Что принесло известность лермонтову
Михаил Лермонтов
краткая биография
Роль и место в литературе
Поэзию Лермонтова современники считали «новым звеном» в историческом развитии русского общества. Автор выражал протест против гнета простого народа и ущемления мыслящих людей в крепостническо-самодержавном государстве.
Особенность творчества Лермонтова в слиянии общественно-политических и личных мотивов. Поэт оказал влияние на творчество многих других поэтов и писателей.
Происхождение и ранние годы
Михаил Юрьевич Лермонтов появился на свет 3 октября 1814 года в Российской империи (Москва). Происхождение будущего поэта поразительное: его род уходит корнями в Шотландию. А великим предком считается легендарный пророк-бард Томас Лермонт.
Портрет Миши Лермонтова
Отец – Юрий Петрович Лермонтов, отставной пехотный капитан. Его считали красивым мужчиной, добрым, но вспыльчивым.
Мать – Мария Михайловна Лермонтова (в девичестве — Арсеньева) была богатой наследницей. Она вышла замуж в 17 лет. После родов ее здоровье ухудшилось – и муж охладел к ней. Семейная жизнь не ладилась.
Воспитанием Михаила занималась бабушка – Елизавета Алексеевна Арсеньева. Она имела блестящий ум, силу воли и деловую хватку. Но, несмотря на суровый нрав, к крепостным не применяла физических расправ, кроме как побрить волосы или отрезать косу.
Ранние годы Лермонтов провел в усадьбе бабушки, в Тарханах.
Образование
Начальное образование Лермонтов получил, обучаясь дома. В период с 1828 по 1830 год он учится в университетском пансионе Москвы.
Домик Лермонтова в Пятигорске
В 1830 году будущий поэт поступает в Московский университет. Вначале он учится на нравственно-политическом факультете, а потом – на словесном.
После окончания университета Михаил проводит несколько лет в школе гвардейских подпрапорщиков в Петербурге. В 1834 году началась служба в Гусарском полку.
Творчество
Лермонтов становится известным широкому кругу общественности после выхода стихотворения, посвященного А. Пушкину. В нем автор укорял власть в преждевременном уходе гения. За смелое произведение Лермонтова отправили в ссылку. И только благодаря прошению бабушки, наказание для поэта смягчили. По дороге на Кавказ, Михаил побывал в Москве, где написал «Бородино» (1837 год).
Кавказская ссылка не угнетает Лермонтова, а наоборот, плодотворно влияет на его творчество. Кавказ всегда занимал в жизни Михаила особое место. Ведь он часто бывал здесь в детстве.
Лирика Лермонтова – особенная, в ней чувствуется отчужденность и одновременно чувство социальной ответственности. А проза Михаила Лермонтова – правдивая картина русского общества того времени.
Главное произведение
Один из залов Дома-музея Лермонтова в Москве
Памятник Лермонтову в Тарханах
Главным произведением Лермонтова принято считать роман «Герой нашего времени». Над ним автор работал в течение 1838-1840 годов. Он состоит из пяти самобытных повестей, связанных одним человеком. Идея произведения в том, чтобы показать пороки общества в лице главного героя. Лирико-психологический роман стал большим открытием для русской литературы того времени.
Последние годы
Михаил Лермонтов был известным дуэлянтом. Его последняя дуэль была с товарищем по учебе, Мартыновым. На светском приеме Михаил нелестно пошутил над ним – и это стало причиной дуэли. 15 июля 1841 года в возрасте 26 лет Лермонтова застрелили.
Хронологическая таблица (по датам)
Год (годы)
Событие
Интересные факты из жизни писателя
Музей писателя
Дом-музей Лермонтова находится на Малой Молчанке (Москва). Здесь поэт жил в период с 1829 по 1832 год.
Литературный музей Лермонтова расположен в селе Парабоч (Чечня), открытый в 2006 году.
Михаил Юрьевич Лермонтов
Лермонтов Михаил Юрьевич
Лермонтова воспитывала бабушка по материнской линии
Мать Лермонтова, единственная наследница большого состояния своей матери, была выдана замуж против воли и умерла в возрасте 21 года. После смерти матери бабушка, Е.А.Арсеньева, взяла мальчика к себе в имение Тарханы Пензенской губернии.
Лермонтов получил столичное домашнее образование
Благодаря твёрдости характера и уму бабушки, Лермонтов, будучи в провинции, получил блестящее столичное образование: у него был и обычный гувернёр-француз, и бонна-немка и даже преподаватель-англичанин. Таким образом, Лермонтов уже с детства прекрасно говорил, как по-французски, так и по-немецки. Впоследствии на Кавказе ему не менее хорошо дались азербайджанский, и грузинский языки (частичное знание последнего поэт использовал в своём творчестве).
Детские впечатления Лермонтова позднее отразились в творчестве писателя
Проведённое в помещичьей усадьбе детство дало Лермонтову хороший материал для его автобиографических драм, а поездка с бабушкой на Кавказ сохранила прекрасные воспоминания о природе и быте этого горного края, нашедшие своё отражение в раннем творчестве писателя.
Интерес к литературе и творчеству у Лермонтова проснулся с детства
Лермонтов был музыкально и художественно одарённым человеком
Поэт играл на скрипке, фортепиано, пел и сочинял музыку на собственные стихи, рисовал как с натуры, так и по памяти, как статичные изображения (фигуры, лица), так и динамичные сцены (бой, скачку).
Лермонтов продолжил в своём творчестве «байроническую» традицию
В 1828-29 гг. Лермонтов создаёт поэмы «Корсар», «Преступник», «Олег», «Два брата», главные герои которых представляет собой сильную личность, находящуюся в конфронтации с обществом, его укладом и моралью вплоть до изгнания из этого общества или совершения преступления во имя его неприятия. Основным мотивом в «байронической» поэме вообще и поэме Лермонтова в частности остаётся трагическая любовь, которая рассматривается, как единственный возможный для героя вариант избежать полного одиночества, но вариант, увы, полностью провальный по причине либо измены, либо гибели возлюбленной.
Лермонтов учился в одном из самых демократичных учебных заведений
В Московском университете в 30-е годы 19 века вместе с воспоминания о декабрьском восстании ещё сохранялся дух бунтарства и свободолюбивой студенческой общности. Лермонтов в такой среде держался особняком, но общего оппозиционного настроения не избегал.
Стихи Лермонтова автобиографичны в плане отражения внутренних переживаний поэта
Разлада родителей Лермонтов не застал, он только мог почувствовать его на себе и своей отчасти сиротской судьбе. В 30-31 годы, вступая в пору зрелости, Лермонтов пытается найти себя как личность в духовной сфере. Первая влюблённость в шестнадцатилетнем возрасте рождает в душе поэта любовную лирику, отражающую эмоции и настроения пылающего искренним и сильным чувством человека. Вторая любовь и сопутствующие ей стихи, посвящённые Н.Ф.Ивановой, пронизаны ещё большей чувственностью и эмоциональностью, но вместе с тем Лермонтов в них уже начинает обращаться к реальным жизненным впечатлениям и литературно-историческим мотивам.
Лермонтов был военным
В 1832 году Лермонтов оставляет постылый Московский университет и, после отказа Петербургского университета зачесть прослушанные в Москве предметы, по совету родных решает избрать военное поприще. 4 ноября 1832 года Лермонтова зачисляют в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, которую он заканчивает в 1835 году корнетом и выпускается в лейб-гвардии гусарский полк.
Первым значительным произведением, по мнению Лермонтова, была драма «Маскарад»
Однако дважды переделанный и три раза поданный в драматическую цензуру «Маскарад» Лермонтову обнародовать не разрешили. Постановке на сцене помешал жанр «Маскарада», близкий к французской мелодраме и романтической драме, противоречащий официальным нормам морали того времени и угадывание в произведении реального происшествия, которое очень не нравилось цензуре.
Первой оригинальной поэмой Лермонтова был «Боярин Орш» (1835-1836)
В отличие от предшествующего «байронического стиля письма», здесь писатель выводит вместо одного уже двух героев, каждого со своей жизненной позицией. В результате в произведении вырисовалась достаточно объективная картина противостояния индивидуального чувства и чувства приверженности к традиционному. Авторские эмоции в этой поэме отодвинуты на задний план, вперёд же выходит объективный характер, созданный скорее эпическими, чем лирическими чертами.
Широкую известность Лермонтову принесла «Смерть поэта»
Лермонтова несколько раз ссылали на Кавказ
Первая ссылка датируется мартом 1837 года. Во время неё поэт объездил практически всю Кавказскую линию и центральные области Грузии, и, несмотря на всю тяжесть своего положения, получил массу творческих впечатлений и новых знакомств с декабристскими ссыльными. Хлопотами бабушки первая кавказская ссылка Лермонтова окончилась в январе 1838 года, после чего поэт был переведён в лейб-гвардии Гродненский полк и возвращён в Петербург. Вторая ссылка пришлась на июнь 1840 года, после мартовской дуэли Лермонтова с Э.де Барантом, сыном французского посла. Уже в июле Лермонтов принял участие в многочисленных стычках с горцами и кровопролитном сражении при реке Валерик, где выказал отчаянную храбрость.
Лермонтову был близок фольклор
Интерес к народному творчеству у поэта проснулся в 1837 году на Кавказе, где он записывает восточную сказку об Ашик-Керибе и создаёт, проникнутую народной культурной традицией балладу «Дары Терека» и «Казачью колыбельную песню». Национальный характер и дух народной поэзии Лермонтов воспроизводит в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837). И даже в своём знаменитом «Демоне» поэту не удаётся избежать обращения к фольклору: после шести (!) редакций произведение приобретает ярко выраженные народные кавказские черты, а сюжет окончательно погружается в атмосферу народных сказаний.
Высшими достижениями романтической поэмы Лермонтова стали «Демон» и «Мцыри»
Художественный опыт Лермонтова сконцентрировался в романе «Герой нашего времени»
Роман представляет собой серию повестей, выдержанных в стиле определённой литературной традиции. В «Герое нашего времени» появляется типизация героя, то есть взгляд на него как на «тип», сочетающий в себе социальные и психологические черты целого поколения. Впервые в русской литературе Лермонтовым ставится вопрос обусловленности характера общественными законами.
В.Г.Белинский видел в Лермонтове центральную фигуру нового этапа русской литературы
Под крылом В.Г.Белинского, ставшего в 1839 году ведущим критиком «Отечественных записок», начало складываться новое литературное течение, центральной фигурой которого и стал Лермонтов. Большая часть прижизненных публикаций поэта появляется именно в «Отечественных записках». Интересно, что при этом с другими литературными кругами отношения у Лермонтова никак не складывались: его творчество выборочно принимали как старшие поэты, так и молодые.
Лермонтов был представлен к государственной награде
В начале февраля 1841 года во время двухмесячного отпуска в Петербург, Лермонтова представили к государственной награде за храбрость, однако Николай I отклонил это представление и награду Лермонтову не дали.
Одни из лучших стихотворений Лермонтова были написаны в конце жизни поэта
В мае 1841 года Лермонтов проходит лечение на минеральных водах Кавказа, где в порыве творческой активности создаёт: «Сон», «Утёс», «Выхожу один я на дорогу…», «Листок», «Тамара», «Свидание», «Пророк», «Морская царевна».
Характер Лермонтова был очень своеобразный
Лермонтов был убит на дуэли
Произошло это 15 июля 1841 года. Поводом к дуэли послужила шутка Лермонтова в адрес своего товарища по школе юнкеров Н.С.Мартынова.
Михаил Лермонтов
Великий русский поэт, драматург, классик русской литературы
Михаил Лермонтов — великий русский поэт, драматург, классик русской литературы, мыслитель, художник, основоположник отечественного психологического романа, в котором присутствуют гражданские, философские и личные мотивы, отражающие духовную жизнь русского общества середины XIX столетия.
Талантливейшая литература Лермонтова ярко выражена в живописи, театре, кинематографе. А его стихи стали золотым фондом для оперного, симфонического и романсового творчества. Многие из них стали народными песнями.
Михаил Юрьевич Лермонтов прожил 26 с небольшим лет, но за свою короткую жизнь он написал множество бессмертных творений — «Герой нашего времени», «Смерть Поэта», «Мцыри», «Тамара», «Бородино», «Пророк», «Кавказский пленник», «Парус» и многие другие.
Детство и происхождение Михаила Лермонтова
Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 года в Москве.
Известно, что род отца Лермонтова происходил из Шотландии. Утверждали, что его предком был почти мифический бард-пророк Томас Лермонт. В 1613 году один из представителей этого рода, поручик польской армии Георг (Джордж) Лермонт (около 1596−1633 или 1634 года), был взят в плен войсками князя Дмитрия Пожарского при капитуляции польско-литовского гарнизона крепости Белая. В числе, так называемых «бельских немцев», Лермонт поступил на службу к царю Михаилу Фёдоровичу. В конце концов, Джордж Лермонт перешёл в православие и стал, под именем Юрия Андреевича, родоначальником русской дворянской фамилии Лермонтовых.
Но роковая судьба все же настигла предка Лермонтова: в чине ротмистра русского рейтарского строя он погиб при осаде Смоленска.
Отец поэта, Юрий Петрович Лермонтов (1787−1831), перед женитьбой на Марии Михайловне Арсеньевой вышел в отставку в чине пехотного капитана. По воспоминаниям, собранным чембарским краеведом П.К. Шугаевым (1855−1917), он «был среднего роста, редкий красавец и прекрасно сложён; в общем, его можно назвать в полном смысле слова изящным мужчиной; он был добр, но ужасно вспыльчив». У Юрия Петровича были сёстры, родные тётки Мишеля, как звали его сына близкие.
Мать Лермонтова — добрая, музыкально одаренная, но, к сожалению, болезненная женщина — умерла от чахотки, не дожив до 22 лет.
Трехлетний Миша согласно завещанию остался на попечении бабушки — Елизаветы Арсеньевой.
Елизавета Арсеньева была весьма деятельной и энергичной особой, но властной и строгой. Она обожала своего внука, но зятя недолюбливала. Поэтому Мишель рос в бабушкином имении в Пензенской губернии, в разлуке с отцом.
В детстве мальчик не отличался ни веселым нравом, ни крепким здоровьем, был одиноким и угрюмым ребенком. Усилиями бабушки он получил дома великолепное начальное образование: играл на пианино, флейте и скрипке, владел тремя языками, отлично рисовал, был силен в шахматах и математике. Для укрепления здоровья внука Елизавета возила его на кавказские Минеральные Воды. Свои чувства и восторг от этих поездок поэт позже выразил в стихах «Утес», «Кавказ», «Песнь Казбича», «Кинжал», «Черкесы» и других.
В 1827-м бабушка вместе с 13-летним Мишей перебралась в Москву с целью подготовки внука к поступлению в Университетский пансион. С сентября следующего года он начал учиться в этом заведении — одном из самых лучших в стране.
Но мальчик уже в детстве ощущал потребность сочинять стихи. Впрочем, кроме стихов, он написал несколько поэм, включая начальную редакцию «Демона», «Корсар», «Два брата». Он много читал. Любимыми писателями Лермонтова были Байрон, Шекспир и немецкий драматург Шиллер — Мишель читал их в подлиннике.
Из биографии Михаила Лермонтова на сайте «Узнай всё» известно, что в 16 лет юный поэт стал студентом Московского Университета, вначале учился на нравственно-политическом отделении, затем перевёлся на словесное. Этот период жизни стал вершиной раннего творчества Лермонтова. Он освоил множество литературных жанров, создавая элегии, песни, посвящения, драмы, включая известное произведение антикрепостнической направленности «Странный человек», а также мрачное и пророческое «Предсказание».
Юноша обладал поражающими окружающих способностями. Его сокурсник Виссарион Белинский восхищенно отмечал, что Михаил знал наизусть почти всего Байрона и Гете.
Но характер Мишеля даже в студенческие годы не изменился. Михаил Юрьевич был дерзок, все также необщителен, не имел друзей, в общества и кружки не вступал, а профессорам грубил.
В конце концов, Лермонтов вызвал очередное недовольство преподавателей пренебрежением к лекционному материалу при вольнодумстве и знаниях сверх утвержденной программы и в итоге ушел из вуза.
В 1832-м году Михаил уехал в Петербург, рассчитывая продолжить занятия в столичном университете. Однако там отказались принять его на 3-й курс (с учетом двух лет обучения в Москве). Он оскорбился и кардинально поменял планы — пошел в Школу гвардейских прапорщиков.
В тот период, гуляя у Финского залива, Лермонтов создал свое знаменитое произведение изящной словесности, ставшее его поэтическим кредо — «Парус».
Михаил был крайне недоволен двумя годами казарменной муштры в Школе прапорщиков. Кроме того, он страдал из-за запрета на чтение художественной литературы. Что касается учебы, то он был среди лучших учащихся, но держался вызывающе и независимо и продолжал заниматься творчеством.
Карьера Михаила Лермонтова
В 1834-м году 20-летний выпускник Школы начал службу в гвардейском Гусарском полку, располагавшемся в Царском Селе. Поэт ощутил свободу, окунулся в светскую жизнь столицы, работал над «Маскарадом», «Боярином Оршей», над романом «Вадим». Дебютом поэта в печати оказалось стихотворная повесть «Хаджи-Абрек». В 1835-м ее передал в издание «Библиотека для чтения» Николай Юрьев.
Арест Михаила Лермонтова и ссылки на Кавказ
В 1837 году страшным потрясением для Лермонтова стало сообщение о гибели Александра Пушкина. Свою великую скорбь он выразил в знаменитом стихотворении «Смерть поэта». Лермонтов как представитель прогрессивного русского общества в этом сочинении прямо указал на убийц.
Политическая острота и широкое распространение стихотворения вызвало беспокойство властей. Михаила взяли под арест. Сидя в камере, он написал сажей на оберточной бумаге: «Узника», «Молитву», «Желанье».
После суда, проходившего при участии Николая I, благодаря Жуковскому и светским связям бабушки, Лермонтов был избавлен от участи заключенного и отправлен в драгунский Нижегородский полк, охранявший Лезгинскую кордонную линию. На пути к месту назначения на Кавказ он остановился в Москве, готовящейся к празднованию 25-летнего юбилея Бородинской битвы, и написал «Бородино».
Михаил Юрьевич с детства полюбил Кавказ, когда ездил сюда с бабушкой. Восхищался природой, посещал Пятигорск, Тифлис. Читателям известно, что кавказские мотивы часто присутствуют во многих его литературных произведениях. Например, в знаменитом «Герое нашего времени», а также в картинах и зарисовках.
И снова только благодаря Жуковскому и связям Елизаветы Алексеевны в 1838-м году Лермонтов вернулся в Петербург, где вошел в число литературной элиты, включавшей Петра Вяземского, Николая Карамзина, Ивана Тургенева. Он часто посещал поэтические собрания, бывал в театре. Михаил Юрьевич печатал новые стихи в «Современнике» и в журнале «Отечественные записки».
Но дерзкий, задиристый характер Михаила постоянно приводил к ссорам и скандалам. В 1840-м году после ссоры с атташе французского посольства Эрнестом де Барантом и последовавшей дуэли поэт снова был сослан на Кавказ.
Новое назначение Михаил воспринял как должное: с отвагой участвовал во многих сражениях, включая битву на речке Валерик. Это сражение произошло 11 июля 1840 года. Оно велось в рамках российского завоевания Кавказа. Битва состоялась между войсками Российской Императорской армии и северокавказскими горцами во главе с наибом (наместником) Ахбердила Мухаммедом.
Этому событию Лермонтов посвятил одноименное стихотворение. В том же 1840 году был выпущен единственный прижизненный сборник сочинений Михаила Юрьевича, содержавший две поэмы из 36 написанных и 26 стихов из существовавших более четырех сотен.
«Герой нашего времени» Михаила Лермонтова
Прослужив год, Лермонтов уехал в Петербург в отпуск. Здесь он вплотную занялся подготовкой к публикации «Демона», планировал издание собственного журнала. Он вообще мечтал уйти в отставку. Однако его прошение, как и представление командования к награде, было отклонено. Вместо этого в апреле ему вручили высочайшее предписание покинуть Петербург и следовать в свой полк на Кавказ. Да и бабушка считала, что на военной службе он скорее сделает карьеру, чем в литературе.
Однако Лермонтов давно уже задумывал написать роман. Мысли о романе посещали Михаила ещё в первое пребывание на Кавказе. Сначала роман «Герой нашего времени» существовал в виде отдельных глав, напечатанных как самостоятельные повести в журнале «Отечественные записки». Но вскоре вышел роман, дополненный новыми главами и получивший таким образом завершённость. Персонажи романа — княжна Мэри, Грушницкий, доктор Вернер были списаны с оригиналов еще 1837 году. Но последующая обработка, вероятно, сосредоточивалась преимущественно на личности главного героя, характеристика которого была связана для поэта с делом самопознания и самокритики.
Первое издание произведения было быстро раскуплено, и почти сразу появилась критика на него. Почти все, кроме Белинского, сошлись во мнении о том, что Лермонтов в образе Печорина изобразил самого себя, и что такой герой не может являться героем своего времени. Поэтому второе издание, появившееся почти сразу после первого, содержало предисловие автора, в котором он отвечал на враждебную критику. В «Предисловии» Лермонтов провёл черту между собой и своим героем и обозначил основную идею своего романа.
В 1840 году вышло единственное прижизненное издание стихотворений Лермонтова, в которое он включил 26 стихов и две поэмы — «Мцыри» и «Песню про купца Калашникова».
Личная жизнь Михаила Лермонтова
Михаил Лермонтов не был женат. Однако часто бывал влюбленным. Первый раз безответное чувство он испытал в 16 лет. Предметом его воздыханий была очаровательная Екатерина Сушкова, соседка по имению брата его бабушки Столыпина, которую в светском обществе называли на английский манер «Miss Black-Eyes» — за выразительные черные очи.
Следующей избранницей юного поэта стала Варвара Лопухина, с семьей которой он соседствовал в Москве. Девушка, первая встреча с которой состоялась в 1831 году, ответила поэту взаимностью, но её родители не дали согласия на брак, и судьбы молодых людей на время разошлись.
Затем у него были романтические отношения с Натальей, дочерью драматурга Федора Иванова. Возлюбленная, вначале ответившая на его чувства, вскоре предпочла ему другого, более богатого и опытного соперника. Он мучительно пережил их разрыв, посвятив своему «бесчувственному, холодному божеству» цикл из тридцати стихов, ключевой темой которых была проблема неверности.
Гибель Михаила Лермонтова
Пребывая на службе, Михаил продолжал творить. Во время болезни, которая приковала его к постели в Пятигорске, он написал стихи — «Спор», «Утес», «Листок».
Выздоравливая, он общался с приятелями по службе. Однако поэт часто впадал в язвительное настроение. Особенно доставалось его давнему партнеру по фехтованию в Школе юнкеров Николаю Мартынову, в адрес которого он отпускал ядовитые шутки.
На одном из вечеров в доме Верзилина произошла их последняя роковая стычка. Не выдержав насмешек, Мартынов вызвал Лермонтова на дуэль. Всерьез их ссору никто не воспринял, как и сам Михаил — он выстрелил вверх. Но обиженный противник не проявил ответное великодушие.
Грудная клетка Лермонтова оказалась пробита насквозь. Михаил Юрьевич скончался от кровопотери в тот же день, 27 июля 1841 года (15 июля по старому стилю), у подножия горы Машук. Могила литератора находилась на Пятигорском кладбище, пока его бабушка не добилась разрешения на перезахоронение в семейном склепе в Тарханах. На месте гибели поэта установлен памятник.
Один из известных исследователей творчества Лермонтова Ираклий Андронников писал об отношении к поэту как к личности окружающих его людей: «Н.П. Раевский, офицер, встречавший Лермонтова в кругу пятигорской молодежи летом 1841 года, рассказывал: «Любили мы его все. У многих сложился такой взгляд, что у него был тяжелый, придирчивый характер. Ну, так это неправда; знать только нужно было, с какой стороны подойти… Пошлости, к которой он был необыкновенно чуток, в людях не терпел, но с людьми простыми и искренними и сам был прост и ласков».
В своих воспоминаниях П.П. Вяземский, со слов флигель-адъютанта полковника Лужина, отметил, что Николай I отозвался о новости о гибели Лермонтова так: «Собаке — собачья смерть».
«Он был вообще не любим в кругу своих знакомых в гвардии и в петербургских салонах». Это прямо противоположное утверждение принадлежит князю Васильчикову, секунданту на последней — роковой — дуэли с Мартыновым.
«Все плакали, как малые дети», — рассказывал тот же Раевский, вспоминая час, когда тело поэта было доставлено в Пятигорск.
«Вы думаете, все тогда плакали? — с раздражением говорил много лет спустя священник Эрастов, отказавшийся хоронить Лермонтова. — …Все радовались».
О творчестве Михаила Лермонтова
Наследие великого писателя изучалось многими литературоведами, поэты посвящали ему стихи. Михаил Лермонтов стал наряду с Пушкиным главным русским поэтом.
Как писал Андронников, «…есть книги, которые содержат самый достоверный лермонтовский портрет, самую глубокую и самую верную лермонтовскую характеристику. Это — его сочинения, в которых он отразился весь, каким был в действительности и каким хотел быть! Читая лирические стихи и бурные романтические поэмы, трагический «Маскарад» и одну из самых удивительных книг во всей мировой литературе — «Герой нашего времени» мы невольно вспоминаем, что сказал Пушкин о Байроне: «Он исповедался в своих стихах невольно, увлеченный восторгом поэзии».
Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека.