Что преподают в институте
Сайт о жизни студентов во всех ее проявлениях
Какие предметы изучают в вузах
Обучение в вузе принципиально отличается от школьной программы. Студенты выходят из-под опеки учителя и начинают самостоятельно овладевать методом самообучения, а преподаватели вузов лишь только помогают и направляют их в нужное русло. Новоиспеченные студенты еще не знают какие предметы изучают в вузах, им хочется чего-то новенького, свежего. Но на практике все становится обыденным, меняется только форма преподавания, а основная масса дисциплин знакома со школьной скамьи.
Поступив на определенную специальность учащиеся почему-то думают, что изучать нужно только узкоспециализированные предметы, но на самом деле это не так — лишних предметов не бывает.
Гуманитарии изучают математику и физику, а технарям приходится погрузиться в мир литературы и вспоминать как писать сочинения, да еще и без ошибок. Образованный человек должен обладать широким спектром знаний, поэтому студентам не стоит пропускать занятия по непрофильным предметам. В жизни может возникнуть ситуация, когда «ненужные» предметы выходят на первый план, вот здесь-то и пригодятся полученные знания.
Некоторые предметы вызывали страх еще в школе, а в вузе прослушав лекции, кажется, что сложнее этих предметов ничего нет. Но впадать в панику нет никакого резона — нужно просто побороть собственную лень и не слушать других, что какой-либо предмет слишком сложный для изучения. Вот список предметов, которые студентам кажутся сложными:
Этот список неполный, каждый может внести в него свои дисциплины.
А какие же еще предметы изучают в вузах? Кроме узкоспециализированных, студенты познают массу предметов, о которых не подозревали — экономическую теорию, философию, культурологию, естествознание. Предметы только на первый взгляд незначительные по своей сути, однако они расширяют кругозор и человеку в дальнейшем проще ориентироваться в окружающем мире.
Выпускники школы, готовясь к дальнейшей учебе, заранее узнают какие предметы изучают в вузах и делают на них основной упор еще в школе. Это правильная позиция, дальше будет проще учиться и не повторять то, что уже отложилось в памяти.
Учеба в вузе — это: чему нас научили российские университеты
Студенческие истории читателей Т—Ж
Это истории читателей из Сообщества Т—Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
Учеба в вузе — это не только погоня за знаниями и дипломом, но также удивительные жизненные ситуации. Мы попросили читателей рассказать, какие события из студенческой жизни им запомнились больше всего, и выбрали несколько примечательных историй. В этой подборке — закрытие долгов в последний момент, нелепые аккредитации, преподаватели-приколисты и многое другое.
Сдавали экзамен по философии на третьем курсе. Предмет непрофильный, преподаватели менялись раз в пару месяцев. Знаний у всей группы — ноль.
Экзамен принимал весьма занятный персонаж — добродушный сухой дядечка лет 45—50 в костюме советского инженера: куцый пиджачок, слегка короткие брюки со стрелками, потрепанный дипломат. Он был вегетарианцем-сыроедом, поэтому в дипломате носил методички и сырую картошку с сырым же луком.
И вот идет экзамен, мы сидим с книгами на коленях, потому что написать шпаргалки по философии нереально. Препод книг «не замечает», говорит: «А давайте побеседуем». И беседует совершенно не по билетам: о кино, погоде, истории. Это длится два часа, разговор идет сразу с двумя группами студентов. Доводит всех просто до белого каления, оценок никому не ставит, говорит: «Мне еще не ясно, что вам ставить, давайте еще пообщаемся». И устраивает перерыв.
Поставил всем в итоге хорошие оценки. Помогли чудо-ягоды, видимо…
Конечно, летняя практика крайне опосредованно связана со студенческой жизнью, но все же это часть обучения в универе.
После первого курса я уехал в родной город проходить практику на местном телевидении. Я только пришел подавать документы, как услышал однокурсниц, которые начитывали сценарий телепрограммы. Позже я узнал, что искали временную замену соведущей. Я ради интереса попросил у девочек сценарий и прочел несколько реплик в своем стиле. Руководство оценило поставленную речь: два года работы артистом театра прошли не зря.
Во время практики я вышел в первый эфир, а после ее окончания со мной заключили договор ГПХ до конца лета. Так я получил первый опыт работы в СМИ.
В последний день практики я согласился подменить другого стажера и выехал снимать сюжет про армянский праздник Вардавар. Конечно, сюжет вышел так себе, но финальный стендап — фрагмент с журналистом в кадре — получился, на мой взгляд, шикарным. В кадре меня облили водой, а я облил оператора. До сих пор не знаю, остался ли жив микрофон.
В университете на награждении практик мой стендап отметили как лучший, а через некоторое время пригласили на стажировку на ТВ в Екатеринбурге. Через месяц я туда устроился. А практику мне предложили как раз из-за того стендапа, который был в каком-то смысле смелым, ибо технику было немного жалко.
Я училась в юридическом вузе. Нам не платили стипендию в полном объеме, и я уже даже не надеялась получить эти деньги, как и многие ребята. Но в начале нового учебного года нам выплатили долг. Сумма была хорошая, мне хватило на ноутбук.
Через некоторое время я обратилась в бухгалтерию за справкой. Меня сразу же вызвали на ковер и стали требовать вернуть все выплаченные средства. Говорили, что они ошиблись и чтобы завтра же я принесла деньги. Хотя выплата была два месяца назад. Я возражала, что деньги я уже потратила, да и стипендию нам не платили несколько месяцев, как я могу знать, что мое, а что — нет? Примерно прикинула — сумма сходилась.
Но в бухгалтерии настаивали, что я сама виновата и должна была им позвонить и спросить, почему мне пришла такая сумма, а раз этого не сделала, значит, был умысел. Они даже угрожали полицией, говорили, что это кража и что учиться я здесь больше не буду. В общем, донимали меня основательно. А еще предлагали взять кредит или занять у родственников — словом, они даже не рассматривали вариант, что у меня хватит наглости деньги не возвращать.
Я хотела забрать документы из вуза. Не было желания приходить на пары, так как меня постоянно с них дергали на воспитательную беседу. Мою нервную систему изрядно потрепали. Конечно, их можно было понять, ведь ответственность в этом случае ложится на их плечи. Но кричать и угрожать не стоило.
Под конец в бухгалтерии нашли другой выход и сказали писать заявление, чтобы из моей будущей стипендии удерживали средства в оплату излишне выданного. Я отказалась. Тогда я услышала о себе много интересного: что я бессовестная нахалка, присвоила чужие деньги и у меня хватает совести их не возвращать. Если бы у меня были деньги, я бы их вернула. Но у меня их на тот момент уже не было. А их отношение и угрозы дали противоположный и вполне ожидаемый эффект. Я не пошла им навстречу.
Конечно, я уже тогда была подкована в законах и знала, что они ничего мне не сделают. В статье о неосновательном обогащении есть исключение, когда оно не возвращается, и излишне выплаченная стипендия — мой случай. Я очень рада, что в нашем гражданском кодексе это предусмотрено. Это меня спасло и стало моей защитой. Главное, что это не было счетной ошибкой: это была ошибка бухгалтерии. В противном случае, скорее всего, они бы даже не вели со мной бесед, а сразу подали в суд. Недобросовестности с моей стороны тоже не было.
Оказалось, они перепутали меня с другой студенткой, которой была положена большая стипендия. Суммарно мне выплатили около 20 лишних тысяч. Конечно, я отучилась, постепенно эта история забылась. Но для поступления в магистратуру я выбрала другой вуз. Стипендию там платили вовремя, и она была выше.
Чему учат в высших учебных заведениях
Специалистов с высшим образованием готовят высшие учебные заведения – институты, университеты, творческие вузы.
Институты ведут подготовку по массовым профессиям и специальностям (инженеры, врачи, учителя, экономисты, менеджеры, юристы, психологи и др.). Высшее образование предполагает, что специалист (бакалавр, магистр) способен решать задачи определенного класса сложности самостоятельно, то есть думать, искать оптимальные решения и ответственно их принимать.
Высшее образование позволяет самостоятельно отбирать необходимую информацию, создавать новые технологии, генерировать нестандартные идеи; предоставляет возможность карьеры и личностно-профессионального роста (бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура).
Содержание любого высшего образования состоит из трех частей: углубленное общее образование, включающее известные школьные предметы, «основы наук» (математика, физика, химия, графика, технология, литература); общекультурное образование (история культуры, философия, социология, педагогика, психология, информатика); специальное образование (в соответствии с профессиональной направленностью, например расчет и конструирование автомобилей или проектирование литейных цехов, кардиология или поэзия эпохи Возрождения).
Понятно, что набор учебных дисциплин определяется профилем вуза, особенностями специализации. По многим учебным дисциплинам студенты выполняют курсовые работы и проекты, научно-исследовательские работы, проходят практику.
Объем и интенсивность самостоятельной работы студента растут от семестра к семестру. Осваивать чужое знание, перерабатывать его, рационально использовать – здесь одного запоминания, выучивания, повторения недостаточно. Необходимо управлять своим образованием.
Завершается высшее образование созданием интеллектуального продукта – дипломных работ или проектов, высокое качество которых наилучшим образом характеризует профессиональную квалификацию. Умный работодатель обязательно спросит о теме дипломной работы.
Университеты готовят научные и научно-педагогические кадры, будущих академиков и профессоров. Университетское образование имеет отличия. Во-первых, студент с младших курсов занимается научной работой. Во-вторых, учебный план в университете более индивидуален. В-третьих, здесь практикуются междисциплинарные курсы, формирующие научное мировоззрение, расширяющие кругозор. Выпускник университета – универсальный специалист.
Творческие вузы (художественные, театральные, литературные, кинематографические, музыкальные) готовят уникальных специалистов, которыми может стать не каждый – нужен талант. Еще до вступительных экзаменов абитуриенту необходимо выдержать творческий конкурс: спеть, сыграть, нарисовать, слепить, написать, прочитать. Всему этому можно и нужно научиться в системе дополнительного образования и самообразования.
Чему учат в училищах и техникумах
Профессиональное обучение осуществляют курсы, студии, центры. Они обучают «массовым профессиям» (бухгалтер, водитель, швея, официант, пользователь компьютера и др.). Так называемое производственное обучение на рабочих местах тоже вполне может обеспечить профессией и трудоустройством. Способ подготовки мало отличается от дополнительного образования: используется показ, тренинг, воспроизведение, но требования строже, продолжительность и интенсивность обучения выше.
Система профессионального образования готовит специалистов различной квалификации – от рабочих низких разрядов до профессионалов высочайшей квалификации, будь то токарь или фрезеровщик, повар или парикмахер, учитель или ученый.
Специалистов рабочих профессий обучают в училищах. Однако для приобретения квалификации здесь уже необходимо образование – расширенный кругозор, углубленные общие и специальные знания, иной уровень профессионального мышления. В учебном плане таких учебных заведений десятка два предметов, курсовых работ, зачетов и экзаменов.
От специалистов рабочих профессий на производстве в первую очередь исправного исполнения того, чему они научились. Но их образованность позволяет осваивать новые виды работы, расти профессионально. Надо успевать за изменениями техники и технологии. Специалистов для выполнения более сложной работы, в том числе для управления рабочими коллективами, готовят техникумы, где уровень образования еще выше: учебные дисциплины те же, что и в институтах; объем и интенсивность самостоятельной работы выше; могут выполняться дипломные работы или проекты. Сроки обучения, конечно, увеличиваются, а прием проводится по результатам вступительных экзаменов. В дополнение к классно-урочной системе преподавания могут проводиться лабораторные работы, лекции, семинары. От «техников» на работе ждут самостоятельности в принятии решений, способности руководить рабочим коллективом.
Как сдавать экзамены
Подготовка к экзаменам для вас продолжалась в течение всей учебы в школе. Экзамены – это возможность показать, на что вы способны. Конечно, если вы ничего не знаете, эти советы вам не помогут. Тем же, кто имеет прочные знания, наши рекомендации помогут справиться с волнением и произвести благоприятное впечатление на экзаменатора.
1. К концу дня экзаменаторы, как правило, менее придирчивы. Они чаще останавливают, задают меньше дополнительных вопросов. Тем, кто не уверен в своих знаниях, лучше идти позже. Но, с другой стороны, к концу экзамена, как правило, «кончаются» хорошие оценки. Срабатывает стереотип «лучшие идут первыми».
2. Последними идут те, кто больше, чем на тройку, не рассчитывают. Отвечать в последней группе могут позволить себе те, у кого крепкие нервы. Лучше всего идти четвертым-пятым в первой пятерке: у вас будет достаточно времени на подготовку, пока будут отвечать первые. Это известно многим. Поэтому приходите сдавать экзамен пораньше.
3. Если у вас хорошая зрительная память, то страница учебника или конспекта сама всплывет перед глазами. Важно сосредоточиться и успокоиться. Закройте глаза, расслабьтесь, вспомните что-нибудь приятное. Когда включитесь в рабочее состояние, внимательно прочитайте вопросы. Начинайте с вопроса, который вы знаете хорошо. Не надо паниковать, если в первую минуту вам покажется, что вы вообще ничего не знаете. Такое бывает со многими. Если вы что-то знали раньше,то в памяти всплывет нужная информация.
4. Если никак не удается вспомнить какое-то определение, формулу, – оставьте на листочке пустое место и вернитесь к этому позднее. Если время на исходе, составьте хотя бы краткий план ответа. Никогда не xoдите отвечать с чистым листком, даже если на 100 % уверены в успехе. Этим вы проявляете пренебрежение к экзамену. Как известно, несколько конкретных цифр и фактов производят большее впечатление, чем абстрактные рассуждения по теме.
5. Прежде чем идти отвечать, понаблюдайте за поведением экзаменатора: как он слушает, какие вопросы задает, что ему нравится, а что – нет.
6. Отдельно поговорим о шпаргалках. Человек, пользующийся шпаргалкой, находится в состоянии стресса. При этом резко уменьшается объем оперативной памяти, потому приходится переписывать чуть ли не каждое слово. Да еще руки трясутся. Редкий преподаватель не обратитнатакого человека внимание.
7. Несмотря на то, что вы знаете ответы на вопросы билета, запишите несколько первых фраз. Если вы уже готовы, – отдохните. Понаблюдайте, как отвечают товарищи – это может пригодиться.
8. Психологи советуют говорить в 3–4 раза больше, чем экзаменатор.
9. Если говорите только вы, трудно поддержать обратную связь с экзаменатором. Если экзаменатор говорит больше, создается впечатление, что отвечает он. И то и другое нежелательно. Если экзаменатор не дает вам обратной связи, то трудно понять, какое впечатление вы производите. Поэтому берите инициативу в свои руки. Провоцируйте высказывания, выдерживая паузы и задавая риторические вопросы. Терпеливо слушайте.
10. Если экзаменатор неоправданно перебивает вас, максимально сократите паузы. При этом следует говорить быстро, уверенно и достаточно громко. Обидно бывает, когда преподаватель объясняет вам то, что вы сами прекрасно знаете. В этом случае необходимо перехватить инициативу.
11. Успешность вашего ответа во многом определяется четкостью вашей речи. Проглатывание окончаний, нечеткая дикция, торопливая речь могут произвести на экзаменатора плохое впечатление.
12. Если при подготовке к ответу у вас есть возможность нарисовать график или схему – не упускай ее. Особенно эффектно выглядит рисование по ходу ответа: вы показываете свободное владение темой. График – «вещественное доказательство» ваших знаний.
13. Не теряйте нить ответа, чтобы не испортить общее впечатление. Поддерживайте темп ответа, интонационно выделяйте особо важные определения, не стесняясь их повторять. Если вам уже нечего сказать, а экзаменатор ждет продолжения ответа, перефразируй уже высказанные мысли. Когда вы излагаете хорошо усвоенный материал, акцентируйте внимание на своем ответе интонацией и ритмом.
14. Среди факторов, влияющих на оценку, определенное место занимает уровень знаний предыдущего отвечающего. Обратите внимание, на чьем фоне вы будете отвечать. Если это был посредственный ответ, вы будете смотреться лучше. Значит, если предыдущий абитуриент отвечал плохо, вы должны продемонстрировать совершенно иной стиль ответа. Например, если он мучительно долго подбирал слова, то вы говорите в быстром темпе. Если же ваш предшественник утомил преподавателя своей болтовней, отвечайте спокойно, взвешивая каждое слово.После неудачника отвечать, как правило, легче.
15. Самые дальновидные учащиеся стараются не пропускать консультации. Уровень вопросов к преподавателю говорит об уровне их подготовки к экзаменам. Вы должны внимательно следить, как преподаватель отвечает на них. Это даст вам представление о требуемом уровне знаний, о характере преподавателя и его притязаниях.
Как управлять стрессом
План темы:
— технология аутотренинга «как выпустить пар»;
— десять шагов уверенности в себе
Есть только одна непобедимая сила в жизни, и эта сила – «Радость». Каждый раз, когда вам что-то не удается, когда вы хотите преодолеть все препятствия и добиться результатов, побеждайте любя и радуясь. Улыбка ускорит вашу победу и развернет ваши силы. Слезы и уныние отодвинут вашу победу далеко от вас.
Стресс и дистресс
Большинство людей в ситуации экзамена испытывает чувство беспокойства, тревоги, неуверенности в себе.
Любой экзамен – это стресс. От того, насколько успешно вы будете справляться со стрессом, зависит не только ваша оценка, но и самочувствие.
Известно, что человек, находящийся в состоянии умеренного стресса, чувствует себя мобилизованным, деятельность его оказывается более успешной, чем в спокойных обстоятельствах. Спортсмен на соревнованиях обычно показывает лучшие результаты, чем на тренировках, благодаря стрессу. Такое состояние называетсяэустресс. Эустресс – это активизирующий стресс. Когда напряжение становится слишком сильным, возникает чрезмерная суетливость. На пользу здоровью это не идет. Такой стресс называетсядистресс. Дистресс – разрушительный стресс. Именно его следует избегать.
Таким образом, саморегуляция – это искусство пользоваться преимуществами эустресса и избегать дистресса.
Что происходит с человеком в стрессовом состоянии? В состоянии эустресса пульс учащается до 90–100 ударов в минуту, в состоянии дистресса – свыше 100 ударов при уменьшении пульсовой волны. При эустрессе артериальное давление повышается умеренно. При дистрессе возможны два типа реакции: или резкое повышение артериального давления, или его резкое падение. Дыхание в состоянии эустресса обычно усилено. При дистрессе оно становится учащенным. Характерна реакция кожи на стресс. При эустрессе происходит покраснение, при дистрессе – побледнение или появление красно-белых пятен на коже. Эустресс вызывает ощущение тепла, иногда чувство «жара». Дистресс чаще всего сопровождается ознобом.
Посмотрим, как изменяется протекание психических процессов в стрессовом состоянии. Внимание при эустрессе улучшается. Возрастает способность к концентрации, переключению и распределению внимания. Задача, которую предстоит решить, видится особенно четко. Деятельность прогнозируется на несколько ходов вперед. Расширение объема внимания дает удивительное ощущение собранности. Память при эустрессе тоже улучшается. Человек быстрее и успешнее запоминает, с легкостью вспоминает забытое.
В состоянии дистресса ухудшается запоминание. Человек несколько раз читает текст, но запомнить его не в состоянии. При дистрессе нарушается речь. Человек «проглатывает» буквы и слова, заикается, употребляет слова-паразиты «типа», «как бы», «так сказать», «это» и другие.
Когда стресс перерастает в дистресс, проявляются трудности в управлении вниманием. Человек не может сконцентрироваться на решении задачи или, наоборот, не может переключиться на другие вопросы.
Качество мышления при дистрессе ухудшается. Мысль вращается как в порочном круге, не находя выхода из возникшей проблемы. Характерная особенность мышления в состоянии стресса – сужение сознания. Отсюда и нечувствительность к юмору. Не стоит шутить с человеком в состоянии стресса. Он шуток не поймет. Ведь чувство юмора предполагает мгновенное переключение с одной точки зрения на другую, необычную точку зрения.
Обязательные предметы во всех вузах
Студенты часто возмущаются, что им приходится учить предметы, которые никак не относятся к их специальности. Действительно, есть общие дисциплины в вузе, которые преподают студентам любых направлений. Мы приведём список этих обязательных предметов в институтах и расскажем, чем они будут полезны.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Больше интересного об образовании в разных учебных заведениях можно узнать, подписавшись на наш информационный телеграм-канал. Не забудьте и про акционную группу: там собраны самые выгодные предложения.
Обязательные предметы в вузах России: список
Абитуриенты поступают в вузы потому, что хотят освоить конкретную профессию. Когда они понимают, что на младших курсах их расписание состоит из общеобразовательных дисциплин, многие разочаровываются в университете.
Большинство профильных предметов начинаются с 3-го курса, на 1-2-ом году обучения у студентов формируют кругозор, дают им основные знания по базовым дисциплинам, которые пригодятся любому специалисту. Вот обязательные предметы в вузах независимо от специальности:
Расскажем об этих предметах из обязательной программы подробнее.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Зачем нужны обязательные дисциплины в вузах
Не стоит считать, что общие предметы в вузах бесполезны. Они дают основы, которые в будущем пригодятся любому специалисту.
Русский язык
Чаще всего работодатели отклоняют резюме из-за грамматических ошибок соискателя. Изучение русского помогает студенту научиться правильно писать ключевые для его специальности термины, формирует культуру письменной и устной речи.
Русский язык — обязательный предмет для поступления в вуз
История
Эта наука учит понимать причинно-следственные связи между событиями, формирует общий кругозор и помогает избежать ошибок прошлого.
Иностранный язык
Знание иностранного языка упрощает жизнь любого специалиста: он сможет знакомиться с зарубежными публикациями, вести переговоры с партнёрами из других стран.
Экономическая теория
Без знания основ экономики нельзя построить успешный бизнес или запустить выгодный проект.
При подготовке дипломной работы на старших курсах студентам пригодятся знания об экономической целесообразности и окупаемости различных товаров и услуг.
Социология
Это наука об обществе, при её изучении студенты узнают ключевые проблемы социума и возможные пути их решения. Кроме того, зная больше об обществе в целом, можно лучше узнать и самого себя.
Философия
Учащиеся младших курсов часто не любят этот обязательный предмет в университетах, считают его оторванным от жизни. На самом деле, философия стала базисом для многих наук (история, социология, культурология, филология и пр.): она изучает общие связи между субъектами и объектами, базовые закономерности.
Экология
Среди глобальных проблем сегодня больше всего экологических:
От того, насколько эффективно мы их решим, зависит наше будущее.
Психология
Это наука о внутреннем мире человека, она учит понимать себя и окружающих, учитывать в общении с людьми их характерные особенности. Знание психологии делает взаимодействие людей более конструктивным и на деловом, и на личном уровне.
Охрана труда
Эта дисциплина знакомит студентов с потенциальными рисками их специальности и учит сводить их к минимуму. Преподаватели расскажут о технике безопасности на будущем месте работы, научат предотвращать производственные травмы и другие несчастные случаи.
Предмет обычно ведут на старших курсах, т. к. в дипломной работе должен быть раздел по охране труда.
Физическая культура
Молодому организму нужные регулярные физические нагрузки: это помогает поддерживать в тонусе костно-мышечную и сердечно-сосудистую систему, укрепляет иммунитет.
Во многих вузах студентам предлагают на выбор различные секции: футбол, баскетбол, волейбол, плавание, аэробика. Каждый может выбрать себе спорт по душе.
А если у учащегося возникла проблемой с работой по общему или специальному предмету, её всегда поможет решить студенческий сервис. Там работают профессионалы с большим опытом, которые справятся и с лабораторной, и с курсовой, и с диссертацией.
Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.