооружения и дома, где в период проведения состязаний проживали атлеты и гости. Олимпийское святилище оставалось средоточием греческого искусства вплоть до 4 в. до н.э.
Вскоре после запрета Олимпийских игр все эти сооружения были сожжены по приказу императора Феодосия II (в 426 н.э.), а столетие спустя окончательно разрушены и погребены сильными землетрясениями и разливами рек.
В результате проведенных в Олимпии в конце 19 в. археологических раскопок удалось обнаружить руины некоторых строений, в том числе спортивного назначения, таких, как палестра, гимнасий и стадион. Построенная в 3 в. до н.э. палестра – окруженная портиком площадка, где тренировались борцы, боксеры и прыгуны. Гимнасий, построенный в 3–2 вв. до н.э., – самое большое сооружение Олимпии, оно использовалось для тренировок спринтеров. В гимнасии также хранился список победителей и список Олимпиад, стояли статуи атлетов. Стадион (длиной 212,5 м и шириной 28,5 м) с трибунами и местами для судей был построен в 330–320 до н.э. На нем могли разместиться около 45 000 зрителей.
Организация Игр.
К участию в Олимпийских играх допускались все свободнорожденные греческие граждане (согласно некоторым источникам, мужчины, умевшие говорить по-гречески). Рабы и варвары, т.е. лица негреческого происхождения, участвовать в Олимпийских играх не могли. «Когда Александр пожелал принять участие в состязаниях и для этого прибыл в Олимпию, то эллины, участники состязаний, требовали его исключения. Эти состязания, говорили они, для эллинов, а не для варваров. Александр же доказал, что он аргосец, и судьи признали его эллинское происхождение. Он принял участие в беговом состязании и пришел к цели одновременно с победителем» (Геродот. История).
Организация античных Олимпийских игр предусматривала контроль не только за ходом самих Игр, но и за подготовкой атлетов к ним. Контроль осуществляли элланодики, или гелланодики, самые авторитетные граждане. В течение 10–12 месяцев до начала Игр атлеты проходили интенсивную подготовку, после чего сдавали своеобразный экзамен комиссии элланодиков. После выполнения «олимпийского норматива» будущие участники Олимпийских игр еще месяц готовились по специальной программе – уже под руководством элланодиков.
Основополагающим принципом состязаний была честность участников. Перед началом соревнований они давали клятву соблюдать правила. Элланодики имели право лишить чемпиона титула, если он победил мошенническим путем, провинившийся атлет подвергался также штрафу и телесному наказанию. Перед входом на стадион в Олимпии стояли в назидание участникам заны – медные статуи Зевса, отлитые на деньги, полученные в виде штрафов с атлетов, нарушивших правила соревнований (древнегреческий писатель Павсаний указывает, что первые шесть таких статуй были уставлены в 98-ую Олимпиаду, когда фессалиец Эвпол подкупил трех выступавших с ним борцов). Кроме того, к участию в Играх не допускались лица, уличенные в совершении преступления или в святотатстве.
Вход на соревнования был бесплатный. Но их могли посещать только мужчины, женщинам под страхом смертной казни запрещалось появляться в Олимпии в течение всего празднества (согласно некоторым источникам, этот запрет распространялся только на замужних женщин). Исключение делалось лишь для жрицы богини Деметры: для нее на стадионе, на самом почетном месте был сооружен специальный мраморный трон.
Программа античных Олимпийских игр.
Первое время в программе Олимпийских игр был только стадиодром – бег на один стадий (192,27 м), затем число олимпийских дисциплин выросло. Отметим некоторые кардинальные изменения в программе:
– на 14 Олимпийских играх (724 до н.э.) в программу включен диаулос – бег на 2 стадия, а 4 года спустя – долиходром (бег на выдержку), дистанция которого составляла от 7 до 24 стадиев;
– на 18 Олимпийских играх (708 до н.э.) впервые проведены соревнования по борьбе и пентатлону (пятиборью), включавшему, помимо борьбы и стадиодрома, прыжки, а также метание копья и диска;
– на 23 Олимпийских играх (688 до н.э.) в программу состязаний вошел кулачный бой,
– на 25 Олимпийских играх (680 до н.э.) добавлены гонки на колесницах (запряженных четырьмя взрослыми лошадьми, со временем этот вид программы расширился, в 5–4 вв. до н.э. стали проводиться гонки колесниц, запряженных парой взрослых лошадей, молодыми лошадьми или мулами);
– на 33 Олимпийских играх (648 до н.э.) в программе Игр появились верховые скачки на лошадях (в сер. 3 в. до н.э. стали также проводиться скачки на жеребятах) и панкратион – единоборство, соединявшее в себе элементы борьбы и кулачного боя с минимальными ограничениями на «запрещенные приемы» и во многом напоминающее современные бои без правил.
Греческие боги и мифологические герои причастны к появлению не только Олимпийские игры в целом, но и отдельных их дисциплин. К примеру, считалось, что бег на один стадий ввел сам Геракл, лично отмерявший эту дистанцию в Олимпии (1 стадий равнялся длине 600 ступней жреца Зевса), а панкратион восходит к легендарной схватке Тезея с Минотавром.
Некоторые из дисциплин античных Олимпийских игр, знакомые нам по современным соревнованиям, заметно отличаются от своих нынешних аналогов. Греческие атлеты прыгали в длину не с разбега, а с места – к тому же с камнями (позже с гантелями) в руках. В конце прыжка спортсмен отбрасывал камни резко назад: считалось, что это позволяет ему прыгнуть дальше. Подобная техника прыжка требовала хорошей координации. Метание копья и диска (со временем вместо каменного атлеты стали кидать железный диск) производилось с небольшого возвышения. При этом копье метали не на дальность, а на точность: атлет должен был поразить специальную мишень. В борьбе и боксе не было деления участников по весовым категориям, а боксерский поединок продолжался до тех пор, пока один из соперников не признавал себя побежденным или оказывался не в состоянии продолжать схватку. Были весьма своеобразные разновидности и у беговых дисциплин: бег в полном вооружении (т.е. в шлеме, со щитом и оружием), бег герольдов и трубачей, попеременный бег и гонка на колеснице.
С 37 Игр (632 до н.э.) в состязаниях стали участвовать и юноши в возрасте до 20 лет. Поначалу соревнования в этой возрастной категории включали только бег и борьбу, со временем к ним добавились пятиборье, кулачный бой и панкратион.
Помимо атлетических соревнований, на Олимпийских играх проводился и конкурс искусств, с 84-х Игр (444 до н.э.) ставший официальной частью программы.
Первоначально Олимпийские игры занимали один день, затем (с расширением программы) – пять дней (именно столько продолжались Игры в период их расцвета в 6–4 вв. до н.э.) и, в конце концов, «растянулись» на целый месяц.
Олимпионики.
Победитель Олимпийских игр получал вместе с оливковым венком (эта традиция пошла с 752 до н.э.) и пурпурными лентами всеобщее признание. Он становился одним из самых уважаемых людей в своем городе (для жителей которого победа земляка на Олимпиаде тоже была огромной честью), его нередко освобождали от государственных повинностей, давали прочие привилегии. Олимпионику воздавались на родине и посмертные почести. А согласно введенной в 6 в. до н.э. практике, трехкратный победитель Игр мог поставить свою статую в Альтисе.
Первым из известных нам олимпиоником стал Корэб из Элиды, одержавший победу в беге на один стадий в 776 до н.э.
Самым знаменитым – и единственным за всю историю древних Олимпийских игр атлетом, побеждавшим на 6 Олимпиадах, – был «сильнейший среди сильных», борец Милон из Кротона. Уроженец греческого города-колонии Кротон (юг современной Италии) и, по некоторым данным, ученик Пифагора, он одержал свою первую победу на 60-й Олимпиаде (540 до н.э.) в соревнованиях среди юношей. С 532 до н.э. по 516 до н.э. он завоевал еще 5 олимпийских титулов – уже среди взрослых атлетов. В 512 до н.э. Милон, которому было уже больше 40 лет, попытался завоевать свой седьмой титул, но уступил более молодому сопернику. Олимпионик Милон являлся также неоднократным победителем Пифийских, Истмийских, Немейских Игр и многих местных соревнований. Упоминания о нем можно найти в трудах Павсания, Цицерона и др. авторов.
Астил из Кротона вошел в историю античных Олимпийских игр не только как один из рекордсменов по числу побед (6 – в беге на один и на два стадия на Играх с 488 до н.э. по 480 до н.э.). Если на первой своей Олимпиаде Астил выступал за Кротон, то на двух последующих – за Сиракузы. Бывшие земляки отомстили ему за предательство: статую чемпиона в Кротоне снесли, а его бывший дом превратили в тюрьму.
В истории древнегреческих Олимпийских игр есть и целые олимпийские династии. Так, дед чемпиона по кулачному бою Посейдора из Родоса Диагор, а также его родные дяди Акусилай и Дамагет тоже были олимпиониками. Диагор, чья исключительная стойкость и честность в боксерских поединках завоевали ему огромное уважение зрителей и были воспеты в одах Пиндара, стал очевидцем олимпийских побед своих сыновей – соответственно, в боксе и панкратионе. (По преданию, когда благодарные сыновья водрузили на голову отцу свои чемпионские венки и подняли его на плечи, кто-то из рукоплещущих зрителей воскликнул: «Умри, Диагор, умри! Умри, потому что тебе больше нечего желать от жизни!» И взволнованный Диагор тут же скончался на руках у сыновей.)
Многие олимпионики отличались исключительными физическими данными. Например, чемпиону в беге на два стадия (404 до н.э.) Ласфену из Тебеи приписывается победа в необычном состязании с лошадью, а Эгей из Аргоса, победивший в беге на длинные дистанции (328 до н.э.), после этого бегом, не сделав в пути ни единой остановки, преодолел расстояние от Олимпии до своего родного города, чтобы быстрее принести радостную весть землякам. Победы добивались и за счет своеобразной техники. Так, чрезвычайно выносливый и подвижный боксер Меланком из Карии, победитель Олимпийских игр 49 н.э., во время поединка постоянно держал руки вытянутыми вперед, за счет чего он уходил от ударов противника, а сам при этом крайне редко наносил ответные удары, – в конце концов, измотанный физически и эмоционально соперник признавал свое поражение. А про победителя Олимпийских игр 460 до н.э. в долиходроме Ладаса из Аргоса говорили, что он бежит настолько легко, что даже не оставляет следов на земле.
В числе участников и победителей Олимпийских игр были такие известные ученые и мыслители, как Демосфен, Демокрит, Платон, Аристотель, Сократ, Пифагор, Гиппократ. Причем соревновались они не только в изящных искусствах. К примеру, Пифагор был чемпионом по кулачному бою, а Платон – в панкратионе.
Очерки по истории физической культуры. Под ред. Е.Н.Петрова. М., 1938
Олимпийские игры в древности. М., 1967
Равкин Б.И. В долине Алфея. Олимпийские игры в искусстве Древней Греции. М., 1969
Олимпийские игры. Маленькая энциклопедия. Под редакцией К.А.Андрианова. М., 1970
Шабель Г. Олимпия и ее игры. Пер. с нем. Лейпциг, 1971
Соколов Г.И. Олимпия. М., 1980
Столбов В.В. История физической культуры. М., 1989
Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. СПб, 2001
Фурио Дурандо Греция. Пер. с англ. М., 2001
Шанин Ю.Б. Олимпия. История античного атлетизма. М., 2001
Базунов Б.А. Боги стадионов Эллады. М., 2002
Павсаний. Описание Эллады. М., 2002
Античная мифология. Энциклопедия. Сост. Королев К. СПб, 2004