Что присуще федеративному государственному устройству кратко 9 класс обществознание

2. Государство

ГДЗ по обществознанию◄ ГДЗ обществознание 9 кл. Боголюбов◄
Вспомним. Как возникали государства в древности?

Государство стало возникать из-за необходимости управления. Государство возникло для того, чтобы защищать границы и стабилизировать жизнь общества.

Какие изменения в государственном устройстве России XVIII в. говорили об установлении абсолютной монархии?

В 18 веке речь стала идти об абсолютной монархии, которая имеет особые отличительные признаки.

Чем характеризуется политическая власть?

Политическая власть характеризуется всеобщностью. Решения государственных органов распространяются на всех.
Также, власть действует от имени всего общества и во благо общества.

Какую роль играет политика в жизни общества?

Политика позволяет обеспечивать стабильность, эффективность функционирования всех сфер общества.

Что означает слово «гражданин»?

Гражданин — это правовая категория, которая отражает принадлежность человека к государству. Гражданин — полноправный член общества.

Могло ли государство появиться в результате договора?

Государство могло появиться в результате договора. Речь идет о теории общественного договора. Ее сторонниками являлись Т. Гоббс, Дж. Локк, Жан- Жак Руссо. Эта теория заключается в том, что люди полностью откажутся от своих суверенных прав в пользу государства, для того, чтобы обеспечивать свои интересы через функционирование государства.

Таким образом, общественный договор — соглашение между гражданами, по вопросам правил и принципов государственного управления с соответствующим им правовым оформлением.

Монарх и президент: в чём различия?

Монарх выбирается по наследству, а президента выбирает народ. Монарх существует только в монархической форме правления (власть передается по наследству), а президент — в республиканской (выбирается на определенный срок).

Монарх (в абсолютной монархии) самостоятельно принимает решения по всем вопросам, президент с помощью других ветвей власти, он функционирует не один.

Вопросы «?» Какое учреждение имеет в виду философ?

Речь идет о необходимости становления государства. Существование государства помогло бы увековечить начинающееся разделение общества на классы и право имущего класса на эксплуатацию неимущего и господство первого над последним.

Вопросы «?» Какой принцип положил начало утверждению ограниченной монархии в Великобритании?

Начало утверждению ограниченной монархии положил принцип ответственности. Ограниченность заключалась в том, что за действия короля несли ответственность другие лица, не принимающие решения, и не выносящие акты. Решения короля скреплялись подписью министра, который и нес ответственность. Позже это сыграло роль в становлении ограниченной монархии в Великобритании.

Вопросы «?» Можно ли утверждать, что Конституция 1791 г. сохранила в стране монархию? Поясни свой ответ.

Конституция 1791 г. Действительно сохранила монархию, так как король царствовал единолично, принимал решения самостоятельно, без опоры на другие органы. Также, король был единственным властителем и вмешивался во все сферы общества. Это черты монархии.

Однако единственным фактором, который ограничивал его действия, являлся закон, то есть Конституция 1791 г. Все, что запрещал закон, ограничивало абсолютную монархию, и действия короля были ограничены законодательно.

Вопросы «?» Подумай, с выполнением каких обязанностей связана, к примеру, реализация права на образование.

Известно, что каждому праву сопутствует обязанность. Если речь идет о праве на образование, то в Конституции Российской Федерации, а именно в статье 43 закреплено, что государство гарантирует вседоступность и бесплатность образования.

Однако, получение основного общего образования — это обязанность детей. Контроль за исполнением данной обязанности должны осуществлять родители. Если контроль за исполнением данной обязанности окажется неэффективным, то санкцией государства является административная ответственность.

Вопросы «?» Как ты думаешь, почему некоторые не выполняют свои обязанности? К каким последствиям это приводит?

Если человек не исполняет свои обязанности, это говорит о его безответственности и халатном отношении к своему долгу.
Я считаю, что люди не исполняют обязанности из-за легкомысленности. Они считают, что выполнение обязанностей не значит ровным счетом ничего и не повлияет на жизнь общества в целом, однако это не так. Дело в том, что если все перестанут исполнять обязанности, в обществе воцарится хаос, государство будет на грани разрушения.

Вопросы «?» Как ты понимаешь слова о единстве и равенстве гражданства независимо от оснований его приобретения?

Речь идет о том, что каждый гражданин, имеющий гражданство имеет РАВНЫЕ права и обязанности с другими гражданами, несет равную ответственность перед государством. Это означает, что с приобретением гражданства, у гражданина появляется принадлежность к государству, а значит возникают обязанности и закрепляются права.

Проверим себя 1. Каковы различные точки зрения на причины появления государства?

Существуют разные объяснения причин возникновения государства.

2. На основе каких признаков можно сделать вывод о наличии в обществе государственного устройства?

Государство обладает определенным признаками, которые позволяют сделать вывод о наличии государственного устройства.

3. В чём выражается суверенитет государства?

Суверенитет – это независимость государства.

Существует внешний и внутренний суверенитет. Внутренний суверенитет означает, что власть государства выше власти любой организации, существующей в данной стране (церкви, партии), её решения обязательны для всех граждан и не могут быть отменены кем-либо.

Внешний суверенитет проявляется в независимости от других государств, недопустимости их вмешательства в дела данного государства.

4. Каковы внутренние и внешние функции государства?

Государство выполняет определённые функции, осуществляя свою деятельность. Функции бывают внутренние и внешние функции.
Внутренние функции нацелены на сохранение целостности общества, поддержание и охрану общественного порядка, выработку стратегических целей развития общества, учёт и согласование интересов различных социальных групп, регулирование экономических процессов, установление правовых норм и контроль за их выполнением, создание условий для удовлетворения материальных и духовных запросов людей, поддержку и развитие таких социально значимых сфер, как образование, наука, здравоохранение и др.

Внешние функции государства сосредоточены на развитие взаимовыгодного сотрудничества в различных сферах с другими странами, а также обеспечение обороноспособности страны.

5. Сравни конституционную и абсолютную монархии, парламентскую и президентскую республики.

Конституционная монархия отличается от абсолютной монархии следующим. В абсолютной монархии власть монарха (короля, царя, императора, шейха, султана и пр.) не ограничена. Он принимает решения единолично, опираясь только на свое мнение. В конституционной монархии власть монарха ограничена положениями закона, закрепленными в конституции и парламентом.

Парламентская республика также отличается от президентской. В республике высшие органы власти избираются на строго установленный срок. При этом в некоторых из них ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент, перед которым и несёт ответственность правительство. Такие республики называются парламентскими.

Там же, где велики полномочия всенародно избираемого главы государства — президента, устанавливается президентская республика. Президент в ней руководит исполнительной властью — правительством, может отклонить любой закон, принятый парламентом (наложить вето).

То есть в президентской республике больше полномочий у президента, в парламентской – у парламента.

6. Какое государство называют унитарным?

Унитарное государство – государство, в котором его административные части (губернии, края, провинции) не обладают суверенитетом, у них нет своей конституции, местные органы власти подчиняются центральным. В ряде случаев должностные лица на местах назначаются из центра.

Например, устройство Российской империи. Вся территория государства делилась на губернии, при этом национально-исторические особенности, как правило, не учитывались. Главой исполнительной власти был губернатор, назначаемый императором. Сегодня на политической карте мира мы можем увидеть много унитарных государств с единым для всей страны законодательством. Среди них — Франция, Венгрия, Чехия, Испания и ряд других.

7. Что присуще федеративному государственному устройству?

Иначе устроено федеративное государство. Здесь отдельные территории (штаты, республики, земли, края, области являющиеся субъектами Федерации) обладают значительной самостоятельностью.
В субъектах Федерации действуют и собственные законы, и собственные органы управления. В нашей стране распределение полномочий между Центром и субъектами Федерации закреплено в Конституции.

К ведению центральных органов отнесено в первую очередь то, что необходимо для поддержания целостности государства и его безопасности (федеральный бюджет и налоги, железнодорожный транспорт, атомная энергетика, внешняя политика, оборона). Центральная власть также берёт на себя защиту прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал.

8. Раскрой смысл понятия «гражданство».

Гражданство — это принадлежность к государству. Гражданство — это устойчивая политико-правовая связь человека с государством.

Быть гражданином государства означает иметь права, закрепленные в законодательстве и исполнять обязанности, по отношению к своему государству. В Российской Федерации права и обязанности закреплены в Конституции РФ. Там сказано, что каждый гражданин, имеющий гражданство имеет равные права и обязанности с другими гражданами, несет равную ответственность перед государством.

9. Как связаны права и обязанности гражданина?

Права и обязанности граждан неразрывно связаны. Если закреплено права гражданина, то ему сопутствует обязанность. Для того, чтобы было понятно, необходимо привести пример. Если речь идет о праве на образование, то в Конституции Российской Федерации, а именно в статье 43 закреплено, что государство гарантирует вседоступность и бесплатность образования.

Однако, получение основного общего образования – это обязанность детей. Контроль за исполнением данной обязанности должны осуществлять родители. Если контроль за исполнением данной обязанности окажется неэффективным, то санкцией государства является административная ответственность.

1. Прочитай высказывание французского философа Ж.-Ж. Руссо (1712— 1778): «Найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает общей силой личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми… остаётся столь же свободным, как и прежде. Такова основная задача, которую решает общественный договор». Какой теории о происхождении государства придерживался, на твой взгляд, мыслитель? Свой ответ поясни.

Речь идет о теории общественного договора. Ее сторонниками являлись Т.Гоббс, Дж. Локк, Жан- Жак Руссо. Эта теория заключается в том, что люди полностью откажутся от своих суверенных прав в пользу государства, для того, чтобы обеспечивать свои интересы через функционирование государства.

Таким образом, общественный договор — соглашение между гражданами, по вопросам правил и принципов государственного управления с соответствующим им правовым оформлением.

2. В Великобритании портфель премьер-министра монарх вынужден автоматически предлагать лидеру парламентского большинства. О каком положении парламента в системе высших органов власти страны свидетельствует этот факт?

Это свидетельствует о том, что власть монарха ограничена положениями закона, а именно Конституцией. Парламент занимает главенствующее положение, а монарх номинальное. Он представляет собой лицо власти.

В республике высшие органы власти избираются на строго установленный срок. При этом в некоторых из них ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент, перед которым и несёт ответственность правительство. Такие республики называются парламентскими.

3. Какое из двух приведённых ниже положений отражает федеративный характер государственного устройства США:

Поясни свой ответ. 2 ответ верен. Это объясняется тем, как устроено федеративное государство. Здесь отдельные территории (штаты, республики, земли, являющиеся субъектами Федерации) обладают значительной самостоятельностью, имеют свои законы.

В субъектах Федерации действуют и собственные законы, и собственные органы управления. В нашей стране распределение полномочий между Центром и субъектами Федерации закреплено в Конституции.

4. Широко известны строки из стихотворения Н. А. Некрасова:

Объясни, что значит, на твой взгляд, быть сегодня достойным сыном Отечества.

Гражданство — это принадлежность к государству. Гражданство — это устойчивая политико-правовая связь человека с государством.
Быть гражданином государства означает иметь права, закрепленные в законодательстве и исполнять обязанности, по отношению к своему государству.

В Российской Федерации права и обязанности закреплены в Конституции РФ. Там сказано, что каждый гражданин, имеющий гражданство имеет равные права и обязанности с другими гражданами, несет равную ответственность перед государством.

Достойный гражданин — это гражданин, который не только пользуется своими правами, но и выполняет предписанные законом обязанности и выполняет общественно полезный долг. Например, воинский.

Источник

Конспект урока по теме : «Федеративное устройство РФ» 9 класс

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ТЕМА: «Россия – федеративное государство»

Тема: Россия – федеративное государство.

Цель: дать общее представление о федеративном устройстве России

познакомить обучающихся с составом российской Федерации, принципами федеративного устройства.

охарактеризовать конституционно – правовой статус РФ и её субъектов.

сформировать культуру диалога.

Тип урока: изучение нового материала

Основные понятия: федерация, субъект федерации.

Федерация, её субъекты.

I Работа по теме урока:

Федерация, её субъекты.

Учитель: В области государственно – территориального устройства Россия является федеративным государством.

Федеративное государство, или федерация (от лат. foederatio – союз, объединение) – форма государственного устройства, при которой части государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью в рамках федерации.

Учитель: Иными словами, при федеративном устройстве в государстве осуществлён раздел полномочий между общегосударственными (федеральными) органами власти и органами власти отдельных территорий – субъектов федерации.

Субъект Федерации – государственное образование в составе российской Федерации с присущими ему чертами государства, но ограниченное Конституцией и Федеративным договором.

Каждый субъект федерации имеет необходимые признаки полноценного государственного образования:

свои органы власти;

свой основной закон – конституцию или устав;

Учитель: Российская Федерация есть добровольное объединение отдельных территорий – её субъектов. Это объединение было оформлено Федеративным договором, подписанным 31 марта 1992г., а позднее нашло отражение Конституции РФ.

Запись в тетрадях: Правовое положение субъектов Российской Федерации

Учитель: Обратимся к тексту Конституции РФ и выделим основные характеристики субъектов в соответствии с Основным законом.

Характеристика субъектов РФ.

Республика:
— охарактеризована в Конституции России как «государство» (часть 2 статьи5);
— статус определяется Конституцией России и своей конституцией (часть 2 статьи 5, часть 1 статьи 66);

-вправе устанавливать свои государственные языки (часть 2 статьи 68).

— территория, причём границы между субъектами могут быть изменены только с их взаимного согласия.

-собственные символы государства: герб, флаг, гимн, столица.

Край, область, город федерального значения:

статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым краевым (областным, городским) законодательным (представительным) органом (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66).

— статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономной области (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66);

— может быть принят федеральный закон об автономной области (часть 3 статьи 66).

— статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономного округа (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66);

— может быть принят федеральный закон об автономном округе (часть 3 статьи 66);
— отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между соответствующим автономным округом и краем или областью (часть 4 статьи 66)

Учитель : В соответствии с ч.3 ст.5 Конституции России федеративное устройство РФ основывается на ряде принципов:

Принципы федерализма в российской Федерации: ( запись в тетрадь)

Государственная целостность. Обеспечивается единой системой власти, единым экономическим пространством, верховенством федерального (общегосударственного) права.

Разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и её субъектами. Взаимоотношения между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ строятся на основе предусмотренного Конституцией РФ разграничения сфер и компетенций их деятельности.

Учитель: Данные принципы, обеспечивая целостность и неделимость Российского государства, верховенство федерального права, предоставляют значительные права субъектам РФ в области организации власти, экономики, культуры и в социальной сфере.

Пути изменения состава Российской Федерации

Добровольное вхождение в РФ иностранного государства.

Образование на территории РФ нового субъекта, которое может быть осуществлено:

путём объединения двух или более субъектов в один;

путём разделения одного субъекта с образованием новых;

путём выделения нового из состава одного субъекта или нескольких субъектов, граничащих между собой;

путём вхождения одного субъекта в состав другого, в результате чего один из них утрачивает статус субъекта РФ.

Конституция закрепляет конституционно- правовой статус России и ее субъектов.

Федеративный строй РФ основывается на ряде принципов.

Конституция Российской Федерации: принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп. от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Рос. газ. 1993. 25 дек. № 237; СЗ РФ. 03.03.2014. N 9. Ст. 851.

Обществознание: учеб. пособие / авт. – сост. А. Ю. Лабезникова, М.Ю. Брандт.

Пархоменко И.Т. Обществознание: вопрос и ответ /Практическое пособие для учащихся средних школ, студентов средних специальных и высших учебных заведений. 2-е изд.: переработ. И доп. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2011. – 304 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *