Что принято считать первым проявлением предречевой активности ребенка
Что принято считать первым проявлением предречевой активности ребенка
Усвоение родного языка происходит поэтапно. Особенно важным для успешного развития речи является ранний возраст, так как в этот период жизни ребёнок овладевает основными закономерностями языка.
Знание основных речевых этапов поможет вовремя выявить возможные речевые проблемы любимого чада. Несмотря на то, что жёстких стандартов нет (ведь каждый ребёнок развивается в своём индивидуальном темпе), любое отклонение от возрастных норм должно насторожить внимательных родителей и стать сигналом для своевременного обращения к логопеду. Пусть лучше специалист опровергнет Ваши опасения, чем будет пропущен благодатный период для исправления нарушения.
Первый год жизни (подготовительный возраст) крайне важен для речевого развития ребёнка, так как идёт активное созревание речевых областей мозга. Первый год – это доречевой период, который является фундаментом для дальнейшего становления речи. Его условно можно разделить на следующие этапы: первый (0 – 3 мес.) – развитие эмоционально-выразительных реакций; второй (3 – 6 мес.) – время появления голосовых реакций (гуления и лепета); третий (6 – 10 мес.) – начало развития понимания речи, активного лепета; четвёртый (10 мес. – 1 год) – время появления первых слов.
Первый этап (0 – 3 мес.)
Крик – первая голосовая реакция. Крик здорового ребёнка – звонкий и продолжительный. К 2 – 3 месяцам жизни отражает состояние крохи. Интонации при крике становятся разнообразны. Так, например, крик голодного малыша пронзительный и настойчивый, а крик при дискомфорте вялый и невыразительный. Появляется «комплекс оживления» – простейшая форма доречевого общения со взрослым в виде улыбки, общих хаотичных движений, звуков, зрительного прослеживания за взрослым.
Второй этап (3 – 6 мес.)
К третьему месяцу или чуть раньше появляется гуление. Гуление – протяжные негромкие певучие звуки: «а-а-а-а», «гу-у-у», «а-бм», «бу» и т.д. Эти звуки либо просты для произношения, либо связаны с актами сосания и глотания. В период гуления появляется интонация радости. Кроха гулит, когда ему хорошо: он выспался, сух и сыт. В 4 месяца звуковые сочетания усложняются и появляются новые: «гн-агн», «рн», «кхн» и т.д.
Гуление есть абсолютно у всех детей. Дети всего мира гулят одинаково: в речи крохи можно услышать звуки всех языков. Но позже малыш отберёт только те звуки, которые свойственны его родному языку.
При нормальном развитии ребёнка в 4 – 5 месяцев гуление плавно переходит в лепет. Лепет – воспроизведение слоговых сочетаний, подражание речи окружающим. Наиболее интенсивный процесс накопления лепетных звуков происходит после шестого месяца. При тяжёлых речевых нарушениях лепет обнаруживается у детей в более позднем возрасте! У глухих и слабослышащих гуление затухает!
Третий этап (6 – 10 мес.)
От 7 – 8 месяцев и до 1 года новых звуков появляется мало. Ребёнок много раз подряд ритмически повторяет «тя-тя-тя…», «гы-га-гы…» и другие лепетные цепи, оттачивая мастерство произношения и одновременно слушая себя. Так постепенно количество переходит в качество. Появляются лепетные слова, которые малыш соотносит с определёнными лицами, предметами, действиями. «Би-би» – показывает на машину, «топ» – шагает, «ма-ма» – обращается к маме и т.д. Лепетные слова состоят из тех звуков, которые приближены по звучанию к звукам родного языка (в отличие от звуков гуления). У здоровых ребятишек речь эмоционально выразительна. В процессе общения со взрослыми малыш пытается подражать интонации, темпу, ритму звучащей речи, сохранять общий контур слова.
В этот период формируется понимание речи окружающих. Уже в 7 – 8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются жестами и мимикой. Ребёнок поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?». Реагирует на своё имя. Знает обычное местонахождение домашних предметов (часов, кроватки…), если их раньше показывали и называли. Другими словами, начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметом. Полное непонимание обращённой речи является тревожным сигналом!
Четвёртый этап (10 мес. – 1 год)
От 1 года до 3 лет (преддошкольный возраст) происходит становление активной речи, потому что ребёнок начинает ходить. С появлением способности передвигаться быстро расширяются представления об окружающем мире, интенсивно развивается речь: малыш спрашивает, что как называется. В речи наблюдаются звуковые искажения, употребляются ударные и начальные слоги, пропускаются трудные звуки, имеются перестановки слогов.
К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. В общении со взрослым малыш объединяет 2-3 слова, например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал) и т.д.
Если к 2,5 годам у ребёнка нет элементарной фразовой речи, то темп его речевого развития начинает отставать от нормы!
Постепенно формируются грамматические категории (число, род, падеж…). К 3 годам ребёнок самостоятельно употребляет наиболее простые грамматические конструкции. Общаясь со взрослыми или сверстниками, детишки используют простые предложения.
В 3 года практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, следовательно, завершается благоприятный период в речевом развитии ребёнка. Поэтому так важно при отклонениях от возрастных норм развития речи обратиться к логопеду, который проведёт комплексное обследование и по необходимости направит к отоларингологу (проверить слух крохи), неврологу (выявить особенности созревания ЦНС) и другим специалистам. Всё это максимально достоверно поможет установить причины речевого недоразвития, назначить комплексное лечение (массаж, рефлексотерапию. ) и провести логопедическую коррекцию для достижения положительных результатов.
Речевое развитие. Условия и предречевые этапы
Все родители с огромным нетерпением ожидают первого слова своего малыша. И это понятно – появление речи один из важнейших показателей нормального психического развития ребёнка. Какие же механизмы отвечают за этот уникальный дар, присущий только человеку – способность к членораздельной осознанной речи? Является ли он врождённой способностью человеческого организма или возникает под влиянием окружающей среды?
Истина, как всегда, где-то посередине. Без сомнения, большую роль играют природные задатки человека, ведь речь развивается только у него, никто из животных ею не овладевает. Природа наделила человеческого детёныша уникальным строением головного мозга, определённым строением органов дыхания и гортани, развитие которых обуславливает развитие речи. Но с другой стороны, чтобы начать говорить, недостаточно просто родиться человеком. Яркое подтверждение тому – истории детей-Маугли, воспитанных дикими животными. Возможность полноценного развития речи оказалась для них безвозвратно утерянной. Таким образом, влияние окружающей среды играет огромную роль в речевом развитии. Именно оно определяет, насколько полноценно разовьётся речь и разовьётся ли вообще.
Внутриутробный период. Удивительно, но речевое развитие начинается до рождения. Примерно с 6го месяца беременности ребёнок способен слышать. Он слышит внутренние звуки материнского организма, а по мере истончения стенок матки всё громче и отчётливее – звуки извне. Кроме того, мамин голос он слышит как снаружи, так и изнутри. Важно, чтоб его первый слуховой опыт был положительным – спокойные и радостные разговоры, пение. Постоянный, сильный и резкий шумовой фон (например, проживание вблизи аэродрома или регулярное громкое прослушивание тяжёлой музыки) может привести к негативным последствиям, вплоть до врождённой глухоты.
Первые недельки. Первые 2-3 недели после рождения ребёнок сам не издаёт речевых звуков. Крик, которым выражаются отрицательные эмоции – явление другого порядка. Но в то же время в этот период с огромной скоростью идёт образование синапсов (узлов связи) мозга. Этот процесс происходит под влиянием впечатлений, получаемых ребёнком из внешнего мира. Решающее воздействие на мозг оказывают самые ранние впечатления. Поэтому нам важно насытить нервную систему малыша нежными и ласковыми прикосновениями, теплом и запахами нашего тела, и, конечно же, звуками нашего голоса. Воркуя над своим новорожденным малышом, мама оказывает ему неоценимую услугу. Пускай он ещё никак не отвечает, но нетрудно заметить, что внимательно прислушивается. Поём ли мы, рассказываем ли о том, что происходит, и обо всём на свете, или просто придумываем ласковые прозвища, ребёнок всасывает, впитывает всё, как губка.
Предречевые вокализации. Примерно с третьей недели малыш начинает гукать и гулить. Гукающий малыш обращён в мир, короткие звуки сопровождают его взаимодействие с предметами и общение с взрослыми. Гуление же требует от крохи полной сосредоточенности – подолгу распевающий протяжные вокализации малыш кажется отстранённым; игрушка или событие, вызвавшие гуление, растворяются, исчезают для него, остаётся лишь концентрация на издаваемых звуках. Вокализации малыша разнообразны и сложны, он с упоением пользуется своим голосом и очень радуется, если родителям удаётся повторить за ним его звуки.
Около 5-6 месяцев возникает лепет. Это ритмичное многократное повторение слогов, удивительно напоминающее речь: «да-да-да-да», «ма-ма-ма-ма», «тя-тя-тя-тя». Интересно, что в предречевых детских вокализациях присутствуют фонемы, чуть ли не всех существующих в мире языков (Фонемы – это звуки, которые используются в речи и существенно отличают один язык от другого). Лепет появляется абсолютно у всех детей, но у детей, глухих от рождения, лепет очень быстро угасает. Если лепет прекратился, то очень важно сразу же обратиться к врачу для исследования слуха. Также в арсенале ребёнка появляются вскрики – короткие, но исключительно насыщенные эмоционально, звуки: «эа, а, уу, о». Эти возгласы ребёнок использует для выражения радости, удивления, недовольства и других переживаний, они без труда понимаются взрослыми.
Известно, что есть детки очень «разговорчивые», а есть скупые на голосовые проявления. Исследованиями подтверждено, что количество предречевых вокализаций не связано напрямую с речью. Гораздо более важными являются обстоятельства вокализирования. Обычно ребёнок вокализирует в трёх типичных ситуациях: 1) как бы без видимой причины – в момент голосовой активности ребёнка не занимает ни предмет, ни человек; 2) во время действий с предметами – исследовательская и познавательная активность сопровождается звуками; 3) взаимодействие с взрослыми – вызывание голосом на контакт, стремление ответить на обращение взрослого – поддержать «беседу». В каждой из таких ситуаций ребёнком используются свои наиболее привычные виды вокализаций: без видимой причины малыш чаще всего гулит, изучая предметы – гукает, а для общения использует весь доступный ему голосовой арсенал.
Спонтанные вокализации обычно примитивны, они служат для ребёнка упражнениями в речевом дыхании, с возрастом их количество сокращается. Предметные действия – замечательное условие для вокализаций, но, несмотря на их многочисленность в этой ситуации, они, как правило, однообразны. А вот голосовая активность в общении с взрослым – прямая дорога к членораздельной речи. Она делает ребёнка активной и заинтересованной стороной процесса общения с людьми. Ведь правильное и своевременное развитие речи невозможно без собственного говорения.
Что же можно посоветовать родителям?
Не оставляйте без внимания голосовые упражнения малыша. Подойдите к нему, улыбнитесь, заговорите с ним, повторяйте за ним его вокализации, приглашая повторять их ещё и ещё. Ребёнок, даже самый маленький, очень быстро усвоит, что позвать взрослого можно не только криком, а и призывными звуками. Достаточно скоро он научится таким образом проявлять инициативу в общении с родителями. Удовлетворение врождённой потребности общаться сообщит ему ощущение своей нужности, ценности как субъекта взаимодействий между людьми, а это основа его коммуникабельности в будущем. И, наконец, формируется и закрепляется потребность в выражении своих мыслей и переживаний голосом.
По-прежнему много разговаривайте с ребёнком, объясняйте ему, что вы делаете с ним, чем заняты, что происходит вокруг. Обязательно проговаривайте события и ситуации, вызвавшие у малыша яркие эмоции – радость, испуг, удивление. Отвечайте на вокализации крохи развернуто, исходя из того, что он пытался сообщить. Например: «Да, мой хороший, это новый красный мячик! Да, он тебе очень нравится! Ага, он такой гладкий и круглый!» Таким образом, ребёнок постепенно учится соотносить свои впечатления и переживания с определёнными звуками речи. Кроме того, обсуждение с малышом разнообразных тем наполняет его пассивный словарный запас, которому в скором времени суждено стать активным.
Пассивная речь. Примерно с 9 месяцев ребёнок начинает понимать отдельные слова обращённой к нему речи. Теперь по просьбе взрослого он может показать названный предмет (где лампа?) или выполнить действие (например, ладушки). Идёт интенсивное наполнение пассивного словаря, поэтому важно чётко и правильно называть ребёнку разнообразные предметы, действия, явления, характеристики. Возникновение понимания – результат развития у малыша речевого внимания, избирательности и умения анализировать звуки человеческого голоса. Пассивная речь – важнейшее условие и предтеча появления первого самостоятельного слова.
Давно известно, что функция речи тесно связана с мелкой моторикой рук. Различные упражнения руками позитивно влияют на темпы и качество речевого развития. Пока ребёнок совсем мал, можно делать ему мягкий массаж ладошек и пальчиков. Чуть позже массаж превратится в весёлую пальчиковую гимнастику. Сначала мама будет играть ладошками ребёнка – сгибать и разгибать пальчики, постукивать и щекотать ладошку, сопровождая это занятие весёлыми стихами. Народное творчество – неиссякаемый кладезь таких потешек, наши предки интуитивно чувствовали огромную пользу игр с ручками для ребёнка. Все знают популярные «ладушки», «сорока-ворона», «пальчик-пальчик, где ты был?», можно проговаривать и собственные импровизации, главное чтобы вам и ребёнку было весело! Ребёнок постарше может уже сам выполнять руками различные движения: сжимать-разжимать кулачки, загибать поочерёдно пальцы, изображать пальцами бегающие ножки, крылья бабочки и т.д.
Хорошо развивает мелкую моторику игра с небольшими предметами – пуговицами, крупами, бобовыми, мелкими деталями игрушек. Но родители небезосновательно опасаются, что малыш может проглотить такие игрушки. Чтобы этого не произошло, можно использовать маленькие хитрости: пуговицы нанизать на крепкую нитку или леску, бусины и фасоль зашить в мешочек из тюли, из риса или гречки сварить рассыпчатую кашу и позволить малышу брать крупинки пальчиками и класть в рот. И вкусно, и очень полезно! Хорошо также для развития моторики рисование пальчиками – красками или вареньем, работа с солёным тестом (1стакан муки, ½ стакана соли, ½ стакана воды, 1 ст.ложка подсолнечного масла; хранить в холодильнике в кульке или закрытой банке).
Пускай ваши занятия с крохой всегда будут познавательными и увлекательными для него и для вас. Не забывайте проговаривать всё, что вы делаете, называть предметы, отвечать на лепет и возгласы малыша, и его первое самостоятельное слово не заставит себя ждать!
Что принято считать первым проявлением предречевой активности ребенка
Речь – высшая психическая функция. Она всецело зависит от уровня развития центральной нервной системы человека. Это не только средство общения, но и основа мышления. Ребёнок с неразвитой речью не может полноценно анализировать и классифицировать свои впечатления, делать обобщения и выводы об окружающем мире. Недаром развитию речи детей дошкольного возраста придают такое значение большинство родителей и специалистов: медиков, дефектологов, логопедов, педагогов, психологов.
От умения понятно выразить свои мысли зависит, сможет ли ребёнок свободно и непринуждённо общаться с окружающими. Дети с развитой речью активно играют и общаются со сверстниками, контактируют со взрослыми, делятся своими впечатлениями. Ребёнок, осознающий, что его речь непохожа на речь сверстников, может начать стесняться общения с детьми и взрослыми, избегать совместных игр, бояться, что над ним будут смеяться.
Чтобы узнать, правильно ли развивается годовалый малыш, нужно знать, что в возрасте с рождения до года является нормой, а что патологией, как можно стимулировать его речевое развитие самостоятельно.
Стадии речевого развития
Развитие речи ребёнка от рождения до года условно делится на четыре неравных по срокам стадии. Темпы развития детей могут не совпадать по времени, но эта примерная периодизация позволяет отделить норму от патологии:
Возрастные нормы по месяцам
Средние показатели речевого развития имеют значение для определения нормы или патологии. Они могут сдвигаться в зависимости от индивидуальных особенностей малыша и условий его роста. Известно, например, что каждое перенесённое ребёнком раннего возраста серьёзное заболевание «отбрасывает» его немного назад в плане развития умений и навыков.
Стоит насторожиться, если малыш предпочитает вместо слов выражать свои желания жестами, мимикой и мычанием. К концу первого года жизни такие проявления не считаются отклонением от нормы, если кроме них при общении используются ещё и слова.
Как способствовать речевому развитию ребёнка
Поскольку развитие речи детей первого года жизни напрямую связано с развитием головного мозга во внутриутробном периоде, от нормального течения беременности и родов зависит очень многое. На развитие мозговых структур может повлиять большое количество факторов:
У процесса внутриутробного развития мозга есть очень важная особенность – его нервные связи и структуры развиваются не только под влиянием генов наследственности, но и под влиянием потоков информации, поступающих по ещё пока незрелым, но всё-таки действующим органам чувств.
Ещё не родившийся малыш способен слышать звуки окружающего мира и биение сердца матери, чувствовать её движения. Именно поэтому очень правильно поступают женщины, которые ещё до рождения ребёнка читают ему сказки, разговаривают с ним, вместе слушают хорошую музыку. Это поможет ему получить через несколько лет отличную речь.
Речь годовалого ребёнка включает в себя:
Сильный скачок в развитии пассивного словаря происходит после первых шести месяцев жизни малыша при условии, что родители активно знакомят его со значениями слов. Родители могут передавать ему информацию жестами, интонацией голоса, мимикой, но ведущая роль здесь принадлежит слову.
Разговаривая с малышом при кормлении, одевании, гигиенических процедурах взрослые передают ему смысл слов, обозначающих предметы и действия. Даже не понимая вначале значения слов родителей, ребёнок улавливает эмоциональную окраску речи, он осознаёт, что обращаются к нему, у него возникает желание ответить. Поэтому правы те мамы и папы, которые разговаривают с малышом с первых месяцев его жизни.
Ещё на первом году жизни нормально развивающемуся ребёнку доступна особенность речи – понимать, что одним словом называют разные предметы. «Киса» – это и живая кошка, и мягкая игрушка, и фарфоровая фигурка за стеклом шкафа. «Би-би» — это и настоящий автомобиль, и пластмассовая машинка на верёвочке, и картинка в детской книжке. Способность понимать обобщающие слова может быть развита к концу первого года внимательными родителями, неустанно знакомящими малыша с различными предметами и явлениями его окружения.
Очень важное умение первого года жизни – понимание значений большого количества слов, обозначающих действие. Ребёнок понимает не только обозначения крупных движений (стоять, бежать, есть), но и слова, означающие мелкие действия, выполняемые рукой (разожми кулачок, дай руку, покажи, что у тебя в руке, отпусти).
Речевое развитие – процесс, тесно связанный с развитием сенсорных способностей малыша. Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребёнка, различение формы и цвета окружающих предметов. Сенсорные способности можно развивать с первых дней жизни малыша, окружая его выразительными по цвету предметами интерьера и игрушками. Для развития слуха можно чаще предлагать ему гармонично звучащие игрушки, музыкальные инструменты, эмоционально общаться с ребёнком.
Произносимые им звуки следует дублировать, повторяя неоднократно. Все манипуляции, связанные с едой, умыванием и прочими процедурами, нужно проговаривать, и чаще общаться с ребёнком не по необходимости, а для установления контакта. Повторяя за малышом произносимые им сочетания звуков, взрослые как бы стимулируют его к новому подражанию. Важно помнить, что такие занятия не принесут результата, если ребёнок голоден, ему холодно, он устал и т.п.
Во втором полугодии нужно чаще рассматривать предметы и игрушки, называя их, сопровождать словами движения ребёнка. Для стимуляции детской речи очень важно вызвать у малыша потребность говорить. Для этих целей можно не давать сразу игрушку, которую он просит, а подождать речевой реакции («ляля, би-би»).
Можно задавать ребёнку вопросы, ответом на которые служат слова «да», или «нет», предлагать звукоподражания, если малыш затрудняется в назывании предмета: «Что тебе дать? Собачку? Ав-ав?», «Где машина? Где би-би?» Такая стратегия родительского поведения принесёт весомые плоды в виде активной речевой деятельности.
Моторика малыша первого года жизни делится на два вида:
Развитие мелкой моторики ведёт за собой скачок в развитии речи. Если родители учили ребёнка махать ручкой при прощании, протягивать её, здороваясь, то годовалый ребёнок выполнит эти движения, стоит только взрослому попросить его об этом.
Внимательные мама и папа стимулируют движения малыша словами: «Встань, ложись, садись, возьми, положи, подними». Чуть позже, как только ребёнок пойдёт, к ним прибавляются: «Иди, подойди, стой». Можно приучить малыша воздержаться от неправильного действия или побуждения словом «нельзя», произнесённым со строгой интонацией. Важно помнить, что этим словом не нужно злоупотреблять, иначе запрет просто не будет действовать. Бесконечные «нельзя» станут просто шумовым фоном и будут «пролетать мимо ушей».
При неправильном поступке ребёнка нужно предложить замену его неправильным действиям, например: «Кису нельзя бить по спинке, можно гладить». И затем показать, как «гладить». С первого раза возможно и не получится, но при регулярном повторении всё усвоится очень прочно. При активном обследовании окружающего мира слово-запрет станет своеобразной границей личного пространства. Большой мир страшит малыша, и такие границы ему жизненно необходимы, чтобы чувствовать себя увереннее.
Отклонения от нормы
В группе риска, в плане нарушения развития речи, находятся недоношенные дети с очень низкой массой тела при рождении, дети с нарушениями слуха и зрения, с гипертонусом мышц, с недостаточным функционированием черепных нервов, наличием структурных изменений головного мозга.
Распространённой причиной задержки речевого развития являются недостатки в воспитании, когда ребёнком не занимаются, ему не хватает внимания. При педагогической запущенности родители должны немедленно браться за устранение ошибок воспитания.
Тревожными симптомами станут такие отклонения от нормы:
При несоответствии возрастной норме речевых проявлений годовалого ребёнка нужно обратиться к специалистам: детскому неврологу, отоларингологу, дефектологу, логопеду. Организм малыша пластичен, при раннем начале коррекции проще преодолеть нарушения развития речи. Несвоевременно исправленная задержка речи, обнаруженная в раннем возрасте, может привести к интеллектуальному отставанию таких детей от сверстников.
Задержка развития речи делает ребёнка замкнутым, раздражительным, временами агрессивным. Его умственное развитие замедляется, впоследствии затрудняется процесс овладения чтением и письмом. Начинать контроль овладения элементами родного языка нужно ещё в раннем возрасте. Именно в этот период при помощи игры со звуками активно упражняется артикуляционный аппарат и слух ребёнка, готовится почва для правильного усвоения родного языка.
Основные задачи, стоящие перед родителями детей с речевыми патологиями, можно сформулировать так:
В этой статье мы рассмотрели развитие речи до года, определили помесячные нормы речевого развития и возможные патологии, характерные для этого периода. Приведённые примеры отклонений дают родителям возможность понять насколько хорошо идёт речевое развитие их малыша, и нет ли проблем, требующих срочного вмешательства специалистов.
С чего же начинается развитие речи ребенка?
Что в окружающей младенца среде является самими главным для будущего своевременного и успешного речевого развития? Ответ на этот вопрос нужно искать в поведении окружающих близких взрослых и, прежде всего, матери. С первых часов после рождения мать воспринимает своего ребенка не как неразумное беспомощное существо, не как будущую и многообещающую личность, а как уже существующего близкого человека. Мать умеет видеть в своем ребенке то, чего в нем еще объективно нет, и чего никто из окружающих не замечает. Эта великая способность материнской любви обладает настоящей действенной силой. Именно она превращает новорожденного младенца в человека.
И вот что важно: эти вроде бы бесполезные ласковые разговоры, улыбки, поглаживания (в самом деле, улыбками сыт не будешь, а разговор младенец еще не понимает) оказываются чрезвычайно важными для психического развития и здоровья ребенка. Как показывают многочисленные и печальные факты развития детей первого года жизни, отсутствие любви и внимания взрослых, улыбок, взглядов и разговоров с младенцами ведет к серьезным отставаниям многих сторон психики и, прежде всего, к задержке речи.
Первые 2-3 недели эти ласковые обращения взрослого остаются безответными, холостыми. Родители с любопытством наблюдают за малышом: что он может?
Но вот в конце 3-й недели появляется внимательный взгляд на взрослого, потом улыбка, а потом и первый ответный звук. Первые тихие и короткие звуки, напоминающие кряхтение, являются для родителей сигналом: ребенку неудобно, не мокрый ли он? Как напряженно его личико, что с ним? Но повода для беспокойства на самом деле нет. Что же он делает? Оказывается, вокализирует.
Что такое предречевые вокализации!
Как мы видим, за совсем небольшой период, всего за 6-7 месяцев, ребенок от беспомощного плача и крика приходит к тонким и разнообразным голосовым проявлениям. Конечно, и плач еще не редок, но не качество плача стремятся оценить взрослые, а характер предречевой голосовой активности. Именно она является источником сведений о здоровье и настроении малыша, о его интересах и потребностях. Может быть, это обстоятельство и породило довольно распространенное мнение о том, что чем выше голосовая активность, тем благоприятнее развитие малыша. На самом деле, так ли уж важно их количество? Много или мало должен вокализировать ребенок?
В литературе есть любопытные данные о том, что предречевая активность есть абсолютно у всех детей, даже у глухих от рождения и у детей с отклонениями в психическом развитии. При этом в случаях отсутствия слуха никогда не появляются лепетные вокализации, а звуки, произносимые детьми с нарушениями центральной нервной системы, всегда однообразны и монотонны. Между тем известно, что в состав вокализации входят звуки, являющиеся фонемам и чуть ли не всех существующих в мире языков (Фонема – это звук, который используется в речи и который существенно отличает одну речь от другой.) Однако, овладевая речью, ребенок заново и с немалыми трудностями осваивает фонемы родного языка. Эти сведения позволяют скептически отнестись к тому, насколько связана предречевая голосовая активность с последующим развитием речи. Многие ученые так и считают: никакой прямой связи между вокализациями и речью нет.
Между тем специалисты констатируют, как правило, намечающиеся отставания в речи распознаются достаточно поздно. Сроки появления первого слова имеют большой возрастной диапазон (от года и чуть лине до двух лет), и только примерно к трем годам задержка в речи становится очевидной. Поэтому очень важно внимательное отношение к ее развитию на всех этапах, в том числе и доречевом.
Когда и почему младенцы разговаривают!
Дальнейшие наблюдения за этими детьми позволяют констатировать: в закрытом детском учреждении речь появляется значительно позже установленных сроков. Таким образом, обильные голосовые проявления прямо к речи не ведут.
Второй типичной ситуацией вокализирования является ситуация действий с предметами. Ребенок тянется к привлекательной игрушке, захватывает ее ручками, ощупывает, тянет в рот, сопровождая свою активность звуками. Или же в это время совершает разнообразные предметные действия, нанизывает кольца на пирамиду, изучает и рассматривает предметы, стучит, катает, бросает и т.д.
И, наконец, голосовые проявления обнаруживаются в ходе взаимодействия маленького человека с окружающими взрослыми людьми. На протяжении первого года жизни общение со взрослыми постоянно усложняется. Сначала внимательный взгляд ребенка в глаза взрослому, затем собственный призывный возглас, стремление обратить на себя внимание, проявить собственную активность при взаимодействии, стремление ответить взрослому голосом. Общение со взрослым есть и тогда, когда взрослого нет в поле зрения, а ребенок голосом пытается установить с ним контакт.
Предметные действия служат прекрасным условием для голосовой активности, но очень часто вокализации в этой ситуации, несмотря на многочисленность, достаточно однообразны. И тогда создается впечатление внешней благоприятности развития, которой нет на самом деле. Точно решить, насколько благоприятно развитие предречевой активности у ребенка, можно лишь на основании того, чем отличаются его голосовые проявления в ситуации взаимодействия с окружающими людьми.