Что преподают в военном училище
А на повестке виды и организация учебных занятий. Какие как и зачем
Продолжаю своё повествование. И на повестке учебный процесс. Как всегда мои личные ощущения. Что запомнилось, почему и как это было.
Все мы пришли со школы. Хотя нет, не все. Но абсолютное большинство, а потому привыкнуть к особенностям учебы было очень трудно. При этом я не рассматриваю КМБ. И вот почему.
Главная задача КМБ
Как я это видел — дать понять, что мы ничего не знаем и не умеем. В принципе так оно и было. Естественно в армейских реалиях. Начиная с ношения военной формы, заканчивая тактикой действий сухопутных войск в обороне и наступлении. Мы не знали ничего.
И кмб потому так и называется, что предназначено ввести молодых людей в курс дела. Да, это как правило очень жестко, по-армейски грубо. Но наверное единственно верная форма подачи информации. И тот, кто не изменил свой настрой за этот месяц скорее всего выучится и станет офицером. За первый месяц нам было дано наверное 75-80% информации касаемо быта, несения службы и сплочения воинского коллектива.
Но я про учебу. Только спустя время я понял, что во время кмб проводились точно такие же пары как и потом. Но мне в голову не приходило, что так будет всегда. А потому вот вам первая особенность вузовского образования: на одну дисциплину отводится два академических часа, которые называются парой. Впрочем, как и везде. И как везде занятия делятся на лекции, семинары, практические занятия, лабораторные работы, зачеты и экзамены. Отдельный совершенно замечательный вид занятий самостоятельная работа, но её я уже освещал. А теперь подробнее о каждом.
Лекции
На редкой лекции присутствовало меньше, чем три взвода народа. Иногда они проводились для всей параллели сразу. Представьте себе размеры аудиторий. Наш и второй взвод командного факультета чаще всего учились со вторым и третьим взводами инженерного. И только первый взвод инженерного был более обособлен. Отсюда вывод: программа совершенно одинаковая. А я когда-то переживал по этому поводу.
Что написать про лекции? Они и есть лекции. Выступает преподаватель. Что-то рассказывает и пишет на доске. Мы конспектируем. В основном то, что высвечивается на слайдах. Но это совершенно не относилось к математике. Ее преподавали очень серьезно и качественно. Конспекты периодически проверялись. Причем даже если ты был в наряде лекцию лучше было восстановить. Конечно это справедливо для тех, кто собирался учиться нормально.
Что касается подготовки к лекции, то к преподавателю приходили все дежурные, а вот докладывал представитель более высокой по номеру учебной группы – то есть всегда наш, если только не изъявляя желание кто-то другой. Но это опять же плюс к тренировке командных качеств.
На лекциях спали, пуская слюну нитками, играли в морской бой, писали письма. Восстанавливали лекции по другим дисциплинам или делали практические самостоятельные задания. Переписывали отчеты по лабораторным работам. С точки зрения отдачи от курсанта и охвата каждого это самые халявные занятия. Поди уследи за каждым в аудитории численностью от 100 до 200 человек.
Но преподаватели были разные. Один разрешал откровенно спать. Вернее не препятствовал. Но кто мог знать, что у него фотографическая память? Просто феноменальная. Сидели все в основном на одних и тех же местах (а зря) и он каждому воздавал по делам его на экзамене. Другой наоборот, периодически встряхивал аудиторию.
Представьте себе огромного полковника (не толстого, а именно большого), который читает лекцию. И вот он видит, что задние ряды упали. Тут нужно немного упомянуть про схему размещения столов. Они стояли в два ряда по две парты рядом и проход. То есть от прохода до стены сидели четверо. Самый труднодоступный и спящий – четвертый с каждой стороны. И вот от одного полковника (классный мужик на самом деле) можно было ожидать два варианта: он мог очень метко попасть мелом в спящую макушку или… С невиданной для его телосложения скоростью профессор подбегал к нужной парте, вспрыгивал на нее (курсанты спят, либо он делал жест крайним молчать, а как тут поспоришь) шел к нужному товарищу и ногой нежно его теребил. Это надо видеть, чтобы поверить.
Пара-тройка операций и все навсегда переставали спать на его лекциях. Менее ловкие преподаватели просто били указкой (очень гибкой) по столу под носом у спящего. От неожиданности можно ежа родить. В общем, боролись за знания кто как мог.
Семинары
С моей точки зрения это самые бесполезные в военной науке занятия. Правда проводились они в основном по таким болтологическим дисциплинам как философия, социология и им подобным. В составе одной учебной группы. Суть такая, что мы должны готовиться к вопросам семинара, план которого получили накануне на самоподготовку. И с преподавателем должны были проводиться дискуссии на тему семинара. Но обычно все сводилось к какой-нибудь летучке, а потом оставшиеся полтора часа преподаватель тщетно пытался вытащить из кого-нибудь знания. Оценку получали все.
Летучка – это гениальное творение. Я не знаю, есть ли они в гражданских вузах, но у нас это был бич преподавательский. Почти всегда об их проведении предупреждали, но бывали и сюрпризы. На летучку можно было нарваться на любом занятии, кроме лекции. В чем суть.
Всем раздавались маленькие листки, обычно это половина тетрадного листа и задавался 1-2 вопроса по ближайшей теме. Если математика, к примеру, то решить интеграл или дифуравнение. На тактике нарисовать схему полка на марше или численность и состав истребительного авиационного крыла армии противника. И так далее. Или в электронике схему транзисторного усилителя-инвертора – коронный вопрос, кстати, начальника кафедры радиоэлектроники. За 5 лет он вбил ее в голову почти всем. Время: 10-15 минут. Потом листки сдавались, и каждый получал по заслугам.
Но мы про семинары. Я могу припомнить от силы пять семинаров, когда диалог удался.
И тут все зависело от преподавателя. Была у нас одна замечательная преподаватель философии. Вот ей удавалось вытянуть взвод на разговор. Причем часто на отвлеченные темы. Но очень интересно. С привязкой конечно к дисциплине. А еще мы ходили с ней в музей. Вот казалось бы оно ей надо в свой выходной? А было. И это обязывало нас относиться серьезнее к дисциплине и кафедре.
Практические занятия
Основной дисциплиной, по которой проводились только практические занятия, была физкультура, но и по ней, кстати, за 5 лет было пять лекций. На младших курсах ПЗ были по физике с математикой, информатике, иностранному языку, по инженерной графике (черчение) да по всем дисциплинам. Естественно строевая и огневая подготовки.
На старших же курсах это перешло в изучение техники. Как всегда в начале урока летучка, потом роспись за инструктаж по технике безопасности и вперед!
На младших курсах долго, нудно и не интересно. К старшим это был самый лучший вид занятий. Они и проходили быстрее лекций, да и само по себе интересно. Наш уровень рос прямо на глазах. И тут не последнюю роль играло повторение. Несколько разноименных дисциплин с разных кафедр учили по сути одному и тому же. Как тут не запомнить.
Лабораторные работы
Это вид занятий начался с физики и химии на младших курсах и перешел во все радиоэлектронные дисциплины. Мы высчитывали коэффициенты усиления антенн, рассчитывали усилители или выпрямители напряжений. Подтверждали теории и формулы, вычисляли коэффициенты затуханий и боковые лепестки антенн разного типа. Овладевали измерительной техникой. А тут один осциллограф чего только стоит. И много-много чего еще.
Как правило, на лабораторную работу отводилось две пары. Сперва опыты, потом оформление отчета и защита. В начале учебы мы не успевали. У некоторых к сессии накапливалась задолженность из 6-9 лабораторных. А без их полного закрытия курсант к сессии по дисциплине просто не допускался.
Но уже к концу второго курса мы приходили с готовыми отчетами, куда оставалось вписать только реальные цифры. Был у нас один гений — Леха, он просто первый понял чего от нас надо. А потом объяснил это еще нескольким людям. Смысл в том, что на лабораторной сидели по трое. И достаточно чтобы в группке кто-то один шарил. Тогда сдавали все. Если же до кучи собирались «гении», они естественно зависали. Сдать отчет мало – преподаватель задавал пару вопросов что к чему и когда проверяемый ответить не мог делались выводы. И тут снова сказывалась высокая организация нашего взвода.
Наш замкомвзвод быстро прошарил ситуацию и рассадил всех раз и навсегда не по желанию (но с учетом некоторых хотелок), а по силе. Получилось примерно 9-10 равнозначных по знаниям микрогрупп. В нашем взводе был самый низкий процент задолженности. Вот так-то.
В принципе основные виды занятий я осветил. Что же касается зачетов и экзаменов, то это тема отдельной статьи и выйдет она совсем скоро.
Военные вузы: тяжело в ученье.
Поступление в военный вуз: необходимые документы для поступления, вступительные испытания, система льгот для поступающих, как проходит обучение курсанта.
Мария Кригер педагог, обозреватель
Военные вузы традиционно стоят особняком в ряду высших учебных заведений: особые условия поступления, жесткая дисциплина и субординация, специфический режим.
Подавляющее большинство гражданских вузов России подчиняется Министерству образования РФ, а военные находятся в ведении Министерства обороны, которое устанавливает и регламентирует для них правила и порядки. Дополнительно все военные вузы разделены по родам войск: вузы ракетных войск, сухопутных войск, военно-воздушных сил и т. д.
Если вы приняли решение поступать в военный вуз, будьте готовы к тому, что на всех этапах пути, начиная от подачи документов и заканчивая получением заветной «корочки», вам предстоит общаться с людьми в погонах. Поэтому, собирая информацию о военном вузе, не стоит ориентироваться на общегражданские правила и установки. Например, правила приема в военные вузы практически не учитывают нововведения последних лет: в то время как большинство абитуриентов «на гражданке» сдают вступительные экзамены в форме тестов, абитуриенты военных вузов по старинке пишут диктанты и контрольные. То же можно сказать и о ЕГЭ: находясь вне юрисдикции Минобразования, военачальники имеют право рассматривать Положение о проведении единого государственного экзамена как информацию к размышлению, но не как прямое руководство к действию.
Вузы с широким профилем
Набор специальностей, по которым ведут подготовку современные военные вузы, довольно обширен. Специализация вуза главным образом зависит от профиля, а точнее, от рода войск, к которому учебное заведение относится. Вместе с тем многие военные вузы дублируют гражданские направления подготовки, и все чаще в их «ассортименте» встречаются привычные экономические и юридические специальности. Так, Военный университет Министерства обороны РФ готовит социологов, юристов, менеджеров социально-культурной деятельности, переводчиков и специалистов по социальной работе.
Часть специальностей, предлагаемых вузами Минобороны, многофункциональна – выпускники в равной степени востребованы как в «военно-полевых условиях», так и «на гражданке». В первую очередь это касается инженерно-технического направления. Например, из стен Военно-технического университета Федеральной службы специального строительства РФ выходят инженеры подъемно-транспортных, дорожных, строительных машин и оборудования, специалисты по промышленному и гражданскому строительству, по проектированию автомобильных дорог, аэродромов, транспортных туннелей и т. п.
Наконец, определенная часть военных профессий лежит в узкоспецифической области применения, не имеющей аналогов в мирной жизни. Скажем, окончив Академию гражданской защиты МЧС РФ, можно стать специалистом по математическому обеспечению исследований вооружения, техники и применения сил гражданской защиты.
Автограф для военкома
Чтобы подать документы в военный вуз, абитуриенту предстоит отправиться в военкомат (по месту жительства).
При себе необходимо иметь:
В военкомате абитуриент пишет заявление с просьбой о допуске к экзаменам в выбранный вуз. Все это нужно успеть сделать до 20 апреля текущего года.
После того как первичные документы сданы, остается пройти медкомиссию, и вчерашний школьник становится кандидатом на учебу в военный вуз. Заявления рассматриваются приемной комиссией вуза, а окончательное решение о допуске к экзаменам (или отказе в нем) сообщается кандидатам через военкомат до 20 июня.
Несколько иначе процедура подачи документов проходит для тех, кто в настоящее время служит в рядах Вооруженных сил: в этом случае абитуриент до 1 апреля текущего года подает рапорт на имя своего непосредственного командира, а тот, снабдив петицию всеми необходимыми бумагами, передает ее дальше по инстанции.
Еще одна особенность поступления в военные вузы состоит в том, что здесь действуют достаточно жесткие возрастные ограничения. Молодые люди, не служившие в армии, могут стать курсантами с 16 до 22 лет, имеющие «стаж» армейской службы – до 24 (возраст определяется на момент подачи заявления).
Упал – отжался
Вступительные испытания в военные вузы проходят с 1 по 20 июля, и они также несколько отличаются от «гражданских». Чтобы пройти конкурсный отбор, знания теоремы Пифагора и правила буравчика будет недостаточно.
Первый этап – психологическое и психофизическое обследование кандидатов. Затем – проверка физической подготовки: подтягивание на перекладине (11 раз – «отлично», 9 – «хорошо», 7 – «удовлетворительно»), стометровка, бег на 3 км. И, наконец, собственно экзамены по общеобразовательным дисциплинам. Они, как правило, состоят из математики (профилирующий предмет) и диктанта по русскому языку. Третий экзамен (физика, химия, история) зависит от профиля выбранного учебного заведения.
Средний конкурс в военные вузы составляет 2,5–3 человека на место. Однако эти цифры (не слишком высокие для Москвы) говорят, скорее, не о легкости поступления, а о его специфике. С одной стороны, желающих получить военное образование действительно немного, с другой – далеко не каждому штатскому со средней подготовкой по силам пройти все «военные хитрости», связанные с поступлением (анкета – проверка психо-эмоционального состояния – физическая подготовка – общеобразовательная база).
Система льгот, предусмотренная законодательством РФ для поступающих в высшие учебные заведения, распространяется и на военные вузы: разного рода привилегиями обладают дети-сироты, медалисты, победители олимпиад и т. д. Исключением из данного списка по понятным причинам являются инвалиды.
Курсант или студент?
Когда все испытания пройдены, кандидат превращается в курсанта. Этот статус соответствует статусу студента гражданского вуза, однако между курсантом и студентом больше отличий, чем общих черт. Если с началом студенчества у молодых людей наступает самая веселая и беззаботная пора, то с началом учебы в военном вузе эта самая пора заканчивается. Распорядок, расписание и субординация становятся основополагающим элементом жизни всех будущих офицеров.
Курсанты снимаются с воинского учета (они не подлежат общему призыву) и ставятся на специальный учет – зачисляются на действительную военную службу. Первые два года они (вне зависимости от потребности в казенной жилплощади) проживают в казармах и помимо учебных занятий исполняют обязанности, традиционно входящие в понятие воинской службы. С третьего курса можно переселиться в общежитие или жить дома.
На курсанта выписываются все виды довольствия, ему выдается обмундирование. Каникулы длятся две недели зимой и месяц летом. По сути, обучение в военном вузе приравнивается к несению воинской службы.
Сергей Литвинов, выпускник военного вуза:
— Отсутствие дедовщины с лихвой компенсируется жесткой дисциплиной, изматывающими физическими нагрузками, а на первом и втором курсах – еще и разнообразными хозяйственными работами. Будьте готовы научиться держать в руках отбойный молоток, класть асфальт, заниматься всеми видами ремонта помещений и мебели, осенью – уборкой урожая на подмосковных полях, зимой – бесконечной расчисткой дорог от снега и многими другими полезными делами.
До недавнего времени такой жесткий график был непреложен для любого, кто мечтал учиться в военном вузе. Сегодня наряду с суровой традицией существует и более мягкий режим – для тех, кто поступает на платной основе. (Первый эксперимент по набору «платников» прошел в Военном университете Минобороны РФ в 2003 г.). Такие курсанты избавлены от необходимости нести тяготы и невзгоды воинской службы: их жизнь мало отличается от жизни обычных гражданских студентов.
Трудно ли учиться в военном училище
Этот вопрос очень часто волнует читателей. Постараюсь кратко. Как всегда только мои эмоции. Первое время я испытывал огромную радость оттого, что просто туда поступил. Подъем в 6 утра на КМБ, зарядка, уборка территории и занятия в поле, питание по распорядку — ничего из этого не вызывало никаких затруднений. Как видите, круг будущих трудностей я уже обозначил.
Но по мере втягивания в процесс и сравнения своей жизни с допустим, старшекурсниками приходило понимание, что где-то меня разыгрывают.
Все зависит от командиров и начальников
Запомните раз и на всю жизнь. Где бы вы ни служили, кем ни работали или, ни занимались всё в руках начальников и командиров. На первом курсе нами руководил очень жестокий ротный. Это был самый длинный и самый тяжелый год моей учебы. Тут и так все новое. Нужно сочетать учебу и службу (кто скажет что курсанты не служат — там не были), да еще постоянное давление начальника.
И такое бывало
Кстати, самый идиотский способ откосить от армии — пойти в военное училище! Запомните это. Личного времени почти не было, за проступок одно человека, порой не очень и серьезный страдал весь курс. Постоянные дополнительные тренажи по строевой подготовке, изучению уставов и бегам. Но! На этой базе я проучился все 5 оставшихся лет. Всё, что я изучил из устава — я выучил на первом курсе. А караульной части мне хватило вообще на всю службу.
Какие же трудности
В основном все. Если кто-то может дополнить, пишите в комментариях.
На видео комплекс вольных упражнений №1. Не очень четко, правда:
Занятия. Особенности военного училища
Поначалу я хотел сделать эту статью длинной с подробным описанием лекций, семинаров, лабораторных работ и всего остального. Но, во-первых, впереди еще целая глава посвященная только учебе и там все это будет. А сейчас продолжим обзор распорядка дня и остановимся чисто на особенностях военного обучения.
На занятия ежедневно, кроме выходного воскресенья, отводилось три пары. Начало в 9.00, окончание в 14.15. Между парами большой перерыв 15 минут, а между академическими часами 5 минут. Вроде не много и учились, но нам хватало. Особенно если какие-нибудь полевые занятие или все три пары одной дисциплины, бывало и такое.
Какие же особенности?
Самое для меня удивительное это постоянное подведение итогов
Каждую неделю, каждый месяц и, естественно, семестр подводились итоги нашего обучения. В подразделении мы рассаживались на табуретках и происходила раздача. Выделялись лучшие и худшие.
То есть по каждой дисциплине выписывались оценки каждого курсанта за неделю (месяц, семестр) и все люди сортировались на отличников, хорошистов, троечников и двоечников:
И одно это иногда решало плохой ты или хороший. Потому что личная дисциплина и отличная служба в нарядах считались само собой разумеющимся явлением, за которые поощрять как бы и не стоит.
Именно так я, получив одну-единственную пятерку на семинаре по культурологи, в первую неделю учебы 2003 года стал отличником. И это позволило мне, чуть ли не единственному со всего курса (кроме поступивших солдат, которые неделей раньше во время присяги стояли в наряде) пойти в первое увольнение. Остальных увольнения лишили за плохой внутренний порядок, я писал об этом здесь.
Но никогда после мне не удалось быть даже хорошистом именно по итогам недель. Правда и двоечником не был. Всегда с тройками. Что не мешало мне сдавать сессию за сессией только на отлично. (Как же я чертовски скромен!).
Назначение дежурного
Ежедневно назначался дежурный по учебной группе. В нашем высокоорганизованном взводе это был утренний уборщик, чтобы не было путаницы и несправедливости. И хотя я писал, что назначался он из особо чахлых не желающих бегать на зарядке, но так было не всегда. К старшим курсам очередной уборщик назначался по кроватям. Вот как спали, так по очереди и убирали утром казарму. Это было удобно, потому что всегда можно было примерно знать свой день когда ты дежурный.
Что крайне важно, и вот почему. В обязанности дежурного входило явиться первым к преподавателю. Спросить что нужно, взять мел, карты (топографические), настроить лектор, подготовить доску и всякое такое. Дежурный командовал при входе преподавателя всем встать и докладывал, что такая-то учебная группа в количестве стольки-то человек на занятия прибыла. А на доске был написан расход личного состава. По списку, налицо, наряд, санчасть, отпуск или еще где и сколько.
Запомните: слово НАЛИЦО пишется слитно! Сколько человек пострадало от насмешек особо ревнивых до русского языка преподавателей. Частенько они спрашивали «на чьё лицо?», когда было написано раздельно. Хотя некоторым было не важно.
Так вот если с гражданскими преподавателями было проще, то на кафедру нашей тактики «Тактики восковой ПВО» было категорически трудно просто правильно войти в кабинет к преподавателю. Были они все не ниже подполковника, а в основном полковники. Служивые и заслуженные. Не без снаряда в голове многие. И тогда начинались попутные изучения уставов Внутренней службы и Строевого. Вспомнишь – вздрогнешь.
А имея на руках расписание и зная свою дату дежурства можно было вычислить хороший будет день или не очень. И теперь про расписание.
Собственно расписание
Это еще одна замечательная особенность военного образования. У меня сейчас младшая сестра учится в одном государевом вузе, так для нее не ведомо какие пары и когда поставят раньше, чем за несколько дней до их начала. Такое просто невозможно в военном училище.
Перед стартом каждого семестра в каждое подразделение выдаются отпечатанные в типографии академии (а такая есть!) расписания занятий на весь семестр включая экзамены. За полгода мы знали в каком кабинете, во сколько и кому я буду сдавать экзамен, зачет или еще что-то по той или другой дисциплине.
В специальном зашифрованном виде из букв, цифр и кружочков было записано все. Название предмета, номер темы и занятия, номер учебного корпуса и кабинета, вид занятия и фамилия преподавателя. И ни разу за пять лет не было ни одной замены! Я не знаю сколько человек занимались его разработкой, кто эти люди и даже где они находились. Но это гении. Представьте себе синхронизировать учебный процесс целой академии с примерно полутора тысячей обучающихся. Продумать, кто в каком классе будет сидеть, кто им преподавать и чтобы ничего нигде не пересеклось. Крутые ребята!
Как выглядело само расписание занятий ниже, а вот увеличенный фрагмент:
Разберем первую дисциплину на примере:
Обратите внимание на линию выше 6 числа вместо занятий и начало такой же линии 13 числа. Это большой наряд. В этот день для взвода занятия не планировались. Мы заступали в караул (от 13 до 15 человек), а остальные в другие виды нарядов академии. Об этом позже.
Все преподаватели были расписаны в аннотации под расписанием, но мы их и так знали, поэтому эту часть обычно отрезали. После этого расписание ламинировалось скотчем сзади и носилось сложенное вчетверо все полгода. Дни постепенно вычеркивались. К концу семестра изрядно потрепанное расписание было как карта боевых действий. Я их старался сохранить. Правда, сейчас навскидку нашел только одно:
221 учебная группа. 3 семестр 2004-2005 учебного года
Раритетнейший раритет. Первый семестр второго курса 2004-2005 учебный год. В расписании есть даже день донора. Правда я был в колхозе как гласит запись. А сзади лично я и еще один мой товарищ записывали свои наряды. Для порядку. Хотя листы нарядов как положено велись замкомвзводом.
Понатужившись, могу вспомнить только несколько раз, чтобы пришел не тот самый препод, который указан в расписании, да и то из гражданских. Точно! Болела как-то преподаватель математики. Всё!
Простор для маневра
Такое жесткое расписание давало место для действий. Однажды я повздорил с прапором-лаборантом одной из кафедр. Дело дошло до начальника кафедры, разобрались и выяснилось, что я прав. Эту показательную сагу я, возможно, как-нибудь распишу, сейчас другое. Полковник извинился, мы вроде как историю замяли, но перед самой сессией до меня через сына одного из преподавателей, по совместительству моего сослуживца дошли сведения, что есть мысль меня зарезать на одном из двух экзаменов этой кафедры. Так как преподаватели прониклись сочувствием к прапорщику.
По одной из дисциплин я шел на «автомат», так как у меня было подряд несколько пятерок, а препод вначале года обещал амнистию таким сознательным военным. И вот грядет последнее перед зачетом с оценкой (страшнее экзамена) занятие. Семинар. На котором я сто пудово получу тройку если не двойку и хана мне. А предмет мутный шокапец. Сдавать его мне в принципе не грело, а при таких раскладах и вовсе. Но есть расписание! Я же знаю когда он семинар этот. Короче, я попросил спрятать меня в наряд по роте на этот день да и все дела. И овцы сыты и волки целы. Автомат я получил-таки.