Что принадлежит яндексу и сбербанку
«Яндекс» объявил о разделении бизнеса со Сбербанком
23 июня 2020 года «Яндекс» объявил в официальном пресс-релизе о разделе совместного бизнеса со Сбербанком.
По условиям раздела активов «Яндекс» выкупит за 42 млрд рублей у Сбербанка его долю (45%) в «Яндекс.Маркете». Таким образом, «Яндекс» станет единственным владельцем проекта «Яндекс.Маркет».
«Яндекс» и Сбербанк планируют закрыть обе сделки по «Яндекс.Маркету» и «Яндекс.Деньгам» в третьем квартале 2020 года. Эти финансовые решения ранее были одобрены советом директоров «Яндекса» и правлением «Сбербанка». Часть сделки, касающаяся «Яндекс.Маркета», будет еще проходить процедуру согласовывания в Федеральной антимонопольный службе России.
«Яндекс» пояснил, что компания продает Сбербанку свою долю в «Яндекс.Деньгах», чтобы развивать собственные финтех-сервисы. Вдобавок стало известно, что хотя «Яндекс.Деньги» продолжат работать для пользователей и партнеров в привычном режиме, до конца года сервис проведет ребрендинг и поменяет свое название.
По поводу перехода «Яндекс.Маркета» в единоличное владение «Яндекс» написал, что этот сервис компания планирует масштабно развивать и интегрировать с другими сервисами, например, с «Яндекс.Поиском» и «Яндекс.Дзеном».
В настоящее время акции «Яндекс» торгуются на Нью-Йоркской фондовой бирже и на Московской бирже. Недавно ценные бумаги «Яндекса» обновили свой исторический максимум.
Сбербанк стал партнером и акционером «Яндекса» в 2009 году. Перед проведением IPO в Нью-Йорке, банк получил за символичные 1 евро «золотую акцию», которая позволяла заблокировать продажу более 25% доли в компании.
Сбербанк стал единственным владельцем сервиса «Яндекс.Деньги»
«Яндекс» продал Сбербанку долю 25% в сервисе «Яндекс.Деньги». Согласно базе данных СПАРК, ее получила компания ООО «Цифровые активы», она принадлежит компании «Цифровые технологии», единственным владельцем которой является Сбербанк.
Напрямую в «Яндекс.Деньги» банку принадлежат 75%. Таким образом Сбербанк стал единственным владельцем сервиса.
О том, что Сбербанк и «Яндекс» разделят совместные активы, стало известно 23 июня. В ходе «развода» Сбербанку переходят «Яндекс.Деньги», а интернет-холдингу, в свою очередь, достанется площадка онлайн-торговли «Яндекс.Маркет». Для этого он выкупит у банка 45% акций сервиса за 42 млрд руб. при общей оценке компании около 87,3 млрд руб. После закрытия сделки интернет-холдинг консолидирует 100% торговой площадки.
Стороны планируют закрыть сделку в третьем квартале 2020 года. Ее одобрили совет директоров «Яндекса» и правление Сбербанка.
Глава Сбербанка Герман Греф, комментируя раздел активов с «Яндексом», указал, что никакого «развода» с ним нет. «У нас нет развода. Речь о реструктуризации нашего совместного бизнеса. Мы ничего не делили», — сказал он.
Раздел активов Греф объяснил тем, что «между экосистемами Сбербанка и «Яндекса» существует сильная конкуренция, которая создает проблемы. «Это создает сложности. Возникла объективная необходимость подумать, как выйти из ситуации», — отметил он. В результате, по словам Грефа, сторонам удалось найти взаимовыгодное решение.
Сбербанк выкупил долю «Яндекса» в сервисе «Яндекс.Деньги» и стал его единственным владельцем
21 июля 2020 года, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) по ОГРН 1077746365113, Сбербанк выкупил долю «Яндекса» в сервисе «Яндекс.Деньги» и стал единственным владельцем этого сервиса.
Таким образом, «Яндекс» в финансовом поле полностью дистанцировался от этого сервиса. Фактически «Яндекс» продал ООО «Цифровые активы» свою долю 25% в сервисе «Яндекс. Деньги». Однако, именно Сбербанк является единственным владельцем этой компании (она входит в его структуру). Ранее финансовой организации напрямую принадлежало 75% сервиса «Яндекс.Деньги».
Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 22.07.2020 по ОГРН 1077746365113.
«Яндекс» пояснил, что компания продала Сбербанку свою долю в «Яндекс.Деньгах», чтобы развивать собственные финтех-сервисы. Вдобавок стало известно, что «Яндекс.Деньги» продолжат работать для пользователей и партнеров в привычном режиме. На сервисе по-прежнему можно будет авторизоваться с помощью «Яндекса», а банковские карты «Яндекс.Денег» будут работать до окончания срока действия, после чего их можно будет перевыпустить. Вдобавок до конца года Сбербанк проведет ребрендинг сервиса и поменяет его название.
Вдобавок перед продажей сервис «Яндекс.Деньги» разослал своим клиентам электронное письмо, где от имени генерального директора Ивана Глазачева пояснялась эта ситуация. В письме также было уточнено, что мобильное приложение «Яндекс.Деньги» продолжит полноценно работать, так как разработчики никуда не уходят из этого сервиса и планируют его поддерживать и выпускать обновления в магазинах App Store и Google Play. Также Глазачев уточнил, что пользователи сервиса автоматически не будут становиться клиентами Сбербанка, а останутся клиентами «Яндекс.Денег».
Мы всегда стремимся работать для людей. Мы делаем такой продукт, которым хотели бы пользоваться сами. И у нас это получается: наши сервисы используют миллионы клиентов по всей России и во всем мире. Мы благодарны каждому из вас. Спасибо! И мы продолжаем работать для вас!
Иван Глазачев, генеральный директор Яндекс.Денег.
Ранее 23 июня 2020 года «Яндекс» объявил в официальном пресс-релизе о разделе совместного бизнеса со Сбербанком. По условиям раздела активов «Яндекс» выкупит за 42 млрд рублей у Сбербанка его долю (45%) в «Яндекс.Маркете». Таким образом, «Яндекс» станет единственным владельцем проекта «Яндекс.Маркет». Одновременно «Яндекс» собирался продать за 2,4 млрд рублей «Сбербанку» свою долю в «Яндекс.Деньгах». В результате Сбербанк получит еще 25% плюс 1 акцию «Яндекс.Денег» и станет единственным собственником этой компании.
Примечательно, что с 7 июля 2020 года сервис «Яндекс.Деньги» ускорил идентификацию через Сбербанк. Теперь пользователи сервиса «Яндекс.Деньги», которые являются клиентами Сбербанка, могут пройти быструю (несколько минут) онлайн-идентификацию в сервисе при помощи Сбербанк ID. Ранее идентификация в сервисе «Яндекс.Деньги» через Сбербанк проводилась с помощью СМС из банка и занимала до пяти рабочих дней.
23 июля 2020 года «Яндекс» и Сбербанк полностью закрыли сделку по реструктуризации совместных предприятий. «Яндекс» продал Сбербанку свою долю в «Яндекс.Деньгах» и консолидировал 100% «Яндекс.Маркета», заплатив 39,6 миллиарда рублей.
После закрытия сделки команда «Яндекс.Маркета» продолжит работать в «Яндексе» под руководством генерального директора Максима Гришакова. Для пользователей и партнёров «Яндекс.Маркета» всё останется по-прежнему. В перспективе «Яндекс» значительно усилит интеграцию «Яндекс.Маркета» с другими сервисами компании, чтобы сделать покупку, выбор и доставку товаров быстрее и удобнее для пользователей.
Вдобавок компании договорились о переходном периоде, в течение которого «Яндекс» будет помогать поддерживать «Яндекс.Деньги», а Сбербанк, в свою очередь, будет предоставлять необходимые услуги сервису «Яндекс.Маркет».
«Яндекс» и Сбербанк объявили о разделе активов
Сбербанк станет единственным владельцем платежной системы «Яндекс.Деньги», выкупив у «Яндекса» его долю 25% плюс 1 руб. примерно за 2,4 млрд руб. До конца 2020 г. Сбербанк проведет ребрендинг актива и поменяет его название: для пользователей и партнеров сервис продолжит работать в привычном режиме.
А «Яндекс» выкупит долю госбанка, 45%, в «Яндекс.Маркете» за 42 млрд руб. Кроме одноименной площадки сравнения цен в онлайн-магазинах в этот актив входит маркетплейс «Беру». После закрытия сделки у «Яндекса» будет 90% «Яндекс.Маркета», 10% акций останется у структуры, созданной для поощрения топ-менеджмента «Яндекс.Маркета» и его сотрудников.
Все соглашения, ограничивающие возможности «Яндекса» развивать финансовые сервисы вне партнерств со Сбербанком, будут прекращены, информирует «Яндекс».
Сделки планируется закрыть в III квартале 2020 г.
Новые партнеры
Все три будущих инвестора обязались не продавать акции «Яндекса» в течение двух лет, в следующие два года они не смогут увеличить долю в «Яндексе» более чем на 3,99%.
Участие «ВТБ капитала» в сделке логично, учитывая его более близкие отношения с «Яндексом» после реформы в корпоративном управлении интернет-компании, считают аналитики «Ренессанс капитала». В конце 2019 г. «Яндекс» объявил, что им будет управлять Фонд общественных интересов и этот фонд выдвинул в совет директоров «Яндекса» гендиректора «ВТБ капитала» Алексея Яковицкого.
Новые инвесторы могут стать не только финансовыми партнерами, считает аналитик Sova Capital Михаил Терентьев. Так как развод со Сбербанком снимает ограничения на развитие финансовых сервисов «Яндекса», инфраструктура ВТБ могла бы пригодиться для таких планов.
«Яндексу» могут понадобиться дополнительные средства как для финансирования сделки со Сбербанком, так и для развития онлайн-торговли, считает аналитик «Ренессанс капитала» Кирилл Панарин: у компании на балансе уже есть 200 млрд руб. свободных средств, можно предположить, что дополнительные инвестиции пойдут на финансирование нового проекта или еще одной сделки. В последнем случае наиболее вероятный вариант – покупка «Яндексом» Uber, полагает Панарин.
«Яндекс» заинтересован нарастить долю в совместном предприятии с Uber – «Яндекс.Такси», сообщил финансовый директор интернет-компании Грег Абовский на телефонной конференции с инвесторами и аналитиками. По его словам, пока никаких процессов по этому вопросу не идет: «Но мы очень заинтересованы в увеличении доли и получении контроля над активом». Сейчас у «Яндекса» доля в «Яндекс.Такси» – 61%, у Uber – 37,96%, еще 1,04% – у сотрудников.
Не совсем партнеры
Первый зампред правления Сбербанка Лев Хасис объяснил развод с интернет-компанией нарастающей конкуренцией между экосистемами банка и «Яндекса». «Мы искали взаимоприемлемый выход из этой ситуации, и нам с менеджментом «Яндекса» удалось найти взвешенное и взаимовыгодное решение, – считает Хасис. – Мы планируем остаться партнерами с «Яндексом» в коммерческих соглашениях по многим направлениям».
Совокупная прибыль Сбербанка от сделки, по его оценке, составит около 20 млрд руб.
Разлад «Яндекса» и Сбербанка начался в 2019 г., через год после создания совместного предприятия, торговой платформы «Яндекс.Маркет». Тогда появились слухи, будто стороны недовольны сотрудничеством. В начале июня The Bell сообщил о скором разводе «Яндекса» и Сбербанка, это подтверждал близкий к интернет-компании собеседник «Ведомостей». К разрыву привело «непорядочное поведение» топ-менеджеров Сбербанка по отношению к партнерству с интернет-компанией, подтверждал «Ведомостям» в начале июня собеседник, близкий к «Яндексу»: точкой конфликта стало развитие проектов в области интернет-торговли.
В декабре 2019 г. Сбербанк создал совместное предприятие с основным конкурентом «Яндекса»– Mail.ru Group. Туда входит несколько активов в сфере цифровых технологий для рынка продуктов питания и транспорта: сервис доставки еды Delivery Club, агрегатор такси «Ситимобил», служба быстрой доставки продуктов «Самокат» и др. Сам «Яндекс» создает похожую экосистему, где также есть служба доставки еды «Яндекс.Еда», «Яндекс.Такси», сервис быстрой доставки продуктов «Яндекс.Лавка» и проч. А в начале июня 2020 г. Reuters сообщило, что Сбербанк договаривается о покупке примерно 30% акций интернет-ритейлера Ozon, одного из конкурентов «Яндекс.Маркета».
«Яндекс» на последней миле
За два года, которые продолжалось партнерство Сбербанка и «Яндекса» в электронной коммерции, рынок продолжал активно развиваться, а кризис, вызванный пандемией, дал ему дополнительный импульс, указывает аналитик Sova Capital Михаил Терентьев. Но «Яндекс» решил вернуться к классическому подходу в развитии – самостоятельному, что дает большую свободу в принятии решений и не требует синхронизации действий с партнером, чье видение может отличаться. «Яндекс» за это время серьезно нарастил экспертизу в логистике и доставке конечному потребителю, перечисляет аналитик: развивался бизнес такси, появился сервис экспресс-доставки продуктов «Лавка». А для развития онлайн-торговли «последняя миля» – одно из самых важных конкурентных преимуществ.
Консолидация «Яндекс.Маркета» существенно повлияет на прибыльность группы, отмечают аналитики Citi: перспективы онлайн-коммерции в России привлекательны, но из-за растущей конкуренции для ее развития могут потребоваться существенные вложения.
«Яндекс» объявил о разделе активов со Сбербанком
Yandex N.V., головная компания для «Яндекса» и других компаний группы, объявила о параметрах раздела совместных со Сбербанком активов.
Стороны ожидают, что сделка будет закрыта в третьем квартале 2020 года. Ее уже одобрили совет директоров «Яндекса» и правление Сбербанка. Часть сделки, касающаяся бизнеса электронной торговли, также требует согласования с Федеральной антимонопольной службой России.
Что сторонам даст разделение бизнеса
Сделка позволит «Яндексу» интегрировать «Маркет» с другими сервисами. Например, водители, подключенные к платформе «Яндекс.Такси», и курьеры, сотрудничающие с «Яндекс.Еда» и «Яндекс.Лавка», смогут доставлять заказы на «последней миле», а интеграция «Маркета» с «Поиском» и «Дзеном» позволит предлагать людям новые сценарии покупки и новые услуги, говорится в сообщении. «Маркет» также сможет уменьшить расходы на логистику и на привлечение покупателей, рассчитывает интернет-компания. Выход из «Яндекс.Деньги» позволит «Яндексу» развивать собственные сервисы финансовых услуг.
Как пояснил Лев Хасис, первый заместитель председателя правления Сбербанка (его слова приводятся в сообщении банка), «конкуренция между экосистемами Сбербанка и «Яндекса» стала нарастать». «Мы планируем остаться партнерами с «Яндексом» в рамках коммерческих соглашений по многим направлениям», — отметил он. «Построение экосистемы — живой процесс, и эта сделка открывает для нас совершенно новые возможности в развитии сегмента e-commerce, а также снимает с нас целый ряд ограничений, ранее предусмотренных нашими соглашениями с «Яндексом», — сообщил также Хасис. В начале июня стало известно о том, что Сбербанк ведет переговоры о покупке около 30% в Ozon, одном из основных конкурентов «Яндекс.Маркет». По словам источника агентства Reuters, основные акционеры Ozon АФК «Система» и Baring Vostok (контролируют примерно по 40% акций) не планируют выходить из компании, поэтому обсуждается вариант допэмиссии, который поможет Сбербанку стать «равным мажоритарным партнером».
В сообщении Сбербанка отмечается, что в ближайшее время его председатель правления Герман Греф покинет совет директоров Yandex.
Представитель Сбербанка не стал комментировать, на какой бренд перейдут «Яндекс.Деньги», переадресовав этот вопрос представителю сервиса. Он в свою очередь сообщил, что новое название пока не утверждено. «В будущем мы планируем расширить продуктовую линейку, что позволит укрепить текущую бизнес-модель компании. Переход в Сбербанк позволит нам использовать ресурсы экосистемы крупнейшего банка, чтобы сделать сервисы еще более выгодными и доступными», — сказал представитель «Яндекс.Деньги».
Кто стал новым акционером «Яндекса»
Сейчас капитал Yandex разделен на акции класса А (дают один голос) и класса B (десять голосов). Аркадию Воложу и его семейному трасту принадлежит 327,4 тыс. акций класса А и 32,2 млн акций класса B, что соответствует 9,84-процентной экономической доле и 48,48-процентной голосующей.
В ВТБ приветствуют «укрепление сотрудничества с «Яндексом», крупнейшей российской технологической компанией, являющейся также одним из самых заметных и перспективных игроков в мировой tech-индустрии». «Отрасль демонстрирует уверенный рост, поэтому для ВТБ вхождение в капитал компании — перспективная инвестиция, которая открывает возможности для стратегического партнерства по целому ряду направлений. Сделка позволит компании «Яндекс» привлечь финансирование на выгодных условиях, а в будущем — использовать экспертизу «ВТБ Капитала», крупнейшего российского инвестиционного банка, при реализации планов развития», — говорится в сообщении банка.
Представитель Millhouse Абрамовича подтвердил РБК информацию о сделке с «Яндексом», но на дополнительные вопросы не ответил. Представитель Invest AG Абрамова и Фролова отказался от комментариев.
Как Сбербанк и «Яндекс» подошли к «разводу»
Партнерские отношения «Яндекса» и Сбербанка начались в 2009 году, когда банк получил «золотую акцию» компании, которая давала право блокировать сделки по консолидации 25% компании в руках одного владельца. В 2013 году компании создали совместное предприятие (СП) «Яндекс.Деньги», в котором Сбербанк получил 75% минус одна акция, а «Яндекс» — 25% плюс одна акция.
В 2017 году Сбербанк и «Яндекс» договорились о создании СП на базе «Яндекс.Маркет». Банк вложил в компанию 30 млрд руб. и получил 45% СП, еще 45% осталось у «Яндекса», а оставшиеся акции были зарезервированы под опционные программы для сотрудников. На момент сделки партнеры оценили всю компанию в 60 млрд руб. «без учета будущей синергии». Целью СП было «построить на базе «Яндекс.Маркет» российский Amazon», говорил Герман Греф в 2018 году. Тогда же «Яндекс» и Сбербанк запустили маркетплейс «Беру» и онлайн-площадку для покупок из иностранных магазинов Bringly, но уже через год развитие последней было приостановлено.
Из материалов «Яндекса» следует, что чистый убыток «Яндекс.Маркет» за три месяца 2020 года составил 2,7 млрд руб., а прибыль «Яндекс.Деньги» — около 450 млн руб.
Летом 2019 года The Bell сообщило, что отношения между партнерами складываются непросто — они начали обсуждать варианты «развода». Спустя год то же издание сообщило, что для раздела активов «Яндекс» планирует привлечь новых инвесторов — ВТБ и структуры Романа Абрамовича. По словам источников издания, одной из причин «развода» стало недовольство темпами развития «Яндекс.Маркет», а также рост конкуренции между экосистемами Сбербанка и «Яндекса». Однако гендиректор «Яндекс.Маркет» Максим Гришаков в беседе с сотрудниками заверял, что акционеры довольны результатами компании за последние два-три месяца, но в условиях пандемии ситуация в мире сильно поменялась и многие компании стали думать о том, как увеличить скорость принятия решений, что является одним из важных факторов для успешного развития.
Осенью 2019 года принадлежавшая Сбербанку «золотая акция» «Яндекса» перешла во владение некоммерческого Фонда общественных интересов, создание которого «Яндекс» анонсировал незадолго до этого. Совет фонда составили преподаватели вузов, представители некоммерческих организаций, а также основатель и гендиректор группы компаний «Яндекс» Аркадий Волож, управляющий директор группы Тигран Худавердян, гендиректор «Яндекса» в России и HR-директор Елена Бунина. Фонд имеет право номинировать двух из 12 членов совета директоров Yandex. От фонда в совет вошли проректор РАНХиГС, директор Высшей школы государственного управления Алексей Комиссаров и гендиректор «ВТБ Капитала» Алексей Яковицкий.