Что препятствует культурной диффузии

Культурная диффузия

Культурная диффузия это взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их со­прикосновении. Культурное соприкосновение в со­ци­о­­­логии называется культурным контактом. Он мо­жет не оставить никакого следа в обеих культурах, а может закончиться равным и сильным влиянием их друг на дру­га либо не менее сильным, но односторонним вли­янием. Проникновение американской культуры на европейский континент во второй половине XX века оказа­лось столь мощным, что породило особый фе­номен, названный «вестернизацией«. В свою очередь и американская культура, давшая миру огромное число открытий и изобретений, раньше формировалась благо­даря целе­на­правленным заимствованиям, стихийным проникно­ве­ниям. Специалисты считают, что третий способ не­за­висимые изобретения встречается в истории гораздо реже двух первых.

Диффузия обозначает стихийное взаимопроникновение и обо­га­­ще­ние культур. Каналами диффузии служат миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами и др. Ки­тайский повар, плававший с великим путешественником Марко Поло, принес рецепт спагетти в Италию, а сто­летие спустя итальянские иммигранты завезли его в Аме­рику. Миссионеры принесли в развивающиеся стра­ны не только новый религиозный кодекс, но также но­вые обычаи в поведении, одежде, гигиене, школьном обучении.

Культурная диффузия может происходить не только между странами и народами, но также между группами (полицейскими и преступниками) и классами, например между высшим и низшим. Межгрупповая диффузия давно отмечается криминалистами, которые заявляют, что разговорный язык, манера поведения и общения милиционеров в СССР, а сейчас и в России стала походить на стилевые особенности преступной субкультуры. Жестокость обращения милиционеров, долгое время сталкивавшихся с преступниками, перенята в значительной мере у них. В профессиональный лексикон блюстителей порядка вклиниваются элементы криминального сленга. Стратификационная диффузия1) выражается в двустороннем процессе:

* средний и низший класса перенимают у высшего класса элементы высокой моды, престижного потребления, литературный язык и др.,

* высший класс перенимает у нижестоящих страт формы более раскрепощенного поведения, упрощенной манеры одеваться.

Врезка

Моррис Д.

Одежда и статус

Одежда — такой же социальный символ, как речь и пове­дение. У нее три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение. В раз­личные эпохи правила приличия не совпадали, но главный принцип оставался неизменным: чем более пуританским явля­лось общество, тем тщательнее пряталось тело.

В арабских странах одеяние женщин скрывало не только тело, но и его очертания. Когда-то в Англии считалось непри­стойным произносить даже слово «нога», а ножки рояля за­крывали чехлами.

Демонстрационная функция запрещает мужчинам появ­ляться в дорогих ресторанах без галстука. Почему? Галстук — показатель определенного социального статуса. Он выступает не как средство что-то скрыть или создать комфорт, а как знак, определяющий принадлежность его владельца той или иной социальной группе. В прошлом демонстрационная функция одежды регламентировалась очень жестко. В Англии XIV века костюм определялся не вкусом или стилем, а зако­ном. Парламент принимал правила, регулировавшие одеяние для каждого социального слоя. Если человек надевал костюм, который полагался людям, стоящим выше на социальной лестнице, он подвергался штрафу. Похожие правила существо­вали и в американских колониях, где женщине запрещалось носить шелковый шарф, если ее муж «стоил» меньше тысячи долларов. Майор не имеет права носить форму полковника.

Однако люди постоянно стремились завысить свое поло­жение в обществе, надевая «не свой» костюм. А наказывали их, по сути, не за костюм, а за попытку с его помощью завы­сить свой статус.

В XVIII веке демонстрацией высокого положения стал спорт. Так, при верховой езде английские сельские джентль­мены для удобства надевали фраки и цилиндры — именно это одеяние позже стало ассоциироваться с досугом и возмож­ностью не работать, постепенно «джентльменский» спортив­ный костюм превратился в повседневную одежду высшего све­та, а затем, изменившись, стал обычным костюмом большей части общества.

Для дорогостоящих развлечений — ружейной охоты, ры­балки и гольфа — использовались клетчатый костюм и котелок. Вначале подобная одежда считалась неофициальной, но затем она вытеснила черный фрак, оставив ему место в свадебных церемониях и официальных торжествах. И, по сути, все современные деловые люди носят варианты костюмов, ра­нее являвшихся спортивными.

В последние годы на Западе наметилась обратная тен­денция. Демократическое общество все более неприязненно относится к привилегиям, и это заставляет представителей высшего класса демонстрировать свой статус как-то иначе. Стало немодным подчеркивать принадлежность к элите. На смену «клубному» пиджаку яхтсмена пришла одежда, заим­ствованная у представителей общественных «низов», — она позволяет показать, что в груди у богатых и знаменитых людей бьется сердце «простых парней».

Источник: Моррис Д. Одежда и социология // Ровесник. 90. N7.С.12-13.

Одежда, символизирующая статусные различия людей, в современном обществе превращается в сферу пересечения классов и сословий, в канал диффузии культурных ценностей из одной страты в другую. Среднему классу сегодня по карману купить модную одежду, которую прежде носил только высший. Высококвалифицированные рабочие, например, техники по ремонту телеаппаратуры, являются на работу в костюмах и галстуках, которые прежде служили отличительным символом высшего, а затем среднего класса. Знаменитое японское татами вначале появилось высших слоев знати, затем перешло к самурайству, и лишь позднее — в XIX в. — к крестьянству, став наконец общенациональной нормой. В XX в. то же самое произошло с европейской пищей, одеждой и жи­лищем.

Что препятствует культурной диффузии. Смотреть фото Что препятствует культурной диффузии. Смотреть картинку Что препятствует культурной диффузии. Картинка про Что препятствует культурной диффузии. Фото Что препятствует культурной диффузии

В традиционном обществе существовала ярко выраженная символическая поляризация населения: представителям низших классов запрещалось носить ту же одежду, что и высшему. Сегодня культурологи отмечают, что эталоном стиля и образа жизни для высшего и низшего классов становится средний класс. Пирамида как бы сплющиваются к середине, полюса притягиваются тем, что является общим им всем.

Таким образом, стратификационная диффузия распространяется не только снизу вверх или сверху вниз, но также в двух направлениях, действуя циклически и возвращаясь, в модифицированном виде, в исходную точку по схеме «подъем-спуск-подъем» и наоборот. Такое перемещение называют еще культурной ротацией.

Источник

КУЛЬТУРНАЯ ДИФФУЗИЯ

Культурная диффузия — взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении; про­странственное распространение культурных достижений из одной страны в другую.

Понятие «диффузия», заимствованное из физики, означает «разлитие», «растекание», «проникновение». В изучении культур оно обозначает распро­странение культурных явлений через контакты между народами — торгов­лю, переселение, завоевание. В археологии, имеющей дело с материальны­ми артефактами, диффузия — это процесс, результатом которого было рас­пространение идей, технических приемов, человеческих сообществ, одомашненных растений и животных. Этот процесс мог иметь форму тор­говли на небольшие расстояния, контактов, постепенного перемещения на­селения (такие мнения существуют относительно передвижений ранних земледельцев из Передней Азии в Европу), но мог быть и очень быстрым — так растения Нового Света, подобные табаку и картофелю, в течение не­скольких столетий после Колумба распространились по всему миру.

Специалисты различают три основных варианта диффузионизма: а) ин-вайзионизм (от англ. invasion — вторжение), считающий успехи в развитии собственной культуры исключительно или преимущественно результатом чужеземного вторжения диких племен, военных завоеваний или мирных миграций, принесших с собой более высокий уровень культуры и техники; б) теории культурного центра, изображающие распространение культуры в виде последовательных волн рассеяния норм и ценностей передовой куль­туры, зародившихся в центре, по периферии.

13 Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989. С. 120—121.

Диффузионизм как теоретическое направление в изучении культур По явился в конце XIX в. Представители этого направления считают главны содержанием исторического процесса контакт, столкновение, заимствовя ния и перенос культур. Диффузионизм был распространен в скандинавски странах в виде историко-географического направления, в Германии — уц* ния о «культурных кругах» (культурно-историческая школа), в США э/ направление существовало под названием «age-and-area» (возраст/время и пространство). Основателем диффузионизма был немецкий исследоватепк Ф. Ратцель. В его работах сформулированы основные положения диффузио­низма как направления в изучении культур: акцент на взаимовлияние куль­тур; их изменения путем заимствования; идея о некоем одном или несколь­ких центрах, из которых началось развитие человечества. Основной объект исследования — предметы материальной культуры (этнографические пред­меты), образующие некоторую целостность в пространстве и времени (куль­турный круг).

14 Culture: The Diffusion Controversy. N.Y., 1927; Smith E.G. The Migrations of Early Culture. Manchester,
1929; Voget F. W. A History of Ethnology. N.Y., 1975.

15 См.: Воронцова Л.П. Диффузионизм // Культурология. XX век: Словарь. СПб., 1997. С. 176-177.

16 Frobenius L. Der Ursprung der afrikanischen Kulturen. Berlin, 1898.

Что препятствует культурной диффузии. Смотреть фото Что препятствует культурной диффузии. Смотреть картинку Что препятствует культурной диффузии. Картинка про Что препятствует культурной диффузии. Фото Что препятствует культурной диффузии

17 Бюттнер Т. Лео Фробениус — исследователь Африки: достижения и заблуждения//Изучение ис­
тории Африки. Проблемы и достижения. М., 1985.

18 См.: Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.

19 Делич Ф. Библия и Вавилон. Апологетический очерк. СПб., 1912; Винклер Г. Вавилонская культура
в ее отношении к культурному развитию человечества. М., 1913.

вилонскую. В конечном итоге тезис диффузионистов о том, что культур» распространяется главным образом путем заимствований, исключал созда ние обобщающей генетической теории культуры. Понятие эволюции, а тек. более прогресса, у диффузионистов напрочь исчезло. Совершенно исчезло и понятие общества. Если существование общества и признавалось, то он0 рассматривалось как производное от культуры или как один из ее аспектов Согласно этому подходу, вся история человечества сводилась к явлениям контакта, столкновения, заимствования, переноса культур. Новые культу­ры возникают в результате соприкосновения, взаимодействия и смешения культур, а не их эволюции.

Культурное соприкосновение называется культурным контактом. Он может не оставить никакого следа в обеих культурах, а может закончиться равным и сильным влиянием их друг на друга либо не менее сильным, но односторонним. Проникновение американской культуры на европейский континент во второй половине XX в. оказалось столь мощным, что породило особый феномен, названный вестернизацией. В свою очередь и американская культура, давшая миру огромное число открытий и изобретений, раньше формировалась благодаря целенаправленным заимствованиям, стихийным проникновениям. Специалисты считают, что третий способ — независимые изобретения _ встречается в истории гораздо реже двух первых.

Что препятствует культурной диффузии. Смотреть фото Что препятствует культурной диффузии. Смотреть картинку Что препятствует культурной диффузии. Картинка про Что препятствует культурной диффузии. Фото Что препятствует культурной диффузии

Культурная диффузия — двусторонний процесс: высокая культура проникает из высших страт в низшие, массовая культура распространяется в обратном направлении

Что препятствует культурной диффузии. Смотреть фото Что препятствует культурной диффузии. Смотреть картинку Что препятствует культурной диффузии. Картинка про Что препятствует культурной диффузии. Фото Что препятствует культурной диффузии

Каналами диффузиислужат миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, торговые выставки и ярмарки, об­мен студентами и специалистами и др. Китайский повар, плававший с вели­ким путешественником Марко Поло, принес рецепт спагетти в Италию, а сто­летие спустя итальянские иммигранты завезли его в Америку. Миссионеры принесли в развивающиеся страны не только новый религиозный кодекс, но также новые обычаи в поведении, одежде, гигиене, школьном обучении. Однако культурные ценности и идеи могут распространяться и без помощи людей. Они остаются на своих местах, а их мысли путешествуют по миру, най­дя себе подходящее транспортное сред­ство, например, Интернет. Исследова­тели давно уже обратили внимание на то, что некоторые явления культуры совершенно не обязательно должны воз­никать в данном обществе в результате его эволюции, они вполне могли быть заимствованы, восприняты им извне. Распространение культуры есть особая форма движения, отличная от миграций обществ и людей и никак не своди­мая к этим процессам.

Таким образом, каналом стихийного распространения культуры служат не только люди, но также язык, книгопечатание, радио, телевидение, Ин­тернет. В средневековой Европе греческий и латинский языки служили меж­дународным средством общения. Латинский язык во многих европейских государствах был языком литературы, науки, официальных бумаг и религии (католицизма). Научные сочинения вплоть до XVIII в. часто писались имен­но на латыни. Латинский преподавался как обязательный предмет в шко­лах, на латыни читались лекции в университетах, велось богослужение в католических храмах, создавались литературные произведения, и, конечно же, латинский язык оказал на английский громадное влияние.

Распространение, или диффузия культурных инноваций по своему векто­ру принимает два направления — горизонтальное и вертикальное. Горизонта­льное распространениенаблюдается между несколькими этносами, равными по статусу группами или индивидами, поэтому его еще можно называть меж­групповой культурной диффузией. Вертикальное распространениеэлементов культуры происходит между субъектами с неравным статусом, поэтому его можно именовать также стратификационной культурной диффузией. Скажем, заимствование милиционерами лексических формул из воровского жаргона

20 Hess В.В., Markson E.W., Stein P.J. Sociology. N.Y., 1991. P. 481.

пцди w-iFnaiD lupnjuHiajibHbiM распространением, а заимствование арист0
ратией элементов простонародного говора — вертикальным. * v

Врезка

Д. Моррис Одежда и статус

Одежда — такой же социальный символ, как речь и поведение. У нее три основные функции: обес­печение комфорта, соблюдение приличий и де­монстративное выражение. В различные эпохи правила приличия не совпадали, но главный принцип оставался неизменным: чем более пури­танским являлось общество, тем тщательнее пряталось тело.

В арабских странах одеяние женщин скрывало не только тело, но и его очертания. Когда-то в Анг­лии считалось непристойным произносить даже слово «нога», а ножки рояля закрывали чехлами. Демонстрационная функция запрещает мужчинам появляться в дорогих ресторанах без галстука. Почему? Галстук — показатель определенного со­циального статуса. Он выступает не как средство что-то скрыть или создать комфорт, а как знак, определяющий принадлежность его владельца к той или иной социальной группе. В прошлом де­монстрационная функция одежды регламентиро­валась очень жестко. В Англии XIV в. костюм оп­ределялся не вкусом или стилем, а законом. Пар­ламент принимал правила, регулировавшие одеяние для каждого социального слоя. Если че­ловек надевал костюм, который полагался людям, стоящим выше на социальной лестнице, он под­вергался штрафу. Похожие правила существовали и в американских колониях, где женщине запреща­лось носить шелковый шарф, если ее муж «стоил» меньше тысячи долларов. Майор не имеет права носить форму полковника. Однако люди постоянно стремились завысить свое положение в обществе, надевая «не свой» ко­стюм. А наказывали их, по сути, не за костюм, а за попытку с его помощью завысить свой статус. В XVIII в. демонстрацией высокого положения стал спорт. Так, при верховой езде английские сельские

джентльмены для удобства надевали фраки и цилиндры — именно это одеяние позже стало ас­социироваться с досугом и возможностью не рабо­тать, постепенно «джентльменский» спортивный костюм превратился в повседневную одежду выс­шего света, а затем, изменившись, стал обычным костюмом большей части общества. Для дорогостоящих развлечений — ружейной охоты, рыбалки и гольфа — использовались клет-

Что препятствует культурной диффузии. Смотреть фото Что препятствует культурной диффузии. Смотреть картинку Что препятствует культурной диффузии. Картинка про Что препятствует культурной диффузии. Фото Что препятствует культурной диффузии

чатый костюм и котелок. Вначале подобная одежда считалась неофициальной, но затем она вытеснила черный фрак, оставив ему место в свадебных церемониях и официальных торжест­вах. И, по сути, все современные деловые люди носят варианты костюмов, ранее являвшихся спортивными.

В последние годы на Западе наметилась обрат­ная тенденция. Демократическое общество все более неприязненно относится к привилегиям, и это заставляет представителей высшего класса демонстрировать свой статус как-то иначе. Ста­ло немодным подчеркивать принадлежность к элите. На смену «клубному» пиджаку яхтсмена пришла одежда, заимствованная у представите­лей общественных «низов» — она позволяет по­казать, что в груди у богатых и знаменитых людей бьется сердце «простых парней». Источник: Моррис Д. Одежда и социология // Ро­весник. 1990. № 7 С. 12-13

21 Kando Th.M. Leasure and popular culture in transition. St. Louis, 1980. P. 70.

♦ средний и низший классы перенимают у высшего класса элементы высокой моды, престижного потребления, литературный язык и др.;

♦ высший класс перенимает у нижестоящих страт формы более раскре­пощенного поведения, упрощенной манеры одеваться.

Одежда, символизирующая статусные различия людей, в современном обще­стве превращается в сферу пересечения классов и сословий, в канал диффузии культурных ценностей из одной страты в другую. Среднему классу сегодня по карману купить модную одежду, которую прежде носил только высший. Высо­коквалифицированные рабочие, например, техники по ремонту телеаппарату­ры, являются на работу в костюмах и галстуках, которые прежде служили отли­чительным символом высшего, а затем среднего класса. Знаменитое японское татами вначале появилось у высших слоев знати, затем перешло к самураям, и лишь позднее — в XIX в. — к крестьянству, став общенациональной нормой. В XX в. то же самое произошло с европейской пищей, одеждой и жилищем.

В традиционном обществе существовала ярко выраженная символичес­кая поляризация населения: представителям низших классов запрещалось носить ту же одежду, что и высшему. Сегодня культурологи отмечают, что эталоном стиля и образа жизни для высшего и низшего классов становится средний класс. Пирамида как бы сплющивается к середине, полюса притя­гиваются тем, что является общим им всем.

Таким образом, стратификационная диффузия распространяется не только снизу вверх или сверху вниз, но также в двух направлениях, действуя циклически и возвращаясь, в модифицированном виде, в исходную точку по схеме «подъем-спуск-подъем», и наоборот. Такое перемещение называ­ют еще культурной ротацией.

22 Kando Th.M. Leasure and popular culture in transition. St. Louis, 1980. P. 84.

23 Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989. С. 176.

Культурная диффузия несет обществу как позитивные, так и негативны сдвиги. Проникновение высокой культуры в средние и особенно низщи страты, с одной стороны, означает ее демократизацию и просвещение ца селения, а с другой — ее примитивизацию, граничащую с опошлением Культура действительно становится все более демократичной и проникает в широкие массы, однако это справедливо только для одной ее части, а имен, но активного досуга и занятий спортом, но несправедливо для высокой куль­туры. Ею по-прежнему занимаются преимущественно те, кто находится в верхней половине социальной пирамиды.

Источник

Культурная диффузия и ее современные контексты

В качестве отдельного источника культурной динамики следу­ет выделитькультурную диффузию взаимное проникновение отдельных явлений культуры или целых ее комплексов из одно и культуры в другую при их взаимодействии. Культурное взаимо­действие — это культурный контакт, который может пройти бес­следно, а может закончиться сильным влиянием взаимодействую­щих культур друг на друга либо односторонним влиянием. По своей сути диффузия означает «заимствование» каких-либо достижений одной культуры у другой.

По сравнению с другими видами культурных изменений диф­фузионные процессы являются исторически ранними. Это одна из наиболее естественных форм существования и развития куль­туры, отражающая неравномерность природных и исторических

условий и возможностей отдельных народов. Благодаря этим про­цессам происходит проникновение и распространение необходимых культурных новаций среди тех народов и культур, где эти новации по объективным причинам сами появиться не могут. Даже в регионе обитания одного народа, как правило, полезные новации не созда­ются параллельно и одновременно, они обычно возникают в каком-то одном месте, а затем быстро распространяются по всей близлежа­щей территории и зачастую заимствуются всеми соседями. Это и есть диффузия культуры в ее реальном проявлении. Таким образом сложилось цивилизационное единообразие Западной Европы.

Каналами культурной диффузии служат миграция, туризм, де­ятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, ярмарки, обмен специалистами и др. Все эти формы культурной диффузии могут распространяться в вертикальном и горизонталь­ном направлениях. Горизонтальная диффузия происходит между культурами нескольких этносов, социокультурных групп или от­дельными индивидами. Поэтому данное направление еще можно назвать межгрупповой диффузией. Примером диффузии подоб­ного рода может служить заимствование сотрудниками милиции жаргона, манер поведения и общения криминального мира в ре­зультате их частых контактов с преступниками.

Вертикальная диффузия культур развивается между культурами с неравным статусом, поэтому ее можно назвать стратификацион­ной культурной диффузией. Тип стратификационной диффузии можно проследить на примере одежды, которая зачастую символизирует статусные различия людей. В современном обществе она превраща­ется в канал диффузии культурных ценностей из одной социальной группы в другую. Финансовые возможности среднего класса сегодня позволяют ему покупать модную одежду, которую прежде носил толь­ко высший класс. Современные высококвалифицированные рабо­чие на Западе являются на работу в костюмах, которые раньше слу­жили отличительным символом высшего класса.

Современная миссия культурной диффузии свидетельствует, что она не утратила своего значения в культурной жизни народов, поскольку, как правило, имеет положительные социальные по­следствия для любого общества. Передача культурных ценностей от одного народа к другому, а также из одного социокультурного слоя в другие ведет одновременно к демократизации общества и просвещению населения. При этом сама культура становится бо­лее демократичной. 5.3. Изменения культуры в эпоху глобализации

Культурная диффузия как процесс стихийного и никем не кон­тролируемого заимствования культурных ценностей имеет как по­зитивные, так и негативные аспекты. С одной стороны, она позво­ляет народам больше общаться между собой и узнавать друг о дру­ге. Общение и познание способствуют сближению народов. С дру­гой стороны, чрезмерно активное общение и заимствование опасно потерей культурной самобытности. Распространение одинаковых культурных образцов по всему миру, открытость границ для куль­турного влияния и расширяющееся культурное общение заставля­ют говорить о процессе глобализации современной культуры

Глобализация культуры представляет собой процесс интегра­ции отдельных этнических культур в единую мировую культуру на| основе развития транспортных средств, экономических связей Hi средств коммуникации. В межкультурной коммуникации она выражается в расширении культурных контактов, заимствовании культурных ценностей и миграции людей из одной культуры в другую. В настоящее время процесс глобализации охватил самые разные сферы нашей жизни. Финансы, идеи и люди ныне мобильны, как никогда. Закономерно, что глобальные финансовые и товар­ные рынки, средства информации и миграционные потоки при­вели к бурному росту культурных обменов, которые выражаются в стремительно возрастающем количестве прямых контактов между государственными институтами, социальными группами и инди­видами различных стран и культур. В ходе этих контактов исчеза­ет множество традиционных форм жизни и способов мышления. Но одновременно процесс глобализации ведет к возникновению новых форм культуры и образов жизни. Благодаря широкой дос­тупности определенных товаров и идей локальные культуры ме­няются и вступают между собой в необычные комбинации. Гра­ницы между своими и чужими стираются. Эта смесь культур на­блюдается не только в жизни отдельных индивидов — она все более становится характерной чертой для целых обществ. Именно поэто­му Организация Объединенных Наций провозгласила 2001 год Го­дом диалога между культурами.

Новые формы культуры и идентичности непросто понять с точки зрения наших привычных представлений о том, что такое культура. Культурные различия между людьми обычно детерми­нированы их самобытными историческими корнями. Однако со­временный технический прогресс и глобальные политические, экономические и культурные изменения привели к тому, что наша планета оказалась пронизана густой сетью коммуникаций, озабо­чена общими глобальными проблемами выживания, а государства и народы, ее составляющие, несмотря на противоречия и корен­ные различия между ними, успешно находят способы и средства взаимопонимания, все более тяготеют к утверждению на планете единой глобальной культуры. Внутри этой формирующейся сис­темы уже устанавливаются различия, выявляется сходство, осоз­нается разнообразие мира, и поэтому становится чрезвычайно важ­ным уметь определять культурные особенности составляющих ее элементов, чтобы понять друг друга и добиться взаимного призна­ния. Глобальными становятся структуры и идеи, например идеа­лы красоты, права человека или организационные принципы. Однако их практическое оформление или претворение в жизнь могут существенно различаться в каждом конкретном случае.

С культурологической точки зрения, глобализация представ­ляет собой диалектический процесс. Интеграция и дифференциа­ция, конфликты и сотрудничество, универсализация и партикуля­ризация не исключают друг друга, а являются взаимно предпола­гающими тенденциями развития. В ходе глобализации некоторые идеи и структуры современной жизни действительно распростра­няются по всему миру. В то же время культурные особенности от­дельных народов на фоне глобальных процессов приобретают все более резкие очертания или вообще впервые осознаются как тако­вые. Глобализация — не автоматический процесс, который завер­шится бесконфликтным и идеальным миром. Она таит в себе как новые возможности, так и новые риски, последствия которых для нас могут быть более значимыми, чем во все предыдущие эпохи.

Историческая практика свидетельствует, что в самом процессе культурной глобализации изначально заложен определенный кон­фликтный потенциал, поскольку зачастую приходится пересматри­вать или отказываться от некоторых традиционных принципов и ценностей собственной культуры. Различные общества реагируют на чуждые изменения по-разному. Диапазон сопротивления про­цессу слияния культур достаточно широк — от пассивного неприя­тия ценностей других культур до активного противодействия их распространению и утверждению. В результате мы являемся свиде­телями многочисленных этнорелигиозных конфликтов, национа­листических настроений в политике, региональных фундаментали-стских движений. Это в большой степени относится к традицион­ным культурам Кавказа, к исламской культуре, архаичным культу­рам Африки, некоторых стран Латинской Америки и Азии.

Внутри глобальной культуры формируются и сосуществуют раз­личные позиции и точки зрения, и это не делает всех людей одина­ковыми. Глобализация не устраняет разнообразие способов жизни людей, она лишь создает новые формы, которые частично интегри­руют предшествующие. Процесс глобализации культуры реализу­ется в настоящее время в разных формах во всех областях челове­ческой деятельности: экономике, политике, науке, искусстве, спорте, туризме, личных контактах и т.д. Ни одна культура, социальная группа или этническая общность не остаются в стороне от этого процесса. При этом наиболее значимые изменения происходят в трех самых важных сферах человеческой жизнедеятельности:

• сфере новых технологий и информационных систем (систе­ме коммуникаций);

• области этнических отношений на планете;

• процессе развития мировой экономической системы. Современные технические достижения существенно расширили межкультурные контакты благодаря созданию новых транспорт­ных средств и новых форм коммуникации. Резко возросла под­вижность людей: сверхзвуковые самолеты могут доставить сегод­ня человека в любую точку планеты за считанные часы. Результа­том этого стала доступность непосредственных контактов с куль­турами, которые ранее казались загадочными и странными. При прямом контакте с ними различия осознаются не только в одеж­де, пищевом рационе, кухонной утвари, но и в восприятии време­ни и пространства, в отношении к женщинам и старикам, в спо­собах и средствах ведения дел и т.д.

Однако особенно важную роль в развитии культурного взаи­модействия сыграли новые средства массовой коммуникации. Космические спутники позволили людям получать информацию из всех регионов мира. О значении этой формы коммуникации убедительно свидетельствуют такие данные: в наши дни в мире насчитывается 1,2 млрд телевизоров и 180 млн персональных ком­пьютеров. Сегодня интенсивно создается мировая телевизионная система АВС с круглосуточным вещанием, передачи которой бу­дут первоначально принимать телезрители в 90 странах мира.

В свою очередь развитие спутниковой связи привело к созда­нию системы Интернет, которая в настоящее время является са­мой быстроразвивающейся системой коммуникации. Так, за пос­ледние два года масштабы распространения Интернет увеличи­лись в три раза, а пользователи этой системы находятся более чем в 100 странах мира.

Кроме того, необходимой и жизненно важной детерминантой глобальных изменений культуры стал этнический фактор, который нашел свое выражение в быстром росте численности населения планеты. Динамика этого процесса имела следующую статистику: в 1965 г. в мире насчитывалось 3,3 млрд людей, к 1995 г. население увеличилось до 5,7 млрд человек, а в октябре 1999 г. общая числен­ность народонаселения нашей планеты превысила 6 млрд чело­век. Эти цифры означают, что в последние годы прирост населе­ния составлял в среднем 100 млн человек в год. В свою очередь, в масштабе всей планеты это также означает, что ее население уве­личивается на 3 человека в секунду, на 10 600 человек в час и на 254 000 в день. Современные темпы роста народонаселения вле­кут за собой обострение целого ряда глобальных проблем суще­ствования всего человечества. Сегодня около 1 млрд человек в мире не получают полноценного питания, а недостаток пищи со­ответственно настраивает одну нацию против другой. Появляю­щиеся ежегодно 100 млн человек в соответствующей пропорции обостряют нехватку ресурсов и могут стать причиной борьбы за обладание ими для сохранения своей жизни. Для многих стран и народов все острее становится проблема чистой питьевой воды, которая через пятьдесят лет станет самым ценным природным ресурсом. Уже сегодня начинает ощущаться нехватка рыбы в Ми­ровом океане и т.д. Все усиливающееся обострение этих проблем требует предотвратить надвигающиеся конфликты и вынуждает все народы к взаимопониманию и сотрудничеству.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *