Что преподают на историческом факультете
Обучение на историческом факультете
Исторический факультет обладает уникальными научными и преподавательскими ресурсами.
Основополагающим принципом обучения на историческом факультете является неразрывная связь учебной и научно-практической работы студента. Это отражается в постоянном совершенствовании программ учебных дисциплин, разработке новых уникальных курсов, актуализации тематики семинарских занятий, издании новых учебных пособий, расширении учебных практик.
Сложившаяся на факультете система подготовки профессиональных историков и квалифицированных искусствоведов ставит целью, помимо вооружения студентов глубокими знаниями, расширение их кругозора, развитие аналитических способностей, выработку навыков ведения научных исследований, подготовку к самостоятельной научно-педагогической и общественной деятельности, воспитание гражданственности и патриотизма.
Что отличает выпускника истфака МГУ?
Исторический факультет, используя преимущества образовательных стандартов, самостоятельно устанавливаемых МГУ, превращает своих выпускников в образованных людей совершенно естественно – в силу самой специфики историко-гуманитарного знания. Студенты комплексно изучают всю историю человечества: от зарождения человечества – до настоящего времени. Именно наш факультет предлагает уникальную возможность узнать о египетских пирамидах и о перспективах будущих выборов американского президента, о замках Луары и о тенденциях социально-политического развития современной России – все зависит от интересов и старательности самого студента.
Учебный план истфака предусматривает наличие специальных курсов по экономике, философии, социологии, психологии, история религии, культуры и литературы, современным информационным технологиям и компьютерным методам в исторических исследованиях. В рамках дисциплин по выбору студентам предлагается широкая альтернатива в изучении различных дисциплин: будь то инновационный менеджмент, всемирная литература или же редактирование научных текстов. Наконец, недавно созданные в Московском университете межфакультетские курсы позволяют нашим студентам посещать лекции профессоров и преподавателей любого факультета МГУ.
Исторический факультет занимает лидирующие позиции среди остальных факультетов МГУ по количеству студентов, ежегодно выезжающих на включенное обучение в зарубежные вузы-партнеры. Причем, география их обучения разнообразна: это и Сорбонна, и Народный университет Китая, и Карлов Университет в Праге, и Берлинский университет имени Гумбольдта, и Стокгольмский университет, и Тринити-колледж (Ирландия), и другие вузы.
Аудиторный фонд факультета имеет все необходимое техническое оснащение и отвечает современным требованиям сопровождения учебного процесса. Факультет располагает компьютерными классами и лабораториями со свободным доступом в Интернет (студенты имеют доступ к ведущим научным базам данных, журналам, библиотечным ресурсам on-line), мультимедийными аудиториями.
В осеннем семестре 2021/2022 учебного года вплоть до особого распоряжения на историческом факультете сохраняется время начала и окончания учебных занятий, установленное в сентябре 2020 года:
Для перехода на сайт электронной образовательной среды исторического факультета МГУ нажмите на кнопку ниже
© 1997-2021
Исторический факультет
МГУ имени М.В. Ломоносова
119192, г. Москва,
Ломоносовский проспект, д.27, корп.4,
исторический факультет
МГУ имени М.В. Ломоносова
Направления специализации кафедры
История древнего мира – раздел всеобщей истории, посвященный изучению древнейших цивилизаций, традиционно отсчитываемый от времени их зарождения на древнем Востоке в конце IV тыс. до н.э. и до падения Римской империи в V в. до н.э. и начала эпохи Средневековья.
Как составная часть исторической науки она подразделяется на ряд самостоятельных дисциплин, которые представлены на кафедры отдельным направлениями специализации.
«История древнего Востока» – изучает процессы зарождения, становления и развития обществ и древних цивилизаций Месопотамии, Малой Азии и Восточного Средиземноморья, а также Центральной Азии, Индии и Китая.
«История древнего Египта» – охватывает историю цивилизации в долине Нила от раннединастической эпохи до периода эллинизма.
История античности представлена двумя направлениями: «История древней Греции» изучает ахейское общество, архаическую и классическую Грецию и эллинистические государства, а «История древнего Рима» – историю древнейшего Рима, эпохи Республики и Римской империи, а также их взаимоотношения с варварским миром.
Уже длительное время на кафедре представлена специализация «История доколумбовой Америки», в рамках которой изучается история Мезоамерики и Андской цивилизации, типологически близких древним обществам Старого Света. Таким образом, эпоха древности на американском континенте включается себя период до начала XVI в.
© 1997-2021
Исторический факультет
МГУ имени М.В. Ломоносова
119192, г. Москва,
Ломоносовский проспект, д.27, корп.4,
исторический факультет
МГУ имени М.В. Ломоносова
Что преподают на историческом факультете
Отношение к историческому образованию среди людей, не знакомых с исторической наукой, зачастую бывает пренебрежительным. Отчасти причина кроется в том, что преподавание истории в школах дает неверное представление об изучении истории в академической или публичной сферах. Упрощенная, сжатая в доступный нарратив, история видится людям набором дат и имен, линейным пересказом событий, о котором можно прочитать в учебнике и благополучно забыть. Более того, история чаще остальных гуманитарных наук используется как предлог для политических высказываний или радикальных движений, вроде национализма. Чем глубже фундаментальное непонимание того, как работает историческая наука, тем проще прикрываться ею для своих целей. Как следствие, не понимая, какими навыками владеет человек с высшим историческим образованием, сложно представить, как это образование может пригодиться в жизни, особенно, если выпускник планирует работать в другой сфере. Бесполезность гуманитарных наук в целом и исторического образования в частности происходит именно от этого незнания.
Давайте попробуем разобраться, как работает историческое образование в России и за рубежом. Какие знания получает студент на историческом факультете, и что они ему дают? Как развивается историческая наука, и что нужно уметь профессиональному историку? Чем отличаются отечественный и зарубежный подходы к преподаванию истории?
Так как ни одно историческое событие не случается само по себе, хороший историк обязательно разбирается в смежных гуманитарных и социальных науках: без знания экономики, политики, философии, социологии, литературы и истории идей невозможно критически оценить, что происходит в тот или иной исторический период. Важно понимать принципы исторической методологии, современных подходов к изучению информации о прошлом и процесса становления этих подходов, быть в курсе актуальных научных дискуссий и применять эти знания на практике. В своей же области исследования хорошее знание источников изучаемого периода необходимо, чтобы знать, какие вопросы можно задавать в ходе исследования, чтобы оно давало результат. Чем понятнее область изучения, тем проще заметить в ней слепое пятно.
Исторические факультеты в России
Дают ли российские университеты необходимый уровень? Мы расспросили нескольких выпускников исторических факультетов российских университетов, среди которых как вузы Москвы (МГУ, МПГУ, РГГУ, ВШЭ, ГАУГН при РАН и т.п.) и Санкт-Петербурга (ЕУСПб), так и региональные (ПсковГУ, ЮУрГГПУ, Пермский, Челябинский, Самарский и Ярославский ГУ и т. п.). В зависимости от вуза ответы разнятся — некоторые выпускники довольны широким выбором специализаций и уровнем преподавателей, сильной теоретической базой, отдельными историческими «школами», например, источниковедческой. Из минусов многие отметили недостаток практического образования — педагогической, археологической или архивной практики, из которой можно было бы вынести общее понимание принципов работы. Хотя, по мнению некоторых респондентов, основная практика для историка — в проведении исследований и написании научных работ, и она, безусловно, на истфаке неизбежна, все же многим не хватало более прикладных навыков. Например, как вести научную полемику, оформлять заявки на конференции или публиковать свои работы. Многие отмечают перевес отечественной истории на факультетах и невозможность изучать что-то кроме нее; таким образом, абитуриенту, желающему изучать зарубежную историю, стоит внимательно выбирать себе университет и уточнять, какой процент занятий будет посвящен истории России и СССР.
Исторические факультеты за рубежом
Чем еще, кроме меньшей консервативности подхода, отличаются от отечественных иностранные исторические факультеты? Как и в России, у разных университетов бывают разные методики. Одни дают больше чем другие практических знаний — например, на историческом факультете Сиднейского университета (University of Sydney) куда больше возможностей поговорить с практикующими историками, причем не только академическими, но и работающими в сфере публичной истории (образовательных проектах, музеях, консультации и так далее), чем в Университете им. Эразма Роттердамского (Erasmus Universiteit Rotterdam). Также зачастую дается больше практических дисциплин, например, углубленные курсы статистики для работы с квантитативными методами исследований.
Как замечают несколько респондентов, в зарубежной практике делается еще больший упор на критическое мышление и способность анализа первоисточников и библиографии — умение объективно разобрать чужую точку зрения нарабатывается во время семинаров. Знание фактологии, то есть дат и событий, считается скорее навыком, нарабатываемым на практике, а вот методология, теория и критический подход к различным способам интерпретации исторических событий являются здесь основными. К тому же, в отличие от российских, в иностранных вузах набор предметов в своем расписании можно составить самому. Если на большинстве российских истфаков студент обязан изучать историю России и СССР, то за рубежом он может сам составить себе программу и решить, какой исторический период хочет изучать.
Большинство исторических факультетов в России успешно дает своим выпускникам базовые исторические навыки, необходимые историку, от практических до теоретических. Однако стоит помнить, что из—за некоторой консервативности отечественного преподавания любознательному историку понадобится нарабатывать более специализированные знания и следить за последними изменениями в международных дискуссиях самостоятельно. К примеру, в России многие исторические кафедры продолжают делать упор на политическую или экономическую историю и способность оперировать большим объемом фактов, пока за рубежом активно используются новые подходы к изучению прошлого и комбинируются разные дисциплины. Если же выпускник не планирует профессионально заниматься историей, навыки, полученные на историческом факультете, все равно пригодятся ему при работе с текстами и источниками, дадут глобальное понимание принципов структурирования информации, объективности и критического мышления.
Как стать историком: особенности профессии
Профессия историка – очень интересная сфера деятельности, ведь ее представителю постоянно приходится получать новые знания и делать новые выводы. Освоить специальность можно в высшем или среднем специальном учебном заведении. Кроме того, азы профессии можно получить на исторических курсах.
Кто такой историк: что нужно знать о профессии?
История – это наука, которая изучает прошлое человечества. Соответственно, историк – это ученый, который ведет исследования в этой области.
Слово «история» — греческого происхождения. В переводе с древнегреческого языка оно означает познание. Этим словом называли любой исследовательский процесс в любой науке (а не только исторической). Современный смысл термину придали древние римляне.
Сама историческая наука, как и слово, обозначающее ее, тоже зародилась в Древней Греции. Первым трудом, посвященным событиям прошлого, исследователи считают сочинение Геродота, которое так и называется – «История». Впрочем, эту книгу нельзя назвать исторической в современном смысле слова – это скорее энциклопедия, рассказывающая о самых разных областях знания: географии, этнографии, культуре и прочих. Однако и повествование о событиях прошлых веков в ней тоже есть. После Геродота похожие произведения стали писать и другие греческие ученые, среди которых Дионисий Галактионский, Гиппий Элидский, Фукидид. Спустя некоторое время ученые-историки появились и в Древнем Риме. Пожалуй, самые известные из них – Цицерон, Светоний, Плутарх.
Несмотря на то, что в Средние века произошел спад культурного и научного развития общества, исторические труды создавались и в этот период. К ним, прежде всего, следует отнести средневековые летописи и жития христианских святых. Серьезный толчок история получила в эпоху Ренессанса. Именно тогда выработались и основные принципы исследований в этом направлении – обязательная проверка фактов на достоверность, тщательный анализ событий прошлого и многие другие, которые используются учеными и поныне.
Задачи и обязанности
Вот какие задачи и обязанности обычно возлагают на представителя профессии.
Работа и зарплата
В большинстве случаев историки работают в различных государственных учреждениях – учебных заведениях, научно-исследовательских институтах и других подобных организациях. Это обусловливает достаточно низкую заработную плату представителей профессии. В Москве она в среднем составляет от 35 000 до 70 000 рублей, а в провинциальных городах ее размер равняется 20 000 – 45 000 рублей.
Карьерный рост специалиста связан, прежде всего, с замещением вышестоящей должности в организации, где он работает. Например, одна из таких должностей – заведующий кафедрой образовательного учреждения.
Кроме того, представитель профессии в некоторой мере может работать на себя. Так, у него есть возможность трудится в частных учебных учреждениях, а также оказывать образовательные услуги самостоятельно, в качестве репетитора или частнопрактикующего преподавателя.
В Москве трудоустроиться историку не столь сложно – из-за невысокого дохода свободных вакансий всегда достаточно. А вот в регионах ситуация сложнее: текучка кадров среди представителей профессии там не очень высока.
Плюсы и минусы профессии
Вот основные достоинства профессии:
В качестве недостатков можно выделить два. Первый – достаточно низкая зарплата. А второй – отсутствие большого количества вакансий в регионах.
Как стать историком?
Какие навыки нужны?
Вот какие способности потребуются специалисту в работе.
Какое образование необходимо, и куда можно поступать?
Чтобы работать в области истории, предпочтительно наличие высшего образования. Однако историков готовят также в средних специальных учебных заведениях и на курсах.
Какие предметы нужно сдавать?
Для учебы в высшем учебном заведении необходимо сдать на ЕГЭ следующие дисциплины:
Сколько учиться после 9 и 11 класса?
Обучение после одиннадцатого класса в среднем специальном учебном заведении по времени занимает два года и десять месяцев. В случае, если абитуриент поступает по окончании всего девяти классов, учиться ему придется на один год больше.
Возможно ли дистанционное обучение?
Выучиться профессии можно и на расстоянии. Существует два способа сделать это:
Где учиться на историка?
ВУЗы и академии
Вот пять высших учебных заведений Москвы, где есть исторический факультет.
А это – аналогичные образовательные организации северной столицы.
Все указанные образовательные учреждения предоставляют студентам возможность учиться бесплатно, поскольку получают средства из бюджета. Срок подготовки в них составит четыре года для бакалавров и шесть лет – для магистров.
Колледжи и техникумы
Вот пять колледжей и техникумов Москвы и Московской области, где можно освоить профессию.
Ниже представлено пять ССУЗов Санкт-Петербурга, имеющих аналогичную программу подготовки.
Все указанные ССУЗы (за исключением Колледжа экономических международных связей, Богословской академии, а также Духовной академии) государственные, поэтому в них можно пройти обучение на безвозмездной основе. Следует отметить, что хотя Богословская и Духовная академии и не являются государственными, учат в них тоже совершенно бесплатно. Срок учебы составит тридцать четыре месяца для поступивших после одиннадцатого класса и сорок шесть месяцев для тех, кто окончил всего девять классов.
Курсы истории
Азы профессии можно освоить и на специализированных исторических курсах. Вот несколько московских образовательных программ.
Есть подобные курсы и в северной столице.
Таким образом, профессия историка – интересное направление работы, требующее от специалиста аналитического склада ума, умения работать с источниками информации и творческой жилки. Освоить ее можно в ВУЗе, ССУЗе или на курсах. С трудоустройством, скорее всего, у выпускника проблем не будет. Кроме того, представитель профессии имеет неплохие перспективы карьерного продвижения. Однако доход историка оставляет желать лучшего. Это следует помнить при выборе будущей профессии.
Что преподают на историческом факультете
Учебный процесс в университете сильно отличается от школьного, потому и стоит поподробнее рассказать Вам, дорогие абитуриенты, что Вас ожидает ближайшие годы.
И сразу же стоит сказать, что университет по-началу может вскружить Вам голову свободой, ведь здесь уже не будут как в школе заставлять ходить на уроки. Но не стоит предаваться этому искушению, т.к. потом это может обернуться для Вас же большими проблемами. Кроме того, лекции, которые Вам будут читать, порой настолько уникальны, что больше нигде Вы не услышите подобной информации. Не упустите такой шанс.
А теперь подробнее о самом процессе обучения. Он состоит из посещения Вами лекций, работы на семинарах, как языковых, так и семинаров по отечественной и зарубежной истории, прохождении различных практик. Обо всем этом подробнее ниже.
Первые два года Вы будете обучаться в языковых группах (принцип распределения на группы смотрите в соответствующей теме), на третьем курсе Вам предстоит выбрать специализацию на какой-либо из кафедр факультета, заниматься после этого Вы будете, соответственно с Вашими товарищами по кафедре.
Кроме семинаров по отечественной и зарубежной истории, Вы будете посещать языковые занятия. На первом и втором курсе четыре пары основного языка в неделю. Их может вести как один преподаватель, так и несколько, разделяя в этом случае задачи занятий. На первом курсе, помимо основного языка, обязательным для всех является латинский.