Что пришло на смену боярской думе при петре
Учреждение Петром I Правительствующего Сената вместо Боярской Думы
Указом Петра I от 22 февраля 1711 года «Об учреждении Правительствующего Сената и бытии при оном розрядному столу вместо Розряднаго приказа, и по два комиссара из губерний» был учрежден Сенат – вместо «консилии министров» (наследницы Боярской Думы). Указ гласил: «Определили быть для отлучек Наших Правительствующий Сенат, для управления. »
То есть, первоначально Сенат должен был заменить Царя на время его отсутствия в столице на время Прутского похода. Но затем Сенат получил полномочия высшего органа, координировавшего деятельность всех центральных органов управления и непосредственно рассматривавшего по поручению Царя дела текущего управления. Вскоре, 2 марта 1711 г., был издан указ «О послушании всех Сенату и его указам».
«1. Повеливаем всем, кому о том ведати надлежит, как духовным[1], так и мирским, военного и земского управления высшим и нижним чинам, что мы для всегдашних наших в сих войнах отлучках, определили Управительственный Сенат, которому всяк и их указам да будет послушен так, как нам самому под жестоким наказанием или смертию, по вине смотря».
Следует также учесть, что, исходя из принципа неограниченности власти Царя, каждое его слово являлось законом. Однако, чтобы отделить принципиальные законы от текущих управленческих распоряжений, потребовался порядок, чтобы законом становились лишь нормативные акты, утвержденные Царем, зарегистрированные и опубликованные Сенатом в качестве законов. В результате Сенат стал и высшим судебным органом и «хранилищем законов».
Сенаторы назначались лично Императором и носили свое звание, как правило, пожизненно. Во главе Сената стоял ген.-прокурор (с 1802 г. одновременно министр юстиции), в ведении которого находилась канцелярия Сената. Канцелярию Сената возглавлял обер-секретарь, который контролировал исполнение сенатских решений. При Сенате был учрежден ряд контор: рекетмейстерская по принятию прошений на имя царя и жалоб на действия чиновников; герольдмейстерская, контролировавшая службу дворян и регистрировавшая дворянские фамилии, и ряд других.
В 1763 г. Сенат был разделен на 6 департаментов. После учреждения министерств (1802) за Сенатом остались функции высшего судебного органа и органа надзора (хотя неоднократно предпринимались попытки вернуть ему прежнее значение). К середине XIX в. Сенат состоял из 12 департаментов. После Судебной реформы 1864 г. Сенат был преобразован и к началу ХХ в. состоял из департаментов: 1-го, 2-го, Герольдии, Судебного и двух кассационных (уголовного и гражданского), а также Особого и Высшего дисциплинарного присутствий.
История создания государственного органа
Создание Сената при Петре I было обусловлено частыми отлучками государя, вынужденного решать дела государственной важности не только в российской глубинке, но и за рубежом. И если поначалу он поручал выполнение ключевых обязательств своим доверенным лицам, занимавшим высшие посты, то со временем желание держать все под контролем из любой точки земного шара привело к обретению законной формы для временного поручительства и переводу его работы на постоянную основу.
Не стоит думать, будто такое решение было продиктовано желанием царя переложить свои обязанности на бояр, ведь, несмотря на то, что Петр предоставлял им практически неограниченную свободу действий в период временного поручительства, учреждение единого органа управления изначально планировалось как создание дополнительного инструмента для обеспечения абсолютной монархии. Проще говоря, император стремился только к единоличному управлению с расстановкой самых приближенных особ по ключевым государственным постам.
Структура Сената
Примечательно, что подготовка к созданию высшего правительственного учреждения при Петре I, которое пришло на смену Боярской думе, стартовала еще в 1701 году, ведь тогда государь был вынужден часто отсутствовать на своем посту из-за разгоравшейся Северной войны, развязанной в борьбе за выход к Балтийскому морю. На тот момент предшествующий орган власти практически изжил себя, передав все свои функции во временное учреждение, именуемое Консилией министров.
Сама по себе министерская Консилия представляла собрание лиц, возглавлявших главные ведомства Царской России, явно нуждаясь в упорядочивании, что, собственно, и произошло 2 марта 1711 года, когда был официально утвержден Сенат. Спустя 75 лет, уже во времена правления Екатерины Великой на территории Московского Кремля было возведено здание Сената, названное Сенатским дворцом и сохранившееся до настоящего времени.
Большинство сенаторов для нового органа управления перешло из Консилии, и каждую кандидатуру утверждал лично Петр. В первый состав Сената, утвержденный лично императором, вошли следующие государственные деятели, приближенные к царю:
Возглавил Сенат Анисим Яковлевич Щукин, ставший его обер-секретарем. Он запомнился тем, что не получал жалованья за первые два года этой службы, в результате чего ему пришлось обратиться с ходатайством к самому государю. То есть все руководящие должности (9+1) занимали исключительно люди, максимально приближенные к Петру, хотя многие из них во время своего правления неоднократно впадали в цареву немилость.
В свою очередь, в подчинение сенаторов входили специально созданные фискальные службы, осуществлявшие дополнительный контроль за коллегиями и наместниками с их помощниками.
При Петре в каждом крупном городе работало несколько таких фискалов, количество которых напрямую зависело от плотности населения. Кроме того, со временем была введена должность генерал-прокурора, контролирующего весь Сенат в целом.
Основные функции
Примечательно, что созданный при Петре I правительствующий Сенат не имел ничего общего с государственными органами, которым довелось появиться в то время за рубежом, представляя собой учреждение, полностью адаптированное под российские особенности и реалии тех лет. Степень власти этого образования соответствовала царской, и сам Петр в своем письменном обращении указывал на недопустимость неповиновения принятым органом решениям.
В свою очередь, на государственное учреждение возлагались не менее серьезные обязательства. Так, в перечень функций Сената при Петре I входили следующие:
Кроме того, Сенат оставлял за собой право назначать работников во всех государственных учреждениях, а также осуществлять тотальный контроль на местах.
Стоит отметить, что в первые годы орган управления не классифицировал дела на судебные, законодательные и административные, так как любой, пусть даже и самый мелкий запрос, приходил на имя императора, фактически не давая четко обозначенных полномочий сенаторам. Становилось очевидно, что новое формирование нуждалось в преобразовании, которое не заставило себя долго ждать.
Деятельность и интересные факты
Вопреки распространенному мнению Сенат не был серьезно ограничен в вынесении и практической реализации даже самых сложных и непопулярных решений. Другое дело, что вельможам приходилось действовать по своеобразной инструкции, каждый раз оставляемой Петром при отбытии за рубеж, о чем свидетельствуют соответствующие документы, сохранившиеся до настоящего времени.
После их детального изучения историкам удалось восстановить общую картину развития государственного органа и происходящих в нем преобразований. Ключевые моменты, которые освещают события, происходящие в высших чиновничьих кругах того времени:
После того как Северная война была закончена, Петр стал гораздо меньше отлучаться из России и ее столицы, однако это обстоятельство не стало поводом для упразднения Сената.
Несмотря на то что в 1718 году государем была предпринята попытка создания учреждения коллегий по шведскому образцу, значимость основанного ранее органа, в рамках которого решались самые важные управленческие, судебные и законодательные дела, не вызывало ни малейших сомнений в высших чиновничьих кругах.
Послевоенные события и упразднение
Ликвидация коллегий, которая произошла в 1720 году, только усилила позиции Сената. И особое положение в этом органе практически во все времена занимал институт прокуратуры, созданный государственными деятелями в 1722 году, после чего и обозначилось его структурирование. В этот же период между представителями высших чинов обострились распри, которые заставили Петра искать человека, способного контролировать сенатские заседания и обеспечивать должный порядок во время их проведения.
Как показала практика, главенствующий над сенаторами обер-секретарь Анисим Щукин не справлялся с поставленной задачей, поэтому сразу после его кончины эта роль была отведена сменным штабным офицерам гвардии. Со временем Петр стал уделять гораздо больше внимания внутренним делам Империи, особенно в вопросах его законодательства, в связи с чем значимость Сената сильно упала.
Так, уже в 1721 году царь приказал сенаторам не принимать ни единого решения без его личной подписи, чему предшествовало детальное ознакомление с делом. Удивительно, но несколькими годами ранее был повторно принят закон, согласно которому никто не имел права жаловаться государю на Сенат, притом что неповиновение в этом вопросе каралось смертной казнью.
Постоянные изменения происходили и с местоположением государственного органа, который неоднократно переезжал из Москвы в Петербург и обратно, несмотря на то, что с 1714 года он был закреплен на постоянной основе именно за Северной Пальмирой. Что касается окончательной ликвидации Сената, то она произошла только во время Октябрьской революции 1917 года.
Упразднение боярской думы при Петре I
Прекращение деятельности Боярской Думы при Петре I
История » Боярская Дума » Прекращение деятельности Боярской Думы
Хотя дума и сохранилась при первых Романовых, её значение стало постепенно снижаться. После отмены царем Федором Алексеевичем в 1682 году местничества и сожжения разрядных книг значение Боярской думы окончательно падает. Царская власть теперь не нуждалась в «подпорке» из высших аристократов, Россия уверенно вставала на путь абсолютной монархии.
Окончательно Боярская дума прекратила деятельность при Петре I. После переноса столицы в Петербург заседания Боярской думы, оставшейся в Москве, не проводились.
В 1711 году царем был создан новый орган – Сенат, и необходимость в думе окончательно отпала. Петр I перестал присваивать думские чины, и за счет естественной убыли членов Боярской думы она окончательно исчезла.
Совещания с боярами продолжались в так называемой, Ближней канцелярии, которая сама по себе была не более, как личною канцелярией царя и учреждением постоянным; но съезды бояр в канцелярии — уже не учреждение, постоянно действующее.
В последующие годы, до учреждения сената, Петр, во время отъездов своих из столицы, поручал ведение дел нескольким лицам, но не доверял им и не полагался на них. В 1711 г. 22. февр., объявляя о войне с Турциею и собираясь уехать на театр войны, он поручил ведение дел тоже нескольким лицам, назвав совокупность их сенатом, который отнюдь не имел прежнего значения боярской думы и не был учреждением политическим.
Таким образом, боярская дума была учреждением, тесно связанным с судьбою известного класса московского общества; она была политическим учреждением, которое создавало московский государственный и общественный порядок и им руководило. По своему специальному составу это было аристократическое учреждение.
Такой его характер обнаруживался в том, что большинство его членов почти до конца XVII в. выходило из известного круга знатных фамилий и назначалось в думу государем по известной очереди местнического старшинства. Единственной постоянной опорой устройства и значения боярской думы был обычай, в силу которого государь призывал в управление людей боярского класса в известном иерархическом порядке. Крепость этого обычая создана была историей самого Московского государства.
Протоколы считались важнейшими думскими документами и поэтому часть их была внесена в опись Царского архива, да и хранились они в тщательно запираемых ларях в дорогих переплетах.
Заключительными документами заседания были указы царя и приговоры Боярской Думы.
Текст этих документов начинался со слов : «Царь, государь, великий князь указал» или «Великий государь сей доклад слушав указал и бояре приговорили» ( с некоторыми изменениями эта форма начала текста Указов просуществовала свыше ста лет.)/ Боярская Дума стояла на страже иерархии не только ведомств и чинов, но и документов.
В ее компетенцию входило выдавать жалованные и указные грамоты высшему духовенству, дворцовым сановникам на владение вотчинами, селами, угодьями и промыслами.
Делопроизводство Думы включало конфиденциальную переписку и специальные поручные записи по видным правительственным и придворным деятелям. Те, кто получал «поручную запись» проходил через специальную комиссию поручителей со всеми элементами подтверждающими факт поручительства. Таким образом в стенах Думы были сосредоточены своего рода досье на видных государственных сановников.
Нередко доклады составляли основу будущих документов, например, грамот, тогда в конце грамоты ставилась приписка «с докладу дьяка Федора Булгакова».
Авторскую подпись имели акты феодального землевладения.
На многих важнейших документах ставилаcь государственная печать с изображением двуглавого орла как символа преемственности власти московскими князьями от Визаниии и Рима. Были и печати городов, которые со временем превратились в гербы. Наиболее распространенной была столбцовая форма документов.
Но для описей и других охранительных записей использовались книги ( боярские книги, приходно-расходные книги денежной казны, писцовые, дозорные и др.) Очевидно эти книги заводились в приказах, а на заседаниях Боярской Думы использовались в справочных целях.
Боярская Дума будучи до определенного времени законодательным, исполнительным и судебным органом не могла обходиться без соответствующего аппарата, выполняющего функции делопроизводства.
Эти функции были децентрализованы, поскольку часть подготовительных работ к заседаниям была сосредоточена в Ближней Думе, приказах, думских комиссиях. Однако наиболее важные документы проходили правовую экспертизу в Большом Московском Разряде, который до получения статуса приказа являлся структурой Боярской Думы.
Порядок документирования в значительной степени опирался на исторически сложившиеся обряды и традиции, которые в процессе создания прецедентов обретают характер законченной системы.
Значение и роль боярской Думы
Роль Думы в системе государственных органов Московского государства
Дума играла роль согласительного органа. При тогдашнем беспорядке в области приказной системы — это было основной обязанностью правительства. Существовало несколько общих правил в отношении определения решений Боярской Думы.
Историография и история права выработали в этом отношении два общих правила, которые могут быть сформулированы следующим образом: форма: «и великий государь, слушав докладной выписки, указал и бояре приговорили…» есть просто обозначение факта участия царя в заседании Боярской Думы. Но такой порядок законодательства не был формально обязательным для царя. Он мог сам решать дела и издавать распоряжения, имевшие характер законодательных постановлений, единолично.
Иногда царя решал вопросы с небольшим кругом советников, — так называемая комнатная дума государя.
форма: «по указу великого государя бояре, той докладной выписки слушав, приговорили..» есть просто обозначение факта отсутствия царя на заседании Боярской Думы.
Дума издавала два общих вида актов: «закреп» и «помет».
«Закреп» — решения Думы по общим вопросам управления, под ним стояла подпись всех думных дьяков. «Помет» – закрепление указа частного свойства — под актом стояла подпись одного думного дьяка.
Прекращение деятельности Боярской Думы
Хотя дума и сохранилась при первых Романовых, её значение стало постепенно снижаться. После отмены царем Федором Алексеевичем в 1682 году местничества и сожжения разрядных книг значение Боярской думы окончательно падает.
Царская власть теперь не нуждалась в «подпорке» из высших аристократов, Россия уверенно вставала на путь абсолютной монархии. Окончательно Боярская дума прекратила деятельность при Петре I. После переноса столицы в Петербург заседания Боярской думы, оставшейся в Москве, не проводились. В 1711 году царем был создан новый орган – Сенат, и необходимость в думе окончательно отпала. Петр I перестал присваивать думские чины, и за счет естественной убыли членов Боярской думы она окончательно исчезла.
Совещания с боярами продолжались в так называемой, Ближней канцелярии, которая сама по себе была не более, как личною канцелярией царя и учреждением постоянным; но съезды бояр в канцелярии — уже не учреждение, постоянно действующее.
В последующие годы, до учреждения сената, Петр, во время отъездов своих из столицы, поручал ведение дел нескольким лицам, но не доверял им и не полагался на них. В 1711 г. 22. февр., объявляя о войне с Турциею и собираясь уехать на театр войны, он поручил ведение дел тоже нескольким лицам, назвав совокупность их сенатом, который отнюдь не имел прежнего значения боярской думы и не был учреждением политическим.
Таким образом, боярская дума была учреждением, тесно связанным с судьбою известного класса московского общества; она была политическим учреждением, которое создавало московский государственный и общественный порядок и им руководило.
По своему специальному составу это было аристократическое учреждение. Такой его характер обнаруживался в том, что большинство его членов почти до конца XVII в. выходило из известного круга знатных фамилий и назначалось в думу государем по известной очереди местнического старшинства.
Единственной постоянной опорой устройства и значения боярской думы был обычай, в силу которого государь призывал в управление людей боярского класса в известном иерархическом порядке. Крепость этого обычая создана была историей самого Московского государства.
Заключение
В заключение необходимо подвести итоги проделанной работы.
Следует обратить внимание, что Боярская Дума — термин относительно современный. В справочниках XVI-XVII веков чаще применяется словосочетание Дума Бояр.
Однако ее функции, состав служилого боярства, виды документов и обсуждаемые вопросы напрямую соотносят ее с верховной властью.
Боярская дума знала взлеты и падения своей государственной значимости, но даже Иван Грозный был вынужден с ней считаться, хотя периодически отправлял её членов на плаху. Роль Думы хорошо понимали и иностранцы, которые до того как попасть на царский прием, долгое время вынуждены были общаться с думскими чинами.
Боярская Дума не только обсуждала важнейшие государственные вопросы и предлагала царю консолидированные решения, но и была законодательным органом.
В 1497 и 1550 годах она утвердила государственные судебники – своеобразные своды законов. Все важнейшие государственные решения принимались только при участии Думы, об этом свидетельствуют формулировки на старинных документах.
Финансовое управление Боярской Думы.
Она утверждала налоги. Кроме того, Дума распоряжалась раздачей по докладным челобитьям поместий и вотчин.
Дума выполняла контрольные функции надзора за наместниками, а позже и воеводами.
Дума также принимала челобитья от населения на злоупотребления местных властей.
Дума занималась вопросами внешней политики. Глава Посольского приказа входил в состав Думы, в ней была Ответная Палата, занимавшаяся международными вопросами Московского царства.
Судебные права Думы были так же определены ее компетенцией.
Мы знаем мало подробностей о ходе дел в Боярской Думе, но большие последствия ее работы явственны всем.
Под ее руководством создавался московский государственный строй, добывавший средства и способы отбиваться от бесчисленных внешних врагов, отовсюду оцепивших Московское государство, в Думе создавался и самый порядок направления этих средств на защиту страны и на ее внутреннее устройство.
1. Додонова, М.И. Исторический опыт документирования деятельности Боярской Думы. 2002. – № 1. – С. 82 – 86.
2. Зуляр Ю.А., Генезис русского самодержавия и дискуссия о его особенностях, Уч. Пособие, Иркутск, 2006.
3. Зуев М. Н. История России с древнейших времен до начала XXI века.
4. Исаев И.А. История государства и права России, Учебник, — М., 2004., 3-е изд.
5. История государства и права России / под ред. Ю.П. Титова М., «Проспект» 2001.
7. Ключевский В.О. Курс русской истории. Москва, 1989
8. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для ВУЗов. М., Изд-во Инфра М — Норма, 1997.
Обзор русской истории. Москва, 1991.
10. Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного государства. М.,1978г.
11. Шмидт С.О. У истоков российского абсолютизма. М., 1996.
Боярская Дума: это в Древней Руси
БОЯРСКАЯ ДУМА, высший совет при русских князьях и царях в 10 — начале 18 века. Термин введён в научный оборот российскими историками 18-19 века.
Слова «дума», «совет» (в указанном значении) и производные от них «думать», «советовать», «думец», «советник», а также «думница», «советница» (помещение, где происходило заседание Боярской думы) и др. появились в источниках с 11 века при описании учреждений или событий, которые были связаны с их деятельностью, в том числе в более ранний период (начиная с 10 века).
В Древнерусском государстве 10 — начала 12 века на совещаниях киевских князей со старшей дружиной, а также с представителями родоплеменной знати («старцы градские») обсуждались междукняжеские и международные отношения, судебно-административное устройство государства (в том числе принятие Русской правды), вопросы о принятии христианства и обеспечении Церкви и тому подобное.
На важнейших заседаниях присутствовали церковные иерархи. Состав, прерогативы и функции, периодичность и место созыва таких советов определялись князем-сюзереном, а также традицией в соответствии с обстоятельствами и конкретными целями. Члены советов участвовали в княжеских пирах, придворных церемониях, присутствовали на княжеском суде, при переговорах князей и заключении соглашений между ними.
Раздробление Древнерусского государства в 12 — начале 13 века на самостоятельные княжества (а последних на удельные княжества) во главе с представителями различных ветвей династии Рюриковичей, становление в княжествах бояр в качестве господствовавшего сословия укрепили значение Боярской думы.
Думы пополнялись лицами из боярской элиты (в том числе тысяцкими), в связи с чем деятельность Дум стала более регулярной.
Установление зависимости русских княжеств и земель от Золотой Орды и их ослабление повлияли на судьбу Боярской думы. В Северо-Восточной Руси середины 13 — середины 15 века резкое сокращение численности служилых бояр, погибших в период пандемий и ордынских набегов 13-15 веков (в особенности до 1430-х годов), а также ликвидация к концу 14 века института тысяцких в большинстве княжеств привели к усилению роли князя-сюзерена в определении состава, предмета и порядка занятий Боярской думы.
Развитие княжеского хозяйства укрепило в Боярской думе позиции должностных лиц, возглавлявших отдельные его отрасли, или пути, — конюшего, стольника, ловчего и др. Постепенное оформление к концу 14 века аристократической верхушки нетитулованного боярства закрепляло наследственный характер участия её представителей в Боярской думе и в государственном управлении («великие», или «введённые», бояре).
На аннексированных Великим княжеством Литовским в конце 13 — начале 15 века русских территориях (преимущественно западных, юго-западных, позднее — центральных) Боярские думы сохранялись только в небольших удельных княжествах, принадлежавших князьям-Рюриковичам.
В Новгородской республике и Псковской республике в отсутствие наследственной княжеской власти не сформировались и Боярские думы, известной аналогией им был Совет господ.
Классический облик Боярская дума получила на завершающем этапе образования Русского государства в форме монархии с сословным представительством (середина 15 — середина 16 века).
Трансформация Боярской думы стала составной частью кардинальных перемен в общественно-государственном устройстве страны и в то же время — следствием таких перемен. С конца 15 века Боярская дума — постоянно действующий высший совет при государе. Её деятельность осуществлялась в различных формах, функции касались всех сфер управления, она имела обширные прерогативы.
Сложилась иерархическая структура Боярской думы, постепенно формировались процедура её пополнения и правила продвижения по карьерной лестнице в Боярской думе, члены Боярской думы обладали фиксированным статусом и материальным обеспечением.
Вплоть до начала 18 века Боярская дума занимала высшую позицию в структурах Государева двора.
В середине 16 — последней четверти 17 века «думные чины» составляли особую, наиболее престижную и активную курию земских соборов. Боярская дума была ядром совещаний более узкого состава во главе с монархом по острым военно-политическим, экономическим и другим проблемам («войсковых» соборов 1471, 1550-70-х годов и др.; «церковно-земских» соборов 1580, 1584 и др.; совещаний 1660, 1662, 1663 годов с представителями привилегированного купечества и горожан, и т.п.).
Назначение в Думу («сказывание» думного чина) её членов закрепилось с рубежа 15-16 века, сама процедура фиксируется в источниках с конца 16 века.
В Боярскую думу с последней четверти 15 века по назначению входили бояре (высший думный чин), окольничие (следующий по значимости чин), а по должности — дворецкие (руководители центральных ведомств — Большого дворца, позднее Большого дворца приказа и так называемых областных дворцов), обычно имевшие чин боярина или окольничего, казначеи, постельничие, ловчие и др., со 2-й трети 16 века — кравчие.
В 16 веке для пополнения Боярской думы близкими советниками монарха из незнатного дворянства и из числа приказных деятелей были введены чины думных дворян (с 1517 года известны «дети боярские, которые у государя в думе живут», с 1551 — «стряпчий в думе», с 1564 — «дворяне, которые в думе живут») и думных дьяков (с 1532 года известны «великие дьяки», с 1562 — «думные дьяки»).
Думный чин со 2-й половины 16 века имел и государев печатник (хранитель царской печати). В 17 веке в Боярскую думу по должности входили также ясельничие, стряпчие с ключом и др.
Думные чины получали в первую очередь важнейшие назначения воевод. С 16 века они имели наивысшие нормы «поместных дач» (в том числе подмосковных поместий) и регулярного денежного жалованья. Традиционным было право думцев на судебное соборное разбирательство при уголовных и политических обвинениях, зафиксированное царём Василием Ивановичем Шуйским в тексте крестной грамоты 1606 года и расширенное им за счёт ряда дополнительных гарантий.
В конце 15 века численность Боярской думы не превышала 15-18 человек (с учётом должностных лиц), в правление великого князя московского Василия III Ивановича при незначительном росте числа членов Боярской думы в ней сложились пропорции чинов (преобладали бояре, за исключением периода 1509-1518 годов) и генеалогического состава (от 60 до 90% бояр были из титулованной знати; среди окольничих господствовала нетитулованная знать московских и тверских родов).
В середине 16 века Боярская дума резко расширилась, генеалогические пропорции сохранились (при некотором уменьшении доли бояр): в 1560-62 годах в ней состояло более 60 человек. Казни и репрессии знати в годы опричнины и деятельности особого двора царя Ивана IV Васильевича Грозного почти вдвое сократили состав Боярской думы.
Вместе с тем в ней резко усилились позиции незнатных думных дворян: в марте 1584 года их было около трети в объединённой думе (образована при слиянии особой дворовой Боярской думы Ивана IV Васильевича и земской Боярской думы, действовавшей в 1565-84 годах на территориях, не включённых царём в состав опричнины), все они получили думные чины в особом дворе или в опричной думе, куда входили фавориты царя в чине бояр или думных дворян.
В конце 16 века численность Боярской думы почти восстановилась (около 60 человек в 1598 году), так же, как и её генеалогический состав (титулованных лиц было около 40%, возросла доля старомосковской нетитулованной знати). Представители более 110 фамилий получили в течение 16 века назначения в Боярскую думу, около 50% из них — титулованные лица семи княжеских домов Рюриковичей (князья Оболенские и Черниговские, Ростовские, Рязанские, Суздальские, Стародубские, Тверские, Ярославские), выходцы из некоторых линий смоленских Рюриковичей и четырёх ветвей литовских Гедиминовичей.
Представители около 30 княжеских фамилий получали только боярский чин, лица из нетитулованной знати начинали карьеру в Боярской думе с чина окольничего.
К концу Смутного времени позиции и авторитет Боярской думы резко ослабли и восстановились лишь в 1620-е годы. Во 2-й половине 17 века численность Боярской думы, в силу разнонаправленных политических факторов, неуклонно росла (59 человек в 1648/49, 79 человек в 1662/63, 108 человек в 1675/76, 180 человек в 1688/89) на фоне опережающего роста числа окольничих, думных дворян и дьяков (в целом в 1670-80-е годы составляли более 60% Думы), значительного «ухудшения» её генеалогического состава (свыше 20 фамилий титулованной и нетитулованной знати получали в 17 веке только боярский чин, в Думу входили ещё около 15 «думских» по традиции фамилий, при этом выдвинулись десятки второ- и третьестепенных в 16 веке фамилий и родов) и нового постепенного общего падения роли Боярской думы в жизни государства и общества при одновременном возрастании роли монарха.
Для лиц из новых фамилий (особенно фаворитов) была типичной последовательная карьера от думного дворянина до боярина.
Боярская дума заседала регулярно, обычно во главе с государем (например, от 3 до 5 дней в неделю в середине 17 века). В полном составе заседания Боярской думы происходили заметно реже, чем совещания монарха с более узким кругом приближённых советников — Ближней думой.
Повестка заседаний формировалась государем, а также запросами из приказов. Боярская дума не имела канцелярии, отдельные делопроизводства, её решения (а порой и основные точки зрения при обсуждении) записывались дьяками приказов, подавших запрос. На заседаниях Боярской думы её члены совместно с государем принимали «приговоры». Действовали также «думские» комиссии (состояли целиком из числа думцев или возглавлялись членами Боярской думы), думцы возглавляли ряд приказов (к концу 16 века — около 15 приказов, с середины 17 века — более 25).
«Думские» комиссии руководили общими и уездными военными смотрами, где происходило «верстание» земельным окладом и денежным окладом служилых дворян, казаков и др.
(1552, 1555-56, 1598, 1605-06 и др.); подготавливали с предварительным утверждением устав сторожевой службы (1571 и др.), проекты сооружения засечных черт (со 2-й половины 16 века); формировали полки нового строя (2-я треть 17 века); принимали решения по строительству крепостей. «Думской» комиссией являлась и действовавшая в конце 17 — начале 18 века Расправная палата.
Члены Боярской думы со 2-й половины 15 века присутствовали на суде великого или удельного князя, составляя судебную курию при нём.
Но чаще (не позднее 2-й трети 16 века) в качестве высшей судебной инстанции в Москве выступали судные «боярские комиссии», разбиравшие дела в зависимости от административно-территориальной принадлежности «тяжущихся» сторон («бояре, которым которые городы приказаны») или же от юридической квалификации («бояре, которым разбойные дела приказаны»).
Думцы участвовали в Стоглавом соборе 1551 года, на котором, помимо собственно текста Стоглава, были утверждены Судебник 1550 (смотри в статье Судебники 15-16 века) и уставная земская грамота.
Согласно Судебнику 1550 года (статья 88), Боярская дума в обязательном порядке соучаствовала в процессах законотворчества и кодификации права. Она вместе с церковными соборами приняла уложения 1580, 1584 годов о судьбах церковного землевладения. Особые комиссии во главе с думцами готовили текст Соборного уложения 1649 года, проекты реформ «государевых ратных и земских дел» (1681-82) и тому подобное.
Думцы руководили также работами по кодификации права в рамках компетенции руководимых ими центральных ведомств, в результате составлены «судебные», «уставные» и «указные» книги середины 16 — середины 17 века. Члены Боярской думы постоянно участвовали во всех дворцовых церемониях и приёмах.
При длительных поездках монарха в 16-17 веках (по монастырям, дворцовым имениям, во время военных походов) часть Боярской думы сопровождала его, а назначенная государем комиссия из членов Боярской думы (до 1569 года нередко во главе с удельным князем из московской ветви Рюриковичей) возглавляла текущее управление и была высшей судебной инстанцией.
На заседаниях Боярской думы (порой предшествовавших земским соборам, например, в 1566, 1621, 1653 годах) рассматривались ключевые вопросы войны или мира (перемирия), крупномасштабных военных действий, государевых походов и др. Дипломатические переговоры с иностранными делегациями в Москве, на различных посольских съездах велись комиссиями (с правом заключения предварительных соглашений), состоявшими из членов Боярской думы.
Думцы разного статуса возглавляли обычно русские посольства в других государствах. Боярская дума участвовала также в церковных преобразованиях (основание Казанской епархии в 1555 году, учреждение патриаршества и расширение числа кафедр в 1589 году, осуждение и лишение сана патриарха Никона, обсуждение вопросов внутреннего церковного устройства на церковном соборе 1666-67 годов и др.).
В Смутное время, после свержения царя Василия Ивановича Шуйского, «семибоярщина», состоявшая из видных представителей Боярской думы, находившихся тогда в Москве, реально (июль — октябрь 1610), а затем и формально (конец октября 1610 — октябрь/ноябрь 1612) являлась высшим институтом государственно-политической власти в стране. «Семибоярщина» 17(27).8.1610 заключила договор о признании русским царём польского королевича Владислава (будущего польского короля Владислава IV).
В период становления самодержавия значение Боярской думы, которая по способу формирования была институтом представительства титулованной и нетитулованной аристократии, падало, её заседания происходили значительно реже, уменьшился численный состав Боярской думы (138 человек в 1696/97, 48 человек в 1713).
В 1713 году Боярская дума перестала функционировать (ликвидации Боярской думы способствовало создание в 1711 году Сената).
Впоследствии совещательные функции при российских монархах исполняли Верховный тайный совет (1726-30), Кабинет министров 1731-41, Конференция при Высочайшем дворе (1756- 1762), Императорский совет (1762), Непременный совет (1801-10), Государственный совет (1810-1917/18).
На протяжении XV — XVII столетий одной из болезненных проблем внутренней жизни была проблема отношений царя (князя) и боярства, позднее — царя, боярства и дворянства.
Особенно эта проблема обострилась в годы правления Ивана Грозного.
Боярство — высшая аристократия, которая сформировалась еще во времена Киевской Руси и монголо-татарского ига.
Отличительными чертами боярства являлись:
К XV в. на Руси сформировалось несколько боярских родов. которые были самостоятельными центрами власти независимо от великого князя (царя):
— иные знаменитые роды.
Бояре обычно стремились к уменьшению царской власти и требовали дополнительных привилегий себе. Часто бояре являлись инициаторами и виновниками интриг и смут, поскольку это был шанс укрепить положение своего рода в обход других родов, например:
— Великой феодальной войны 1433 — 1453 гг.,
— боярского правления 1533 — 1547 гг.
и войны между Шуйскими и Вельскими в 1540-е гг.;
— после Ивана Грозного — Великой Смуты 1603 — 1613 гг. и Семибоярщины.
Таким образом, бояре представляли собой угрозу для царской власти и единства страны.
Дворяне — сословие подданных, которые находятся на службе государства и получают за это вознаграждение.
Отличительными чертами дворянства являлись:
— среднее имущественное положение — обычно дворянами становились способные представители среднего класса того времени — профессиональные воины и чиновники, посадские люди (горожане), мелкие и средние землевладельцы, зажиточные крестьяне; очень редко становились дворянами очень богатые подданные или представители беднейших слоев;
— не знатность — как правило, лица, становившиеся дворянами, не были знатными; они зарабатывали свой авторитет впоследствии;
— нахождение на службе у государства — в отличие от бояр, которые существовали сами по себе и служили государству лишь когда хотели, дворяне обязательно служить.