Что принадлежит яндексу список

Кому принадлежит все, что мы любим? Три экосистемы захватили интернет-сервисы в России

Что принадлежит яндексу список. Смотреть фото Что принадлежит яндексу список. Смотреть картинку Что принадлежит яндексу список. Картинка про Что принадлежит яндексу список. Фото Что принадлежит яндексу список

«Яндекс»

«Яндекс» – одна из крупнейших российских IT-компаний, владеющая одноименной системой поиска, интернет-порталами и сервисами. Согласно рейтингу Alexa.com, сайт yandex.ru по популярности занимает 56-е место в мире и 4-е — в России.

Поисковая система была зарегистрирована в 1997 году, а отдельной компанией «Яндекс» стал в 2000-м. За 20 лет он скупил десятки других компаний. Часть из них легла в основу сервисов самого «Яндекса», другая — осталась самостоятельными проектами.

Первое слияние произошло в 2000 году. «Яндекс» купил сервис электронной торговли DZ Online и сделал из него помощника в поиске товаров «Яндекс.Гуру». Через два года компания приобрела еще один каталог товаров «Подбери.Ру» и объединила все проекты, связанные с электронной коммерцией, в том числе «Гуру», в один сервис – «Яндекс.Маркет».

По такому принципу «Яндекс» действовал и дальше. Он скупал специализирующиеся на чем-то сервисы и делал из них свои. Так появились «Яндекс.Карты», «Яндекс.Такси», «Яндекс.Еда» и другие. В 2013 году компания купила «КиноПоиск». На следующий год «Яндекс» приобрел крупнейшую в России площадку про автомобили Auto.ru. А в 2018-м решил, что ему нужен агрегатор скидок «Едадил». В этом же году интернет-компания закрыла сделку по объединению «Яндекс.Такси» и Uber. А также создала совместное предприятие со Сбербанком, в которое вошли «Яндекс.Деньги» и «Яндекс.Маркет».

Что принадлежит яндексу список. Смотреть фото Что принадлежит яндексу список. Смотреть картинку Что принадлежит яндексу список. Картинка про Что принадлежит яндексу список. Фото Что принадлежит яндексу список

В апреле 2019 года компания объявила о запуске собственной чат-платформы, с помощью которой можно отвечать на сообщения пользователей, приходящие из виджетов на сайте, чата на «Поиске» или «Алисы». 18 сентября того же года «Яндекс» сообщил о покупке сервиса бронирования ресторанов и услуг Bookform и интегрировал его в «Яндекс.Карты».

В июне 2020 года «Яндекс» и Сбербанк решили разорвать сотрудничество. Банк выкупил долю платежной системы «Яндекс.Деньги», а «Яндекс» выкупил «Яндекс.Маркет». Также в совместное предприятие с кредитной организацией входил маркетплейс «Беру». С октября 2020 года он вошел в «Яндекс.Маркет».

Первый зампред правления кредитной организации Лев Хасис объяснил развод с интернет-компанией нарастающей конкуренцией между экосистемами банка и «Яндекса».

Сбербанк

Сбербанк не хотел быть только кредитной организацией и начал активно работать над строительством экосистемы сервисов с 2018 года. Тогда банк основал совместное предприятие с Rambler Group, а потом купил 46,5% интернет-бизнеса компании. После этой сделки Сбербанк получил доступ к онлайн-кинотеатру Okko, поисковику и почтовому сервису Rambler.ru, изданиям «Газета.ru», «Лента.ру», информационному агентству RNS, развлекательному изданию «Афиша», спортивному изданию «Чемпионат.com» и сервису по онлайн-продаже билетов Rambler.Касса.

Что принадлежит яндексу список. Смотреть фото Что принадлежит яндексу список. Смотреть картинку Что принадлежит яндексу список. Картинка про Что принадлежит яндексу список. Фото Что принадлежит яндексу список

В апреле 2019 года банк приобрел 100% группы компаний, управляющих сервисом поиска работы и подбора персонала «Работа.ру». В этом же году кредитная организация создала совместное предприятие с Mail.ru Group, чтобы доставлять еду и развивать такси. Mail.ru Group внесла в компанию долю в сервисе доставки еды Delivery Club и «Ситимобиле», а также инвестиции в других проектах: каршеринге YouDrive, автоматах с едой DC Daily и доставке готовых блюд Performance Group. Позже Сбербанк купил 36% в АО «МФ Технологии», контролирующем 58,3% голосующих акций Mail.ru Group.

Что принадлежит яндексу список. Смотреть фото Что принадлежит яндексу список. Смотреть картинку Что принадлежит яндексу список. Картинка про Что принадлежит яндексу список. Фото Что принадлежит яндексу список

В июне 2020 года Сбербанк сообщил о покупке контрольной доли Rambler Group и 2ГИС. А в июле банк купил 80% ООО «Союзмультфильм» (дочернее предприятие ФГУП «Киностудия «Союзмультфильм»). Кредитная организация собиралась сотрудничать в создании детской анимации и проектах киностудии для дошкольников, школьников и семейной аудитории.

Недавно Сбербанк объявил о ребрендинге и превращении в экосистему «Сбер». Туда вошла большая часть сервисов и компаний из совместных предприятий.

Что принадлежит яндексу список. Смотреть фото Что принадлежит яндексу список. Смотреть картинку Что принадлежит яндексу список. Картинка про Что принадлежит яндексу список. Фото Что принадлежит яндексу список

Сбербанк превратился в экосистему Сбер. Офисы-кофейни, ТВ-приставка и еще 8 нововведений

Mail.ru Group

После сделок со Сбербанком 36% акций Mail.Ru Group принадлежат кредитной организации, 45% «Мегафону», 10% «Ростеху» и еще 9% USM Holdings.

Mail.ru последовательно расширял пул проектов под собственным брендом, как и «Яндекс». В 2004 году появилась служба поиска по объявлениям о продаже и аренде жилой недвижимости «Недвижимость Mail.ru», в 2005 году открыли сайт о городских событиях и досуге «Афиша Mail.ru», проект для женщин «Леди Mail.ru» и автомобильный раздел «Авто Mail.ru». Также компания не забывала о сторонних проектах и расширении. Она постепенно с 2010 года наращивала свою долю в соцсети «ВКонтакте» и в 2014 году полностью купила ее акции.

Кроме того, Mail.ru Group открыла с 2012 по 2017 год несколько образовательных проектов. Программы представляют собой дополнительное IT-образование в пяти ведущих технических вузах России: Технопарк Mail.ru в МГТУ им. Н. Э. Баумана, Техносфера Mail.ru (ВМК МГУ), Технотрек Mail.ru (МФТИ), Технополис Mail.ru (СПбПУ) и Техноатом Mail.ru (МИФИ).

Что принадлежит яндексу список. Смотреть фото Что принадлежит яндексу список. Смотреть картинку Что принадлежит яндексу список. Картинка про Что принадлежит яндексу список. Фото Что принадлежит яндексу список

Также Mail.Ru Group активно скупала сервис мобильных и компьютерных игр. А в 2019 году компания запустила платформу MY.GAMES Store, которая должна была стать российским аналогом Steam.

В 2019 году Alibaba, Mail.ru Group, «Мегафон» и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) объявили, что создали совместную компанию в сфере электронной коммерции – AliExpress Russia. Mail.ru Group получила 15% в компании, внеся в СП свою площадку Pandao.

В том же году компания приобрела сервис для поиска работы Worki. Компания планировала интегрировать его с другими проектами, в том числе с собственным сервисом объявлений «Юла».

Источник

Кому принадлежит Яндекс

Что принадлежит яндексу список. Смотреть фото Что принадлежит яндексу список. Смотреть картинку Что принадлежит яндексу список. Картинка про Что принадлежит яндексу список. Фото Что принадлежит яндексу список

Бренд “Яндекс” известен почти всем россиянам. Даже у маленьких детей есть ассоциации с этим словом. Яндекс — крупная корпорация, которая занимается развитием различных направлений деятельности. Это давно не просто поисковик, а многопрофильная компания.

Кому принадлежит Яндекс, кто фактически им управляет, история появления компании и развития на российском рынке. На Бробанк.ру — полная информация о самой динамично развивающейся организации рынка и о сервисах, которые она предлагает.

Кому принадлежит компания Яндекс

Начнем с самого главного — кому принадлежит Яндекс и все его сервисы. Для многих Яндекс — это поисковик, ну и в последнее время — такси. На деле же в структуру входят несколько десятков проектов, которые формируют прибыль компании. И все проекты можно назвать современными и высокоинтеллектуальными.

ООО Яндекс — российская организация, но ее основное юридическое лицо зарегистрировано в Нидерландах. По словам представителей организации фирма работает в полном соответствии с законами РФ и разрабатывает продукты для российского рынка. Но акционеры как юридические лица зарегистрированы в Нидерландах, так как местное законодательство проще и правильнее.

Что принадлежит яндексу список. Смотреть фото Что принадлежит яндексу список. Смотреть картинку Что принадлежит яндексу список. Картинка про Что принадлежит яндексу список. Фото Что принадлежит яндексу список

Ключевым полем деятельности Яндекса является Россия, но работа также ведется в других странах.

Собственником компании Яндекс является транснациональная компания Yandex N.V. Яндекс — общество с ограниченной ответственностью, его структура собственников по последним данным такая:

Аркадий Юрьевич Волож — основатель и генеральный директор Яндекса, он же имеет больше всего голосов. Находится в российском списке Форбс с состоянием в 1,5 млн. долларов.

История возникновения Яндекса

Будущая корпорация зародилась в 1989 году. Тогда эта была небольшая фирма CompTek, которая продавала компьютеры, основателем как раз и стал Аркадий Волож. Название “Яндекс” появилось в 1993 году — компания создала программу поиску для жесткого диска. В целом с этого все и началось.

Начало создания поисковика для интернета датируется 1995 годом, сама же поисковая система была анонсирована только в 1997 году. И всего за два года поисковик Яндекс вошел в десятку самых популярных сайтов российского интернета.

В 2000 году компания Яндекс отделилась от родительской CompTek. Она была зарегистрирована на Кипре, в России же по документам работала дочерняя компания кипрского Яндекса.

В 2012 году вышел законопроект, согласно которому сервис Яндекс был признан стратегическим предприятием, которое занимается трансляцией информации.

До 2012 года единственным направлением деятельности компании был поисковик Яндекс, но с 2013 года организация решила брать новые векторы деятельности, развиваться и в других направлениях. Первым таким продуктом стал сервис прогноза погоды, который давал информацию с точностью до дома. Следом в 2016 была запущена лента рекомендаций Яндекс Дзен, которая в итоге стала отдельным значимым проектом,

На сегодня в Яндекс входят несколько десятков сервисов различной направленности. Компания постоянно экспериментирует, работает в разных направлениях. Какие-то проекты в итоге закрываются, не став востребованными, а какие-то “выстреливают” и приносят компании большие деньги.

Что принадлежит яндексу список. Смотреть фото Что принадлежит яндексу список. Смотреть картинку Что принадлежит яндексу список. Картинка про Что принадлежит яндексу список. Фото Что принадлежит яндексу список

Последняя новинка компании — платежный сервис Yandex Pay, который был запущен в марте 2021 года. Пользователь может внести данные карты в систему и после расплачиваться ею в любых магазинах.

Первые лица

Яндекс — огромная корпорация с разными направлениями деятельности, и за каждое отвечает определенная команда лиц. Есть и верхушка правления, главными лицами Яндекс признает 13 человек:

Примечательно, что команда Яндекса и его первые лица — это молодые люди. Компания современная, дает раскрываться всем вне зависимости от возраста и прошлой деятельности.

Что принадлежит яндексу список. Смотреть фото Что принадлежит яндексу список. Смотреть картинку Что принадлежит яндексу список. Картинка про Что принадлежит яндексу список. Фото Что принадлежит яндексу список

Самые крупные проекты Яндекса

Конечно, на первом плане — поисковик Яндекса, который приносит компании львиную долю прибыли. Именно это — основной проект, в который вкладывается больше всего сил. Фактически ключевая прибыль компании формируется за счет рекламодателей поисковика Яндекс и ленты рекомендаций Яндекс Дзен.

Другие наиболее крупные для компании проекты:

Также есть Погода, Яндекс Диск, Услуги, Яндекс Авто и Недвижимость, Мессенджер, Объявления, Авто.ру, Услуги, Афиша и многое другое. Вот некоторые из них:

Что принадлежит яндексу список. Смотреть фото Что принадлежит яндексу список. Смотреть картинку Что принадлежит яндексу список. Картинка про Что принадлежит яндексу список. Фото Что принадлежит яндексу список

Есть и сервисы для бизнеса, которые также принадлежат Яндексу. Вот некоторые из них:

Что принадлежит яндексу список. Смотреть фото Что принадлежит яндексу список. Смотреть картинку Что принадлежит яндексу список. Картинка про Что принадлежит яндексу список. Фото Что принадлежит яндексу список

Яндекс Деньги больше не существует

Многих сейчас волнует вопрос, кому принадлежит сервис Яндекс Деньги, который с недавнего времени канул в Лету. Это крупная электронная платежная площадка, которой пользовались миллионы граждан.

С начала 2021 года Яндекс Деньги был ликвидирован в связи с покупкой сервиса Сбербанком (хотя и ранее значительная часть сервисы принадлежала Сберу). Теперь сервис на 100% стал собственностью Сбера, и название Яндекс стало неоправданным. В итоге произошел ребрендинг, платежная система стала называться Юмани.

Что принадлежит яндексу список. Смотреть фото Что принадлежит яндексу список. Смотреть картинку Что принадлежит яндексу список. Картинка про Что принадлежит яндексу список. Фото Что принадлежит яндексу список

Для самих же пользователей электронных денег ничего не поменялось. Они как и раньше могут пользоваться площадкой, просто она отделилась от Яндекса и его сервисов. Пользователей попросили сменить данные для авторизации и переустановить мобильное приложение. Все продукты, услуги и условия обслуживания остались прежними.

Источник

Разбираемся в бизнесе Яндекса

Если у вас есть брокерский счет, вы можете стать владельцем доли Яндекса. Но разумный инвестор сначала разбирается в бизнесе компании. Именно это я попробую сделать сегодня.

На чем зарабатывает Яндекс

За последние пять лет Яндекс запустил несколько бизнес-сегментов: такси, сервис персональных рекомендаций, доски объявлений и другие продукты. За это время доля поиска в общей выручке сократилась с 94 до 82%. Хотя выручка от других сегментов растет, единственным источником доходов продолжает оставаться продажа рекламы. Рекламные доходы позволяют Яндексу развивать другие бизнес-сегменты, которые сейчас приносят убытки.

EBITDA —
прибыль до вычета расходов по выплате процентов, налогов и амортизации

Поиск

Выручка Яндекса от поиска зависит от пользователей и рекламодателей. Посмотрим на ситуацию с обеих сторон.

Пользователи. Последние три года аудитория рунета растет на 2—3% в год с учетом сложного процента. Основной рост аудитории пришелся на 2008—2014 годы. Выиграть за счет роста проникновения интернета Яндексу уже не удастся.

Рост аудитории рунета происходит за счет смартфонов — на 22% за три года — и смарт-ТВ — на 5%. Кажется, на обоих рынках у Яндекса потенциально могут быть проблемы.

У Яндекса нет крупной рекламной площадки, кроме главной страницы. У Гугла есть Ютуб, Фейсбуку принадлежат Вотсап и Инстаграм, Мэйл-ру владеет Вконтакте и Одноклассниками. Эти социальные и медийные сервисы — дополнительные рекламные площадки. У Яндекса такой нет. Хотя компания развивает сервис «Дзен», который выделен в сегмент экспериментальных, но уже имеет больше 10 млн дневной аудитории.

Есть еще одна потенциальная проблема: постепенный рост пользователей, которые выходят в интернет только со смартфона. На Андроиде чаще всего предустановлен поисковик от Гугла. А еще Гугл платит Apple, чтобы на Айфонах стандартным поисковиком в браузере тоже был Гугл. По данным американских аналитиков, поисковик за это платит около 9 млрд долларов, или 585 млрд рублей, в год. Неподъемные суммы для Яндекса.

Но пока это не мешает Яндексу быть лидером на российском рынке поиска на десктопе и на смартфонах.

Доля выручки Яндекса от рекламы через смартфоны растет, через компьютеры и ноутбуки — падает.

Рекламодатели. Сервис Roistat провел исследование эффективности рекламы в российском интернете за 2018 год. Рекламодатели тратят больше денег на рекламу в поисковиках, чем в соцсетях. И главное: реклама в Яндексе эффективней рекламы в Гугле для 60% клиентов. Другими словами, российский бизнес выбирает Яндекс — это хорошо.

По мнению консалтинговой компании PwC, темпы роста рынка интернет-рекламы будут замедляться. Несмотря на это, рост все равно достаточно быстрый, поскольку деньги будут и дальше перетекать из других рекламных рынков — телевидения, радио и прессы. Сейчас Яндекс занимает около 50% рынка. Кратно вырасти не удастся, но есть шанс поддерживать темп роста выше рынка.

Аналитики ожидают, что наибольший рост покажет сегмент видеорекламы. По заявлениям компании, в собственной экосистеме Яндекс может показывать рекламу аудитории до 37 млн человек — за счет «Кинопоиска», «Яндекс-музыки», «Яндекс-афиши» и других сервисов. Но тут тоже не все прекрасно: Ютуб дает аудиторию в размере 44 млн человек.

Такси

Сейчас «Яндекс-такси» — совместное предприятие Яндекса и Uber. Яндексу в компании принадлежит 59,3% акций. «Яндекс-такси» работает в 15 странах мира. В России компания вышла в плюс еще в 2018 году. Руководство связывает отсутствие доходов от сегмента такси с инвестициями в доставку еды и развитие беспилотных автомобилей.

Приложение Яндекса и Uber — лидер на российском рынке. Если человек пользуется такси, то, с большой вероятностью, у него установлено приложение «Яндекс-такси» или Uber.

Яндекс развивает собственный сервис карт с 2004 года. За это время компания собрала много данных по картографии России и использует их для навигации, создания маршрутов и распределения заказов. Готовые данные позволяют сократить стоимость поездки, а следовательно, увеличить количество пользователей, готовых пересесть с общественного и личного транспорта на такси. Тому же Uber приходится покупать данные у Microsoft и самостоятельно инвестировать в сбор данных в Америке.

Я не нашел конкретных данных по расходам «Яндекс-такси», но аналитики американского банка Morgan Stanley посчитали расходы на милю для Uber — половину расходов на поездку занимает оплата водителю. Яндекс пытается решить этот вопрос с помощью разработки автопилота. Технологическое преимущество перед обычными сервисами такси поможет занять еще большую долю на рынке, который оценен в 618 млрд рублей.

Автопилот — потенциально прорывная технология, но она требует дальнейших инвестиций и разработки полноценного законодательства. Как скоро технологию можно будет полноценно использовать в бизнесе — непонятно. А еще автопилот может дать Яндексу возможность выйти на рынок автоперевозок и доставки товаров. К слову, рынок грузоперевозок оценен в 800—900 млрд рублей — в несколько раз больше, чем рынок интернет-рекламы.

Прочие сервисы

У Яндекса есть три сегмента, которые растут на более чем 50% год к году: доски объявлений, медиасервисы и экспериментальные проекты. Но в сумме они не приносят и 10% выручки. Посмотрим на интересные проекты.

Подписка «Яндекс-плюс». Текущий тренд крупных технологических компаний — создание экосистемы, чтобы пользователь мог на одной платформе удовлетворить больше своих потребностей. Так появился «Яндекс-плюс» — платная подписка, которая дает привилегии в сервисах компании: скидки на поездки в «Яндекс-такси», доступ к сериалам на «Кинопоиске», к «Яндекс-музыке», место на «Яндекс-диске» и прочие бонусы.

«Дзен». Сервис персональных рекомендаций Яндекса. «Дзен» для компании — дополнительная площадка для показа рекламы. По сути, «Дзен» конкурирует с Инстаграмом, мессенджерами, новостными сайтами и даже с Netflix.

Плюс сервиса в том, что большую часть контента создают пользователи и Яндексу не нужно тратить много средств на их вовлечение. Бизнес и медиа самостоятельно генерируют контент на площадке.

Если верить «Яндекс-радару», то пользователи «Дзена» тратят на сервис по четыре часа в день — оценка выглядит не очень правдоподобной. Данные по времени на сайте и посещенным страницам у Similarweb.com выглядят реалистичней, они в графике ниже. Мне кажется, текущая проблема «Дзена» в малом количестве видеоконтента — посмотрите на вовлеченность аудитории Инстаграма и Ютуба. Ведь чем больше пользователей тратят время на сервис, тем больше им можно показать рекламы. Но вроде как «Дзен» тестирует формат видеороликов.

Яндекс не раскрывает, сколько выручил и заработал «Дзен». Сотрудники компании заявили, что «Дзен» выручил 4 млрд рублей. Это не точные данные, а приблизительные: компания взяла выручку за определенный месяц и посчитала, что будет так зарабатывать в течение года.

«Яндекс-облако». Сервис запустили в сентябре 2018 года. С его помощью компании могут обрабатывать и хранить данные на серверах Яндекса.

В текущих реалиях данные — ядро бизнеса. Так, сервис вызова такси Lyft потратил в прошлом году на облачные хранилища Amazon 100 млн долларов. У Яндекса положение лучше: он уже зарабатывает на своих серверах.

Глобальный рынок облачных сервисов и оборудования для них оценен в 250 млрд долларов, или 16 трлн рублей. Российский рынок — около 70 млрд рублей. Сейчас лидер на мировом рынке — облачные сервисы Amazon. Потенциальные точки роста для сервиса Яндекса: иностранные компании, которым нужно держать и обрабатывать данные российских пользователей, а также нетехнологические местные компании.

На февраль 2019 года у сервиса было 6 тысяч клиентов, из них 500 — платящих. Пока рано говорить о каком-то влиянии сервиса на финансы Яндекса, но, по прогнозам, даже российский рынок облачных решений должен расти чуть быстрее рынка рекламы.

Электронная коммерция

С 2000 по 2016 год компания развивала «Яндекс-маркет» — сервис по выбору товаров и услуг. В 2018 году Яндекс совместно со Сбербанком организовали предприятие на базе «Яндекс-маркета». Компании планируют создать «Amazon по-русски». Теперь Яндексу принадлежит 45% акций в «Яндекс-маркете». Результаты маркета будут незначительно учитываться в отчетности компании.

Кто владеет Яндексом

Когда вы покупаете акции Яндекса, вы приобретаете долю в нидерландском холдинге. Этому холдингу принадлежат доли в российских компаниях, а они, в свою очередь, владеют сервисами Яндекса. Основатели создали юридическое лицо в Нидерландах, чтобы обезопасить себя от крупных инвесторов, и выпустили два типа акций. В России так сделать нельзя.

На фондовом рынке торгуются акции класса А, которые обладают одним голосом, и акции класса B, которые равны 10 голосам. Акции класса B принадлежат создателям компании, и их нельзя купить или продать на бирже, зато можно конвертировать в акции класса А. Когда Яндекс решит выплатить дивиденды, количество голосов не будет играть никакой роли. Будет учитываться только количество акций класса А и B.

Еще есть золотая акция, которая принадлежит Сбербанку. Она позволяет блокировать продажу крупных активов и вносить в устав поправки, изменяющие права владельца золотой акции.

В октябре 2018 года были слухи, что Сбербанк хочет получить крупную долю в Яндексе. Из-за этого акции упали в цене на 23% в моменте. Но купить крупную долю в Яндексе трудно: для этого понадобится выпустить новые акции, заплатить денег больше, чем стоит Яндекс в целом, и получить соглашение текущих инвесторов. Акции класса B как раз и нужны для того, чтобы защитить компанию от опасных инвесторов.

Куда больший риск несет не поглощение Яндекса государственной компанией, а признание интернета стратегически важным сектором российской экономики. Это может наложить ограничения на иностранную собственность в российских интернет-компаниях. Сейчас, покупая акции Яндекса, мы покупаем нидерландский холдинг, которому полностью принадлежит российская компания, владеющая поисковиком Яндекса.

Что за бизнес

Яндекс — компания, доминирующая на российском рынке интернет-рекламы, зависящая от местного законодательства и способности приносить рекламодателям отдачу на вложенные деньги. Поисковая система — дойная корова, которая позволяет развивать убыточные направления бизнеса.

Потенциал Яндекса зависит от скорости роста рынка рекламы, перераспределения бюджетов компаний на интернет-рекламу и способности привлечь внимание аудитории к новым форматам развлечений.

Благодаря инвестициям в данные и инфраструктуру Яндекс получил информацию, которую использует для удешевления поездок на такси и разработки автопилота. Бизнесу необходимы сервера для обработки и хранения данных, поэтому Яндекс запустил облачный сервис. Оба рынка потенциально помогут снизить зависимость от поисковых доходов.

В следующем обзоре я попробую сделать грубую оценку стоимости Яндекса и понять, переоценен или недооценен бизнес компании. Подпишитесь на Инвестник, чтобы не пропустить вторую часть обзора.

Без притязаний

Это поверхностный обзор бизнеса Яндекса, чтобы принять инвестиционное решение. Мы ни на что не претендуем, а лишь хотим помочь вам быстро разобраться в бизнесе компании и продолжить самостоятельное изучение.

Если вы новичок в инвестициях, но хотите приумножить собственный капитал с помощью акций — прочитайте наши вводные статьи:

Источник

«Яндекс» нашел «баланс» между своими и госинтересами

Что принадлежит яндексу список. Смотреть фото Что принадлежит яндексу список. Смотреть картинку Что принадлежит яндексу список. Картинка про Что принадлежит яндексу список. Фото Что принадлежит яндексу список

В понедельник, 18 ноября, «Яндекс» объявил, что совет директоров его головной компании, Yandex N.V., одобрил изменения в системе корпоративного управления, предполагающие создание семейного траста, расширение прав «золотой акции» компании и ее передачу от Сбербанка специальному Фонду общественных интересов (он будет зарегистрирован в ближайшее время в Октябрьском районе Калининграда).

Зачем нужны изменения — в материале РБК.

Как изменится структура управления

Как отмечается в документах Yandex, основатель и руководитель группы Аркадий Волож намерен создать семейный траст, куда передаст принадлежащие ему акции класса B. Yandex намерен отменить возможность автоматического преобразования акций класса B в акции класса А в случае смерти их владельца, что предусмотрено текущими правилами компании. Принадлежащие семейному трасту акции не будут автоматически конвертироваться в течение двух лет после смерти владельца. В документах траста будет указано, что в этот период траст должен будет голосовать в соответствии с рекомендациями от совета директоров компании.

Параллельно предлагается создать некоммерческий Фонд общественных интересов. Он будет зарегистрирован в специальном административном районе на территории Калининградской области как международный фонд. Согласно поправкам в закон «О международных компаниях» и другие нормативные акты, которые 12 ноября были приняты Госдумой в третьем чтении, в специальных административных районах в Калининградской области и Приморском крае могут регистрироваться и пользоваться особым правовым режимом не только бывшие офшорные компании, но и некоммерческие международные фонды.

Фонд получит «золотую акцию» компании, держателем которой сейчас является Сбербанк. Сейчас она может блокировать консолидацию 25% акций «Яндекса» в одних руках, после передачи ее права расширятся: с ее помощью можно будет блокировать консолидацию 10% и более голосующих или экономических акций в одних руках. Также фонд получит право:

Как будет управляться фонд

Совет директоров фонда будет состоять из 11 членов. Пятеро из них — представители российских университетов (ВШЭ, МФТИ, МГУ, СПбГУ, ИТМО), еще три — от негосударственных организаций (Российский союз промышленников и предпринимателей, школа управления «Сколково» и Фонд поддержки 57-й школы), с которыми у компании партнерские отношения. Еще три директора фонда будут менеджерами самого Yandex — это Аркадий Волож, управляющий директор группы Тигран Худавердян, гендиректор «Яндекса» в России и HR-директор Елена Бунина.

Если российские акционеры потеряют контроль над Yandex, то в фонде останутся два представителя от самой компании (ее гендиректор или другой исполнительный директор, а также старший менеджер группы). В этом случае число директоров от университетов будет увеличено до шести — за счет еще одного представителя ВШЭ.

Учредителями Фонда поддержки 57-й школы являются замглавы Роспечати Владимир Григорьев и председатель совета директоров «Фармстандарта» Виктор Харитонин, среди попечителей — председатель наблюдательного совета группы Bosco di Ciliegi Михаил Куснирович и др.

Представитель «Яндекса» отказался сообщить, кто войдет в их новый орган управления от Фонда поддержки 57-й школы. Он пояснил, что это учебное заведение — одна из ведущих математических школ России, с которой к тому же сотрудничала компания, а Елена Бунина является ее выпускницей и бывшим преподавателем.

В материалах Yandex говорится, что кандидатами в совет от университетов и негосударственных организаций не могут быть те, кто в предшествующие назначению два года занимали политические должности, входили в руководящие органы политических партий, являлись госслужащими, сотрудниками госкорпораций или компаний, подконтрольных государству, у них не должно быть коммерческих конфликтов интересов и др.

Ведущий аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян отметил, что практика передачи части акций в фонд с теми или иными общественными интересами существует за рубежом и у Комиссии по ценным бумагам и биржам США не должны возникнуть вопросы к новой структуре. «Через такие фонды корпорации проводят благотворительные и общественные проекты. Например, после ухода Джека Ма Alibaba поменяла структуру акционеров, создав траст для общественных целей, в который вошли представители государства. Общественный фонд есть у компании Uber. Но в целом в ИТ-сфере таких примеров немного», — отметил Казарян. Однако, по его мнению, вариант, когда объединены принцип контроля над акционерами и какая-то социальная нагрузка, как предполагается в Фонде общественных интересов исходя из его названия, выглядит странно.

Почему нужны изменения

Капитал Yandex N.V. разделен на акции класса А, В и С, а также есть «золотая акция», выпущенная в пользу Сбербанка. Значительная часть акций первого класса A торгуется на NASDAQ и Московской бирже. Акции класса В распределены между основателями компании и дают больше голосов. Акции класса С являются техническими, они будут использоваться только при конвертации акций В в акции класса А. Кроме того, ранее компания утвердила, но не выпустила привилегированные акции, которые предназначены для защиты от враждебного поглощения и могут быть использованы при подобных попытках (в рамках реструктуризации Yandex предлагает акционерам отменить решение о выпуске подобного типа акций).

Сейчас Аркадий Волож владеет 49-процентной голосующей долей в компании, а вместе с другими основателями — 56-процентной. Но помимо российского гражданства Волож имеет гражданство Мальты.

Значительное присутствие иностранцев в капитале Yandex, а также потеря контроля над голосующей долей российской стороной в случае смерти Воложа и конвертации его пакета в акции класса A — уже несколько лет предмет переговоров между компанией и властями:

«Сегодняшний «Яндекс» — это технологическая компания, которая действует в самых разных сферах — от рекламы до транспорта и далее со всеми остановками. Интернет сегодня вроде электричества сто лет назад. Продукты «Яндекса» воспринимаются как необходимая часть нашей жизни, а если с ними что-то случается, то это — проблема не только компании, но и всего общества, а значит, на нас замыкается общественный интерес», — объясняет необходимость изменений в письме сотрудникам Волож. По его словам, механизм «золотой акции», появившийся десять лет назад, на тот момент был гарантией от покупки компании большим международным игроком или местной бизнес-группой. Но с тех пор «Яндекс» многократно вырос, поэтому потребовалась новая версия «золотой акции», «решение, которое станет оптимальным для трех сторон: оставит в наших руках управление компанией, сохранит уверенность международных инвесторов в перспективах бизнеса «Яндекса» и защитит интересы страны».

Как поменяется совет директоров Yandex

В качестве новых членов совета директоров «Яндекса» от фонда планируется выдвинуть проректора РАНХиГС, директора Высшей школы государственного управления Алексея Комиссарова и гендиректора «ВТБ Капитала» Алексея Яковицкого.

При совете директоров будет создан специальный комитет по общественным интересам, который будет состоять из трех членов (Комиссаров, Яковицкий и Волож) и не будет решать обычных вопросов, связанных с бизнесом компании.

Сейчас в совет Yandex входят десять директоров. Помимо сотрудников компании Воложа и Худавердяна это:

Представитель «Яндекса» пояснил, что переход «золотой акции» от Сбербанка к фонду не означает выхода представителя банка из совета директоров компании. «Герман Греф остается в нашем совете директоров. Его полномочия истекают в 2020 году с возможностью переизбрания», — отметил он.

Представитель ВТБ сообщил: в группе считают, что в случае избрания Алексея Яковицкого в совет директоров «Яндекса» «его опыт работы на российском и международном финансовом рынке и экспертиза в управлении крупными проектами будут полезны».

Кто должен одобрить изменения

Близкий к Кремлю источник сказал, что изменение структуры «Яндекса» было согласовано с ними. Но пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что «о согласовании Кремлем изменений в структуре управления «Яндексом» не может быть и речи». «Естественно, ни о каком согласовании с Кремлем речи идти не может совершенно. Это корпоративные дела, и здесь не требуется никакого согласования с Кремлем», — заявил он журналистам 18 ноября. При этом Песков добавил, что в Кремле внимательно наблюдают за этими решениями, так как «Яндекс» является системообразующей компанией в своей отрасли. Эта компания очень важна «с точки зрения нашего инновационного будущего и развития», пояснил пресс-секретарь главы государства.

Представитель Сбербанка заявил, что банк получил обращение «Яндекса» с просьбой передать «золотую акцию» обратно в рамках предлагаемых ими преобразований. «Эта просьба будет рассмотрена правлением Сбербанка завтра [19 ноября]. В целом мы позитивно и с пониманием относимся к инициативам «Яндекса», — сказал он.

20 декабря изменения в структуре управления рассмотрят акционеры Yandex на внеочередном собрании. Чтобы решение было принято, за него должны проголосовать не менее 75% владельцев акций класса А при явке не менее 50%.

«Миноритарии, скорее всего, одобрят эти изменения, потому что из всех вариантов, которые звучали ранее, включая вхождение государства в капитал «Яндекса», предложенный формат наиболее логичен и оптимален», — говорит аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. По его мнению, изменение структуры управления — это компромиссный вариант. «Создаваемый Фонд общественных интересов сможет влиять на те вопросы, которые вызывают наибольшее опасение властей сейчас, например использование данных, передача интеллектуальной собственности и другие. Но, скорее всего, право вето новый орган будет использовать только в экстренных случаях и не должен влиять на операционную деятельность компании», — уверен аналитик.

Самый важный вопрос — удовлетворит ли новая структура управления «Яндекса» государство и будет ли этих изменений достаточно, чтобы изменить формулировки закона о значимых интернет-ресурсах, которые в предложенном виде представляют большую опасность для акционерной структуры «Яндекса», считает аналитик «Уралсиба» Константин Белов. «Предложенная структура действительно позволила бы убрать большую часть тех рисков, которые волнуют государство с точки зрения потери контроля над «Яндексом» со стороны российских акционеров», — уверен он. Белов также считает, что миноритарии, скорее всего, поддержат решение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *