Что применяется людьми для построения речи

Основные правила ораторского искусства

Что применяется людьми для построения речи. Смотреть фото Что применяется людьми для построения речи. Смотреть картинку Что применяется людьми для построения речи. Картинка про Что применяется людьми для построения речи. Фото Что применяется людьми для построения речи

Редкий начинающий оратор уделяет достаточно внимания правилам ораторского мастерства, построения речи и ее структуре. А ведь ораторская речь способна повлиять на поведение слушателя. Только контролируя множество самых разных вещей (голос, жесты, взгляды, отсутствие слов-паразитов), можно в достаточной степени овладеть ораторским искусством. Без этого довольно сложно привлекать и постоянно удерживать внимание аудитории, воздействуя на ее эмоции.

Проблема в том, что неопытный оратор сбивается с правильной последовательностью изложения, нарушая, таким образом, структуру выступления, а значит, рассчитывать на ожидаемый эффект от выступления ему не приходится.

Важно! Даже школьное сочинение, которое приходилось писать каждому, содержало вступление, основную часть и заключение. Так нас всех учили в школе.

По законам композиции построено и ораторское выступление, чтобы его можно было назвать убедительным, и оно оказывало влияние на аудиторию.

Потребности выступающего изменить поведение слушателя могут быть связаны с необходимостью убедить голосовать за конкретного депутата, склонить к определенному решению в коммерческих целях, побудить к конкретным действиям.

Умение убеждать дорогого стоит. Не зря оно так ценится обществом, и ценным было у наших далеких предков. А если речь идет о профессионале в политике, общественной деятельности, роль воздействующего ораторского выступления еще более возрастает. Есть даже целое учение, которое названо «риторикой» (иногда употребляются: оратория, красноречие).

Важно! Даже обычное обучение языку заключается в том, чтобы каждого члена общества научить облекать всякую информацию в определенную речевую форму.

Структура и правила построения речи оратора

Итак, сначала обобщим сказанное. Ораторская речь – воздействующее, убеждающее выступление профессионала (оратора), обращенное к группе слушателей, произносимое и имеющее целью изменить взгляды, настроение, поведение аудитории, даже ее убеждения. Правила построения ораторской речи продиктованы, как раз, необходимостью полного достижения целей, стоящих перед выступлением.

Всякий, кому предстоит выступить перед аудиторией, заинтересован в том, чтобы речь его была уверенной и весомой, чтобы внимание и расположение аудитории было завоевано непременно. Поможет в этом знание правил ораторского искусства.

Что применяется людьми для построения речи. Смотреть фото Что применяется людьми для построения речи. Смотреть картинку Что применяется людьми для построения речи. Картинка про Что применяется людьми для построения речи. Фото Что применяется людьми для построения речи

Логические законы построения выступления

Логические законы, их несколько, и учитывать их необходимо:

Логика в любом выступлении – всего лишь составная часть целой системы приемов – возможно, вы слышали о ней, как о системе аргументации. А она, в свою очередь, в себя включает:

Выразительность речи

Хорошая, воздействующая на умы и сердца слушателей речь, должна выдерживаться в конкретной стилевой манере от начала и до самого конца.

Так текст становится цельным и целым. Но, чтобы определиться, где и как именно требуется увеличить или замедлить темп, может быть, переставить слова (а это делает выступление выразительным и нескучным), отрезки текста, написанные в ходе подготовки, следует непременно прочитывать вслух или проговаривать «про себя».

Важно! Знания одних только правил ораторской речи недостаточно.

Увеличить выразительность речи и ее воздействующую силу можно, используя всевозможные изобразительно-выразительные средства:

Что применяется людьми для построения речи. Смотреть фото Что применяется людьми для построения речи. Смотреть картинку Что применяется людьми для построения речи. Картинка про Что применяется людьми для построения речи. Фото Что применяется людьми для построения речи

Полезные советы опытных ораторов

Не желаете учиться на своих же ошибках, – совсем не будет лишним помнить рекомендации знающих людей, когда идет работа над ораторской речью. Основные правила построения ораторской речи, вкупе с нижеперечисленными полезными советами, помогут сделать речь живой, убедительной, интересной и содержательной.

Очевидно, что в ходе подготовки к встрече с аудиторией оратор должен позаботиться, чтобы тема, которую он собирается поднять, была тщательно и содержательно проработана, хорошо обеспечена информационно. Мало того, ему придется сначала заинтересовать своего слушателя, а потом постоянно поддерживать установленный контакт с аудиторией. И без знания основных правил ораторского искусства тут не обойтись.

Говорящему недопустимо нарушить нормы этики, принятые для разговорного поведения в данном конкретном коллективе. Но ничто не мешает ему использовать в своем обращении к слушателю любые средства выражения, чтобы усилить влияние на слушателей, гораздо точнее и ярче выразить свою мысль и собственное отношение к обсуждаемой проблеме.

В единое ритмико-интонационное целое любого выступления рекомендуется вносить разнообразие. Иначе речь ваша рискует стать монотонной, а поддерживать внимание слушателей таким «усыпляющим» говором очень сложно.

Источник

Правила построения речи – основа успешного публичного выступления

9 июня 2016 Автор: Юлия Сулаева

Что применяется людьми для построения речи. Смотреть фото Что применяется людьми для построения речи. Смотреть картинку Что применяется людьми для построения речи. Картинка про Что применяется людьми для построения речи. Фото Что применяется людьми для построения речиМало кто из начинающих ораторов обращает внимание на правила построения речи, на ее структуру. Это и понятно, ведь осваивая ораторское искусство необходимо одновременно следить за множеством вещей – голосом, жестами, взглядом, отсутствием слов-паразитов. При этом нужно привлекать и удерживать внимание аудитории, приводить аргументы и факты, воздействовать на эмоции и т.п. За всем этим многие упускают правильную последовательность изложения, забывают о структуре речи. А это очень сильно ослабляет эффект от выступления, ведь каждая из частей решает определенные задачи.

Давайте вспомним, как мы писали сочинения в школе. Там были вступление, основная часть и заключение. Да и вообще, многое в нашей жизни построено по законам подобной композиции. Вспомните обед в хорошем ресторане: сначала нам приносят салат или легкую закуску, затем основное блюдо, ну а напоследок десерт.

Чтобы ораторское выступление было убедительным и влияющим на аудиторию, его также необходимо строить по законам композиции.

Структура и правила построения речи

Вступление

Итак, успешное выступление начинается со вступления. Во вступлении мы создаем контакт и цепляем внимание аудитории. Не спешите начинать речь чем-то типа: «Здравствуйте. Меня зовут Иван Петрович. Я пришел рассказать вам о новом проекте. Наш проект – это …». Этого категорически недостаточно, ведь вы не расположили аудиторию, не создали отношения и не пробудили интерес к тому, что собираетесь рассказать. Уделите этому достаточно внимания, и вы получите гораздо более благосклонных слушателей.

Поздоровайтесь, представьтесь, сделайте аудитории какой-нибудь подходящий комплимент. Комплимент должен быть искренним, ведь всегда можно найти то, за что похвалить слушателей.

Если аудитория вас не знает и доверие еще не создано, необходимо его создать до того, как начать излагать суть. Как это сделать быстро? Вы знаете ответ на этот вопрос, наверняка вы делали это неоднократно, но неосознанно. Представьте, что едете в поезде и вдруг выяснилось, что вы с попутчиками придерживаетесь одинаковых взглядов по какому-либо интересующему вас вопросу. Вы болеете за одну и ту же футбольную команду, любите один и тот же сериал, учились в одном институте или что-то другое. То есть у вас есть что-то общее, важное для обоих. Доверие возникает спонтанно, и вы, выходя из купе, просите малознакомого человека присмотреть за вашими вещами. То же самое и в выступлении – поговорите о чем-то, что объединяет вас и слушателей. Для этого при подготовке к выступлению вам нужно поразмыслить о том, перед кем вы будете выступать, и о том, что вас объединяет.

Далее, делая анонс того, о чем вы собираетесь говорить, используйте один из способов привлечения внимания аудитории. Это может быть прогноз, интрига, уход от привычного, ссылка на авторитет, юмор или другой подходящий случаю прием.

Основная часть

В основной части вы собственно и излагаете свои аргументы, приводите доводы, подтверждая их фактами и цифрами. Не забываете и про эмоциональную составляющую речи – примеры, истории, сравнения, метафоры и т.п.

Заключение

Это небольшая, но очень важная часть выступления. В ней нужно подвести резюме сказанному и сделать выводы. Если ваша речь направлена на то, чтобы убедить аудиторию, в заключении самое место призывам, прямым или косвенным.

Помните об «эффекте края» – более всего запоминаются начало и конец. Произносите заключительную часть выступления максимально убедительно и вдохновенно!

Хотите, чтобы ваша речь была убедительной и весомой? Используйте правила построения речи. Это придаст вам уверенность и позволит завоевать внимание и расположение аудитории.

Источник

Ораторское искусство: зачем его осваивать и с чего стоит начать

Что применяется людьми для построения речи. Смотреть фото Что применяется людьми для построения речи. Смотреть картинку Что применяется людьми для построения речи. Картинка про Что применяется людьми для построения речи. Фото Что применяется людьми для построения речи

Первые мастера ораторского искусства появились в Древней Греции. Они участвовали в дебатах, играли на сценах театра и выступали с речами перед народом. В XXI веке умение красиво говорить помогает продвигаться по карьерной лестнице и заражать людей своими идеями. Этот навык необходим не только актерам, журналистам и адвокатам, но и всем тем, чья деятельность так или иначе связана с публичными выступлениями. Преподаватели ораторского искусства рассказали РБК Трендам тонкости этого мастерства.

Аудиоверсия материала:

Теперь материалы РБК Трендов можно не только читать, но и слушать. Ищите и подписывайтесь на подкаст «Звучит как тренд» в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Castbox или на другой платформе, где вы слушаете подкасты.

Что такое ораторское искусство

Это практика убедительных публичных выступлений. Оратор, который способен создать яркий текст и качественно его передать, способен привлечь внимание аудитории и склонить ее на свою сторону. Великими ораторами называли Уинстона Черчилля, Льва Троцкого и Стива Джобса. Эти люди умели вдохновлять остальных своими идеями и вести за собой толпы, как в прямом, так и переносном смысле.

Ораторское мастерство основывается на риторике — искусстве эффективного использования слов. Но если риторика состоит из правил построения художественной речи для создания текстов любых направлений, от поэзии до художественной литературы, то ораторское искусство носит практический характер. Оно помогает доступно и убедительно излагать свою позицию и пригодится как в работе, так и в повседневной жизни. Это один из мягких надпрофессиональных навыков (soft skills), помогающих в решении разнообразных жизненных задач.

Что применяется людьми для построения речи. Смотреть фото Что применяется людьми для построения речи. Смотреть картинку Что применяется людьми для построения речи. Картинка про Что применяется людьми для построения речи. Фото Что применяется людьми для построения речи

Почему важно развивать ораторское искусство

Публичное и деловое общение активно вошло в повседневную жизнь современного человека. Мы выступаем на конференциях, участвуем в собраниях, общаемся через голосовые мессенджеры и читаем поздравительные речи. Этот процесс стал очень активным, и успешному человеку важно работать над подачей своей речи.

считает Александр Эпштейн, основатель школы ораторского мастерства «Культура речи». — Я буду не оригинальным если скажу, что человек стал более публичным. Еще совсем недавно предприниматели, бизнесмены, политики не обучались искусству публичных выступлений. Сегодня мы наблюдаем, как среди них значительно вырос спрос на все виды услуг: корпоративные тренинги, персональных коучей и работу в группах».

Елена Полякова, тренер спикеров TEDxSadovoeRing, автор курса «Слово как искусство» и основатель культурного салона «Маяк» в Тбилиси добавляет:

«Само по себе произнесенное слово — лишь итог. Речь человека начинается с его способности к восприятию, к интуитивному познанию мира, к глубокому проживанию собственной жизни. Затем идет умение обрабатывать полученный опыт, ясно мыслить и выражать мысли во всей полноте и убедительности.

Ораторское искусство — это глубокая, целостная работа личности над собой. Такая работа обогащает, делает человека многомерным. Затрагивает все грани внешней и внутренней жизни не менее (а может и более) глубоко, чем, скажем, чтение, рисование, занятия музыкой или танцами. Это инструмент познания себя, и это важно для каждого, я полагаю».

Основные принципы ораторского искусства

Александр Эпштейн рассказывает, что искусство ярких выступлений состоит из трех основных направлений: ясная, разумная и свободная речь.

Ясная речь — это про технику: дыхание, голос, дикция, артикуляция. В интернете много упражнений, тренировок в этом направлении. Разные скороговорки, вокальные и логопедические техники. Можно, к примеру, поработать над дикцией, использовав пробку от вина. С этим направлением все просто — его легко можно натренировать.

Разумная речь — это про логику и структуру. Нужно учиться выстраивать композицию, свои мысли и писать речь, которую вам самим будет интересно произносить. В хорошем тексте должна быть завязка, интрига, кульминация и месседж. Это несколько сложнее, чем техника. Логика речи — это основа драматургии.

Любой оратор или человек, который попадает в публичное пространство, становится в каком-то смысле актером, который дает моноспектакль. И у этого моноспектакля есть свои «ингредиенты». Драматург пишет пьесы для театра, но и оратору было бы неплохо помочь себе хорошей пьесой. Для этого нужно знать, как выстраивать свои мысли в композицию. Как выработать привычку структурно мыслить и структурно говорить.

Свободная речь — это про психотехнику и основы актерского мастерства. Новичкам помимо техники речи стоит изучить, какие техники используют актеры. Допустим, почитать систему Станиславского. Понять, что такое вера в предлагаемые обстоятельства с включением темперамента и с понятием речевого действия. Что актер должен на сцене действовать, а не просто произносить текст. И что с одним и тем же текстом можно совершать разные речевые действия. Можно унизить публику или возвысить, произнося один и тот же материал.

Что применяется людьми для построения речи. Смотреть фото Что применяется людьми для построения речи. Смотреть картинку Что применяется людьми для построения речи. Картинка про Что применяется людьми для построения речи. Фото Что применяется людьми для построения речи

Как развить ораторское искусство

«Навык заключается не только в постижении внешних приемов риторики или сценической грамотности, — рассказывает Елена Полякова. — Когда мы что-либо произносим, мы всегда выражаем себя. Вопрос в том, как и что выражаем».

Еще Самуил Маршак говорил, что «нельзя чувствовать и знать слово, если не чувствуешь и не знаешь действительности».

Сколько бы техник и приемов вы не изучили, дело не в красоте или форме слов, а в их содержании. Как только вы ясно поймете свое «зачем», вы будете точно знать, что следует сказать. И даже без изучения науки речи, вы сможете стать убедительными, а ваша речь — сильной.

Что применяется людьми для построения речи. Смотреть фото Что применяется людьми для построения речи. Смотреть картинку Что применяется людьми для построения речи. Картинка про Что применяется людьми для построения речи. Фото Что применяется людьми для построения речи

Где учиться ораторскому искусству

Перед новичком, который только начал интересоваться ораторским мастерством, встает вопрос: где лучше заниматься, дома или с преподавателем. Александр Эпштейн рекомендует начинать обучение в группе в специальном центре, вживую, а потом добирать необходимые навыки самостоятельно.

«По моему опыту — это идеальный сценарий, — продолжает Александр. — Занятие в офлайн-группах дает аудиторию. Можно пробовать различные форматы, которые невозможно потренировать индивидуально. Допустим, провести дебаты и организовать выступления в жанре монолога с видеозаписью и последующим разбором. Аудитория и живое общение дают энергию, эмоции и обратную связь. Самостоятельно такую работу провести невозможно».

В группе можно освоить необходимую теорию, основанную на актерских или журналистских техниках, теорию с психологических факультетов. Поняв некоторую систему и методику публичных выступлений, пройдя это на практике в группе и получив обратную связь от компетентного тренера, в дальнейшем, имея эти инструменты, можно добирать навыки самостоятельно.

Допустим, у человека появляется новый творческий вызов, нужно выступить на форуме или его повысили в должности. Он может обратиться за углубленными доработками, но уже имея базис, который был получен в группе. Это идеальная картина мира.

Что применяется людьми для построения речи. Смотреть фото Что применяется людьми для построения речи. Смотреть картинку Что применяется людьми для построения речи. Картинка про Что применяется людьми для построения речи. Фото Что применяется людьми для построения речи

Практические упражнения

Елена Полякова рекомендует упражнения для новичков, которые можно выполнять постоянно, не отрываясь от повседневных дел. Они направлены на развитие внутренних навыков человека — метанавыков.

Читайте медленно. Возьмите любой отрывок текста. Это может быть проза или стихи — не важно. Достаточно даже одного предложения.

Сядьте ровно и постарайтесь ощутить свое тело целиком: стопы, позвоночник, живот. Затем, читайте слова крайне медленно, будто вы произносите их всем своим телом, буквально пробуя каждое слово «на вкус».

Не нужно никаких специальных интонаций, выразительности. Даже наоборот. Читайте монотонно, все внимание направив внутрь себя. Ваша задача — сначала почувствовать отклик. Это удивительное чувство. Вы его ни с чем не спутаете: будто слова развернулись в вас во всей полноте. И там есть не только понимание смысла слова, но и некое многомерное проживание этого смысла.

Если повторять это упражнение хотя бы по пять минут в день, можно научиться чувствовать красоту слова и особенную связь со своим внутренним миром.

Будьте внимательны к тому, как разговариваете в течение дня. Наблюдайте за собой. Для этого я предлагаю говорить медленнее. Если вам задали вопрос, прежде чем ответить, сделайте паузу, хотя бы секундную. Но не для того, чтобы обдумать ответ. Замрите, снова «нырните» внутрь себя и, почувствовав отклик, отвечайте. Но медленнее, чем привыкли. При этом старайтесь договаривать предложения до конца, аккуратно подбирая слова.

Эта практика научит вас точному выражению мыслей и приведет к ясной речи. Есть большая разница между выражениями «я был рад» и «я был в восторге». Постепенно вы научитесь чувствовать эту разницу, расширите свой словарный запас. А также избавитесь от большого количества ненужных слов, усилителей и речевых шаблонов.

Приучите себя к мысленному рассуждению. Для этого вам нужно иногда ставить под сомнение известные вещи и задавать самому себе вопросы. Очень простые. Что такое свобода? Всегда ли нужно помогать другим? Пусть вам будет интересно об этом думать.

Такая практика поможет развить способности к выстраиванию логических цепочек, приходить к собственным умозаключениям и интуитивно схватывать главное. Ваше сознание станет более гибким. Но самое главное — это навык интуитивного познания мира и путь к настоящему творчеству.

Источник

10 принципов эффективной речи: как правильно донести свою мысль до собеседника

Таким преимуществом, как природное красноречие, мало кто может похвастаться. Но каждый человек хочет, чтобы его слушали, слышали, понимали и принимали во внимание его мысли. Грамотная коммуникация – дело непростое. Однако есть некоторые секреты, которые помогут научиться говорить красиво, ярко, завоевывать внимание собеседника и даже целой аудитории. Попробуем разобраться, как доносить свои мысли правильно.

Основа эффективного общения – понимание потребностей собеседника

Правильно говорить, так, чтобы слышали, важно не только для людей, задействованных в определенных сферах – в рекламном бизнесе, политике, журналистике. Это нужно и в повседневной жизни. Красноречие и убедительность в озвучке своих мыслей позволяют достигать целей, чувствовать себя уверенно и получать от общения желаемое.

Сейчас, когда у нас есть интернет и социальные сети, кажется, что обмениваться информацией и общаться стало гораздо легче и проще. Но это ошибочное мнение. От скорости, с которой слова доносятся до собеседника, не зависит качество понимания их смысла. Чем активнее проходит общение, тем меньше мы замечаем, что именно и как мы говорим. Взять, к примеру, электронную переписку: мы видим либо банальную вежливость, которая применяется для всех без разбора, либо напористость.

Чаще всего человек концентрируется на том, что хочет сказать. И это является ключевой ошибкой. Необходимо в первую очередь подумать о том, чтобы его услышали, а еще лучше – поставить себя на место собеседника и попытаться понять, в каком формате он лучше усвоит мысль. То есть, нужно понять потребности собеседника. Вот простой пример: сотрудник компании хочет получить повышение. При разговоре с руководителем, он, скорее всего, будет рассказывать о своем стаже работы в компании, опыте, образовании, успехах. Но руководитель, вероятно, больше хочет услышать о том, что может сделать этот сотрудник для компании, занимая новую должность. Если он этого не услышит, вряд ли у него будет мотивация для рассмотрения данного сотрудника в качестве кандидата на высокую должность.

Так как правильно донести свою мысль до человека? Нужно ли знать специальные слова, убедительные фразы? Специальных слов нет, важнее то, насколько правильно мы применяем слова и выражения, в каком контексте. В первую очередь следует изучить собеседника: определить его жизненные приоритеты, ценности, почувствовать его границы в общении.

Приемы, усиливающие речь

Обратите внимание на то, как говорите. Не используйте излишние сокращения, непонятные термины, сократите количество вводных конструкций. Бывает так, что одно броское слово может заменить несколько предложений. Не украшайте свою речь чересчур, так как это мешает уловить смысл.

При общении с аудиторией обилие общих фраз в речи приводит к тому, что люди теряют интерес к прослушиванию. Делайте как мастера коммуникации и известные ораторы: выстраивайте эмоциональный контакт с аудиторией и постарайтесь говорить так, чтобы каждый человек думал, что вы обращаетесь лично к нему. Произносите то, что создает определенный резонанс с эмоциональным опытом человека или группы людей.

В любом общении важна искренность, неравнодушие к чувствам и потребностям собеседника, открытость. Если говорить так, то шансы на то, что вас услышат, значительно увеличиваются.

10 принципов эффективной речи

Сегодня, учитывая опыт ораторов, завоевывающих внимание огромных аудиторий, известных мастеров коммуникаций, можно точно назвать 10 принципов, на которых строится эффективная речь:

Так, если вы будете строить свою речь с учетом указанных принципов, вы сможете точно и правильно доносить свои мысли до собеседника или аудитории. А курс «Эмоциональный интеллект», разработанный Викиум, позволит вам повысить эффективность общения как на работе, так и в личной жизни. Вы научитесь «считывать» собеседника, распознавать его эмоции и потребности. Вы научитесь видеть эмпатию и скрытые эмоции, определять ложь и попытки манипулировать вами. Благодаря таким навыкам в любой ситуации вы сможете корректно вести диалог, улучшить общение с коллегами и близким окружением, делать так, чтобы вас не только слышали, но и слушали.

Источник

Риторическое построение речи: с чего начать

Независимо от того, что станет говорить ритор в начале речи, слова его будут восприниматься сквозь призму этической оценки; затем аудитория перейдет к оценке содержания и, наконец, свяжет завершение речи с побуждением к решению.

Существуют различные способы построения речи или высказывания:

В каноническом представлении высказывание развертывается в следующих составе и последовательности частей:

Начало речи: вступление, пропозиция, разделение

Тем самым начало речи приобретает значение как словесная конструкция: оратор ориентирует аудиторию, указывая свою позицию, отношение к аудитории и ход предлагаемой аргументации.

По правилам ведения диалога говорящий отвечает за ценность информации и уместность речи. Слушающий при этом отвечает за внимание к словам говорящего. Поэтому начало речи строится так, чтобы привлечь внимание слушателей к содержанию высказывания и тем самым облегчить им задачу: по началу речи можно судить о значимости ее содержания.

Характер вступления зависит от состава аудитории, ее настроения, обстановки, замысла речи и от состояния ритора, в особенности если речь устная. Интуиция, опыт, чувство такта играют здесь определяющую роль. Вступление часто импровизируется, и неудачная импровизация может испортить всю речь, но ритору помогает знание правил построения вступления.

В риторике выделяются три рода вступлений : обычное, с ораторской предосторожностью и внезапное.

«Милостивые государи, с чувством невольного смущения приступаю я к моему докладу. Оно вызывается прежде всего глубокою скорбью о том, что, получив, наконец, давно желанную возможность принять активное участие в заседании нашего Общества, я не вижу пред собою ни полного мысли и энергии лица Николая Яковлевича Грота, ни проникнутого одухотворенною красотою образа Владимира Сергеевича Соловьева. Оба они уже вступили на тот берег, от которого нас еще отделяют туманы и неотрадные волны житейской суеты. Мне больно сознавать, что и возможность видеть здесь дорогого наставника, которому я сам многим обязан в своем духовном развитии, — видеть Бориса Николаевича Чичерина, пресечена постигшим его недугом.

Смущает меня и содержание моего доклада. В нем очень мало места для философских рассуждений или психологических исследований. Он, в сущности, касается вопроса педагогического, т.е. вопроса о том — не следует ли, при современном состоянии уголовного процесса, расширить его академическое преподавание в сторону подробного исследования и установления нравственных начал, которым должно принадлежать видное и законное влияние в деле отправления уголовного правосудия. Поэтому я заранее прошу снисхождения, если этот доклад не будет вполне соответствовать строгому и стройному характеру трудов, к которым привыкло общество». (Кони А.Ф. Общие черты судебной этики. Доклад на заседании Московского психологического общества 22 декабря 1901 года).

Кроме общих правил краткости, умеренности, уместности, соответствия предмету и постепенности, это вступление характеризуется следующими качествами:

Вступление с ораторской предосторожностью

«После всего, что было тут сказано по вопросу о морской смете, вы поймете, господа, то тяжелое чувство безнадежности отстоять испрашиваемые на постройку броненосцев кредиты, с которым я приступаю к тяжелой обязанности защищать почти безнадежное, почти проигранное дело. Вы спросите меня: почему же правительство не преклонится перед неизбежностью, почему не присоединится к большинству Государственной Думы, почему не откажется от кредитов?

Ведь для всех очевидно, что отрицательное отношение большинства Думы не имеет основанием какие-нибудь противогосударственные побуждения; этим отказом большинство Думы хотело бы дать толчок морскому ведомству, хотело бы раз навсегда положить конец злоупотреблениям, хотело бы установить грань между прошлым и настоящим. Отказ Государственной Думы должен был бы, по мнению большинства Думы, стать поворотным пунктом в истории русского флота; это должна быть та точка, которую русское народное представительство желало бы поставить под главой о Цусиме для того, чтобы начать новую главу, страницы которой должны быть страницами честного, упорного труда, страницами воссоздания морской славы России. (Возгласы: «верно», рукоплескания.)

Поэтому, господа, может стать непонятным упорство правительства: ведь слишком неблагодарное дело отстаивать существующие порядки и слишком, может быть, недобросовестное дело убеждать кого-либо в том, что все обстоит благополучно. Вот, господа, те мысли, которые должны были возникнуть у многих из вас; и если, несмотря на это, я считаю своим долгом высказаться перед вами, то для вас, конечно, будет понятно, что побудительной причиной к этому является вовсе не ведомственное упорство, а основания иного, высшего порядка.

Мне, может быть, хотя и в слабой мере, поможет то обстоятельство, что кроме принципиально оппозиционных партий, которые всегда и во всем будут противостоять предложениям правительства, остальные партии не совершенно единодушны в этом не столь простом деле, и среди них есть еще лица, которые не поддались, может быть, чувству самовнушения, которому подпало большинство Думы. Это дает мне надежду если не изменить уже предрешенное мнение Государственной Думы, то доказать, что, может существовать в этом деле и другое мнение, другой взгляд, и что этот взгляд не безумен и не преступен».

Важнейшая особенность внезапного вступления — кризис : оратор, подхватывая и развивая эмоцию аудитории, добивается ее кульминации, после которой аудитория, расплескав значительную часть возбуждения, становится более пластичной и направляется в нужное русло.

Вернемся к приведенному выше отрывку из речи Столыпина. Ритор делает неожиданный для аудитории ход. Цусимское поражение и предложение правительства строить снова броненосцы, но теперь уже дредноуты, вызывает возмущение депутатов. От Столыпина, естественно, ждут, что он станет защищать эти предложения. Ему предстоит выступать после ряда зажигательных антиправительственных речей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *