Что принесло головотяпам самовластие

Загадка Салтыкова-Щедрина (Программа В.Я. Коровиной). 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8

(Анализ главы «О корени происхождения глуповцев». Отрывок из романа «История одного города»)

Цель урока: разгадать загадку Салтыкова-Щедрина, расшифровать «хитрую тайнопись» его эзопова языка.

1. Идейно-художественный смысл главы.

2. Литературные приемы, свойственные сатирическому произведению.

3. Позиция писателя.

Повторение: приемы эзопова языка (ирония, аллегория, аллюзия); гротеск.

Словарная работа: авторский стиль

Домашнее задание к уроку: Что сближает рассказ о головотяпах, ищущих князя, со сказкой?

Индивидуальные задания к уроку:

1. Причина использования аллюзии в 1-ом предложении главы (Комментарий Б. Эйхенбаума) [2]

2. Расшифровка названий племен, живших по соседству с головотяпами.

(В. Даль «Толковый словарь…»)

3. Причина использования аллюзии в дальнейшем содержании главы:

4. Звукоизобразительная характеристика головотяпов, князей.

Салтыкова-Щедрина нужно читать умеючи
М. С. Ольминский

Читать произведения Салтыкова-Щедрина – всё равно, что расшифровывать хитрую тайнопись.
И. А. Гончаров.

I. Слово о писателе (Учитель)

Чтобы войти в художественный мир писателя, чтобы глубже осознать и почувствовать этот мир, конечно же, надо знать о законах, по которым он сотворен, надо подготовить себя к встрече с книгой.

Что же говорить о нас!

— Почему же «Салтыкова-Щедрина нужно читать умеючи?» В чем причина?

Салтыков-Щедрин жил в очень интересное для России время. Реформы местного самоуправления, судебная, военная, в области образования. Но главный вопрос – крестьянский (освобождение крестьян от крепостной зависимости) и ограничение самодержавия.

Салтыков- Щедрин оказался востребован эпохой и в качестве чиновника, и в качестве писателя.

Чиновник в канцелярии военного министерства, вице- губернатор Рязани, Твери, председатель казенной палаты в Пензе, управляющий Тульской казенной палатой, а затем Рязанской.

Писатель Салтыков-Щедрин не был мастером острого сюжета, характеры его героев не отличались психологической глубиной, красота его слога не ласкала слух. Но он был правдив, точен и беспощаден к социальному злу.

Цензурный комитет отмечал «вредное направление» произведений Салтыкова.

Применительно к творчеству великого сатирика используется специальный термин-эзопов язык. Прилагательное образовано от имени древнегреческого баснописца Эзопа, жившего, согласно легенде, в VI в. до н. э. Создатель жанра басни был мастером иносказания. Он облекал самые смелые политические намеки в невинную форму рассказа о животных. Салтыков-Щедрин виртуозно владел эзоповым языком. Это искусство позволяло ему преодолевать цензурные препятствия. Но, возможно, он прибегал к многочисленным иносказаниям не только по необходимости.

Таков был его талант.

II. Анализ главы «О корени происхождения глуповцев». Отрывок из романа «История одного города».

«История одного города» была написана в 1869 году. А еще за 8 лет до этого писатель придумал название города- Глупов. Само слово, однокоренное с «глупостью» и «глупцом», определило характер повествования. Писатель сочинил дурацкую, шутовскую историю, которая была при этом подозрительно похожа на настоящую.

1. Чтение учеником 1-ого предложения главы

Причина использования аллюзии в этом предложении (сообщение ученика)

Н. И. Костомаров (1817-1885) и С. М. Соловьев (1820-1879) были представителями противоположных и враждебных буржуазно-либеральных воззрений на историю России и на исторический процесс вообще. Соловьев в своей «Истории России» доказывал, что русское государство образовалось только благодаря великодержавной политике русских царей. Костомаров, наоборот, считал эту политику вредной, главное значение он придавал стихийным движениям и изучал те моменты русский истории, когда на сцену выступали народные массы. Таковы его работы об украинском национальном движении («Богдан Хмельницкий»), о «смутном времени», о « севернорусских народоправствах» (Новгород, Псков).

Щедрин имеет ввиду именно эту противоположность их направлений и взглядов, когда говорит о Костомарове, что он «серым волком» рыскал «по земли»,а о Соловьеве-что он «шизым (т. е. сизым) орлом» ширял под облаками.

Что касается буржуазно-либерального ученого А. Н. Пыпина (1883-1904),то Щедрин применяет к нему слова: «растекаться мыслью по древу», потому что Пыпин в своих работах обращал больше внимания на широкий историко-культурный материал, сосредоточенный вокруг объекта исследования.

Далее начинается рассказ о баснословных, доисторических временах Глупова.

Вопрос об основах русской государственности и ее развитии получил в 60-е годы злободневный и полемический смысл в связи с крестьянскими волнениями, грозившими развернуться в революционное движение. НА фоне этой полемики глава «О корени происхождения глуповцев» выглядела не только как пародия на историческую легенду, но и как сатира, направленная по адресу обеих исторических школ: и «великодержавной» и народнической. [2].

Художественный мир Салтыкова-Щедрина по преимуществу населен необычными героями. Здесь – «головотяпы».

— Почему их так прозвали? (текст)

Но эзопов язык не так уж прост.

Особенно часто любят прибегать к нему художники – карикатуристы. Он позволяет создавать яркие гротесковые образы.

Чаще всего у Салтыкова-Щедрина встречаются образы-характеристики, даже образы – клички. («головотяп» – впервые употреблено Салтыковым-Щедриным).

— Кто жил по соседству с головотяпами? (текст)

Думаете это тоже выдумка?

Нет. Своеобразный народный юмор в этих прозвищах.

— Расшифровка названий племен (Сообщение ученика)

Вывод: Факты подлинной действительности приобретают фантастические очертания, а фантастика становится реальностью.

Полуреальное, полулегендарное повествование выдержано в серьёзном и торжественном тоне, который находится в постоянном противоречии с нелепостью описываемых явлений.

4. Найдите нелепые, нелогичные явления в тексте. Алогизмы (чтение)

а) «когда же лгали, то прибавляли «да будет мне стыдно», и были наперед уверены, «что стыд глаза не выест»

(Стыд не дым, глаза не выест) (С. 22)

б) «Таким образом взаимно разорили они свои земли … и в то же время гордились тем, что радушны и гостеприимны» (С. 22)

в) Нелепые, бестолковые действия наведения порядка головотяпами.

«Началось с того, что … » (С. 22)

Вывод: Это чистый абсурд! В гротеске естественные связи и отношения уступают место алогичным (нелогичным). Алогичное служит более рельефной обрисовке персонажей: в этих событиях в концентрированной форме отражаются характерные черты человеческой истории.

5) Головотяпы – (разг. ) о том, кто небрежно и бестолково ведет какое – либо дело (впервые употреблено Салтыковым-Щедриным).

— Необразованность, темнота, забитость

— Рабская привычка народа к повиновению, его бесправие, смирение

Вывод: Вот это и высмеивает Салтыков-Щедрин в своей сатирической книге. А разве прямо можно было говорить об этом в 60-е гг. XIX в? Вот и нужен был эзопов язык.

6) Но даже и в сравнении со всеми подвигами глупости решение добровольно отдаться в кабалу, хочет сказать писатель, выглядит фантастически!

— Как меняется при этом интонация?

(высокий, торжественный слог летописи сменяется игровой, сказочной интонацией)

7) А в сказочное повествование вновь вплетаются аллюзии

— Зачем? (Сообщение ученика)

а) «Были между ними…» (С. 28)

Ср. : Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»

«Всех, кто не стоял, разобрала сильно такая речь, дошед далеко, до самого сердца. Самые старейшие в рядах стали неподвижны, потупив седые головы в землю; слеза тихо накатывалася в старых очах; медленно отирали они её рукавом. И потом все, как будто сговорившись, махнули в одно время рукою и потрясли бывалыми головами».

Вывод: Образ Сечи связан с мотивом воли, а головотяпы добровольно себя закабалили.

б) «Не шуми, мати зелена дубравушка!» (С. 27)

Ср: А. С. Пушкин « Капитанская дочка» гл. 7

«Невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, обреченными виселице. Их грозные лица, стройные голоса, унылое выражение, которое придавали они словам и без того выразительным,- все потрясло меня каким-то пиитическим ужасом»

Вывод: И у Салтыкова-Щедрина ужас оттого, что головотяпы добровольно себя закабалили и обрекли на страдания от произвола властей. Его точка зрения – это большая глупость. Так головотяпы стали глуповцами.

8) Что принесло головотяпам самовластие? (Глупость не порок, а беда).

— Главная проблема главы?

(Народ и самовластие- их противостояние).

9) На это противостояние указывают даже звукоизобразительные характеристики. (сообщение ученика)

В гротескном мире главы отсутствуют звуки спокойные, нейтральные:

Звукоизобразительная характеристика головотяпов

Источник

Конспект двух уроков «Глупов и глуповцы под судом сатиры»

По роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»

Что принесло головотяпам самовластие. Смотреть фото Что принесло головотяпам самовластие. Смотреть картинку Что принесло головотяпам самовластие. Картинка про Что принесло головотяпам самовластие. Фото Что принесло головотяпам самовластиеУрок начинается с обсуждения прочитанного.

– Какое впечатление произвёл на вас роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»?
(– Читалось трудно, многое было неясно.
– Смешно, интересно.
– Многое напоминало сегодняшний день.)

Учитель. Да, отношение к произведению противоречивое, но это не потому, что роман был написан давно (вы отметили, что многие страницы списаны с сегодняшнего дня), а дело в том, что так было всегда со времени выхода «Истории одного города».

Оценка романа современниками (сообщение ученика). Это произведение впервые вышло отдельным изданием в 1870 году. До этого книга печаталась в несколько приёмов в «Отечественных записках». Сразу по выходе книги в свет И.С. Тургенев, находившийся тогда в Лондоне, писал Михаилу Евграфовичу: «На днях получил Вашу «Историю одного города». прочёл её немедленно. Под своей резко сатирической, иногда фантастической формой, своим злободневным юмором, напоминающим лучшие страницы Свифта, «История одного города» представляет самое правдивое воспроизведение одной из коренных сторон российской физиономии. «

Но подобное отношение к новому творению Щедрина было далеко не единодушным. Некоторые читатели и критики встретили его более чем прохладно. В апрельском номере журнала «Вестник Европы» за 1871 год появилась критическая статья, посвящённая «Истории одного города», которая называлась «Историческая сатира». Автор её рассматривал книгу как сатиру на русскую историю и в этой связи обвинял писателя в самых разных грехах: в «поверхностном знакомстве с историей XVIII века и вообще с историей русского народа», в «неясности позиции автора», в «смехе для смеха» и старании «позабавить читателя во что бы то ни стало», в отсутствии «всякой руководящей идеи». Одним из главных пунктов обвинения был тезис о глумлении сатирика над народом. Подписана статья была псевдонимом А.Б-ов, за которым скрылся А.С. Суворин – в то время либеральный критик. Салтыкова статья Суворина возмутила и непониманием замысла книги, её истинной направленности и художественного своеобразия. Он написал официальное письмо в редакцию «Вестника Европы», в котором объяснил замысел «Истории одного города». Но «объяснение» автора было положено под сукно и пролежало в архиве ответственного редактора Стасюлевича сорок с лишним лет.

Чем же объяснялась разноголосица мнений по поводу новой сатиры Щедрина? Прежде всего различием в идейных позициях её читателей. Но немаловажное значение имело и то обстоятельство, что по своей художественной структуре книга была необычной, сложной. Не случайно И.С. Тургенев в своей рецензии назвал её «странной и замечательной». Это и в самом деле одно из самых своеобразных произведений русской сатирической литературы.

Беседа по содержанию произведения

1. Город Глупов – город – гротеск.

Необычен и жанр, и герои, необычен сам объект изображения, избранный сатириком. Давно известно, что предметом сатиры должна быть современность. А тут вдруг – история. К тому же история какого-то города Глупова.

– Что же за город привлёк внимание писателя? Где был заложен он? Каково место расположения?

«. Прибывши домой, головотяпы немедленно выбрали болотину и, заложив на ней город, назвали Глуповым. » 1 (Глава «О корени происхождения глуповцев».)

«. родной наш город Глупов, произведя обширную торговлю квасом, печёнкой и варёными яйцами, имеет три реки и, в согласность древнему Риму, на семи горах построен. « (Глава «Обращение к читателю». С. 297.)

– Каковы границы города Глупова?

Границы города неопределённые, непонятные, то это уездный городишко с прилегающим к нему выгоном для скота (рассыльный прибывает в Глупов «из Губернии», новый градоначальник тоже), то выясняется, что это город скорее губернский (в трактате Микаладзе встречаем фразы: «В одной из приволжских губерний градоначальник был роста трёх аршин с вершком. В другой губернии столь же рослый градоначальник. « – глава «Оправдательные документы. О благовидной всех градоначальников наружности». С. 476–480), то границы города расширены до пределов всей России («Выгонные земли Византии и Глупова были до такой степени смежены, что византийские стада почти постоянно смешивались с глуповскими, и из этого выходили беспрестанные пререкания»). (Глава «Войны за просвещение». С. 371.)

– Кто населял город Глупов?

Глупов населяли странные люди, похожие на горожан, встречаем мы здесь и купечество, и интеллигенцию, и даже глуповский бомонд. А порой вдруг оказывается, что жители этого города. пашут, сеют, пасут скот и живут в избах.

– Как же понимать эти противоречия? Как недосмотр автора?

Это город условный, иносказательный. Город – гротеск, в котором нашли воплощение негативные стороны всей страны, всего государства. В этом обобщённом образе совмещены деревни, сёла, уездные и губернские города, столицы Российской империи.

– Что означает сочетание «один город» в названии «История одного города»?

«Один город» следует соотнести с исконным смыслом корня gard – ограждённая территория, область человеческого существования, значит, это изображение любого человеческого общества.

– Как же возник этот город? Обратитесь к главе «О корени происхождения глуповцев», расскажите легенду о возникновении Глупова.

Щедрин рисует гротесковую картину возникновения Глупова, строительным материалом для которой в значительной мере послужила сатирически переосмысленная легенда о «добровольном» призвании славянами варяжских князей.

– Из легенды мы узнали, что основали город головотяпы. Почему их так называли?

«Головотяпами же прозывались эти люди оттого, что имели привычку «тяпать» головами обо всё, что бы ни встретилось на пути. « (Глава «О корени происхождения глуповцев». С. 298.)

Вспомним русскую пословицу «Заставь дурака Богу молиться – он и лоб расшибёт», которую следует понимать метафорически. Объяснение слова «головотяпы» является не чем иным, как вариантом этой пословицы, но писатель переосмыслил данное прозвище и прочёл его буквально. Ироническое объяснение помогает понять, что перед нами образ не правдоподобный, а условный. Приём, к которому прибегает здесь автор (буквальное прочтение метафорических выражений), встречается в сатире часто. Особенно любят к нему прибегать художники-карикатуристы. Он позволяет создать яркие гротесковые образы (рассматриваются иллюстрации художников Кукрыниксов к данному произведению).

– С чего же начали головотяпы наведение порядка?

«Началось с того, что Волгу толокном замесили, потом телёнка на баню тащили, потом в кошеле кашу варили. « (Глава «О корени происхождения глуповцев». С. 299.)

Но невозможно такими нелепыми действиями добиться порядка, и они обращаются к князю.

– Какая главная проблема ставится писателем в связи с этим в главе «О корени происхождения глуповцев», а потом и во всём повествовании?

Народ и самовластие.

– Сторонники самодержавия заявляли, что, пригласив князей, народ проявил мудрость. А вы как считаете? А как считает автор?

Щедрин считает это глупостью, выражая своё мнение устами князя, согласившегося «володеть» головотяпами.

– Что принесло головотяпам самовластие?

«И будете вы платить мне дани многие. «, то есть грабёж систематический, узаконенный;

«Когда же пойду на войну – и вы идите!» – превращение жителей в «пушечное мясо»;

«А до прочего вам ни до чего дела нет!» – устранение народа от обсуждения и решения любых общественных вопросов;

«И тех. которым ни до чего дела нет, я буду миловать; прочих же всех – казнить» – воспитание в народе покорности, повиновения путём откровенного непрерывного террора. (Глава «О корени происхождения глуповцев». С. 303–304.)

ГрадоначальникиЧто принесло головотяпам самовластие. Смотреть фото Что принесло головотяпам самовластие. Смотреть картинку Что принесло головотяпам самовластие. Картинка про Что принесло головотяпам самовластие. Фото Что принесло головотяпам самовластие

Дальнейшие главы представляют собой описание жизни глуповцев при самовластии. Сатирик воссоздаёт город Глупов на разных этапах его существования, при разных правителях. Например, глава «Опись градоначальникам» даёт целую вереницу их. И снова люди вроде бы как люди: и фамилия есть, и имя-отчество, и чин. И качествами некоторые из них наделены вполне правдоподобными. В то же время сплошь и рядом быль переплетается здесь с фантастикой.

– Чем знаменательны градоначальники?

2. Прыщ Иван Пантелеич с фаршированной головой.

3. Никодим Осипович Иванов «был столь малого роста, что не мог вмещать пространных законов. Умер от натуги, усиливаясь постичь сенатский указ».

Вывод: Образы градоначальников необычны, фантастичны.

Сам Салтыков-Щедрин, объясняя смысл своего обращения к фантастике, подчёркивал, что «фантастичность рассказов нимало не устраняет их. воспитательного значения и что опрометчивая самонадеянность летающего градоначальника может даже и теперь послужить спасительным предостережением для тех из современных администраторов, которые не желают быть преждевременно уволенными от должности».

Конечно, объяснение это носит ироничный характер, но вместе с тем оно в своеобразной форме выражает ту мысль, что обращение его к фантастике было не случайным, а диктовалось серьёзными творческими задачами, несло важную идейную нагрузку, то есть сколько бы прихотливым и безграничным ни был полёт фантазии, он всегда связан с реальной действительностью. Например, говоря о гротесковой характеристике Никодима Осиповича Иванова, который настолько «мал ростом», что не в состоянии был «вмещать пространных законов», мы должны знать, что эта фантастическая подробность появилась у Щедрина не случайно, что он опирался на материал реальной действительности.

С середины XVII века по 1825 год в России были изданы десятки тысяч разных законов. Собранные вместе, они заняли сорок пять томов («Полное собрание законов Российской империи», 1830). Законы, изданные при Николае I и Александре II (до 1870 года), составили ещё сорок пять томов. Характерной чертой многих из них были не только «пространность», но и крайняя запутанность, противоречивость. Вот куда метит сатирик, заявляя, что градоначальник Иванов умер от «натуги, усиливаясь постичь некоторый сенатский указ».

В фигурах некоторых из градоначальников можно отыскать черты подлинных российских самодержцев. (Так, например, в образе Негодяева есть нечто от Павла I, в фигурах Микаладзе и Грустилова – от Александра I, в Перехват-Залихватском – от Николая I.)

– Так что же, это сатирический портрет исторической личности?

Нет. Это образы обобщённые.

– Докажите, что это образы типические. Что общего у всех градоначальников? Чем они похожи?

Они похожи в главном: их разнообразные прожекты сводились к одному: к выколачиванию «недоимок» и пресечению «крамолы». (Глава «Опись градоначальникам. Ферапонтов, Великанов, Бородавкин».)

Вывод: Многообразие градоначальников оборачивается на самом деле их поразительным однообразием. И термин «градоначальник» употребляется в данной книге не в официальном своём значении, а в чисто условном. Градоначальник – это начальник города Глупова, а поскольку Глупов – город обобщённый, то и градоначальник – понятие собирательное, обозначающее самовластного правителя. И в следующей главе эти разнообразные фигуры как бы приведены к общему знаменателю. Этим знаменателем оказался Дементий Варламович Брудастый – градоначальник без головы.

– Чем он знаменателен? Расскажите о нём.

Итак, в этом образе перед читателем предстаёт сущность градоначальничества, очищенного от всего второстепенного.

– Что является второстепенным, ненужным?

Всё человеческое, и в том числе голова, ум. Для управления достаточно двух мелодий: «Разорю!», «Не потерплю!»

Так правил Глуповым человек, у которого на плечах пустой сосуд, то есть человек без головы отдавал распоряжения, которые глуповцы беспрекословно выполняли, человек без головы распекал чиновников и так далее. Причём Щедрин объясняет правомерность выбранного приёма объяснением смотрителя народных училищ. (Глава «Органчик». С. 317.)

В главе «Войны за просвещение» писатель заставляет градоначальника Бородавкина подвергнуть «строгому рассмотрению деяния своих предшественников». Оказалось, что в веренице градоначальников лишь тени, образы лиц.

– Какие главы ещё подчёркивают идею градоначальнического однообразия?

(Глава «Оправдательные документы».)

«Мысли о градоначальническом единомыслии. » Оказывается однообразие это далеко не случайно, оно закономерно, необходимо. С этого начинается трактат Василиска Бородавкина (с. 472).

– Какова цель единомыслия и единовластия?

– О чём гласит трактат «О благовидной всех градоначальников наружности»?

Все градоначальники должны быть унифицированы.

– Что должно быть главным в их облике?

(Трактат «О благовидной всех градоначальников наружности». С. 479–481.)

Вывод: Итак, получается, что градоначальник – это мундир, а кто в мундире – неважно. В нём может быть Клементий, вывезенный из Италии за искусную стряпню макарон, или Фердыщенко, бывший денщик князя Потёмкина, большой любитель буженины и гуся с капустой, или Негодяев, бывший гатчинский истопник, или более зловещая фигура – Угрюм-Бурчеев.

– Прочитайте портретную характеристику, данную писателем этому герою. Почему герой изображается на фоне пейзажа, в котором «вместо неба нависла серая солдатская шинель»?

Шинель – символ, который должен создать иллюзию безгрешности тирана. Этот приём с простой солдатской шинелью не раз использовался русскими деспотами разных мастей: чем жёстче режим, тем больше заботился тиран об аскетизме своего облика и быта. (Глава «Подтверждение покаяния. Заключение». С. 444, 446.)

– Как вы думаете, почему именно Угрюм-Бурчеев завершает вереницу градоначальников?

Он всех превзошёл своим безграничным идиотизмом, неиссякаемой энергией, ограниченностью, непреклонностью, уравниловкой, наличием казарменных идеалов. (Там же. С. 448, 450.) Его идеалы: прямая линия, отсутствие пестроты, простота, доведённая до наготы, уравниловка.

– Чем он опасен?

Тем, что у власти идиот. (Там же. С. 445.) В его голове созрел «целый систематический бред» (Там же. С. 449). Кроме того, он хотел покорить природу, «естество», но природа не покорилась мертвящей воле «мрачного идиота».

Вывод: Таким образом, природа, ставшая для писателя олицетворением нормальной, новой жизни, – вот главный и, к сожалению, единственный, до конца последовательный противник бесчеловечной, мертвенной идеи государства. Вспомним Органчика. В чём причина его поломки. То ли под влиянием прекрасного весеннего дня (естество!) он улыбнулся (глава «Органчик». С. 314), и машина государственности вдруг заработала в несвойственном для неё режиме – режиме естественности, человечности – и сломалась. Вот эта-то несовместимость идеи государственности и идеи человечности доводится Угрюм-Бурчеевым до предела.

Одним из прототипов этого градоначальника, как известно, был Аракчеев (военный министр в последние годы царствования Александра II, вдохновителя военных поселений, явившихся символом всего периода аракчеевщины).

– Как вы думаете, можно ли свести образ Угрюм-Бурчеева к сатире только на Аракчеева?

Нет. Аракчеевщина – явление конкретно-историческое, а потому в известном смысле «кратковременное». Угрюм-Бурчеевщина – нечто более широкое, страшное. Это явление обобщённое.

Градоначальникам, олицетворяющим собой самодержавие, противопоставлены в книге Щедрина глуповцы.

Глуповцы

– Что представляют собой глуповцы? Как ведут себя под игом самовластия?

Основные их качества: неиссякаемое терпение и слепая вера в начальство: «Мы люди привычные! – Мы претерпеть могим. Ежели нас теперича всех в кучу сложить и с четырёх сторон запалить – мы и тогда противного слова не молвим!» (Глава «Голодный город». С. 344.)

На эти их качества указывают даже звукоизобразительные характеристики. Понаблюдав, мы увидим, что звукоизобразительные характеристики градоначальников и глуповцев резко отличаются. Произведение Салтыкова-Щедрина насыщено звуками, причём звуковая палитра писателя преобладает над цветовой.

– Какие же звуки сопровождают градоначальников и глуповцев? На какие характерные черты глуповцев и градоначальников указывают звукоизобразительные характеристики?

Черты характераЗвукоизобразительная характеристика градоначальниковЗвукоизобразительная характеристика глуповцевЧерты характера
тупостьокрики, крики восклицаниястонынеразвитость
грубостьзвуки труб и барабановвоплипокорность
жестокостьраскаты громатишинадолготерпение
идиотизмхлопкибезмолвиеначальстволюбие
ограниченное властолюбиегуллепетсмирение
свистшёпоттемнота
тресквздохи
грохотропот
плач
“тихо гудела, шипела толпа”

Жестокий бюрократический режим самодержавной власти, подавляя всё человеческое в человеке, выступает и как враг подлинно прекрасной музыки. Музыка редко звучит в Глупове, а если звучит, то претерпевает странные метаморфозы, лишаясь одухотворённости, красоты, гармонии. Поэтому и слышим здесь обычно какофонию.

Вспомним главу «Фантастический путешественник».

– Как приказал встречать себя Фердыщенко после путешествия по городскому выгону?

«Стучали тазы, потрясали бубнами и даже играла одна скрипка». (С. 368.)

Последняя деталь особенно выразительна. Несовместимые тембровые окраски: поющая скрипка и «бубно-тазовая» какофония. Писатель создаёт своеобразный аналог музыкального гротеска. Поэтому не случайно, наверное, появилась опера-блеф В.Осинского и Б.Тихомирова «Без царя в голове» (по мотивам «Истории одного города»).

Авторы тоже используют приём гротеска. Вместо музыки – уродливый перевёртыш.

(Слушание фрагмента оперы.)

– На кого же направляет свою сатиру М.Е. Салтыков-Щедрин?

Судя по звукоизобразительным характеристикам, мы можем сказать, что сатира писателя направлена и на самодержавных правителей, и на покорность и долготерпение народа.

– Но возможно ли смеяться над народом?

Ведь именно в этом обвинял Щедрина критик Суворин. А сатирик отвечает: «Мне кажется, что в слове народ надо отличать два понятия: народ исторический и народ, представляющий собой идею демократизма. Первому, вынесшему на своих плечах Бородавкиных, Бурчеевых и т.п., я действительно сочувствовать не могу. Второму я всегда сочувствовал, и все мои сочинения полны этим сочувствием».

– О каком же «народе» идёт речь в произведении?

Скорее всего, речь идёт о народе «историческом». Этот народ в 60-е годы XIX века продолжал нести ярмо царского самодержавия.

Надежды революционеров-демократов на близкую народную революцию оказались тщетными. Писатель приходит к выводу, что «корень зла» состоит в политической неразвитости масс, в их общественной пассивности. Давайте понаблюдаем историю «брожения глуповских умов» бурчеевского правления и составим схему. Исходной точкой возьмём «рабскую повинность».

Рабская привычка к повиновению
Что принесло головотяпам самовластие. Смотреть фото Что принесло головотяпам самовластие. Смотреть картинку Что принесло головотяпам самовластие. Картинка про Что принесло головотяпам самовластие. Фото Что принесло головотяпам самовластие
Бунт на коленях. “Знали они, что бунтуют, но не стоять на коленях не могли»
Что принесло головотяпам самовластие. Смотреть фото Что принесло головотяпам самовластие. Смотреть картинку Что принесло головотяпам самовластие. Картинка про Что принесло головотяпам самовластие. Фото Что принесло головотяпам самовластие
Глуповцы “взялись за ум”
Что принесло головотяпам самовластие. Смотреть фото Что принесло головотяпам самовластие. Смотреть картинку Что принесло головотяпам самовластие. Картинка про Что принесло головотяпам самовластие. Фото Что принесло головотяпам самовластие
Выбор ходока к властям (ходок Евсеич)
Что принесло головотяпам самовластие. Смотреть фото Что принесло головотяпам самовластие. Смотреть картинку Что принесло головотяпам самовластие. Картинка про Что принесло головотяпам самовластие. Фото Что принесло головотяпам самовластие
Снова посылают ходока (ходок Пахомыч)
Что принесло головотяпам самовластие. Смотреть фото Что принесло головотяпам самовластие. Смотреть картинку Что принесло головотяпам самовластие. Картинка про Что принесло головотяпам самовластие. Фото Что принесло головотяпам самовластие
“Сидели и ждали”
Что принесло головотяпам самовластие. Смотреть фото Что принесло головотяпам самовластие. Смотреть картинку Что принесло головотяпам самовластие. Картинка про Что принесло головотяпам самовластие. Фото Что принесло головотяпам самовластие
“Взглянули друг на друга и устыдились” (Глава «Подтверждение покаяния». С.469)
Что принесло головотяпам самовластие. Смотреть фото Что принесло головотяпам самовластие. Смотреть картинку Что принесло головотяпам самовластие. Картинка про Что принесло головотяпам самовластие. Фото Что принесло головотяпам самовластие
“Раздражение росло”
Что принесло головотяпам самовластие. Смотреть фото Что принесло головотяпам самовластие. Смотреть картинку Что принесло головотяпам самовластие. Картинка про Что принесло головотяпам самовластие. Фото Что принесло головотяпам самовластие
Ночные совещания (там же. С.471)
Что принесло головотяпам самовластие. Смотреть фото Что принесло головотяпам самовластие. Смотреть картинку Что принесло головотяпам самовластие. Картинка про Что принесло головотяпам самовластие. Фото Что принесло головотяпам самовластие
Взрыв. Крушение тирана

Крушение тирана было внезапным. (Глава «Подтверждение покаяния». С. 471–472.) Началась катастрофа с бунта реки, затем появилось «оно», потом история прекратила своё существование.

Смысл финала

Взбунтовавшееся «естество» сметает с лица земли угрюм-бурчеевскую утопию. Но финал книги остаётся «тёмным», о чём свидетельствуют различные трактовки эпизода в литературоведении:

– «оно» означает предсказание народной революции;

– «оно» знаменует начало ещё более жёсткой реакции.

– Как вы считаете, что же обозначает финал? Опираясь на текст, найдите все «за» и «против».

Класс делится на группы, каждая из которых отстаивает свою точку зрения. К этому спору учащиеся готовились предварительно.

Может быть и третья точка зрения. «История прекратила течение своё», – пишет сатирик.

– Есть несколько значений слова «история». Как вы думаете, в каком значении использует это слово Салтыков-Щедрин?

Скорее всего, в значении «непрерывная связь времён, естественно вбирающая в себя и прошлое, и настоящее, и будущее, процесс общественного развития, неостановимое течение жизни» (Словарь русского языка Академии наук СССР: В 4 т. М., 1981. Т. 1).

«История одного города» – это сатира на прошлое России второй половины XVIII – начала XIX века?

Нет. Сатира касалась не истории, а современности. Писатель отобрал и обобщил то, что было равно характерно для эпох, отстающих друг от друга на десятилетия и даже на столетия, то есть созданные им образы, черты были присущи как прошлому, так и настоящему.

Сам писатель подтверждал эту мысль, разъясняя своеобразие замысла: «. те же самые основы жизни, которые существовали в XVIII веке, существуют и теперь. Следовательно, «историческая» сатира вовсе не будет для меня целью, а только формою. » 3

– Почему же в данном произведении она «прекратила течение своё»?

Поможет в этом разобраться жанр книги. «История одного города» – антиутопия. Антиутопия – изображение опасных последствий, связанных с построением общества, то есть книга-предупреждение о том, что будет, если у власти будут такие градоначальники и им будут подчиняться такие, как глуповцы.

Вывод: История города Глупова, с точки зрения сатирика, обречена на гибель как нечто противоестественное, уродливо-неразумное и бесчеловечно-жестокое. В связи с этим «оно» символизирует неминуемое возмездие, которое посылает Глупову истинная история (третья точка зрения на смысл финала). Это произведение не только антиутопия, но и пророчество. Угрюм-бурчеевская «прямая линия» напоминает о «генеральной линии» коммунистической партии, а его любимые слова «барак», «масса» долгое время были любимыми и в нашем лексиконе. Сила щедринской «Истории. » столь велика, что она способна привести к возникновению новых фантазий на вечную тему – «общество и власть».

Примечания

1. Салтыков-Щедрин М.Е. Собр. соч.: В 10 т. М., 1988. Т. 2. С. 304. Далее все цитаты из романа приводятся по этому изданию с указанием в скобках глав и страниц.

2. См.: Борисов Ю. Музыка щедринской прозы. // Волга. 1986. № 3. С. 169–176.

3. М.Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников: В 2 т. М.: Художественная литература, 1975.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *