Что препятствует культурной диффузии
Культурная диффузия
Культурная диффузия это взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении. Культурное соприкосновение в социологии называется культурным контактом. Он может не оставить никакого следа в обеих культурах, а может закончиться равным и сильным влиянием их друг на друга либо не менее сильным, но односторонним влиянием. Проникновение американской культуры на европейский континент во второй половине XX века оказалось столь мощным, что породило особый феномен, названный «вестернизацией«. В свою очередь и американская культура, давшая миру огромное число открытий и изобретений, раньше формировалась благодаря целенаправленным заимствованиям, стихийным проникновениям. Специалисты считают, что третий способ независимые изобретения встречается в истории гораздо реже двух первых.
Диффузия обозначает стихийное взаимопроникновение и обогащение культур. Каналами диффузии служат миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами и др. Китайский повар, плававший с великим путешественником Марко Поло, принес рецепт спагетти в Италию, а столетие спустя итальянские иммигранты завезли его в Америку. Миссионеры принесли в развивающиеся страны не только новый религиозный кодекс, но также новые обычаи в поведении, одежде, гигиене, школьном обучении.
Культурная диффузия может происходить не только между странами и народами, но также между группами (полицейскими и преступниками) и классами, например между высшим и низшим. Межгрупповая диффузия давно отмечается криминалистами, которые заявляют, что разговорный язык, манера поведения и общения милиционеров в СССР, а сейчас и в России стала походить на стилевые особенности преступной субкультуры. Жестокость обращения милиционеров, долгое время сталкивавшихся с преступниками, перенята в значительной мере у них. В профессиональный лексикон блюстителей порядка вклиниваются элементы криминального сленга. Стратификационная диффузия1) выражается в двустороннем процессе:
* средний и низший класса перенимают у высшего класса элементы высокой моды, престижного потребления, литературный язык и др.,
* высший класс перенимает у нижестоящих страт формы более раскрепощенного поведения, упрощенной манеры одеваться.
Врезка
Моррис Д.
Одежда и статус
Одежда — такой же социальный символ, как речь и поведение. У нее три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение. В различные эпохи правила приличия не совпадали, но главный принцип оставался неизменным: чем более пуританским являлось общество, тем тщательнее пряталось тело.
В арабских странах одеяние женщин скрывало не только тело, но и его очертания. Когда-то в Англии считалось непристойным произносить даже слово «нога», а ножки рояля закрывали чехлами.
Демонстрационная функция запрещает мужчинам появляться в дорогих ресторанах без галстука. Почему? Галстук — показатель определенного социального статуса. Он выступает не как средство что-то скрыть или создать комфорт, а как знак, определяющий принадлежность его владельца той или иной социальной группе. В прошлом демонстрационная функция одежды регламентировалась очень жестко. В Англии XIV века костюм определялся не вкусом или стилем, а законом. Парламент принимал правила, регулировавшие одеяние для каждого социального слоя. Если человек надевал костюм, который полагался людям, стоящим выше на социальной лестнице, он подвергался штрафу. Похожие правила существовали и в американских колониях, где женщине запрещалось носить шелковый шарф, если ее муж «стоил» меньше тысячи долларов. Майор не имеет права носить форму полковника.
Однако люди постоянно стремились завысить свое положение в обществе, надевая «не свой» костюм. А наказывали их, по сути, не за костюм, а за попытку с его помощью завысить свой статус.
В XVIII веке демонстрацией высокого положения стал спорт. Так, при верховой езде английские сельские джентльмены для удобства надевали фраки и цилиндры — именно это одеяние позже стало ассоциироваться с досугом и возможностью не работать, постепенно «джентльменский» спортивный костюм превратился в повседневную одежду высшего света, а затем, изменившись, стал обычным костюмом большей части общества.
Для дорогостоящих развлечений — ружейной охоты, рыбалки и гольфа — использовались клетчатый костюм и котелок. Вначале подобная одежда считалась неофициальной, но затем она вытеснила черный фрак, оставив ему место в свадебных церемониях и официальных торжествах. И, по сути, все современные деловые люди носят варианты костюмов, ранее являвшихся спортивными.
В последние годы на Западе наметилась обратная тенденция. Демократическое общество все более неприязненно относится к привилегиям, и это заставляет представителей высшего класса демонстрировать свой статус как-то иначе. Стало немодным подчеркивать принадлежность к элите. На смену «клубному» пиджаку яхтсмена пришла одежда, заимствованная у представителей общественных «низов», — она позволяет показать, что в груди у богатых и знаменитых людей бьется сердце «простых парней».
Источник: Моррис Д. Одежда и социология // Ровесник. 90. N7.С.12-13.
Одежда, символизирующая статусные различия людей, в современном обществе превращается в сферу пересечения классов и сословий, в канал диффузии культурных ценностей из одной страты в другую. Среднему классу сегодня по карману купить модную одежду, которую прежде носил только высший. Высококвалифицированные рабочие, например, техники по ремонту телеаппаратуры, являются на работу в костюмах и галстуках, которые прежде служили отличительным символом высшего, а затем среднего класса. Знаменитое японское татами вначале появилось высших слоев знати, затем перешло к самурайству, и лишь позднее — в XIX в. — к крестьянству, став наконец общенациональной нормой. В XX в. то же самое произошло с европейской пищей, одеждой и жилищем.
В традиционном обществе существовала ярко выраженная символическая поляризация населения: представителям низших классов запрещалось носить ту же одежду, что и высшему. Сегодня культурологи отмечают, что эталоном стиля и образа жизни для высшего и низшего классов становится средний класс. Пирамида как бы сплющиваются к середине, полюса притягиваются тем, что является общим им всем.
Таким образом, стратификационная диффузия распространяется не только снизу вверх или сверху вниз, но также в двух направлениях, действуя циклически и возвращаясь, в модифицированном виде, в исходную точку по схеме «подъем-спуск-подъем» и наоборот. Такое перемещение называют еще культурной ротацией.
КУЛЬТУРНАЯ ДИФФУЗИЯ
Культурная диффузия — взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении; пространственное распространение культурных достижений из одной страны в другую.
Понятие «диффузия», заимствованное из физики, означает «разлитие», «растекание», «проникновение». В изучении культур оно обозначает распространение культурных явлений через контакты между народами — торговлю, переселение, завоевание. В археологии, имеющей дело с материальными артефактами, диффузия — это процесс, результатом которого было распространение идей, технических приемов, человеческих сообществ, одомашненных растений и животных. Этот процесс мог иметь форму торговли на небольшие расстояния, контактов, постепенного перемещения населения (такие мнения существуют относительно передвижений ранних земледельцев из Передней Азии в Европу), но мог быть и очень быстрым — так растения Нового Света, подобные табаку и картофелю, в течение нескольких столетий после Колумба распространились по всему миру.
Специалисты различают три основных варианта диффузионизма: а) ин-вайзионизм (от англ. invasion — вторжение), считающий успехи в развитии собственной культуры исключительно или преимущественно результатом чужеземного вторжения диких племен, военных завоеваний или мирных миграций, принесших с собой более высокий уровень культуры и техники; б) теории культурного центра, изображающие распространение культуры в виде последовательных волн рассеяния норм и ценностей передовой культуры, зародившихся в центре, по периферии.
13 Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989. С. 120—121.
Диффузионизм как теоретическое направление в изучении культур По явился в конце XIX в. Представители этого направления считают главны содержанием исторического процесса контакт, столкновение, заимствовя ния и перенос культур. Диффузионизм был распространен в скандинавски странах в виде историко-географического направления, в Германии — уц* ния о «культурных кругах» (культурно-историческая школа), в США э/ направление существовало под названием «age-and-area» (возраст/время и пространство). Основателем диффузионизма был немецкий исследоватепк Ф. Ратцель. В его работах сформулированы основные положения диффузионизма как направления в изучении культур: акцент на взаимовлияние культур; их изменения путем заимствования; идея о некоем одном или нескольких центрах, из которых началось развитие человечества. Основной объект исследования — предметы материальной культуры (этнографические предметы), образующие некоторую целостность в пространстве и времени (культурный круг).
14 Culture: The Diffusion Controversy. N.Y., 1927; Smith E.G. The Migrations of Early Culture. Manchester,
1929; Voget F. W. A History of Ethnology. N.Y., 1975.
15 См.: Воронцова Л.П. Диффузионизм // Культурология. XX век: Словарь. СПб., 1997. С. 176-177.
16 Frobenius L. Der Ursprung der afrikanischen Kulturen. Berlin, 1898.
|
17 Бюттнер Т. Лео Фробениус — исследователь Африки: достижения и заблуждения//Изучение ис
тории Африки. Проблемы и достижения. М., 1985.
18 См.: Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.
19 Делич Ф. Библия и Вавилон. Апологетический очерк. СПб., 1912; Винклер Г. Вавилонская культура
в ее отношении к культурному развитию человечества. М., 1913.
вилонскую. В конечном итоге тезис диффузионистов о том, что культур» распространяется главным образом путем заимствований, исключал созда ние обобщающей генетической теории культуры. Понятие эволюции, а тек. более прогресса, у диффузионистов напрочь исчезло. Совершенно исчезло и понятие общества. Если существование общества и признавалось, то он0 рассматривалось как производное от культуры или как один из ее аспектов Согласно этому подходу, вся история человечества сводилась к явлениям контакта, столкновения, заимствования, переноса культур. Новые культуры возникают в результате соприкосновения, взаимодействия и смешения культур, а не их эволюции.
Культурное соприкосновение называется культурным контактом. Он может не оставить никакого следа в обеих культурах, а может закончиться равным и сильным влиянием их друг на друга либо не менее сильным, но односторонним. Проникновение американской культуры на европейский континент во второй половине XX в. оказалось столь мощным, что породило особый феномен, названный вестернизацией. В свою очередь и американская культура, давшая миру огромное число открытий и изобретений, раньше формировалась благодаря целенаправленным заимствованиям, стихийным проникновениям. Специалисты считают, что третий способ — независимые изобретения _ встречается в истории гораздо реже двух первых.
Культурная диффузия — двусторонний процесс: высокая культура проникает из высших страт в низшие, массовая культура распространяется в обратном направлении
|
Каналами диффузиислужат миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами и др. Китайский повар, плававший с великим путешественником Марко Поло, принес рецепт спагетти в Италию, а столетие спустя итальянские иммигранты завезли его в Америку. Миссионеры принесли в развивающиеся страны не только новый религиозный кодекс, но также новые обычаи в поведении, одежде, гигиене, школьном обучении. Однако культурные ценности и идеи могут распространяться и без помощи людей. Они остаются на своих местах, а их мысли путешествуют по миру, найдя себе подходящее транспортное средство, например, Интернет. Исследователи давно уже обратили внимание на то, что некоторые явления культуры совершенно не обязательно должны возникать в данном обществе в результате его эволюции, они вполне могли быть заимствованы, восприняты им извне. Распространение культуры есть особая форма движения, отличная от миграций обществ и людей и никак не сводимая к этим процессам.
Таким образом, каналом стихийного распространения культуры служат не только люди, но также язык, книгопечатание, радио, телевидение, Интернет. В средневековой Европе греческий и латинский языки служили международным средством общения. Латинский язык во многих европейских государствах был языком литературы, науки, официальных бумаг и религии (католицизма). Научные сочинения вплоть до XVIII в. часто писались именно на латыни. Латинский преподавался как обязательный предмет в школах, на латыни читались лекции в университетах, велось богослужение в католических храмах, создавались литературные произведения, и, конечно же, латинский язык оказал на английский громадное влияние.
Распространение, или диффузия культурных инноваций по своему вектору принимает два направления — горизонтальное и вертикальное. Горизонтальное распространениенаблюдается между несколькими этносами, равными по статусу группами или индивидами, поэтому его еще можно называть межгрупповой культурной диффузией. Вертикальное распространениеэлементов культуры происходит между субъектами с неравным статусом, поэтому его можно именовать также стратификационной культурной диффузией. Скажем, заимствование милиционерами лексических формул из воровского жаргона
20 Hess В.В., Markson E.W., Stein P.J. Sociology. N.Y., 1991. P. 481.
пцди w-iFnaiD lupnjuHiajibHbiM распространением, а заимствование арист0
ратией элементов простонародного говора — вертикальным. * v
Врезка
Д. Моррис Одежда и статус
Одежда — такой же социальный символ, как речь и поведение. У нее три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение. В различные эпохи правила приличия не совпадали, но главный принцип оставался неизменным: чем более пуританским являлось общество, тем тщательнее пряталось тело.
В арабских странах одеяние женщин скрывало не только тело, но и его очертания. Когда-то в Англии считалось непристойным произносить даже слово «нога», а ножки рояля закрывали чехлами. Демонстрационная функция запрещает мужчинам появляться в дорогих ресторанах без галстука. Почему? Галстук — показатель определенного социального статуса. Он выступает не как средство что-то скрыть или создать комфорт, а как знак, определяющий принадлежность его владельца к той или иной социальной группе. В прошлом демонстрационная функция одежды регламентировалась очень жестко. В Англии XIV в. костюм определялся не вкусом или стилем, а законом. Парламент принимал правила, регулировавшие одеяние для каждого социального слоя. Если человек надевал костюм, который полагался людям, стоящим выше на социальной лестнице, он подвергался штрафу. Похожие правила существовали и в американских колониях, где женщине запрещалось носить шелковый шарф, если ее муж «стоил» меньше тысячи долларов. Майор не имеет права носить форму полковника. Однако люди постоянно стремились завысить свое положение в обществе, надевая «не свой» костюм. А наказывали их, по сути, не за костюм, а за попытку с его помощью завысить свой статус. В XVIII в. демонстрацией высокого положения стал спорт. Так, при верховой езде английские сельские
джентльмены для удобства надевали фраки и цилиндры — именно это одеяние позже стало ассоциироваться с досугом и возможностью не работать, постепенно «джентльменский» спортивный костюм превратился в повседневную одежду высшего света, а затем, изменившись, стал обычным костюмом большей части общества. Для дорогостоящих развлечений — ружейной охоты, рыбалки и гольфа — использовались клет-
чатый костюм и котелок. Вначале подобная одежда считалась неофициальной, но затем она вытеснила черный фрак, оставив ему место в свадебных церемониях и официальных торжествах. И, по сути, все современные деловые люди носят варианты костюмов, ранее являвшихся спортивными.
В последние годы на Западе наметилась обратная тенденция. Демократическое общество все более неприязненно относится к привилегиям, и это заставляет представителей высшего класса демонстрировать свой статус как-то иначе. Стало немодным подчеркивать принадлежность к элите. На смену «клубному» пиджаку яхтсмена пришла одежда, заимствованная у представителей общественных «низов» — она позволяет показать, что в груди у богатых и знаменитых людей бьется сердце «простых парней». Источник: Моррис Д. Одежда и социология // Ровесник. 1990. № 7 С. 12-13
21 Kando Th.M. Leasure and popular culture in transition. St. Louis, 1980. P. 70.
♦ средний и низший классы перенимают у высшего класса элементы высокой моды, престижного потребления, литературный язык и др.;
♦ высший класс перенимает у нижестоящих страт формы более раскрепощенного поведения, упрощенной манеры одеваться.
Одежда, символизирующая статусные различия людей, в современном обществе превращается в сферу пересечения классов и сословий, в канал диффузии культурных ценностей из одной страты в другую. Среднему классу сегодня по карману купить модную одежду, которую прежде носил только высший. Высококвалифицированные рабочие, например, техники по ремонту телеаппаратуры, являются на работу в костюмах и галстуках, которые прежде служили отличительным символом высшего, а затем среднего класса. Знаменитое японское татами вначале появилось у высших слоев знати, затем перешло к самураям, и лишь позднее — в XIX в. — к крестьянству, став общенациональной нормой. В XX в. то же самое произошло с европейской пищей, одеждой и жилищем.
В традиционном обществе существовала ярко выраженная символическая поляризация населения: представителям низших классов запрещалось носить ту же одежду, что и высшему. Сегодня культурологи отмечают, что эталоном стиля и образа жизни для высшего и низшего классов становится средний класс. Пирамида как бы сплющивается к середине, полюса притягиваются тем, что является общим им всем.
Таким образом, стратификационная диффузия распространяется не только снизу вверх или сверху вниз, но также в двух направлениях, действуя циклически и возвращаясь, в модифицированном виде, в исходную точку по схеме «подъем-спуск-подъем», и наоборот. Такое перемещение называют еще культурной ротацией.
22 Kando Th.M. Leasure and popular culture in transition. St. Louis, 1980. P. 84.
23 Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989. С. 176.
Культурная диффузия несет обществу как позитивные, так и негативны сдвиги. Проникновение высокой культуры в средние и особенно низщи страты, с одной стороны, означает ее демократизацию и просвещение ца селения, а с другой — ее примитивизацию, граничащую с опошлением Культура действительно становится все более демократичной и проникает в широкие массы, однако это справедливо только для одной ее части, а имен, но активного досуга и занятий спортом, но несправедливо для высокой культуры. Ею по-прежнему занимаются преимущественно те, кто находится в верхней половине социальной пирамиды.
Культурная диффузия и ее современные контексты
В качестве отдельного источника культурной динамики следует выделитькультурную диффузию — взаимное проникновение отдельных явлений культуры или целых ее комплексов из одно и культуры в другую при их взаимодействии. Культурное взаимодействие — это культурный контакт, который может пройти бесследно, а может закончиться сильным влиянием взаимодействующих культур друг на друга либо односторонним влиянием. По своей сути диффузия означает «заимствование» каких-либо достижений одной культуры у другой.
По сравнению с другими видами культурных изменений диффузионные процессы являются исторически ранними. Это одна из наиболее естественных форм существования и развития культуры, отражающая неравномерность природных и исторических
условий и возможностей отдельных народов. Благодаря этим процессам происходит проникновение и распространение необходимых культурных новаций среди тех народов и культур, где эти новации по объективным причинам сами появиться не могут. Даже в регионе обитания одного народа, как правило, полезные новации не создаются параллельно и одновременно, они обычно возникают в каком-то одном месте, а затем быстро распространяются по всей близлежащей территории и зачастую заимствуются всеми соседями. Это и есть диффузия культуры в ее реальном проявлении. Таким образом сложилось цивилизационное единообразие Западной Европы.
Каналами культурной диффузии служат миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, ярмарки, обмен специалистами и др. Все эти формы культурной диффузии могут распространяться в вертикальном и горизонтальном направлениях. Горизонтальная диффузия происходит между культурами нескольких этносов, социокультурных групп или отдельными индивидами. Поэтому данное направление еще можно назвать межгрупповой диффузией. Примером диффузии подобного рода может служить заимствование сотрудниками милиции жаргона, манер поведения и общения криминального мира в результате их частых контактов с преступниками.
Вертикальная диффузия культур развивается между культурами с неравным статусом, поэтому ее можно назвать стратификационной культурной диффузией. Тип стратификационной диффузии можно проследить на примере одежды, которая зачастую символизирует статусные различия людей. В современном обществе она превращается в канал диффузии культурных ценностей из одной социальной группы в другую. Финансовые возможности среднего класса сегодня позволяют ему покупать модную одежду, которую прежде носил только высший класс. Современные высококвалифицированные рабочие на Западе являются на работу в костюмах, которые раньше служили отличительным символом высшего класса.
Современная миссия культурной диффузии свидетельствует, что она не утратила своего значения в культурной жизни народов, поскольку, как правило, имеет положительные социальные последствия для любого общества. Передача культурных ценностей от одного народа к другому, а также из одного социокультурного слоя в другие ведет одновременно к демократизации общества и просвещению населения. При этом сама культура становится более демократичной. 5.3. Изменения культуры в эпоху глобализации
Культурная диффузия как процесс стихийного и никем не контролируемого заимствования культурных ценностей имеет как позитивные, так и негативные аспекты. С одной стороны, она позволяет народам больше общаться между собой и узнавать друг о друге. Общение и познание способствуют сближению народов. С другой стороны, чрезмерно активное общение и заимствование опасно потерей культурной самобытности. Распространение одинаковых культурных образцов по всему миру, открытость границ для культурного влияния и расширяющееся культурное общение заставляют говорить о процессе глобализации современной культуры
Глобализация культуры представляет собой процесс интеграции отдельных этнических культур в единую мировую культуру на| основе развития транспортных средств, экономических связей Hi средств коммуникации. В межкультурной коммуникации она выражается в расширении культурных контактов, заимствовании культурных ценностей и миграции людей из одной культуры в другую. В настоящее время процесс глобализации охватил самые разные сферы нашей жизни. Финансы, идеи и люди ныне мобильны, как никогда. Закономерно, что глобальные финансовые и товарные рынки, средства информации и миграционные потоки привели к бурному росту культурных обменов, которые выражаются в стремительно возрастающем количестве прямых контактов между государственными институтами, социальными группами и индивидами различных стран и культур. В ходе этих контактов исчезает множество традиционных форм жизни и способов мышления. Но одновременно процесс глобализации ведет к возникновению новых форм культуры и образов жизни. Благодаря широкой доступности определенных товаров и идей локальные культуры меняются и вступают между собой в необычные комбинации. Границы между своими и чужими стираются. Эта смесь культур наблюдается не только в жизни отдельных индивидов — она все более становится характерной чертой для целых обществ. Именно поэтому Организация Объединенных Наций провозгласила 2001 год Годом диалога между культурами.
Новые формы культуры и идентичности непросто понять с точки зрения наших привычных представлений о том, что такое культура. Культурные различия между людьми обычно детерминированы их самобытными историческими корнями. Однако современный технический прогресс и глобальные политические, экономические и культурные изменения привели к тому, что наша планета оказалась пронизана густой сетью коммуникаций, озабочена общими глобальными проблемами выживания, а государства и народы, ее составляющие, несмотря на противоречия и коренные различия между ними, успешно находят способы и средства взаимопонимания, все более тяготеют к утверждению на планете единой глобальной культуры. Внутри этой формирующейся системы уже устанавливаются различия, выявляется сходство, осознается разнообразие мира, и поэтому становится чрезвычайно важным уметь определять культурные особенности составляющих ее элементов, чтобы понять друг друга и добиться взаимного признания. Глобальными становятся структуры и идеи, например идеалы красоты, права человека или организационные принципы. Однако их практическое оформление или претворение в жизнь могут существенно различаться в каждом конкретном случае.
С культурологической точки зрения, глобализация представляет собой диалектический процесс. Интеграция и дифференциация, конфликты и сотрудничество, универсализация и партикуляризация не исключают друг друга, а являются взаимно предполагающими тенденциями развития. В ходе глобализации некоторые идеи и структуры современной жизни действительно распространяются по всему миру. В то же время культурные особенности отдельных народов на фоне глобальных процессов приобретают все более резкие очертания или вообще впервые осознаются как таковые. Глобализация — не автоматический процесс, который завершится бесконфликтным и идеальным миром. Она таит в себе как новые возможности, так и новые риски, последствия которых для нас могут быть более значимыми, чем во все предыдущие эпохи.
Историческая практика свидетельствует, что в самом процессе культурной глобализации изначально заложен определенный конфликтный потенциал, поскольку зачастую приходится пересматривать или отказываться от некоторых традиционных принципов и ценностей собственной культуры. Различные общества реагируют на чуждые изменения по-разному. Диапазон сопротивления процессу слияния культур достаточно широк — от пассивного неприятия ценностей других культур до активного противодействия их распространению и утверждению. В результате мы являемся свидетелями многочисленных этнорелигиозных конфликтов, националистических настроений в политике, региональных фундаментали-стских движений. Это в большой степени относится к традиционным культурам Кавказа, к исламской культуре, архаичным культурам Африки, некоторых стран Латинской Америки и Азии.
Внутри глобальной культуры формируются и сосуществуют различные позиции и точки зрения, и это не делает всех людей одинаковыми. Глобализация не устраняет разнообразие способов жизни людей, она лишь создает новые формы, которые частично интегрируют предшествующие. Процесс глобализации культуры реализуется в настоящее время в разных формах во всех областях человеческой деятельности: экономике, политике, науке, искусстве, спорте, туризме, личных контактах и т.д. Ни одна культура, социальная группа или этническая общность не остаются в стороне от этого процесса. При этом наиболее значимые изменения происходят в трех самых важных сферах человеческой жизнедеятельности:
• сфере новых технологий и информационных систем (системе коммуникаций);
• области этнических отношений на планете;
• процессе развития мировой экономической системы. Современные технические достижения существенно расширили межкультурные контакты благодаря созданию новых транспортных средств и новых форм коммуникации. Резко возросла подвижность людей: сверхзвуковые самолеты могут доставить сегодня человека в любую точку планеты за считанные часы. Результатом этого стала доступность непосредственных контактов с культурами, которые ранее казались загадочными и странными. При прямом контакте с ними различия осознаются не только в одежде, пищевом рационе, кухонной утвари, но и в восприятии времени и пространства, в отношении к женщинам и старикам, в способах и средствах ведения дел и т.д.
Однако особенно важную роль в развитии культурного взаимодействия сыграли новые средства массовой коммуникации. Космические спутники позволили людям получать информацию из всех регионов мира. О значении этой формы коммуникации убедительно свидетельствуют такие данные: в наши дни в мире насчитывается 1,2 млрд телевизоров и 180 млн персональных компьютеров. Сегодня интенсивно создается мировая телевизионная система АВС с круглосуточным вещанием, передачи которой будут первоначально принимать телезрители в 90 странах мира.
В свою очередь развитие спутниковой связи привело к созданию системы Интернет, которая в настоящее время является самой быстроразвивающейся системой коммуникации. Так, за последние два года масштабы распространения Интернет увеличились в три раза, а пользователи этой системы находятся более чем в 100 странах мира.
Кроме того, необходимой и жизненно важной детерминантой глобальных изменений культуры стал этнический фактор, который нашел свое выражение в быстром росте численности населения планеты. Динамика этого процесса имела следующую статистику: в 1965 г. в мире насчитывалось 3,3 млрд людей, к 1995 г. население увеличилось до 5,7 млрд человек, а в октябре 1999 г. общая численность народонаселения нашей планеты превысила 6 млрд человек. Эти цифры означают, что в последние годы прирост населения составлял в среднем 100 млн человек в год. В свою очередь, в масштабе всей планеты это также означает, что ее население увеличивается на 3 человека в секунду, на 10 600 человек в час и на 254 000 в день. Современные темпы роста народонаселения влекут за собой обострение целого ряда глобальных проблем существования всего человечества. Сегодня около 1 млрд человек в мире не получают полноценного питания, а недостаток пищи соответственно настраивает одну нацию против другой. Появляющиеся ежегодно 100 млн человек в соответствующей пропорции обостряют нехватку ресурсов и могут стать причиной борьбы за обладание ими для сохранения своей жизни. Для многих стран и народов все острее становится проблема чистой питьевой воды, которая через пятьдесят лет станет самым ценным природным ресурсом. Уже сегодня начинает ощущаться нехватка рыбы в Мировом океане и т.д. Все усиливающееся обострение этих проблем требует предотвратить надвигающиеся конфликты и вынуждает все народы к взаимопониманию и сотрудничеству.